дело № 3а-27/17
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
гор.Брянск 12 апреля 2017 года
Брянский областной суд в составе:
судьи областного суда Банного И.И
при секретаре Денисовой К.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску прокурора Брянской области в защиту интересов муниципального образования «Сельцовский городской округ», неопределенного круга лиц о признании противоречащим федеральному законодательству и недействующим пункта 3 Положения об условиях, порядке назначения, выплаты и перерасчета муниципальной пенсии за выслугу лет выборному должностному лицу местного самоуправления Сельцовского городского округа», утвержденного Решением Совета народных депутатов города Сельцо от 18 февраля 2009 года № 4-884 ( в редакции Решения от 29 августа 2013 года № 5-854),
У С Т А Н О В И Л :
Решением Совета народных депутатов города Сельцо Брянской области от 18 февраля 2009 года № 4-884 утверждено Положение об условиях, порядке назначения, выплаты и перерасчета муниципальной пенсии за выслугу лет выборному должностному лицу местного самоуправления Сельцовского городского округа. Указанное решение официально опубликовано в городской газете «Сельцовский вестник» 27 февраля 2009 года № 9(740).
Положение об условиях, порядке назначения, выплаты и перерасчета муниципальной пенсии за выслугу лет выборному должностному лицу местного самоуправления Сельцовского городского округа (далее - Положение), утвержденное решением Совета народных депутатов от 18 февраля 2009 года N 4-884, устанавливает условия, порядок назначения, выплаты и перерасчета муниципальной пенсии за выслугу лет главе города Сельцо, заместителю главы города Сельцо, замещавшим указанные должности на постоянной основе (пункт 1).
Пунктами 2, 2.1, 2.2 Положения установлено, что муниципальная пенсия – ежемесячная доплата к государственной пенсии, право на получение которой определяется по основаниям и в порядке, установленными настоящим Положением и которая выплачивается гражданам при выходе на государственную пенсию, назначенную в соответствии с Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» либо досрочно оформленную в соответствии с Законом Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации», при соблюдении следующих условий: граждане осуществляли полномочия главы города, заместителя главы города на постоянной основе в течение срока, установленного Уставом Сельцовского городского округа в новой редакции, но не менее трех лет либо наличии стажа муниципальной службы не менее пятнадцати лет; при досрочном прекращении полномочий должностных лиц, удовлетворяющих условиям, установленным пунктами 2.1 настоящего Положения, если оно произошло не в результате вступления в законную силу обвинительного приговора суда.
Согласно пунктам 3, 4, 5 Положения муниципальная пенсия за выслугу лет назначается и выплачивается в размере 45 процентов от среднемесячного заработка главы города Сельцо, заместителя главы города Сельцо. При наличии стажа работы на выборной муниципальной должности и (или) муниципальной службы свыше 15-ти лет муниципальная пенсия увеличивается на 3 процента от среднемесячного заработка за каждый полный год стажа. При этом размер муниципальной пенсии не может превышать 65 процентов от среднемесячного заработка лица, замещавшего выборную муниципальную должность Совета народных депутатов города Сельцо. Размер муниципальной пенсии главе города Сельцо, заместителю главы города Сельцо исчисляется исходя из расчета их среднемесячного заработка за последние полные 12 месяцев замещения выборной муниципальной должности, предшествовавших дню прекращения замещения должности либо дню достижения ими возраста, дающего право на трудовую пенсию по старости, или дню, с которого установлена инвалидность.
В соответствии с пунктом 22 Положения финансирование расходов, связанных с выплатой муниципальной пенсии, осуществляется за счет средств бюджета Сельцовского городского округа.
Прокурор Брянской области обратился в суд с административным исковым заявлением в защиту интересов муниципального образования «Сельцовский городской округ» и неопределенного круга лиц о признании противоречащим федеральному законодательству и недействующим со дня вступления решения суда в законную силу пункта 3 Положения об условиях, порядке назначения, выплаты и перерасчета муниципальной пенсии за выслугу лет выборному должностному лицу местного самоуправления Сельцовского городского округа, утвержденного решением Совета народных депутатов города Сельцо от 18 февраля 2009 года № 4-884 «Об утверждении Положения об условиях, порядке назначения, выплаты и перерасчета муниципальной пенсии за выслугу лет выборному должностному лицу местного самоуправления Сельцовского городского округа», в редакции решения от 29 августа 2013 года № 5-854.
В обоснование требований указано, что оспариваемое положение нормативного правового акта противоречит требованиям федерального законодательства, поскольку установление дополнительных материальных гарантий в части пенсионного обеспечения лиц, замещавших муниципальные должности города Сельцо, в размере более высоком, чем для лиц, замещавших должности муниципальной службы, влечет за собой нарушение принципа взаимности муниципальной службы и государственной гражданской службы Российской Федерации, установленного статьей 5 Федерального закона «О муниципальной службе Российской Федерации», а также нарушение прав муниципальных служащих, размер пенсии за выслугу лет которым установлен в меньшем размере, чем для лиц, замещавших муниципальные должности города Сельцо.
Кроме того, установление пенсии за выслугу лет для лиц, замещавших муниципальные должности в повышенном размере недопустимо в условиях дотационности бюджета города Сельцо, не согласуется с принципами самостоятельности и сбалансированности бюджетов. Оспариваемое положение нормативного правового акта противоречит требованиям статей 31, 33 Бюджетного кодекса Российской Федерации, предусматривающим соблюдение самостоятельности и сбалансированности бюджета.
В судебном заседании представитель административного истца Богданова Н.С., уточнив заявленные требования, просит признать противоречащим федеральному законодательству (статье 10 Гражданского кодекса Российской Федерации, статье 5 Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации», статьям 31,33 Бюджетного кодекса Российской Федерации) и недействующим со дня вступления решения суда в законную силу пункт 3 Положения об условиях, порядке назначения, выплаты и перерасчета муниципальной пенсии за выслугу лет выборному должностному лицу местного самоуправления Сельцовского городского округа, утвержденного решением Совета народных депутатов города Сельцо от 18 февраля 2009 года № 4-884, в редакции решений от 24 июля 2012 года № 5-720 и от 29 августа 2013 года № 5-854.
Представитель Совета народных депутатов города Сельцо и администрации города Сельцо Брянской области Кононова И.Е. против удовлетворения заявленных требований возражала, пояснив, что оспариваемое решение Совета народных депутатов города Сельцо и утвержденное им Положение об условиях, порядке назначения, выплаты и перерасчета муниципальной пенсии за выслугу лет выборному должностному лицу местного самоуправления Сельцовского городского округа приняты в установленном законом порядке правомочным органом в соответствии с нормами действующего законодательства, в том числе, Закона Брянской области от 12 августа 2008 года № 69-З «О гарантиях осуществления полномочий депутата представительного органа муниципального образования, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления в Брянской области». Муниципальная пенсия за выслугу лет выборным должностным лицам местного самоуправления осуществляется за счет средств местного бюджета Сельцовского городского округа, что соответствует части 5 статьи 1 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», части 1 статьи 2 Закона Брянской области от 12 августа 2008 года № 69-3 «О гарантиях осуществления полномочий депутата представительного органа муниципального образования, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления в Брянской области», пункту 5 части 7 статьи 30, пункту 8 части 5 статьи 32 Устава Сельцовского городского округа в новой редакции.
Полагает необоснованными доводы административного истца в части указания на повышенный размер пенсии за выслугу лет для лиц, замещавших муниципальные должности.
Считает, что выплата муниципальной пенсии за выслугу лет выборному должностному лицу местного самоуправления Сельцовского городского округа является посильной для местного бюджета Сельцовского городского округа и законодательно обоснованной для указанной категории лиц.
Представитель финансового отдела администрации города Сельцо Качур Е.В. в качестве специалиста по делу пояснила, что расходы на ежемесячную доплату к государственной пенсии за выслугу лет выборным должностным лицам местного самоуправления осуществляются без нарушения норм бюджетного законодательства.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Конституция Российской Федерации, признавая и гарантируя в Российской Федерации местное самоуправление, закрепляет его самостоятельность в пределах своих полномочий (статья 12 Конституции Российской Федерации).
В силу части 1 статьи 7 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ органы местного самоуправления по вопросам местного значения принимают муниципальные правовые акты.
Согласно части 4 указанной статьи муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
Структура органов местного самоуправления, а также порядок их формирования, полномочия, срок полномочий, подотчетность, подконтрольность, а также иные вопросы их организации и деятельности определяются уставом муниципального образования в соответствии с федеральными законами и законом субъекта Российской Федерации (статья 34 Закона № 131-ФЗ).
В соответствии с частью 1 статьи 40 указанного Федерального закона депутату, члену выборного органа местного самоуправления, выборному должностному лицу местного самоуправления обеспечиваются условия для беспрепятственного осуществления своих полномочий, для чего законом определены отдельные вопросы статуса указанных лиц, в частности, порядок определения срока их полномочий, минимальный и максимальный срок полномочий, гарантии осуществления их полномочий, которые подлежат установлению в уставах муниципальных образований в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Кроме того, указанной нормой допускается установление в уставах муниципальных образований дополнительных социальных и иных гарантий в связи с прекращением полномочий (в том числе досрочно) депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления. В законе закреплено, что такие гарантии, предусматривающие расходование средств местных бюджетов, устанавливаются только в отношении лиц, осуществлявших полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления на постоянной основе и в этот период достигших пенсионного возраста или потерявших трудоспособность, и не применяются в случае прекращения полномочий указанных лиц по основаниям, предусмотренным абзацем седьмым части 16 статьи 35, пунктами 2.1, 3, 6 - 9 части 6, частью 6.1 статьи 36, частью 7.1, пунктами 5 - 8 части 10, частью 10.1 статьи 40, частями 1 и 2 статьи 73 настоящего Федерального закона.
Законом Брянской области от 12 августа 2008 года № 69-З «О гарантиях осуществления полномочий депутата представительного органа муниципального образования, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления в Брянской области» предусмотрено, что уставом муниципального образования главе муниципального образования, выборному должностному лицу местного самоуправления, депутату представительного органа муниципального образования, члену выборного органа местного самоуправления, осуществляющим свои полномочия на постоянной основе, за счет средств местного бюджета может гарантироваться пенсионное обеспечение ( пункт 10 части 1 статьи 2).
Город Сельцо Брянской области наделен статусом городского округа Законом Брянской области от 09 марта 2005 года № 3-З «О наделении муниципальных образований статусом городского округа, муниципального района, городского поселения, сельского поселения и установлении границ муниципальных образований в Брянской области».
Согласно статьям 22, 23 Устава Сельцовского городского округа представительным органом городского округа является Совет народных депутатов города Сельцо, который состоит из 20 депутатов, избираемых населением городского округа на муниципальных выборах.
В соответствии с пунктом 7 статьи 11 Устава Сельцовского городского округа органы местного самоуправления вправе устанавливать за счет средств местного бюджета (за исключением финансовых средств, передаваемых местному бюджету на осуществление целевых расходов) дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право. Финансирование полномочий, предусмотренных настоящей частью, не является обязанностью городского округа, осуществляется при наличии возможности и не является основанием для выделения дополнительных средств из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Согласно подп. 5 пункта 7 статьи 30 и подп. 5 пункта 8 статьи 32 Устава Сельцовского городского округа главе города Сельцо и заместителю главы города Сельцо за счет средств местного бюджета гарантируется получение муниципальной пенсии за выслугу лет, условия, порядок назначения и выплаты которой устанавливаются в соответствии с Положением, утвержденным Решением Совета.
Согласно статье 7 Устава Сельцовского городского округа муниципальные нормативные правовые акты городского округа, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования), муниципальные правовые акты публикуются в городской газете «Сельцовский вестник» (пункты 7 и 14).
Решением Совета народных депутатов города Сельцо от 18 февраля 2009 года № 4-884 было утверждено Положение об условиях, порядке назначения, выплаты и перерасчета муниципальной пенсии за выслугу лет выборному должностному лицу и членам выборных органов местного самоуправления Сельцовского городского округа. Указанное решение официально опубликовано в городской газете «Сельцовский вестник» 27 февраля 2009 года № 9(740).
Решениями Совета народных депутатов города Сельцо от 24 июля 2012 года № 5-720 и от 29 августа 2013 года № 5-854, официально опубликованными в городской газете «Сельцовский вестник» от 27 июля 2012 года № 30 (918) и от 06 сентября 2013 года № 36 (976), в указанное выше решение Совета народных депутатов от 18 февраля 2009 года № 4-884 внесены изменения.
Таким образом, оспариваемый нормативный правовой акт принят уполномоченным органом в пределах его компетенции и вступил в силу.
Что касается содержания оспариваемого пункта 3 Положения, то суд не находит оснований согласиться с доводами административного истца о его несоответствии действующему законодательству.
Оспариваемое административным истцом Положение устанавливает условия, порядок назначения, выплаты и перерасчета муниципальной пенсии за выслугу лет главе города Сельцо, заместителю главы города Сельцо, замещавшим указанные должности на постоянной основе ( пункт 1).
В соответствии с пунктом 2 Положения муниципальная пенсия за выслугу лет – ежемесячная доплата к государственной пенсии, право на получение которой определяется по основаниям и в порядке, установленными настоящим Положением и которая выплачивается гражданам при выходе на государственную пенсию, назначенную в соответствии с Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» либо досрочно оформленную в соответствии с Законом Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации».
Пунктом 3 Положения установлено, что муниципальная пенсия за выслугу лет назначается и выплачивается в размере 45 процентов от среднемесячного заработка главы города Сельцо, заместителя главы города Сельцо.
Не оспаривая право на получение муниципальной пенсии за выслугу лет выборными должностными лицами местного самоуправления Сельцовского городского округа, административный истец указывает на противоречие оспариваемой им правовой нормы в том, что нормативными правовыми актами муниципального образования город Сельцо установлены различные гарантии пенсионного обеспечения для лиц, замещавших муниципальные должности, и лиц, замещавших должности муниципальной службы. Размер пенсии за выслугу лет для муниципальных служащих города Сельцо установлен в соответствии с решением Совета народных депутатов города Сельцо № 4-732 от 26 июня 2008 года «Об утверждении Положения о порядке установления, выплаты и перерасчета пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим должности муниципальной службы муниципального образования Сельцовский городской округ». В соответствии с пунктом 2 Положения о порядке установления, выплаты и перерасчета пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим должности муниципальной службы муниципального образования Сельцовский городской округ пенсия за выслугу лет устанавливается лицам, имеющим право на пенсию за выслугу лет, к государственной пенсии, установленной в соответствии с действующим законодательством. Пенсия указанным лицам назначается при наличии стажа муниципальной службы не менее 15 лет в размере 45 процентов среднемесячного заработка муниципального служащего за вычетом страховой пенсии по старости (инвалидности), фиксированной выплаты к страховой пенсии и повышений фиксированной выплаты к страховой пенсии, установленных в соответствии с Федеральным законом «О страховых пенсиях».
По мнению административного истца, установление пенсии за выслугу лет для лиц, замещавших муниципальные должности, в размере более высоком, чем для лиц, замещавших должности муниципальной службы, влечет за собой нарушение принципа взаимосвязи муниципальной службы и государственной гражданской службы Российской Федерации, установленного статьей 5 Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации», а также нарушение прав муниципальных служащих города Сельцо.
Фактически, административным истцом ставится вопрос о применении единого механизма расчета пенсий за выслугу лет, как для выборных должностных лиц, так и для лиц, замещавших должности муниципальной службы
Суд не может согласиться с указанными доводами по следующим основаниям.
В силу пункта 6 статьи 5 Федерального закона от 02 марта 2007 г. № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» взаимосвязь муниципальной службы и государственной гражданской службы Российской Федерации обеспечивается посредством соотносительности основных условий государственного пенсионного обеспечения граждан, проходивших муниципальную службу, и граждан, проходивших государственную гражданскую службу.
Специальным законом, устанавливающим общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, определяющим государственные гарантии его осуществления, является Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 131-ФЗ).
Абзацем вторым части 1 статьи 6 Федерального закона № 131-ФЗ определено, что к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области местного самоуправления относится правовое регулирование вопросов организации местного самоуправления в субъектах Российской Федерации в случаях и порядке, установленных данным федеральным законом.Структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольно-счетный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
Порядок формирования, полномочия, срок полномочий, подотчетность, подконтрольность органов местного самоуправления, а также иные вопросы организации и деятельности указанных органов определяются уставом муниципального образования в соответствии с законом субъекта Российской Федерации (части 1, 3 статьи 34 Федерального закона N 131-ФЗ).
Абзацем семнадцатым части 1 статьи 2 Федерального закона № 131-ФЗ установлено, что выборным должностным лицом местного самоуправления является должностное лицо местного самоуправления, избираемое на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании на муниципальных выборах, либо представительным органом муниципального образования из своего состава, либо представительным органом муниципального образования из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса, либо на сходе граждан, осуществляющем полномочия представительного органа муниципального образования, и наделенное собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
Выборные должностные лица местного самоуправления имеют особый публично-правовой статус, природа которого обусловлена осуществлением народом своей власти через органы местного самоуправления и который обеспечивает лицу, наделенному этим статусом, участие в управлении делами местного самоуправления посредством замещения соответствующей должности и тем самым - реализацию норм статьи 32 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с ее статьями 3 (часть 3) и 130.
Указанная правовая позиция изложена Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении № 15-П от 27 июня 2013 года.
В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 2 марта 2007 года № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» должность муниципальной службы - должность в органе местного самоуправления, аппарате избирательной комиссии муниципального образования, которые образуются в соответствии с уставом муниципального образования, с установленным кругом обязанностей по обеспечению исполнения полномочий органа местного самоуправления, избирательной комиссии муниципального образования или лица, замещающего муниципальную должность.
Таким образом, муниципальные служащие обеспечивают деятельность органов местного самоуправления и способствуют выполнению обязанностей выборных должностных лиц, лиц, замещающих муниципальные должности, их деятельность направлена на решение единых вопросов местного самоуправления.
Вместе с тем, суд считает, что статус, уровень ответственности, характер выполняемых функций муниципальных служащих не может быть признан равным статусу, уровню ответственности, характеру выполняемых функций выборных должностных лиц местного самоуправления.
Специфика государственной и муниципальной службы в Российской Федерации, как неоднократно отмечал в своих решениях Конституционный Суд Российской Федерации, предопределяет особый правовой статус государственных и муниципальных служащих. Исходя из особенностей этого статуса, обусловленных содержанием профессиональной служебной деятельности, характером выполняемых функций, предъявляемыми квалификационными требованиями, вводимыми ограничениями, связанными с прохождением государственной (муниципальной) службы, законодатель вправе с помощью специального правового регулирования устанавливать для государственных и муниципальных служащих определенные гарантии в области пенсионного обеспечения в зависимости от продолжительности, условий прохождения службы и других объективно значимых обстоятельств (Постановление от 16 июля 2007 года N 12-П; Определения от 8 февраля 2001 года N 45-О, от 10 октября 2013 года N 1591-О и др.).
Анализ оспариваемого административным истцом пункта 3 Положения во взаимосвязи с указанными положениями федерального законодательства свидетельствует о том, что предусмотренный Положением порядок расчета муниципальной пенсии за выслугу лет выборному должностному лицу местного самоуправления Сельцовского городского округа в размере 45 процентов от среднемесячного заработка главы города Сельцо, заместителя главы города Сельцо, соответствует особому публичному статусу лиц, замещающих выборные муниципальные должности, характеру их профессиональной деятельности, уровню их ответственности, призван обеспечить им социальную защиту и не может рассматриваться как нарушение баланса частных и публичных интересов, как это утверждается прокурором.
Суд также приходит к выводу о том, что в материалах дела не имеется доказательств того, что оспариваемое положение носит дискриминационный характер, поскольку статус выборного должностного лица муниципального образования, исходя из анализа указанных выше правовых норм, не равнозначен статусу муниципального служащего.
Согласно части 2 статьи 1 Федерального закона от 2 марта 2007 г. № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» настоящим Федеральным законом не определяется статус депутатов, членов выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления, членов избирательных комиссий муниципальных образований, действующих на постоянной основе и являющихся юридическими лицами, с правом решающего голоса, поскольку указанные лица (далее - лица, замещающие муниципальные должности) не являются муниципальными служащими.
Таким образом, учитывая, что в силу прямого указания Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации» разграничены понятия «муниципальная должность» и «муниципальный служащий», в связи с чем выборные должностные лица местного самоуправления не являются муниципальными служащими, подлежат отклонению доводы административного истца о несоответствии оспариваемой нормы принципу взаимосвязи муниципальной службы и государственной гражданской службы Российской Федерации, установленному статьей 5 ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации».
Ссылка административного истца в обоснование своих требований на положения статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации, которой, по его мнению, не соответствует пункт 3 Положения, является необоснованной.
Оспариваемый нормативный правовой акт, исходя из положений пункта 1 статьи 1, пункта 1 статьи 2 и статьи 3 Гражданского кодекса Российской Федерации, не может быть отнесен к актам гражданского законодательства, поскольку регулирует правоотношения, возникшие в сфере государственно-правового регулирования, которые носят публичный характер, в то время как гражданское законодательство основывается на признании равенства участников регулируемых им отношений.
Рассматривая доводы административного истца о противоречии оспариваемой нормы требованиям статей 31, 33 Бюджетного кодекса Российской Федерации, предусматривающей соблюдение самостоятельности и сбалансированности бюджета, суд приходит к следующему.
В силу статьи 31 Бюджетного кодекса Российской Федерации обеспечение принципа самостоятельности бюджета гарантируется недопустимостью установления расходных обязательств, подлежащих исполнению за счет доходов и источников финансирования дефицитов других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а также расходных обязательств, подлежащих исполнению одновременно за счет средств двух и более бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, за счет средств консолидированных бюджетов или без определения бюджета, за счет средств которого должно осуществляться исполнение соответствующих расходных обязательств; недопустимостью введения в действие в течение текущего финансового года органами государственной власти и органами местного самоуправления изменений бюджетного законодательства Российской Федерации и (или) законодательства о налогах и сборах, законодательства о других обязательных платежах, приводящих к увеличению расходов и (или) снижению доходов других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации без внесения изменений в законы (решения) о соответствующих бюджетах, предусматривающих компенсацию увеличения расходов, снижения доходов; недопустимостью изъятия дополнительных доходов, экономии по расходам бюджетов, полученных в результате эффективного исполнения бюджетов.
Согласно статье 33 Бюджетного кодекса Российской Федерации принцип сбалансированности бюджета означает, что объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений источников финансирования его дефицита, уменьшенных на суммы выплат из бюджета, связанных с источниками финансирования дефицита бюджета и изменением остатков на счетах по учету средств бюджетов. При составлении, утверждении и исполнении бюджета уполномоченные органы должны исходить из необходимости минимизации размера дефицита бюджета.
Следовательно, реализация органом местного самоуправления своих полномочий зависит от уровня доходов бюджета данного муниципального образования.
Положениями части 5.1 статьи 40 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусмотрено, что гарантии осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления устанавливаются уставами муниципальных образований в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Таким образом, органы местного самоуправления не могут быть лишены возможности вводить и изменять порядок и условия предоставления за счет собственных средств лицам, замещавшим должности муниципальной службы в данном муниципальном образовании, дополнительного обеспечения в виде пенсии за выслугу лет, в том числе устанавливать правила исчисления таких выплат, исходя из имеющихся у них финансово-экономических возможностей.
Закрепляя такое право и относя пенсионное обеспечение за выслугу лет к числу специальных гарантий, предоставляемых муниципальным служащим, федеральный законодатель, вместе с тем, не связывает возможность их установления лишь с наличием у муниципального образования необходимых собственных денежных средств для выплаты муниципальным служащим указанной надбавки к пенсии.
В этой связи установление дотационного характера бюджета муниципального образования не является достаточным основанием для признания оспариваемого нормативного правового акта недействующим, как ошибочно считает административный истец, поскольку из приведенных законоположений следует, что органы местного самоуправления такими полномочиями наделены, и правовое значение в данном случае приобретает определение соответствия размера установленных пенсионных выплат критериям финансовой обеспеченности бюджета муниципального образования.
Судом установлено, что за 2015 год бюджет Сельцовского городского округа исполнен по доходам в сумме 260 158 455,09 руб., по расходам в сумме 258 443 819,85 руб. с превышением доходов над расходами (профицит местного бюджета) в сумме 1 714 635,24 руб.
Расходы на ежемесячную доплату к государственной пенсии лицам, замещавшим должности муниципальной службы муниципального образования Сельцовский городской округ за 2015 год составили 1 177 567,49 руб., что составило 0,5 % в общей сумме расходов.
Расходы на ежемесячную доплату к государственной пенсии за выслугу лет выборному должностному лицу местного самоуправления Сельцовского городского округа за 2015 год составили 605 582,00 руб., что составило 0,2 % в общей сумме расходов.
За 2016 год бюджет Сельцовского городского округа исполнен по доходам в сумме 246 741 165,19 руб., по расходам в сумме 250 216 653,60 руб., дефицит местного бюджета составил 3 475 488,41 руб.
Расходы на ежемесячную доплату к государственной пенсии лицам, замещавшим должности муниципальной службы муниципального образования Сельцовский городской округ за 2016 год были предусмотрены в сумме 1 098 970,04 руб., что составило 0,4 % в общей сумме расходов.
Расходы на ежемесячную доплату к государственной пенсии за выслугу лет выборному должностному лицу местного самоуправления Сельцовского городского округа за 2016 год были предусмотрены в сумме 623 432,26 руб., что составило 0,2 % в общей сумме расходов.
На 2017 год бюджет Сельцовского городского округа запланирован по доходам в сумме 233 844 759,80 руб., по расходам в сумме 241 632 520,30 руб. с дефицитом бюджета в сумме 7 787 760,50 руб.
Расходы на выплату пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим должности муниципальной службы муниципального образования Сельцовский городской округ, предусмотрены в размере 1 241 020,00 руб., что составляет 0,5 % в общем объеме расходов 2017 года.
Расходы на выплату муниципальной пенсии за выслугу лет выборным должностным лицам местного самоуправления Сельцовского городского округа предусмотрены в размере 680 108,00 руб., что составляет 0,3 % в общем объеме расходов, запланированных на 2017 год.
Расходы на выплату муниципальной пенсии за выслугу лет выборным должностным лицам местного самоуправления Сельцовского городского округа предусмотрены в 2017 финансовом году в полном объеме.
Кредиторская задолженность по данным выплатам отсутствует.
Суд считает, что размер установленных оспариваемым положением нормативного правового акта пенсионных выплат каким-либо существенным образом не влияет на критерии финансовой обеспеченности бюджета муниципального образования Сельцовский городской округ.
Судом установлено, что пенсионное обеспечение указанной категории граждан осуществляется из средств местного бюджета, административным истцом данных, опровергающих данное обстоятельство, не представлено.
Рассматривая доводы административного истца о явной несоразмерности размера пенсий за выслугу лет, установленного выборным должностным лицам местного самоуправления Сельцовского городского округа, и для лиц, замещавших должности муниципальной службы муниципального образования Сельцовский городской округ, суд приходит к следующему.
Ежемесячную доплату к государственной пенсии за выслугу лет выборному должностному лицу местного самоуправления Сельцовского городского округа получают 3 человека, в том числе ФИО6 – в размере <данные изъяты> в месяц, ФИО7 – <данные изъяты> в месяц, ФИО8 – <данные изъяты> в месяц.
Ежемесячную доплату к государственной пенсии лицам, замещавшим должности муниципальной службы муниципального образования Сельцовский городской округ, получают 20 человек, в том числе ФИО9, замещавший должность <адрес>, получает <данные изъяты>ФИО10, замещавшая должность <данные изъяты> - <данные изъяты>ФИО11, замещавший должность <данные изъяты> - <данные изъяты> в месяц.
Сравнительный анализ позволяет сделать суду вывод о том, что размер доплат лицам, замещавшим должности муниципальной службы, уровень ответственности которых приблизительно равен уровню ответственности выборных должностных лиц, соответствует доплатам, осуществляемым выборным должностным лицам.
Таким образом, вопреки доводам административного истца, размер доплат к государственной пенсии выборным должностным лицам местного самоуправления Сельцовского городского округа, установленный с применением оспариваемого пункта 3 Положения, не может считаться чрезмерным относительно размера пенсий для лиц, замещавших должности муниципальной службы.
На основании вышеизложенного суд приходит к выводу о том, что оспариваемая норма Положения об условиях, порядке назначения, выплаты и перерасчета муниципальной пенсии за выслугу лет выборному должностному лицу местного самоуправления Сельцовского городского округа, утвержденного решением Совета народных депутатов города Сельцо от 18 февраля 2009 года № 4-884, в редакции решений от 24 июля 2012 года № 5-720 и от 29 августа 2013 года № 5-854, принята уполномоченным органом в пределах его компетенции, и в оспариваемой части федеральному закону или иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, не противоречит.
Оспариваемое положение муниципального нормативного правового акта является частью правового механизма, направленного на реализацию права на дополнительное пенсионное обеспечение лиц, замещавших выборные должности в органах местного самоуправления Сельцовского городского округа, и не может рассматриваться как нарушающее конституционные права отдельных граждан, не подпадающих под действие данного правового акта.
В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемые полностью или в части нормативные правовые акты признаются соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
При таких обстоятельствах, административное исковое заявление прокурора Брянской области удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 213,215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л :
в удовлетворении административного искового заявления прокурора Брянской области в защиту интересов муниципального образования «Сельцовский городской округ», неопределенного круга лиц о признании противоречащим федеральному законодательству и недействующим пункта 3 Положения об условиях, порядке назначения, выплаты и перерасчета муниципальной пенсии за выслугу лет выборному должностному лицу местного самоуправления Сельцовского городского округа», утвержденного Решением Совета народных депутатов города Сельцо от 18 февраля 2009 года № 4-884 ( в редакции Решения от 29 августа 2013 года № 5-854), отказать.
Решение суда может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья И.И. Банный