ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-283/19 от 21.10.2019 Ставропольского краевого суда (Ставропольский край)

Дело № 3а–283/2019

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

город Ставрополь 21 октября 2019 года

Ставропольский краевой суд в составе председательствующего судьи Задорневой Н.П., при секретаре судебного заседания Забурунновой О.А.,

с участием административного истца – ФИО1, представителя административного ответчика – министерства имущественных отношений Ставропольского края – ФИО2, прокурора отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском, арбитражном процессе прокуратуры Ставропольского края – Ледовской Н.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО1, ФИО3 к министерству имущественных отношений Ставропольского края о признании нормативных правовых актов недействующими в части,

установил :

25 декабря 2015 года министерством имущественных отношений Ставропольского края принят приказ № 1540 «Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость и признании утратившими силу отдельных приказов министерства имущественных отношений Ставропольского края», который опубликован на официальном интернет-портале Ставропольского края - www/pravo.stavregion.ru 28 декабря 2015 года (номер публикации 2299).

Пунктом 1 названного приказа утвержден перечень объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость (далее Перечень).

Пунктом 699 названного Перечня в качестве объекта недвижимого имущества, в отношении которого налоговая база определяется как его кадастровая стоимость, включено помещение с кадастровым номером …, расположенное по адресу : <...>.

26 декабря 2016 года министерством имущественных отношений Ставропольского края принят приказ № 1093 «Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость, на 2017 год», который опубликован в сетевом издании «Официальный интернет портал правовой информации Ставропольского края» - www/pravo.stavregion.ru 28 декабря 2016 года (номер публикации 4059).

Пунктом 1 названного приказа утвержден перечень объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость, на 2017 год (далее Перечень).

Пунктом 596 названного Перечня в качестве объекта недвижимого имущества, в отношении которого налоговая база определяется как его кадастровая стоимость на 2017 год, включено помещение с кадастровым номером.. , расположенное по адресу : <...>.

27 декабря 2017 года министерством имущественных отношений Ставропольского края принят приказ № 1122 «Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость, на 2018 год», который опубликован в сетевом издании «Официальный интернет портал правовой информации Ставропольского края» - www/pravo.stavregion.ru 27 декабря 2017 года (номер публикации 5672).

Пунктом 1 названного приказа утвержден перечень объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость, на 2018 год (далее Перечень).

Пунктом 2283 названного Перечня в качестве объекта недвижимого имущества, в отношении которого налоговая база определяется как его кадастровая стоимость на 2018 год, включено помещение с кадастровым номером …, расположенное по адресу : <...>

28 декабря 2018 года министерством имущественных отношений Ставропольского края принят приказ № 985 «Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость, на 2019 год», который опубликован в сетевом издании «Официальный интернет портал правовой информации Ставропольского края» - www/pravo.stavregion.ru 29 декабря 2018 года (номер публикации 7476).

Пунктом 1 названного приказа утвержден перечень объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость, на 2019 год (далее Перечень).

Пунктом 7018 названного Перечня в качестве объекта недвижимого имущества, в отношении которого налоговая база определяется как его кадастровая стоимость на 2019 год, включено помещение с кадастровым номером …, расположенное по адресу : <...>

Административные истцы ФИО1 и ФИО3, являясь участниками общей долевой собственности на нежилое помещение с кадастровым номером …, площадью 510,9 кв.м., этаж № 02, номера на поэтажном плане : 45-51, 60-71, обратились в суд с административным исковым заявлением к министерству имущественных отношений Ставропольского края, в котором просили признать не действующими со дня принятия :

- пункт 699 Перечня недвижимого имущества, в отношении которого налоговая база определяется как кадастровая стоимость, утвержденного приказом министерства имущественных отношений Ставропольского края от 25 декабря 2015 года № 1540 «Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость и признании утратившими силу отдельных приказов министерства имущественных отношений Ставропольского края»;

- пункт 596 Перечня недвижимого имущества, в отношении которого налоговая база определяется как кадастровая стоимость, утвержденного приказом министерства имущественных отношений Ставропольского края от 26 декабря 2016 года № 1093 «Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость, на 2017 год»

- пункт 2283 Перечня недвижимого имущества, в отношении которого налоговая база определяется как кадастровая стоимость, утвержденного приказом министерства имущественных отношений Ставропольского края от 27 декабря 2017 года № 1122 «Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость, на 2018 год»;

- пункт 7018 Перечня недвижимого имущества, в отношении которого налоговая база определяется как его кадастровая стоимость, утвержденного приказом министерством имущественных отношений Ставропольского края от 28 декабря 2018 года № 985 «Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость, на 2019 год».

В обоснование своих требований административные истцы указали, что данное помещение расположено на втором этаже здания, на земельном участке с кадастровым номером …. с видом разрешенного использования – «для использования здания». Указанное помещение приобретено истцами в 2012 году по результатам муниципальных торгов. С момента приобретения до настоящего времени оно фактически не используется, так как находилось в полуразрушенном состоянии, а у истцов не имелось финансовой возможности его отремонтировать.

Включенное в указанные Перечни недвижимое имущество не обладает признаками объекта налогообложения, определенными статьей 378.2 Налогового Кодекса Российской Федерации. Включение помещения в Перечни противоречит действующему налоговому законодательству и нарушает права и законные интересы административных истцов в сфере экономической деятельности, так как незаконно возлагает на них обязанность по уплате налога на данное имущество.

В судебном заседании административный истец ФИО1 заявленные в иске требования поддержала в полном объеме, настаивала на их удовлетворении.

Представитель административного ответчика – министерства имущественных отношений Ставропольского края ФИО2 требования административного иска не признала, пояснила, что включение спорного объекта недвижимого имущества в перечисленные истцами Приказы произведено в рамках компетенции министерства имущественных отношений субъекта Российской Федерации. Оспариваемые приказы не противоречат федеральным законам и другим нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

В предварительном судебном заседании 26 августа 2019 года к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены – Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю, МИФНС № 9 по Ставропольскому краю, администрация города-курорта Железноводска.

Административный истец ФИО3 в судебное заседание не явился, направил в суд заявление о рассмотрении заявленного административного иска в его отсутствие, исковые требования поддержал в полном объеме.

Представители заинтересованных лиц – Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю, межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 9 по Ставропольскому краю, администрации города-курорта Железноводска в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.

От Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю, межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 9 по Ставропольскому краю поступили ходатайства о рассмотрении данного административного дела в отсутствие представителей.

В соответствии с частью 5 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд,с учетом мнения лиц, участвующих в деле, полагает возможным рассмотреть дело в отсутствии не явившихся в судебное заседание вышеуказанных лиц, извещенных о времени и месте судебного заседания надлежащим образом.

Выслушав объяснения административного истца, представителя административного ответчика, свидетелей, исследовав письменные доказательства, проверив приказы в оспариваемой части на соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, заслушав заключение прокурора Ледовской Н.В., полагавшей административные исковые требования обоснованными, суд приходит к выводу, что заявленные исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Производство по административным делам об оспаривании нормативных правовых актов осуществляется на основании положений главы 21 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

В соответствии с частью 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта недействующим полностью либо в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

Из представленных в материалы дела доказательств следует, что МИФНС № 9 предъявлены к административным истцам требования о взыскании недоимки по налогу на имущество физических лиц за 2016 год. Из претензий, направленных в адрес истцов Управлением имущественных отношений администрации города-курорта Железноводска следует, что за истцами числится задолженность за фактическое использование земельного участка, расположенного в <...>.

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что в отношении административных истцов применены оспариваемые нормативные правовые акты, они являются субъектами правоотношений, регулируемых этими нормативными правовыми актами.

В соответствии с пунктами 2 и 3 части 8 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет, соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов; форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты; процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта; правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу; соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

Проверяя соблюдение приведенных нормативных положений при принятии оспариваемых приказов министерства имущественных отношений Ставропольского края, суд установил следующее.

25 декабря 2015 года министерством имущественных отношений Ставропольского края принят приказ № 1540 «Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость и признании утратившими силу отдельных приказов министерства имущественных отношений Ставропольского края».

26 декабря 2016 года министерством имущественных отношений Ставропольского края принят приказ № 1093 «Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость, на 2017 год».

27 декабря 2017 года министерством имущественных отношений Ставропольского края принят приказ № 1122 «Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость, на 2018 год».

28 декабря 2018 года министерством имущественных отношений Ставропольского края принят приказ № 985 «Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость, на 2019 год».

В утвержденные данными приказами Перечни объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость, включено нежилое помещение, площадью 510,9 кв.м., с кадастровым номером …., расположенное по адресу : <...>.

Закон Ставропольского края от 18 июня 2012г. № 56-кз «О порядке официального опубликования и вступления в силу правовых актов Ставропольского края» в статье 1 установил, что официальным опубликованием правового акта Ставропольского края является размещение полного текста в газете «Ставропольская правда» с пометкой «Официальное опубликование», и (или) на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru), и (или) «Официальном интернет-портале правовой информации Ставропольского края» (www.pravo.stavregion.ru).

Вышеуказанные оспариваемые в части приказы министерства имущественных отношений Ставропольского края опубликованы в сетевом издании «Официальный интернет портал правовой информации Ставропольского края» - www/pravo.stavregion.ru, что является надлежащим опубликованием.

При таких обстоятельствах оспариваемые в части нормативные акты опубликован и введены в действие в соответствии с требованиями закона Ставропольского края от 18 июня 2012 г. № 56-кз «О порядке официального опубликования и вступления в силу правовых актов Ставропольского края», пункта 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.

Состав сведений, включенных в данные Перечни объектов недвижимого имущества, соответствует требованиям, определенные приказом Федеральной Налоговой Службы России от 28 ноября 2014 года № …. «Об определении состава сведений, подлежащих включению в перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 м 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, и об утверждении формата их представления в электронной форме».

В соответствии с пунктами 16.1 – 16.3 Положения о министерстве имущественных отношений Ставропольского края, утвержденным постановлением Губернатора Ставропольского края от 6 марта 2012 года № 137, министерство имущественных отношений является уполномоченным органом исполнительной власти Ставропольского края по реализации статьи 378 Налогового кодекса Российской Федерации об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.

На основании изложенного суд приходит к выводу о соблюдении министерством имущественных отношений Ставропольского края порядка принятия оспариваемых нормативных правовых актов, в том числе требований, устанавливающих полномочия органа на принятие нормативного правового акта, к форме нормативного правового акта, к процедуре его принятия, правил введения нормативного правового акта в действие, порядка его опубликования и вступления в силу, что не оспаривается административными истцами.

Проверяя соблюдение приведенных нормативных положений при принятии оспариваемого приказа министерства имущественных отношений Ставропольского края, которым урегулированы общественные отношений в сфере налогообложения, суд пришел к следующему выводу.

Согласно пункту «и» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам сов местного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.

Конституция Российской Федерации в статье 57 устанавливает, что каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

Аналогичное положение содержится в пункте 1 статьи 3 Налогового Кодекса Российской Федерации.

Подпунктом 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, отнесено решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов.

Особенности определения налоговой базы установлены федеральным законодателем в статье 378.2 Налогового Кодекса Российской Федерации.

Налоговая база в отношении объектов налогообложения, включенных в Перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Налогового Кодекса Российской Федерации, определяется исходя из кадастровой стоимости указанных объектов налогообложения.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 7 статьи 378.2 Налогового Кодекса Российской Федерации уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период Перечень объектов недвижимого имущества, указанный в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.

На основании приведенных норм права субъектам Российской Федерации предоставлено право устанавливать особенности определения налоговой базы отдельных объектов недвижимого имущества. К полномочиям органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации отнесено определение, не позднее 1-го числа очередного налогового периода, перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций и физических лиц определяется как кадастровая стоимость.

Абзацами 1, 2 пункта 1 и пунктом 3 статьи 402 Налогового кодекса Российской Федерации регламентировано, что налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 статьи 402 данного кодекса.

Законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации устанавливает в срок до 1 января 2020 года единую дату начала применения на территории этого субъекта Российской Федерации порядка определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения с учетом положений статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации.

Налоговая база в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, а также объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, определяется исходя из кадастровой стоимости указанных объектов налогообложения.

Статьей 402 Налогового Кодекса Российской Федерации (в редакции от 4 октября 2014 года № 284-ФЗ, вступившего в законную силу с 1 января 2015 года) законодательным (представительным) органам государственной власти субъекта Российской Федерации предписано в срок до 1 января 2020 года определить единую дату начала применения на территории субъекта порядка определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения.

Законом Ставропольского края от 5 ноября 2015 года № 109-кз «Об установлении единой даты начала применения на территории Ставропольского края порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения» такая дата определена – с 1 января 2016 года.

Законом Ставропольского края от 28 ноября 2014 года № 104-кз «О внесении изменений в Закон Ставропольского края «О налоге на имущество организаций», вступившим в законную силу с 1 января 2015 года, внесены дополнения в статью 1.1 Закона Ставропольского края от 26 ноября 2003 года № 44-кз, в соответствии с которой налоговая база как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке, определяется в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения :

1) торговые центры (комплексы) общей площадью свыше 250 квадратных метров и помещения в них;

2) нежилые помещения общей площадью свыше 250 квадратных метров, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов либо которые фактически используются для размещения торговых объектов.

Налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества определяется в отношении объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, перечень которых устанавливается министерством имущественных отношений Ставропольского края.

Согласно подпунктам 1, 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения :

1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;

2) нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.

Торговым центром (комплексом), согласно пункту 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий :

1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;

2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом: здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;

фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

На основании приведенных выше норм федерального закона и законов Ставропольского края, как субъекта Российской Федерации, налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества определяется в отношении торговых центров (комплексов), нежилых помещений площадью свыше 250 кв.м., предусматривающих размещение торговых объектов в них, либо фактически использующихся для размещения торговых объектов, которые отвечают хотя бы одному из следующих условий :

- здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;

- нежилое помещение площадью свыше 250 кв.м. предназначено для размещения торговых объектов или фактически используется для размещения торговых объектов.

Таким образом, отнесение недвижимого имущества к торговому центру (комплексу) и (или) нежилому помещению, предназначенному для размещения торговых объектов или фактически использующихся для размещения торговых объектов на территории Ставропольского края, осуществляется в зависимости от вида разрешенного использования земельного участка, на котором расположен торговый центр (комплекс) и (или) предназначения нежилого помещения для размещения торговых объектов или фактически использующихся для размещения торговых объектов.

В ходе судебного разбирательства установлено, что административные истцы являются долевыми сособственниками объекта недвижимости – нежилого помещения, этаж 2, площадью 510,9 кв.м., с кадастровым номером …., расположенного по адресу : <...>., что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости (л.д. 25-26).

Нежилое помещение находится в здании, расположенном на земельном участке с кадастровым номером …., с видом разрешенного использования – «для использования здания».

Изначально основанием для регистрации права общей долевой собственности ФИО3 и ФИО1 являлось соглашение о разделе совместно нажитого имущества супругов от 15 декабря 2015 года. Данное право зарегистрировано 1 сентября 2016 года за указанными лицами на торговое помещение, назначение : нежилое, площадью 510,9 кв.м., номера на поэтажном плане : 45-51, 60-71, этаж 2 (л.д. 27).

Из плана объекта недвижимости – нежилого помещения от 30 ноября 2007 года следует, что помещения № № 45-50 представляют собой основное помещение площадью 175,2 кв.м. и вспомогательные помещения, а № № 60-71 – вспомогательные помещения и два коридора.

Из справки ОМВД РФ по г. Железноводску от 18 октября 2019 года следует, что нежилое помещение второго этажа по улице …. в городе Железноводске с 2013 года находится на стадии ремонта, никакие услуги в них не предоставляются.

Аналогичные пояснения дали допрошенные в судебном заседании свидетели М.Х. и С.В.

Из акта от 26 сентября 2019 года обследования объекта недвижимого имущества по результатам проведения мероприятий по определению вида фактического использования отдельно стоящих нежилых зданий и нежилых помещений по улице …. в городе Железноводске следует, что нежилые помещения не эксплуатируются, идут ремонтные работы.

Из Отчета ИП …. Б.А. № …. от 8 июля 2019 года об определении рыночной стоимости нежилых помещений свободного назначения площадью 510,9 кв.м., расположенных в <...>. следует, что эти помещения расположены в общественно деловой зоне ОД-1 «общественное использование объектов капитального строительства». Состояние здания неудовлетворительное, происходит массовое отслоение штукатурного слоя, повреждения основания на стенах и потолках в помещении и на здании. Массовые выбоины и отставание покрытия бетонных полов.

Таким образом, спорные помещения не используются административными истцами, представляют собою нежилые помещения на втором этаже здания. Доказательств фактического использования здания в целях размещения торговых объектов в материалах дела не имеется и административным ответчиком не представлено, несмотря на то, что в соответствии с положениями части 9 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 2 и 3 части 8 данной статьи, возлагается на орган, организацию, должностное лицо, принявших оспариваемый нормативный акт.

Мероприятий по определению фактического использования здания и помещений в нем на день утверждения Перечней не проводилось, фактический осмотр объекта недвижимости уполномоченным на то органом не осуществлялся, акт осмотра, в котором были бы отражены сведения о помещениях, используемых под вышеуказанные цели, не составлялся. Доказательств обратному суду не представлено.

Как следует из материалов дела, земельный участок, на котором расположено здание, в котором находятся помещения административных истцов имеет вид разрешенного использования – «для использования здания». Такой вид разрешенного использования однозначно не свидетельствует о том, что на таком земельном участке возможно расположение исключительно торговых объектов. Следовательно, включение принадлежащих административным истцам нежилых помещений в здании по улице …. в оспариваемые Перечни должны быть обусловлены фактическим использованием этих нежилых помещений.

Учитывая изложенное, а также предписание федерального законодателя о толковании всех неустранимых сомнений, противоречий, неясностей актов законодательства о налогах и сборах в пользу налогоплательщика (пункт 7 статьи 3 Налогового Кодекса Российской Федерации), спорные помещения не могли быть включены в Перечни по виду разрешенного использования земельного участка, на котором они находятся.

Таким образом, суд полагает, что со стороны административного ответчика не доказан факт соответствия объекта недвижимости, находящегося на праве собственности административных истцов, критериям, поименованным в статье 378.2 Налогового Кодекса Российской Федерации, а потому указанные помещения не подлежали включению в оспариваемые Перечни на 2016-2019 годы.

При таких обстоятельствах требования административных истцов в части необоснованности включения в Перечни на 2016-2018 годы спорных помещений подлежат удовлетворению.

Разрешая иск в части даты признания оспариваемых нормативных актов недействующими, суд полагает обоснованными требования о признании недействующими в оспариваемой части нормативно-правовые акты со дня их принятия по следующим основаниям.

Согласно статье 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение, в том числе, об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.

Исходя из положений части 1 и 2 статьи 383 НК РФ, налог и авансовые платежи по налогу подлежат уплате налогоплательщиками в порядке и сроки, которые установлены законами субъектов Российской Федерации.

В течение налогового периода налогоплательщики уплачивают авансовые платежи по налогу, если законом субъекта Российской Федерации не предусмотрено иное. По истечении налогового периода налогоплательщики уплачивают сумму налога, исчисленную в порядке, предусмотренном пунктом 2 статьи 382 настоящего Кодекса.

В данном случае, включение спорного объекта в Перечни произведены в целях налогообложения на 2016-2019 годы, обязанность по уплате налога сохраняется.

Согласно статье 3 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, одной из задач административного судопроизводства является защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений.

Поскольку оспариваемые нормативные акты имеют ограниченный срок действия, признание отдельных положений не действующими с момента принятия нормативного акта, будет способствовать восстановлению нарушенных прав и законных интересов административного истца в полном объеме.

Таким образом, требования административного иска подлежат удовлетворению в полном объеме.

Руководствуясь статьями 175-180, 208, 215, 217 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил :

административные исковые требования ФИО1 и ФИО3 к министерству имущественных отношений Ставропольского края о признании недействующими в части нормативных правовых актов – удовлетворить.

Признать недействующим со дня принятия «Перечень объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость», утвержденный приказом министерства имущественных отношений Ставропольского края от 25 декабря 2015 года № 1540 «Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость и признании утратившими силу отдельных приказов министерства имущественных отношений Ставропольского края», в части включения под пунктом 699 данного Перечня нежилого помещения с кадастровым номером …., расположенного по адресу : <...>..

Признать недействующим со дня принятия «Перечень объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость», утвержденный приказом министерства имущественных отношений Ставропольского края от 26 декабря 2016 года № 1093 «Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость, на 2017 год» в части включения под пунктом 596 данного Перечня нежилого помещения с кадастровым номером …., расположенного по адресу : <...>..

Признать недействующим со дня принятия «Перечень объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость», утвержденный приказом министерства имущественных отношений Ставропольского края от 27 декабря 2017 года № 1122 «Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость, на 2018 год» в части включения под пунктом 2283 данного Перечня нежилого помещения с кадастровым номером …., расположенного по адресу : <...>..

Признать недействующим со дня принятия «Перечень объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость», утвержденный приказом министерства имущественных отношений Ставропольского края от 28 декабря 2018 года № 985 «Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость, на 2019 год» в части включения под пунктом 7018 данного Перечня нежилого помещения с кадастровым номером …., расположенного по адресу : <...>..

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции путем подачи апелляционной жалобы через Ставропольский краевой суд в течение одного месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.

В окончательной форме решение изготовлено 30 октября 2019 года.

Председательствующий судья Задорнева Н.П.