ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-279/20 от 31.08.2020 Ярославского областного суда (Ярославская область)

Дело № 3а-279/2020

УИД 76OS0000-01-2020-000254-48

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

город Ярославль 31 августа 2020 года

Ярославский областной суд в составе

председательствующего судьи Щегольковой Е.Ю.

при секретаре Амелиной Я.Г.

с участием прокурора Лебедева А.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Общества с ограниченной ответственностью «АДС» о признании недействующим в части постановления Правительства Ярославской области от 31.10.2016 N 1135-п "О нормативах потребления коммунальных услуг по отоплению, водоснабжению и водоотведению и признании утратившими силу отдельных постановлений Правительства области",

установил:

Общество с ограниченной ответственностью (ООО) «АДС» является единой теплоснабжающей организацией (ЕТО- 6), эксплуатирующей закрытую систему теплоснабжения (горячего водоснабжения) во Фрунзенском районе города Ярославля.

Административный истец осуществляет деятельность по производству и реализации горячей воды для целей предоставления собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, расположенных в зоне деятельности ЕТО – 6, коммунальной услуги по горячему водоснабжению.

Указанная деятельность ООО «АДС» относится к регулируемым видам деятельности.

В частности, действующие тарифы на горячую воду, поставляемую потребителям ООО «АДС» (городской округ город Ярославль), на 2020 – 2024 годы установлены приказом Департамента жилищно – коммунального хозяйства, энергетики и регулирования тарифов Ярославской области от 18 декабря 2019 года № 357-г/вс.

Указанным Приказом установлены двухкомпонентные тарифы, состоящие из компонента на холодную воду и компонента на тепловую энергию, необходимую на подогрев холодной воды.

Постановлением Правительства Ярославской области от 31.10.2016 N 1135-п утверждены нормативы потребления коммунальных услуг по отоплению, водоснабжению и водоотведению, в том числе нормативы расхода тепловой энергии на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению.

Согласно данному постановлению с учетом изменений, внесенных в него постановлением Правительства Ярославской области от 22.04.2020 года N 366-п, норматив расхода тепловой энергии на подогрев холодной воды для домов без наружной сети горячего водоснабжения с изолированными стояками с полотенцесушителями установлен в размере 0,059932 Гкал на 1 куб. м;

для домов без наружной сети горячего водоснабжения с неизолированными стояками с полотенцесушителями в размере 0,064926 Гкал на 1 куб. м.

Административный истец, как организация, оказывающая услуги по горячему водоснабжению для данных типов многоквартирных домов, просит признать недействующим нормативный акт в указанной части, ссылаясь на то, что величина норматива определена с нарушением законодательства, имеющего большую юридическую силу, а именно пунктов 13, 19, 21, 22 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года № 306, поскольку, имея достаточное количество аналогов для расчета норматива методом применения аналогов, Правительством Ярославской области использован расчетный метод определения норматива.

Административный истец оспаривает также соответствие законодательству, имеющему большую юридическую силу, вышеуказанного постановления Правительства Ярославской области в части пункта 3.2, которым установлено, что нормативы, указанные в подпунктах 2.1, 2.2, 2.4 пункта 2, применяются с 01.01.2021, за исключением норматива расхода тепловой энергии на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению на территории городского округа города Рыбинска.

В указанной части административного иска административный истец приводит доводы о том, что постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2015 года N 129 органам государственной власти субъектов Российской Федерации предписано утвердить норматив потребления холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению в жилом помещении и норматив расхода тепловой энергии на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению.

На территории Ярославской области до настоящего времени такой норматив не действует, введение его в действие отложено до 1 января 2021 года, что создает правовую неопределенность при определении величины расходов организации, осуществляющей поставку горячей воды, и нарушает ее права и законные интересы.

В судебном заседании представители административного истца ООО «АДС» на основании доверенности Гималутдинов М.В. и Довгань А.С. административный иск поддержали.

Представители административного ответчика Правительства Ярославской области на основании доверенности Болнокина Т.А., Скворцов И.Г., Болгова А.А., являющаяся также представителем заинтересованного лица Департамента жилищно – коммунального хозяйства, энергетики и регулирования тарифов Ярославской области, административный иск не признали, полагали, что нормативный акт в оспариваемой его части принят уполномоченным органом государственной власти Ярославской области, с соблюдением процедуры его принятия и нормативным актам, имеющим большую юридическую силу, не противоречит.

Судом в качестве свидетеля допрошена ФИО1 – консультант Департамента жилищно – коммунального хозяйства, энергетики и регулирования тарифов Ярославской области, которая дала пояснения относительно методики расчета оспариваемых нормативов.

Прокурором в судебном заседании дано заключение о наличии оснований для удовлетворения требований административного иска о признании недействующим постановления Правительства Ярославской области от 31.10.2016 N 1135-п "О нормативах потребления коммунальных услуг по отоплению, водоснабжению и водоотведению и признании утратившими силу отдельных постановлений Правительства области" в той его части, которой установлен норматив расхода тепловой энергии на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению

для домов без наружной сети горячего водоснабжения с изолированными стояками с полотенцесушителями в размере 0,059932 Гкал на 1 куб. м;

для домов без наружной сети горячего водоснабжения с неизолированными стояками с полотенцесушителями в размере 0,064926 Гкал на 1 куб. м.

Заслушав лиц, участвующих в деле, заключение прокурора, допросив свидетеля, исследовав письменные материалы административного дела, суд приходит к следующему:

В соответствии с Конституцией Российской Федерации жилищное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

В соответствии с частью 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 3 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года № 306 (далее – Правила) нормативы потребления коммунальных услуг и нормативы потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме утверждаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Согласно статьям 45, 47 Устава Ярославской области Правительство Ярославской области является постоянно действующим высшим исполнительным органом государственной власти Ярославской области.

Правительство Ярославской области обеспечивает исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, настоящего Устава, законов Ярославской области и иных нормативных правовых актов Ярославской области на территории Ярославской области.

Таким образом, оспариваемое в настоящем административном деле постановление № 1135-п, которым утверждены нормативы потребления коммунальных услуг по отоплению, водоснабжению и водоотведению, в том числе нормативы расхода тепловой энергии на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, принято в пределах компетенции данного органа государственной власти Ярославской области.

Указанный факт установлен также вступившим в законную силу решением Ярославского областного суда от 17 октября 2019 года, которым постановление Правительства Ярославской области от 31.10.2016 N 1135-п "О нормативах потребления коммунальных услуг по отоплению, водоснабжению и водоотведению и признании утратившими силу отдельных постановлений Правительства области" признано недействующим в части утверждения норматива расхода тепловой энергии на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению

для домов без наружной сети горячего водоснабжения с изолированными стояками с полотенцесушителями в размере 0,059778 Гкал на 1 куб. м;

для домов без наружной сети горячего водоснабжения с неизолированными стояками с полотенцесушителями в размере 0,06476 Гкал на 1 куб. м.

На Правительство Ярославской области в порядке части 4 статьи 216 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации возложена обязанность принять заменяющий нормативный акт.

В связи с этим, Правительством Ярославской области 22 апреля 2020 года принято постановление № 366-п о внесении изменений в постановление № 1135-п, которыми вышеприведенные величины норматива расхода тепловой энергии на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению

для домов без наружной сети горячего водоснабжения с изолированными стояками с полотенцесушителями изменены с 0,059778 Гкал на 1 куб. м на 0,059932 Гкал на 1 куб. м;

для домов без наружной сети горячего водоснабжения с неизолированными стояками с полотенцесушителями изменены с 0,06476 Гкал на 1 куб. м на 0,064926 Гкал на 1 куб. м.

Постановление Правительства Ярославской области № 1135-п с учетом указанных внесенных в него изменений в порядке принятия заменяющего нормативного акта оспариваются административным истцов в настоящем административном деле.

При принятии нормативного акта в оспариваемой (действующей) редакции требования к форме нормативного акта, установленной статьей 52 Устава Ярославской области, соблюдены.

Постановление от 22 апреля № 366-п о внесении изменений в постановление № 1135-п опубликовано в издании Документ – Регион № 35 от 28 апреля 2020 года.

Требования Закона Ярославской области от 26.12.2014 года N 93-з "О порядке проведения оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов Ярославской области, проектов муниципальных нормативных правовых актов и экспертизы нормативных правовых актов" при его принятии соблюдены.

Проверяя содержание оспариваемых положений постановления № 1135-п по существу осуществляемого ими правового регулирования, суд приходит к следующему:

Разделом III Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года № 306, определены Методы установления нормативов потребления коммунальных услуг в жилых помещениях и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме.

Согласно положениям указанного Раздела (пункты 19, 21, 22) нормативы потребления коммунальных услуг в жилых помещениях устанавливаются с применением метода аналогов или расчетного метода.

Метод аналогов применяется при наличии сведений, полученных в результате измерений объема (количества) потребления коммунальных услуг приборами учета, установленными в многоквартирных домах или жилых домах с аналогичными конструктивными и техническими параметрами, степенью благоустройства многоквартирного дома или жилого дома и климатическими условиями. Количество измерений должно отвечать условиям представительности выборки. Представительность выборки определяется необходимым количеством многоквартирных домов или жилых домов, на основании данных о расходах коммунальных ресурсов по приборам учета в которых можно определять нормативы потребления коммунальных услуг в жилых помещениях в отношении всех многоквартирных домов или жилых домов с аналогичными конструктивными и техническими параметрами, степенью благоустройства многоквартирного дома или жилого дома и климатическими условиями.

Указанный метод применяется, если в выбранных многоквартирных домах или жилых домах техническая эксплуатация внутридомовых инженерных систем соответствует Правилам пользования жилыми помещениями, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 21 января 2006 г. N 25 "Об утверждении Правил пользования жилыми помещениями", и Правилам содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 г. N 491 "Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и Правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность".

Расчетный метод применяется в случае невозможности применения метода аналогов по причине отсутствия или недостаточности данных приборного учета потребления коммунальных услуг в многоквартирных домах или жилых домах, отвечающих условиям представительности выборки для проведения необходимых измерений.

Судом установлено, что в целях принятия заменяющего нормативного акта заинтересованным лицом Департаментом жилищно – коммунального хозяйства, энергетики и регулирования тарифов Ярославской области, на который возложены функции по определению и представлению на утверждение Правительства Ярославской области нормативов потребления коммунальных услуг, от органов местного самоуправления запрошена информация о количестве коммунальных ресурсов, потребленных многоквартирными домами за отопительный период 2018 – 2019 годов с разбивкой по типам систем горячего водоснабжения таких домов (с наружной или без наружной сети, с изолированными или неизолированными стояками), наличию или отсутствию полотенцесушителей, а также с предоставлением информации о тех фактах, которые согласно вышеприведенным положениям пункта 21 Правил являются основанием для исключения многоквартирных домов из выборки.

По результатам анализа представленной информации специалистом произведено исключение тех домов, которые не должны включаться в выборку, а именно дома, где отсутствуют общедомовые приборы учета, где отсутствует раздельный учет потребления тепловой энергии на нужды отопления и горячего водоснабжения, по причине наличия в составе домов нежилых помещений, по причине отсутствия бесперебойного предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, по причине отсутствия данных о расходе тепловой энергии на подогрев холодной воды.

Указанные действия в рамках расчета норматива суд полагает верными, соответствующими вышеприведенным требованиям Правил.

По результатам вышеописанной процедуры исключения домов из расчета специалистом Департамента, производившей расчет установлено:

3 аналога по домам с наружной сетью горячего водоснабжения с изолированными стояками с полотенцесушителями;

17 аналогов по домам без наружной сети горячего водоснабжения с изолированными стояками с полотенцесушителями;

отсутствие аналогов по домам с наружной сетью горячего водоснабжения с изолированными стояками без полотенцесушителей;

8 аналогов по домам без наружной сети горячего водоснабжения с изолированными стояками без полотенцесушителей;

74 аналога по домам с наружной сетью горячего водоснабжения с неизолированными стояками с полотенцесушителями;

62 аналога по домам без наружной сети горячего водоснабжения с неизолированными стояками с полотенцесушителями;

22 аналога по домам с наружной сетью горячего водоснабжения с неизолированными стояками без полотенцесушителей;

55 аналогов по домам без наружной сети горячего водоснабжения с неизолированными стояками без полотенцесушителей.

Таким образом, специалист Департамента установила, что из восьми групп домов по трем группам количество аналогов составило менее 10 домов.

В связи с этим, им произведен отказ от расчета норматива методом аналогов в отношении всех типов домов и применен расчетный метод.

При этом, как следует из расчета, специалистом выявлено 17 аналогов типов домов без наружной сети горячего водоснабжения с изолированными стояками с полотенцесушителями и 62 аналога типов домов без наружной сети горячего водоснабжения с неизолированными стояками с полотенцесушителями, то есть тех типов домов в которые поставляет услуги горячего водоснабжения административный истец.

Суд находит данные действия Департамента в рамках производства расчета норматива противоречащими вышеприведенным требованиям Правил.

В соответствии с пунктом 11 Правил нормативы потребления коммунальных услуг в жилых помещениях и нормативы потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме устанавливаются едиными для многоквартирных домов и жилых домов, имеющих аналогичные конструктивные и технические параметры, степень благоустройства, а также расположенных в аналогичных климатических условиях. При различиях в конструктивных и технических параметрах, степени благоустройства, а также климатических условиях, в которых расположены многоквартирные дома или жилые дома, указанные нормативы потребления коммунальных услуг дифференцируются в соответствии с категориями многоквартирных домов и жилых домов, предусмотренными приложением N 2 к настоящим Правилам.

Оспариваемыми положениями постановления № 1135-п установлены нормативы расхода тепловой энергии на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению для домов, имеющих различия в конструктивных параметрах.

Следовательно, возможность расчета норматива для каждого из типов домов различными методами не исключается.

В противном случае, расчет норматива методом аналогов в отношении тех типов домов, которые являются более многочисленными, будет поставлен в зависимость от недостаточной выборки типов домов, представленных в незначительном количестве.

Таким образом, судом установлено, что в нарушение требований Правил административным ответчиком и заинтересованным лицом при расчете величины норматива произведено необоснованное отступление от расчета данного норматива, в оспариваемой части, методом аналогов и применен расчетный метод.

Указанные обстоятельства, указывают на несоответствие расчета утвержденных постановлением № 1135-п нормативов расхода тепловой энергии на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению

для домов без наружной сети горячего водоснабжения с изолированными стояками с полотенцесушителями в размере 0,059932 Гкал на 1 куб. м;

для домов без наружной сети горячего водоснабжения с неизолированными стояками с полотенцесушителями в размере 0,064926 Гкал на 1 куб. м,

законодательству, имеющему большую юридическую силу, а именно пунктам 11, 19 Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года № 306.

Более того, суд обращает внимание, что апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции от 30 января 2020 года, которым оставлено без изменений решение Ярославского областного суда от 17 октября 2019 года, также содержит выводы о том, что пункты 11 и 19 Правил № 306 не содержат прямого запрета на использование метода аналогов в отношении тех категорий потребителей, для которых его применение является возможным, при невозможности его использования в части иных категорий потребителей.

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что положения постановления № 1135-п, принятые как заменяющий правовой акт, по вышеприведенным основаниям подлежат признанию недействующими.

Принимая во внимание, что нормативный акт в оспариваемой его части не применялся и не подлежит применению до 1 января 2021 года, суд полагает возможным признать его недействующим с момента вступления решения суда в законную силу.

В соответствии с требованиями части 4 статьи 216 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации на административного ответчика подлежит возложению обязанность принять заменяющий правовой акт, поскольку отсутствие правового регулирования вследствие признания вышеприведенных положений постановления № 1135-п недействующим повлечет недостаточную правовую урегулированность данных правоотношений, которая может повлечь за собой нарушение прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.

Разрешая требования административного иска в части признания недействующим пункта 3.2 постановления Правительства Ярославской области от 31.10.2016 N 1135-п, суд приходит к следующему:

Указанной нормой установлено, что нормативы, указанные в подпунктах 2.1, 2.2, 2.4 пункта 2, применяются с 01.01.2021 года, за исключением норматива расхода тепловой энергии на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению на территории городского округа города Рыбинска.

Пунктом 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 14.02.2015 года N 129 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам применения двухкомпонентных тарифов на горячую воду" органам государственной власти субъектов Российской Федерации предписано утвердить норматив потребления холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению в жилом помещении и норматив расхода тепловой энергии на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению не позднее 1 января 2021 года.

Указанные требования постановления органом государственной власти Ярославской области исполнены, соответствующие нормативы утверждены.

Исходя из того, что Правительством Российской Федерации установлено в качества конечной даты определения нормативов 1 января 2021 года, определение Правительством Ярославской области указанной даты в качестве даты введения в действие утвержденных нормативов приведенным положениям нормативного акта, имеющего большую юридическую силу, не противоречит, и установлено в пределах компетенции Правительства Ярославской области.

Иных нормативных актов, которые предписывали бы органу государственной власти Ярославской области ввести нормативы в действие в более ранние сроки, не установлено.

Следовательно, оснований для признания постановления № 1135-п недействующим в указанной части у суда не имеется.

Доводы административного истца о том, что введением в действие нормативов на территории муниципального образования городской округ город Рыбинск нарушены требования Федерального закона «О защите конкуренции», являются несостоятельными.

В соответствии с понятием «конкуренции», определенном в статье 4 указанного Федерального закона, это соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

Исходя из специфики деятельности субъектов рынка услуг в сфере водоснабжения, которые оказываются с использованием соответствующих систем водоснабжения, конкуренция между такими субъектами, действующими на территории города Рыбинск и на территориях иных муниципальных образований Ярославской области, исключается.

Как следует из пояснений представителей административного ответчика в судебном заседании, более ранее введение нормативов на территории указанного муниципального образования обусловлено соответствующим уровнем его социально – экономического развития, что подтверждено органами местного самоуправления городского округа город Рыбинск.

Таким образом, требования административного иска в указанной части подлежат отклонению судом.

Руководствуясь статьями 175 – 181, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

Административное исковое заявление Общества с ограниченной ответственностью «АДС» удовлетворить частично.

Признать недействующим с момента вступления решения суда в законную силу постановление Правительства Ярославской области от 31.10.2016 N 1135-п "О нормативах потребления коммунальных услуг по отоплению, водоснабжению и водоотведению и признании утратившими силу отдельных постановлений Правительства области" в части утверждения норматива расхода тепловой энергии на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению

для домов без наружной сети горячего водоснабжения с изолированными стояками с полотенцесушителями в размере 0,059932 Гкал на 1 куб. м;

для домов без наружной сети горячего водоснабжения с неизолированными стояками с полотенцесушителями в размере 0,064926 Гкал на 1 куб. м.

Возложить на Правительство Ярославской области обязанность в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу принять нормативный правовой акт, заменяющий постановление Правительства Ярославской области от 31.10.2016 N 1135-п "О нормативах потребления коммунальных услуг по отоплению, водоснабжению и водоотведению и признании утратившими силу отдельных постановлений Правительства области" в части установления норматива расхода тепловой энергии на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению для домов без наружной сети горячего водоснабжения с изолированными стояками с полотенцесушителями и для домов без наружной сети горячего водоснабжения с неизолированными стояками с полотенцесушителями.

В удовлетворении административного искового заявления Общества с ограниченной ответственностью «АДС» о признании недействующим пункта 3.2 постановления Правительства Ярославской области от 31.10.2016 N 1135-п "О нормативах потребления коммунальных услуг по отоплению, водоснабжению и водоотведению и признании утратившими силу отдельных постановлений Правительства области" отказать.

Опубликовать в издании "Документ – Регион» сообщение о принятии настоящего решения судом в течение одного месяца со дня его вступления в законную силу.

На решение может быть подана апелляционная жалоба, а прокурором может быть принесено апелляционное представление в Первый апелляционный суд общей юрисдикции через Ярославский областной суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Ярославского

областного суда Е.Ю. Щеголькова

Решение в окончательной форме изготовлено 14 сентября 2020 года