ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-27/19 от 24.04.2019 Ярославского областного суда (Ярославская область)

Дело № 3а-27/2019

Мотивированное решение изготовлено 24.04.2019г.

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Ярославль 23 апреля 2019 года

Ярославский областной суд в составе

председательствующего судьи Нуждина С.В.,

при секретаре Шевяковой И.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Общероссийской общественно-государственной организации «Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту России об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости,

установил:

Общероссийская общественно-государственная организация «Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту России (далее – ДОСААФ России) обратилась в суд с административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости земельного участка площадью 9 278 кв.м. с кадастровым номером , категория земель – земли населенных пунктов, разрешенное использование – социально-культурные цели, расположенного по адресу: <адрес>, в размере его рыночной стоимости 23 594 000 рублей по состоянию на 04 мая 2018 года с учетом результатов судебной оценочной экспертизы.

Административное исковое заявление обосновано следующим: ДОСААФ России является арендатором указанного земельного участка на основании договора от 20 июля 2018 года № 125970-и. Кадастровая стоимость земельного участка определена с 04 мая 2018 года в размере 44 188052,26 рублей, является завышенной.

Административным истцом произведена оценка рыночной стоимости земельного участка по состоянию на 04 мая 2018 года. Согласно отчету ООО «Ярэксперт» № 12082/18 рыночная стоимость земельного участка на указанную дату установлена в размере 11 815 000 рублей. В связи с этим, пользуясь правом, предоставленным ему статьей 66 Земельного кодекса Российской Федерации и статьей 24.18 Федерального закона № 135-ФЗ от 29.07.1998 года «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» административный истец просит установить кадастровую стоимость земельного участка в размере его рыночной стоимости.

В судебном заседании представитель ДОСААФ России по доверенности ФИО1 административное исковое заявление поддержал, просил установить рыночную стоимость объекта недвижимости в размере согласно результатам судебной оценочной экспертизы.

Представитель заинтересованного лица - Департамента имущественных и земельных отношений Ярославской области ФИО2 возражал против удовлетворения заявленных требований, полагал, что представленный отчет об оценке рыночной стоимости земельного участка, а также судебная оценочная экспертиза не соответствуют законодательству об оценочной деятельности.

От Управления Росреестра по Ярославской области имеется отзыв на заявление, в котором учреждение оставляет вопрос об удовлетворении требований на усмотрение суда.

ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» по Ярославской области представлен отзыв на административный иск, в котором административный ответчик оставляет разрешение заявленных требований на усмотрение суда. Указывает, что земельный участок поставлен на кадастровый учет 04.05.2018 г., кадастровая стоимость земельного участка определена с указанного времени в размере 44 188052,26 рублей.

Иные участники процесса в судебное заседание представителей не направили, мнения по административному иску не высказали.

Заслушав пояснения участников процесса, исследовав письменные материалы дела, суд полагает, что административное исковое заявление подлежит удовлетворению.

В соответствии со статьей 66 Земельного кодекса Российской Федерации рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности.

Для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).

В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.

Согласно части 1 статьи 245, статье 246 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.

Одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

Аналогичные положения закреплены в статье 24.18 Федерального закона № 135-ФЗ от 29.07.1998 года «Об оценочной деятельности в Российской Федерации».

Судом установлено, что земельный участок площадью 9 278 кв.м. с кадастровым номером , категория земель – земли населенных пунктов, разрешенное использование – социально-культурные цели, расположенного по адресу: <адрес>, принадлежит на праве аренды ДОСААФ России, что подтверждено договором №25970-и аренды земельного участка от 20 июля 2018 года.

В соответствии с частью 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.

Согласно частям 1 и 3 статьи 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации размер арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, определяется в соответствии с основными принципами определения арендной платы, установленными Правительством Российской Федерации.

Если иное не установлено настоящим Кодексом или другими федеральными законами, порядок определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и предоставленные в аренду без торгов, устанавливается: Правительством Российской Федерации в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности; органом государственной власти субъекта Российской Федерации в отношении земельных участков, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена; органом местного самоуправления в отношении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности.

В соответствии с пунктом 2.1 Положения о порядке определения размера арендной платы, порядке, условиях и сроках ее внесения за использование земельных участков, находящихся в собственности Ярославской области, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в Ярославской области, утвержденного постановлением Правительства Ярославской области от 24.12.2008 N 710-п, за основу при установлении порядка определения размера арендной платы за использование земельных участков принимается удельный показатель кадастровой стоимости соответствующего земельного участка.

Таким образом, правоотношения заявителя по аренде земельного участка, находящегося в государственной собственности, являются публичными, вопрос определения арендной платы урегулирован нормативным актом органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Изменение размера арендной платы за земельный участок, в том числе ее уменьшение, для административного истца возможно путем оспаривания кадастровой стоимости земельного участка.

При таких обстоятельствах, суд полагает, что административный истец в силу статьи 24.18 Федерального закона № 135-ФЗ от 29.07.1998 года «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» обладает правом оспаривания результатов определения кадастровой стоимости земельного участка, арендатором которого он является.

В соответствии с вышеприведенными положениями пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации, а также статьи 24.18 Федерального закона № 135-ФЗ от 29.07.1998 года «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость, является основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости.

Земельный участок с кадастровым номером поставлен на кадастровый учет 04 мая 2018 года, он не вошел в Перечень объектов, подлежащих оценке на 01 января 2015 года – дату проведения государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов, в том числе города Ярославля.

Кадастровая стоимость объекта недвижимости определена с учетом методических рекомендаций и с 04 мая 2018 года составляет 44 188052,26 рублей.

Первоначально административным истцом был представлен отчет ООО «Ярэксперт» от 12 сентября 2018 года оценки рыночной стоимости земельного участка.

В соответствии с частью 1 статьи 12 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ итоговая величина рыночной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, признается достоверной, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.

Выводы оценщика в представленном отчете потребовали проверки у суда на предмет их достоверности.

Как разъяснено в пункте 23 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 г. N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" в случае возникновения вопросов, требующих специальных знаний в области оценочной деятельности, суд по ходатайству лица, участвующего в деле, или по своей инициативе назначает экспертизу, определяя круг вопросов, подлежащих разрешению при ее проведении (статьи 77, 78 КАС РФ).

Назначая судебную оценочную экспертизу, суд исходил из необходимости определения рыночной стоимости спорного земельного участка в целях установления его объективной стоимости.

Анализируя представленное заключение эксперта ООО «Яр-Оценка» ФИО3 от 05 апреля 2019 года, суд приходит к выводу, что заключение выполнено в соответствии с законодательством об экспертной и оценочной деятельности, содержит все необходимые сведения доказательственного значения, влияющие на определение рыночной стоимости спорного объекта. Экспертом в заключении даны ответы на поставленные судом вопросы и приведены выводы о размере рыночной стоимости объекта недвижимости.

Эксперт предупрежден об уголовной ответственности по статье 307 Уголовного кодекса Российской Федерации за дачу заведомо ложного заключения, имеет специальное высшее образование, длительный стаж экспертной работы.

В ходе производства судебной экспертизы экспертом установлено, что отчет об оценке рыночной стоимости земельного участка, выполненный ООО «Ярэксперт», не соответствует требованиям законодательства об оценочной деятельности, и установлена рыночная стоимость земельного участка по состоянию на 04 мая 2018 года в размере 23 594 000 рублей.

Доводы заинтересованного лица о несоответствии выводов эксперта в части установления рыночной стоимости законодательству об оценочной деятельности, не нашли своего подтверждения в суде.

В судебном заседании эксперт ФИО3 подтвердил выводы, содержащиеся в экспертном заключении. Его пояснения относительно возникших у представителя Департамента имущественных и земельных отношений Ярославской области сомнений в обоснованности выводов эксперта не содержат противоречий. Отвечая на вопросы, эксперт дал исчерпывающие ответы, позволяющие сделать вывод об обоснованности экспертного заключения.

В заключении судебной оценочной экспертизы на страницах 47-53 экспертом приведены мотивы выбора аналогов с учетом анализа Правил землепользования и застройки города Ярославля и сделан обоснованный вывод о неприменении в ценах аналогов поправки на вид разрешенного использования.

Экспертом указано, что вид разрешенного использования может быть изменен без значительных временных и материальных затрат. Изменение вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на территории городского поселения может осуществляться правообладателем без дополнительных разрешений и согласований, если применяемый в результате изменений вид разрешенного использования указан в градостроительном регламенте в качестве основных видов или является вспомогательным по отношению к существующим основным или условно разрешенным видам использования. Анализ градостроительных регламентов территориальных зон объекта оценки и аналогов привел к выводу, что корректировки на вид разрешенного использования не требуется.

Анализируя содержание экспертного заключения, а также пояснения эксперта в ходе судебного заседания, суд приходит к выводу, что доказательств, которые могли бы поставить под сомнения выводы, изложенные в заключении судебной оценочной экспертизы, лицами, участвующими в деле, не представлены.

По изложенным мотивам при определении кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости суд исходит из заключения судебной оценочной экспертизы.

Датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка в данном деле является дата обращения юридического лица с заявлением в комиссию об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, т.е. – 19 сентября 2018 года.

Руководствуясь статьями 175 - 180, Главой 25 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

Административное исковое заявление Общероссийской общественно-государственной организации «Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту России об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости удовлетворить.

Установить кадастровую стоимость земельного участка площадью 9 278 кв.м. с кадастровым номером , категория земель – земли населенных пунктов, разрешенное использование – социально-культурные цели, расположенного по адресу: <адрес> в размере его рыночной стоимости 23 594 000 рублей по состоянию на 04 мая 2018 года.

Внести изменения в сведения единого государственного реестра недвижимости, установив кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером в размере 23 594 000 рублей.

Дата подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости – 19 сентября 2018 года.

На решение может быть подана апелляционная жалоба, а прокурором может быть принесено представление в апелляционную инстанцию Ярославского областного суда в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Нуждин С.В.