ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-27/2016 от 24.11.2016 Смоленского областного суда (Смоленская область)

Решение

Именем Российской Федерации

24 ноября 2016 года

Смоленский областной суд в составе:

председательствующего ( судьи) Малькова А.Г.

при секретаре Ершовой А.М.

с участием прокурора Юрченковой Л.Н.

рассмотрел в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Общества с ограниченной ответственностью «Искра Сервис» ( далее ООО Искра Сервис» ) о признании недействующими нормативных правовых актов,

установил:

ООО «Искра Сервис» обратилась в суд с административным исковым заявлением к Смоленскому городскому Совету о признании недействующими:

генерального плана города Смоленска, утвержденного решением Смоленского городского Совета от 22.09.1998г. № 260 в редакции с изменениями, внесенными Решением Смоленского городского Совета от 22.12.2009г. № 1347, и

решения Смоленского городского Совета от 09.11.2010г. № 193 «О внесении изменений в Правила землепользования и застройки города Смоленска, утвержденные решением 41-й сессии Смоленского городского Совета III созыва от 28.02.2007г. № 490», в части включения принадлежащих ООО «ИСКРАСервис» земельных участков, с кадастровыми номерами , , расположенных по адресу: ... в границы территориальной зоны ОД (зона размещения объектов общественно-делового назначения, с включением объектов инженерной инфраструктуры), указав, что

названные нормативные акты органа местного самоуправления о зонировании соответствующей территории противоречат требованиям земельного и градостроительного законодательства (ст. 85 Земельного кодекса РФ, ст. 34, 36 Градостроительного кодекса РФ), приняты без учета существующего фактического землепользования и нарушают права ООО «ИСКРАСервис» на использование названных земельных участков в соответствии с их разрешенным использованием - под производственную базу.

Смоленский городской Совет не признавая предъявленные требования, сослался на то, что оспариваемые решения Смоленского городского Совета приняты в пределах полномочий представительного органа местного самоуправления города Смоленска и в соответствии с действующим законодательством, не нарушают прав, свобод и законных интересов административного истца, в том числе по использованию принадлежащих ему земельных участков, так как, в том числе, в силу ч. 8. ст. 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации, если виды разрешенного использования, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры и предельные параметры земельных участков или объектов капитального строительства не соответствуют градостроительному регламенту, то они могут использоваться без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, за исключением случаев, если использование таких земельных участков и объектов капитального строительства опасно для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия.

Представитель, привлеченного судом к участию в деле в качестве заинтересованного лица, Администрации г. Смоленска также указал на безосновательность заявленного административного иска по мотивам того, что согласно генерального плана г. Смоленска земельные участки, принадлежащие истцу расположены в производственной зоне, а установление территориальной зоны ОД ( зона размещения объектов общественно-делового назначения) было произведено с целью соответствия использования с иными земельными участками, находящимися на данной территории, и используемыми для ведения торговой деятельности, что никаким образом не нарушает прав истца по использованию земельных участков по целевому назначению. Также сослался на то, что истец в Администрацию г. Смоленска о внесении изменений в Правила в части изменения территориальной зоны не обращался.

Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, принимая во внимание заключение прокурора, указавшего на отсутствие правовых оснований для признания нормативных правовых актов недействующими, суд находит заявление подлежащим оставлению без удовлетворения.

Статьей 3 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее ГрК РФ) предусмотрено, что законодательство о градостроительной деятельности состоит из Кодекса, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. По вопросам градостроительной деятельности принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить ГрК РФ.

Согласно пункту 20 части 1 статьи 14, части 1 статьи 7 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» утверждение генерального плана поселения и правил землепользования и застройки относится к вопросам местного значения поселения, по которым принимаются муниципальные правовые акты.

Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, Закону N 131-ФЗ, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации (часть 4 статьи 7 Закона N 131-ФЗ).

Документом территориального планирования муниципального образования является генеральный план поселения, утверждаемый представительным органом местного самоуправления поселения (пункт 1 части 1 статьи 8, пункт 2 части 1 статьи 18, часть 1 статьи 24 ГрК РФ).

Согласно пунктам 6, 7 статьи 1 ГрК РФ в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов осуществляется зонирование территорий.

Документом градостроительного зонирования являются утверждаемые нормативными правовыми актами органов местного самоуправления правила землепользования и застройки (пункт 8 статьи 1 ГрК РФ).

Порядок подготовки и утверждения генерального плана поселения, а также внесения в него изменений определен статьей 24 ГрК РФ, предусматривающей обязательное согласование проекта генерального плана в соответствии со статьей 25 ГрК РФ и осуществление его подготовки в соответствии с требованиями статьи 9 ГрК РФ, а также с учетом региональных и местных нормативов градостроительного проектирования, результатов публичных слушаний по проекту генерального плана, а также с учетом предложений заинтересованных лиц.

Процедура подготовки и принятия правил землепользования и застройки, их утверждения и внесения в них изменений регламентирована статьями 30 - 35 ГрК РФ, которая включает в себя принятие главой местной администрации решения о подготовке проекта и утверждение состава и порядка деятельности комиссии по подготовке проекта (далее - Комиссия), официальную публикацию сообщения о принятии такого решения, проверку проекта органом местного самоуправления на соответствие требованиям технических регламентов, документам территориального планирования, направление проекта главе муниципального образования для принятия решения о проведении публичных слушаний либо в Комиссию на доработку, проведение Комиссией публичных слушаний по проекту, внесение Комиссией изменений в проект с учетом результатов таких слушаний и представление его главе местной администрации, который должен принять решение о направлении указанного проекта в представительный орган местного самоуправления или об отклонении проекта и о направлении его на доработку с указанием даты его повторного представления.

Необходимыми приложениями к проектам генерального плана и правил землепользования и застройки являются протоколы публичных слушаний по указанным проектам и заключение о результатах таких публичных слушаний.

Генеральный план и правила землепользования и застройки утверждаются представительным органом местного самоуправления и подлежат опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, и размещаются на официальном сайте поселения.

В соответствии с Уставом города Смоленска структуру органов местного самоуправления города Смоленска составляют Смоленский городской Совет, Глава города Смоленска, Администрация города Смоленска, Контрольно-счетная палата города Смоленска.

Смоленский городской Совет является представительным органом муниципального образования «город Смоленск».

В соответствии с пунктами 8 и 12 части 2 статьи 25 Устава города Смоленска к полномочиям Смоленского городского Совета, в том числе, относится утверждение правил землепользования и застройки территории города Смоленска и утверждение генерального плана города Смоленска.

Судом установлено и не оспаривается, что решением Смоленского городского Совета от 22.09.1998г. № 260 утвержден генеральный план города Смоленска.

Решением 41-й сессии Смоленского городского Совета III созыва от 28.02.2007г. № 490 утверждены Правила землепользования и застройки города Смоленска, которые опубликованы в официальном издании Смоленского городского Совета - газете «Смоленские городские известия» от 23.03.2007г. за № 2.

Решением Смоленского городского Совета от 22.12.2009г. № 1347 в генеральный план города Смоленска, утвержденный решением 32-й сессии Смоленского городского Совета I созыва от 22.09.1998г. № 260 в соответствии с проектом по внесению изменений в генеральный план города Смоленска, разработанным ОАО «Научно-исследовательский и проектный институт по разработке генеральных планов и проектов застройки городов» (г. Санкт-Петербург), внесены изменения. Момент вступления решения в силу определен днем его официального опубликования.

Указанное выше решение опубликовано в официальном издании Смоленского городского Совета, Главы города Смоленска, Администрации города Смоленска - газете «Смоленские городские известия», № 12 (45) от 30 декабря 2009 года с указанием о размещении приложений № 1-16 на официальном сайте Администрации г. Смоленска.

Решением Смоленского городского Совета от 09.11.2010г. № 193 «О внесении изменений в правила землепользования и застройки города Смоленска, утвержденные решением 41-й сессии Смоленского городского совета третьего созыва от 28.02.2007г. № 490» в названные Правила внесены изменения.

Указанное решение и приложение к нему опубликованы в официальном издании Смоленского городского Совета, Главы города Смоленска, Администрации города Смоленска - газете «Смоленские городские известия», № 12 (57) от 15 ноября 2010 года.

Кроме того, решением Ленинского районного суда г. Смоленска от 23.05.2012 признано частично недействующим со дня принятия решение Смоленского городского Совета от 09.11.2010 N 193 «О внесении изменений в Правила землепользования и застройки города Смоленска, утвержденные решением 41-й сессии Смоленского городского Совета III созыва от 28.02.2007 г. N 490» (извлечение опубликовано в газете "Смоленские городские известия", 23.07.2012, N 7).

В рамках указанного дела судом общей юрисдикции проверялись порядок принятия оспариваемого нормативного акта и компетенция принявшего его органа и было установлено, что постановлением Главы города Смоленска от 04.08.2010 N 248, опубликованным в газете «Рабочий путь» от 06.08.2010 за N 170 (26065), принято решение о проведении публичных слушаний по проекту внесения изменений в Правила землепользования в застройки города Смоленска; организация публичных слушаний возложена на комиссию по землепользованию и застройке города Смоленска (постановление Главы города Смоленска от 20.08.2007 N 451). В газете «Рабочий путь» от 06.08.2010 N 170 (26065) опубликован проект внесения изменений в Правила землепользования и застройки города Смоленска, схема границ территориальных зон, а также приведена ссылка на размещение полного текста проекта и состава графических материалов на официальном Интернет-сайте Администрации г. Смоленска. Всем физическим и юридическим лицам было предложено в срок до 20.09.2010 направить свои предложения по границам и функциональному назначению территориальных зон, градостроительным регламентам Правил землепользования и застройки. Для голосования была предложена рекомендация «О согласии с проектом по внесению изменений в Правила землепользования и застройки города Смоленска с учетом доработки полученных предложений». По данным комиссии за согласие с проектом по внесению изменений в Правила землепользования и застройки проголосовало 40 лиц, против - 36 лиц, воздержалось - 3 лица. Остальные участники публичных слушаний не приняли участия в голосовании. 17 сентября 2010 г. в газете «Рабочий путь» N 204 опубликованы сведения о принятии названной рекомендации.

По результатам публичных слушаний от 08.09.2010 с учетом предложений физических и юридических лиц комиссией 12.10.2010 составлены рекомендации, которые направлены Главе Администрации г. Смоленска для принятия решения о направлении проекта по внесению изменений в Правила землепользования и застройки города Смоленска в Смоленский городской Совет для утверждения.

26.10.2010 проект решения «О внесении изменений в Правила землепользования и застройки города Смоленска, утвержденные решением 41-й сессии Смоленского городского Совета III созыва от 28.02.2007 N 490» внесен на рассмотрение очередной сессии Смоленского городского Совета IV созыва.

Решением Смоленского городского Совета от 09.11.2010 N 193 внесены изменения в Правила землепользования и застройки, Правила изложены в новой редакции. Момент вступления решения в силу определен днем его официального опубликования.

Названное выше решение и приложение к нему 15.11.2010 опубликовано в официальном издании Смоленского городского Совета, Главы города Смоленска, Администрации г. Смоленска - газете «Смоленские городские известия», N 12 (57) от 15 ноября 2010 г.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу о том, что оспариваемые истцом решения приняты компетентным органом в пределах предоставленных ему полномочий, с соблюдением требований, предъявляемых к форме издаваемых им нормативных правовых актов.

Из материалов дела видно, что ООО «ИСКРА Сервис» является собственником земельных участков с кадастровыми номерами 67, расположенных по адресу: г...

Согласно кадастровым выпискам о земельных участках, все перечисленные выше земельные участки относятся к категории земель - земли населенных пунктов, с разрешенным использованием: под объект недвижимого имущества- гараж легковых автомобилей ( л.д.40); -под нежилые помещения №24-26 павильона «Уралочка» с пристройкой (л.д.46); под нежилые помещения №1-9 павильона «Уралочка» с пристройкой (л.д.52); - под здание кузницы, павильон ПК-24, гараж (л.д.57), - под производственную базу (л.д.63); - под зданием поста №4 (л.д.77); под зданием станции водяного пожаротушения, под незавершенным строительством склада (л.д.83); - для производственной базы, разрешено проектирование и строительство склада (л.д.90); под мостовым краном (л.д.96).

Как следует из административного иска и объяснений представителя истца, согласно новому правовому регулированию, принадлежащие обществу земельные участки были включены в границы территориальной зоны ОД (зона размещения объектов общественно-делового назначения, с включением объектов инженерной инфраструктуры), что исключает возможность использования земельных участков по их целевому назначению ( на них расположены здания, склады), в том числе, в виду невозможности согласования действий по реконструкции и строительству производственных зданий и сооружений. Оспариваемые нормативные правовые акты органа местного самоуправления о зонировании противоречат требованиям земельного и градостроительного законодательства РФ, поскольку приняты без учета фактического землепользования земельных участков в соответствии с их разрешенным использованием- под производственную базу.

Между тем, как указывалось выше, Правила землепользования и застройки - это документ градостроительного зонирования, который утверждается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга и в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений (пункт 8 статьи 1 ГрК РФ).

Из оспариваемых нормативных правовых актов следует, и не опровергается представителем истца в судебном заседании, что в границы территориальной зоны ОД (зона размещения объектов общественно-делового назначения…), земельный участки, собственником которых является истец, были включены на основании правил землепользования и застройки с учетом изменений, принятых решением Смоленского городского Совета от 09.11.2010г. № 193 «О внесении изменений в правила землепользования и застройки города Смоленска, утвержденные решением 41-й сессии Смоленского городского совета третьего созыва от 28.02.2007г. № 490» (карта л.д. 170-172).

Проверяя на соответствие иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, оспариваемых правовых норм, суд исходит из следующего.

Пунктом 2 статьи 85 Земельного кодекса определено, что правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков).

Градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и прав на земельные участки. Указанные лица могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования (пункт 3 статьи 85 Земельного кодекса).

В силу части 1 статьи 36 ГрК РФ градостроительным регламентом, исполнение которого обязательно для всех землепользователей, определяется правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства.

В соответствии с ч. 2 ст. 36 ГрК РФ градостроительные регламенты должны устанавливаться с учетом фактического использования земельных участков и объектов капитального строительства в границах территориальной зоны; возможности сочетания в пределах одной территориальной зоны различных видов существующего и планируемого использования земельных участков и объектов капитального строительства; функциональных зон и характеристик их планируемого развития, определенных документами территориального планирования муниципальных образований; видов территориальных зон; требований охраны объектов культурного наследия, а также особо охраняемых природных территорий, иных природных объектов.

В силу п. 4 ч. 1 ст. 34 ГрК РФ при подготовке правил землепользования и застройки границы территориальных зон устанавливаются с учетом сложившейся планировки территории и существующего землепользования. Границы территориальных зон могут устанавливаться по границам земельных участков (п. 3 ч. 2 ст. 34 ГК РФ).

По смыслу части 1 статьи 30 ГрК РФ правила землепользования и застройки призваны обеспечивать не только права и законные интересы собственников и обладателей иных прав на земельные участки, но и защищаемые законом права и интересы иных физических и юридических лиц, а также публичные интересы, связанные, в частности, с устойчивым развитием территорий муниципальных образований, сохранением окружающей среды и объектов культурного наследия, улучшением инвестиционной привлекательности соответствующих территорий и т.п., которые могут вступать в объективное противоречие с интересами собственников.

Следовательно, задача органов муниципальных образований при разработке правил землепользования и застройки состоит не в обеспечении приоритета прав собственников земельных участков в ущерб иным интересам, а в согласовании этих прав и интересов, в установлении между ними разумного и справедливого баланса.

Установление территориальной зоны ОД, как следует из пояснений представителей ответчика и заинтересованного лица, материалов дела, было вызвано необходимостью установления соответствия её назначения, так как земельные участки с объектами недвижимости, расположенные в данном месте, более всего использовались для ведения торговой деятельности, сведений о ведении производственной деятельности, не имелось.

Положениями части 8 статьи 36 ГрК РФ предусмотрено, что земельные участки или объекты капитального строительства, виды разрешенного использования, предельные размеры и предельные параметры которых не соответствуют градостроительному регламенту, могут использоваться без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, за исключением случаев, если использование таких земельных участков и объектов капитального строительства опасно для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия.

Таким образом, при принятии или изменении правил землепользования и застройки, которыми изменяется территориальное зонирование, содержание градостроительного регламента и, соответственно, разрешенное использование земельного участка, его собственник вправе продолжать использование этого участка, разрешенное до такого изменения, без какого-либо ограничения, в том числе по сроку, если только такое использование не создает опасности для перечисленных в части 8 статьи 36 ГрК РФ объектов.

Исходя из изложенного, изменение территориального зонирования оспариваемыми нормами права, не противоречит каким-либо нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, в том числе статье 85 Земельного Кодекса РФ и статьям 34, 36 ГрК РФ.

При принятии решения по данному делу суд учитывает и то обстоятельство, что общество не участвовало в публичных слушаниях, не вносило каких-либо предложений по данному вопросу и не лишено возможности обратиться с заявлением в администрацию г. Смоленска об установлении иной территориальной зоны земельных участков в порядке, установленном статьей 33 ГрК РФ.

Ссылки истца на решение Арбитражного суда Смоленской области делу от 26.09.2016 года, выступление представителя администрации г. Смоленска в арбитражном суде, на обращение в администрацию г.Смоленска, как на основания для признания недействующими нормативных правовых актов в части зонирования территории, на которой расположены принадлежащие ему земельные участка, безосновательны, поскольку названные доказательства лишь констатируют факт возникших спорных правоотношений между истцом и администрацией города по вопросу самовольного строительства здания общей площадью 628.7 кв.м. на земельном участке с кадастровым номером .

Как видно из решения арбитражного суда, за ООО «ИСКРА Сервис» признано право собственности на указанный объект, вопросы принадлежности земельного участка к той или иной территориальной зоне не были предметом исследования в судебном заседании (л.д.180,200-202).

В соответствии с частью 2 пункта 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом в случае, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.

С учетом названных обстоятельств, оснований для удовлетворения административного иска ООО«Искра Сервис» о признании недействующими нормативных правовых актов, не имеется.

Руководствуясь статьями 179-180, 215 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд

решил:

В удовлетворении административного искового заявления Общества с ограниченной ответственностью «Искра Сервис» к Смоленскому городскому Совету о признании недействующими генерального плана города Смоленска, утвержденного решением Смоленского городского Совета от 22.09.1998г. № 260 в редакции с изменениями, внесенными решением Смоленского городского Совета от 22.12.2009г. № 1347, и решения Смоленского городского Совета от 09.11.2010г. № 193 «О внесении изменений в Правила землепользования и застройки города Смоленска, утвержденные решением 41-й сессии Смоленского городского Совета III созыва от 28.02.2007г. № 490», в части включения принадлежащих ООО «ИСКРАСервис» земельных участков, с кадастровыми номерами 67, расположенных по адресу: г... в границы территориальной зоны ОД (зона размещения объектов общественно-делового назначения, с включением объектов инженерной инфраструктуры) - отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации через Смоленский областной суд в течение 30 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Председательствующий