ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-27/19 от 12.04.2019 Кировского областного суда (Кировская область)

Дело № 3а-27/2019

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Киров «12» апреля 2019 года

Кировский областной суд в составе:

судьи Моисеева К.В.,

при секретаре Носковой А.М.,

при участии прокурора Кузьмина Д.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к Кирово-Чепецкой городской Думе о признании нормативного правового акта недействующим в части,

установил:

ФИО1 обратилась в суд с административным исковым заявлением к Кирово-Чепецкой городской Думе об оспаривании абзаца 22 подпункта 2.1.1 пункта 2.1 главы 2 Правил благоустройства территории муниципального образования «Город Кирово-Чепецк» Кировской области, утвержденных решением Кирово-Чепецкой городской Думы Кировской области от 25.07.2018 г. № 9/48, которым установлен запрет на территориях муниципального образования воспрепятствованию проведения специализированной техникой работ по очистке и уборке территории муниципального образования от снега и льда, отходов (мусора), выраженному в оставлении автотранспортных средств на срок более 24 часов, а также в период с 22 до 6 часов на проезжей части дорог, за исключением случаев аварийной остановки, либо на придомовых территориях у контейнерных площадок, местах выгрузки из мусоропроводов, затрудняющему доступ к контейнерным площадкам и местам выгрузки из мусоропроводов.

В обоснование административного иска указала, что привлечена к административной ответственности по ч. 1 ст. 4.1 Закона Кировской области «Об административной ответственности в Кировской области» за нарушение указанного положения п. 2.1 Правил благоустройства территории муниципального образования «Город Кирово-Чепецк» Кировской области, выразившееся в оставлении транспортного средства на проезжей части дороги, повлекшее создание препятствий для движения специализированной техники по очистке и уборке территории муниципального образования.

Полагая, что представительный орган муниципального образования вышел за пределы своей компетенции, поскольку ответственность за нарушение правил остановки и стоянки автотранспортных средств урегулирована на федеральном уровне и предусмотрена ч. 4 ст. 12.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, просит признать недействующим абзац 22 подпункта 2.1.1 пункта 2.1 главы 2 Правил благоустройства территории муниципального образования «Город Кирово-Чепецк» Кировской области, утвержденных решением Кирово-Чепецкой городской Думы Кировской области от 25.07.2018 г. № 9/48, в части запрета оставления автотранспортных средств на проезжей части дорог на срок более 24 часов, а также в период с 22 до 6 часов.

Административный истец ФИО1, о времени и месте судебного заседания извещенная надлежащим образом, в судебное заседание не явилась.

Представитель административного истца ФИО1 – Н.. требования административного искового заявления поддержал, настаивал на их удовлетворении.

Административный ответчик Кирово-Чепецкая городская Дума явку представителя в судебное заседание не обеспечила, в представленном суду заявлении просила рассмотреть дело в отсутствие ее представителя, указала на признание заявленного административным истцом требования.

Исследовав материалы дела, выслушав представителя административного истца, заключение прокурора Кузьмина Д.С., полагавшего административное исковое заявление подлежащим удовлетворению, суд приходит к следующему.

Решением Кирово-Чепецкой городской Думы от 25.07.2018 г. № 9/48 утверждены Правила благоустройства территории муниципального образования «Город Кирово-Чепецк» Кировской области.

Главой 2 Правил благоустройства территории муниципального образования «Город Кирово-Чепецк» Кировской области определен, в числе прочих, порядок пользования территорией муниципального образования.

В соответствии с абзацем 22 подпункта 2.1.1 пункта 2.1 главы 2 Правил благоустройства территории муниципального образования «Город Кирово-Чепецк» Кировской области на территориях муниципального образования запрещается воспрепятствование проведению специализированной техникой работ по очистке и уборке территории муниципального образования от снега и льда, отходов (мусора), выразившееся в оставлении автотранспортных средств на срок более 24 часов, а также в период с 22 до 6 часов на проезжей части дорог, за исключением случаев аварийной остановки, либо на придомовых территориях у контейнерных площадок, местах выгрузки из мусоропроводов, затрудняющее доступ к контейнерным площадкам и местам выгрузки из мусоропроводов.

Решение Кирово-Чепецкой городской Думы от 25.07.2018 г. № 9/48 опубликовано в издании «Информационный бюллетень органов местного самоуправления муниципального образования «Город Кирово-Чепецк» Кировской области» № 36 (539) от 26.07.2018 г., являющемся в соответствии с решением Кирово-Чепецкой городской Думы от 30.05.2018 г. № 6/33 официальным печатным изданием для опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов органов местного самоуправления муниципального образования «Город Кирово-Чепецк» Кировской области, и вступило в силу.

Ответственность за нарушение правил благоустройства, действующих в муниципальном образовании, установлена ч. 1 ст. 4.1 Закона Кировской области от 04.12.2007 г. № 200-ЗО «Об административной ответственности в Кировской области», которая предусматривает наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч рублей до пяти тысяч рублей.

Из материалов дела следует, что постановлением административной комиссии муниципального образования «Город Кирово-Чепецк» Кировской области от 26.02.2019 г. <данные изъяты> ФИО1 признана виновной в нарушении требований подпункта 2.1.1 пункта 2.1 главы 2 Правил благоустройства территории муниципального образования «Город Кирово-Чепецк» Кировской области, утвержденных решением Кирово-Чепецкой городской Думы от 25.07.2018 г. № 9/48, выраженном в оставлении транспортного средства <данные изъяты> на проезжей части дороги <данные изъяты> в период с 22 до 06 часов, чем воспрепятствовала проведению специализированной техникой работ по очистке и уборке городских территорий от снега и льда, в связи с чем привлечена к административной ответственности по ч. 1 ст. 4.1 Закона Кировской области от 04.12.2007 г. № 200-ЗО «Об административной ответственности в Кировской области».

Абзац 18 части 1 статьи 2 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 30.11.2011 г. № 361-ФЗ) устанавливал, что под благоустройством территории поселения (городского округа) понимается комплекс предусмотренных правилами благоустройства территории поселения (городского округа) мероприятий по содержанию территории, а также по проектированию и размещению объектов благоустройства, направленных на обеспечение и повышение комфортности условий проживания граждан, поддержание и улучшение санитарного и эстетического состояния территории.

В соответствии с абзацем 21 части 1 статьи 2 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 29.12.2017 г. № 463-ФЗ) под правилами благоустройства территории муниципального образования понимается муниципальный правовой акт, устанавливающий на основе законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации требования к благоустройству и элементам благоустройства территории муниципального образования, перечень мероприятий по благоустройству территории муниципального образования, порядок и периодичность их проведения.

Пункт 25 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относил утверждение правил благоустройства территории городского округа, устанавливающих в том числе требования по содержанию зданий (включая жилые дома), сооружений и земельных участков, на которых они расположены, к внешнему виду фасадов и ограждений соответствующих зданий и сооружений, перечень работ по благоустройству и периодичность их выполнения; установление порядка участия собственников зданий (помещений в них) и сооружений в благоустройстве прилегающих территорий; организация благоустройства территории городского округа (включая освещение улиц, озеленение территории, установку указателей с наименованиями улиц и номерами домов, размещение и содержание малых архитектурных форм), а также использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах городского округа.

В соответствии с пп. 36, 38 п. 1 ст. 1 ГрК РФ благоустройство территории - деятельность по реализации комплекса мероприятий, установленного правилами благоустройства территории муниципального образования, направленная на обеспечение и повышение комфортности условий проживания граждан, по поддержанию и улучшению санитарного и эстетического состояния территории муниципального образования, по содержанию территорий населенных пунктов и расположенных на таких территориях объектов, в том числе территорий общего пользования, земельных участков, зданий, строений, сооружений, прилегающих территорий; элементы благоустройства - декоративные, технические, планировочные, конструктивные устройства, элементы озеленения, различные виды оборудования и оформления, в том числе фасадов зданий, строений, сооружений, малые архитектурные формы, некапитальные нестационарные строения и сооружения, информационные щиты и указатели, применяемые как составные части благоустройства территории.

Согласно п. 1 ст. 6 Федерального закона от 10.12.1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», в ведении Российской Федерации находятся формирование и проведение на территории Российской Федерации единой государственной политики в области обеспечения дорожного движения, установление правовых основ обеспечения безопасности дорожного движения, установление единой системы правил, стандартов, технических норм и других нормативных документов по вопросам обеспечения безопасности дорожного движения.

Единый порядок дорожного движения на всей территории Российской Федерации устанавливается Правилами дорожного движения, утверждаемыми Правительством Российской Федерации (п. 4 ст. 22 Федерального закона от 10.12.1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения»).

Правила дорожного движения утверждены постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23.10.1993 г. № 1090.

Пунктом 1.1 Правил дорожного движения установлено, что настоящие Правила дорожного движения устанавливают единый порядок дорожного движения на всей территории Российской Федерации. Другие нормативные акты, касающиеся дорожного движения, должны основываться на требованиях Правил и не противоречить им.

Пунктом 1.2 Правил дорожного движения Российской Федерации определено, что транспортным средством признается устройство, предназначенное для перевозки по дорогам людей, грузов или оборудования, установленного на нем; остановкой - преднамеренное прекращение движения транспортного средства на время до 5 минут, а также на большее, если это необходимо для посадки или высадки пассажиров либо загрузки или разгрузки транспортного средства; стоянкой - преднамеренное прекращение движения транспортного средства на время более 5 минут по причинам, не связанным с посадкой или высадкой пассажиров либо загрузкой или разгрузкой транспортного средства; парковкой (парковочным местом) - специально обозначенное и при необходимости обустроенное и оборудованное место, являющееся в том числе частью автомобильной дороги и (или) примыкающее к проезжей части и (или) тротуару, обочине, эстакаде или мосту либо являющееся частью подэстакадных или подмостовых пространств, площадей и иных объектов улично-дорожной сети, зданий, строений или сооружений и предназначенное для организованной стоянки транспортных средств на платной основе или без взимания платы по решению собственника или иного владельца автомобильной дороги, собственника земельного участка либо собственника соответствующей части здания, строения или сооружения.

Исходя из пункта 1.1 Правил дорожного движения Российской Федерации и приведенных выше определений, обжалуемое положение Правил благоустройства территории муниципального образования «Город Кирово-Чепецк» Кировской области, устанавливающее запрет на территории города Кирово-Чепецка на размещение транспортных средств на дорогах муниципального образования в обозначенное время абсолютно и без исключений, не относится к благоустройству территории муниципального образования, акасается вопросов дорожного движения.

Правила остановки и стоянки транспортных средств регламентированы разделами 12 и 17 Правил дорожного движения Российской Федерации.

Таким образом, общественные отношения, связанные с размещением, стоянкой, остановкой транспортных средств, урегулированы на федеральном уровне федеральным законодательством в области обеспечения безопасности дорожного движения.

Ответственность за нарушение правил остановки или стоянки транспортных средств установлена статьей 12.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Административное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (пункта «к» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации).

Согласно ч. 2 ст. 76 Конституции Российской Федерации, по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.

В силу ч. 5 ст. 76 Конституции Российской Федерации законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частями первой и второй настоящей статьи.

К ведению Российской Федерации в области законодательства об административных правонарушениях относится установление административной ответственности по вопросам, имеющим федеральное значение, в том числе административной ответственности за нарушение правил и норм, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (п. 1 ч. 1 ст. 1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

Согласно п. 1 ч. 1 ст. 1.3.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, к ведению субъектов Российской Федерации в области законодательства об административных правонарушениях относится установление законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях административной ответственности за нарушение законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления.

Нарушение запрета относительно размещения, стоянки, остановки автотранспорта, установленного абзацем 22 подпункта 2.1.1 пункта 2.1 главы 2 Правил благоустройства территории муниципального образования «Город Кирово-Чепецк» Кировской области, позволяет привлекать к административной ответственности субъектов административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 4.1 Закона Кировской области от 04.12.2007 г. № 200-ЗО «Об административной ответственности в Кировской области», в то время, когда административная ответственность за нарушение правил остановки и стоянки транспортных средств предусмотрена Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

По изложенным основаниям, суд приходит к выводу о том, что абзац 22 подпункта 2.1.1 пункта 2.1 главы 2 Правил благоустройства территории муниципального образования «Город Кирово-Чепецк» Кировской области в части, запрещающей на территории муниципального образования «Город Кирово-Чепецк» оставление автотранспортных средств на проезжей части дорог на срок более 24 часов, а также в период с 22 до 6 часов, утвержденных решением Кирово-Чепецкой городской Думы Кировской области от 25.07.2018 г. № 9/48, не соответствует федеральному законодательству, в связи с чем подлежит признанию недействующим.

С учетом изложенного и принимая во внимание заявление административного ответчика о признании иска, суд приходит к выводу об удовлетворении требования административного истца.

Разрешая в соответствии с требованиями п. 1 ч. 2 ст. 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации вопрос о дате, с которой оспариваемое положение нормативного правового акта следует признать недействующим, суд, принимая во внимание, что оспариваемая норма применялась, порождая правовые последствия, и руководствуясь разъяснениями, содержащимися в п. 28 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.11.2007 г. № 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части», приходит к выводу о признании нормативного правового акта в оспариваемой части недействующим со дня вступления настоящего решения в законную силу.

Согласно п. 2 ч. 4 ст. 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, решение суда по данному делу подлежит опубликованию в печатном издании «Информационный бюллетень органов местного самоуправления муниципального образования «Город Кирово-Чепецк» Кировской области».

В соответствии с ч. 1 ст. 111 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины, понесенные ФИО1 при подаче административного иска в размере 300 руб. 00 коп., относятся на Кирово-Чепецкую городскую Думу и подлежат возмещению административному истцу.

Руководствуясь статьей 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

Удовлетворить административное исковое заявление ФИО1 к Кирово-Чепецкой городской Думе о признании нормативного правового акта недействующим в части.

Признать недействующим со дня вступления в законную силу настоящего решения абзац 22 подпункта 2.1.1 пункта 2.1 главы 2 Правил благоустройства территории муниципального образования «Город Кирово-Чепецк» Кировской области, утвержденных решением Кирово-Чепецкой городской Думы Кировской области от 25.07.2018 г. № 9/48, в части запрещающей на территории муниципального образования «Город Кирово-Чепецк» оставление автотранспортных средств на проезжей части дорог на срок более 24 часов, а также в период с 22 до 6 часов.

Решение подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в печатном издании «Информационный бюллетень органов местного самоуправления муниципального образования «Город Кирово-Чепецк» Кировской области».

Взыскать с Кирово-Чепецкой городской Думы в пользу ФИО1 расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 руб. 00 коп.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Российской Федерации через Кировский областной суд в течение одного месяца с момента изготовления решения в окончательной форме.

Судья Кировского областного суда Моисеев К.В.