КАЛИНИНГРАДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
Дело № 3а-281/2020
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
28 декабря 2020 года г. Калининград
Калининградский областной суд в составе:
председательствующего судьи - Струковой А.А.
с участием прокурора – Чернышовой К.И.
при секретаре – Корженко И.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ООО «Аграрная инвестиционная компания» к Министерству экономического развития, промышленности и торговли Калининградской области об оспаривании в части Перечней объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость, на 2017, 2018, 2019, 2020 годы, утвержденных приказами от 26 июля 2017 года № 86, от 26 декабря 2017 года № 161, от 27 декабря 2018 года № 198, от 26 декабря 2019 года № 204,
У С Т А Н О В И Л:
ООО «Аграрная инвестиционная компания» обратилось в суд 28 октября 2020 года с указанным административным иском, ссылаясь на то, что общество с 2012 года является собственником нежилого здания торгового центра площадью 742,9 кв.м с кадастровым номером № и земельного участка площадью 2355 кв.м с кадастровым номером №, разрешенное использование – под существующий торговый центр, расположенных на ул.Лесопарковой в п.Холмогоровка Зеленоградского района Калининградской области.
Нежилое здание торгового центра с кадастровым номером № включено в Перечни объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость, на 2017, 2018, 2019 годы, утвержденные приказами Министерства по промышленной политики, развитию предпринимательства и торговли Калининградской области от 26 июля 2017 года № 86, от 26 декабря 2017 года № 161, от 27 декабря 2018 года № 198, под пунктами соответственно 1466, 8437, 8696, а также в действующий Перечень объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год, утвержденный приказом Министерства экономического развития, промышленности и торговли Калининградской области, под пунктом 10031.
По мнению административного истца, нежилое здание с кадастровым номером № не обладает признаками, установленными статьей 378.2 НК РФ, поскольку фактически не используется, в том числе в качестве торгового центра, а земельный участок с кадастровым номером 39:05:060701:375 согласно правилам землепользования и застройки муниципального образования находится в территориальной зоне делового, общественного и коммерческого назначения, где допускается размещение не только торговых центров, но и иных объектов общественно-делового назначения.
Включением в Перечни нежилого здания торгового центра с кадастровым номером №, по утверждению ООО «Аграрная инвестиционная компания», нарушены права общества в сфере налогообложения при том, что им уплачен налог на имущество (с применением льготы по данному налогу для резидентов Особой экономической зоны в Калининградской области в размере 50%) за 2017 год – в размере 81 246 руб., за 2018 год – в размере 121 869 руб., за 2019 год – в размере 121 869 руб. и подлежит уплате за 2020 год (в том числе частично в 2021 году) – в размере 162 492 руб.
Вместе с тем, по данным бухгалтерской отчетности общества среднегодовая стоимость данного торгового объекта принята равной 0, в связи с чем исходя из среднегодовой стоимости имущества налог на имущество в отношении объекта с кадастровым номером № не подлежит уплате.
В судебном заседании представители ООО «Аграрная инвестиционная компания» - ФИО1 и ФИО2 административные исковые требования поддержали, изложив аналогичные доводы и указав, что названные Перечни на 2017, 2018, 2019 годы, хотя и утратили свою силу по истечении календарного срока, продолжают нарушать права общества, которое в случае удовлетворения иска намерено обратиться с заявлением о возврате излишне уплаченного налога в порядке, предусмотренном ст. 78 НК РФ.
Представитель Министерства экономического развития, промышленности и торговли Калининградской области - ФИО3 просила в административном иске отказать, представив письменный отзыв на административное исковое заявление (л.д. 118-120).
Выслушав объяснения представителей сторон, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора об отсутствии оснований для удовлетворения административных исковых требований, суд приходит к следующему.
Налог на имущество организаций является региональным налогом, устанавливается Налоговым кодексом Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации, с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации (статьи 14, 372 НК РФ).
В соответствии с пунктами 1, 3 статьи 375 НК РФ налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения, с учетом его остаточной стоимости, сформированной в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета, утвержденным в учетной политике организации.
Особенности определения налоговой базы по налогу на имущество организаций в отношении отдельных объектов недвижимого имущества, в качестве которой выступает их кадастровая стоимость, установлены статьей 378.2 НК РФ.
В силу подпункта 1 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении, в частности, торговых центров (комплексов).
Пунктом 2 статьи 378.2 НК РФ определено, что закон субъекта Российской Федерации, устанавливающий особенности определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества, указанных, в том числе, в подпункте 1 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ, может быть принят только после утверждения субъектом Российской Федерации в установленном порядке результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества.
После принятия такого закона переход к определению налоговой базы в отношении объектов недвижимого имущества, указанных, в частности, в подпункте 1 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ, как их среднегодовой стоимости не допускается.
Постановлением Правительства Калининградской области от 10 января 2012 года № 7 утверждены результаты определения кадастровой стоимости объектов недвижимости на территории Калининградской области по состоянию на 1 июня 2011 года.
Этим постановлением кадастровая стоимость объекта с кадастровым номером № установлена в размере 14 497 634,07 руб.
Постановление от 10 января 2012 года № 7 действовало для целей налогообложения до 1 января 2018 года.
Постановлением Правительства Калининградской области от 23 декабря 2016 года № 625 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости жилого и нежилого фондов (за исключением земельных участков)…» утверждена по состоянию на 1 января 2016 года кадастровая стоимость объектов недвижимости (за исключением земельных участков), подлежащая применению для целей налогообложения с 1 января 2018 года.
Постановлением Правительства Калининградской области от 23 декабря 2016 года кадастровая стоимость упомянутого здания установлена в размере 27 255 686,07 руб.
Законом Калининградской области от 27 ноября 2003 года № 336 «О налоге на имущество организаций» (в редакции Закона области от 27 ноября 2015 года № 480) установлено, что налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества в 2017 году и в последующие годы определяется в отношении, в частности, торговых центров (комплексов) (подпункт 1 пункта 2 статьи 1.1).
Пунктом 2 статьи 2 названного Закона области установлены налоговые ставки в отношении объектов недвижимого имущества, налоговая база по которым определяется как кадастровая стоимость имущества, в 2017 году - 1,0%, в 2018 году – 1,5%, в 2019 году – 1,5% и последующие годы – 2%.
Пунктом 7 статьи 378.2 НК РФ предусмотрено, что уполномоченный орган субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость; направляет перечень в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации; размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
Постановлением Правительства Калининградской области от 18 мая 2016 года № 254 «Об определении уполномоченного органа исполнительной власти Калининградской области по определению перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость» определение соответствующего Перечня было возложено на Министерство по промышленной политике, развитию предпринимательства и торговле Калининградской области.
Постановлением Правительства Калининградской области от 27 февраля 2019 года № 136 «Об утверждении положения о Министерстве экономического развития, промышленности и торговли Калининградской области» предусмотрено, что правопреемником Министерства по промышленной политике, развитию предпринимательства и торговле Калининградской области является Министерство экономического развития, промышленности и торговли Калининградской области (пункт 2 Положения), которое определяет на очередной налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость (пункт 96 статьи 12 Положения).
Приказом Министерства по промышленной политике, развитию предпринимательства и торговле Калининградской области от 26 декабря 2016 года № 111 утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2017 год.
Под пунктом 1469 в данный Перечень включено нежилое здание с кадастровым номером №.
Приказ от 26 декабря 2016 года № 111 размещен на официальном сайте Министерства http:/minprom.gov39.ru.
Приказом Министерства от 26 июля 2017 года № 86 ранее утвержденный Перечень фактически изложен в новой редакции с корректировкой нумерации объектов недвижимости в связи с исключением из Перечня 52 объектов, а приказ от 26 декабря 2016 года № 86 отменен.
В пункте 1466 Перечня (в редакции приказа Министерства от 26 июля 2017 года № 86) также значится объект с кадастровым номером № (л.д. 61-63).
Приказ от 26 июля 2017 года размещен 3 августа 2017 года на официальном сайте Министерства http:/minprom.gov39.ru, его действие распространено на правоотношения, возникшие с 1 января 2017 года.
Таким образом, Перечень объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость, на 2017 год, в редакции приказа от 26 июля 2017 года № 86 не является вновь сформированным, а фактически представляет собой уточненный Перечень, ранее утвержденный приказом Министерства от 26 декабря 2016 года № 111 до начала очередного налогового периода (то есть до 1 января 2017 года).
Приказом Министерства по промышленной политике, развитию предпринимательства и торговле Калининградской области от 26 декабря 2017 года № 161 утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2018 год.
Под пунктом 8437 в данный Перечень включен объект с кадастровым номером № (л.д. 64-65).
Приказ от 26 декабря 2017 года № 161 размещен на официальном сайте Министерства 28 декабря 2017 года.
Приказом Министерства по промышленной политике, развитию предпринимательства и торговле Калининградской области от 27 декабря 2018 года № 198 утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2019 год.
Под пунктом 8696 в данный Перечень включен объект с кадастровым номером № (л.д. 66-67).
Приказ от 27 декабря 2018 года № 198 размещен на официальном сайте Министерства 29 декабря 2018 года.
Приказом Министерства экономического развития, промышленности и торговли Калининградской области от 26 декабря 2019 года № 204 утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год.
Под пунктом 10031 в данный Перечень включен объект с кадастровым номером № (л.д. 68-69).
Приказ от 26 декабря 2019 года № 204 размещен на официальном сайте Министерства 27 декабря 2019 года.
Все вышеперечисленные Перечни вступили в силу с 1-го числа очередного налогового периода и обнародованы до этой даты.
Таким образом, оспариваемые в части правовые акты приняты уполномоченным органом исполнительной власти Калининградской области в пределах его компетенции, официально опубликованы, по мотиву нарушения порядка принятия не оспариваются административным истцом.
Как следует из материалов дела, включение в Перечни принадлежащего административному истцу отдельно стоящего нежилого здания торгового центра с кадастровым номером № произведено с учетом предназначения объекта и вида разрешенного использования земельного участка, на котором расположен данный объект.
На основании пункта 4 статьи 378.2 НК РФ в целях настоящей статьи торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания. При этом:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания.
Согласно свидетельствам о государственной регистрации права собственности ООО «Аграрная инвестиционная компания» от 10 мая 2012 года общество является собственником торгового центра площадью 742,9 кв.м и земельного участка площадью 2355 кв.м с кадастровым номером №, разрешенное использование – под существующий торговый центр (л.д. 14-15).
По данным технической инвентаризации нежилое здание общей площадью 742,9 по ул.Лесопарковой,1 в п.Холмогоровка Зеленоградского района имеет наименование - торговый центр, при этом помещения общей площадью 194,8 кв.м (26,2%) предназначены для использования в качестве объектов общественного питания, помещения общей площадью 153,7 кв.м (20,7%) – объектов торговли и помещения общей площадью 44,2 кв.м – объектов бытового обслуживания, а всего общая помещений для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и объектов бытового обслуживания составляет 392,7 кв.м (то есть 52,9% от общей площади здания), что объективно подтверждено представленным административным истцом техническим паспортом нежилого здания (л.д. 16-29).
Из актуальных выписок из Единого государственного реестра недвижимости видно, что нежилое отдельно стоящее здание с кадастровым номером № имеет наименование – торговый центр (л.д. 110-117), разрешенное использование земельного участка с кадастровым номером №, в границах которого расположено нежилое здание торгового центра, - под существующий торговый центр, для объектов общественно-делового назначения (л.д. 99-109).
Таким образом, отдельно стоящее здание с кадастровым номером № с учетом его наименования (торговый центр) согласно сведениям, содержащимся в Едином государственном реестре недвижимости, а также наименования помещений площадью свыше 20 процентов общей площади этого здания в соответствии со сведениями, содержащимися в документах технического учета, и с учетом вида разрешенного использования земельного участка соответствует критериям, определенным подпунктом 1 пункта 1, пунктом 4 статьи 378.2 НК РФ.
Поскольку каждый из приведенных в пункте 4 статьи 378.2 НК РФ критериев является самостоятельным основанием для признания нежилого здания торговым центром, фактическое использование данного объекта административным ответчиком в соответствии с пунктом 9 статьи 378.2 НК РФ правомерно не проверялось, а ссылки административного истца на фактическое неиспользование здания торгового центра в течение длительного периода времени не имеют существенного правового значения.
Кроме того, никаких данных о наличии объективных препятствий к фактическому использованию нежилого здания не представлено.
Более того, административный истец, являясь собственником нежилого здания и земельного участка, обладает правом, предусмотренным пунктом 2 статьи 7 Земельного кодекса РФ, частью 4 статьи 37 Градостроительного кодекса РФ, выбрать иной вид разрешенного использования объектов недвижимого имущества из допустимых градостроительным регламентом видов разрешенного использования, однако ООО «Аграрная инвестиционная компания» до настоящего времени не реализовало такое право по собственному на то усмотрению.
Так, из представленных по запросу суда Агентством по архитектуре, градостроению и перспективному развитию Калининградской области сведений следует, что в соответствии с правилами землепользования и застройки муниципального образования «Переславское сельское поселение», утвержденными решением совета депутатов Переславского сельского поселения от 21 декабря 2010 года № 20 и действующими до принятия правил землепользования и застройки муниципального образования «Зеленоградский городской округ», земельный участок с кадастровым номером № располагается в территориальной зоне делового, общественного и коммерческого назначения (2 ОДЗ 010), в отношении которой градостроительным регламентом установлены следующие виды разрешенного использования:
- основные виды разрешенного использования, включающие в себя, в частности, многофункциональные деловые и обслуживающие здания; здания делового назначения (офисы); здания и объекты представительств фирм и организаций; гостиницы; информационные туристические центры; магазины, торговые комплексы, торгово-выставочные комплексы; здания и сооружения предприятий общественного питания; объекты бытового обслуживания;
- условно-разрешенные виды использования, а именно: многофункциональные общественно-жилые здания (административные, обслуживающие и деловые объекты в комплексе с жилыми зданиями) с преобладанием общественных функций; временные объекты торговли.
Таким образом, градостроительный регламент не ограничивает собственника нежилого здания и земельного участка, отнесенных к названной территориальной зоне, в инициировании процедуры изменения их видов разрешенного использования с тем, чтобы здание не относилось к объектам, облагаемым налогом на имущество организаций исходя из кадастровой стоимости объекта.
Ссылки административного истца на Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 12 ноября 2020 года № 46-П не являются безусловным основанием для удовлетворения заявленных требований, поскольку в названном Постановлении выявлен конституционно-правовой смысл подпункта 1 пункта 4 статьи 378.2 Налогового кодекса РФ только относительно возможности определения налоговой базы по налогу на имущество организаций исходя из кадастровой стоимости здания (строения, сооружения), расположенных на арендованных земельных участках, а не на земельных участках, принадлежащих налогоплательщику на праве собственности.
Как указано выше, ООО «Аграрная инвестиционная компания» является собственником земельного участка и расположенного на нем здания торгового центра, которое является торговым центром применительно к положениям пункта 4 статьи 378.2 НК РФ не только с учетом вида разрешенного использования земельного участка, но и предназначения здания в целом и более 20% площади спорного объекта для размещения объектов торговли, общественного питания, бытового обслуживания.
Поскольку здание торгового центра с кадастровым номером № обладает признаками, установленными подпунктом 1 пункта 1, пунктом 4 статьи 378.2 НК РФ, оспариваемые в части Перечни объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость, на 2017, 2018, 2019, 2020 годы не противоречат нормативным правовым актам, обладающим большей юридической силой.
При таких обстоятельствах суд полагает административные исковые требования ООО «Аграрная инвестиционная компания» не подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении административного иска ООО «Аграрная инвестиционная компания» к Министерству экономического развития, промышленности и торговли Калининградской области об оспаривании в части Перечней объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость, на 2017, 2018, 2019, 2020 годы, утвержденных приказами от 26 июля 2017 года № 86, от 26 декабря 2017 года № 161, от 27 декабря 2018 года № 198, от 26 декабря 2019 года № 204, – отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Первый апелляционный суд общей юрисдикции через Калининградский областной суд в течение месяца со дня составления мотивированного решения.
Решение в окончательной форме изготовлено 11 января 2021 года.
Судья Калининградского
областного суда А.А. Струкова