ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-281/2023 от 08.12.2023 Ульяновского областного суда (Ульяновская область)

3а-281/2023

73OS0000-01-2023-000202-36

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ  РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

8 декабря 2023 года                                                                              г.Ульяновск

Ульяновский областной суд в составе

судьи  Трифоновой Т.П.,

при секретаре Шапошниковой М.В.,

с участием прокурора Макейкиной Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному иску общества с ограниченной ответственностью «ДСК-Плюс»  о признании недействующими:

- пункта *** Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год, утвержденных приказом Министерства строительства и архитектуры Ульяновской области № 192-пр от 27 ноября 2019 года,

- пункта *** Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2021 год, утвержденных приказом Министерства строительства и архитектуры Ульяновской области № 245-пр от 11 ноября 2020 года,

- пункта *** Перечня объектов недвижимости имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2022 год, утвержденного приказом Министерства строительства и архитектуры Ульяновской области № 214-пр от 29 ноября 2021 года,

- пункта *** Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2023 год, утвержденного приказом Министерства имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области № 264-пр от 25 ноября 2022 года,

У с т а н о в и л :

Указанными приказами определены Перечни объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество определяется как кадастровая стоимость, на 2020, 2021, 2022 и 2023  годы соответственно. Перечни являются  приложениями  к приказам.

ООО «ДСК Плюс» обратилось в Ульяновский областной суд с административным исковым заявлением к Министерству имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области (органу исполнительной власти Ульяновской области, в полномочия которого в настоящее время входит определение перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость), в котором просило признать недействующими со дня принятия:

- пункт *** Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год, утвержденных приказом Министерства строительства и архитектуры Ульяновской области № 192-пр от 27 ноября 2019 года,

- пункт *** Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2021 год, утвержденных приказом Министерства строительства и архитектуры Ульяновской области № 245-пр от 11 ноября 2020 года,

- пункт *** Перечня объектов недвижимости имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2022 год, утвержденного приказом Министерства строительства и архитектуры Ульяновской области № 214-пр от 29 ноября 2021 года,

- пункт *** Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2023 год, утвержденного приказом Министерства имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области № 264-пр от 25 ноября 2022 года.

Указанными пунктами в Перечни на 2020-2023 годы включено принадлежащее истцу на праве собственности здание с кадастровым номером ***, расположенное по адресу: ***. 

Также истец просил взыскать с ответчика госпошлину в размере 18 000 руб. 

Требования мотивировал тем, что здание не отвечает критериям, установленным ст. 378.2 НК РФ. Включение здания в Перечни нарушает его права, поскольку приводит к необходимости уплаты налога от кадастровой стоимости здания.

В судебном заседании представитель административного истца       - Романычева Л.В. заявленные требования поддержала по основаниям, изложенным в административном иске.

Остальные участники процесса в судебное заседание не явились, будучи надлежащим образом извещенными о месте  и времени рассмотрения дела.

С учетом положений ст. 150 КАС РФ суд определил рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Представитель Министерства имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области в письменном отзыве просил отказать в удовлетворении  исковых требований, указывая на то, что приказы были изданы  уполномоченным органом, с соблюдением процедуры их принятия и опубликования.

Здание было включено в перечни в соответствии с видом разрешенного использования земельного участка.

Проекты перечней на 2020-2023 год были разработаны уполномоченным органом и направлены в органы местного самоуправления в целях оказания ими содействия в формировании перечня, а также размещены на сайте уполномоченного органа, информация о разработке проекта перечня была размещена в средствах массовой информации, доведена до Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Ульяновской области, Корпорации по развитию предпринимательства Ульяновской области. Заинтересованными лицами в Министерство были направлены замечания и предложения по проекту перечня в части включения либо исключения  из него объектов недвижимого имущества.

При несогласии собственника с отнесением объекта недвижимого имущества к категории зданий, предусмотренных ст. 378.2 НК РФ, он вправе был обратиться в  уполномоченный орган с заявлением об определении вида фактического использования недвижимого имущества. Истец с подобным заявлением в Министерство не обращался, что лишает возможности выезда на осмотр.

Заслушав пояснения представителя истца, заключение прокурора, полагавшего необходимым удовлетворить заявленные исковые требования, исследовав материалы дела, обозрев инвентарное дело на объект недвижимости, суд приходит к следующему.

Производство по административным делам об оспаривании нормативных правовых актов осуществляется в соответствии с положениями главы 21 КАС РФ.

В соответствии с частью 1 статьи 208 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

Согласно пункту «и» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).

Правительство Ульяновской области является постоянно действующим исполнительным органом государственной власти Ульяновской области; свои полномочия Правительство Ульяновской области реализует, в том числе посредством издания нормативных правовых актов в форме постановлений (статьи 24, 27 Устава Ульяновской области).

Постановлением Правительства Ульяновской области от 16 ноября 2018 года № 25/557-П (ред. от 21 августа 2019 года)  утверждено Положение о Министерстве строительства и архитектуры Ульяновской области.

В соответствии с п. 1.1 указанного Положения  Министерство строительства и архитектуры Ульяновской области (далее также - Министерство) является исполнительным органом государственной власти Ульяновской области, осуществляющим на территории Ульяновской области государственное управление в сферах градостроительной деятельности, строительства, промышленности, строительных материалов и изделий, земельных отношений, а также региональный государственный контроль (надзор) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости.

Согласно подпункту «а» пункта 33 раздела 2.2 Положения Министерство не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу на имущество организаций определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества (далее - перечень).

Во исполнение вышеуказанных полномочий Министерством изданы приказы № 192-пр от 27 ноября 2019 года, № 245-пр от 11 ноября 2020 года, 214-пр от 29 ноября 2021 года, которыми утверждены Перечни объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, расположенных на территории Ульяновской области, соответственно, на 2020, 2021 и 2022 годы.

Приказ № 192-пр опубликован в газете «Ульяновская правда» № 92 (24.264) от 30 ноября 2019 года и на официальном сайте Министерства https://daig.ulregion.ru.

Приказ № 245-пр опубликован в газете «Ульяновская правда» от 17 ноября 2020 года № 85 (24.359) и на официальном сайте Министерства https://daig.ulregion.ru.

Приказ № 214-пр опубликован на официальноv интернет-портале правовой информации  http:/publication.pravo.gov.ru, дата публикации – 29 ноября 2021 года, № публикации 7301202111290005.

Согласно указу Губернатора Ульяновской области от 10 декабря 2021 года № 118 «О мерах по совершенствованию деятельности исполнительных органов государственной власти Ульяновской области» с 1 апреля 2022 года упразднено Министерство строительства и архитектуры Ульяновской области, образовано Министерство имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области (далее – Министерство), в полномочия которого входит определение Перечня объектов недвижимости, указанных в подпунктах 1 и 2 ст. 378.2 НК РФ, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, а также определение вида фактического использования зданий (сооружений, строений) и помещений в соответствии с требованиями, предусмотренным п. 9 ст. 378.2 НК РФ (п. 33-34 Положения о Министерстве имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области, утверждено Постановлением Правительства Ульяновской области от 27 января 2022 года № 1/51-П).

Во исполнение указанных полномочий Министерством имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области издан приказ № 264-пр от 25 ноября 2022 года.

Приказ опубликован на официальном интернет-портале правовой информации http:/publication.pravo.gov.ru, дата публикации – 30 ноября 2022 года, № публикации 7301202211300001.

Пунктом *** приказа № 192-пр в Перечень на 2020 год, пунктом *** приказа № 245-пр в Перечень на 2021 год, пунктом *** приказа № 214-пр в Перечень на 2022 год и пунктом *** в Перечень на 2023 год   включено принадлежащее истцу здание с кадастровым номером ***, площадью 1643,2 кв.м, расположенное по адресу: ***.

Учитывая вышеприведенные положения законодательства, суд приходит к выводу о том, что оспариваемые истцом нормативные правовые акты были приняты уполномоченными органами – Министерством строительства и архитектуры Ульяновской области, Министерством имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области, с соблюдением установленного порядка, в пределах их компетенции, установленной федеральным и региональным законодательством, и в той форме, в которой эти органы вправе принимать нормативные правовые акты, с соблюдением процедуры официального опубликования.

Определяя правомерность включения принадлежащего истцу на праве собственности здания в  перечни, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 374 НК РФ, принадлежащее организациям на праве собственности или праве хозяйственного ведения (в том числе имущество, переданное во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению), является объектом налогообложения.

Согласно пункту 1 статьи 375 налогового кодекса РФ налоговая база определяется как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

Пунктом 2 указанной статьи предусмотрено, что налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащая применению с 1 января года налогового периода, с учетом особенностей, предусмотренных статьей 378.2 настоящего Кодекса.

Согласно п.п.1 п. 1 ст. 378.2 НК РФ налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения: административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них.

В соответствии с п. 3 указанной статьи административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:

здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки);

фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).

В соответствии с п. 4 указанной статьи торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:

здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;

фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

Согласно п. 4.1 ст. 378.2 НК РФ отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам, признается одновременно как административно-деловой центр, так и торговый центр (комплекс), если такое здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

В целях настоящего пункта:

здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;

фактическим использованием здания (строения, сооружения) одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

Согласно пункту 7 указанной статьи уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу: определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость (далее в настоящей статье - перечень); направляет перечень в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации; размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Законом Ульяновской области от 2 сентября 2015 года № 99-ЗО «О налоге на имущество организаций на территории Ульяновской области» установлен и введен в действие на территории Ульяновской области налог на имущество организаций, в том числе определены особенности определения налоговой базы в отношении отдельных объектов недвижимого имущества, налоговая ставка налога в пределах, установленных главой 30 Налогового кодекса Российской Федерации, порядок и сроки уплаты налога, а также предусмотрены налоговые льготы по налогу и основания для их использования налогоплательщиками.

Пункт 1 ст. 1.1 указанного закона на момент принятия приказов № 192-ПР, 245-пр предусматривал, что налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества определяется в отношении: административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) и помещений в них при условии, что площадь указанных центров и помещений в них составляет 150 и более квадратных метров.

На момент издания приказов № 214-пр и № 264-пр пункт 1 статьи 1.1 указанного закона предусматривал, что налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества определяется в отношении административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) и помещений в них (то есть без указания площади зданий и помещений) (в ред. Закона Ульяновской области от 26 ноября 2021 № 135-ЗО).

Согласно статье 1 Закона Ульяновской области от 22 сентября 2017 года № 112-ЗО «О единой дате начала применения на территории Ульяновской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения» единой датой начала применения на территории Ульяновской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения является 1 января 2018 года.

В соответствии с пунктом 9 статьи 378.2 НК РФ вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений определяется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, устанавливаемым с учетом положений пунктов 3, 4, 5 настоящей статьи высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

Постановлением Правительства Ульяновской области от 27 марта 2018 г. № 136-П утвержден Порядок определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организация определяется как их кадастровая стоимость.

Согласно пункту 1.3 указанного Порядка определение Уполномоченным органом вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений осуществляется на основании сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, документах технического учета (инвентаризации), документах исполнительных органов государственной власти Ульяновской области, органов местного самоуправления муниципальных образования Ульяновской области  и собственников объектов недвижимости, сведений об объектах недвижимости, размещенных в форме открытых данных в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», а также сведений из иных источников информации.

По результатам сбора и анализа указанных сведений Уполномоченный орган принимает решение об определении вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, являющееся основанием для подготовки Перечня.

В случае недостаточности указанных в пункте 1.3 настоящего раздела сведений для определения вида фактического использования здания (строений, сооружений) и помещений Уполномоченный орган организует их обследование (п. 1.4).

При проведении обследования осуществляется визуальный осмотр объектов недвижимого имущества по месту их нахождения (п. 1.5).

В ходе рассмотрения дела установлено, что ООО «ДСК Плюс» является собственником 4х-этажного здания с кадастровым номером ***, площадью 1643,2 кв.м, назначение – нежилое, наименование – строение 1, расположенного по адресу: *** (л.д. 75-76 т.2).

Здание расположено на земельном участке с кадастровым номером ***, категория земель – земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – для административного здания с пристроенным производственным цехом (л.д. 49-61 т.1).

Таким образом, вид разрешенного использования земельного участка, на котором расположено здание, однозначно не предусматривает размещение на нем офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения, а также торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

С учетом этого здание могло быть включено в Перечни при условии, что оно предназначено для использования или фактически используется в целях  делового, административного или коммерческого назначения, а также для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

При этом, как было указано выше, здание признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, а также для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), либо торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

В данном случае 20% от общей площади здания составляет 328,64 кв.м.

Согласно плану недвижимого имущества с описанием на административное здание по *** (л.д. 63), классификация помещений в здании следующая: 130,01 кв.м – торговая (включены помещения с наименованием «торговый зал»), 32,09 кв.м – складская (включены помещения с наименованием «склад»), 861,73 кв.м – учрежденская (включены помещения с наименованием «кабинет», «бухгалтерия», «касса»), 70,56 кв.м – общественное питание (включены помещения с наименованием «кафе» и «кабинка»), 24,44 кв.м – биллиардная (включено помещение с наименованием «биллиардная»), 524,33 кв.м – служебная (включены помещения с наименованиями «кладовая», «коридор», «лестничная клетка», «подсобное», «туалет», «умывальная», «кладовая», «тамбур», «фойе» «комната охраны», «гардероб»).

Вместе с тем наименование помещений «кабинет» не тожественно наименованию «офис», а площадь помещений, предназначенных для размещения объектов торговли и общественного питания - 200,57 кв.м, что составляет менее 20% от общей площади всего здания.

С учетом вышеизложенного назначение, разрешенное использование и наименование 20% от общей площади помещений в указанном здании не предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), а также объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания.

Таким образом, здание могло быть включено в перечни при условии его фактического использования в целях делового, административного или коммерческого назначения либо размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания.

Вместе с тем до включения здания в перечни его фактическое использование Министерством не проверялось, осмотр здания не производился.

В целях проверки фактического использования здания судом были запрошены из налогового органа сведения о размещении в здании юридических лиц.

Согласно представленным сведениям, содержащимся в ЕГРЮЛ, (л.д. 137-138 т.1) по адресу: *** были зарегистрированы 34 организации, из которых в отношении 3х организаций принято решение о предстоящем исключении из ЕГРЮЛ недействующего лица – ***, две организации исключены из ЕГРЮЛ ввиду наличия в ЕГРЮЛ сведений о недостоверности – *** - деятельность прекращена 31 марта 2022 года, и *** - деятельность прекращена 29 июня 2022 года; в отношении одной организации возбуждено дело о несостоятельности – банкротстве – ***, в отношении одной организации открыто конкурсное производство – ***.

Судом к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены 19 организаций, являющихся (являвшихся) арендаторами помещений в здании: ООО «Винница», ООО «АРМА», ООО «Импульс ПРО», ООО РУСТРАНС» (***), ООО «ТЕЛЕ-СЕТИ», ООО «ОРИГИНАЛ», ООО «РЫБНЫЙ ДВОР», ООО «АСА», ООО «СМУ-173», ООО «СимбирскБанкрот», ООО «Спецметаллпром», ООО «ФЭС-АГРО», ООО «РУСТРАНС» (***), ООО «ГАЗМОНТАЖСЕРВИС», ООО «МУСКАТ», ООО «СМУ-3», ООО «ТЕХНОСТРОЙ», ООО «МАЖОРДОМСРОЙ», ООО «ЛАДЬЯ».

Министерством составлен акт обследования фактического использования здания от 1 ноября 2023 года, согласно которому  456,6 кв.м (что составляет 27,8% от общей площади здания) используется для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры.

Между тем, данный акт не подтверждает факта использования более 20% общей площади здания для размещения офисов. В данном акте не отражены сведения о критериях, по которым помещения, расположенные в спорном объекте недвижимости, отнесены к офисам, из акта невозможно установить, какими организациями заняты обследованные помещения, фотографии не содержат привязки к конкретным этажам и помещениям, отсутствует фиксация информационных стендов с реквизитами организаций, осуществляющих деятельность в спорном здании.  Также в акте не отражено, что часть помещений используется  самим собственником здания для размещения своих сотрудников.

Представитель Министерства в судебном заседании пояснила, что бОльшая часть кабинетов в здании пустует. В качестве офисных помещений в акт были включены помещения, осмотр которых подтверждал факт их использования (то есть кабинеты не пустовали).  При этом представитель Министерства подтвердила, что доступ в здание не является свободным, вход в здание оборудован вахтой с «вертушкой». Каких-либо объектов общественного питания в здании нет.

Судом были запрошены у административного истца договоры аренды на расположенные в здании помещения.

Из представленных договоров следует (договоры не зарегистрированы в Росреестре, заключены на 11 месяцев, ежегодно пролонгируются по факту), что по состоянию на 2020 год арендаторами  помещений в здании являлись:

- *** (л.д. 6012 т.2), основный вид деятельности – торговля оптовая лесоматериалами, строительными материалами, и санитарно-техническим оборудованием (л.д. 77 т.2). По договору аренды от 11 февраля 2019 года указанное общество арендовало офис ***, состоящий из помещений  *** (S-16,24 кв.м, по плану наименование помещения – склад), *** (S-64,80 кв.м, по плану наименование помещения – торговый зал) и *** (S-1,45 кв.м, по плану наименование помещения – тамбур) (л.д.69,70 т.1, л.д. 82-83 т.2).

Поскольку данное помещение использовалось под офис, как указано в договоре аренды, площадь  в размере 81,04 кв.м (за исключением тамбура) подлежит включению в расчет как  фактически использующаяся в целях делового, административного или коммерческого назначения.

- ООО «Винница» (л.д. 6-12 т.2), основной вид деятельности – торговля оптовая сельскохозяйственными и лесохозяйственными машинами, оборудованием и инструментами, включая тракторы (л.д. 84 т.2). На основании договора аренды от 1 декабря 2018 года общество арендует 57,93 кв.м на *** здания, из которых 2 помещения общей площадью  35,27 кв.м используются под кабинеты, помещения общей площадью 13,11 кв.м используется под склад, 9,55 кв.м – коридор (л.д. 85-86 т.2), цель аренды в договоре не указана. Из письменного отзыва ООО «Винница» на иск следует, что доступ в указанные помещения ограничен, прием посетителей не ведется, розничная торговая деятельность не ведется (л.д. 230 т.2). Таким образом, данная площадь не подлежит включению в расчет, поскольку не используется в целях делового, административного или коммерческого назначения.

- ООО «Арма» (л.д. 6-12 т.2), основной вид деятельности – торговля оптовая автомобильными деталями, узлами и принадлежностями, арендует помещение площадью 23,03 кв.м для использования под офис (л.д. 87-90 т.2), данная площадь подлежит включению в расчет как фактически используемая в целях делового, административного или коммерческого назначения.

-ООО «Импульс» (л.д. 6-12 т.2), основной вид деятельности – деятельность, связанная с использованием вычислительной техники и информационных технологий, прочая, арендует кабинет *** здания площадью 20,81 к.м для осуществления основного вида деятельности (л.д. 91-93 т.2). Данная площадь не подлежит включению в расчет, поскольку не используется в целях делового, административного или коммерческого назначения.

- ООО «Рустранс» (л.д. 6-12 т.2), основной вид деятельности – деятельность вспомогательная прочая, связанная с перевозками, арендует кабинет *** площадью 14,29 кв.м для использования под офис  (л.д. 95-97 т.2). Данная площадь подлежит включению в расчет как фактически используемая в целях делового, административного или коммерческого назначения.

- ООО «Теле-Сети» (л.д. 6-12 т.2), основой вид деятельности  - строительство жилых и нежилых зданий, арендует  кабинет № *** площадью 11,15 кв.м *** здания без указания цели аренды ( л.д. 98-101 т.2), данная площадь не подлежит включению в расчет, поскольку  не используется в целях делового, административного или коммерческого назначения.

- ООО «Оригинал», основной вид деятельности – торговля розничная автомобильными деталями, узлами и принадлежностями через информационно- коммуникационную четь Интернет, арендует два помещения с наименованием «торговый зал» площадью  35,12 кв.м, и кабинет площадью 16,31 кв.м для использования под склад, (л.д.102-105 т.2), данная площадь не подлежит включению в расчет, поскольку не используется в целях делового, административного или коммерческого назначения.

- ООО «Рыбный двор» (л.д. 6-12 т.2), основной вид деятельности - переработка и консервирование рыбы, ракообразных и моллюсков, арендует  кабинеты общей площадью 43,33 кв.м без указания цели аренды  (л.д.106—108 т.2). Из отзыва ООО «Рыбный двор» на иск следует, что арендуемая площадь используется  для размещения административного персонала по организации и обслуживанию производственной деятельности общества по переработке и консервированию рыбы, ракообразных и моллюсков.  Данная площадь не подлежит включению в расчет, поскольку не  используется в целях делового, административного или коммерческого назначения.

- ООО «АСА» (л.д. 6-12 т.2), основной вид деятельности  - торговля  оптовая прочими пищевыми продуктами, включая рыбу, ракообразных и моллюсков,  арендует кабинеты общей площадью 48,77 кв.м без указания цели аренды (л.д.110—113 т.2). Данная площадь не подлежит включению в расчет, поскольку не  используется в целях делового, административного или коммерческого назначения.

Исходя из изложенного выше, по состоянию на 2020 года в расчет, как используемая в целях делового, административного или коммерческого назначения подлежит включению площадь в размере 118,36 кв.м, что составляет менее 20% от общей площади здания. При этом суд включает в расчет площадь, в отношении которой в договоре указана цель использования – под офис.  Использование помещений другими организациями (не собственником здания) исключительно в целях размещения своих сотрудников для организации рабочего процесса не свидетельствует об использовании помещений в целях делового, административного или коммерческого назначения.

Суд также учитывает, что свободный доступ в здание посторонних лиц отсутствует, здание оборудовано вахтой с «вертушкой», на фасаде здания какие-либо вывески, подтверждающие расположение в здании других организаций, кроме ДСК, отсутствуют.

По состоянию на 2021 года кроме вышеуказанных организаций помещения в здании арендовали также следующие организации:

- ООО «Вира» (впоследствии переименовании ООО СМУ-173) (л.д. 6-12 т.2), основной вид деятельности - торговля оптовая непродовольственными потребительскими товарами (л.д. 117-118 т.2),  арендует кабинет общей площадью 10,84 кв.м без указания цели аренды. Данная площадь не подлежит включению в расчет как используемая в целях делового, административного или коммерческого назначения.

- ООО «Базовый элемент», основной вид деятельности  - торговля оптовая лесоматериалами, строительными материалами и санитарно-техническим оборудованием, арендует помещение площадью 5,92 кв.м без указания цели аренды (л.д. 120-122 т.2), не подлет включению в расчет.

- ООО «Дека», основной вид деятельности – торговля оптовая прочими строительными материалами и изделиями, арендует  кабинет площадью 10,11 кв.м без указания цели аренды (л.д. 8 т.2, л.д.  125-130 т.2), не подлежит включению в расчет.

- ООО «СимбирскБанкрот», основной вид деятельности -  деятельность в области права, арендует офис площадью 15 кв.м (л.д.9 т.2,  131-113 т.2),  данная площадь подлежит включению в расчет .

- ООО «СпецМеталлПром», основной вид деятельности – торговля оптовая скобяными изделиями , водопроводным и отопительным оборудованием, арендует   офис общей площадью 11,03 кв.м, данная площадь подлежит включению в расчет.

- ООО «ФЭС-арго», основной вид деятельности  - торговля оптовая удобрениями и агрохимическими продуктами, арендует кабинеты общей площадью 52,14 кв.м без указания цели использования  (л.д. 9 т.2,  137-140 т.2), не подлежит включению в расчет.

- ООО «Ясный», основной вид деятельности - деятельность ресторанов и услуги по доставке продуктов питания (л.д. 168 т.2), арендует помещение площадью 14,68 кв.м без указания цели аренды, не подлежит включению в расчет.

С учетом вышеизложенного, по состоянию на 2021 года для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения используется 144,39 кв.м общей площади здания, что составляет менее 20%. 

По состоянию на 2022 год арендаторами являлись те же юридические лица, что и в 2021 году, за исключением ***,  ООО «Базовый элемент»,  ООО «Дека».

Кроме того, арендаторами являлись:

- ООО «Рустранс» (л.д. 9 т.1), основной вид деятельности - деятельность автомобильного грузового транспорта (л.д. 141 т.2), арендует для использования под офис помещение площадью  20 кв.м, (л.д. 143-144 т.2), данная площадь подлежит включению в расчет.

- ООО «Газмонтажсервис» (л.д. 10 т.2), основной вид деятельности -  строительство жилых и нежилых зданий – л.д. 145 т.2), арендует помещение площадью 21,31 кв.м. без указания цели аренды, (л.д. 147-148) не подлежит включению в расчет.

-  ООО «Мускат» (л.д. 10 т.2), основной вид деятельности – исследование конъюнктуры рынка и изучение общественного мнения (л.д. 149 т.2), арендует помещение площадью 18,25 кв.м без указания цели аренды (л.д. 150-151 т.2), не подлежит включению в расчет.

-  ООО «СК Строй-Архитектура» ( л.д. 10 т.2), основной вид деятельности – строительство жилых и нежилых зданий (л.д. 152 т.2), арендует помещение площадью 46,26 кв.м без указания цели аренды, не подлежит включению в расчет.

-ООО «Строй – Архитектура +» (л.д. 10 т.2), арендует   помещение площадью 1,59 кв.м. без указания цели аренды (л.д. 157 т.2), не подлежит включению в расчет.

ООО «СМУ-3» (л.д. 11 т.2), основной вид деятельности – строительство жилых и нежилых зданий (л.д. 160 т.2),  арендует офис площадью 13,85 кв.м (л.д. 162-163), подлежит включению в расчет.

- ООО «Технострой» (л.д. 11 т.2), основной вид деятельности – строительство жилых и нежилых зданий (л.д. 164 т.2), арендует помещение площадью 14,68 кв.м (л.д. 166-167 т.2) без указания цели аренды, не подлежит включению в расчет.

Таким образом, по состоянию на 2022 год площадь, используемая в целях  делового, административного или коммерческого назначения, составляет 97,2 кв.м, что менее 20% от общей площади здания.

По состоянию на 2023 год помещения в здании арендуют те же организации, что и в 2022 году, за исключением ООО «СК Строй архитектура +», ООО «Ясный».

Кроме того арендаторами помещений в здании также являются:

- ООО «Мажордомстрой» (л.д. 11 т.2, основной вид деятельности -  строительство жилых и нежилых зданий (л.д. 173 т.2), арендует офисное помещение площадью 11 кв.м  (л.д. 174-175 т.2), подлежит включению в расчет.

ООО «Ладья» (л.д.12 т.2), основной вид деятельности – переработка и консервирование рыбы, ракообразных и моллюсков (л.д. 176 т.2), арендует кабинет площадью 32,7 кв.м, без указания цели аренды (л.д. 177-178 т.2).

Согласно отзыва на иск использует арендуемые помещения для размещения персонала, обеспечивающего производственную деятельность ООО «Ладья» по переработке и консервированию рыбы, ракообразных и моллюсков (л.д. 234-235 т.2). Не подлежит включению в расчет.

Таким образом,  по состоянию на 2023 год площадь помещений, фактически используемых в целях делового, административного или коммерческого назначения, составляет 119,35 кв.м, что менее 20% от общей площади здания. 

Таким образом, общая площадь помещений в здании, фактически используемых в разные периоды времени в целях  делового, административного или коммерческого назначения, составляет менее 20% от общей площади здания.  Доказательств обратного ответчиком суду представлено не было.

Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу о необоснованности включения принадлежащего истцу здания в Перечни на 2020, 2021, 2022 и 2023 годы, поскольку оно не отвечает критериям, установленным ст. 378.2 НК РФ.

При таких обстоятельствах требования истца подлежат удовлетворению.

Определяя момент, с которого оспариваемые нормативные правовые акты должны быть признаны недействующими в оспариваемой части, суд принимает во внимание, что административный истец является плательщиком налога на имущество за 2020 -2023 годы, и оспариваемые нормативные акты имеют ограниченный срок действия (действуют на один год), признание отдельных положений приказов с момента вступления в силу решения суда не достигнет цели восстановления нарушенных прав и законных интересов административного истца, предусмотренных статьей 3 КАС РФ.

Следовательно, оспариваемые административным истцом пункты нормативных правовых актов следует признать недействующими с момента их принятия.

На основании ст. 111 КАС РФ с ответчика в пользу истца подлежат взысканию расходы по оплате госпошлины в сумме 18 000 руб. 

Руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

административное исковое заявление общества с ограниченной ответственностью «ДСК-Плюс» удовлетворить.

Признать недействующими со дня принятия:

- пункт 7376 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год, утвержденных приказом Министерства строительства и архитектуры Ульяновской области № 192-пр от 27 ноября 2019 года,

- пункт 5352 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2021 год, утвержденных приказом Министерства строительства и архитектуры Ульяновской области № 245-пр от 11 ноября 2020 года,

- пункт 11 004 Перечня объектов недвижимости имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2022 год, утвержденного приказом Министерства строительства и архитектуры Ульяновской области № 214-пр от 29 ноября 2021 года,

- пункт 10 406 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2023 год, утвержденного приказом Министерства имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области № 264-пр от 25 ноября 2022 года.

Сообщение о принятии настоящего решения подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня его вступления в законную силу в газете «Ульяновская правда».

Взыскать с Министерства имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области в пользу общества с ограниченной ответственностью «ДСК -Плюс» расходы  по госпошлине в сумме 18 000 руб.

Решение может быть обжаловано в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции через Ульяновский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья                                                                 Трифонова Т.П.

Решение изготовлено 18 декабря 2023 года.