ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-27/17 от 22.02.2017 Московского областного суда (Московская область)

Дело № 3а-27/17

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

22 февраля 2017 г. г.Красногорск

Московской области

Московский областной суд в составе:

председательствующего судьи Елизаровой М.Ю.

при секретаре Коньшиной А.М.

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости в соответствии с рыночной стоимостью,

с т а н о в и л :

ФИО1 обратился в Московский областной суд с административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости земельного участка земли категория земель земли населенных пунктов, разрешенное использование под рекреационное использование, с кадастровым номером 50:11:0040215:1899, площадью 15020 кв. метров и с кадастровым номером 50:11:0040215:1898, площадью 80560 кв. метров, расположенные по адресу: Московская область, Красногорский район с, ФИО2.

В обоснование требований истец ссылается на то, что является арендатором земельных участков, на котором расположены принадлежащие ему на праве собственности здания и строения. Кадастровая стоимость участка значительно превышает его рыночную стоимость. Поскольку он имеет преимущественное право на приобретение земельных участков в силу закона, а размер платы определяется исходя из кадастровой стоимости полагает, что его права затронуты и он имеет право на оспаривание кадастровой стоимости. В качестве доказательства размера рыночной стоимости представляет отчет №DB2015-11270 об оценке подготовленный оценщиком ООО «Дойче Бевергут Немецкая Оценка»», положительного экспертного заключения о соответствии отчета требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности.

Уточняя требования в ходе судебного разбирательства на основании вновь представленного отчета об оценке №1301 об оценке, подготовленного оценщиком ООО «Международный центр консалтинга» просит установить кадастровую стоимость объектов в размере равном рыночной стоимости.

Представителем административного истца не подвергая сомнению заключения судебной оценочной экспертизы, поддержала заявленные требования, полагала, что представленный отчет об оценке подготовленный оценщиком ООО «Международный центр консалтинга» отражает действительную величину рыночной стоимости объекта недвижимости, просил установить кадастровую стоимость участка в размере рыночной стоимости определенной в отчете по состоянию на 23 августа 2013 года 246 879 342.40 рублей и 46 029 390.80 рублей.

Представитель Министерства имущественных отношений МО ФИО3 не возражал против заявленных требований и указал, что установление кадастровой стоимости земельного участков истца в размере рыночной стоимости является правом административного истца, поэтому установление кадастровой стоимости участков в размере рыночной стоимости определенной в экспертном заключении, будет направлено на установление экономически обоснованной базы по земельному налогу. Учитывая, что отчет, представленный административным истцом, имеет нарушения, которые отражаются на итоговой величине рыночной стоимости объектов, полагал, что определенная оценщиком рыночная стоимость не может быть установлена в качестве новой кадастровой стоимости объекта.

Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области, и Министерство экологии природопользования Московской области, администрация г/о Красногорск МО в суд представителей не направили. Извещены.

Лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о месте и времени судебного заседания, в судебное заседание не явились, своих представителей не направили, в связи, с чем на основании статьи 150, части 4 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

Суд, исследовав и оценив собранные по делу доказательства в их совокупности и взаимосвязи, находит требования подлежащими удовлетворению частично исходя из следующего.

Как следует из материалов дела, ФИО1 на праве аренды по договору аренды №695 от 30 декабря 2013 года заключенного с администрацией Красногорского муниципального района МО сроком на 49 лет принадлежит земельный участок категория земель земли населенных пунктов, разрешенное использование под рекреационное использование, с кадастровым номером 50:11:0040215:1899, площадью 15020 кв. метров, расположенного по адресу: Московская область, Красногорский район с, ФИО2.

По договору аренды №50 от 03 марта 2014 года заключенного также с администрацией Красногорского муниципального района МО сроком на 49 лет принадлежит ФИО1 принадлежит на праве аренды земельного участка категория земель земли населенных пунктов, разрешенное использование под рекреационное использование с кадастровым номером 50:11:0040215:1898, площадью 80560 кв. метров, расположенный по адресу: Московская область, Красногорский район с, ФИО2.

В соответствии с пунктом 1 статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации, если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.

В силу подпункта 6 пункта 2 статьи 39.3 этого же Кодекса без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 названного Кодекса.

При этом при заключении договора купли-продажи земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов цена такого земельного участка не может превышать его кадастровую стоимость или иной размер цены земельного участка, если он установлен федеральным законом (пункт 3 статьи 39.4 Земельного кодекса Российской Федерации).

Как разъяснено в абзаце 8 пункта 5 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости", лицо, имеющее исключительное право выкупа или аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, вправе оспорить его кадастровую стоимость, если выкупная цена или арендная плата такого участка исчисляется исходя из его кадастровой стоимости.

Как следует из материалов дела на указанных земельных участках, расположены здания и сооружения, принадлежащие административному истцу на праве собственности. О намерении приобретения земельных участков в собственность административный истец обращался в администрацию Красногорского муниципального района МО. При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что результаты определения кадастровой стоимости земельных участков напрямую затрагивают права и обязанности ФИО1 выкупающего участок под объектами недвижимости, находящимися у него в собственности.

Распоряжением Министерства экологии и природопользования Московской области №566-РМ от 26.11.2013 года утверждены результаты очередной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов назначения на территории Московской области, проведенной по состоянию на 01 января 2013 года. Перечень земельных участков, подлежащих государственной кадастровой оценке земель формировался по состоянию на 01 января 2013 года.

Из справок о кадастровой стоимости объектов недвижимости следует, что кадастровая стоимость участка с кадастровым номером 50:11:0040215:1898 составляет 246 879 342.40 рублей, участка с кадастровым номером 50:11:0040215:1899 составляет 46 029 390.80 рублей.

С целью установления рыночной стоимости участков, административным истцом руководствуясь данными пункта 5 кадастровых справок представлен отчет об оценке подготовленный оценщиком ООО «Дойче Бевертунг Немецкая Оценка», согласно которого рыночная стоимость участков определена по состоянию на 10 августа 2015 года. На указанный отчет саморегулируемой.

В ходе рассмотрения дела по существу, филиалом ФГБУ «ФКП ФСГРК и К» по МО представлены сведения, согласно которых оспариваемая административным истцом кадастровая стоимость определена по состоянию на 23 августа 2013 года.

Административный истец, в подтверждение заявленных требований, представил суду в качестве нового доказательства рыночной стоимости объектов отчета об оценке №1301, подготовленного оценщиком ООО «Международный центр консалтинга», экспертной организацией дано положительное экспертное заключение на отчет.

Понятие кадастровой стоимости закреплено в пункте 3 Федерального стандарта оценки «Определение кадастровой стоимости объектов недвижимости (ФСО № 4)». Под кадастровой стоимостью понимается установленная в процессе государственной кадастровой оценки рыночная стоимость объекта недвижимости, определенная методами массовой оценки, или, при невозможности определения рыночной стоимости методами массовой оценки, рыночная стоимость, определенная индивидуально для конкретного объекта недвижимости в соответствии с законодательством об оценочной деятельности.

В силу пункта 2 статьи 66 ЗК РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи.

Согласно пункта 3 статьи 66 ЗК РФ в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.

Таким образом, нормами федерального законодательства предусмотрена возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, как в результате проведения государственной кадастровой оценки, так и путем установления его кадастровой стоимости равной рыночной стоимости, определенной индивидуально для этого земельного участка.

Удовлетворяя заявленные требования суд, учитывает, что правовые основы регулирования оценочной деятельности в отношении объектов оценки, принадлежащих Российской Федерации, субъектам Российской Федерации или муниципальным образованиям, физическим лицам и юридическим лицам определены Федеральным законом от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон об оценочной деятельности).

Статьей 24.18 поименованного Закона за физическими лицами закреплено право на оспаривание результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц. В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть определена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

При этом под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства (ст. 3 Закона об оценочной деятельности).

Итоговым документом, составленным по результатам определения стоимости объекта оценки независимо от вида определенной стоимости, является отчет об оценке объекта (далее - отчет).

Итоговая величина рыночной стоимости, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены Законом об оценочной деятельности, признается достоверной и рекомендуемой, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное (ст. 12 Закона об оценочной деятельности).

В целях проверки отчета проводится экспертиза, результатом которой является положительное или отрицательное экспертное заключение, подготовленное экспертом или экспертами саморегулируемой организации оценщиков. Виды экспертизы, порядок ее проведения, требования к экспертному заключению и порядку его утверждения устанавливаются федеральным стандартом оценки (ст. 17.1 Закона об оценочной деятельности).

В соответствии с положениями ст. 24.18 и 24.20 Закона об оценочной деятельности установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость, является основанием для пересмотра результатов определения кадастровой оценки. Сведения об изменении кадастровой оценки на основании решения суда подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости в соответствии с п. 11 ч. 2 ст. 7 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".

По мысли федерального законодателя, как это следует из положений статьи 11 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", отчет не должен допускать неоднозначное толкование или вводить в заблуждение, что диктует необходимость указания в отчете сведений, имеющих существенно важное значение для полного и недвусмысленного толкования результатов проведения оценки объекта оценки, отраженных в отчете, в соответствии с требованиями федеральных стандартов оценки.

В ходе рассмотрения дела Министерством имущественных отношений Московской области предоставлены письменные объяснения согласно которых министерством проанализирован представленный административным истцом отчет об определении рыночной стоимости участков на предмет соответствия его нормам законодательства, регулирующим оценочную деятельность, и выявлены нарушения, повлиявшие на итоговую величину установленной в отчете рыночной стоимости объектов, поэтому данная стоимость не может быть установлена в качестве новой кадастровой стоимости.

Судом в ходе рассмотрения дела по ходатайству представителя административного ответчика по делу назначена судебная оценочная экспертиза, направленная, в том числе на проверку отчета. Проведение экспертизы поручено эксперту ООО «ИОЛА.Объективная оценка» ФИО4.

Судом получено заключение эксперта №СЭ-8/17, в котором эксперт пришел к выводу, что отчет об определении рыночной стоимости объекта недвижимости, подготовленный оценщиком ООО «Международный центр консалтинга» не соответствует законодательству об оценочной деятельности, определенная в нем рыночная стоимость не отражает действительную рыночную стоимость участков. Экспертом определена рыночная стоимость объектов, которая на дату определения кадастровой стоимости 23 августа 2013 года составила участка с кадастровым номером 50:11:0040215:1898 39 492 816.00 рублей, участка с кадастровым номером 50:11:0040215:1899 200 699 457.00 рублей.

Данное заключение сторонами не оспаривалось, содержит подробное описание проведенного исследования, сделанные в результате его выводы и ответы на поставленные судом вопросы. Экспертное заключение понятно по своему содержанию, составлено в доступной форме изложения и не содержит суждений, позволяющих иначе переоценить выводы эксперта. При проведении исследования эксперт руководствовался Законом об оценочной деятельности и федеральными стандартами оценки.

Экспертное заключение составлено в соответствии с требованиями законодательства, предъявляемыми к отчету об оценке объекта недвижимости.

С учетом положений статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд приходит к выводу, что указанная в заключение эксперта ООО «ИОЛА.Объективная оценка» №СЭ-7/2017 итоговая величина рыночной стоимости участка с кадастровым номером 50:11:0040215:1898 в размере 39 492 816.00 рублей, участка с кадастровым номером 50:11:0040215:1899 в размере 200 699 457.00 рублей является достоверной и подлежит установлению в качестве новой кадастровой стоимости.

В судебном заседании не установлено обстоятельств, указывающих на то, что рыночная стоимость земельных участков не соответствует сложившемуся рынку цен на дату установления кадастровой стоимости участка.

Ходатайств о проведении повторной судебной экспертизы лица, участвующие в деле, не заявляли, а поводы для ее назначения по инициативе суда отсутствуют.

С учетом системного толкования приведенных законов и нормативных актов, подлежащих применению в настоящем деле, а также представленных по делу доказательств, оцененных судом на предмет достаточности и допустимости, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных ФИО1 требований исходя из результатов судебной экспертизы.

При этом суд, не находит правовых оснований для удовлетворения административного искового требования об установлении в отношении спорных участков кадастровой стоимости, равной рыночной стоимости по состоянию на 23 августа 2013 г. в размере, определенном оценщиком общества с ограниченной ответственностью "Международный центр консалтинга" в отчете об оценке №1301, поскольку указанный отчет оценщика является ненадлежащим доказательством подтверждения величины рыночной стоимости спорного земельного участка, так как не соответствует требованиям законодательства об оценочной деятельности и федеральных стандартов оценки.

Правила статьи 24.20 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ предусматривают, что сведения о кадастровой стоимости, установленной решением суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.

Поскольку датой обращения административного истца с заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра Московской области является 17 декабря 2015 года, следовательно, установленная настоящим решением суда кадастровая стоимость участков для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, применяется с 1 января 2015 г., и до даты внесения в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости участков, утвержденной при проведении очередной государственной кадастровой оценки.

Сведения об изменении кадастровой стоимости на основании настоящего решения суда, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, подлежат внесению в Единый государственный реестр недвижимости в соответствии с Федеральным законом от 03.07.2016 N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке".

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180,249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд,

РЕШИЛ:

административные исковые заявление ФИО1 об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости в соответствии с рыночной стоимостью – удовлетворить частично.

Установить кадастровую стоимость земельного участка категория земель земли населенных пунктов, разрешенное использование под рекреационное использование, с кадастровым номером 50:11:0040215:1899, площадью 15020 кв. метров, расположенный по адресу: Московская область, Красногорский район с, ФИО2 по состоянию на 23 августа 2013 года в размере равном рыночной стоимости 200 699 457.00 рублей;

и земельного участка категория земель земли населенных пунктов, разрешенное использование под рекреационное использование с кадастровым номером 50:11:0040215:1898, площадью 80560 кв. метров, расположенный по адресу: Московская область, Красногорский район с, ФИО2 по состоянию на 23 августа 2013 года в размере равном рыночной стоимости 39 492 816.00 рублей

Датой подачи заявления в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Московской области о пересмотре их кадастровой стоимости считать 17 декабря 2015 года.

Сведения о кадастровой стоимости установленной решением суда применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации с 1 января 2015 года.

Решение суда является основанием для внесения в единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости указанных объектов недвижимости.

Требования ФИО1 об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости, земельных участков с кадастровыми номерами 50:11:0040215:1898, 50:11:0040215:1899 в соответствии с рыночной стоимостью определенной отчете №1301 об определении рыночной стоимости недвижимого имущества от 25 ноября 2016 года подготовленного оценщиком ООО «Международный центр консалтинга» – оставить без удовлетворения.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Московский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья М.Ю. Елизарова