ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-280/2023 от 04.09.2023 Верховного Суда Республики Бурятия (Республика Бурятия)

УИД: 04OS0000-01-2023-000307-88

3а-280/2023

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

4 сентября 2023 года г. Улан-Удэ

Верховный Суд Республики Бурятия в составе председательствующего судьи Казанцевой Т.Б., при секретаре Тубчинове Т.Б., с участием прокурора Бадмацыреновой Ю.С., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Избирательной комиссии Республики Бурятия к Дутову Антону Сергеевичу об отмене регистрации кандидата в депутаты Народного Хурала Республики Бурятия седьмого созыва по единому избирательному округу,

У С Т А Н О В И Л:

Постановлением Народного Хурала Республики Бурятия № 2680-VI от 8 июня 2023г. назначены выборы депутатов Народного Хурала Республики Бурятия седьмого созыва на 10 сентября 2023г.

29 июля 2023г. Избирательной комиссией Республики Бурятия принято постановление №80/884-7 «О регистрации списка кандидатов в депутаты Народного Хурала Республики Бурятия седьмого созыва, выдвинутого Бурятским региональным отделением Политической партии ЛДПР - Либерально-демократической партии России по единому избирательному округу». В территориальной группе №3 под №2 состоит Дутов А.С.

Избирательная комиссия Республики Бурятия обратилась в суд с административным иском к Дутову А.С. об отмене регистрации кандидата в депутаты Народного Хурала Республики Бурятия седьмого созыва по единому избирательному округу.

В обоснование заявленных требований Избирательная комиссия Республики Бурятия указала, что 21 июля 2023г. в Избирательную комиссию Республики Бурятия поступили документы, необходимые для регистрации списка кандидатов в депутаты Народного Хурала Республики Бурятия седьмого созыва, выдвинутого Бурятским региональным отделением Политической партии ЛДПР - Либерально-демократической партии России по единому избирательному округу, в составе которых также было представлено письменное уведомление кандидата Дутова А.С. о том, что он не имеет счетов (вкладов), не хранит наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, не владеет и (или) не пользуется иностранными финансовыми инструментами, датированное и подписанное кандидатом 20 июля 2023г.

Административный истец указал, что кандидатом Дутовым А.С. нарушены требования п. 3.3 ст. 33 Федерального закона от 12 июня 2002г. №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», поскольку в результате проведенной проверки было установлено, что он является владельцем иностранных финансовых инструментов: <...>

На основании пункта 9 ст.76 Федерального закона №67-ФЗ истец просил отменить регистрацию Дутова А.С. по единому избирательному округу.

Представитель административного истца - Избирательной комиссии Республики Бурятия Хорганов В.О., действующий на основании доверенности, в судебном заседании поддержал исковые требования по доводам, изложенным в иске.

Административный ответчик Дутов А.С. в судебное заседание не явился, извещался о времени и месте рассмотрения дела телеграммой по указанному им в заявлении от 12 июля 2023г. месту жительства (телеграмма не доставлена, в связи с отсутствием договора на обслуживание между оператором связи и ДНТ СКИФ), электронной почтой, а также телефонограммой, в ходе которой ответчик заявил о рассмотрении дела в свое отсутствие. Возражений относительно исковых требований не направил.

Представитель заинтересованного лица - Бурятского регионального отделения Политической партии ЛДПР - Либерально-демократической партии России Симановская А.А., действующая на основании доверенности, в судебном заседании вопрос о разрешении заявленных требований оставила на усмотрение суда.

Участвующий в деле прокурор Бадмацыренова Ю.С., давая заключение по делу, указала об обоснованности исковых требований.

Суд, выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы административного дела, заключение прокурора, приходит к выводу, что исковые требования являются обоснованными и подлежат удовлетворению.

Конституция Российской Федерации гарантирует гражданам Российской Федерации право избирать и быть избранными в органы государственной власти (часть 2 статьи 32).

Основные гарантии реализации гражданами Российской Федерации конституционного права на участие в выборах определены Федеральным законом от 12.06.2002г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», имеющим прямое действие и подлежащим применению на всей территории Российской Федерации (пункты 1 и 2 статьи 1) (далее - Федеральный закон № 67-ФЗ).

В соответствии с п.9 ст.76 Федерального закона № 67-ФЗ регистрация кандидата, включенного в зарегистрированный список кандидатов, может быть отменена судом по заявлению избирательной комиссии, зарегистрировавшей список кандидатов, кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, в случае установления факта открытия или наличия у зарегистрированного кандидата счетов (вкладов), хранения наличных денежных средств и ценностей в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владения и (или) пользования иностранными финансовыми инструментами.

Аналогичные положения закреплены в пункте 9 ст.68 Закона Республики Бурятия от 6 января 2004г. №603-III «О выборах депутатов Народного Хурала Республики Бурятия».

Согласно п.1 ст.38 Федерального закона №76-ФЗ при проведении выборов в органы государственной власти субъектов Российской Федерации регистрация кандидата осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии документов, указанных в п.п. 2, 2.2, 3 и 3.1 ст. 33, иных предусмотренных законом документов, представляемых в соответствующую избирательную комиссию для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата.

В соответствии с п.3.3 ст. 33 Федерального закона №67-ФЗ при проведении выборов в органы государственной власти субъектов Российской Федерации кандидат обязан к моменту представления документов, необходимых для регистрации кандидата, списка кандидатов, закрыть счета (вклады), прекратить хранение наличных денежных средств и ценностей в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, и (или) осуществить отчуждение иностранных финансовых инструментов.

В силу п.1.6 ст. 38 Федерального закона №67-ФЗ при проведении выборов в органы государственной власти субъектов Российской Федерации кандидат представляет в избирательную комиссию, осуществляющую регистрацию кандидатов, списков кандидатов, вместе с иными документами, необходимыми для регистрации кандидата, письменное уведомление о том, что он не имеет счетов (вкладов), не хранит наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, не владеет и (или) не пользуется иностранными финансовыми инструментами.

В соответствии с ч. 2 ст. 1 Федерального закона от 7 мая 2013 года № 79-ФЗ «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами» под иностранными финансовыми инструментами понимаются:

1) ценные бумаги и относящиеся к ним финансовые инструменты нерезидентов и (или) иностранных структур без образования юридического лица, которым в соответствии с международным стандартом «Ценные бумаги - Международная система идентификации ценных бумаг (международные идентификационные коды ценных бумаг (ISIN)», утвержденным международной организацией по стандартизации, присвоен международный идентификационный код ценной бумаги;

2) доли участия, паи в уставных (складочных) капиталах организаций, местом регистрации или местом нахождения которых является иностранное государство, а также в имуществе иностранных структур без образования юридического лица, не определенные в соответствии с п. 1 настоящей части в качестве ценных бумаг и отнесенных к ним финансовых инструментов;

3) договоры, являющиеся производными финансовыми инструментами и определенные ч. 29 ст. 2 Федерального закона от 22 апреля 1996г. № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг», если хотя бы одной из сторон такого договора являются нерезидент и (или) иностранная структура без образования юридического лица;

4) учрежденное в соответствии с законодательством иностранного государства доверительное управление имуществом, учредителем и (или) бенефициаром которого является лицо, указанное в ч. 1 ст. 2 настоящего Федерального закона;

5) договоры займа, если хотя бы одной из сторон такого договора являются нерезидент и (или) иностранная структура без образования юридического лица;

6) кредитные договоры, заключенные с расположенными за пределами территории Российской Федерации иностранными банками или иными иностранными кредитными организациями;

7) цифровые финансовые активы, выпущенные в информационных системах, организованных в соответствии с иностранным правом, и цифровая валюта.

Таким образом, в силу изложенных норм на день предоставления документов для регистрации кандидатом в депутаты Народного Хурала Республики Бурятия во владении и (или) пользовании кандидата должны отсутствовать иностранные финансовые инструменты, перечень которых содержится в ч. 2 ст. 1 Федерального закона №79-ФЗ.

Судом при рассмотрении дела установлено, что 12 июля 2023г. в Избирательную комиссию Республики Бурятия поступили документы, необходимые для заверения списка кандидатов в депутаты Народного Хурала Республики Бурятия седьмого созыва по единому избирательному округу от Бурятского регионального отделения Политической партии ЛДПР - Либерально-демократической партии России.

В составе данных документов были представлены сведения о размере и об источниках доходов кандидата Дутова А.С., имуществе, принадлежащем ему на праве собственности (в том числе совместной собственности), о счетах, вкладах в банках, ценных бумагах, подписанные и датированные кандидатом 12 июля 2023 года.

21 июля 2023г. в Избирательную комиссию Республики Бурятия поступили документы, необходимые для регистрации списка кандидатов в депутаты Народного Хурала Республики Бурятия седьмого созыва, выдвинутого Бурятским региональным отделением Политической партии ЛДПР - Либерально-демократической партии России по единому избирательному округу, в составе которых было представлено письменное уведомление кандидата Дутова А.С. о том, что он не имеет счетов (вкладов), не хранит наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, не владеет и (или) не пользуется иностранными финансовыми инструментами, датированное и подписанное кандидатом 20 июля 2023г.

29 июля 2023г. постановлением Избирательной комиссии Республики Бурятия №80/884-7 зарегистрирован список кандидатов в депутаты Народного Хурала Республики Бурятия седьмого созыва, выдвинутый Бурятским региональным отделением Политической партии ЛДПР - Либерально-демократической партии России по единому избирательному округу, в составе которого в территориальной группе №3 под №2 значится Дутов А.С.

Согласно п. 6 ст. 33 Федерального закона №67-ФЗ избирательная комиссия обращается, в том числе с представлением, для проверки достоверности сведений о кандидатах, представляемых в соответствии с п.п. 2, 2.1 и 3 настоящей статьи, о проверке выполнения требований, предусмотренных п. 3.3 настоящей статьи, в соответствующие органы, учреждения и организации, которые обязаны сообщить о результатах проверки сведений, представляемых в соответствии с п.п. 2 и 2.1 настоящей статьи, в течение десяти дней, а сведений, представляемых в соответствии с п. 3 настоящей статьи, и выполнения требований, предусмотренных п. 3.3 настоящей статьи, в течение двадцати дней.

В силу п. 6.1 ст. 33 Федерального №67-ФЗ проверка выполнения требований, предусмотренных п. 3.3 настоящей статьи, осуществляется по основаниям, установленным Федеральным законом «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами».

В соответствии с ч. 1 ст. 5 Федерального закона № 79-ФЗ основанием для принятия решения об осуществлении проверки соблюдения лицом, которому в соответствии с настоящим Федеральным законом запрещается открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами, данного запрета является достаточная информация о том, что указанным лицом не соблюдается данный запрет.

1 августа 2023г. по результатам проведенной с использованием Государственной автоматизированной системы Российской Федерации «Выборы» проверки представленных кандидатом сведений о размере и об источниках доходов, а также об имуществе, принадлежащем ему на праве собственности (в том числе совместной собственности), о счетах, вкладах в банках, ценных бумагах, по состоянию на 1 июня 2023г. было выявлено наличие у Дутова А.С. иностранных финансовых инструментов.

19 августа 2023г. Избирательной комиссией Республики Бурятия в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации был направлен запрос о проведении дополнительной проверки факта наличия у кандидата Дутова А.С. иностранных финансовых инструментов по состоянию на 24 июля 2023г.

29 августа 2023г. в Избирательную комиссию Республики Бурятия поступил ответ Центральной избирательной комиссии Российской Федерации №06-08/5943, из которого следует, что у кандидата Дутова А.С. по состоянию на 24 июля 2023г. имелись следующие иностранные финансовые инструменты: <...>

Таким образом, кандидат Дутов А.С., владея иностранными финансовыми инструментами с международными идентификационными кодами на день представления документов для регистрации списка кандидатов, не выполнил требования п.3.3. ст.33 Федерального Закона №67-ФЗ, в установленном данным законом порядке не уведомил о наличии у него данных финансовых инструментов, не предприняв также действий по их отчуждению.

Как следует из разъяснений, данных в п.93 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27 июня 2023г. №24 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами административных дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», если иное не предусмотрено законом, установление судом факта открытия или наличия у кандидата на дату представления документов, необходимых для его регистрации, счетов (вкладов), хранения наличных денежных средств и ценностей в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владения и (или) пользования иностранными финансовыми инструментами свидетельствует о неисполнении им предусмотренных законом обязанностей и является основанием для отказа в его регистрации, отмены решения о регистрации, отмены регистрации.

В случае, если ценные бумаги, которыми владеет кандидат (независимо от их количества), имеют международный идентификационный код ценной бумаги (ISIN), а компании (эмитенты таких бумаг) не являются российскими юридическими лицами, регистрация названного кандидата, в том числе включенного в зарегистрированный список кандидатов, выдвинутый политической партией, может быть отменена судом, за исключением случаев, установленных законом (пункты 3, 3.1, 3.3 статьи 33, подпункт «а.2» пункта 24 статьи 38, пункт 5 статьи 81 Закона об основных гарантиях избирательных прав).

Учитывая допущенные кандидатом Дутовым А.С. нарушения, являющиеся в силу требований п.9 ст.76 Федерального закона №67-ФЗ основаниями для отмены регистрации Дутова А.С. кандидатом, суд приходит к выводу, что исковые требования Избирательной комиссии Республики Бурятия к Дутову А.С. подлежат удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180, 244 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Административное исковое заявление Избирательной комиссии Республики Бурятия удовлетворить.

Отменить регистрацию кандидата в депутаты Народного Хурала Республики Бурятия седьмого созыва Дутова Антона Сергеевича, зарегистрированного Постановлением Избирательной комиссии Республики Бурятия №80/884-7 от 29 июля 2023 года в списке кандидатов в депутаты Народного Хурала Республики Бурятия седьмого созыва, выдвинутого Бурятским региональным отделением Политической партии ЛДПР - Либерально-демократической партии России по единому избирательному округу.

Решение может быть обжаловано в Пятый апелляционный суд общей юрисдикции через Верховный Суд Республики Бурятия в течение 5 дней со дня принятия решения.

Председательствующий: Т.Б. Казанцева

В окончательном виде решение

изготовлено 5 сентября 2023 года.