ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-27/2022 от 04.03.2022 Тульского областного суда (Тульская область)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

4 марта 2022 года город Тула

Тульский областной суд в составе:

председательствующего Мельничук О.В.,

с участием прокурора Тульской областной прокуратуры Чебоксаровой О.В.,

при секретаре Глебове А.П.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3а-27/2022 (3а-428/2021) по административному исковому заявлению индивидуального предпринимателя ФИО1 к Тульской городской Думе о признании недействующим Положения «О реализации требований схемы размещения нестационарных торговых объектов и требований Правил благоустройства территории муниципального образования город Тула к некапитальным нестационарным сооружениям», утверждённого решением Тульской городской Думы от 24.12.2014 №6/147,

у с т а н о в и л:

решением Тульской городской Думы от 24.12.2014 №6/147 утверждено Положение «О реализации требований схемы размещения нестационарных торговых объектов и требований Правил благоустройства территории муниципального образования город Тула к некапитальным нестационарным сооружениям».

Текст оспариваемого положения официально опубликован в печатном средстве массовой информации «Городская газета «Тула» №52 (1368) от 30.12.2014 и в издании «Официальный сайт муниципального образования город Тула» http://www.npacity.tula.ru.

В настоящее время указанный нормативный правовой акт действует с изменениями, внесенными решениями Тульской городской Думы от 22.04.2015 № 11/260, от 30.09.2015 № 16/434, от 21.12.2016 № 32/817, от 19.07.2017 № 40/1013, от 24.07.2019 № 71/1653, от 25.12.2019 № 6/94, от 23.09.2020 № 14/290.

Индивидуальный предприниматель ФИО1 обратился в Тульский областной суд с административным исковым заявлением, в котором просит признать недействующим Положение «О реализации требований схемы размещения нестационарных торговых объектов и требований Правил благоустройства территории муниципального образования город Тула к некапитальным нестационарным сооружениям», утверждённое решением Тульской городской Думы от 24.12.2014 №6/147, указав в обоснование заявленных требований, что ему на праве собственности принадлежат нестационарные торговые объекты (два киоска), в которых он осуществляет торговую деятельность. На указанных киосках, расположенных на территории г. Тула, им были обнаружены извещения управления административно-технического надзора администрации города Тулы, которыми ему предписано предоставить в определённый срок разрешительную документацию или осуществить демонтаж данных киосков, в противном случае будет осуществлено перемещение нестационарного торгового объекта в место ответственного хранения в соответствии с указанным положением и последующим истребованием с заявителя возмещения понесенных в связи с его перемещением расходов. Оспариваемый нормативный правовой акт, по мнению административного истца, противоречит ч.3 ст.35, ч.3 ст.55 Конституции РФ, ст.1, ч.2 ст.209, ч.2 ст.235 Гражданского кодекса РФ, абз.2 ч.3 ст.53 Устава муниципального образования город Тула, главе 2 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», ч.1 ст.3, ч.2 ст.6 Федерального закона от 28 декабря 2009 года № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации», ст.ст.16, 45.1 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст.15 Федерального закона от 26 июля 2016 года №135-ФЗ «О защите конкуренции».

Административный истец полагает, что указанное положение нарушает его права и законные интересы на использование объектов, исключает возможность осуществления предпринимательской деятельности.

Определением Тульского областного суда от 19 ноября 2021 года к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено Управление экономического развития администрации г.Тулы.

Административный истец - индивидуальный предприниматель ФИО1 в судебное заседание не явился, о времени и месте его проведения извещен надлежащим образом.

В судебном заседании представитель административного истца индивидуального предпринимателя ФИО1 по доверенности ФИО2 заявленные исковые требования поддержала, просила удовлетворить.

Представитель административного ответчика Тульской городской Думы по доверенности ФИО3 в судебном заседании возражала против удовлетворения административного иска, полагая, что оспариваемый нормативный правовой акт принят Тульской областной Думой с соблюдением установленной процедуры, в пределах ее компетенции и предоставленных субъекту Российской Федерации полномочий, федеральному законодательству не противоречат и права административного истца не нарушают, в связи с чем в удовлетворении заявленных требований просила отказать.

Представитель заинтересованного лица Управления по административно-техническому надзору администрации г.Тулы по доверенности ФИО4 с заявленными индивидуальным предпринимателем ФИО1 требованиями также не согласился, просил в удовлетворении административного искового заявления отказать.

Заинтересованные лица – администрация муниципального образования г.Тулы и Управление экономического развития администрации г.Тулы представителей в судебное заседание не направили, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

Суд, руководствуясь ч. 5 ст. 213 КАС РФ, счел возможным рассмотреть дело при имеющейся явке.

Выслушав объяснения представителя административного ответчика Тульской городской Думы по доверенности ФИО3, представителя заинтересованного лица Управления по административно-техническому надзору администрации г.Тулы по доверенности ФИО4, исследовав письменные доказательства по делу, заслушав заключение прокурора Чебоксаровой О.В., полагавшего иск не подлежащим удовлетворению, суд приходит к следующему.

Одной из задач административного судопроизводства является защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений (пункт 2 статьи 3 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

В развитие конституционной гарантии на судебную защиту прав и свобод частью 1 статьи 4 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации каждому заинтересованному лицу гарантировано право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность.

Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 5 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами» с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что оспариваемым актом нарушены, нарушаются или могут быть нарушены их права, свободы и законные интересы, в том числе лица, в отношении которых применен этот акт, а также иные лица, чьи права, свободы, законные интересы затрагиваются данным актом (пункт 3 части 1 статьи 128, часть 1 статьи 208 КАС РФ).

Самовольная установка нестационарных торговых объектов - установка (размещение) на территории муниципального образования город Тула нестационарных торговых объектов вне утвержденной администрацией муниципального образования город Тула схемы размещения нестационарных торговых объектов, а также в отсутствие договора на размещение нестационарного торгового объекта, заключенного по результатам проведения аукциона на право заключения такого договора, либо в отсутствие договора аренды земельного участка, на котором размещен нестационарный торговый объект либо в нарушение требований Правил благоустройства территории муниципального образования город Тула (п.п.2 п.1.4 оспариваемого Положения).

Как следует их материалов дела, индивидуальным предпринимателем ФИО1, осуществляющим торговую деятельность, были самовольно размещены два киоска по адресам: <адрес>. На указанных киосках, расположенных на территории г.Тула, административным истцом были обнаружены извещения управления административно-технического надзора администрации города Тулы, которыми предписано предоставить в указанный срок разрешительную документацию или осуществить демонтаж данных киосков, в противном случае будет осуществлено перемещение нестационарных торговых объектов в место ответственного хранения в соответствии с оспариваемым положением и последующим истребованием с заявителя возмещения понесенных в связи с его перемещением расходов.

В силу п.1.2 Положения «О реализации требований схемы размещения нестационарных торговых объектов и требований Правил благоустройства территории муниципального образования город Тула к некапитальным нестационарным сооружениям», утверждённого решением Тульской городской Думы от 24.12.2014 №6/147, целью настоящего Положения является недопущение самовольного размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования город Тула вне утвержденной администрацией муниципального образования город Тула схемы размещения нестационарных торговых объектов, а также в отсутствие договора на размещение нестационарного торгового объекта, заключенного по результатам проведения аукциона на право заключения такого договора, либо в отсутствие договора аренды земельного участка, на котором размещен нестационарный торговый объект либо в нарушение требований Правил благоустройства территории муниципального образования город Тула.

Таким образом, индивидуальный предприниматель ФИО1 является субъектом отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом.

Статьями 71 и 72 Конституции Российской Федерации определены предметы ведения Российской Федерации и совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации субъекты Российской Федерации обладают всей полнотой государственной власти (статья 73 Конституции Российской Федерации).

В силу подпункт «б» пункта 1 статьи 5 Федерального закона от 6 октября 1999 года №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» законодательное регулирование по предметам ведения субъекта Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в пределах полномочий субъекта Российской Федерации осуществляет законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации.

Полномочия, осуществляемые органами государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, определяются Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, договорами о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации и соглашениями о передаче осуществления части полномочий между федеральными органами исполнительной власти и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также законами субъектов Российской Федерации (пункт 2 статьи 26.1 этого же Федерального закона).

Согласно пункту 15 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления» к вопросам местного значения городского округа относятся создание условий для обеспечения жителей муниципального, городского округа услугами связи, общественного питания, торговли и бытового обслуживания.

В силу пункта 1 части 1 статьи 17 Федерального закона от 6 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, муниципальных округов, городских округов, городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов обладают полномочиями, в том числе, по принятию устава муниципального образования и внесение в него изменений и дополнений, издание муниципальных правовых актов.

Частью 3 статьи 3 Федерального закона от 28 декабря 2009 года №381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» предусмотрено, что органы местного самоуправления вправе издавать муниципальные правовые акты по вопросам, связанным с созданием условий для обеспечения жителей муниципального образования услугами торговли, в случаях и в пределах, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации.

Согласно ч.3 ст.61 Устава муниципального образования город Тула Тульская городская Дума по вопросам, отнесенным к ее компетенции федеральными законами, законами Тульской области, настоящим Уставом, принимает решения, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории муниципального образования, решение об удалении Главы муниципального образования в отставку, а также решения по вопросам организации деятельности Тульской городской Думы и по иным вопросам, отнесенным к ее компетенции федеральными законами, законами Тульской области, настоящим Уставом. Решения Тульской городской Думы, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории муниципального образования, принимаются большинством голосов от установленной численности депутатов Тульской городской Думы, если иное не установлено Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Проверяя соблюдение процедуры принятия оспариваемого нормативного правового акта, суд установил следующее.

Судом установлено, что 23.12.2014 письмом 1077-ки, представленным в материалы дела, в Тульскую городскую Думу главой администрации города был внесён проект решения «О реализации требований схемы размещения нестационарных торговых объектов».

24.12.2019 Тульской городской Думой принято решение №6/147 «О реализации требований схемы размещения нестационарных торговых объектов». Указанное решение было принято большинством голосов от установленной численности депутатов Тульской городской Думы, подписано Главой муниципального образования г.Тула в соответствии с требованиями ч.3 ст.61, ч.2 ст.65 Устава муниципального образования город Тула, что усматривается из выписки из протокола 6-го очередного заседания Тульской городской Думы 5-го созыва от 24.12.2014.

Пунктом 6 части 1 статьи 44 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» установлено, что уставом муниципального образования должны определяться виды, порядок принятия (издания), официального опубликования (обнародования) и вступления в силу муниципальных правовых актов.

Частью 2 статьи 65 Устава муниципального образования город Тула установлено, что муниципальные нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу со дня их официального опубликования, если иное не предусмотрено настоящим Уставом.

Муниципальные нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения. Исключение составляют акты или отдельные их положения, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, или сведения распространение которых ограничено федеральным законом.

Муниципальные нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, подлежат подписанию и опубликованию в течение 10 дней со дня их принятия. Официальным опубликованием муниципальных нормативных правовых актов считается первое размещение (опубликование) их полного текста на официальном сайте муниципального образования город Тула в сети «Интернет» по адресу: http://www.npacity.tula.ru.

Муниципальные нормативные правовые акты могут быть также опубликованы (обнародованы) в средствах массовой информации, по телевидению, радио, разосланы соответствующим органам местного самоуправления и другим организациям.

Текст оспариваемого положения официально опубликован в печатном средстве массовой информации «Городская газета «Тула» №52 (1368) от 30.12.2014 и в издании «Официальный сайт муниципального образования город Тула» http://www.npacity.tula.ru.

На момент разрешения настоящего административного дела по существу указанный нормативный правовой акт действует с изменениями, внесенными решениями Тульской городской Думы от 22.04.2015 № 11/260, от 30.09.2015 № 16/434, от 21.12.2016 № 32/817, от 19.07.2017 № 40/1013, от 24.07.2019 № 71/1653, от 25.12.2019 № 6/94, от 23.09.2020 № 14/290.

Изложенное свидетельствует о том, что Положение «О реализации требований схемы размещения нестационарных торговых объектов и требований Правил благоустройства территории муниципального образования город Тула к некапитальным нестационарным сооружениям», утверждённое решением Тульской городской Думы от 24.12.2014 №6/147 принято компетентным органом в пределах своей компетенции и предоставленных полномочий, с соблюдением требований, предъявляемых к форме издаваемых им нормативных правовых актов, процедуры принятия, правил введения в действие и опубликования.

Проверяя оспариваемый нормативный правовой акт на соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд приходит к следующему.

Размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках комплексно регулируется нормами Земельного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 6 октября 2003 г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федерального закона от 28 декабря 2009 г. №381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации», Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 сентября 2010 г. №772 «Об утверждении Правил включения нестационарных торговых объектов, расположенных на земельных участках, в зданиях, строениях и сооружениях, находящихся в государственной собственности, в схему размещения нестационарных торговых объектов», нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления муниципальных образований.

В силу пункта 1 статьи 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации размещение нестационарных торговых объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании схемы размещения нестационарных торговых объектов в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2009 года №381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации».

Частью 1 статьи 10 Федерального закона от 28 декабря 2009 года №381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» закреплено, что размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.

Вместе с тем, в части 3 статьи 10 Закона о торговой деятельности определено, что схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

В силу ч.12 ст.25 Устава муниципального образования город Тула размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся на территории муниципального образования город Тула (за исключением розничных рынков), осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территории муниципального образования город Тула и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.

Схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается администрацией города Тулы в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти Тульской области.

Постановлением администрации г. Тулы от 18.03.2021 №456 утверждена Схема размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования город Тула.

Согласно п.п.16,17 Положения о размещении нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования город Тула, утвержденного постановлением администрации г.Тулы от 18.03.2021 №456, установка и эксплуатация НТО на территориях и объектах, в отношении которых утверждена Схема размещения НТО, допускается исключительно в соответствии с указанной Схемой.

Нестационарные торговые объекты, включенные в Схему размещения НТО, размещаются на территории муниципального образования город Тула на основании договоров на размещение НТО, заключаемых по результатам аукционов, проводимых в соответствии с Положением об организации и проведении торгов в форме аукционов на право заключения договора на размещение нестационарного торгового объекта на территории муниципального образования город Тула, либо без проведения аукциона в порядке, установленном настоящим Положением.

Руководствуясь Федеральным законом от 28.12.2009 №381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации», Федеральным законом от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Уставом муниципального образования город Тула, Правилами благоустройства территории муниципального образования город Тула, утвержденными решением Тульской городской Думы от 30.05.2012 №46/938, Тульская городская Дума решением от 24.12.2014 №6/147 утвердила Положение «О реализации требований схемы размещения нестационарных торговых объектов».

Пунктом 1.1 Положения «О реализации требований схемы размещения нестационарных торговых объектов и требований Правил благоустройства территории муниципального образования город Тула к некапитальным нестационарным сооружениям», утверждённого решением Тульской городской Думы от 24.12.2014 №6/147, установлено, что настоящее Положение разработано в целях обеспечения исполнения полномочий органов местного самоуправления по регулированию торговой деятельности, в том числе в сфере размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования город Тула, градостроительной деятельности, организации благоустройства территории.

По мнению административного истца, оспариваемый нормативный правовой акт противоречит ч.3 ст.35, ч.3 ст.55 Конституции РФ, ст.1, ч.2 ст.209, ч.2 ст.235 Гражданского кодекса РФ, абз.2 ч.3 ст.53 Устава муниципального образования город Тула, главе 2 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», ч.1 ст.3, ч.2 ст.6 Федерального закона от 28 декабря 2009 года № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации», ст.ст.16, 45.1 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст.15 Федерального закона от 26 июля 2016 года №135-ФЗ «О защите конкуренции».

Как следует из материалов дела, сотрудниками Управления по административно-техническому надзору администрации г.Тулы был выявлен факт размещения самовольно установленных нестационарных торговых объектов (двух киосков) на территории г.Тула индивидуальным предпринимателем ФИО1, осуществляющим торговую деятельность.

Согласно имеющихся в материалах дела извещений Управления по административно-техническому надзору администрации города Тулы, административному истцу было предписано предоставить в установленный срок разрешительную документацию или осуществить добровольный демонтаж данных киосков, в противном случае будет осуществлено перемещение самовольно установленных на территории муниципального образования г.Тула нестационарных торговых объектов в место ответственного хранения в соответствии с оспариваемым положением, и последующим истребованием с заявителя возмещения понесенных в связи с его перемещением расходов.

Указанные киоски в Схему размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования город Тула не включены, разрешительная документация, требуемая Управлением, административным истцом представлена не была.

Перемещение самовольно установленных на территории муниципального образования город Тула нестационарных торговых объектов в место ответственного хранения (далее - Перемещение) - действия по снятию с места установки и эксплуатации нестационарного торгового объекта, при необходимости - разборке объекта на отдельные части и транспортировке его к месту хранения, не направленные на лишение или ограничение права собственности на него. Разборка объекта на отдельные части осуществляется в случае, если габаритные параметры транспортного средства, осуществляющего Перемещение, вместе с объектом превышают по ширине 2,55 м, по высоте 4 м от поверхности проезжей части, по длине 20 м либо габариты транспортного средства с объектом выступают за заднюю точку габарита транспортного средства более чем на 2 м (п.п.5 п.1.4 положения).

В порядке, предусмотренном настоящим положением, подлежат перемещению некапитальные нестационарные объекты, установленные на территории муниципального образования город Тула вне утвержденной администрацией муниципального образования город Тула схемы размещения нестационарных торговых объектов, а также в отсутствие договора на размещение нестационарного торгового объекта, заключенного по результатам проведения аукциона на право заключения такого договора, либо в отсутствие договора аренды земельного участка, на котором размещен нестационарный торговый объект, либо в нарушение требований Правил благоустройства территории муниципального образования город Тула, в том числе нестационарные торговые объекты, легковозводимые нестационарные торговые объекты, бахчевые развалы, елочные базары, вспомогательные приспособления для торговли (приспособления, инструменты, приборы и другие предметы, применяемые в торговой деятельности, а именно: столы, ящики, коробки, стеллажи, поддоны, прилавки, витрины, горки, торговые стойки, зонты, тележки, весы, палатки, тенты, а также предметы используемые в качестве них) (п.1.5 положения).

Вопреки доводам административного истца, нормами оспариваемого положения предусмотрено осуществление перемещения незаконно установленного нестационарного торгового объекта, которое не направлено на принудительное изъятие его у собственника, поскольку не влечет прекращение права собственности на него.

Кроме того, сами условия и порядок перемещения нестационарного торгового объекта в принудительном порядке, установленные положением, предоставляют лицу, самовольно установившему указанный объект, возможность добровольно переместить свое имущество.

Отношения, связанные с владением, пользованием и распоряжением земельными участками в части, не урегулированной Земельным кодексом Российской Федерации и принятыми в соответствии с ним нормативными актами, регулируются гражданским законодательством.

В силу пункта 1 статьи 1, пункта 1 статьи 124 Гражданского кодекса Российской Федерации, органы местного самоуправления выступают в данных отношениях на равных началах с иными участниками этих отношений - гражданами и юридическими лицами.

Защита права муниципальной собственности должна осуществляться органом местного самоуправления с соблюдением требований о пределах осуществления гражданских прав, порядка и способов их защиты (статьи 10, 12 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Нестационарные объекты по своей юридической природе признаются объектом градостроительной деятельности (пункты 1, 10.2, 36, 38 ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Пользование чужим земельным участком при отсутствии воли собственника этого участка (иного управомоченного им лица), выраженной в установленном порядке, признается самовольным занятием земель.

В отсутствие правоустанавливающих документов на относящийся к муниципальной собственности земельный участок, на котором самовольно установлен некапитальный объект, права и охраняемые законом интересы правообладателя объекта не могут признаваться нарушенными принятием уполномоченным органом власти решения о перемещении такого объекта.

В свою очередь использование земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, и земельных участков, собственность на которые не разграничена, без выраженного в установленном порядке согласия уполномоченных органов исполнительной власти может быть расценено как нарушение их прав на распоряжение соответствующими земельными участками.

Более того, в соответствии с ч. 2 ст. 8 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности.

Ссылка административного истца на Федеральный закон от 26.12.2008 № 294- ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» необоснованна, поскольку указанный закон регулирует отношения в области организации и осуществления муниципального контроля и зашиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля.

Согласно пункту 7 статьи 4 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ «О защите конкуренции» конкуренция - соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

Порядок выявления, перемещения в место ответственного хранения, хранения и возврата самовольно установленных нестационарных торговых объектов, предусмотренный положением, не противоречит нормам, предусмотренным ч.1 ст.15 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», так как отсутствие такого порядка поставит предпринимателей, самовольно разместивших нестационарные торговые объекты, в преимущественное положение перед другими хозяйствующими субъектами на территории муниципального образования, осуществляющими предпринимательскую деятельность с использованием нестационарных торговых объектов.

Учитывая изложенное, доводы административного истца на допущенные нарушения не нашли своего подтверждения в ходе рассмотрения дела, опровергаются установленными по делу обстоятельствами.

Согласно пункту 2 части 2 статьи 215 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.

Таким образом, поскольку оспариваемое индивидуальным предпринимателем ФИО1 Положение «О реализации требований схемы размещения нестационарных торговых объектов и требований Правил благоустройства территории муниципального образования город Тула к некапитальным нестационарным сооружениям», утверждённое решением Тульской городской Думы от 24.12.2014 №6/147 федеральному законодательству не противоречит, права административного истца не нарушает, правовых оснований для удовлетворения заявленных административных исковых требований о признании указанного нормативного правового акта недействующим, не имеется.

Отказывая в удовлетворении требований административного истца, на основании статьи 111 КАС РФ, суд оставляет понесенные индивидуальным предпринимателем ФИО1 по делу судебные расходы в виде уплаты государственной пошлины за счет административного истца.

Руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд

решил:

в удовлетворении административных исковых требований индивидуального предпринимателя ФИО1 к Тульской городской Думе о признании недействующим Положения «О реализации требований схемы размещения нестационарных торговых объектов и требований Правил благоустройства территории муниципального образования город Тула к некапитальным нестационарным сооружениям», утверждённого решением Тульской городской Думы от 24.12.2014 №6/147, отказать.

Сообщение о принятии настоящего решения суда подлежит опубликованию в установленном законом порядке в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции через Тульский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий