К делу № 3а-27/2019
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
22 мая 2019 года г. Майкоп
Верховный суд Республики Адыгея в составе:
председательствующего судьи Мерзакановой Р.А.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи
Листопадовым М.В.
с участием:
административного истца – Задерина А.В.
представителя административного истца Задерина А.В.- Шеуджен С.Н.
представителя административного ответчика - Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Адыгея по доверенности Намитокова Р.Ю.
представителей административного ответчика – ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Адыгея по доверенности Демидюка А.Н. и Ладыженко О.С.
представителя заинтересованного лица администрации муниципального образования «Город Майкоп» по доверенности Скобеевой Т.И.
представителя заинтересованного лица Комитета по управлению имуществом администрации муниципального образования «Город Майкоп» по доверенности Эйнэр А.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению ФИО1 к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Адыгея, ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Адыгея, при заинтересованных лицах -Комитета Республики Адыгея по имущественным отношениям, администрации муниципального образования «Город Майкоп», Комитета по управлению имуществом администрации муниципального образования «Город Майкоп» об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере равном его рыночной стоимости,
У С Т А Н О В И Л:
Задерин А.В. 31 января 2019 года обратился в суд с данным иском к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Адыгея (Управление Росреестра по Республике Адыгея), ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Адыгея, при заинтересованных лицах Комитета Республики Адыгея по имущественным отношениям, администрации муниципального образования «Город Майкоп», Комитета по управлению имуществом администрации муниципального образования «Город Майкоп» об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере равном его рыночной стоимости.
В обоснование иска указал, что на основании договора дарения от ДД.ММ.ГГГГ ему на праве собственности принадлежит земельный участок, категории земель: земли населенных пунктов, площадью 5 101 кв.м., с кадастровым номером 01: 08: 0502013: 19, расположенный по адресу: <адрес>Л, в связи, с чем ДД.ММ.ГГГГ в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним сделана запись регистрации №. По сведениям выписки из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости, выданной филиалом ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Адыгея от 02.11.2018 года, кадастровая стоимость указанного земельного участка на ДД.ММ.ГГГГ составляет 15 990 767 руб. 83 коп. Считает, что установленная кадастровая стоимость земельного участка является завышенной и нарушает его законные права, поскольку влияет на размер земельного налога, рассчитываемого из размера кадастровой стоимости земельного участка.
Просил установить кадастровую стоимость земельного участка в размере его рыночной стоимости 3 545 195 руб. по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ.
Определением суда от 25 марта 2019 года к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечена администрация муниципального образования «Город Майкоп.
Административный истец Задерин А.В. и его представитель Шеуджен С.Н. в судебном заседании уточнили заявленные требования и просили установить в соответствии с выводами судебной оценочной экспертизы кадастровую стоимость земельного участка в размере его рыночной стоимости – 4 223 628 рублей.
Представитель административного ответчика - Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Адыгея по доверенности Намитоков Р.Ю. в судебном заседании пояснил, что Управлением не оспаривались заявленные требования, а также не были заявлены самостоятельные требования относительно предмета иска и размера рыночной стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером 01: 08: 0502013: 19, и ходатайство о назначении судебной экспертизы Управлением не подавалось. При вынесении решения полагаются на усмотрение суда. Вместе с тем, просил привлечь в качестве соответчиков по данному делу Комитет Республики Адыгея по имущественным отношениям.
Представители административного ответчика - ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Адыгея по доверенности Демидюк А.Н. и Ладыженко О.С. в судебном заседании пояснили, что по предмету спора замечаний нет, при вынесении решения полагаются на усмотрение суда. При этом, представили суду отзыв, в котором просили признать Филиал ненадлежащим ответчиком по делу; - заменить филиал на надлежащего ответчика - Комитет Республики Адыгея по имущественным отношениям.
Представитель заинтересованного лица администрации муниципального образования «Город Майкоп» Республики Адыгея по доверенности Скобеева Т.И. в судебном заседании пояснила, что заключение эксперта не соответствует требованиям ФЗ № 135, федеральных стандартов оценки, иных нормативных правовых актов Российской Федерации в области оценочной деятельности.Так, оценщиком необоснованно применен только один подход проведения оценки – сравнительный подход. Информация об объектах-аналогах, указанная в таблице № 3 и расчетах в таблице № 5 на стр. 37, не подтверждается приложенной к заключению информацией об объектах-аналогах. Не применена корректировка на площадь объекта оценки и объекта-аналога № 3. Не применена корректировка по виду разрешенного использования земельных участков. Считает, что заключение приводит к необоснованному искажению рыночной стоимости объекта оценки, которая по результатам проведенной оценки оказалась значительно ниже кадастровой. Администрация муниципального образования «Город Майкоп» полагает требования Задерина А.В. не подлежащими удовлетворению ввиду их необоснованности.
Представитель заинтересованного лица – Комитета Республики Адыгея по управлению имуществом администрации муниципального образования «Город Майкоп» по доверенности Эйнэр А.В. в судебном заседании в полном объеме поддержала мнение представителя администрации муниципального образования «Город Майкоп», пояснив, что заключение эксперта не соответствует требованиям ФЗ № 135, федеральных стандартов оценки, иных нормативных правовых актов Российской Федерации в области оценочной деятельности. Комитет Республики Адыгея по управлению имуществом администрации муниципального образования «Город Майкоп» считает требования Задерина А.В. не подлежащими удовлетворению ввиду их необоснованности.
Представитель заинтересованного лица- Комитета Республики Адыгея по имущественным отношениям, извещенный надлежащим образом, не явился в судебное заседание.
На основании части 4 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации неявка представителей административных ответчиков и заинтересованных лиц не препятствует рассмотрению и разрешению административного дела, с учетом мнения сторон суд считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд считает, что административный иск об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной рыночной подлежит удовлетворению ввиду следующего.
В соответствии с пунктами 1 и 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата. Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных данным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
Кадастровая стоимость определяется в соответствии с земельным законодательством (пункт 2 статьи 390 Налогового кодекса Российской Федерации).
Согласно статье 66 Земельного кодекса Российской Федерации рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с Федеральным законом об оценочной деятельности.
Пунктом 2 статьи предусмотрено, что органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
Для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 данной статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации предусматривает возможность определения кадастровой стоимости земельного участка исходя из рыночной стоимости.
В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Согласно статье 24.20 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» сведения о кадастровой стоимости используются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с даты их внесения в государственный кадастр недвижимости, за исключением случаев, предусмотренных статьей.
В случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном статьей 24.18 указанного Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
Сведения об изменении кадастровой стоимости на основании решения комиссии или суда, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости в соответствии с пунктом 11 части 2 статьи 7 Федерального закона от 24 июля 2007 года №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости».
Из материалов гражданского дела следует, что на основании договора дарения от 12.04.2011 административному истцу Задерину А.В. на праве собственности принадлежит земельный участок, категории земель: земли населенных пунктов, площадью 5 101 кв.м., с кадастровым номером 01: 08: 0502013:19, расположенный по адресу: <адрес>Л.
Кадастровая стоимость земельного участка была определена на основании Приказа Комитета Республики Адыгея по имущественным отношениям № 276 от 25 ноября 2016 года «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов, расположенных на территории Республики Адыгея» по состоянию на 25 октября 2016 года.
В соответствии с выпиской из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости, выданной филиалом ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Адыгея от 02.11.2018 года, кадастровая стоимость указанного земельного участка по состоянию на 25 октября 2016 года составляла 15 990 767 руб. 83 коп.
Согласно отчету № 11-1-2018 от 21 ноября 2018 года, выполненного оценочной компанией «Золотая цифра», предоставленному суду истцом, следует, что на 25 октября 2016 года (последняя дата установления кадастровой стоимости) рыночная стоимость земельного участка с указанным кадастровым номером составляла 3 545 195 руб.
Поскольку при составлении отчета независимым оценщиком были допущены нарушения требований федеральных стандартов оценки и иные нарушения, на которые обратила внимание в ходе рассмотрения дела представитель ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Адыгея, которые могли повлиять на определение итоговой величины рыночной стоимости, данный отчет судом не принимается за основу.
В ходе рассмотрения дела, по ходатайству представителя Комитета по управлению имуществом администрации муниципального образования «Город Майкоп» по доверенности Эйнэр А.В., определением суда от 04 апреля 2019 года по административному делу назначена и проведена оценочная судебная экспертиза.
Согласно заключению экспертизы от 29 апреля 2019 года, проведенной экспертом Майкопского бюро независимых экспертиз «АУТАС» Мамгетовой Р.Р., рыночная стоимость земельного участка площадью 5 101 кв.м., с кадастровым номером 01: 08: 0502013:19, расположенного по адресу: <адрес>Л, квартал П-11, на последнюю дату внесения изменений кадастровой стоимости (переоценки), то есть на 25 октября 2016 года, составляет 4 223 628 рублей.
Исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства и оценив их в совокупности по правилам части 1 статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд приходит к выводу, что рыночная стоимость оспариваемого земельного участка определена экспертом в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в сфере оценочной деятельности.
Заключение эксперта содержит подробное описание объекта оценки. Представлена информация о количественных и качественных характеристиках оцениваемого участка, в частности, его площади, вида разрешенного использования; количественных и качественных характеристиках элементов, входящих в состав объекта оценки, которые имеют специфику, влияющую на результаты оценки объекта оценки; информация о текущем использовании объекта оценки, другие факторы и характеристики, относящиеся к объекту оценки, существенно влияющие на его стоимость.
Не доверять выводам эксперта у суда оснований не имеется, так как они мотивированы, научно обоснованы. Экспертное заключение подготовлено лицом, обладающим правом на проведение подобного рода исследования, предупрежденным об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения, соответствует требованиям Закона об оценочной деятельности, исследования проведены всесторонне и в полном объеме на научной и практической основе, в пределах имеющейся у эксперта соответствующей специальности, и не содержат противоречий.
Доказательств, свидетельствующих о том, что рыночная стоимость земельного участка является иной, чем отражено в заключении судебной оценочной экспертизы, а также того, что экспертом использованы некорректные объекты-аналоги, не представлено.
Согласно части 1 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.
В связи с тем, что административный истец является собственником вышеуказанного земельного участка, результаты определения его кадастровой стоимости по состоянию на 25 октября 2016 года, затрагивают его права и обязанности как лица, оплачивающего земельный налог, что в силу абзаца 2 статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» и статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации дает ему право на обращение в суд с заявлением об оспаривании этих результатов.
С учетом разницы рыночной и кадастровой стоимости земельного участка, используемого административным истцом и того обстоятельства, что размер платы производен от размера кадастровой стоимости, то сохранение в государственном кадастре недвижимости сведений о кадастровой стоимости влечет нарушение имущественных прав административного истца, связанных с установлением размера арендной платы за землю в значительно большем размере, чем из расчета от его рыночной стоимости.
Принимая во внимание существенное расхождение между кадастровой стоимостью, внесенной в государственный кадастр недвижимости по результатам государственной оценки земель, и рыночной стоимостью земельного участка, определенной в заключении эксперта об оценке на ту же дату, суд считает, что требование об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости подлежит удовлетворению.
Датой подачи административного искового заявления о пересмотре кадастровой стоимости указанного земельного участка считать дату 31 января 2019 года (дата обращения в суд).
Руководствуясь статьями 175-181, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л :
Административное исковое заявление ФИО1 к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Адыгея, ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Адыгея, при заинтересованных лицах -Комитета Республики Адыгея по имущественным отношениям, администрации муниципального образования «Город Майкоп», Комитета по управлению имуществом администрации муниципального образования «Город Майкоп» об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере равном его рыночной стоимости, удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 01: 08: 0502013:19, площадью 5 101 кв.м., находящегося по адресу: <адрес>Л, квартал П-11, относящегося к категории земель: земли населенных пунктов, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ равной его рыночной стоимости в размере 4 223 628 (четыре миллиона двести двадцать три тысячи шестьсот двадцать восемь) рублей.
Датой подачи заявления ФИО1 о пересмотре кадастровой стоимости указанного земельного участка считать 31 января 2019 года, что является основанием для внесения указанных сведений в государственный кадастр недвижимости.
Настоящее решение с момента вступления в законную силу является основанием для внесения соответствующих изменений в государственный кадастр недвижимости в части указания кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 01: 08: 0502013:19, площадью 5 101 кв.м., находящегося по адресу: Республика Адыгея, г. Майкоп, <адрес>, равной рыночной стоимости в размере 4 223 628 (четыре миллиона двести двадцать три тысячи шестьсот двадцать восемь) рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Верховного суда Республики Адыгея в течение одного месяца, со дня принятия решения суда в окончательной форме, через Верховный суд Республики Адыгея.
Мотивированное решение суда составлено 27 мая 2019 года.
Судья Верховного суда
Республики Адыгея: Р.А. Мерзаканова
Копия верна
Судья Верховного суда
Республики Адыгея Р.А. Мерзаканова