24OS0000-01-2019-000913-34
Дело № 3А-27/2020
121а
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
14 января 2020 года г. Красноярск
Красноярский краевой суд в составе:
председательствующего судьи Андриишина Д.В.,
при секретаре судебного заседания Жданове А.В.,
с участием административного истца ФИО1, представителя Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю ФИО2, представителя Правительства Красноярского края ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3А-27/2020 по административному иску ФИО1 об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости жилого дома,
У С Т А Н О В И Л:
ФИО1 обратился в Красноярский краевой суд с административным иском об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости жилого дома, мотивируя тем, что административный истец является собственником жилого дома с кадастровым номером 24:46:№:102 общей площадью 261,7 кв.м, расположенного по адресу: Красноярский край, г. Дивногорск, с. Овсянка, <адрес> Кадастровая стоимость жилого дома была определена на основании Постановления Правительства Красноярского края от 18 января 2012 года № 15-П «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки объектов капитального строительства Красноярского края» по состоянию на 01 июня 2011 года в размере 4 532 371 рубль 89 копеек. Результаты государственной кадастровой оценки были утверждены на основании Отчета № 1-24-2001 «Об определении кадастровой стоимости объектов недвижимости жилого фонда Красноярского края». Согласно Отчету № 1-24-2001 для кадастрового квартала 24:46:№, в котором расположен жилой дом, установлен удельный показатель кадастровой стоимости в размере 14 016 рублей 67 копеек за 1 кв.м. При этом, при определении кадастровой стоимости жилого дома был применен удельный показатель кадастровой стоимости в размере 17 318 рублей 96 копеек за 1 кв.м. Административный истец считает, что при определении кадастровой стоимости жилого дома должен был применяться удельный показатель кадастровой стоимости в размере 14 016 рублей 67 копеек, вместо примененного удельного показателя кадастровой стоимости в размере 17 318 рублей 96 копеек, и вместо установленной кадастровой стоимостью жилого дома в размере 4 532 371 рубль 89 копеек должна была быть установлена кадастровая стоимость в размере 3 668 162 рубля 54 копейки, что, по мнению административного истца, является технической ошибкой. Техническая ошибка привела к увеличению кадастровой стоимости жилого дома и, как следствие, к увеличению налогооблагаемой базы на 864 209 рублей 35 копеек и нарушению прав административного истца. Просит признать недостоверной кадастровую стоимость жилого дома с кадастровым номером 24:46:№:102 и установить кадастровую стоимость жилого дома с кадастровым номером 24:46:№:102 в размере 3 668 162 рубля 54 копейки; возложить обязанность на Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю внести в Единый государственный реестр недвижимости (далее – ЕГРН) сведения об изменении кадастровой стоимости жилого дома с кадастровым номером 24:46:№:102; возложить обязанность на Правительство Красноярского края внести изменения о кадастровой стоимости жилого дома с кадастровым номером 24:46:№:102 в Постановление Правительства Красноярского края от 18 января 2012 года № 15-П «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки объектов капитального строительства Красноярского края».
Административный истец ФИО1, настаивал на удовлетворении административного иска по изложенным в нем основаниям и доводам.
Представитель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю (далее – Управление Росреестра по Красноярскому краю) ФИО2, действующая на основании доверенности, поддержала письменные пояснения, в которых указано на то, что при проведении государственной кадастровой оценки для объектов жилого фонда были сформированы две группы: «Объекты многоэтажной и среднеэтажной жилой застройки» и «Объекты малоэтажной жилой застройки». На дату проведения государственной кадастровой оценки жилой дом с кадастровым номером 24:46:№:102 был поставлен на кадастровый учет, в связи с чем вошел в перечень объектов недвижимости, подлежащих оценке как объект жилого фонда, отнесенный к группе «Объекты малоэтажной жилой застройки». Средний удельный показатель кадастровой стоимости определяется по кадастровому кварталу по всем объектам жилого фонда и применяется для определения кадастровой стоимости объектов недвижимости в связи с образованием или созданием нового объекта недвижимости, в связи с изменением сведений о назначении объекта недвижимости, в случае внесения в ЕГРН сведений о ранее учтенном объекте недвижимости. Поскольку жилой дом с кадастровым номером 24:46:№:102 вошел в перечень объектов недвижимости, подлежащих оценке, и в отношении него не осуществлялось внесение изменений в ЕГРН об основных характеристиках, оснований для определения его кадастровой стоимости с применением удельных показателей кадастровой стоимости в размере 14 016 рублей 67 копеек не имеется.
Представитель Правительства Красноярского края ФИО3, действующая на основании доверенности, просила в удовлетворении требований к Правительству Красноярского края отказать, ссылаясь на то, что административный истец избрал ненадлежащий способ защиты своих прав, а также на необоснованность данных требований.
Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» (далее - ФГБУ «ФКП Росреестра»), надлежаще извещенное о времени и месте рассмотрения дела, своего представителя в судебное заседание не направило, о причинах неявки не сообщило, ходатайств не представило.
Суд посчитал возможным в соответствии с частью 2 статьи 150, частью 4 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации рассмотреть дело в отсутствие представителя ФГБУ «ФКП Росреестра», своевременно и надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного заседания, против чего явившиеся участники процесса не возражали.
Исследовав материалы дела, суд полагает административный иск не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
На момент возникновения спорных правоотношений по поводу государственной кадастровой оценки жилого дома с кадастровым номером 24:46:2001016:102 отношения по массовой государственной кадастровой оценке регулировались Федеральным законом от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», Федеральным стандартом оценки «Определение кадастровой стоимости объектов недвижимости (ФСО № 4)», утвержденным Приказом Минэкономразвития России от 22 октября 2010 года № 508 (далее – Федеральный стандарт оценки (ФСО № 4)), и Методическими рекомендациями по определению кадастровой стоимости объектов недвижимости жилого фонда для целей налогообложения, утвержденных Приказом Минэкономразвития России от 03 ноября 2006 года № 358 (далее – Методические рекомендации, утвержденные Приказом Минэкономразвития России от 03 ноября 2006 года № 358).
В соответствии с пунктом 1 статьи 401 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя) следующее имущество: жилой дом (подпункт 1); квартира, комната (подпункт 2); гараж, машино-место (подпункт 3); единый недвижимый комплекс (подпункт 4); объект незавершенного строительства (подпункт 5); иные здание, строение, сооружение, помещение (подпункт 6).
Согласно пункту 1 статьи 403 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется в отношении каждого объекта налогообложения как его кадастровая стоимость, указанная в Едином государственном реестре недвижимости по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
Законом Красноярского края от 01 ноября 2018 года № 6-2108 «Об установлении единой даты начала применения на территории Красноярского края порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения» установлена единая дата начала применения на территории Красноярского края порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения – 01 января 2019 года.
В соответствии со статьей 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии (часть 2).
Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является, в частности, недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости (части 11, 12).
Аналогичные положения содержатся в пункте 1 части 1 статьи 248 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, которым определено, что основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости.
Из положений части 1 статьи 24.17 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» следует, что результаты определения кадастровой стоимости - это содержащиеся в отчете кадастровая стоимость и удельные показатели кадастровой стоимости объектов недвижимости для кадастрового квартала, населенного пункта, муниципального района, городского округа, субъекта Российской Федерации.
Судом установлено, что на основании договора купли-продажи от 11 декабря 2012 года ФИО1 является собственником 2-х этажного жилого дома общей площадью 261,7 кв.м с кадастровым номером 24:46:<адрес>:102, расположенного по адресу: Красноярский край, г. Дивногорск, с. Овсянка, <адрес> что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 17 декабря 2012 года.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости (далее – ЕГРН) о кадастровой стоимости объекта недвижимости от 20 ноября 2019 года, кадастровая стоимость жилого дома с кадастровым номером 24:46:№:102 по состоянию на 01 июня 2011 года составляет 4 532 371 рубль 89 копеек. Дата внесения сведений о кадастровой стоимости в ЕГРН – 18 апреля 2012 года.
Поскольку до настоящего времени не проведена очередная государственная кадастровая оценка, предусмотренный частью 3 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации пятилетний срок на обращение в суд с заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости подлежит восстановлению, учитывая при этом, что Федеральным законом от 03 июля 2016 года № 360-ФЗ приостановлено действие статей 24.12 - 24.17 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» регламентирующих периодичность и порядок проведения очередной массовой государственной кадастровой оценки.
Оспариваемая кадастровая стоимость жилого дома с кадастровым номером 24:46:№:102 утверждена Постановлением Правительства Красноярского края от 18 января 2012 года № 15-П «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки объектов капитального строительства Красноярского края».
Вышеуказанная государственная кадастровая оценка объектов капитального строительства была проведена в соответствии с государственным контрактом от 29 ноября 2010 года № 162Д, согласно которому заказчиком работ являлась Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии, а исполнителем - ФГУП «ФКЦ «Земля».
Цели и задачи проведения работ, состав и содержание работ, а также результаты работ по кадастровой оценке объектов недвижимости установлены Техническим заданием (приложение № 1 к государственному контракту от 29 ноября 2010 года № 162Д).
Задачей проведения работ по кадастровой оценке объектов недвижимости являлось определение кадастровой стоимости объектов недвижимости (пункт 2.2 Технического задания), результатом работ - подготовка отчетных материалов (пункт 6.1 Технического задания).
В перечень объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке, были включены объекты, сведения о которых содержались в ЕГРН по состоянию на 01 июня 2011 года, в том числе жилой дом с кадастровым номером 24:46:№:102, поставленный на государственный кадастровый учет 02 декабря 2010 года.
Согласно пункту 6 Федерального стандарта оценки (ФСО № 4) под массовой оценкой недвижимости понимается процесс определения стоимости при группировании объектов оценки, имеющих схожие характеристики, в рамках которого используются математические и иные методы моделирования стоимости на основе подходов к оценке.
В соответствии с пунктом 7 Федерального стандарта оценки (ФСО № 4) и пунктом 4 Методических рекомендаций, утвержденных Приказом Минэкономразвития России от 03 ноября 2006 года № 358, определение кадастровой стоимости с использованием методов массовой оценки включает в себя следующие этапы:
заключение договора на проведение кадастровой оценки, включающего задание на оценку с приведенным в нем перечнем объектов недвижимости, подлежащих оценке;
сбор и анализ информации о рынке объектов оценки и обоснование выбора вида модели оценки кадастровой стоимости;
определение ценообразующих факторов объектов оценки;
сбор сведений о значениях ценообразующих факторов объектов оценки;
группировка объектов оценки;
сбор рыночной информации;
построение статистической модели оценки;
анализ качества статистической модели оценки;
расчет кадастровой стоимости;
составление отчета об определении кадастровой стоимости объектов оценки.
Аналогичная последовательность проведения массовой государственной оценки объектов капитального строительства была закреплена в пункте 4.3 Технического задания.
В соответствии с пунктом 16 Федерального стандарта оценки (ФСО № 4) и пунктом 9 Методических рекомендаций, утвержденных Приказом Минэкономразвития России от 03 ноября 2006 года № 358, при определении кадастровой стоимости с использованием методов массовой оценки все объекты оценки, содержащиеся в перечне для целей проведения государственной кадастровой оценки, разбиваются на группы объектов оценки на основании анализа информации о рынке объектов оценки, обоснования статистической модели оценки кадастровой стоимости, состава ценообразующих факторов и сведений о значениях ценообразующих факторов объектов оценки для каждого исследуемого вида объектов оценки. В набор ценообразующих факторов должны быть включены только те факторы, которые оказывают существенное влияние на стоимость объектов оценки и могут быть достоверно определены и объективно измерены.
Для проведения группировки обосновывается выбор показателей, значений или диапазона значений данных показателей для отнесения объектов оценки в соответствующие группы.
В соответствии с пунктом 21 Федерального стандарта оценки (ФСО № 4) при применении методов массовой оценки кадастровая стоимость объекта оценки определяется путем подстановки значений ценообразующих факторов, соответствующих данному объекту оценки, в модель оценки, выбранной оценщиком.
В пункте 13 Методических рекомендаций, утвержденных Приказом Минэкономразвития России от 03 ноября 2006 года № 358, определено, что если построенная статистическая модель выражает зависимость кадастровой стоимости объекта оценки от значений факторов стоимости (ценообразующих факторов), расчет кадастровой стоимости объектов оценки осуществляется подстановкой значений факторов стоимости (ценообразующих факторов) объектов оценки в статистическую модель кадастровой стоимости.
Если построенная статистическая модель выражает зависимость удельного показателя кадастровой стоимости (далее - УПКС) объекта оценки от значений факторов стоимости (ценообразующих факторов), кадастровая стоимость объекта оценки определяется следующим образом:
- определяется УПКС объекта оценки путем подстановки значений факторов стоимости (ценообразующих факторов) в статистическую модель;
- определяется кадастровая стоимость объекта оценки как произведение УПКС объекта оценки и соответствующего показателя объекта оценки.
Как следует из Отчета № 1-24-2011 «Об определении кадастровой стоимости объектов недвижимости жилого фонда Красноярского края», выполненного ФГУП «ФКЦ «Земля» по государственному контракту от 29 ноября 2010 года № 162Д (размещен в сайте Росреестра www.rosreestr.ru), объекты жилого фонда, подлежащие кадастровой оценке, были сформированы в две группы: 1 группа - «Объекты многоэтажной и среднеэтажной жилой застройки» к которой отнесены многоэтажные и среднеэтажные жилые дома с этажностью от трех этажей и выше, здания общежитий, квартиры и комнаты жилого фонда, и 2 группа - «Объекты малоэтажной жилой застройки», к которой отнесены жилые дома этажностью до 3 этажей, в том числе коттеджи, таунхаусы, квартиры и комнаты в малоэтажных многоквартирных домах, что согласуется с положениями пункта 16 Федерального стандарта оценки (ФСО № 4) и пункта 9 Методических рекомендаций, утвержденных Приказом Минэкономразвития России от 03 ноября 2006 года № 358.
Жилой дом с кадастровым номером 24:46:№:102 был отнесен к 2-й группе объектов жилого фонда.
Оценщиком выбраны ценообразующие факторы, оказывающие существенное влияние на стоимость объектов недвижимости на территории Красноярского края:
факторы, характеризующие конструктивные особенности объекта недвижимости (материал стен, год постройки (год ввода в эксплуатацию);
факторы, характеризующие местоположение объекта недвижимости (муниципальный район (городской округ), населенный пункт, расстояние от населенного пункта до столицы субъекта РФ (г. Красноярск), расстояние от населенного пункта до центра муниципального района (городского округа);
факторы, характеризующие социально-экономическое развитие муниципальных образований (численность населения в населенном пункте, численность населения в муниципальном районе (городском округе), среднемесячная заработная плата в муниципальном районе (городском округе);
факторы, характеризующие обеспеченность инженерными коммуникациями (наличие в населенном пункте центрального теплоснабжения, наличие в населенном пункте центрального газоснабжения, наличие в населенном пункте центрального электроснабжения, наличие в населенном пункте центральной канализации, наличие в населенном пункте центрального водоснабжения);
факторы, определяющие транспортную доступность (расстояние от объекта до ближайших ж/д вокзала, станции, платформы, расстояние от объекта до ближайшей остановки общественного транспорта (в т.ч. автовокзалы, автостанции, автобусные остановки и т.п.), расстояние от объекта до ближайшей из основных автомобильных дорог населенного пункта;
фактор, определяющий расстояние от объекта до локальных центров, положительно влияющих на стоимость объектов недвижимости (парки, зоны отдыха, заповедники, леса первой категории (заросшие взрослыми соснами, елями или дубами), престижные улицы, памятники истории и архитектуры и т.д.);
фактор, определяющий расстояние от объекта до локальных центров, отрицательно влияющих на стоимость объектов недвижимости (до мусорных свалок, психиатрических больниц, производств с вредными выбросами, антенн сотовой связи, атомных электростанций, зон подтопления и т.д.).
Для каждой группы объектов недвижимости осуществлялось построение статистической модели оценки путем определения значений коэффициентов модели.
Для группы объектов недвижимости, в которую вошел жилой дом с кадастровым номером 24:46:№:102, оценщиком определен УПКС в размере 17 318,96 руб./кв.м, который, наряду с кадастровой стоимостью указанного жилого дома, был утвержден Постановлением Правительства Красноярского края от 18 января 2012 года № 15-П «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки объектов капитального строительства Красноярского края».
Этим же Постановлением были утверждены средние значения УПКС кадастровых кварталов муниципальных образований Красноярского края, в том числе, средний УПКС для жилых домов, расположенных в кадастровом квартале 24:46:№, в размере 14 016,67 руб./кв.м.
Средний (взвешенный по площади) УПКС по кварталу был определен оценщиком как частное общей кадастровой стоимости по всем объектам в квартале по группе и общей площади всех объектов недвижимости в квартале по группе.
Административный истец, оспаривая кадастровую стоимость вышеуказанного жилого дома, ссылается на то, что при определении кадастровой стоимости должен был применяться средний УПКС в размере 14 016 рублей 67 копеек (14 016 рублей 67 копеек х 261,7 кв.м = 3 668 162 рубля 54 копейки), вместо примененного УПКС в размере 17 318 рублей 96 копеек (17 318 рублей 96 копеек х 261,7 кв.м = 4 532 371 рубль 89 копеек).
Данные доводы основаны на неправильном толковании подлежащих применению правовых норм, в связи с чем отклоняются судом.
В соответствии с вышеприведенными положениями нормативных правовых актов, регулирующих правоотношения в сфере массовой государственной кадастровой оценке объектов жилого фона, при массовой государственной кадастровой оценке может применяться УПКС объекта оценки, а не средний УПКС для кадастрового квартала, населенного пункта, муниципального района, городского округа, субъекта Российской Федерации.
В соответствии с Приказом Минэкономразвития России от 18 марта 2011 года № 113, действовавшим на момент проведения государственной кадастровой оценки жилого дома с кадастровым номером 24:46:№:102, а также Приказом Минэкономразвития России от 24 сентября 2018 года № 514, действующим в настоящее время, средние значения УПКС подлежат применению в случаях, если в период между датой проведения последней государственной кадастровой оценки и датой проведения очередной государственной кадастровой оценки осуществлен государственный кадастрового учета в связи с образованием или созданием объекта недвижимости либо осуществлен государственный кадастровый учет ранее не учтенных объектов недвижимости и (или) в государственный кадастр недвижимости внесены соответствующие сведения при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости.
В названных случаях кадастровая стоимость объектов недвижимости определятся путем умножения площади объекта на средние либо минимальные значения УПКС.
Между тем, кадастровая стоимость жилого дома с кадастровым номером 24:46:2001016:102 была определена и утверждена в порядке проведения массовой государственной кадастровой оценки, в связи с чем, оснований для применения при определении кадастровой стоимости средних УПКС по кварталу не имелось.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 13 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», при рассмотрении дел о пересмотре кадастровой стоимости в связи с недостоверными сведениями об объекте оценки необходимо учитывать, что к недостоверным сведениям относится допущенное при проведении кадастровой оценки искажение данных об объекте оценки, на основании которых определялась его кадастровая стоимость. Например, неправильное указание сведений в перечне объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке, либо неправильное определение оценщиком условий, влияющих на стоимость объекта недвижимости (местоположение объекта оценки, его целевое назначение, разрешенное использование земельного участка, аварийное состояние объекта, нахождение объекта в границах санитарно-защитных зон и других зон с особыми условиями использования территории и иные условия), неправильное применение данных при расчете кадастровой стоимости, неиспользование сведений об аварийном состоянии объекта оценки.
В пункте 19 вышеуказанного Постановления разъясняется, что обязанность доказать недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости, лежит на административном истце (часть 5 статьи 247 и часть 1 статьи 248 КАС РФ).
Если заинтересованное лицо (административный ответчик) возражает против удовлетворения заявления, оно обязано доказать достоверность сведений об объекте, использованных при определении его кадастровой стоимости.
Административный истец не привел каких-либо доводов и не представил соответствующих доказательств неверного расчета УПКС в размере 17 318 рублей 96 копеек для группы объектов, в которую вошел жилой дом с кадастровым номером 24:46:№:102, а также доводов и доказательств недостоверности сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости.
При изложенных обстоятельствах суд полагает в удовлетворении административного иска оспаривании результатов определения кадастровой стоимости жилого дома, а также в удовлетворении производных требований отказать.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 175 – 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении административного иска ФИО1 об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости жилого дома – отказать.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме в Пятый апелляционный суд общей юрисдикции (630005, <...>) путем подачи апелляционной жалобы через Красноярский краевой суд.
Судья Красноярского краевого суда Д.В. Андриишин
Решение в окончательной форме принято 20 января 2020 года.