Мотивированное решение изготовлено 30 октября 2017 года
Дело № 3а-27/2017.
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
24 октября 2017 года город Псков.
Псковский областной суд в составе:
председательствующего судьи Овчинникова А.Г.,
при секретаре Алексеевой Н.С.,
с участием представителя административного истца ФИО1,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ООО «Центр развития АПК» об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости,
УСТАНОВИЛ:
ООО «Центр развития АПК» обратилось в суд с административным иском к Администрации Псковской области и Управлению Росреестра по Псковской области об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости.
В обоснование заявленных требований указано, что ООО «Центр развития АПК» является арендатором земельного участка с КН (****), площадью 150 000 кв.м., расположенный по адресу: <****> примерно в 2,2 км по направлению на север <****>.
Кадастровая стоимость земельного участка по состоянию на 01 февраля 2016 года определена в 7147500 рублей, что подтверждается кадастровой справкой от 12.08.2017.
Административный истец считает указанную кадастровую стоимость значительно превышающей рыночную, что ведет к установлению увеличенного размера арендных платежей, которые рассчитываются из кадастровой стоимости земельного участка.
Согласно отчету об оценке ООО «<данные изъяты>» № (****) от 25 апреля 2017 года рыночная стоимость земельного участка с КН (****) по состоянию на 01 февраля 2016 года составляет 3349436 рублей.
Просит суд установить кадастровую стоимость указанного земельного участка в размере его рыночной стоимости по состоянию на 01 февраля 2016 года равной 3349436 рублей.
В судебном заседании представитель административного истца ФИО1 поддержала заявленные требования.
Представители административных ответчиков - Администрации Псковской области и Управления Росреестра по Псковской области, а также заинтересованного лица - Администрации муниципального образования «Островский район», извещенные надлежащим образом о времени, дате, месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились.
Заслушав объяснения представителя административного истца, изучив представленные доказательства, суд находит заявление подлежащим удовлетворению.
В соответствии с частью 1 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.
Согласно пункту 3 статьи 66 Земельного кодекса РФ (в редакции Федерального закона от 22 июля 2010 года № 167-ФЗ) в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Установлено, что ООО «Центр развития АПК» по договору аренды № (****) от 01.10.2012 передан земельный участок с кадастровым номером (****), площадью 150 000 кв.м., расположенный по адресу: <****>, примерно в 2,2 км по направлению на север от <****>. В соответствии с п. 3.1 договора размер арендной платы составляет 3% от кадастровой стоимости земельного участка.
Согласно выписки из ЕГРН кадастровая стоимость спорного участка по состоянию на 01 февраля 2016 года составила 7147500 рублей.
Кадастровая стоимость указанного земельного участка утверждена методом массовой оценки Постановлением Администрации Псковской области от 27.10.2016 № 351"Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости и удельных показателей кадастровой стоимости земельных участков в составе земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения, расположенных на территории Псковской области".
В соответствии со статьей 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости. В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
Результаты определения кадастровой стоимости земельного участка с КН (****) напрямую затрагивают права и обязанности ООО «Центр развития АПК»», так как влияют на размер арендных платежей.
В подтверждение заявления об установлении кадастровой стоимости спорного земельного участка, равной его рыночной стоимости, заявителем представлен отчет об оценке № (****) от 25 апреля 2017 года, выполненный ООО «<данные изъяты>». Указанный отчет признан соответствующим требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, федеральным стандартам оценки (ФСО) экспертным заключением №(****) от 03 мая 2017 года Общероссийской общественной организации «Российское общество оценщиков».
Досудебный порядок разрешения спора, предусмотренный для юридических лиц, соблюден. 17 мая 2017 года административный истец обратился в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Псковской области, которая 25 мая 2017 года в удовлетворении заявления отказала. Комиссия сочла, что отчет об оценке не соответствует федеральным стандартам оценки (ФСО).
Судом, оценены доводы комиссии, послужившие основанием для отклонения представленного отчета. С этой целью в качестве свидетеля опрошена Д. Н.В., автор отчета об оценке.
Выслушав показания свидетеля, исследовав отчет об оценке, суд находит доводы комиссии о нарушении ФСО при составлении отчета необоснованными.
В пункте 1 решения комиссии указано, что в отчете произведен недостаточный анализ рынка в разделе 5 «Макроэкономические и социальные обзоры». Данное замечание не конкретизировано и не мотивировано, составлено в общих выражениях.
Между тем, указанный раздел, по мнению суда, соответствует ФСО № 3 и содержит достаточную информацию о социально-экономической ситуации в стране и регионе, приведен анализ рынка предложений земельных участков на территории области на примере 153 объектов, имеющих различное целевое назначение.
Также необоснованным находит суд замечания, указанные в п. 2 решения комиссии, о неправильном применении понижающих коэффициентов. Из отчета следует, что в качестве понижающих критериев учтены местоположение объектов относительно трассы и интенсивность транспортного потока. Однако эти критерии, вопреки утверждению комиссии, не идентичны по своему содержанию. Первый из них основан на доступности к дорогам общего пользования, а второй на приближенности к крупным федеральным трассам и развязкам. По мнению суда это объективные критерии, влияющие на рыночную стоимость земельного участка промышленного назначения.
Обоснованно оценщиком при оценке участка не учтено наличие на нем подстанции, построенной истцом, так как в силу п. 20 ФСО № 7 застроенный земельный участок оценивается как незастроенный, предназначенный для использования в соответствии с видом его фактического использования.
Возражений относительно методов оценки и использованных в отчете сведений, от лиц, участвующих в деле, не поступило.
Таким образом, исследовав представленный отчет об оценке, суд считает, что он соответствует критериям относимости, допустимости и достоверности, что позволяет принять его как доказательство рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером (****).
При таких обстоятельствах требование ООО «Центр развития АПК» об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости подлежит удовлетворению, поскольку представленные доказательства свидетельствуют о несоответствии кадастровой стоимости предоставленного заявителю земельного участка, определенной уполномоченными органами при кадастровой оценке, его рыночной стоимости.
Суд устанавливает кадастровую стоимость земельного участка с КН (****) в размере в размере 3349 436 рублей по состоянию на 01 февраля 2016 года.
В силу статьи 24.20 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» в течение десяти рабочих дней с даты завершения рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке (Управление Росреестра по Псковской области), направляет сведения о кадастровой стоимости в орган кадастрового учета (ФГБУ «ФКП Росреестра»), который осуществляет их внесение в государственный кадастр недвижимости.
Производство по иску об обязании ответчика внести в ЕГРН в качестве кадастровой стоимости земельного участка его рыночную стоимость суд прекращает в связи с отказом истца от иска в этой части.
Руководствуясь статьями 177, 180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Заявление ООО «Центр развития АПК», поданное 17 мая 2017 года, удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером (****), расположенного по адресу: <****> площадью 150 000 кв.м., по состоянию на 01 февраля 2016 года, равной его рыночной стоимости в размере 3 349 436 рублей.
Производство по иску об обязании ответчика внести в ЕГРН в качестве кадастровой стоимости земельного участка его рыночную стоимость прекратить в связи с отказом истца от иска в этой части.
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Псковского областного суда в течение одного месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.
Судья Псковского областного суда А.Г. Овчинников.