ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-27/2021 от 17.03.2021 Амурского областного суда (Амурская область)

УИД 28OS0000-01-2021-000009-59

Дело №3а-27/2021

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

г. Благовещенск 17 марта 2021 г.

Амурский областной суд в составе:

председательствующего судьи Хробуст Н.О.,

при секретаре Копыциной Н.С.,

с участием прокурора отдела прокуратуры Амурской области Сабуцкой Т.С., административного истца ФИО1, его представителя ФИО2, представителя Тындинской городской Думы ФИО3,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к Тындинской городской Думе о признании не действующим нормативного правового акта в части,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратился в суд с указанным административным исковым заявлением, в обоснование указав, что решением Тындинской городской Думы от 14 декабря 2017 г. № 671-Р-ТГД-VI принят нормативный правовой акт города Тынды от 14 декабря 2017 г. № 45-НПА «Об установлении размеров и условий оплаты труда муниципальных служащих, выборных должностных лиц местного самоуправления, депутатов, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе». Данный нормативный правовой акт опубликован в газете «Авангард» № 91 от 15 декабря 2017 г. Административный истец ФИО1 как муниципальный служащий города Тынды является субъектом правоотношений, регулируемых нормативным правовым актом города Тынды от 14 декабря 2017 г. № 45-НПА. приложением № 3 к нормативному правовому акту города Тынды от 14 декабря 2017 г. № 45-НПА утверждено Положение о дополнительных выплатах муниципальным служащим города Тынды (далее также Положение о дополнительных выплатах), которым установлен порядок выплаты муниципальным служащим города Тынды ежемесячных и иных дополнительных выплат. Пунктом 2.2 Раздела II Положения о дополнительных выплатах предусмотрено, что ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия муниципальной службы устанавливается каждому муниципальному служащему персонально на календарный год, пересматривается ежегодно и может быть увеличена или снижена по результатам работы муниципального служащего за прошедший год. Пунктом 2.3 этого же Раздела определено, что предложения об изменении размера ежемесячной надбавки вносятся письменно непосредственным руководителем муниципального служащего после согласования с курирующим заместителем (управляющим делами) Работодателя не позднее 10 декабря текущего года для подготовки распоряжения (приказа) Работодателя на следующий год. В предложениях об изменении размера ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия муниципальной службы указываются основания для увеличения или снижения размера надбавки (объем сложность выполняемой работы и др.). По мнению административного истца, указанными пунктами 2.2. и 2.3 не предусмотрено соблюдение трудового законодательства. В частности, что размер ежемесячной надбавки за особые условия муниципальной службы устанавливается в трудовом договоре, заключаемом руководителем органа местного самоуправления (председателем Тындинской городской Думы, руководителем управления администрации города Тынды с правами юридического лица) и муниципальным служащим. Также не предусмотрено, что размер надбавки за особые условия муниципальной службы муниципальному служащему может быть увеличен либо снижен в пределах, предусмотренных для соответствующей группы должностей, в связи с изменением организационных условий его службы, увеличением либо снижением исполняемых должностных обязанностей при их перераспределении или по результатам аттестации, а также, что уменьшение ежемесячной надбавки за особые условия муниципальной службы осуществляется в порядке, установленном трудовым законодательством Пунктом 6.1 Раздела VI Положения о дополнительных выплатах определено, что премия за выполнение особо важных и сложных заданий устанавливается муниципальному служащему ежемесячно распоряжением (приказом) Работодателя. В пункте 6.2 Раздела VI указано, что выплата премии за выполнение особо важных и сложных заданий производится муниципальным служащим ежемесячно в размере 25 процентов от должностного оклада муниципального служащего по результатам работы за текущий период с учетом обеспечения задач и функций органа местного самоуправления. Размер премии может быть снижен по предложению непосредственного или вышестоящего руководителя муниципального служащего с указанием основания для снижения установленного размера премии. Пунктом 6.3 Раздела VI установлены критерии, определяющие право муниципального служащего на получение премии за выполнение особо важных и сложных заданий. Однако п. 6.5 Раздела VI установлено, что работодатель вправе повысить размер премии отдельным муниципальным служащим за выполнение особо важных и сложных заданий в случае выполнения муниципальным служащим оформленных в установленном порядке особо ответственных либо не предусмотренных должностными обязанностями работ, заданий, выполнение срочных заданий руководителя и заместителя руководителя органа местного самоуправления, за разработку предложений, документов, позволяющих эффективно, успешно, комплексно выполнять органами местного самоуправления возложенных на них полномочий, снизить, оптимизировать расходы бюджета города, пополнить доходную часть бюджета города. При этом не указано, за счет каких источников работодатель наделяется правом на повышение размера премии, причем только отдельным муниципальным служащим и в основном по тем же критериям, установленным пунктом 6.3 этого же Раздела, но изложенным в столь замысловатой форме, что содержание нормы уясняется с трудом. Однако нечеткость и неясность нормы приводит к различному толкованию и, как следствие, различной правоприменительной практике. В частности, применение этой нормы позволяет работодателю необоснованно использовать образовавшуюся экономию по фонду оплаты труда, условия и порядок осуществления которой установлен Разделом XI Положения о дополнительных выплатах, чем нарушаются права муниципальных служащих города Тынды, в том числе административного истца, на выплату материальной помощи в указанных в п. 11.1 случаях, а также на дополнительные выплаты, предусмотренные пунктом 11.3 этого же Раздела. В пункте 6.7 Раздела VI отсутствует ограничение срока действия, в течение которого у муниципального служащего не возникает право на получение премии за выполнение особо важных и сложных заданий при наличии дисциплинарного взыскания, что предоставляет правоприменителю необоснованно широкие пределы усмотрения, в частности для применения пункта 6.5 этого же Раздела в интересах отдельных муниципальных служащих, готовых выполнять даже не предусмотренные должностными обязанности работы, хотя условия и порядок установления аналогичных выплат определены разделом X Положения о дополнительных выплатах. Кроме того, в пункте 7.4 Раздела VII Положения о дополнительных выплатах подпункты 1, 3, 7 и 10 предусматривают снижение муниципальному служащему ежемесячного денежного поощрения до 100 процентов, то есть фактически лишение его в полном объеме, что противоречит действующему законодательству, поскольку денежное поощрение является гарантированной выплатой обязательного характера, предусмотренной в органах местного самоуправления города Тынды системой оплаты труда и выплачивается по итогам работ за каждый месяц, что также следует из содержания пунктов 7.1 и 7.2 этого же Раздела Положения о дополнительных выплатах. Пунктом 9.4 Раздела IX Положения о дополнительных выплатах не предусмотрено соблюдение трудового законодательства при принятии работодателем решения о снижении надбавки за правовую экспертизу в случае уменьшения объема работы или отмены ее установления, что приводит к его неоднозначному пониманию и, следовательно, к возможности его произвольного применения, а значит к нарушению принципа равенства всех перед законом и судом.

На основании изложенного, уточнив в ходе производства по делу заявленные административные исковые требования, административный истец просил суд признать не действующими с даты принятия пункты 2.2 и 2.3 Раздела II, пункты 6.5 и 6.7 Раздела VI, подпункты 1, 3, 7, 10 пункта 7.4 Раздела VII, пункт 9.4 Раздела IX Положения о дополнительных выплатах муниципальным служащим города Тынды, являющегося приложением № 3 к нормативному правовому акту города Тынды от 14 декабря 2017 г. № 45-НПА «Об установлении размеров и условий оплаты труда муниципальных служащих, выборных должностных лиц местного самоуправления, депутатов, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе», принятому решением Тындинской городской Думы от 14 декабря 2017 г. № 671-Р-ТГД-VI, указав, что оспариваемый нормативный правовой акт затрагивает права и законные интересы административного истца в сфере прохождения муниципальной службы и оплаты труда.

В судебном заседании административный истец ФИО1, его представитель ФИО2 поддержали административные исковые требования с учетом их уточнения, настаивали на их удовлетворении.

Представитель административного ответчика Тындинской городской Думы ФИО3 в судебном заседании возражала против удовлетворения административных исковых требований. Как следует из пояснений представителя административного ответчика, данных в судебном заседании, и доводов, содержащихся в письменном отзыве Тындинской городской Думы на административные исковые требования и дополнениях к нему, административный ответчик не согласен с мнением административного истца о том, что пунктами 2.2 и 2.3 Положения о дополнительных выплатах не предусмотрено соблюдение трудового законодательства, так как часть 2 статьи 3 Федерального закона от 2 марта 2007 г. № 25-ФЗ «О муниципальной службе» устанавливает, что на муниципальных служащих распространяется действие трудового законодательства с особенностями, предусмотренными данным федеральным законом. Таким образом, в данном случае трудовые отношения регулируются ТК РФ и иными правовыми актами в области труда, с учетом определенных особенностей, связанных с публичностью деятельности муниципальных служащих. Следовательно, пунктами 2.2 и 2.3 Раздела II Положения о дополнительных выплатах соблюдены условия и порядок установления надбавки за особые условия муниципальной службы с учетом требований статьи 11 ТК РФ. В части требований об оспаривании пункта 6.5 Положения о дополнительных выплатах указывает, что в соответствии с пунктом 1.3 Положения о дополнительных выплатах дополнительные выплаты осуществляются за счет средств фонда оплаты труда, предусмотренных в смете расходов на содержание органов местного самоуправления, и экономии фонда оплаты труда, фактически образовавшейся в течение года, в том числе по вакантным должностям. Направлены дополнительные выплаты на стимулирование деятельности муниципальных служащих, для улучшения качества выполнения ими работы, повышения исполнительской дисциплины, ответственности за порученное дело, развитие активности в реализации задач в сфере профессиональной деятельности, на компенсирование условий труда, отклоняющихся от нормальных. Пунктом 6.3 Раздела VI Положения о дополнительных выплатах установлены основные критерии на получение премии за выполнение особо важных и сложных заданий, в том числе при выполнении своих должностных обязанностей, пункт 6.2 определяет, что выплата премии производится ежемесячно в размере 25 % от должностного оклада муниципального служащего. А пункт 6.5 устанавливает условия для установления повышенного размера данной премии, при этом критерии для получения надбавки иные: выполнение особо ответственных либо не предусмотренных должностными обязанностями работ, заданий, выполнение особо срочных заданий руководителя и заместителя руководителя органа местного самоуправления, за разработку предложений, документов, позволяющих эффективно, успешно, комплексно выполнять органами местного самоуправления города возложенных на них полномочий, снизить, оптимизировать расходы бюджета города, пополнить доходную часть бюджета города. Выражает несогласие с доводом административного истца о том, что возможность повышения премии отдельным муниципальным служащим за выполнение особо важных и сложных заданий позволяет работодателю необоснованно использовать образовавшуюся экономию по фонду оплаты труда, условия и порядок осуществления которой установлен Разделом XI Положения, чем нарушаются права муниципальных служащих города Тынды. Согласно статьи 191 ТК РФ работодатель поощряет работников, добросовестно исполняющих трудовые обязанности (объявляет благодарность, выдает премию, награждает ценным подарком, почетной грамотой, представляет к званию лучшего по профессии). Право работодателя на поощрение отдельных работников не может повлечь за собой нарушение прав остальных муниципальных служащих. Пунктом 11.1 Раздела XI Положения о дополнительных выплатах установлено условие выплаты дополнительной материальной помощи – наличие экономии по фонду оплаты труда. Факторами образования экономии по фонду оплаты труда являются: наличие вакантных должностей, нахождение работников на больничных и иные обстоятельства. Следовательно, выплата повышенной премии муниципальным служащим за выполнение особо важных и сложных заданий не находится в прямой зависимости в формировании экономии по фонду оплаты труда. В пункте 6.7 Раздела VI Положения о дополнительных выплатах указано, что в случаях применения дисциплинарного взыскания у муниципального служащего не наступает право на получение премии за выполнение особо важных и сложных заданий. В силу пункта 6.4 Раздела VI Положения премия за выполнение особо важных и сложных заданий начисляется за фактически отработанное время и выплачивается одновременно с денежным содержанием муниципального служащего за истекший месяц. Премия за выполнение особо важных и сложных заданий устанавливается муниципальному служащему ежемесячно и при наличии дисциплинарного взыскания право на получение премии не наступает только в месяце, в котором вынесено дисциплинарное взыскание. При таких обстоятельствах полагает, что пункт 6.7 Раздела VI Положения о дополнительных выплатах соответствует трудовому законодательству и доводы административного истца о наличии необоснованно широких пределов усмотрения при применении данной нормы несостоятельны. Относительно требований административного истца о признании не действующими отдельных подпунктов пункта 7.4 Раздела VII Положения о дополнительных выплатах, указывает, что в трудовом договоре с муниципальным служащим отражается размер оклада и ссылка на нормативный правовой акт города Тынды от 14 декабря 2017 г. № 45-НПА, тем самым оговорено, что стимулирующие выплаты не являются постоянной величиной и составляющей заработной платы, выплачиваемой в обязательном порядке, а выплачивается в размере, установленном в соответствии с указанным нормативным правовым актом. Дополнительные выплаты, предусмотренные Разделом VII Положения о дополнительных выплатах, являются стимулирующими выплатами, направлены на стимулирование деятельности муниципальных служащих и лишение муниципального служащего ежемесячного денежного поощрения до 100 процентов не противоречит действующему законодательству. Административный ответчик не согласен с доводами административного истца о том, что пунктом 9.4 Раздела IX Положения о дополнительных выплатах не предусмотрено соблюдение трудового законодательства при принятии работодателем решения о снижении надбавки за правовую экспертизу в случае уменьшения объема работы или отмены ее установления, что приводит к ее неоднозначному пониманию. Частью 2 статьи 19 Закона Амурской области от 31 августа 2007 г. № 364-ОЗ «О муниципальной службе в Амурской области» установлено, что органы местного самоуправления самостоятельно определяют размер и условия оплаты труда муниципальных служащих. Размер должностного оклада, а также размер ежемесячных и иных дополнительных выплат и порядок их осуществления устанавливается муниципальными правовыми актами, издаваемыми представительным органом муниципального образования области в соответствии с законодательством Российской Федерации и области. Пунктом 9.2 Раздела IX Положения о дополнительных выплатах предусмотрены критерии, определяющие право муниципального служащего на установление надбавки. Пунктом 9.4 Раздела IX этого же Положения предусмотрена возможность работодателя снизить или отменить размер надбавки за проведение правовой экспертизы в случае уменьшения объема работы или если основные обязанности не отвечают критериям, определенным пунктом 9.2 Положения. Надбавка за проведение правовой экспертизы правовых актов и проектов правовых актов, подготовку и редактирование проектов правовых актов и их визирование в качестве исполнителя выплачивается ежемесячно, устанавливается ежегодно на основании распоряжения председателя Тындинской городской Думы, она не является обязательной составляющей заработной платы работника. Изменение ее размера не является изменением условий трудового договора, а, следовательно, не требует согласия работника и заключения в письменной форме какого-либо соглашения об изменении условий трудового договора, утверждение стороны административного истца о необходимости предупреждения о ее снижении за два месяца является неверным. При таких обстоятельствах положения Раздела IX Положения о дополнительных выплатах не противоречат действующему трудовому законодательству, оснований для признания не действующими оспариваемых пунктов нормативного правового акта города Тынды от 14 декабря 2017 г. № 45-НПА «Об установлении размеров и условий оплаты труда муниципальных служащих, выборных должностных лиц местного самоуправления, депутатов, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе», принятого решением Тындинской городской Думы от 14 декабря 2017 г. № 671-Р-ТГД-VI, отсутствуют.

Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, заключение прокурора, полагавшей требования административного истца подлежащими частичному удовлетворению, исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии со статьей 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод (часть 1); решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд (часть 2).

Исходя из взаимосвязанных положений статей 17 (часть 2), 18, 21 и 45 (часть 2) Конституции Российской Федерации государство, реализуя утверждаемый Конституцией Российской Федерации приоритет личности и ее прав, обязано охранять достоинство личности во всех сферах, а гражданин и организация вправе защищать свои права и свободы всеми не запрещенными законом способами, из чего следует, что право на судебную защиту выступает гарантией в отношении всех других конституционных прав и свобод, а его нормативное содержание включает право обжалования принятых органами государственной власти, должностными лицами решений, причем такое обжалование может преследовать не только индивидуальный (частный) интерес, связанный с восстановлением нарушенных прав, но и публичный интерес, направленный на поддержание законности и конституционного правопорядка.

Конкретизируя приведенные положения Конституции Российской Федерации, часть 1 статьи 208 КАС РФ предусматривает, что с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

Судом установлено, что нормативный правовой акт города Тынды от 14 декабря 2017 г. № 45-НПА «Об установлении размеров и условий оплаты труда муниципальных служащих, выборных должностных лиц местного самоуправления, депутатов, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе» принят решением Тындинской городской Думы от 14 декабря 2017 г. № 671-Р-ТГД-VI.

Данный документ опубликован в издании «Авангард» N 91 от 15 декабря 2017 г.

В рамках настоящего дела административным истцом ФИО1 оспаривается в части Положение о дополнительных выплатах муниципальным служащим города Тынды, являющееся приложением № 3 к нормативному правовому акту города Тынды от 14 декабря 2017 г. № 45-НПА «Об установлении размеров и условий оплаты труда муниципальных служащих, выборных должностных лиц местного самоуправления, депутатов, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе», принятому решением Тындинской городской Думы от 14 декабря 2017 г. № 671-Р-ТГД-VI, а именно пункты 2.2 и 2.3 Раздела II, пункты 6.5 и 6.7 Раздела VI, подпункты 1, 3, 7, 10 пункта 7.4 Раздела VII, пункт 9.4 Раздела IX.

Судом установлено, подтверждается представленной копией распоряжения председателя Тындинской городской Думы от 17 октября 2018 г. № 68, что административный истец ФИО1 с 17 октября 2018 г. занимает главную должность муниципальной службы руководителя аппарата Тындинской городской Думы. Согласно пункту 3 указанного распоряжения размер ежемесячных и иных дополнительных выплат устанавливается распоряжениями председателя согласно нормативному правовому акту от 14 декабря 2017 г. № 45-НПА «Об установлении размеров и условий оплаты труда муниципальных служащих, выборных должностных лиц местного самоуправления, депутатов, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе», принятому решением Тындинской городской Думы от 14 декабря 2017 г. № 671-Р-ТГД-VI.

Представителем административного ответчика – Тындинской городской Думы ФИО3 в ходе производства по настоящему делу не оспаривалось, что административный истец занимает указанную должность до настоящего времени.

В соответствии с пунктом 1.4 Положения об аппарате Тындинской городской Думы, принятого решением Тындинской городской Думы от 9 октября 2018 г. № 160Р-ТГД-VII (в редакции решения от 21 декабря 2019 г. № 209-Р-ТГД-VII) аппарат Думы возглавляет руководитель аппарата Думы, который подчиняется непосредственно Председателю городской Думы и обеспечивает организацию работы аппарата Думы.

На основании подпункта 13 пункта 4.1 указанного Положения руководитель аппарата городской Думы в пределах своей компетенции проводит правовую и антикоррупционную экспертизу и дает заключения по проектам решений и проектам нормативных правовых актов, вносимых на рассмотрение городской Думы депутатами, постоянными комиссиями городской Думы, постановлений и распоряжений Председателя городской Думы.

В подтверждение обстоятельств применения в отношении административного истца оспариваемых положений нормативного правового акта суду представлены распоряжения председателя Тындинской городской Думы от 17 декабря 2019 г. № 102, от 21 декабря 2020 г. № 124 об установлении руководителю аппарата Тындинской городской Думы ФИО1 ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия муниципальной службы на 2020 год в размере 140 % должностного оклада, на 2021 год в размере 120 % должностного оклада; распоряжения от 23 декабря 2019 г. № 108, от 21 декабря 2020 г. № 125 об установлении муниципальному служащему аппарата Тындинской городской Думы ФИО1 – руководителю аппарата ежемесячной надбавки за проведение правовой экспертизы правовых актов и проектов правовых актов, подготовку и редактирование проектов правовых актов и их визирование в качестве исполнителя на 2020 год в размере 40 % должностного оклада, на 2021 год в размере 10 % должностного оклада; распоряжение от 26 января 2021 г. № 12-ЛС о снижении руководителю аппарата Тындинской городской Думы ФИО1 в связи с применением дисциплинарных взысканий ежемесячного денежного поощрения за январь 2021 года на 100 % и о невыплате ему премии за выполнение особо важных и сложных заданий за январь 2021 года.

При таких обстоятельствах, поскольку административный истец является муниципальным служащим аппарата Тындинской городской Думы, размер ежемесячных и иных дополнительных выплат которого устанавливается на основании оспариваемого в части нормативного правового акта, занимает должность руководителя аппарата Тындинской городской Думы, к полномочиям которого относится проведение правовой экспертизы по проектам решений и проектам нормативных правовых актов, суд приходит к выводу, что административный истец является субъектом отношений, регулируемых оспариваемым в части нормативным правовым актом, который в оспариваемой части затрагивает права и законные интересы административного истца в сфере оплаты труда муниципального служащего.

В соответствии с частью 4 статьи 7 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, названному Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

В соответствии со ст. 42 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» правовое регулирование муниципальной службы, включая требования к должностям муниципальной службы, определение статуса муниципального служащего, условия и порядок прохождения муниципальной службы, осуществляется федеральным законом, а также принимаемыми в соответствии с ним законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований и иными муниципальными правовыми актами.

Отношения, связанные с поступлением на муниципальную службу, прохождением и прекращением муниципальной службы, а также с определением правового положения (статуса) муниципальных служащих регулируются Федеральным законом от 2 марта 2007 г. N 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации».

Согласно части 1 статье 2 указанного Федерального закона муниципальная служба - это профессиональная деятельность граждан, которая осуществляется на постоянной основе на должностях муниципальной службы, замещаемых путем заключения трудового договора (контракта).

Муниципальным служащим является гражданин, исполняющий в порядке, определенном муниципальными правовыми актами в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, обязанности по должности муниципальной службы за денежное содержание, выплачиваемое за счет средств местного бюджета (часть 1 статьи 10 Федерального закона от 2 марта 2007 г. N 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации»).

В силу части 1 статьи 3 указанного Федерального закона правовые основы муниципальной службы в Российской Федерации составляют Конституция Российской Федерации, а также настоящий Федеральный закон и другие федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (далее - законодательство о муниципальной службе), уставы муниципальных образований, решения, принятые на сходах граждан, и иные муниципальные правовые акты.

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 11 данного Федерального закона муниципальный служащий имеет право на оплату труда и другие выплаты в соответствии с трудовым законодательством, законодательством о муниципальной службе и трудовым договором (контрактом).

Согласно частям 1 и 2 статьи 22 Федерального закона от 2 марта 2007 г. N 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» оплата труда муниципального служащего производится в виде денежного содержания, которое состоит из должностного оклада муниципального служащего в соответствии с замещаемой им должностью муниципальной службы (далее также - должностной оклад), а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат, определяемых законом субъекта Российской Федерации.

Органы местного самоуправления самостоятельно определяют размер и условия оплаты труда муниципальных служащих. Размер должностного оклада, а также размер ежемесячных и иных дополнительных выплат и порядок их осуществления устанавливаются муниципальными правовыми актами, издаваемыми представительным органом муниципального образования в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

При этом в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 23 указанного Федерального закона муниципальному служащему гарантируется право на своевременное и в полном объеме получение денежного содержания.

Виды поощрения муниципального служащего и порядок его применения устанавливаются муниципальными правовыми актами в соответствии с федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации (статья 26 Федерального закона от 2 марта 2007 г. N 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации»).

Из приведенных нормативных положений федеральных законов следует, что они определяют общие принципы и условия прохождения муниципальной службы. Порядок и условия прохождения муниципальной службы в муниципальных образованиях субъектов Российской Федерации, включая оплату труда муниципальных служащих, виды поощрений муниципальных служащих за добросовестный труд, определяются законами субъектов Российской Федерации, а также муниципальными правовыми актами.

Особенности прохождения муниципальной службы в Амурской области, в том числе связанные с оплатой труда муниципальных служащих и мерами их поощрения, определены Законом Амурской области от 31 августа 2007 г. N 364-ОЗ «О муниципальной службе в Амурской области», Законом Амурской области от 30 июня 2008 г. N 74-ОЗ «Об оплате труда муниципальных служащих в Амурской области».

Статьей 19 Закона Амурской области от 31 августа 2007 г. N 364-ОЗ «О муниципальной службе в Амурской области» установлены общие принципы оплаты труда муниципального служащего.

Согласно частям 1, 2 указанной статьи оплата труда муниципального служащего производится в виде денежного содержания, которое состоит из должностного оклада муниципального служащего в соответствии с замещаемой им должностью муниципальной службы (далее - должностной оклад), а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат, определяемых законом области.

Органы местного самоуправления самостоятельно определяют размер и условия оплаты труда муниципальных служащих.

Размер должностного оклада, а также размер ежемесячных и иных дополнительных выплат и порядок их осуществления устанавливаются муниципальными правовыми актами, издаваемыми представительным органом муниципального образования области в соответствии с законодательством Российской Федерации и области.

В соответствии с частями 1 и 2 статьи 23 Закона Амурской области от 31 августа 2007 г. N 364-ОЗ «О муниципальной службе в Амурской области» виды поощрения муниципального служащего и порядок его применения устанавливаются муниципальными правовыми актами в соответствии с федеральными законами и настоящим Законом.

За безупречную и эффективную муниципальную службу в муниципальном образовании области могут устанавливаться следующие виды поощрений и награждений: 1) объявление благодарности с выплатой единовременного поощрения; 2) награждение почетной грамотой органа местного самоуправления с выплатой единовременного поощрения или вручением ценного подарка; 3) выплата единовременного поощрения в связи с выходом на государственную пенсию за выслугу лет в размере трех должностных окладов по должности, замещаемой на день выхода на пенсию; 4) поощрения и награждения органа местного самоуправления; 5) иные виды, установленные в соответствии с федеральными законами.

Закон Амурской области от 30 июня 2008 г. N 74-ОЗ «Об оплате труда муниципальных служащих в Амурской области» в соответствии с Федеральным законом «О муниципальной службе в Российской Федерации» и Законом Амурской области «О муниципальной службе в Амурской области» определяет денежное содержание муниципального служащего области.

Согласно частям 1, 2, 3 статьи 1 указанного Закона Амурской области денежное содержание муниципального служащего состоит из должностного оклада муниципального служащего в соответствии с замещаемой им должностью муниципальной службы (далее - должностной оклад), а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат (далее - дополнительные выплаты).

К дополнительным выплатам относятся: 1) ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на муниципальной службе; 2) ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия муниципальной службы; 3) ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну; 4) премии за выполнение особо важных и сложных заданий; 5) единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска; 6) ежемесячное денежное поощрение; 7) материальная помощь; 8) ежемесячная надбавка к должностному окладу за квалификационный разряд (в случае установления муниципальным правовым актом).

Муниципальному служащему могут производиться иные выплаты (надбавка за ученую степень, надбавка за проведение правовой экспертизы правовых актов и проектов правовых актов, подготовку и редактирование проектов правовых актов и их визирование в качестве юриста или исполнителя, имеющего высшее юридическое образование), предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и области.

В соответствии с пунктами 2, 4, 5 части 1 статьи 2 Закона Амурской области от 30 июня 2008 г. N 74-ОЗ «Об оплате труда муниципальных служащих в Амурской области» в числе прочих муниципальному служащему устанавливаются следующие дополнительные выплаты:

- ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия муниципальной службы: по высшим должностям муниципальной службы - в размере от 150 до 200 процентов должностного оклада; по главным должностям муниципальной службы - в размере от 120 до 150 процентов должностного оклада; по ведущим должностям муниципальной службы - в размере от 90 до 120 процентов должностного оклада; по старшим должностям муниципальной службы - в размере от 60 до 90 процентов должностного оклада; по младшим должностям муниципальной службы - в размере до 60 процентов должностного оклада;

- премии за выполнение особо важных и сложных заданий - с учетом обеспечения решения задач и исполнения функций муниципального органа, исполнения должностной инструкции (максимальный размер не ограничивается);

- ежемесячное денежное поощрение - дифференцированно (максимальный размер ограничивается тремя должностными окладами).

Согласно части 3 статьи 2 указанного Закона Амурской области муниципальному служащему, замещающему должность в юридической службе, в основные обязанности которого входят проведение правовой экспертизы правовых актов и проектов правовых актов, подготовка и редактирование проектов правовых актов и их визирование в качестве юриста или исполнителя, имеющему высшее юридическое образование, устанавливается ежемесячная надбавка в размере до 50 процентов должностного оклада.

В силу части 4 статьи 2 Закона Амурской области от 30 июня 2008 г. N 74-ОЗ «Об оплате труда муниципальных служащих в Амурской области» порядок выплаты ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия муниципальной службы, премий за выполнение особо важных и сложных заданий, денежного поощрения, единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска, ежемесячной надбавки к должностному окладу за классный чин, надбавки за ученую степень, материальной помощи и других выплат устанавливается положениями об этих выплатах, утверждаемыми представительным органом муниципального образования области.

В соответствии со статьей 4 указанного Закона Амурской области финансирование расходов на оплату труда муниципальных служащих осуществляется за счет средств местных бюджетов.

По смыслу приведенных нормативных положений в их системной взаимосвязи, муниципальный служащий за выполнение своих обязанностей имеет право на оплату труда и другие выплаты в соответствии с трудовым законодательством, законодательном о муниципальной службе и трудовым договором (контрактом). При этом денежное содержание муниципального служащего в Амурской области, состоящее из должностного оклада, а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат, установленных частью 2 статьи 1 Закона Амурской области от 30 июня 2008 г. N 74-ОЗ «Об оплате труда муниципальных служащих в Амурской области», относится к гарантированным выплатам муниципальному служащему за исполнение обязанностей по замещаемой им должности муниципальной службы. Установленные же статьей 23 Закона Амурской области от 31 августа 2007 г. N 364-ОЗ «О муниципальной службе в Амурской области» виды поощрений муниципального служащего не являются составной частью денежного содержания муниципального служащего, носят стимулирующий характер, относятся к дополнительным выплатам, награждение которыми и выплата которых осуществляется в целях поощрения муниципального служащего за безупречную и эффективную муниципальную службу.

Нормативный правовой акт города Тынды от 14 декабря 2017 г. № 45-НПА «Об установлении размеров и условий оплаты труда муниципальных служащих, выборных должностных лиц местного самоуправления, депутатов, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе», принятый решением Тындинской городской Думы от 14 декабря 2017 г. № 671-Р-ТГД-VI, в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 2 марта 2007 г. N 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации», Законом Амурской области от 31 августа 2007 г. N 364-ОЗ «О муниципальной службе в Амурской области», Законом Амурской области от 30 июня 2008 г. N 74-ОЗ «Об оплате труда муниципальных служащих в Амурской области», Законом Амурской области от 30 июня 2008 г. N 71-ОЗ «О некоторых гарантиях депутатам представительных органов муниципальных образований и лицам, замещающим муниципальные должности в Амурской области», Уставом города Тынды определяет условия, размеры оплаты труда муниципальных служащих в городе Тынде (далее - муниципальные служащие), выборных должностных лиц местного самоуправления, депутатов, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе.

Из материалов дела следует, что оспариваемый административным истцом в части нормативный правовой акт города Тынды от 14 декабря 2017 г. № 45-НПА принят уполномоченным представительным органом местного самоуправления – Тындинской городской Думой, с соблюдением установленной процедуры, в установленной форме, надлежащим образом опубликован в официальном печатном издании. О нарушении порядка принятия и опубликования нормативного правового акта административный истец не заявлял, иные участвующие в деле лица доводов об этом также не приводили.

Согласно части 1 статьи 2 нормативного правового акта города Тынды от 14 декабря 2017 г. № 45-НПА оплата труда муниципального служащего производится в виде денежного содержания, которое состоит из должностного оклада муниципального служащего в соответствии с замещаемой им должностью муниципальной службы (далее - должностной оклад), а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат (далее - дополнительные выплаты), к которым в соответствии с частью 3 указанной статьи относятся: 1) ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на муниципальной службе; 2) ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия муниципальной службы; 3) ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну; 4) премии за выполнение особо важных и сложных заданий; 5) ежемесячное денежное поощрение; 6) единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска; 7) материальная помощь; 8) ежемесячная надбавка к должностному окладу за классный чин.

В соответствии с частью 4 статьи 2 указанного нормативного правового акта муниципальному служащему могут производиться иные выплаты (надбавка за ученую степень, надбавка за проведение правовой экспертизы правовых актов и проектов правовых актов, подготовку и редактирование проектов правовых актов и их визирование в качестве юриста или исполнителя, имеющего высшее юридическое образование), предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и Амурской области.

В силу пунктов 4 и 5 части 1 статьи 3 нормативного правового акта города Тынды от 14 декабря 2017 г. № 45-НПА премии за выполнение особо важных и сложных заданий муниципальному служащему устанавливаются с учетом обеспечения решения задач и исполнения функций муниципального органа, исполнения должностной инструкции (максимальный размер не ограничивается); ежемесячное денежное поощрение - дифференцированно (максимальный размер ограничивается тремя должностными окладами).

Муниципальному служащему, в обязанности которого входят проведение правовой экспертизы правовых актов и проектов правовых актов, подготовка и редактирование проектов правовых актов и их визирование в качестве юриста или исполнителя, имеющему высшее юридическое образование, устанавливается ежемесячная надбавка в размере до 50 процентов должностного оклада (часть 1 статьи 3 нормативного правового акта города Тынды от 14 декабря 2017 г. № 45-НПА).

Согласно части 4 статьи 3 нормативного правового акта города Тынды от 14 декабря 2017 г. № 45-НПА порядок выплаты ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия муниципальной службы, премий за выполнение особо важных и сложных заданий, денежного поощрения, единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска, ежемесячной надбавки к должностному окладу за классный чин, надбавки за ученую степень, материальной помощи и других выплат устанавливается согласно приложению N 3 к настоящему нормативному правовому акту.

Положение о дополнительных выплатах муниципальным служащим города Тынды, являющееся приложением № 3 к нормативному правовому акту города Тынды от 14 декабря 2017 г. N 45-НПА, устанавливает порядок выплаты муниципальным служащим города Тынды ежемесячных и иных дополнительных выплат, в том числе ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия муниципальной службы; премии за выполнение особо важных и сложных заданий; ежемесячного денежного поощрения; ежемесячной надбавки за правовую экспертизу.

В соответствии с пунктами 1.2, 1.3 Раздела I указанного Положения дополнительные выплаты направлены на стимулирование деятельности муниципальных служащих, для улучшения качества выполнения ими работы, повышения исполнительской дисциплины, ответственности за порученное дело, развитие активности и инициативы в реализации задач в сфере профессиональной деятельности, на компенсирование условий труда, отклоняющихся от нормальных.

Дополнительные выплаты осуществляются за счет средств фонда оплаты труда, предусмотренных в смете расходов на содержание органов местного самоуправления, и экономии фонда оплаты труда, фактически образовавшейся в течение года, в том числе по вакантным должностям.

В соответствии с оспариваемыми административным истцом пунктами 2.2 и 2.3 Раздела II Положения о дополнительных выплатах ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия муниципальной службы (далее - ежемесячная надбавка) устанавливается каждому муниципальному служащему персонально на календарный год, пересматривается ежегодно и может быть увеличена или снижена по результатам работы муниципального служащего за прошедший год.

Предложения об изменении размера ежемесячной надбавки вносятся письменно непосредственным руководителем муниципального служащего после согласования с курирующим заместителем (управляющим делами) Работодателя не позднее 10 декабря текущего года для подготовки распоряжения (приказа) Работодателя на следующий год. В предложениях об изменении размера ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия муниципальной службы указываются основания для увеличения или снижения размера надбавки (объем, сложность выполняемой работы и др.).

Данные положения оспариваются административным истцом как не отвечающие критерию правовой определенности, не предусматривающие соблюдение трудового законодательства, позволяющие работодателю произвольно снижать размер надбавки.

Вместе с тем проанализировав содержание оспариваемых административным истцом пунктов 2.2 и 2.3 Раздела II Положения о дополнительных выплатах, суд приходит к выводу, что данные правовые нормы отвечают критериям точности, ясности и недвусмысленности, то есть являются в достаточной степени определенными по своему содержанию. Они регламентируют порядок установления надбавки, носят организационный характер. Установление надбавки в начале календарного года на определенный период – календарный год обусловлено финансовым годом, не нарушает прав муниципальных служащих и не противоречит нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

На основании части 1 статьи 7 нормативного правового акта города Тынды от 14 декабря 2017 г. № 45-НПА финансирование расходов на оплату труда муниципальных служащих, лиц, замещающих муниципальные должности, осуществляется за счет средств бюджета города в пределах бюджетных ассигнований. Бюджетные ассигнования согласно Бюджетному кодексу РФ - это предельные объемы денежных средств, предусмотренных в соответствующем финансовом году для исполнения бюджетных обязательств, финансовый год соответствует календарному году и длится с 1 января по 31 декабря (статьи 6, 12).

Не противоречит нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, и предусмотренная оспариваемыми правовыми нормами возможность по окончании периода, на который была установлена надбавка, изменения ее размера по результатам работы муниципального служащего за прошедший год с учетом объема, сложности выполняемой работы и др. Возможности произвольного снижения размера надбавки, вопреки доводам административного истца и его представителя, оспариваемые нормы не предусматривают, приняты в пределах полномочий представительного органа местного самоуправления по установлению порядка выплаты ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия муниципальной службы.

В соответствии с частью 7 статьи 11 ТК РФ на муниципальных служащих действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, распространяется с особенностями, предусмотренными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации о муниципальной службе.

В соответствии с частью 2 статьи 3 Федерального закона от 2 марта 2007 г. N 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» на муниципальных служащих распространяется действие трудового законодательства с особенностями, предусмотренными данным федеральным законом.

При таких обстоятельствах, поскольку на муниципальных служащих распространяется действие трудового законодательства с особенностями, предусмотренными указанным федеральным законом, суд находит несостоятельными доводы административного истца о том, что оспариваемыми пунктами 2.2 и 2.3. не предусмотрено соблюдение трудового законодательства, каких-либо положений, противоречащих требованиям действующего трудового законодательства, оспариваемые ФИО1 правовые нормы не содержат.

Из пояснений административного истца и его представителя следует, что административный истец не согласен со снижением ему на 2021 год надбавки за особые условия муниципальной службы. Однако вопрос, связанный с правомерностью применения оспариваемых положений нормативного правового акта, не входит в предмет рассмотрения в рамках настоящего дела. В случае несогласия с установленным размером соответствующей надбавки на очередной календарный год, административный истец вправе обжаловать его в порядке, установленном гражданским процессуальным законодательством. Вопрос о необходимости применении при разрешении возникшего между сторонами трудового договора индивидуального трудового спора той или иной нормы трудового законодательства не входит в компетенцию суда при рассмотрении данного административного искового требования об оспаривании нормативного правового акта.

По аналогичным причинам не усматривается судом оснований для удовлетворения требований административного истца о признании не действующим пункта 9.4 Раздела IX Положения о дополнительных выплатах, который, по мнению административного истца, не предусматривает соблюдение трудового законодательства, что приводит к его неоднозначному пониманию и возможности произвольного применения.

Так, в соответствии с пунктами 9.1, 9.2 Раздела IX Положения о дополнительных выплатах ежемесячная надбавка за правовую экспертизу (далее - надбавка) устанавливается муниципальному служащему, имеющему высшее юридическое образование, в размере до 50 процентов должностного оклада.

Критериями, определяющими право муниципального служащего на установление надбавки, являются определение должностной инструкцией одной из основных обязанностей: 1) проведение правовой экспертизы правовых актов и проектов правовых актов; 2) подготовка и редактирование проектов правовых актов и их визирование в качестве юриста или исполнителя.

Согласно пункту 9.3 Раздела IX указанного Положения установлено, что ежемесячная надбавка за правовую экспертизу устанавливается на календарный год распоряжением (приказом) Работодателя.

Оспариваемым административным истцом пунктом 9.4 Раздела IX Положения о дополнительных выплатах предусмотрено, что Работодатель по собственной инициативе и (или) по предложению непосредственного руководителя муниципального служащего в течение календарного года может снизить размер надбавки (в случае уменьшения объема работы, определенной пунктом 9.2 настоящего раздела) или отменить ее установление (в случае если основные обязанности не отвечают критериям, определенным пунктом 9.2 настоящего раздела).

Таким образом, вопреки доводам административного истца и его представителя, возможности произвольного снижения размера или отмены надбавки за правовую экспертизу оспариваемая норма не предусматривает. Согласно данной норме размер надбавки может быть снижен в случае уменьшения объема работы, дающего право на установление соответствующей надбавки, либо надбавка может быть отменена в случае, если основные обязанности муниципального служащего не отвечают установленным в пункте 9.2 критериям, определяющим право на установление данной надбавки, что не противоречит нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

При наличии между сторонами спора, связанного с правомерностью применения оспариваемого положения нормативного правового акта, законностью снижения административному истцу надбавки за правовую экспертизу, он может быть разрешен судом в порядке, установленном гражданским процессуальным законодательством.

Рассматривая требования административного истца о признании не действующими пунктов 6.5 и 6.7 Раздела VI Положения о дополнительных выплатах, суд исходит из следующего.

Согласно пунктам 6.2, 6.3 Раздела VI Положения о дополнительных выплатах выплата премии за выполнение особо важных и сложных заданий производится муниципальным служащим ежемесячно в размере 25 процентов от должностного оклада муниципального служащего по результатам работы за текущий период с учетом обеспечения задач и функций органа местного самоуправления. Размер премии может быть снижен по предложению непосредственного или вышестоящего руководителя муниципального служащего с указанием основания для снижения установленного размера премии.

Критериями, определяющими право муниципального служащего на получение премии за выполнение особо важных и сложных заданий, являются: выполнение особо важных и сложных заданий; проявление высокого профессионализма при исполнении заданий и поручений руководства и своих должностных обязанностей; проявление творчества и инициативы в процессе служебной деятельности; использование современных методов и технологий в работе в пределах своих полномочий; досрочное качественное выполнение поручений и заданий Работодателя, проектов муниципальных правовых актов органов местного самоуправления города, установленной отчетности и информации, представляемой в соответствующие органы.

В соответствии с оспариваемым административным истцом пунктом 6.5 Раздела VI Положения Работодатель вправе повысить размер премии отдельным муниципальным служащим за выполнение особо важных и сложных заданий в случае выполнения муниципальным служащим оформленных в установленном порядке особо ответственных либо не предусмотренных должностными обязанностями работ, заданий, выполнение срочных заданий руководителя и заместителей руководителя органа местного самоуправления, за разработку предложений, документов, позволяющих эффективно, успешно, комплексно выполнять органами местного самоуправления города возложенных на них полномочий, снизить, оптимизировать расходы бюджета города, пополнить доходную часть бюджета города.

В случаях применения дисциплинарного взыскания у муниципального служащего не наступает право на получение премии за выполнение особо важных и сложных заданий (пункт 6.7 Раздела VI Положения о дополнительных выплатах).

Согласно пункту 4 части 2 статьи 1, пункту 4 части 1 статьи 2 Закона Амурской области от 30 июня 2008 г. N 74-ОЗ «Об оплате труда муниципальных служащих в Амурской области» премии за выполнение особо важных и сложных заданий относятся к числу дополнительных выплат, которые производятся муниципальным служащим с учетом обеспечения решения задач и исполнения функций муниципального органа, исполнения должностной инструкции; при формировании фонда оплаты труда муниципальных служащих сверх суммы средств, направляемых для выплаты должностных окладов, предусматриваются средства для выплаты (в расчете на год) премий за выполнение особо важных и сложных заданий - в размере трех должностных окладов (пункт 6 части 2 статьи 3 Закона Амурской области от 30 июня 2008 г. N 74-ОЗ «Об оплате труда муниципальных служащих в Амурской области»).

Из приведенных законоположений следует, что областной законодатель, включив указанные премии в состав денежного содержания муниципального служащего, установил основания премирования (выполнение особо важных и сложных заданий) и размер средств, направляемых на эти цели (три должностных оклада в расчете на год). При этом максимальный размер премии не ограничен, что позволяет руководителю органа местного самоуправления распределять в виде премий за выполнение особо важных и сложных заданий часть средств от экономии фонда оплаты труда между муниципальными служащими, выполнившими дополнительные задания, что не противоречит нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, и не нарушает права иных муниципальных служащих.

Суд приходит к выводу, что оспариваемый административным истцом пункт 6.5 отвечает общеправовому критерию формальной определенности, вытекающему из принципа равенства всех перед законом и судом, является ясным и недвусмысленным, принят Тындинской городской Думой в пределах ее полномочий по установлению порядка выплаты премий за выполнение особо важных и сложных заданий, прав административного истца в области муниципальной службы не нарушает.

Доводы административного истца об отсутствии указания о том, за счет каких источников работодатель наделен правом на повышение размера премии, являются несостоятельными, поскольку в соответствии с пунктом 1.3 Раздела I Положения о дополнительных выплатах дополнительные выплаты осуществляются за счет средств фонда оплаты труда, предусмотренных в смете расходов на содержание органов местного самоуправления, и экономии фонда оплаты труда, фактически образовавшейся в течение года, в том числе по вакантным должностям.

Поскольку каких-либо положений, отменяющих либо иным образом изменяющих установленные федерльным и областным законодательством гарантии муниципальному служащему, что, действительно, свидетельствовало бы о нарушении прав административного истца, оспариваемый муниципальный акт в указанной части не содержит, у суда нет оснований для выводов о его несоответствии законодательству, имеющему большую юридическую силу.

Вместе с тем при рассмотрении требований ФИО1 о признании не действующим пункта 6.7 Раздела VI Положения о дополнительных выплатах судом учитывается, что как следует из пункта 4 части 1 статьи 2 Закона Амурской области от 30 июня 2008 г. N 74-ОЗ «Об оплате труда муниципальных служащих в Амурской области», премия за выполнение особо важных и сложных заданий выплачивается исходя из двух критериев - обеспечение решения задач и исполнение функций муниципального органа и исполнение должностной инструкции. Иные критерии, которые должны учитываться при решении вопроса о выплате премий, на законодательном уровне не установлены.

Следовательно, при установлении порядка выплаты указанных премий представительный орган муниципального образования области должен исходить из тех критериев, которые установлены областным законом и отражают степень участия муниципального служащего в выполнении особо важных и сложных заданий.

Наличие неснятого дисциплинарного взыскания, примененного за дисциплинарный проступок, совершенный за пределами периода, за который производится премирование, само по себе не влияет на степень участия муниципального служащего в выполнении особо важных и сложных заданий и не может служить основанием для лишения его премии, входящей в состав денежного содержания.

Вместе с тем норма, содержащаяся в пункте 6.7 Раздела VI Положения о дополнительных выплатах устанавливает, что в случаях применения дисциплинарного взыскания у муниципального служащего не наступает право на получение премии за выполнение особо важных и сложных заданий, независимо от того, когда был совершен дисциплинарный проступок и повлиял ли он на результативность работы муниципального служащего в период, за который производится премирование.

Доводы административного ответчика о том, что премия за выполнение особо важных и сложных заданий устанавливается муниципальному служащему ежемесячно и при наличии дисциплинарного взыскания право на получение премии не наступает только в месяце, в котором применено дисциплинарное взыскание, судом не принимаются во внимание, поскольку такого ограничения оспариваемая норма не содержит.

При этом согласно части 1 статьи 194 ТК РФ работник считается подвергнутым дисциплинарному взысканию с течение года со дня применения дисциплинарного взыскания.

В соответствии с частью 3 статьи 27 Федерального закона от 2 марта 2007 г. N 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» порядок применения и снятия дисциплинарных взысканий определяется трудовым законодательством, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

Вышеуказанное правовое регулирование, исходящее из не предусмотренных законодательством Амурской области критериев оценки степени участия муниципального служащего в выполнении особо важных и сложных заданий, не соответствует требованиям пункта 4 части 1 статьи 2 Закона Амурской области от 30 июня 2008 г. N 74-ОЗ «Об оплате труда муниципальных служащих в Амурской области» и нарушает закрепленное пунктом 2 части 1 статьи 23 Федерального закона от 2 марта 2007 г. N 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» право муниципальных служащих, в том числе административного истца, на своевременное и в полном объеме получение денежного содержания, не отвечает критерию правовой определенности, допуская его неоднозначное толкование, носит неопределенный характер.

В случае правовой неопределенности нормы не исключается множественность в ее толковании, и в соответствии с неоднократно высказанными позициями Конституционного Суда Российской Федерации указанное обстоятельство не обеспечивает единообразного понимания и толкования правовых норм правоприменителями, что приводит к нарушению принципа равенства всех перед законом и верховенство закона, ослабляет гарантии защиты конституционных прав и свобод (например, постановления от 6 апреля 2004 г. N 7-П, от 17 июня 2004 г. N 12-П и другие).

Кроме того, суд находит обоснованными требования административного истца о признании не действующими подпунктов 1, 3, 7, 10 пункта 7.4 Раздела VII Положения о дополнительных выплатах.

Согласно пункту 7.1 Раздела VII указанного Положения ежемесячное денежное поощрение выплачивается каждому муниципальному служащему ежемесячно в размере до трех должностных окладов.

В соответствии с оспариваемыми административным истцом подпунктами 1, 3, 7, 10 пункта 7.4 Раздела VII Положения о дополнительных выплатах определенный в пункте 7.1 размер ежемесячного денежного поощрения может быть снижен за:

неисполнение или ненадлежащее исполнение должностных обязанностей - до 100 процентов;

нарушение сроков ответов на письма, жалобы, обращения - до 100 процентов;

несоблюдение муниципальным служащим ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнение обязанностей, установленных федеральным законодательством, законодательством Амурской области, муниципальными правовыми актами органов местного самоуправления (в случае отсутствия дисциплинарного взыскания по этим основаниям) - до 100 процентов;

применение к муниципальному служащему дисциплинарного взыскания в виде выговора - до 100 процентов.

Между тем буквальное толкование статьи 22 Федерального закона от 2 марта 2007 года N 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» позволяет сделать вывод о том, что федеральный законодатель, предоставляя органам местного самоуправления самостоятельно определять размер и условия оплаты труда муниципальных служащих, весьма ясно указывает на то, что размер должностного оклада, а также размер ежемесячных и иных дополнительных выплат и порядок их осуществления устанавливаются муниципальными правовыми актами, издаваемыми представительным органом муниципального образования в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Согласно пункту 5 части 1 статьи 2 Закона Амурской области от 30 июня 2008 г. N 74-ОЗ «Об оплате труда муниципальных служащих в Амурской области» в числе прочих муниципальному служащему устанавливается такая дополнительная выплата как ежемесячное денежное поощрение - дифференцированно (максимальный размер ограничивается тремя должностными окладами). Аналогичная норма установлена в пункте 5 части 1 статьи 3 нормативного правового акта города Тынды от 14 декабря 2017 года № 45-НПА.

Как указывалось выше, дополнительные выплаты, установленные частью 2 статьи 1 Закона Амурской области от 30 июня 2008 г. N 74-ОЗ «Об оплате труда муниципальных служащих в Амурской области», к числу которых относится ежемесячное денежное поощрение, в отличие от установленных статьей 23 Закона Амурской области от 31 августа 2007 г. N 364-ОЗ «О муниципальной службе в Амурской области» видов поощрений, являются составной частью денежного содержания муниципального служащего. Таким образом, ежемесячное денежное поощрение относится к гарантированным выплатам муниципальному служащему за исполнение обязанностей по замещаемой им должности муниципальной службы, которое в соответствии с нормами Закона Амурской области от 30 июня 2008 г. N 74-ОЗ «Об оплате труда муниципальных служащих в Амурской области» устанавливается муниципальным служащим дифференцированно. Возможности лишения муниципальных служащих данной обязательной выплаты, входящей в состав денежного содержания муниципальных служащих, областным законодательством не предусмотрено.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что обжалуемые административным истцом подпункты 1, 3, 7, 10 пункта 7.4 Раздела VII Положения о дополнительных выплатах, предусматривающие возможность снижения муниципальному служащему ежемесячного денежного поощрения до 100 процентов, не соответствуют требованиям пункта 5 части 1 статьи 2 Закона Амурской области от 30 июня 2008 г. N 74-ОЗ «Об оплате труда муниципальных служащих в Амурской области» и нарушают закрепленное пунктом 2 части 1 статьи 23 Федерального закона от 2 марта 2007 г. N 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» право муниципальных служащих, в том числе административного истца, на своевременное и в полном объеме получение денежного содержания.

В силу пункта 1 части 2 статьи 215 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.

В пункте 38 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 г. N 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами» разъяснено, что в том случае, если нормативный правовой акт до принятия решения суда применялся и на основании этого акта были реализованы права граждан и организаций, суд может признать его не действующим полностью или в части со дня вступления решения в законную силу.

Поскольку оспариваемый нормативный правовой акт в оспариваемой части до вынесения решения суда применялся и на основании этого акта были реализованы права граждан и организаций, суд приходит к выводу, что пункт 6.7 Раздела VI, подпункты 1, 3, 7, 10 пункта 7.4 Раздела VII Положения о дополнительных выплатах муниципальным служащим города Тынды, являющегося приложением № 3 к нормативному правовому акту города Тынды от 14 декабря 2017 г. № 45-НПА «Об установлении размеров и условий оплаты труда муниципальных служащих, выборных должностных лиц местного самоуправления, депутатов, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе», принятому решением Тындинской городской Думы от 14 декабря 2017 г. № 671-Р-ТГД-VI, подлежат признанию не действующими со дня вступления решения суда в законную силу.

Исходя из части 4 статьи 215 КАС РФ в резолютивной части решения суда следует указать на необходимость опубликования сообщения о принятии настоящего решения в официальном периодическом печатном издании города Тынды газете «Авангард», согласно части 2 статьи 103 Устава города Тынды являющемся источником опубликования муниципальных правовых актов города Тынды.

Руководствуясь ст. ст. 175 - 180, 215 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление ФИО1 удовлетворить частично.

Признать не действующими со дня вступления настоящего решения суда в законную силу пункт 6.7 Раздела VI, подпункты 1, 3, 7, 10 пункта 7.4 Раздела VII Положения о дополнительных выплатах муниципальным служащим города Тынды, являющегося приложением № 3 к нормативному правовому акту города Тынды от 14 декабря 2017 г. № 45-НПА «Об установлении размеров и условий оплаты труда муниципальных служащих, выборных должностных лиц местного самоуправления, депутатов, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе», принятому решением Тындинской городской Думы от 14 декабря 2017 г. № 671-Р-ТГД-VI.

В удовлетворении требований ФИО1 о признании не действующими пунктов 2.2 и 2.3 Раздела II, пункта 6.5 Раздела VI, пункта 9.4 Раздела IX Положения о дополнительных выплатах муниципальным служащим города Тынды, являющегося приложением № 3 к нормативному правовому акту города Тынды от 14 декабря 2017 г. № 45-НПА «Об установлении размеров и условий оплаты труда муниципальных служащих, выборных должностных лиц местного самоуправления, депутатов, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе», принятому решением Тындинской городской Думы от 14 декабря 2017 г. № 671-Р-ТГД-VI, - отказать.

Сообщение о настоящем решении суда в течение одного месяца со дня его вступления в законную силу подлежит опубликованию в официальном периодическом печатном издании города Тынды газете «Авангард».

Настоящее решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пятый апелляционный суд общей юрисдикции (630005, <...>) через суд первой инстанции, то есть через Амурский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий Н.О. Хробуст

Решение в окончательной форме принято 31 марта 2021 г.

Председательствующий судья Н.О. Хробуст

УИД 28OS0000-01-2021-000009-59

Дело №3а-27/2021