дело № 3а-27/2019 (3а-379/2018)
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Брянск 10 января 2019 года
Брянский областной суд в составе:
председательствующего судьи Парамоновой Т.И.,
при секретаре Зиновкине Е.О.,
с участием представителя административного ответчика Управления имущественных отношений Брянской области ФИО1,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО2 к Управлению имущественных отношений Брянской области, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Брянской области, об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости,
УСТАНОВИЛ:
ФИО2, обратился в суд с указанным административным иском, в обоснование требований указал, что он является собственником объекта недвижимости нежилого здания, наименование: здание магазина «Товары повседневного спроса», назначение: нежилое здание, этаж – 1, общей площадью 69,6 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, пгт. Погар, <адрес>-А, с кадастровым номером №.
В соответствии с Приказом Управления имущественных отношений Брянской области от 27 ноября 2015 года № 1890 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости (за исключением земельных участков), расположенных на территории Брянской области» по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ кадастровая стоимость объекта недвижимости - здания магазина «Товары повседневного спроса» составляет 8 237 603 рубля 35 копеек.
Данные об установленной кадастровой стоимости объекта недвижимости – нежилого помещения внесены в государственный кадастр недвижимости.
Согласно отчету № от ДД.ММ.ГГГГ, выполненному ООО «Брянский центр оценки и экспертизы», рыночная стоимость здания магазина по состоянию на 01 января 2015 года составляет 509853 рубля.
Полагая, что кадастровая стоимость вышеуказанного объекта недвижимости превышает его рыночную стоимость, чем нарушаются его права как налогоплательщика, ФИО2 просил суд установить кадастровую стоимость объекта недвижимости - нежилого здания, наименование: здание магазина «Товары повседневного спроса», назначение: нежилое здание, этаж – 1, общей площадью 69,6 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, пгт. Погар, <адрес>-А, с кадастровым номером №, равной его рыночной стоимости в размере 509 853 рубля по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, на период с ДД.ММ.ГГГГ до даты внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости о кадастровой стоимости, определенной в рамках проведения очередной государственной кадастровой оценки.
До начала судебного заседания от представителей административного ответчика Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Брянской области ФИО3, заинтересованного лица администрации Погарского района Брянской области ФИО4 поступили письменные ходатайства о рассмотрении дела без участия представителей Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Брянской области и заинтересованного лица администрации Погарского района Брянской области.
Определением Брянского областного суда от 10 января 2019 года ходатайства удовлетворены, определено рассмотреть дело в отсутствие представителей административного ответчика Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Брянской области и заинтересованного лица администрации Погарского района Брянской области.
В судебном заседании представитель административного ответчика Управления имущественных отношений Брянской области ФИО1 не оспаривал рыночную стоимость объекта недвижимости, принадлежащего ФИО2 на праве собственности, определенную в соответствии с отчетом ООО «Брянский центр оценки и экспертизы» № 01-101-2018 от 20 сентября 2018 года и экспертным заключением ООО «Брянский Оценщик» № 301 -12/18 от 17 декабря 2018 года, против удовлетворения заявленных требований не возражала.
Истец ФИО2, его представитель ФИО5, представитель заинтересованного лица ФГБУ «ФКП Росреестра» по Брянской области о дате и времени судебного заседания извещены надлежаще, доказательств наличия уважительных причин своего отсутствия – не представили, об отложении слушания по делу – не ходатайствовали.
С учетом требований ст. 150, ч. 4 ст. 247 КАС РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Выслушав пояснения представителя административного ответчика Управления имущественных отношений <адрес> ФИО1, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Как следует из материалов дела, ФИО2 является собственником объекта недвижимости - нежилого здания, наименование: здание магазина «Товары повседневного спроса», назначение: нежилое здание, этаж – 1, общей площадью 69,6 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, пгт. Погар, <адрес>-А, с кадастровым номером №
В соответствии с Приказом Управления имущественных отношений Брянской области от 27 ноября 2015 года № 1890 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости (за исключением земельных участков), расположенных на территории Брянской области» по состоянию на 1 января 2015 года кадастровая стоимость объекта недвижимости - здания магазина «Товары повседневного спроса» составляет 8 237 603 рубля 35 копеек.
Данные об установленной кадастровой стоимости объекта недвижимости – нежилого помещения внесены в государственный кадастр недвижимости.
Согласно выписки из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости №/ИСХ/18-323796 от ДД.ММ.ГГГГ, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, кадастровая стоимость здания с кадастровым номером № составляет 8 237 603 рубля 35 копеек. Дата утверждения кадастровой стоимости ДД.ММ.ГГГГ, дата определения кадастровой стоимости ДД.ММ.ГГГГ, а дата внесения сведений о кадастровой стоимости в ЕГРН – ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 124).
В соответствии с отчетом № от ДД.ММ.ГГГГ, выполненным ООО «Брянский центр оценки и экспертизы», рыночная стоимость объекта недвижимости - нежилого здания, наименование: здание магазина «Товары повседневного спроса», назначение: нежилое здание, этаж – 1, общей площадью 69,6 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, пгт. Погар, <адрес>-А, с кадастровым номером №, по состоянию на 01 января 2015 года составляет 509 853 рубля.
Согласно ст. 245 КАС РФ юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.
Вопросы государственной кадастровой оценки регулируются Федеральным законом от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (с последующими изменениями).
Согласно положениям ст. 3 Федерального закона № 135-ФЗ под кадастровой стоимостью понимается стоимость, установленная в результате проведения государственной кадастровой оценки или в результате рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости либо определенная в случаях, предусмотренных статьей 24.19 настоящего Федерального закона.
В соответствии со статьёй 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости. При этом, в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости в суде решение комиссии не является предметом рассмотрения при рассмотрении требований заявителя. Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства (ст. 3 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации»).
Итоговая величина рыночной стоимости, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, предусмотренными этим Законом, признается достоверной и рекомендуемой, если не установлено иное (ст.12 Закона об оценочной деятельности).
Итоговым документом, составленным по результатам определения стоимости объекта оценки независимо от вида определенной стоимости, является отчет об оценке такого объекта.
При обращении с заявлением об оспаривании кадастровой стоимости, в соответствии с требованиями пунктов 4 и 5 части 2 статьи 246 и пункта 2 части 1 статьи 248 КАС РФ, пункта 11 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» заявителем представляется отчет, составленный на дату, по состоянию на которую была определена кадастровая стоимость объекта недвижимости.
Установление рыночной стоимости, полученной в результате индивидуальной оценки объекта, и внесение ее в качестве кадастровой стоимости направлены, прежде всего, на уточнение результатов массовой оценки, полученной без учета уникальных характеристик конкретного объекта недвижимости.
По смыслу статей 24.18, 24.20 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» актом, на основании которого сведения о кадастровой стоимости вносятся в государственной кадастр недвижимости в случае ее пересмотра, может служить вступившее в законную силу решение суда.
В силу ст. 400, ч. 1 ст. 401 Налогового кодекса РФ физические лица, обладающие гаражами, зданиями, строениями, сооружениями, помещениями на праве собственности, признаются плательщиками налога на имущество физических лиц.
По общему правилу, предусмотренному ч. 1 ст. 402 Налогового кодекса РФ, налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости.
Таким образом, права и обязанности административного истца, как налогоплательщика, затронуты результатами определения кадастровой стоимости вышеуказанного объекта недвижимости.
Исходя из вышеизложенного, административный истец вправе требовать пересмотра результатов определения кадастровой стоимости и установления в отношении объекта недвижимости рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
В соответствии с ч. 1 ст. 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений.
Обязанность доказать обоснованность размера рыночной стоимости, устанавливаемой в качестве кадастровой, лежит на административном истце.
В обоснование заявленных требований административным истцом представлен отчет № 01-101-2018 от 20 сентября 2018 года, выполненный ООО «Брянский центр оценки и экспертизы».
Как разъяснено в п. 22 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», по смыслу части 2 статьи 67 ГПК РФ и части 2 статьи 84 КАС РФ отчет об оценке не имеет для суда заранее установленной силы и оценивается наравне с другими доказательствами (абзац восьмой статьи 17.1 Закона об оценочной деятельности).
По ходатайству представителя административного ответчика Управления имущественных отношений Брянской области определением Брянского областного суда от 21 ноября 2018 года по делу назначена судебная оценочная экспертиза, проведение которой поручено ООО «Брянский оценщик».
Согласно выводам экспертного заключения ООО «Брянский оценщик» №301-12/18 от 17 декабря 2018 года, при составлении отчета №01-101-2018 от 20 сентября 2018 года оценщиком ООО «Брянский центр оценки и экспертизы» нарушены пункт 25 Федерального стандарта оценки «Общие понятия оценки, подходы и требования к проведению оценки (ФСО № 1)», утвержденного Приказом Минэкономразвития РФ от 20.05.2015 № 297, и подпункт «д» пункта 8 Федерального стандарта оценки «Требования к отчету об оценке (ФСО №)», утвержденного Приказом Минэкономразвития РФ от ДД.ММ.ГГГГ№.
Иных нарушений требований федеральных стандартов оценки, предъявляемым к форме и содержанию отчета, к описанию объекта оценки, к методам расчета рыночной стоимости конкретного объекта оценки, а также нарушений, которые могли бы повлиять на определение итоговой величины рыночной стоимости, оценщиком не допущено.
Оценщиком правильно определены факторы, влияющие на стоимость объекта недвижимости
Методология определения рыночной стоимости (выбор подходов и методов в рамках подходов) обоснована и соответствует конъюнктуре рынка объектов оценки на дату определения стоимости. Обоснованно применены сравнительный и доходный подходы и отказ от использования затратного подхода при оценке объекта оценки.
Отчет об оценке в достаточном объеме содержит сведения, необходимые для полного и недвусмысленного толкования результатов проведенной оценки. Расчеты стоимости объекта оценки выполнены в соответствии с выбранными методами, последовательность и результаты расчетов достаточно полно изложены в отчете и могут быть воспроизведены пользователем отчета.
Информация, использованная оценщиком, является достоверной, достаточной, проверяемой.
Действительная рыночная стоимость объекта оценки - нежилого здания, наименование: здание магазина «Товары повседневного спроса», назначение: нежилое здание, этаж – 1, общей площадью 69,6 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, пгт. Погар, <адрес>-А, с кадастровым номером №, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ составляет 509 853 рубля.
В силу статьи 59 КАС РФ заключение эксперта относится к числу доказательств по делу, на основании которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения административного дела. Указанное доказательство подлежит оценке судом в соответствии со статьей 84 КАС РФ в совокупности с другими доказательствами по делу.
У суда отсутствуют основания сомневаться в правильности выводов о действительной рыночной стоимости спорного объекта недвижимости, определенной в размере 509 853 рублей, как в соответствии с отчетом №01-101-2018 от 20 сентября 2018 года, выполненным ООО «Брянский центр оценки и экспертизы», так и в результате экспертного исследования ООО «Брянский оценщик» №301-12/18 от 17 декабря 2018 года.
При этом, как следует из материалов дела, нарушения, выявленные экспертом при составлении отчета №01-101-2018 от 20 сентября 2018 года, выполненного ООО «Брянский центр оценки и экспертизы», являются формальными (несущественными) нарушениями требований оценочного законодательства Российской Федерации, не повлиявшими на итоговую величину рыночной стоимости объекта оценки.
Оценщиком проанализированы все необходимые факторы, оказывающие влияние на стоимость объекта оценки. Проведен анализ рынка объекта оценки, в том числе, обзор рынка недвижимости в сегменте объекта оценки. Сделано заключение о наиболее эффективном использовании объекта оценки, при этом при определении рыночной стоимости магазина обоснованно применены сравнительный и доходный подходы оценки. Представленный отчет об оценке в достаточном объеме содержит сведения, необходимые для полного и недвусмысленного толкования результатов проведенной оценки. Расчеты стоимости объекта оценки выполнены в соответствии с выбранными методами, последовательность и результаты расчетов достаточно полно изложены в отчете и могут быть воспроизведены пользователем отчета.
Применение использованных оценочных подходов для определения рыночной стоимости объекта оценки обосновано. Расчет стоимости объекта оценки выполнен в соответствии с изложенной методикой определения стоимости. Достоверность представленных в отчете данных подтверждена ссылками на источники, что тем самым подтверждает рыночную стоимость объекта оценки.
Доказательств того, что рыночная стоимость оцениваемого объекта недвижимости являлась иной, чем отражено в отчете и экспертном заключении, суду не представлено, и таких данных в материалах дела не имеется.
При этом ни представитель административного истца, ни представители административных ответчиков не возражали против того, что рыночная стоимость спорного нежилого здания (магазина) по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ составляет 509 853 рубля.
Таким образом, оценив в совокупности собранные по делу доказательства, суд приходит к выводу об удовлетворении административного иска ФИО2 и необходимости установить кадастровую стоимость недвижимого имущества:
нежилого здания, наименование: здание магазина «Товары повседневного спроса», назначение: нежилое здание, этаж – 1, общей площадью 69,6 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, пгт. Погар, <адрес>-А, с кадастровым номером №, равной его рыночной стоимости по состоянию на 01 января 2015 года в размере 509 853 рублей.
В соответствии с п.1 Приказа Росреестра от 18 октября 2016 года № П/0515 федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» (далее - ФГБУ «ФКП Росреестра») наделено полномочиями федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственный кадастровый учет, государственную регистрацию прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости.
В Брянской области данные полномочия возложены на филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Брянской области.
Вступивший в законную силу судебный акт об установлении кадастровой стоимости в размере рыночной является основанием для внесения органом кадастрового учета соответствующих сведений в государственный кадастр недвижимости.
Согласно п. 25 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30 июля 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» резолютивная часть решения суда по делу о пересмотре кадастровой стоимости должна содержать данные о величине установленной судом кадастровой стоимости объекта недвижимости, которая является новой кадастровой стоимостью и подлежит внесению в государственный кадастр недвижимости (статья 248, часть 3 статьи 249 КАС РФ). Ввиду того, что сведения о дате подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости и применяются для целей налогообложения и иных установленных законодательством целей, в резолютивной части решения указывается дата подачи соответствующего заявления.
В силу пункта 5 вышеназванного Постановления Пленума датой подачи заявления физическим лицом считается дата обращения в суд или Комиссию, если имело место обращение этого лица в Комиссию (абзац 5 статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности).
ФИО2 в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Брянской области не обращалась, в связи с чем датой подачи заявления об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости, следует считать 11 октября 2018 года - дату обращения в суд.
В силу абз. 5 ст. 24.20 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» в случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном статьей 24.18 настоящего закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
Установленная судом кадастровая стоимость используется для исчисления налоговой базы за налоговый период, в котором подано заявление о пересмотре кадастровой стоимости, и применяется до вступления в силу в порядке, определенном статьей 5 Налогового кодекса Российской Федерации, нормативного правового акта, утвердившего результаты очередной кадастровой оценки, при условии внесения сведений о новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости (п. 28 постановления Пленума от 30 июня 2015 года № 28).
Разрешая ходатайство ООО «Брянский Оценщик» об оплате судебной экспертизы, суд исходит из следующего.
Согласно ч. 1 ст. 103 КАС РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением административного дела.
В силу положений ст. 106 КАС РФ к издержкам, связанным с рассмотрением административного дела, относятся, в том числе: суммы, подлежащие выплате свидетелям, экспертам, специалистам и переводчикам.
Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 31 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», указано, что с учетом того, что главой 23 ГПК РФ, главой 25 КАС РФ не установлено каких-либо особенностей распределения судебных расходов по делам об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, вопрос о судебных расходах, понесенных заявителем, административным истцом, заинтересованным лицом, административным ответчиком, разрешается в соответствии с правилами главы 7 ГПК РФ, главы 10 КАС РФ.
При удовлетворении требований об установлении в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости судебные расходы взыскиваются с органа, утвердившего результаты определения кадастровой стоимости.
При этом из системного толкования положений Постановления Конституционного Суда РФ от 11 июля 2017 года № 20-П следует, что государство не вправе, вводя механизм массовой оценки объектов недвижимости для целей налогообложения, перекладывать на самого налогоплательщика некомпенсируемое бремя несения вынужденных расходов, связанных с устранением допущенных при ее проведении возможных ошибок
Как следует из материалов дела, судебная экспертиза в ООО «Брянский Оценщик» была назначена судом именно по ходатайству представителя административного ответчика - Управления имущественных отношений Брянской области, в связи с не согласием с результатами отчета об оценке, представленного стороной истца.
Оплата экспертизы возложена на Управление имущественных отношений Брянской области.
Заключение эксперта представлено в Брянский областной суд без предварительной оплаты.
Из ходатайства ООО «Брянский Оценщик» усматривается, что стоимость производства указанной судебной экспертизы составила 6000 рублей.
Принимая во внимание, что по результатам проведенной судебной экспертизы подтвердилась обоснованность доказательств рыночной стоимости спорного объекта, представленных стороной истца и отраженных в отчете об оценке от 20 сентября 2018 года № 01-101-2018, выполненном ООО «Брянский центр оценки и экспертизы», результаты судебной экспертизы легли в основу принятого по делу судебного акта, и требования истца удовлетворены, а также исходя из того, что до настоящего момента проведение экспертного исследования не оплачено, суд приходит к выводу, что расходы по оплате судебной оценочной экспертизы, проведенной ООО «Брянский Оценщик», подлежат взысканию с административного ответчика Управления имущественных отношений Брянской области в сумме 6000 рублей.
Руководствуясь ст.ст. 180, 249 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление ФИО2 к Управлению имущественных отношений <адрес>, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес>, об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости - удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость недвижимого имущества - нежилого здания, наименование: здание магазина «Товары повседневного спроса», назначение: нежилое здание, этаж – 1, общей площадью 69,6 кв.м., с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, пгт. Погар, <адрес>-А, равной его рыночной стоимости по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в размере 509 853 рублей.
Датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости считать 11 октября 2018 года – дату подачи заявления в суд.
Вновь установленная кадастровая стоимость вышеуказанного объекта недвижимости подлежит внесению в государственный кадастр недвижимости.
Взыскать с Управления имущественных отношений Брянской области в пользу ООО «Брянский Оценщик» расходы по производству судебной оценочной экспертизы в размере 6000 рублей с перечислением данной суммы по следующим реквизитам:
получатель ООО «Брянский Оценщик», ИНН/КПП <***>/325701001, расчетный счет № <***>, в банке: Брянское отделение № 8605 ПАО Сбербанк г. Брянск, БИК:041501601, кор/счет № 30101810400000000601.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Брянского областного суда в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий
судья Брянского областного суда Т.И. Парамонова
мотивированное решение принято ДД.ММ.ГГГГ.