ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-283/19 от 27.01.2020 Ленинградского областного суда (Ленинградская область)

Дело № 3а-7/2020

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Санкт-Петербург 27 января 2020 г.

Ленинградский областной суд в составе:

председательствующего судьи Ночевника С.Г.,

при секретаре Потеминой А.В.,

с участием прокурора Чигаркиной Е.Н.

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Герцена Андрея Валерьевича о признании недействующим в части постановление Правительства Ленинградской области от 06 сентября 2017 года № 357 «Об утверждении Генерального плана муниципального образования Лебяженское городское поселение Ломоносовского муниципального района Ленинградской области»,

установил:

06.09.2017 постановлением Правительства Ленинградской области № 357 (далее – Постановление № 357) утвержден Генеральный план муниципального образования Лебяженское городское поселение Ломоносовского муниципального района Ленинградской области (далее – Генеральный план).

На карте функциональных зон д.Шепелево Генерального плана, часть территории отмечена белым цветом, что согласно описанию к карте означает территорию, применение функционального зонирования на которой возможно только после вынесения судебного решения об отнесении данной территории к одной из категорий земель.

На картах Генерального плана, а именно: на карте современного использования территории применительно к д.Шепелево, на карте размещения объектов отдыха и туризма (применительно к д.Шепелево), на карте зон с особыми условиями использования территории (применительно к д.Шепелево) часть территории отмечена сиреневым цветом, что означает согласно расшифровке, что это: земли населенных пунктов согласно данным Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ленинградской области и земли лесного фонда согласно данным лесохозяйственного регламента Ломоносовского лесничества Ленинградской области.

На карте границ населенных пунктов генерального плана отражено, что часть земельных участков, стоящих на кадастровом учете (применительно к д.Шепелево) расположены за пределами границ д.Шепелево.

В материалах по обоснованию генерального плана муниципального образования Лебяженское городское поселение Ломоносовского муниципального района Ленинградской области отражено, что существующие границы д.Шепелево определены на основании данных Ломоносовского отдела Управления Росреестра по Ленинградской области; использованы также данные администрации Лебяженского городского поселения и комитета по природным ресурсам Ленинградской области в части границ земель лесного фонда и особо охраняемых природных территорий. В границах населенного пункта имеется участок лесного фонда-лесной квартал Приморского участкового лесничества, в пределах которого выделены участки под индивидуальную застройку и произведена планировка территории.

20.09.2017 Постановление № 357 опубликовано на официальном интернет-портале Администрации Ленинградской области http://www.lenobl.ru.

Обращаясь в суд с административным исковым заявлением Герцен А.В. просил признать недействующим Генеральный план в той части, в которой он не позволяет достоверно определить местонахождение земельного участка с кадастровым номером относительно границ населенного пункта д.Шепелево

В обоснование заявленных требований в административном исковом заявлении указано, что Герцен А.В. является собственником земельного участка с кадастровым номером , категорий земель – земли населенных пунктов и видом разрешенного использования – для индивидуального жилищного строительства. Согласно Генеральному плану земельный участок отнесен к землям городских поселений, однако вид его разрешенного использования не определен. Из карт, являющихся составной частью Генерального плана, следует, что земельный участок Герцена А.В. отнесен к территории, применение функционального зонирования на которой возможно только после вынесения судебного решения об отнесении данной территории к одной из категорий земель. Это приводит к неопределенности при применении Генерального плана, поскольку статьей 23 Градостроительного кодекса РФ не предусмотрена возможность, при утверждении генеральным планом границ населенного пункта, оставлять неразрешенным вопрос о статусе какой-либо территории.

В письменных возражениях административного ответчика Правительства Ленинградской области указано, что заявленные административным истцом требования не подлежат удовлетворению. Генеральным планом впервые установлены границы населенных пунктов. В ходе подготовки проекта генерального плана было установлено, что в отношении земельного участка административного истца имеется наложение на земли лесного фонда. Факт пересечения границ земельного участка административного истца и лесного участка с кадастровым номером свидетельствует о двойном учете земельного и лесного участков. Разрешение вопроса о законности возникновения права собственности Российской Федерации на земельный участок как на земли лесного фонда и административного истца как на земли населенного пункта выходит за пределы компетенции как органа местного самоуправления, разработавшего проект генерального плана, так и органа власти субъекта, утверждающего генеральный план. Включение спорного земельного участка в границы населенного пункта возможно только по согласованию с Рослесхозом.

В письменном отзыве заинтересованного лица комитета градостроительной политики Ленинградской области указано, что Генеральный план в оспариваемой части соответствует нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, и не нарушает права, свободы и законные интересы административного истца. Правовые основания для признания Генерального плана недействительным отсутствуют.

В письменных объяснениях заинтересованного лица комитета по природным ресурсам Ленинградской области указано, что факт пересечения границ земельного участка с кадастровым номером и лесного участка с кадастровым номером свидетельствует о двойном учете земельного и лесного участков. Включение земельных участков двойного учета в границы поселения без согласования с уполномоченным органом государственной власти является нарушением федерального законодательства и нарушает права Российской Федерации. До разрешения спора о праве, оснований для признания недействующим в части Генерального плана не имеется. Спор о праве на данные участки не может быть разрешен в рамках настоящего дела.

В письменном отзыве заинтересованного лица Рослехоза указано, что земельный участок с кадастровым номером имеет пересечение с землями лесного фонда (квартал 2 Приморского участкового лесничества Ломоносовского лесничества). В согласовании проекта Генерального плана было отказано по причине того, что проектом предусматривалось включение 149,4 га земель лесного фонда в границы населенных пунктов. До разрешения спора о праве в судебном или ином порядке, оснований для признания незаконным и недействующим в части Генерального плана не имеется. В удовлетворении заявленных административным истцом требованиях следует отказать.

В судебное заседание представители заинтересованных лиц комитета градостроительной политики Ленинградской области, Рослесхоза, ЛОГКУ «Управление делами Ленинградской области», администрации МО «Лебяженское городское поселение», будучи надлежащим образом извещенными о месте и времени судебного заседания, не явились, в связи с чем, суд определил рассмотреть дело в их отсутствие.

Присутствующий в судебном заседании представитель административного истца Лысов А.А. настаивал на удовлетворении заявленных требований по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении.

Представитель административного ответчика Савченко О.А. в судебном заседании просила в удовлетворении административного искового заявления отказать по основаниям, изложенным в письменных возражениях.

Участвующий в деле прокурор Чигаркина Е.Н. в заключении указала на наличие оснований для удовлетворения заявленных требований, поскольку имеется вступивший в силу судебный акт о признании Генерального плана недействующим в части.

Выслушав объяснения представителей административного истца и административного ответчика, заключение прокурора, исследовав и оценив представленные доказательства, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч.15 ст.25 Градостроительного кодекса РФ (далее – ГрК РФ) правообладатели земельных участков и объектов капитального строительства, если их права и законные интересы нарушаются или могут быть нарушены в результате утверждения генерального плана, вправе оспорить генеральный план в судебном порядке.

Судом установлено, что 19.05.2014 за Герцен А.В. зарегистрировано право собственности на земельный участок с кадастровым номером по адресу: <адрес>, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для индивидуального жилищного строительства.

Согласно выписке из Правил землепользования и застройки на территории МО «Лебяженское городское поселение» вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером - территория, применение функционального зонирования на которой возможно только после вынесения судебного решения об отнесении данной территории к одной из категорий земель.

Поскольку функциональное зонирование территории МО «Лебяженское городское поселение» определено Генеральным планом, то административный истец является субъектом правоотношений, регулируемых Генеральным планом, и вправе полагать, что его права и законные интересы нарушаются оспариваемым нормативным правовым актом.

В соответствии со ст.64 Кодекса административного судопроизводства РФ, обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом по ранее рассмотренному административному делу не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении судом другого административного дела, в котором участвуют лица, в отношении которых установлены эти обстоятельства, или лица, относящиеся к категории лиц, в отношении которой установлены эти обстоятельства.

Как разъяснено в п.38 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25.12.2018 № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами» указанные в мотивировочной части вступившего в законную силу решения суда обстоятельства, свидетельствующие о законности или незаконности оспоренного акта (например, дата, с которой оспоренный акт вступил в противоречие с нормативным правовым актом, имеющим большую юридическую силу, отсутствие у органа государственной власти компетенции по принятию оспоренного акта), имеют преюдициальное значение для неопределенного круга лиц при рассмотрении других дел, в том числе касающихся периода, предшествующего дню признания оспоренного акта недействующим (часть 2 статьи 64 КАС РФ, части 2, 3 статьи 69 АПК РФ).

Судом установлено, что решением Ленинградского областного суда от 02.07.2019 признан недействующим со дня вступления решения суда в законную силу Генеральный план в той части, в которой не позволяет достоверно определить местонахождение земельных участков с кадастровыми номерами и относительно границ населенного пункта дер.Шепелево.

Апелляционным определением Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда РФ от 05.12.2019 решение Ленинградского областного суда от 02.07.2019 оставлено без изменения, апелляционная жалоба Правительства Ленинградской области без удовлетворения.

В апелляционном определении от 05.12.2019 указано, что Постановление № 357 принято уполномоченным органом в установленной форме и опубликовано в установленном порядке.

Из апелляционного определения от 05.12.2019 следует, что Генеральный план в оспариваемой части не соответствует ст.23 ГрК РФ и не отвечает общеправовому критерию формальной определенности, допускает неоднозначное толкование его содержания, носит неопределенный характер в той части, в которой определяет местоположение земельных участков с кадастровыми номерами и относительно границ д.Шепелево.

Судом установлено, что 04.06.2009 постановлением местной администрации МО «Лебяженское городское поселение» № 61 утверждена схема планировочной организации зоны индивидуального жилого строительства в д.Шепелево Лебяженского городского поселения.

Сопоставляя утвержденную вышеуказанным постановлением схему расположения земельного участка на кадастровом плане с ситуационной схемой д.Шепелево (приложение 2 градостроительного плана земельного участка с кадастровым номером ) суд приходит к выводу, что земельный участок административного истца имеет общую границу с земельным участком с кадастровым номером .

Следовательно, установленное решением Ленинградского областного суда от 02.07.2019 наличие правовой неопределенности в части определения местоположения земельных участков с кадастровыми номерами и относительно границ д.Шепелево, свидетельствует также о наличии правовой неопределенности в части определения местоположения земельного участка с кадастровым номером относительно границ д.Шепелево

Указанные обстоятельства, с учетом положения ст.64 КАС РФ, свидетельствует о наличии оснований для удовлетворения заявленных административным истцом требований.

Так как оспариваемый нормативный правовой акт применялся, то с учетом положений ст.215 КАС РФ, Постановление № 357 подлежит признанию недействующим (в оспариваемой в настоящем административном деле части) со дня вступления решения суда в законную силу.

Руководствуясь ст.ст.175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

административное исковое заявление Герцена Андрея Валерьевича удовлетворить.

Признать недействующим с даты вступления решения суда в законную силу постановление Правительства Ленинградской области от 06 сентября 2017 года № 357 «Об утверждении Генерального плана муниципального образования Лебяженское городское поселение Ломоносовского муниципального района Ленинградской области» в той части, в которое оно не позволяет достоверно определить местонахождение земельного участка с кадастровым номером относительно границ населенного пункта д.Шепелево.

Сообщение о принятом решении суда подлежит опубликованию в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании, в котором подлежал опубликованию оспоренный нормативный правовой акт.

Решение может быть обжаловано путем подачи апелляционной жалобы в течение месяца после вынесения судом решения в окончательной форме.

Судья С.Г. Ночевник

Решение в окончательной форме изготовлено 10 февраля 2020 года.