Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 21 февраля 2020 года Самарский областной суд в составе: председательствующего судьи Панковой М.А., при секретаре Зайцеве С.В., с участием прокурора Валюткиной С.Ш., представителя административного истца ФИО1, представителя административного ответчика Собрания представителей Волжского района Самарской области и заинтересованного лица Администрации муниципального района Волжский Самарской области ФИО2, представителя заинтересованного лица Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области ФИО3, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3а-450/2020 по административному иску ФИО4 к Собранию представителей Волжского района Самарской области о признании недействующим в части решения Собрания представителей Волжского района Самарской области от 20.11.2014 года № 314/47 «Об утверждении коэффициентов для определения размера арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, находящихся на территории муниципального района Волжский Самарской области», У С Т А Н О В И Л : Решением Собрания представителей Волжского района Самарской области от 20.11.2014 года № 314/47 «Об утверждении коэффициентов для определения размера арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, находящихся на территории муниципального района Волжский Самарской области», утвержден процент от кадастровой стоимости земельных участков, применяемые при определении размера арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, находящихся на территории муниципального района Волжский Самарской области и дополнительные виды строительства, не поименованные в таблицах № 1 и № 2 Методики определения размера арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, находящихся на территории Самарской области и предоставляемых для строительства, утвержденной постановлением Правительства Самарской области от 06.08.2008 года № 308 «Об утверждении Порядка определения размера арендной платы, условий и сроков ее внесения за использованием земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, находящихся на территории Самарской области», в соответствии с приложением № 2 к решению Собрания представителей Волжского района Самарской области от 20.11.2014 года № 314/47. Нормативный правовой акт официально опубликован в издании «Волжская новь», N 90(7476) от 22.11.2014 года, начало его действия с момента официального опубликования. Таблицей № 1 «Механизм определения арендной платы в отношении земельных участков, предоставляемых для иных (не поименованных в Постановлении Правительства Самарской области от 06.08.2008 года № 308 «Об утверждении Порядка определения размера арендной платы, условий и сроков ее внесения за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, находящихся на территории Самарской области») видов строительства» Приложения № 2 «Методика определения размера арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, находящихся на территории муниципального района Волжский Самарской области и предоставляемых для строительства» установлены проценты от кадастровой стоимости земельных участков, в зависимости от периода использования земельного участка. ФИО4 обратился в Самарский областной суд с административным исковым заявлением с последующим уточнением, в котором просил признать недействующим в части решение Собрания представителей Волжского района Самарской области от 20.11.2014 года № 314/47 «Об утверждении коэффициентов для определения размера арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, находящихся на территории муниципального района Волжский Самарской области», признать недействующим пункт 2 Таблицы № 1 «Механизм определения арендной платы в отношении земельных участков, предоставляемых для иных (не поименованных в Постановлении Правительства Самарской области от 06.08.2008 года № 308 «Об утверждении Порядка определения размера арендной платы, условий и сроков ее внесения за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, находящихся на территории Самарской области») видов строительства» Приложения № 2 «Методика определения размера арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, находящихся на территории муниципального района Волжский Самарской области и предоставляемых для строительства» к решению Собрания представителей Волжского района Самарской области от 20.11.2014 года № 314/47 «Об утверждении коэффициентов для определения размера арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, находящихся на территории муниципального района Волжский Самарской области» в части, устанавливающей процент от кадастровой стоимости земельных участков в зависимости от периода использования земельного участка, со дня вступления в законную силу решения суда. В обоснование заявленных требований административный истец указал, что он является арендатором земельного участка с кадастровым номером №, с видом разрешенного использования: для строительства производственной базы, общей площадью 4 370 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>. Размер арендной платы за вышеуказанный земельный участок находится в зависимости от периода использования земельного участка, что, по мнению административного истца, нарушает его права и охраняемые законом интересы, как арендатора земельного участка, не согласуется с принципами экономической обоснованности, предсказуемости расчета арендной платы, закрепленными в постановлении Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 года N 582 «Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации», а также противоречит п. 1 ст. 39.7 ЗК РФ. В судебном заседании представитель административного истца по доверенности от 02.11.2019 года № № ФИО1 уточненные административные исковые требования поддержал в полном объеме по вышеизложенным основаниям, указав, что арендные платежи административный истец производит, задолженности по арендным платежам не имеет. Представитель административного ответчика Собрания представителей Волжского района Самарской области по доверенности от 27.01.2020 года и Администрации муниципального района Волжский Самарской области по доверенности от 30.12.2019 года № № ФИО2 в судебном заседании административные исковые требования не признала, полагает, что оспариваемое в части решение Собрания принято компетентным органом в пределах полномочий с соблюдением процедуры его принятия, не противоречит федеральным законам и другим нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, факт применения оспариваемого нормативного правового акта к административному истцу не отрицала, указав, что у ФИО4 имеется задолженность по арендным платежам. Представитель заинтересованного лица Федеральной антимонопольной службы по Самарской области по доверенности от 09.01.2020 года № № ФИО3 в судебном заседании не возражала против удовлетворения административного иска. Выслушав пояснения представителей административного истца, административного ответчика, заинтересованных лиц и заключение прокурора, полагавшего, что заявленные требования подлежат удовлетворению, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему. В соответствии со ст. 20 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, областной суд рассматривает в качестве суда первой инстанции дела об оспаривании нормативных правовых актов, актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, представительных органов муниципальных образований. Согласно ч. 1 ст. 208 КАС РФ, с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы. Положения ч. 6 указанной статьи гласят, что административное исковое заявление о признании нормативного правового акта недействующим может быть подано в суд в течение всего срока действия этого нормативного правового акта. На основании части 7 статьи 213 КАС РФ, при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта, суд проверяет законность положений нормативного правового акта, которые оспариваются. В силу пунктов 1, 3 статьи 39.7, пунктов 1 статьи 65 ЗК РФ, использование земли в Российской Федерации является платным. За земли, переданные в аренду, взимается арендная плата. Порядок определения размера арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации или муниципальной собственности, устанавливается соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления. При этом размер арендной платы определяется в соответствии с основными принципами определения арендной платы, установленными Правительством Российской Федерации (статья 39.7 ЗК РФ). Размер арендной платы является существенным условием договора аренды земельного участка. Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 года № 582 утверждены Основные принципы определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и Правила определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации. Указанным постановлением Правительство РФ называет основные принципы определения арендной платы, в частности: принцип экономической обоснованности, в соответствии с которым арендная плата устанавливается в размере, соответствующем доходности земельного участка с учетом категории земель, к которой отнесен такой земельный участок, и его разрешенного использования, а также с учетом государственного регулирования тарифов на товары (работы, услуги) организаций, осуществляющих хозяйственную деятельность на таком земельном участке, и субсидий, предоставляемых организациям, осуществляющим деятельность на таком земельном участке; принцип предсказуемости расчета размера арендной платы, в соответствии с которым в нормативных правовых актах органов государственной власти и органов местного самоуправления определяются порядок расчета арендной платы и случаи, в которых возможен пересмотр размера арендной платы в одностороннем порядке по требованию арендодателя; принцип запрета необоснованных предпочтений, в соответствии с которым порядок расчета размера арендной платы за земельные участки, принадлежащие соответствующему публично-правовому образованию и отнесенные к одной категории земель, используемые или предназначенные для одних и тех же видов деятельности и предоставляемые по одним и тем же основаниям, не должен различаться; С учетом единства экономического пространства правовой системы Российской Федерации постановление от 16.07.2009 года № 582 в части установления основных принципов определения арендной платы является общеобязательным при определении арендной платы за находящуюся в публичной собственности землю для всех случаев, когда в силу закона размер платы подлежит установлению соответствующими компетентными органами. В силу положений пункта 2 статьи 3.3 Федерального закона Российской Федерации от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, - федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Из материалов дела следует, что в соответствии с постановлением Главы муниципального района Волжский Самарской области от 02.12.2010 года № 3037, ФИО4 предоставлен земельный участок (земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения), площадью 4 370,0 кв.м., в аренду сроком на 10 лет для строительства производственной базы, расположенный по адресу: <адрес>, кадастровый номер №. 15.08.2011 года между Администрацией муниципального района Волжский Самарской области (арендодатель) и ФИО4 (арендатор) был заключен договор аренды земельного участка № №, согласно которому арендатор принял во временное пользование за плату земельный участок сроком на 10 лет площадью 4 370, 00 кв.м., для строительства производственной базы, отнесенный к землям промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, землям для обеспечения космической деятельности, землям обороны, безопасности и землям иного специального назначения, расположенный по адресу: <адрес>, кадастровый номер №. Пунктом 3.1. данного договора определено, что размер арендной платы за право пользования участком составляет 154 327,77 рублей в год, согласно расчету арендной платы, являющемуся неотъемлемой частью договора (приложение № 1). Арендатор согласен с односторонним пересмотром величины арендной платы арендодателем на основании решений органов государственной власти и (или) органов местного самоуправления, связанных с установлением и изменением размера нормативной цены земли, базовых ставок, коэффициентов к ним и льгот по арендной плате, с уведомлением Арендатора (п.3.2 договора). В соответствии с сообщением Администрации муниципального района Волжский Самарской области от 05.12.2019 года № № в адрес ФИО4, расчет арендной платы по договору аренды от 15.08.2011 года № № произведен в соответствии с основными принципами определения арендной платы, утвержденными постановлением Правительства РФ от 16.07.2009 года № 582, согласно методики определения размера арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, находящихся на территории Самарской области и предоставляемых для строительства, утвержденной постановлением Правительства Самарской области от 06.08.2008 года № 308, в соответствии с постановлением Правительства Самарской области от 26.12.2012 года № 815 и решением Собрания Представителей Волжского района Самарской области от 20.11.2014 года № 314/47 «Об утверждении коэффициентов для определения размера арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, находящихся на территории муниципального района Волжский Самарской области». Представитель административного ответчика в судебном заседании подтвердила, что расчет арендной платы земельного участка, представленного в аренду административному истцу, производится в соответствии с положениями решения Собрания представителей Волжского района Самарской области от 20.11.2014 года № 314/47. Факт наличия, либо отсутствия задолженности по арендным платежам у административного истца не имеет правого значения при рассмотрении заявленных требований об оспаривании нормативного правового акта. В соответствии с ч.3 ст.39.7 Земельного кодекса Российской Федерации, порядок определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности субъекта Российской Федерации, и земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, предоставленные в аренду без торгов, устанавливается органом государственной власти субъекта Российской Федерации. Постановлением Правительства Самарской области от 06.08.2008 года № 308, в соответствии пунктом 3 статьи 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации, утвержден Порядок определения размера арендной платы, условий и сроков ее внесения за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, находящихся на территории Самарской области, и предоставленные в аренду без торгов, который согласно п. 1 устанавливает общие правила определения размера арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, находящихся на территории Самарской области и предоставленных в аренду без торгов. В соответствии с п. 4 вышеуказанного Порядка, определение размера арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, находящихся на территории Самарской области, для строительства осуществляется в соответствии с методикой, содержащейся в приложении N 2 к настоящему Порядку, за исключением арендной платы за использование земельных участков, предоставляемых по результатам торгов. На основании п. 1 Методики определения размера арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, находящихся на территории Самарской области и предоставляемых для строительства, размер арендной платы за использование земельного участка определяется на основании кадастровой стоимости земельного участка и рассчитывается в процентах в соответствии с таблицами 1 и 2 настоящей Методики и абзацем четвертым настоящего пункта в отношении земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, находящихся на территории Самарской области и предоставленных для строительства. Процент от кадастровой стоимости земельных участков в отношении видов строительства, указанных в таблицах 1 и 2 настоящей Методики, а также проценты и дополнительные виды строительства, не указанные в таблицах 1 и 2 настоящей Методики, для случаев предоставления земельных участков в аренду в соответствии с настоящим пунктом утверждаются нормативным правовым актом органа местного самоуправления городского округа, городского округа с внутригородским делением или муниципального района Самарской области, уполномоченного в соответствии с уставом соответствующего муниципального образования. В случае определения органами местного самоуправления городского округа, городского округа с внутригородским делением или муниципального района Самарской области иного, чем это предусмотрено таблицами 1 и 2 настоящей Методики, процента от кадастровой стоимости земельного участка при расчете арендной платы за использование земельного участка применяются проценты, установленные муниципальным нормативным правовым актом, действовавшим в расчетный период. 20.11.2014 года Собранием представителей Волжского района Самарской области принято решение № 314/47«Об утверждении коэффициентов для определения размера арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, находящихся на территории муниципального района Волжский Самарской области». Нормативный правовой акт официально опубликован в издании «Волжская новь», N 90(7476) от 22.11.2014 года, начало его действия с момента официального опубликования. Пунктом 2 Таблицы № 1 «Механизм определения арендной платы в отношении земельных участков, предоставляемых для иных (не поименованных в Постановлении Правительства Самарской области от 06.08.2008 года № 308 «Об утверждении Порядка определения размера арендной платы, условий и сроков ее внесения за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, находящихся на территории Самарской области») видов строительства» Приложения № 2 «Методика определения размера арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, находящихся на территории муниципального района Волжский Самарской области и предоставляемых для строительства» к решению Собрания представителей Волжского района Самарской области от 20.11.2014 года № 314/47 «Об утверждении коэффициентов для определения размера арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, находящихся на территории муниципального района Волжский Самарской области» установлены проценты от кадастровой стоимости земельных участков, в зависимости от периода использования земельного участка: для строительства производственных баз установлен процент от кадастровой стоимости земельных участков в зависимости от периода использования земельного участка: первые два года – 3,9, третий год – 6,1, четвертый год и последующие годы – 12,2. Решение Собрания представителей Волжского района Самарской области от 20.11.2014 года № 314/47 принято уполномоченным органом, в установленной форме, вступило в силу со дня его официального опубликования. Указанное решение является нормативным правовым актом, поскольку содержит нормы и правила, которые обязан выполнять неопределенный круг лиц, и рассчитанных на неоднократное применение во времени. Данный нормативный правовой акт не оспаривается по мотивам отсутствия полномочий на его принятие, а также по порядку его опубликования. В соответствии с ч. 4 ст. 7 Федерального закона Российской Федерации «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации. Проверяя доводы административного истца о противоречии решения Собрания представителей Волжского района Самарской области от 20.11.2014 года № 314/47 в оспариваемой им части, нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд находит, что данные доводы нашли свое подтверждение в ходе судебного заседания. В соответствии с ч. 2 ст. 22 Земельного кодекса Российской Федерации, земельные участки, за исключением указанных в пункте 4 статьи 27 настоящего Кодекса, могут быть предоставлены в аренду в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Кодексом. Согласно ст. 606 Гражданского кодекса Российской Федерации, по договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование. В силу ч. 1 ст. 614 Гражданского кодекса Российской Федерации, арендатор обязан своевременно вносить плату за пользование имуществом (арендную плату). Порядок, условия и сроки внесения арендной платы определяются договором аренды. В случае, когда договором они не определены, считается, что установлены порядок, условия и сроки, обычно применяемые при аренде аналогичного имущества при сравнимых обстоятельствах. Согласно абз. 2 п.1 ст. 424 Гражданского кодекса Российской Федерации, в предусмотренных законом случаях плата по договору аренды (тарифы, расценки, ставки и т.п.) может устанавливаться или регулироваться уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления, размер арендной платы за земли, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, относится к категории регулируемых цен. Конституционным Судом Российской Федерации в определении от 11.05.2004 года № 209-О выражена правовая позиция в отношении земельного налога, имеющего схожую правовую природу с арендной платой в силу положений статьи 65 Земельного кодекса РФ, где указано, что плата за землю определяется не произвольно, а на основе анализа и оценки экономических, природных и иных факторов, влияющих в том числе на уровень доходности земельного участка. Судебные органы, не вмешиваясь в сферу нормотворческих полномочий, должны выявлять, проводились ли при принятии нормативного правового акта анализ и оценка экономических факторов, влияющих на уровень доходности земельных участков (осуществлялось ли экономическое обоснование дифференциации ставки платы за землю на основе многофакторного анализа оценочных характеристик земельных участков). Критериями при определении доходности земельного участка являются категория земель и его вид разрешенного использования. Кроме того, при принятии нормативного правового акта об установлении арендной платы за землю, помимо оценки категории земель и вид разрешенного использования земельных участков, должны проводиться анализ и оценка экономических факторов, влияющих на уровень доходности. Ставки арендной платы, коэффициенты и их значения должны устанавливаться в целях определения экономически обоснованной платы за аренду земельных участков, соответствующей определенному уровню коммерческой привлекательности, потребительскому спросу на землю, развитию инфраструктуры, и призваны обеспечить максимальное поступление в бюджет арендных платежей при одновременном соблюдении экономически справедливого баланса интересов арендодателя и арендаторов земельных участков. Таким образом, при принятии нормативного правового акта помимо оценки местоположения и градостроительной ценности тех или иных участков земли должны проводиться анализ и оценка экономических факторов, влияющих на уровень их доходности. Пунктом 2 Таблицы № 1 Приложения № 2 к оспариваемому решению предусмотрено, что при расчете размера арендной платы в отношении земельных участков, предоставленных для строительства производственных баз, проценты от кадастровой стоимости земельных участков, устанавливаются в зависимости от периода использования земельного участка (с повышением величины процента в каждом из последующих периодов). При этом административным ответчиком не представлено суду доказательств того, что Собранием представителей муниципального района Волжский Самарской области проводились какие-либо расчеты в целях обоснованности введения дифференциации (увеличения) размера процента от кадастровой стоимости для расчета арендной платы в зависимости от периода использования земельного участка. Собрание представителей Волжского района Самарской области в ответ на запрос заместителю руководителя управления федеральной антимонопольной службы по Самарской области сообщило, что при принятии решения от 20.11.2014 года № 314/47 мероприятий, связанных с анализом и оценкой экономических факторов, влияющих на уровень доходности земельных участков, не проводилось. Экономическое обоснование дифференциации процентов от кадастровой стоимости земельных участков в зависимости от периода использования земельного участка не осуществлялось. В судебном заседании представителем административного ответчика не были представлены документы в качестве доказательств экономической обоснованности применения процента от кадастровой стоимости земельных участков в зависимости от периода использования земельного участка при определении размера арендной платы. С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что установление процента от кадастровой стоимости земельных участков с повышением величины процента в зависимости от периода нахождения земельного участка в пользовании, в отсутствие экономического анализа и оценки факторов, влияющих на уровень его доходности, не отвечает принципу экономической обоснованности, который означает, что арендная плата устанавливается в размере, соответствующем доходности земельного участка, с учетом категории земель, к которой отнесен такой земельный участок, виду его разрешенного использования, а также с учетом государственного регулирования тарифов на товары (работы, услуги) организаций, осуществляющих хозяйственную деятельность на таком земельном участке, и субсидий, предоставляемых организациям, осуществляющим деятельность на таком земельном участке. Каких-либо повышенных платежей в случае превышения сроков строительства за земельные участки, предоставленные под строительство объектов капитального строительства, не относящееся к жилищному строительству, федеральное законодательство не содержит. Само по себе нарушение сроков строительства объектов недвижимости, не связанного с жилищным, не может рассматриваться как основание для многократного повышения размера арендной платы за земельный участок, предоставленный под такое строительство, без учета принципа экономического обоснования, в противном случае такое повышение следует рассматривать как санкцию в случае нарушения сроков строительства, меру ответственности за несвоевременное освоение земельного участка, что не предусмотрено земельным законодательством. Согласно статье 15 Федерального закона Российской Федерации «О защите конкуренции», органам местного самоуправления запрещается принимать акты, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), а также устанавливать запреты или вводить ограничения в отношении осуществления отдельных видов деятельности или производства определенных видов товаров), в частности запрещается создание дискриминационных условий. В соответствии с пунктом 7 статьи 4 Федерального закона Российской Федерации от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции», под конкуренцией понимается соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке. Согласно пункту 8 ст. 4 Федерального закона Российской Федерации «О защите конкуренции», дискриминационные условия – условия доступа на товарный рынок, условия производства, обмена, потребления, приобретения, продажи, иной передачи товара, при которых хозяйствующий субъект или несколько хозяйствующих субъектов поставлены в неравное положение по сравнению с другим хозяйствующим субъектом или другими хозяйствующими субъектами. Признаками ограничения конкуренции, предусмотренными пунктом 17 статьи 4 Закона «О защите конкуренции», являются: сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке, рост или снижение цены товара, не связанные с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке, отказ хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке, определение общих условий обращения товара на товарном рынке соглашением между хозяйствующими субъектами или в соответствии с обязательными для исполнения ими указаниями иного лица либо в результате согласования хозяйствующими субъектами, не входящими в одну группу лиц, своих действий на товарном рынке, иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке, а также установление органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, участвующими в предоставлении государственных или муниципальных услуг, при участии в предоставлении таких услуг требований к товарам или к хозяйствующим субъектам, не предусмотренных законодательством Российской Федерации. Утвержденные оспариваемым в части решением проценты от кадастровой стоимости земельных участков, поставлены в зависимость от периода использования земельного участка с повышением величины процента в каждом из последующих периодов в рамках одного вида использования. Суд полагает, что данное обстоятельство ставит в неравное экономическое положение арендаторов одного вида использования земельного участка в зависимости от периода использования (первые два года, третий год, четвертый и последующие годы), что противоречит принципу запрета необоснованных предпочтений. Нарушение принципа запрета необоснованных предпочтений может привести к созданию дискриминационных условий в сфере арендных отношений. Следовательно, установление повышенных и пониженных процентов от кадастровой стоимости земельных участков для одного и того же вида использования земельного участка свидетельствует о создании дискриминационных условий для хозяйствующих субъектов. Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о том, установление Собранием представителей Волжского района Самарской области процента от кадастровой стоимости земельных участков, применяемого при расчете арендной платы, в зависимости от периода использования земельного участка, предоставленного для строительства производственных баз, без соблюдения принципов экономической обоснованности, запрета необоснованных предпочтений и предсказуемости расчета размера арендной платы, свидетельствует о противоречии положениям постановления Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 года № 582, ч. 1 ст. 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации и п.8 ч. 1 ст. 15 Федерального закона Российской Федерации от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции», имеющим большую юридическую силу, поэтому в соответствии со 215 КАС РФ, имеются основания для признания в этой части нормативного правового акта недействующим. Рассматривая вопрос о дате, с которой положения оспариваемого в части нормативного правового акта признаются недействующими, суд приходит к следующему. В силу ч. 2 ст. 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд удовлетворяет заявленные требования, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты. В соответствии с п.38 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25.12.2018 года № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами», если нормативный правой акт до принятия решения суда применялся и на основании этого акта были реализованы права граждан и организаций, суд может признать его не действующим полностью или в части со дня вступления решения в законную силу. Оспариваемый нормативный правовой акт применялся длительное время, в соответствии с его положениями были реализованы права иных субъектов предпринимательской деятельности, организаций, физических лиц, а не только административного истца. Данные обстоятельства являются основанием для признания оспариваемого положения нормативного правового акта недействующим со дня вступления решения суда в законную силу. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 208-215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд Р Е Ш И Л : Административное исковое заявление ФИО4 к Собранию представителей Волжского района Самарской области о признании недействующим в части решения Собрания представителей Волжского района Самарской области от 20.11.2014 года № 314/47 «Об утверждении коэффициентов для определения размера арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, находящихся на территории муниципального района Волжский Самарской области» удовлетворить. Признать недействующим пункт 2 в части, устанавливающей процент от кадастровой стоимости земельных участков в зависимости от периода использования земельного участка, предоставленного для строительства производственных баз, Таблицы № 1 «Механизм определения арендной платы в отношении земельных участков, предоставляемых для иных (не поименованных в постановлении Правительства Самарской области от 06.08.2008 года № 308 «Об утверждении Порядка определения размера арендной платы, условий и сроков ее внесения за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, находящихся на территории Самарской области») видов строительства» Приложения № 2 «Методика определения размера арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, находящихся на территории муниципального района Волжский Самарской области и предоставляемых для строительства» к решению Собрания представителей Волжского района Самарской области от 20.11.2014 года № 314/47 «Об утверждении коэффициентов для определения размера арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, находящихся на территории муниципального района Волжский Самарской области», со дня вступления в законную силу решения суда. Решение суда или сообщение о принятом решение подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании. Решение может быть обжаловано в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции в течение одного месяца со дня его изготовления в окончательной форме. Мотивированное решение изготовлено 06 марта 2020 года. Председательствующий: М.А.Панкова |