ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-279/2022 от 21.07.2022 Саратовского областного суда (Саратовская область)

Дело № 3а-279/2022

УИД 64OS0000-01-2022-000255-86

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

21 июля 2022 года город Саратов

Саратовский областной суд в составе:

председательствующего Аршиновой Е.В.,

при секретаре Куняевой Н.С.,

с участием представителя административного истца - ФИО1, представителя административного ответчика - ФИО2, представителя заинтересованного лица Федерального государственного бюджетного учреждения «Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по Саратовской области» - ФИО3, заинтересованного лица - ФИО4,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Волжской межрегиональной природоохранной прокуратуры в интересах Российской Федерации к министерству природных ресурсов и экологии Саратовской области о признании недействующим пункта 15 приказа министерства природных ресурсов и экологии Саратовской области от 12 августа 2020 года № 407 «Об определении границ рыболовных участков»,

установил:

министерством природных ресурсов и экологии Саратовской области 12 августа 2020 года издан приказ № 407 «Об определении границ рыболовных участков», которым определены границы 18 рыболовных участков в пределах Саратовской области, в том числе границы рыболовного участка на водохранилище <адрес> (пункт 15).

Волжская межрегиональная природоохранная прокуратура в интересах Российской Федерации обратилась с административным исковым заявлением, в котором просит признать недействующим пункт 15 приказа министерства природных ресурсов и экологии Саратовской области от 12 августа 2020 года № 407 «Об определении границ рыбоводного участка» как несоответствующий закону, имеющему большую юридическую силу. В обоснование доводов административный истец ссылается на то, что Волжской межрегиональной природоохранной прокуратурой по результатам проведенной проверки выявлены нарушения федерального законодательства при определении границ рыболовного участка, расположенного на водохранилище на притоке реки <адрес> Министерством природных ресурсов и экологии Саратовской области нарушена процедура принятия нормативного правового акта, а именно: границы рыболовного участка были определены в отсутствие заключения научной организации, осуществляющей деятельность в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов, а также в области аквакультуры (рыболовства), не были учтены предложения органов местного самоуправления Осиновского муниципального образования Марксовского муниципального района Саратовской области, на территории которого находится водный объект. Кроме того, при проведении прокуратурой проверки в рамках рассмотрения жалобы временно исполняющего обязанности директора Федерального государственного бюджетного учреждения «Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по Саратовской области» ФИО5 установлено, что фактически рыболовный участок сформирован на водном объекте, используемом в процессе функционирования мелиоративной системы, тогда как, согласно части 3 статьи 4 Федерального закона от 02 июля 2013 года № 148-ФЗ «Об аквакультуре (рыболовстве) и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» на водных объектах, используемых в процессе функционирования мелиоративных систем, рыболовные участки не выделяются. Вместе с тем рыболовный участок выделен на водохранилище, которое является частью гидротехнического сооружения «ГТС водохранилища Приволжская оросительная система» с кадастровым номером , адрес которого: Осуществление деятельности в области аквакультуры (рыболовства) на водном объекте, используемом в процессе функционирования мелиоративной системы, нарушает права и законные интересы Российской Федерации, как собственника вышеуказанного гидротехнического сооружения.

В судебном заседании представитель административного истца поддержал административные исковые требования, дал объяснения аналогичные изложенным в административном исковом заявлении.

Представитель министерства природных ресурсов и экологии Саратовской области, поддержав письменные возражения, просила в удовлетворении административного искового заявления отказать. Указала, что оспариваемый приказ принят уполномоченным органом, в пределах его компетенции, процедура принятия нормативного правового акта соблюдена. Министерством природных ресурсов и экологии Саратовской области 13 июля 2020 года в адрес Марксовского муниципального района Саратовской области направлялось письмо № 7768/1 с предложением принять участие в заседании комиссии по определению границ рыболовных участков. Однако представители района для участия в заседании комиссии не явились, что само по себе не является препятствием к проведению заседания комиссии и рассмотрению вопроса об определении границ рыболовных участков. Помимо этого указывает, что наличие на водохранилище, на котором определен рыболовный участок, насосных станций, водозаборных, водораспределительных и водосбросных сооружений, а также факт передачи гидротехнического сооружения, в состав которого входит водохранилище, в оперативное управление Федеральному государственному бюджетному учреждению «Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по Саратовской области» не свидетельствует об использовании указанного водохранилища на момент определения границ рыболовного участка в качестве мелиоративной (ирригационной) системы. Соответствующих документов, подтверждающих право Федерального государственного бюджетного учреждения «Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по Саратовской области» на использование водного объекта, в границах которого пунктом 15 приказа № 407 был определен спорный рыболовный участок, не представлено. Также считает, что у прокурора отсутствует право на обращение в суд с указанным административным исковым заявлением.

Представитель Федерального государственного бюджетного учреждения «Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по Саратовской области» полагал административные исковые требования подлежащими удовлетворению, так как министерством природных ресурсов и экологии Саратовской области нарушена процедура принятия нормативного правового акта, в том числе не учитывалось мнение Федерального государственного бюджетного учреждения «Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по Саратовской области», отсутствуют сведения о прохождении государственной регистрации нормативного правового акта, Федеральное государственное бюджетное учреждение «Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по Саратовской области» использует данное водохранилище по его целевому назначению, а именно для орошения с целью полива сельскохозяйственных культур.

Заинтересованное лицо ФИО4 в судебном заседании пояснил, что с 2004 года указанное водохранилище используется им для разведения рыбы.

Иные лица, участвующие в деле, о дате, времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, в суд не явились, ходатайств об отложении рассмотрения дела не заявили. При указанных обстоятельствах, руководствуясь статьей 150, частью 5 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), суд считает возможным рассмотреть административное дело в отсутствие неявившихся лиц.

Заслушав объяснения представителя административного истца, представителя административного ответчика, заинтересованного лица, представителя заинтересованного лица, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации защита гражданских прав осуществляется, в том числе путем признания недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления.

Волжской межрайонной природоохранной прокуратурой в ходе проведенной проверки установлено несоблюдение федерального законодательства при определении границ рыболовного участка, расположенного на водохранилище на притоке реки <данные изъяты> на территории Марксовского муниципального района Саратовской области, что привело к нарушению прав Российской Федерации как собственника водного объекта.

Вопреки доводам административного ответчика обращение прокурора в суд с иском в интересах Российской Федерации соответствует части 1 статьи 39 КАС РФ, Закону Российской Федерации от 17 января 1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», разъяснениям, содержащимся в пункте 9 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами».

Согласно части 1 и пункту 3 части 2 статьи 5 Водного кодекса Российской Федерации водные объекты подразделяются в зависимости от особенностей их режима, физико-географических, морфометрических и других особенностей. К поверхностным водным объектам относятся, в том числе, водотоки (реки, ручьи, каналы) и водоемы (озера, пруды, обводненные карьеры, водохранилища).

Поверхностные водные объекты состоят из поверхностных вод и покрытых ими земель в пределах береговой линии. Береговая линия (граница водного объекта) для реки, ручья, канала, озера, обводненного карьера определяется по среднемноголетнему уровню вод в период, когда они не покрыты льдом, а для пруда, водохранилища - по нормальному подпорному уровню воды (части 3 и пункты 2, 3 части 4 статьи 5 Водного кодекса Российской Федерации).

Согласно Государственному стандарту Союза ССР 19179-73 «Гидрология суши. Термины и определения» водный объект - сосредоточение природных вод из поверхности суши либо в горных породах, имеющее характерные формы распространения и черты режима (пункт 6).

Гидрологический режим - совокупность закономерно повторяющихся изменений состояния водного объекта, присущих ему и отличающих его от других водных объектов (пункт 9). Водный режим - изменение во времени уровней, расходов и объемов воды в водных объектах и почвогрунтах (пункт 14).

Водоток - водный объект, характеризующийся движением воды в направлении уклона в углублении земной поверхности (пункт 15). Водоем - водный объект в углублении суши, характеризующийся замедленным движением воды или полным его отсутствием. Различают естественные водоемы, представляющие собой природные скопления воды во впадинах, и искусственные водоемы - специально созданные скопления воды в искусственных или естественных углублениях земной поверхности (пункт 18 и примечание к нему). Гидрографическая сеть - совокупность водотоков и водоемов в пределах какой-либо территории (пункт 28).

Река - водоток значительных размеров, питающийся атмосферными осадками со своего водосбора и имеющий четко выраженное русло (пункт 21). Озеро - естественный водоем с замедленным водообменом (пункт 176). Водохранилище - искусственный водоем, образованный водоподпорным сооружением на водотоке с целью хранения воды и регулирования стока (пункт 175).

Согласно части 2 статьи 4 Федерального закона от 02 июля 2013 года № 148-ФЗ «Об аквакультуре (рыбоводстве)» (далее – ФЗ «Об аквакультуре (рыболовстве») береговые линии (границы водных объектов) и (или) границы частей водных объектов, признаваемых рыбоводными участками, определяются в соответствии с требованиями Водного кодекса Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Порядок определения границ водных объектов и (или) их частей, участков континентального шельфа Российской Федерации и участков исключительной экономической зоны Российской Федерации, признаваемых рыбоводными участками (далее - границы рыбоводных участков), установлен соответствующими Правилами, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2014 года № 1183 (далее - Правила).

В соответствии с подпунктом «в» пункта 2 данных Правил определение границ рыбоводных участков в отношении рыбоводных участков во внутренних водах Российской Федерации, за исключением внутренних морских вод Российской Федерации, расположенных на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, а также во внутренних морских водах Российской Федерации и в территориальном море Российской Федерации, прилегающих к территории муниципального образования соответствующего субъекта Российской Федерации, осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Пунктом 11 Правил установлено, что на основании результатов рассмотрения предложений, а также инициативы органа государственной власти комиссия принимает решение об определении границ рыбоводного участка или об отказе в определении границ рыбоводного участка в случае несоответствия указанных предложений статье 4 Федерального закона «Об аквакультуре (рыбоводстве) и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» или пункту 9 настоящих Правил.

Решение комиссии оформляется протоколом, к которому прилагаются сведения о рыбоводных участках с указанием их границ, наименования водного объекта, муниципального образования (в случае если рыбоводный участок расположен на территории муниципального образования либо примыкает к территории муниципального образования), площади и вида водопользования, предусмотренного Водным кодексом Российской Федерации.

Орган государственной власти в течение 10 рабочих дней после подписания указанного в пункте 11 настоящих Правил протокола комиссии определяет границы рыбоводных участков посредством принятия правового акта, содержащего сведения о рыбоводных участках с указанием их границ, наименования водного объекта, муниципального образования (в случае если рыбоводный участок расположен на территории муниципального образования либо примыкает к территории муниципального образования), площади и вида водопользования, предусмотренного Водным кодексом Российской (пункт 12 Правил).

В силу положений подпункта «а» пункта 13 Правил орган государственной власти после принятия правового акта в течение 3 рабочих дней размещает на своем официальном сайте в сети «Интернет» правовой акт, а также протокол комиссии и схему водных объектов с нанесенными границами рыбоводных участков.

В целях определения границ рыбоводных участков орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации создает комиссию по определению границ рыбоводных участков (пункт 3 Правил), порядок деятельности которой определен приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 11 марта 2015 года № 94.

В соответствии с пунктом 12.6.1 Положения о министерстве природных ресурсов и экологии Саратовской области, утвержденного 08 октября 2013 года № 537-П постановлением Правительства Саратовской области, к полномочиям министерства природных ресурсов и экологии Саратовской области в сфере аквакультуры (рыболовства) относится определение территории Саратовской области береговых линий (границ водных объектов) и (или) границ частей водных объектов, признаваемых водными участками.

Для осуществления возложенных на министерство задач и функций министерство имеет право издавать правовые акты (приказы, распоряжения) по вопросам компетенции министерства (подпункт 4 пункта 14 Положения о министерстве).

Как видно из материалов дела, 31 июля 2020 года проведено заседание комиссии по определению границ рыбоводного участка, созданной на основании приказа министерства природных ресурсов и экологии Саратовской области от 15 мая 2015 года № 219. На основании протокола заседания комиссии приказом министерства природных ресурсов и экологии Саратовской области от 12 августа 2020 года № 407 определены границы рыбоводного участка, расположенного на водохранилище на притоке реки <адрес> на территории Марксовского муниципального района Саратовской области (пункт 15).

Приказ министерства природных ресурсов и экологии Саратовской области от 12 августа 2020 года № 407 «Об определении границ рыболовного участка» обладает признаками нормативного правового акта, поскольку направлен на регулирование общественных отношений в сфере осуществления аквакультуры, затрагивающих неопределенный круг лиц, рассчитан на неоднократное применение, так как позволяет заниматься рыбоводством на выделенных рыбоводных участках неопределенному кругу лиц, направлен на изменение или прекращение существующих правоотношений, обязателен для неопределенного круга лиц в связи с использованием рыболовного участка, издан управомоченным органом государственной власти - министерством природных ресурсов и экологии Саратовской области.

Протокол заседания комиссии и оспариваемый приказ от 12 августа 2020 года № 407 в соответствии с пунктом 13 Правил были размещены на сайте министерства природных ресурсов и экологии Саратовской области в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

В соответствии со статьей 5 Закона Саратовской области № 64-ЗСО от 26 июня 2006 года в редакции от 02 февраля 2021 года «О порядке обнародования и вступления в силу правовых актов органов государственной власти Саратовской области» постановления Губернатора области и Правительства области, нормативные правовые акты иных органов исполнительной власти области подлежат официальному опубликованию в течение десяти дней со дня их подписания.

На основании статьи 6 Закона Саратовской области № 64-ЗСО от 26 июня 2006 года в редакции от 02 февраля 2021 года «О порядке обнародования и вступления в силу правовых актов органов государственной власти Саратовской области» официальным опубликованием законов области, постановлений областной Думы, имеющих нормативный характер, постановлений Губернатора области и Правительства области, нормативных правовых актов иных органов исполнительной власти области считается первая публикация их полного текста в газете «Саратовская областная газета «Регион 64», в «Собрании законодательства Саратовской области», первое размещение (опубликование) на сайте сетевого издания «Новости Саратовской губернии» (www.G-64.RU), сайте сетевого издания «Регион 64» (www.RE64.RU), «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru). В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 02 апреля 2014 года № 198 «О порядке опубликования законов и иных правовых актов субъектов Российской Федерации на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru)» опубликование законов и иных нормативных правовых актов органов государственной власти области на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru) осуществляется в течение десяти дней со дня их подписания.

Приказ министерства природных ресурсов и экологии Саратовской области от 12 августа 2020 года № 407 «Об определении границ рыбоводного участка» и протокол заседания комиссии по определению границ рыболовных участков в пределах Саратовской области от 31 июля 2020 года опубликованы 20 августа 2020 года на сайте сетевого издания «Новости Саратовской Губернии» (www.G-64.RU).

Письмом от 02 сентября 2020 года № 9894 министерством природных ресурсов и экологии Саратовской области приказ от 12 августа 2020 года № 407 направлен в Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Саратовской области для проведения правовой и антикоррупционной экспертизы и включения приказа в федеральный регистр нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Саратовской области (письмо от 18 июля 2022 года № 64/02-5395) на запрос суда сообщено, что приказ министерства природных ресурсов и экологии Саратовской области от 12 августа 2020 года № 407 поступил в Управление 02 сентября 2020 года. Вместе с тем данный акт не был включен в федеральный регистр, так как не соответствует критериям включения в федеральный регистр (пункт 9 разъяснений по применению Порядка о ведения федерального регистра нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, утвержденных приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 04 марта 2021 года № 27).

Согласно подпункту «б» пункта 5 Правил указано, что орган государственной власти при определении границ рыбоводных участков учитывает, в том числе, заключения научных организаций, осуществляющих деятельность в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов, а также в области аквакультуры (рыбоводства).

В силу пункта 10 Порядка деятельности комиссии по определению границ рыболовных участков, утвержденного Приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 11 марта 2015 года № 94, секретарь Комиссии запрашивает заключения научных организаций, осуществляющих деятельность в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов, а также в области аквакультуры (рыбоводства).

Представитель министерства природных ресурсов и экологии Саратовской области считает, что процедура принятия нормативного правового акта не нарушена, поскольку приказом министерства природных ресурсов и экологии Саратовской области от 15 мая 2015 года № 219 создана комиссия по определению границ рыболовных участков, в состав которой включена кандидатура заместителя руководителя Саратовского филиала Федерального государственного бюджетного научного учреждения (далее - ФГБНУ) «Всероссийский научно-исследовательский институт рыболовного хозяйства и океанологии» ФИО6 В ходе заседания комиссии ФИО6 озвучивал позицию ФГБНУ «Всероссийский научно-исследовательский институт рыболовного хозяйства и океанологии» о возможности или невозможности размещения рыболовного участка на том или ином водном объекте, что, по сути, является заключением, которое органу государственной власти надлежит учитывать при определении границ рыболовных участков. Кроме того, правовые акты, имеющие большую юридическую силу, не содержат требований относительно порядка и формы получения указанных заключений. 13 июля 2020 года министерством природных ресурсов и экологии по Саратовской области направлялось обращение в Саратовский филиал ФГБНУ «Всероссийский научно-исследовательский институт рыболовного хозяйства и океанологии» о предоставлении заключения о возможности размещения рыболовных участков, расположенных на территории Саратовской области, на которое был получен ответ о том, что стоимость работы по подготовке заключений о возможности размещения рыболовных участков на территории Саратовской области составляет по прейскуранту 275 000 рублей.

Вместе с тем из сообщения ФГБНУ «Всероссийский научно-исследовательский институт рыболовного хозяйства и океанологии», Положения о Саратовском филиале ФГБНУ «Всероссийский научно-исследовательский институт рыболовного хозяйства и океанологии», Устава ФГБНУ «Всероссийский научно-исследовательский институт рыболовного хозяйства и океанологии» следует, что Саратовский филиал ФГБНУ «Всероссийский научно-исследовательский институт рыболовного хозяйства и океанологии» в 2019 году реорганизован путем присоединения к ФГБНУ «Всероссийский научно-исследовательский институт рыболовного хозяйства и океанологии». Согласно приказам ФГБНУ «Всероссийский научно-исследовательский институт рыболовного хозяйства и океанологии» № 71 от 14 февраля 2019 года и № 131 от 06 марта 2019 года деятельность филиала, не связанная с выполнением Государственного задания, должна осуществляться в рамках приносящей доход деятельности, согласно утвержденном прейскуранту. Выдача заключений о возможности размещения рыболовных участков на водных объектах зоны ответственности Саратовским филиалом ФГБНУ «Всероссийский научно-исследовательский институт рыболовного хозяйства и океанологии» не включена в Государственное задание, выполняемое в рамках бюджетного финансирования. Выдача заключения о размещении рыболовных участков на территории Саратовской области возможна только на договорной основе. В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2014 года № 1183 научные заключения о возможности размещения рыболовных участков с отражением соответствующей информации правомочна выдавать научная организация, осуществляющая деятельность в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов, а также в области аквакультуры (рыболовства). Саратовский филиал ФГБНУ «Всероссийский научно-исследовательский институт рыболовного хозяйства и океанологии» исходя из Положения о Саратовском филиале ФГБНУ «Всероссийский научно-исследовательский институт рыболовного хозяйства и океанологии», Устава ФГБНУ «Всероссийский научно-исследовательский институт рыболовного хозяйства и океанологии» является научной организацией, осуществляющей перечисленные виды деятельности. Саратовский филиал ФГБНУ «Всероссийский научно-исследовательский институт рыболовного хозяйства и океанологии» не давал научного заключения о возможности выделения рыболовного участка и определения его границ на <адрес>. Присутствующий на заседании комиссии представитель Саратовского филиала ФГБНУ «Всероссийский научно-исследовательский институт рыболовного хозяйства и океанологии» не определяет и не проверяет географические координаты границ формируемого рыболовного участка. Таким образом, включение в состав комиссии сотрудника Саратовского филиала ФГБНУ «Всероссийский научно-исследовательский институт рыболовного хозяйства и океанологии» не заменяет заключение научной организации, осуществляющей деятельность в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов, а также в области аквакультуры (рыболовства).

Таким образом, министерством природы и экологии Саратовской области нарушена процедура принятия оспариваемого нормативного правового акта при определении границы рыболовного участка на водохранилище на притоке реки Малый Караман на территории Марксовского муниципального района Саратовской области.

Кроме того, в обоснование нарушения процедуры принятия приказа министерства природных ресурсов и экологии Саратовской области от 12 августа 2020 года № 407 административный истец также ссылается на то, что ни министерством, ни комиссией не были учтены предложения органов местного самоуправления Осиновского муниципального образования Марковского муниципального района Саратовской области, на территории которого находится водный объект. При этом заинтересованное лицо Федеральное государственное бюджетное учреждение «Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по Саратовской области» указывает, что в нарушение пункт 3 части 3 статьи 3 ФЗ «Об аквакультуре (рыболовстве)» ни министерством, ни комиссией его мнение также не учитывалось.

Анализируя пункт 3 части 3 статьи 3 ФЗ «Об аквакультуре (рыболовстве)», подпункта «а» пункта 5, пунктов 6, 7 Правил, пункта 10 Порядка деятельности комиссии по определению границ рыболовных участков, утвержденного Приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 11 марта 2015 года № 94, суд приходит к выводу о том, что юридические лица, муниципальные образования имеют право при подготовки решений, реализация которых может оказать воздействие на водные объекты при их использовании и охране, в порядке и в формах, которые установлены законодательством Российской Федерации ознакомится с информацией, размещенной на официальном сайте органа государственной власти, в чьи полномочия входит определение границ рыбоводных участков, а также направить в данный орган свои предложения и замечания (пункт 7 Правил) либо непосредственного обратиться в данный орган с заявлением об установлении или изменении таких границ (подпункт «а» пункта 5 Правил).

Требований, возлагающих на комиссию обязанность запрашивать у органов местного самоуправления соответствующие предложения и информацию относительно образуемого рыболовного участка, в том числе места его размещения, нормативные правовые акты не содержат.

В соответствии с пунктом 3 Правил, пунктом 6 Порядка деятельности комиссии по определению границ рыболовных участков, утвержденного Приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 11 марта 2015 года № 94, в состав комиссии включаются представители муниципальных образований.

Приказом министерства природных ресурсов и экологии Саратовской области от 15 мая 2015 года № 219 (в редакции приказа от 12 мая 2020 года № 225) «О создании комиссии по определению границ рыболовных участков» в состав включаются представители муниципальных образований.

В силу подпункта 5 пункта 2 Устава Марксовского муниципального района Саратовской области (принят на референдуме 22 декабря 1996 года) в состав муниципального района входит Осиновское муниципальное образование, имеющее статус сельского поселения.

Министерством природных ресурсов и экологии Саратовской области 13 июля 2020 года было направлено письмо № 7768/1 в адрес Марксовского муниципального района Саратовской области с предложением принять участие в заседании комиссии по определению границ рыболовных участков. Однако представители района для участия в заседании комиссии не явились, что не являлось препятствием к проведению заседания комиссии и рассмотрению вопроса об определении границ рыболовного участка.

Таким образом, суд приходит к выводу об отсутствии в указанной части нарушений, связанных с порядком принятия приказа № 407 от 12 августа 2020 года в оспариваемых положениях.

В соответствии с частью 3 статьи 4 ФЗ «Об аквакультуре (рыболовстве)» в обводненных карьерах и прудах (в том числе образованных водоподпорными сооружениями на водотоках), а также на водных объектах, используемых в процессе функционирования мелиоративных систем, включая ирригационные системы, рыбоводные участки не выделяются.

Доводы административного ответчика об отсутствии документов, подтверждающих право Федерального государственного бюджетного учреждения «Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по Саратовской области» на использование водного объекта, в границах которого пунктом 15 приказа № 407 от 12 августа 2020 года был определен спорный рыболовный участок, опровергаются следующим.

Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости гидротехническое сооружение «ГТС водохранилища Приволжская оросительная система», расположенное по адресу: <адрес> с кадастровым номером , включает в себя <адрес> емкостью 1,5 млн.м3, образованное перегораживанием грунтовой плотиной балки «<данные изъяты>», находящейся в <адрес>, плотину через балку, площадку с двумя насосными станциями , подающими воду на орошение, водозаборное, водораспределительное и водосбросное сооружения. Указанный объект является собственностью Российской Федерации. Распоряжением Федерального агентства по управлению государственным имуществом Саратовской области от 05 июля 2010 года № 243-р данное гидротехническое сооружение передано в оперативное управление Федеральному государственному бюджетному учреждению «Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по Саратовской области» (т. 2 л.д. 2).

Гидротехническое сооружение «ГТС водохранилища Приволжская оросительная система» расположено на земельном участке с кадастровым номером , общей площадью 1 015 066 кв.м, расположенном по адресу: <адрес>, категория земель: земли водного фонда, разрешенное использование: для эксплуатации водохранилища. Земельный участок принадлежит на праве собственности Российской Федерации, передан на праве постоянного (бессрочного) пользования Федеральному государственному бюджетному учреждению «Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по Саратовской области» (т. 1 л.д. 81, 82).

Согласно заключению кадастрового инженера и проекту границ земельного участка (т. 2 л.д. 37-38) в результате проведенной конвертации графических координат, указанных в приказе от 12 августа 2020 года № 407 «Об определении границ рыболовных участков» в координаты геодезические и сверки их со сведениями, содержащимся в ЕГРН, в отношении границы земельного участка выявлено, что граница рыболовного участка пересекает границы объекта недвижимости с кадастровым номером .

Представитель министерства приходных ресурсов и экологии по Саратовской области в ходе рассмотрения дела пояснял, что при принятии нормативного правового акта в оспариваемой части у государственного органа не имелось информации о том, что в границах определяемого рыболовного участка осуществляется мелиоративная (ирригационная) деятельность, так как в государственном водном реестре отсутствуют сведения в отношении <данные изъяты>, земельного участка под водохранилищем с кадастровым номером . Однако в судебном заседании представитель административного ответчика пояснил, что министерством природных ресурсов и экологии по Саратовской области был направлен запрос в Нижне-Волжское бассейновое водное управление (отдел водных ресурсов по Саратовской области) для получения сведений из государственного водного реестра только в отношении водохранилища на притоке <адрес> (т. 2 л.д. 1). На запрос был получен ответ о том, что сведения о запрашиваемом водохранилище в государственном водном реестре не найдены. Вместе с тем водный объект имеет иное наименование «<данные изъяты> и сведения об указанном объекте по сообщению Нижне-Волжского бассейнового водного управление (отдел водных ресурсов по Саратовской области) в государственном водном реестре имеются.

В соответствии с правилами эксплуатации гидротехнических сооружений <данные изъяты> расположенного <адрес> данное водохранилище предназначено для аккумуляции воды в паводок и орошения. Забор воды на орошение производится с помощью донного водовыпуска - водозабора насосными станциями . По заключению кадастрового инженера (т. 3 л.д. 87-88) сооружение является гидротехническим сооружением, входящим в состав Приволжской оросительной системы, основным функциональным назначением которого является создание необходимых условий для увеличения объемов производства высококачественной сельскохозяйственной продукции на основе восстановления и повышения плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения при выполнении комплекса гидромелиоративных мероприятий.

Федеральным государственным бюджетным учреждением «Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по Саратовской области» в 2020 и 2021 годах заключены договоры оказания услуг по подаче воды для полива сельсхозяйственных культур. В указанных договорах указано, что подача воды из водохранилища осуществляется насосными станциями . В соответствии с техническими паспортами насосных станций (приложение № 4), забор воды данными насосными станциями осуществляется из водохранилища (приложения № № 5 и 6).

Вопросы, касающиеся прав собственников и титульных владельцев гидротехнических сооружений, урегулированы Гражданским кодексом Российской Федерации и Федеральным законом от 21 июля 1997 года № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений». Так, собственник (титульный владелец) и (или) эксплуатирующая организация гидротехнического сооружения имеет права владения, пользования и распоряжения гидротехническим сооружением как объектом недвижимости и обязан соблюдать требования, установленные статьей 9 указанного закона, а именно: обеспечивать соблюдение обязательных требований при строительстве, капитальном ремонте, эксплуатации, реконструкции, консервации и ликвидации гидротехнических сооружений, а также их техническое обслуживание, эксплуатационный контроль и текущий ремонт; обеспечивать контроль (мониторинг) за показателями состояния гидротехнического сооружения, природных и техногенных воздействий и на основании полученных данных осуществлять оценку безопасности гидротехнического сооружения; обеспечивать проведение регулярных обследований гидротехнического сооружения.

Заключение договора рыболовного участка, принятого на основании оспариваемого приказа, может препятствовать необходимой эксплуатации гидротехнического сооружения, принадлежащего на праве оперативного управления Федерального государственного бюджетным учреждением «Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по Саратовской области».

Таким образом, Водохранилище » является водным объектом, используемым в процессе функционирования мелиоративных систем, включая ирригационные системы, а поэтому решение о выделении рыболовного участка на данном водохранилище противоречит части 3 статьи 4 ФЗ «Об аквакультуре (рыболовстве)».

Доводы заинтересованного лица ФИО4 об использовании с 2004 года водохранилища для разведения рыбы в соответствии с заключенными договорами правового значения. При рассмотрении настоящего дела значимым обстоятельством является проверка оспариваемого нормативного правового акта на его соответствие федеральному закону или иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.

При таких обстоятельствах административное исковое Волжской межрегиональной природоохранной прокуратуры в интересах Российской Федерации о признании недействующим приказа министерства природных ресурсов и экологии Саратовской области от 12 августа 2020 года № 407 «Об определении границ рыболовных участков» в части определения границы рыболовного участка на водохранилище на притоке реки <данные изъяты> на территории Марксовского муниципального района Саратовской области (пункт 15) является обоснованным и подлежит удовлетворению.

В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.

С учетом того, что приказ министерства экологии и природных ресурсов по своему правовому содержанию является нормативным правовым актом, принят в оспариваемой части с нарушением процедуры, противоречит приведенным выше положениям федерального законодательства, имеющим большую юридическую силу, он подлежит признанию недействующим в оспариваемой части, исходя из разъяснений, содержащихся в пункте пункт 40 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами», со дня его принятия министерством природных ресурсов и экологии Саратовской области.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

признать недействующим со дня принятия приказ министерства природных ресурсов и экологии Саратовской области от 12 августа 2020 года № 407 «Об определении границ рыболовных участков» в части определения границы рыболовного участка на водохранилище на притоке реки <адрес> на территории Марксовского муниципального района Саратовской области (пункт 15).

Решение суда в течение одного месяца после вступления в законную силу в соответствии с пунктом 2 части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации подлежит опубликованию в средстве массовой информации, в котором был опубликован оспариваемый нормативный правовой акт.

Решение может быть обжаловано в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции через Саратовский областной суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий Е.В. Аршинова