ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-283/19 от 29.03.2019 Нижегородского областного суда (Нижегородская область)

Дело №3а-283/19

НИЖЕГОРОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г.Нижний Новгород 29 марта 2019 года

Нижегородский областной суд в составе председательствующего судьи Гущевой Н.В.,

при секретаре судебного заседания Новоженине Б.А.,

с участием представителя административного истца Садулиной Е.А., ст.прокурора отдела прокуратуры Нижегородской области Моляковой Н.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «Абрамово» о признании недействующим в части Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2018 год,

УСТАНОВИЛ:

14 сентября 2017 года министерством инвестиций, земельных и имущественных отношений Нижегородской области издан приказ № 326-13-463/17 "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2018 год" (далее также - приказ от 14 сентября 2017 года № 326-13-463/17, Перечень 2018).

Приказ от 14 сентября 2017 года № 326-13-463/17 размещен на официальном сайте Правительства Нижегородской области в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и на официальном сайте министерства инвестиций, земельных и имущественных отношений Нижегородской области.

В пункт <данные изъяты> раздела «Муниципальные районы» («<адрес> муниципальный район») Перечня 2018 включен объект недвижимости с кадастровым номером , расположенный по адресу: <адрес>.

В пункт <данные изъяты> раздела «Муниципальные районы» («<адрес> муниципальный район») Перечня 2018 включен объект недвижимости с кадастровым номером , расположенный по адресу: <адрес>.

Общество с ограниченной ответственностью «Абрамово» (далее также – ООО «Абрамово», Общество) обратилось в Нижегородский областной суд с административным исковым заявлением о признании недействующим нормативного правового акта в указанной части.

Объекты не подлежали включению в Перечень 2018, поскольку не отвечают критериям ст.378.2 НК РФ.

В данном случае нарушены права административного истца, поскольку административный истец должен платить повышенный налог.

Административный ответчик - Министерство имущественных и земельных отношений Нижегородской области (в соответствии с Указом Губернатора Нижегородской области от 15.01.2018г. №6 министерство инвестиций, земельных и имущественных отношений Нижегородской области переименовано в министерство имущественных и земельных отношений Нижегородской области) – представил акты обследований земельных участков, на которых расположены спорные объекты недвижимости.

Заслушав представителя административного истца Садулину Е.А., поддержавшую доводы административного искового заявления в полном объеме; ст.прокурора отдела прокуратуры Нижегородской области ФИО6, полагавшую требования административного истца подлежащими удовлетворению, обсудив доводы административного искового заявления, рассмотрев материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно части 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее также – КАС РФ) с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

Из материалов дела следует, что Обществу на праве собственности принадлежат объекты недвижимого имущества с кадастровыми номерами (здание столовой №3), (столовая с пожарным депо), что подтверждается выписками из Единого государственного реестра недвижимости от 05.03.2019.

Указанные объекты недвижимости включены в пункты <данные изъяты> и <данные изъяты> раздела «Муниципальные районы» («<адрес> муниципальный район») Перечня 2018.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что ООО «Абрамово» является надлежащим административным истцом.

В соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу на имущество определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, направляет перечень в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации, размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

Проанализировав указанные положения НК РФ во взаимосвязи с нормами Устава Нижегородской области, Закона Нижегородской области от 27 ноября 2003 года № 109-З "О налоге на имущество организаций" (далее – Закон №109-З), Закона Нижегородской области от 10 февраля 2005 года № 8-З "О нормативных правовых актах Нижегородской области", Закона Нижегородской области от 3 октября 2007 года N 129-З "О Правительстве Нижегородской области", постановления Правительства Нижегородской области от 6 февраля 2014 года № 61 "Об уполномоченном органе исполнительной власти Нижегородской области по реализации пунктов 7, 9 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации", постановления Правительства Нижегородской области от 2 октября 2015 года № 635 "Об утверждении Порядка определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений для целей налогообложения" (далее - Порядок), постановления Правительства Нижегородской области от 16 октября 2015 года №666 "Об утверждении Положения о министерстве инвестиций, земельных и имущественных отношений Нижегородской области", Положения о министерстве, суд приходит к выводу о том, что приказ Министерства инвестиций, земельных и имущественных отношений Нижегородской области №326-13-463/17 от 14.09.2017г., являющийся нормативным правовым актом органа государственной власти субъекта Российской Федерации, принят как в пределах полномочий Нижегородской области, так и в соответствии с компетенцией уполномоченного на то органа, с соблюдением требований законодательства к форме и виду, процедуре принятия и правилам введения в действие. Данный приказ размещен на официальном сайте Правительства Нижегородской области и Министерства инвестиций, земельных и имущественных отношений Нижегородской области в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

Административным истцом компетенция Министерства инвестиций, земельных и имущественных отношений Нижегородской области на издание указанного нормативного правового акта не оспаривалась.

Проверив приказ №326-13-463/17 от 14.09.2017 в оспариваемых частях на предмет соответствия нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд приходит к следующему.

Исходя из положений статей 72 и 76 Конституции Российской Федерации, подпункта 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения отнесено, в том числе, решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов.

Статьей 14 и пунктом 1 статьи 372 НК РФ предусмотрено, что налог на имущество организаций является региональным налогом, устанавливается настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации, вводится в действие в соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов Российской Федерации и с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

На территории Нижегородской области особенности определения налоговой базы в отношении отдельных объектов недвижимого имущества (определение налоговой базы как кадастровой стоимости указанного имущества) определены статьей 1.1 Закона Нижегородской области от 27 ноября 2003 года №109-З "О налоге на имущество организаций”.

Согласно ч.1 указанной статьи налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке, в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:

1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;

2) нежилые помещения, назначение которых в соответствии с кадастровыми паспортами объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания;

3) объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не осуществляющих деятельности в Российской Федерации через постоянные представительства, а также объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не относящиеся к деятельности данных организаций в Российской Федерации через постоянные представительства.

Частью 2 данной статьи установлено, что фактическое использование зданий (строений, сооружений) и помещений в них для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания определяется в соответствии с условиями, установленными в пунктах 3-5 статьи 378.2 НК РФ.

Пунктом 4 статьи 378.2 НК РФ установлено, что в целях настоящей статьи торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий: 1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания; 2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом: здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии с кадастровыми паспортами соответствующих объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания; фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

По смыслу ст.378.2 НК РФ в перечень объектов недвижимого имущества включаются существующие здания, не снятые с кадастрового учета.

Постановлением Правительства Нижегородской области от 02.10.2015г. №635 утвержден Порядок определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений для целей налогообложения.

В соответствии с пунктом 3 названного Порядка уполномоченный орган осуществляет организационно-техническую работу по определению вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений.

В соответствии с пунктом 5 Порядка для определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений с целью составления Перечня используются:

- сведения государственного кадастра недвижимости;

- сведения Единого реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

В целях уточнения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений дополнительно используются:

- документы технического учета (инвентаризации);

- иные документы органов исполнительной власти Нижегородской области, органов местного самоуправления муниципальных образований Нижегородской области, собственников объектов недвижимого имущества;

- информация об объектах недвижимости из открытых источников, размещенных в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

В соответствии с частью 9 статьи 213 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 2 и 3 части 8 настоящей статьи, в том числе, соответствует ли оспариваемый нормативный правовой акт или его часть нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, возлагается на орган, организацию, должностное лицо, принявшие оспариваемый нормативный правовой акт.

В силу ч.1 ст.62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений. В соответствии с п.3 ч.2 ст.62 КАС РФ лицо, обратившееся в суд, обязано подтвердить факты, на которые ссылается как на основание своих требований.

В ходе рассмотрения настоящего дела установлено, что спорный объект недвижимого имущества (1) с кадастровым номером , площадью 171,1 кв.м, расположенный по адресу: <адрес>, имеет назначение «нежилое здание», наименование – «здание столовой №3», что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости от 05.03.2019.

Согласно экспликации к поэтажному плану здания, содержащейся в техническом паспорте, составленном по состоянию на 24.01.2006, в здании с наименованием «здание столовой №3», назначением «общественное питание», общей площадью 171,1 кв.м, расположены помещения с наименованиями «спортивный зал» (отнесен к разделу «школьная»), «обеденный зал», «кухня» (отнесены к разделу «обществ. пит»), «склад» (вспомогательное помещение) (л.д.15, 22, 26).

В ходе судебного разбирательства представлен Акт обследования земельного участка от 18.03.2019, составленный представителями Арзамасского отделения КП НО «Нижтехинвентаризация».

В результате обследования установлено, что на земельном участке по адресу: <адрес>, размещено одноэтажное нежилое здание с кадастровым номером , а также деревянный колодец.

Помещения в здании не используются. Из коммуникаций, проходящих по земельному участку, имеется столб электроосвещения.

Земельный участок, принадлежащий ООО «Абрамово» на праве собственности, на котором находится спорное здание, имеет вид разрешенного использования «размещение нежилых зданий: начальных классов, школы, столовой» (выписка из ЕГРН от 05.03.2019).

Спорный объект недвижимого имущества (2) с кадастровым номером , площадью 469,9 кв.м, расположенный по адресу: <адрес>, имеет назначение «нежилое здание», наименование – «столовая с пожарным депо <адрес>», что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости от 05.03.2019.

Согласно экспликации к поэтажному плану здания, содержащейся в техническом паспорте, составленном по состоянию на 17.05.2005, в здании с наименованием «столовая с пожарным депо», назначением «общественное питание, гаражное», помещения имеют следующие наименования: гаражный бокс, бытовые помещения (4), склад (2), кабинет, помещение электрика, коридор (по 1 этажу – пожарное депо); коридор, кабинет, кладовая, овощной склад, кухня, разделочный цех, мойка, обеденный зал, гардероб, умывальник, тамбур (по 2 этажу – столовая) (л.д.33-40).

Согласно представленному акту обследования земельного участка от 18.03.2019, составленному представителями Арзамасского отделения КП НО «Нижтехинвентаризация», на земельном участке по адресу: <адрес>, размещено двухэтажное нежилое здание с кадастровым номером . Коммуникации отсутствуют.

В помещениях в здании расположено пожарное депо, столовая (ремонт), кабинеты для работников ООО «Абрамово».

В судебном заседании были исследованы фотографии спорных нежилых зданий и внутренних помещений, приобщенные к актам обследований.

Земельный участок, принадлежащий ООО «Абрамово» на праве аренды, на котором находится спорное здание, имеет вид разрешенного использования «земли сельскохозяйственного назначения, занятые зданиями, строениями, сооружениями (столовая с пожарным депо)», что следует из договора аренды земельного участка (л.д.49).

Оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам ст.84 КАС РФ, суд приходит к выводу о том, что объект недвижимого имущества с кадастровым номером , расположенный по адресу: <адрес>, а также объект с кадастровым номером , расположенный по адресу: <адрес>, не относятся к видам недвижимого имущества, признаваемым объектами налогообложения, предусмотренными статьей 378.2 НК РФ.

При этом суд исходит из следующего.

Согласно "ГОСТ 31985-2013. Межгосударственный стандарт. Услуги общественного питания. Термины и определения" общественное питание (индустрия питания) - это самостоятельная отрасль экономики, состоящая из предприятий различных форм собственности и организационно-управленческой структуры, организующая питание населения, а также производство и реализацию готовой продукции и полуфабрикатов как на предприятии общественного питания, так и вне его, с возможностью оказания широкого перечня услуг по организации досуга и других дополнительных услуг.

При этом под предприятием общественного питания (предприятие питания) понимается объект хозяйственной деятельности, предназначенный для изготовления продукции общественного питания, создания условий для потребления и реализации продукции общественного питания и покупных товаров (в том числе пищевых продуктов промышленного изготовления) как на месте изготовления, так и вне его по заказам, а также для оказания разнообразных дополнительных услуг, в том числе по организации досуга потребителей.

Виды разрешенного использования земельных участков, на которых находятся: здание с кадастровым номером - «земли сельскохозяйственного назначения, занятые зданиями, строениями, сооружениями (столовая с пожарным депо)», здание с кадастровым номером - «размещение нежилых зданий: начальных классов, школы, столовой» однозначно не предполагают размещение на этих участках объектов именно общественного питания.

Исходя из технического паспорта здания с кадастровым номером , в нем имеются помещения, занимаемые столовой.

Вместе с тем, из представленных административным истцом документов (приказы директора ООО «Абрамово» от 29.09.2017 «О консервации основных средств», от 25.03.2018 «О расконсервации основных средств», ведомости на получение обедов и ужинов, договоры оказания услуг) и пояснений представителя следует, что нежилое здание - столовая с пожарным депо действует для организации горячего питания работников ООО «Абрамово» в период полевых работ и уборочной компании. В частности, применительно к 2018 году, с 01.04.2018 по 30.09.2018.

Осуществление питания сторонних лиц материалами дела не подтверждается.

Исходя из технического паспорта здания с кадастровым номером , в нем имеются помещения с наименованиями «обеденный зал», «кухня».

Вместе с тем, в другой части данного объекта находится школьный спортзал.

Как указывалось выше, земельный участок, на котором расположено здание, имеет вид разрешенного использования «размещение нежилых зданий: начальных классов, школы, столовой», то есть, предназначен для размещения школьного комплекса, в состав которого входит и столовая для питания школьников.

При этом осуществление питания или реализации продуктов питания в данном здании населению материалами дела не подтверждается.

Следовательно, спорные объекты недвижимости не подлежали включению в Перечень 2018.

Суд полагает, что административным ответчиком по настоящему делу не представлено доказательств того, что оспариваемый приказ Министерства инвестиций, земельных и имущественных отношений Нижегородской области №326-13-463/17 от 14.09.2017 "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2018 год", в части включения в Перечень 2018 пунктов <данные изъяты> и <данные изъяты> раздела «Муниципальные районы» («<адрес> муниципальный район») принят в соответствии с действующим законодательством, имеющим большую юридическую силу, а именно, положениями статьи 378.2 НК РФ и статьи 1.1 Закона № 109-З.

В связи с чем, административное исковое заявление ООО «Абрамово» подлежит удовлетворению.

Определяя момент, с которого оспариваемый нормативный правовой акт подлежит признанию недействующим, суд руководствуется пунктом 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и учитывает, что административный истец является плательщиком налога на имущество организаций в 2018 году, и то обстоятельство, что оспариваемый нормативный правовой акт имеет ограниченный срок действия (на 2018 год). Признание отдельных положений оспариваемого нормативного правового акта с момента вынесения решения суда не достигнет цели восстановления нарушенных прав и законных интересов административного истца.

Следовательно, пункты <данные изъяты> и <данные изъяты> раздела «Муниципальные районы» («<адрес> муниципальный район») Перечня 2018 подлежат признанию недействующими со дня принятия приказа Министерства инвестиций, земельных и имущественных отношений Нижегородской области №326-13-463/17 от 14.09.2017.

Согласно пункту 5.6 раздела 5 Постановления Правительства Нижегородской области от 14 февраля 2006 года № 41 «О Реестре нормативных актов органов исполнительной власти Нижегородской области» нормативный акт органа исполнительной власти размещается в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на официальном сайте органа исполнительной власти Нижегородской области.

В соответствии с постановлением Правительства Нижегородской области от 6 февраля 2014 года N 61 "Об уполномоченном органе исполнительной власти Нижегородской области по реализации пунктов 7, 9 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации", министерство инвестиций, земельных и имущественных отношений Нижегородской области (переименовано в министерство имущественных и земельных отношений Нижегородской области) является уполномоченным органом исполнительной власти Нижегородской области по направлению перечня в электронной форме в Управление Федеральной налоговой службы России по Нижегородской области.

Соответственно, сведения об изменениях, внесенных в перечни, в том числе, вследствие принятых судом судебных актов, также подлежат направлению министерством имущественных и земельных отношений Нижегородской области в Управление Федеральной налоговой службы России по Нижегородской области.

В силу положений пункта 2 части 4 статьи 215 КАС РФ в резолютивную часть решения подлежит включению указание о возложении на министерство имущественных и земельных отношений Нижегородской области обязанности разместить сообщение о настоящем решении суда в течение одного месяца со дня вступления его в законную силу на официальном сайте административного ответчика, и направить сообщение о решении суда в Управление Федеральной налоговой службы России по Нижегородской области.

На основании изложенного, и, руководствуясь ст.ст. 175-180, 215, 216 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление общества с ограниченной ответственностью «Абрамово» удовлетворить.

Признать недействующими пункты <данные изъяты> и <данные изъяты> раздела «Муниципальные районы» («<адрес> муниципальный район») Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2018 год, утв. Приказом Министерства инвестиций, земельных и имущественных отношений Нижегородской области №326-13-463/17 от 14.09.2017, со дня принятия.

Обязать министерство имущественных и земельных отношений Нижегородской области разместить сообщение о решении суда в течение одного месяца со дня вступления его в законную силу на официальном сайте административного ответчика; направить сообщение о решении суда в Управление Федеральной налоговой службы России по Нижегородской области.

Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение одного месяца со дня изготовления решения в окончательной форме через Нижегородский областной суд.

Судья областного суда Н.В. Гущева

Мотивированное решение изготовлено 29 марта 2019 года.