ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-283/2022 от 26.07.2022 Ярославского областного суда (Ярославская область)

Дело №3а-283/2022

УИД 76OS0000-01-2022-000190-78

РЕШЕНИЕИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г.Ярославль 26 июля 2022 года

Ярославский областной суд в составе:

председательствующего судьи Бисеровой О.И.,

с участием прокурора Бекеневой Е.В.,

при секретаре Мурзиной И.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Общества с ограниченной ответственностью «АДС» о признании приказа Департамента жилищно-коммунального хозяйства, энергетики и регулирования тарифов Ярославской области от 18.12.2019 года № 357-г/вс «Об установлении тарифов на горячую воду, поставляемую потребителям обществом с ограниченной ответственностью «АДС» (городской округ город Ярославль), на 2020-2024 годы» в редакции приказа Департамента жилищно-коммунального хозяйства, энергетики и регулирования тарифов Ярославской области от 31.03.2022 года №27-ви «О внесении изменения в приказ департамента жилищно-коммунального хозяйства, энергетики и регулирования тарифов Ярославской области от 18.12.2019 года №357-г/вс» недействующим в части,

установил:

Общество с ограниченной ответственностью (ООО) «АДС» является единой теплоснабжающей организацией в городском округе город Ярославль (ЕТО – 6), эксплуатирующей централизованную систему водоснабжения во Фрунзенском районе города Ярославля (в части поселка Дядьково, поселок Сокол, в том числе территории, ограниченной рекой Волгой, улицей Чернопрудной, улицей Проектируемой, проспектом Фрунзе).

ООО «АДС» осуществляет деятельность по производству и реализации горячей воды для целей предоставления собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, расположенных в зоне деятельности ЕТО – 6, коммунальной услуги по горячему водоснабжению.

Приказом Департамента жилищно – коммунального хозяйства, энергетики и регулирования тарифов Ярославской области от 18.12.2019 № 357-г/вс установлен тариф на горячую воду, поставляемую потребителям ООО «АДС» (городской округ город Ярославль) на 2020 – 2024 годы.

Приказ № 357-г/вс опубликован в издании «Документ – Регион» № 110-в 20.12.2019.

Указанным приказом, помимо прочего, утверждена производственная программа ООО «АДС» на 2020 – 2024 годы в сфере горячего водоснабжения (приложение 3).

Приказом Департамента жилищно – коммунального хозяйства, энергетики и регулирования тарифов Ярославской области от 31.03.2022 № 27-ви в приказ Департамента жилищно – коммунального хозяйства, энергетики и регулирования тарифов Ярославской области от 18.12.2019 № 357-г/вс внесены изменения, в том числе производственная программа ООО «АДС» в сфере горячего водоснабжения на 2020 – 2024 годы изложена в новой редакции (приложение 3).

Приказ № 27-ви опубликован на официальном интернет-портале правовой информации http://pravo.gov.ru, - 01.04.2022.

ООО «АДС» обратилось в суд с административным исковым заявлением, в котором просит признать недействующим приказ Департамента жилищно-коммунального хозяйства, энергетики и регулирования тарифов Ярославской области от 18.12.2019 № 357-г/вс в редакции приказа от 31.03.2022 №27-ви в части определения объема тепловой энергии на подогрев воды на 2021 год в размере 35042* Гкал (пункт 2 и примечание к нему (*) в разделе III «Планируемый объем подачи воды» приложения 3 Производственная программа общества с ограниченной ответственностью «АДС» (городской округ Ярославль) в сфере горячего водоснабжения на 2020-2024 годы», возложить на административного ответчика обязанность принять заменяющий нормативный правовой акт.

В обоснование требований ссылается на то, что величина утвержденного в составе производственной программы ООО «АДС» объема тепловой энергии на подогрев воды учитывается для расчета величины платы за горячую воду потребителями коммунальной услуги «горячее водоснабжение», что затрагивает права и законные интересы ООО «АДС». Государственное регулирование тарифов на горячую воду, реализуемую с использованием закрытой ЦСГВС, осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 07.12.2011 №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», Основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными постановлением Правительства РФ от 13.05.2013 №406, Правилами регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.05.2013 №406 и Методическими указаниями по расчету регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных приказом ФСТ России от 27.12.2013 № 1746-э. Вместе с тем, расчет данной величины произведен неверно. Данный показатель определен, исходя из объема холодной воды, необходимой для оказания услуг горячего водоснабжения, и необходимости достижения соответствия температурного режима коммунальной услуги горячего водоснабжения, оказываемой конечному потребителю, учитывает нормативные потери во внутридомовых сетях. При этом расчет объема тепловой энергии, необходимой для нагрева 1 куб.м холодной воды произведен в соответствии с формулой 23.1 Приложения 1 с применением коэффициента, учитывающего потери тепла трубопроводами систем горячего водоснабжения, определяемого на основании таблицы 5.2 Приложения №1 к Правилам установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 №306 (Правила №306). Однако Правила №306 не подлежат применению, поскольку не регулируют отношения, связанные с государственным регулированием тарифов на горячую воду, и не регулируют отношения по разработке, утверждению и корректировке производственных программ организаций, осуществляющих горячее водоснабжение. При этом положения пунктов 89, 90, 92, 92.1, 93 Основ ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, пунктов 111, 113, 114 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, которые в данном случае подлежат применению, не были учтены.

В судебном заседании представитель административного истца Гималутдинов М.В. требования поддержал по основаниям, изложенным в иске. Дополнительно пояснил, что необходимый объем тепловой энергии на подогрев воды, указанный в производственной программе ООО «АДС», определен с учетом показаний приборов учета, департаментом данные показатели не оспариваются.

Представитель административного ответчика департамента регулирования тарифов Ярославской области по доверенности Шишиморова Т.В. административный иск не признала. Поддержала доводы, изложенные в письменном отзыве, в котором указывается, что оспариваемый нормативный акт принят в пределах компетенции органа государственной власти Ярославской области, с соблюдением порядка и процедуры его принятия. Расчет объема тепловой энергии на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению для ООО «АДС» на 2020 – 2024 годы принят регулирующим органом с учетом необходимого количества тепловой энергии и величины расхода тепловой энергии на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению до достижения температуры воды в 60 град.С и с учетом положений пункта 5.3.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя Российской Федерации от 27.09.2003 № 170, СП 131.13330.2018 «СНиП 23-01-99* Строительная климатология», утвержденных приказом Минстроя России от 28.11.2018 № 763/пр, постановления мэрии города Ярославля от 19.08.2002 № 2609 «О нормативах и тарифах на коммунальные услуги в г. Ярославле» и законодательству, имеющему большую юридическую силу, не противоречит. Расчет объема тепловой энергии, необходимый для нагрева 1 куб.метра холодной воды до температуры 60 град.С, произведен в соответствии с формулой 23.1 Приложения № 1 к Правилам установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 №306. Также приведены доводы об отсутствии у административного истца права на оспаривание приказа № 357-г/вс, так как в целях расчета размера платы за горячее водоснабжение и при невступлении в действие утвержденного органом исполнительной власти Ярославской области норматива на подогрев холодной воды в целях оказания услуг горячего водоснабжения, следует применять данный норматив, установленный постановлением мэрии города Ярославля от 19.08.2002 № 2609 «О нормативах и тарифах на коммунальные услуги в г. Ярославле», а не на основании показателей производственной программы.

В судебном заседании в качестве свидетеля допрошена ФИО5

Прокурором Бекеневой Е.В. в судебном заседании дано заключение о наличии оснований для удовлетворения требований административного иска о признании недействующим приказа Департамента жилищно-коммунального хозяйства, энергетики и регулирования тарифов Ярославской области от 18.12.2019 №357-г/вс «Об установлении тарифов на горячую воду, поставляемую потребителям обществом с ограниченной ответственностью «АДС» (городской округ город Ярославль), на 2020 - 2024 годы» в оспариваемой административным истцом части и возложении на административного ответчика обязанности принять заменяющий нормативный акт.

Заслушав лиц, участвующих в деле, заключение прокурора, допросив свидетеля, исследовав письменные материалы административного дела, суд считает, что административный иск подлежит удовлетворению.

В соответствии с частью 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

Административный истец является поставщиком коммунальной услуги по горячему водоснабжению для многоквартирных домов в зоне деятельности ЕТО – 6 (Фрунзенский район города Ярославля (в части поселка Дядьково, поселок Сокол, в том числе территории, ограниченной рекой Волгой, улицей Чернопрудной, улицей Проектируемой, проспектом Фрунзе). В связи с оказанием указанных услуг административным истцом осуществляется начисление платы потребителям.

Для административного истца оспариваемым в настоящем административном деле приказом установлен двухкомпонентный тариф на горячую воду, состоящий из стоимости компонента на холодную воду и стоимости компонента на тепловую энергию, необходимую для подогрева воды, на 2020-2024, в связи с чем административный истец в силу положений статьи 208 Кодекса административного судопроизводства вправе оспорить данный приказ.

Право административного истца ООО «АДС» на оспаривание нормативного акта, которым утверждена производственная программа Общества, подтверждено вступившими в законную силу решениями Ярославского областного суда от 23.03.2021 по делу №3а-298/2021, от 24.12.2021 года по делу №3а-679/2021 и от 18.03.2022 по делу №3а-141/2022.

При таких обстоятельствах административное дело подлежит разрешению по существу.

Согласно статьи 5 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере водоснабжения и водоотведения относятся, в том числе утверждение производственных программ и контроль за выполнением производственных программ, в том числе за достижением в результате реализации мероприятий производственных программ плановых значений показателей надежности, качества, энергетической эффективности.

Производственные программы утверждаются органами регулирования тарифов. Указанные органы могут привлекать независимые организации для анализа обоснованности производственной программы организации (часть 4 статьи 41 Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении»).

Постановлением Правительства Ярославской области от 29.03.2022 №222-п утверждено Положение о департаменте регулирования тарифов Ярославской области, которое вступило в силу 01.04.2022.

Согласно пункту 1.1 Положения о департаменте регулирования тарифов Ярославской области Департамент регулирования тарифов Ярославской области (далее - департамент) является органом исполнительной власти Ярославской области, осуществляющим функции по реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере государственного регулирования цен (тарифов) и регионального государственного контроля (надзора) за ценообразованием.

В силу пункта 1.3 указанного Положения Департамент регулирования тарифов является правопреемником департамента жилищно-коммунального хозяйства, энергетики и регулирования тарифов Ярославской области в части выполнения функций в сфере регулирования тарифов, установленных Положением о департаменте жилищно-коммунального хозяйства, энергетики и регулирования тарифов Ярославской области, утвержденным постановлением Правительства области от 20.12.2016 № 1315-п «Об утверждении Положения о департаменте жилищно-коммунального хозяйства, энергетики и регулирования тарифов Ярославской области, признании утратившими силу отдельных постановлений Правительства области и частично утратившим силу постановления Правительства области от 09.08.2012 № 709-п».

Согласно пункту 1.1 Положения о департаменте жилищно-коммунального хозяйства, энергетики и регулирования тарифов Ярославской области, утвержденного постановлением Правительства Ярославской области от 20.12.2016 № 1315-п (в редакции данного нормативного акта, действовавшей до 01.04.2022), Департамент жилищно-коммунального хозяйства, энергетики и регулирования тарифов Ярославской области является органом исполнительной власти Ярославской области, осуществляющим функции по реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального комплекса, а также в сфере государственного регулирования цен (тарифов) и контроля за ценообразованием, регулированию деятельности гарантирующих поставщиков электрической энергии.

В соответствии с пунктом 5.11 Положения о департаменте жилищно-коммунального хозяйства, энергетики и регулирования тарифов Ярославской области для определения основных направлений деятельности департамента и принятия решений об утверждении цен (тарифов) и их предельных уровней директор департамента образует коллегиальный орган - правление департамента - общей численностью не более 9 человек. Заседание правления департамента считается правомочным, если на нем присутствуют более половины его членов, уполномоченных рассматривать соответствующие вопросы. Решение принимается большинством голосов членов правления департамента, присутствующих на заседании.

Согласно пунктам 4.1, 5.3.7 Положения о департаменте жилищно-коммунального хозяйства, энергетики и регулирования тарифов Ярославской области по вопросам деятельности Департамента издаются нормативные акты в форме приказов.

Согласно статье 13 Закона Ярославской области от 03.11.2010 № 40-з «О правовых актах Ярославской области» на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru) официально публикуются правовые акты, подлежащие официальному опубликованию в соответствии со статьей 12 настоящего Закона.

В газете «Документ-Регион» официально публикуются: 1) законы; 2) указы Губернатора Ярославской области, постановления Ярославской областной Думы, постановления Правительства Ярославской области и постановления Избирательной комиссии Ярославской области, носящие нормативный характер; 3) иные правовые акты, в том числе приказы органов исполнительной власти Ярославской области, при указании в них на необходимость их официального опубликования в газете «Документ-Регион».

С учетом приведенных выше положений нормативных актов и установленных по делу обстоятельств, суд приходит к выводу о том, что утверждение тарифов на водоснабжение и утверждение производственной программы относится к полномочиям субъекта Российской Федерации. В Ярославской области органом исполнительной власти, наделенным такими полномочиями, на момент издания оспариваемого приказа и внесения в него изменений являлся Департамент жилищно – коммунального хозяйства, энергетики и регулирования тарифов Ярославской области. Следовательно, оспариваемые в данном деле нормативные акты приняты в пределах полномочий органа исполнительной власти Ярославской области.

Процедура принятия приказа №357-г/вс в первоначальной редакции, и в редакции приказа №27-ви, требования к форме нормативных актов, их регистрации и опубликованию соблюдены.

Соблюдение процедуры принятия приказа № 357-г/вс установлено также вступившими в законную силу решениями Ярославского областного суда от 23.03.2021 по делу №3а-298/2021, от 24.12.2021 по делу №3а-679/2021 и от 18.03.2022 по делу №3а-141/2022.

Материалами дела установлено, что 25.04.2019 ООО «АДС» обратилось в регулирующий орган с заявлением об установлении тарифов на горячую воду, представив производственную программу на 2020-2024 годы.

По итогам рассмотрения данного заявления и приложенных документов Департамент жилищно-коммунального хозяйства, энергетики и регулирования тарифов Ярославской области принял приказ от 18.12.2019 №357 г/вс об установлении тарифов на горячую воду, утвердил производственную программу.

27.04.2020 ООО «АДС» обратилось в регулирующий орган с заявлением о корректировке тарифа, в связи с чем департаментом жилищно-коммунального хозяйства, энергетики и регулирования тарифов Ярославской области принят приказ от 17.12.2020 №344-ви, которым внесены изменения в приказ от 18.12.2019 №357-г/вс, в том числе в производственную программу ООО «АДС» в сфере горячего водоснабжения на 2020-2024 годы.

Решением Ярославского областного суда от 23.03.2021 по делу №3а-298/2021 приказы от 18.12.2019 №357-г/вс и от 17.12.2020 №244-ви признаны недействующими в части определения объема реализации товаров и услуг в размере 715,250 тыс.куб.м (пункт 1) в разделе III «Планируемый объем подачи воды» Приложения 3 «Производственная программа общества с ограниченной ответственностью «АДС» (городской округ город Ярославль) в сфере горячего водоснабжения на 2020-2024 годы» с момента вступления решения суда в законную силу.

Во исполнение указанного решения суда Департаментом жилищно-коммунального хозяйства, энергетики и регулирования тарифов принят приказ от 27.08.2021 №59-ви, согласно которому внесены изменения в приказ от 18.12.2019 №359-г/вс, производственная программа ООО «АДС» (городской округ город Ярославль) в сфере горячего водоснабжения на 2020-2024 годы (Приложение 3 к приказу) изложена в новой редакции. Объем тепловой энергии на подогрев воды на 2021 год утвержден в размере 35042 Ггал (пункт 2 раздела III Приложения к приказу «Производственная программа общества с ограниченной ответственностью «АДС» (городской округ Ярославль) в сфере горячего водоснабжения на 2020-2024 годы»).

Решением Ярославского областного суда от 24.12.2021 по делу №3а-679/2021 приказ департамента жилищно-коммунального хозяйства, энергетики и регулирования тарифов Ярославской области от 18.12.2019 №357-г/вс в редакции приказа департамента от 27.08.2021 №59-ви в части определения объема реализации товаров и услуг на 2021 в размере 35042 Ггал (пункт 2 раздела III приложения к приказу «Производственная программа общества с ограниченной ответственностью «АДС» (городской округ Ярославль) в сфере горячего водоснабжения на 2020-2024 годы») признан недействующими со дня вступления решения суда в законную силу. Решением суда на департамент возложена обязанность принять замещающий нормативный правовой акт.

Приказом Департамента жилищно-коммунального хозяйства, энергетики и регулирования тарифов Ярославской области от 31.03.2022 №27-ви, принятым во исполнение решения Ярославского областного суда от 24.12.2021 по делу №3а-679/21, внесены изменения в приказ от 18.12.2019 №359-г/вс, производственная программа ООО «АДС» (городской округ город Ярославль) в сфере горячего водоснабжения на 2020-2024 годы (Приложение 3 к приказу) изложена в новой редакции. Объем тепловой энергии на подогрев воды на 2021 год утвержден в размере 35042* Ггал (пункт 2 раздела III Приложения к приказу «Производственная программа общества с ограниченной ответственностью «АДС» (городской округ Ярославль) в сфере горячего водоснабжения на 2020-2024 годы»). Согласно Примечанию (*) объем тепловой энергии определен за исключением объема тепловых потерь, превышающего объем тепловых потерь, рассчитанный с применением коэффициента, учитывающего потери тепла трубопроводами систем горячего водоснабжения, определяемого на основании таблицы 5.2 приложения 1 к Правилам установления и определения нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 №306 «Об утверждении Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме».

Материалами дела установлено, что на момент принятия оспариваемого приказа Департамент жилищно-коммунального хозяйства, энергетики и регулирования тарифов располагал, представленной ООО «АДС» производственной программой. В указанной производственной программе регулируемой организацией предложено установить показатель объема тепловой энергии на подогрев воды на 2021 год в размере 42 839,29 Гкал.

Проверяя оспариваемый нормативный акт на соответствие законодательству, имеющему большую юридическую силу, по существу осуществляемого им правового регулирования, суд приходит к следующему.

Статьей 41 Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении» установлено, что Производственные программы разрабатываются, утверждаются и корректируются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (часть 1).

Согласно части 2 статьи 41 Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении» при разработке производственной программы учитываются:

1) результаты технического обследования централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения;

2) плановые значения показателей надежности, качества, энергетической эффективности;

3) решения органов местного самоуправления о прекращении горячего водоснабжения с использованием открытых систем теплоснабжения (горячего водоснабжения) и о переводе абонентов, подключенных (технологически присоединенных) к таким системам, на иные системы горячего водоснабжения.

Производственная программа, помимо прочего, должна содержать планируемый объем подачи воды (объем принимаемых сточных вод).

Пунктами 8 – 10, 17 Правил разработки, утверждения и корректировки производственных программ организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 №641, предусмотрено, что регулируемая организация (за исключением регулируемых организаций, владеющих централизованными системами водоснабжения и (или) водоотведения, отдельными объектами таких систем на основании концессионного соглашения, заключенного в текущем году) направляет проект производственной программы на утверждение в уполномоченный орган до 1 мая года, предшествующего году начала периода реализации производственной программы.

Уполномоченный орган в течение 30 дней со дня получения проекта производственной программы проверяет ее на соответствие требованиям, указанным в пункте 5 настоящих Правил.

В случае если проект производственной программы не соответствует требованиям, уполномоченный орган уведомляет об этом регулируемую организацию и возвращает ей проект производственной программы на доработку.

Регулируемая организация обязана в течение 10 дней с момента получения уведомления доработать проект производственной программы и представить его в уполномоченный орган на повторное рассмотрение.

Уполномоченный орган вправе привлекать к рассмотрению производственной программы в целях анализа ее обоснованности независимые организации.

В случае соответствия проекта производственной программы требованиям уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации проводит оценку доступности для абонентов тарифов регулируемой организации, рассчитанных с учетом экономически обоснованных расходов на реализацию производственной программы. Указанные тарифы считаются доступными для абонентов в случае, если их размер не повлечет превышения предельного индекса максимально возможного изменения тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, установленного на очередной период регулирования Федеральной антимонопольной службой в среднем по субъекту Российской Федерации, либо в случае, если решение об утверждении тарифов, приводящее к превышению указанного предельного индекса, согласовано с Федеральной антимонопольной службой в установленном порядке.

Корректировка производственной программы осуществляется регулируемой организацией в случае изменения условий реализации мероприятий производственной программы, ведущих к росту расходов на их реализацию, в том числе в случае изменения законодательства Российской Федерации, влияющего на условия реализации производственной программы.

Регулируемая организация представляет в уполномоченный орган проект измененной производственной программы (производственную программу в новой редакции), который должен содержать предложения о включении в производственную программу новых мероприятий, о переносе сроков реализации мероприятий производственной программы и об изменении стоимости этих мероприятий, а также материалы и документы, обосновывающие необходимость корректировки производственной программы.

Рассмотрение и утверждение уполномоченным органом предложений регулируемой организации о внесении изменений в производственную программу осуществляется в порядке, предусмотренном пунктами 8 - 11 настоящих Правил.

Из материалов дела видно, что показатель объема тепловой энергии на подогрев воды на 2021 год в размере 42 839,29 Гкал определен ООО «АДС» на основании показателей приборов учета тепловой энергии в многоквартирных домах, в которые административным истцом осуществляется поставка услуги по горячему водоснабжению. Данное обстоятельство сторонами не оспаривается.

Департаментом жилищно-коммунального хозяйства, энергетики и регулирования тарифов Ярославской области, как регулирующим органом, указанный объем в оспариваемом нормативном акте определен в 35042 Ггал.

При определении спорного показателя административным ответчиком применены Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденные постановлением Госстроя Российской Федерации от 27.09.2003 № 170, и СП 131.13330.2018 «СНиП 23-01-99* Строительная климатология», утвержденные приказом Минстроя России от 28.11.2018 № 763/пр, и постановлением мэрии города Ярославля от 19.08.2002 № 2609 «О нормативах и тарифах на коммунальные услуги в г. Ярославле». При этом, как следует из материалов дела, и подтверждено свидетелем ФИО5 в судебном заседании, величина объема тепловой энергии на подогрев воды определялась для достижения температурного показателя воды в точке водоразбора в 60 град.С.

Административным ответчиком использованы формулы 23.1 и 24 Приложения № 1 к Правилам установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 № 306.

Вместе с тем, суд считает, что указанные действия Департамента для проверки и последующего утверждения производственной программы ООО «АДС» не основаны на законодательстве, регулирующем правоотношения в области водоснабжения, в частности в сфере регулирования тарифов на водоснабжение.

Как следует из анализа пунктов 9 и 10 вышеприведенных Правил разработки, утверждения и корректировки производственных программ организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 № 641, к полномочиям регулирующего органа относится не только проверка соответствия требований к содержанию производственной программы, но и проверка ее обоснованности.

Согласно Правилам организации коммерческого учета воды, сточных вод, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 04.09.2013 № 776, коммерческий учет холодной воды, горячей воды, тепловой энергии в составе горячей воды, сточных вод осуществляется с использованием приборов учета.

Пунктом 113 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных приказом ФСТ России от 27.12.2013 № 1746-э, установлено, что при утверждении двухкомпонентного тарифа на горячую воду в закрытой системе горячего водоснабжения значение компонента на тепловую энергию при установленном одноставочном тарифе на тепловую энергию определяется по формуле: (48), где Qi - объем тепловой энергии, реализуемой абонентам в i-ом периоде регулирования в целях оказания услуги горячего водоснабжения в закрытой системе горячего водоснабжения, определяемый в соответствии с Приложением 1 к настоящим Методическим указаниям, тыс. Гкал.

Согласно пункту 8.6 Приложения 1 «Баланс водоснабжения» к указанным Методическим рекомендациям объем тепловой энергии, реализуемой абонентам в целях оказания услуги горячего водоснабжения определяется по приборам учета, либо (при их отсутствии) по нормативам.

Таким образом, нормативные акты, регулирующие ценообразование в сфере водоснабжения, определяют приоритетный способ определения расходов ресурсоснабжающей организации на подогрев воды с использованием приборов учета тепловой энергии.

Департаментом жилищно – коммунального хозяйства, энергетики и регулирования тарифов Ярославской области суду не представлено доказательств того, что представленные регулируемой организацией ООО «АДС» данные о расходах тепловой энергии на подогрев воды по показаниям приборов учета являются недостоверными. Представителем административного ответчика Шишиморовой Т.В. в судебном заседании также указывалось, что представленные административным истцом сведения о расходах тепловой энергии, не оспариваются.

Кроме того, отсутствуют в материалах дела и доказательства неисправности приборов учета или иного инженерного оборудования, которое используется ООО «АДС» в целях поставки горячего водоснабжения.

Административным ответчиком не представлено иных доказательств, которые позволили ли бы установить необоснованность производственной программы административного истца в исследуемой части и давали бы основание для расчета расходов тепловой энергии на подогрев воды иным способом, нежели по показаниям приборов учета.

Применение административным ответчиком для расчета расходов ресурсоснабжающей организации на тепловую энергию в целях подогрева воды формул № 23.1 и 24 Приложения 1 к Правилам установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 № 306, по мнению суда, является необоснованным.

Указанный нормативный акт принят в целях определения платы граждан за коммунальные услуги в соответствии со статьями 156 и 157 Жилищного кодекса Российской Федерации и не регулирует правоотношения в сфере ценообразования для организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, а также в сфере утверждения производственных программ таких организаций.

Доводы административного ответчика о том, что объем тепловой энергии на подогрев воды должен определяться с учетом того, что температура воды в точках водоразбора потребителей должна достигать 60 град.С., подлежат отклонению.

Указанные доводы на законе не основаны.

Статьей 2 Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении» установлено, что производственная программа организации, осуществляющей горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение это программа текущей (операционной) деятельности такой организации по осуществлению горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, регулируемых видов деятельности в сфере водоснабжения и (или) водоотведения.

В силу положений статьи 41 указанного Федерального закона, Правил разработки, утверждения и корректировки производственных программ организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 № 641, производственная программа, помимо прочего, утверждается в целях определения финансовых потребностей регулируемой организации на ее выполнение.

С учетом изложенного определение данных финансовых потребностей организации на выполнение производственной программы, в том числе определение объема тепловой энергии на подогрев воды, должны обеспечивать исполнение плановых значений показателей надежности, качества и энергетической эффективности объектов водоснабжения ресурсоснабжающей организации.

Не могут быть приняты во внимание и приведенные в обоснование указанных доводов ссылки департамента о том, что в своих расчетах административный ответчик руководствовался положениями постановлением Госстроя Российской Федерации от 27.09.2003 № 170. Согласно пункту 5.3.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя Российской Федерации от 27.09.2003 № 170, которое применялось Департаментом, температура воды, подаваемой к водоразборным точкам (кранам, смесителям), должна быть не менее 60 град. С в открытых системах горячего водоснабжения и не менее 50 град. С - в закрытых. Температура воды в системе горячего водоснабжения должна поддерживаться при помощи автоматического регулятора, установка которого в системе горячего водоснабжения обязательна. Температура воды на выходе из водоподогревателя системы горячего водоснабжения должна выбираться из условия обеспечения нормируемой температуры в водоразборных точках, но не более 75 град. С. Таким образом, указанная норма устанавливает минимальные и максимальные значения температуры горячей воды, подаваемой к водоразборным точкам.

СП 131.13330.2018 «СНиП 23-01-99* Строительная климатология», утвержденный приказом Минстроя России от 28.11.2018 № 763/пр, положений о температуре воды в системе горячего водоснабжения не содержит, кроме того, данный нормативный акт утратил силу с 25.06.2021, а потому ссылка административного ответчика на него несостоятельна.

Оснований для определения норматива температуры в точках водоразбора потребителей на основании постановления мэрии города Ярославля от 19.08.2002 № 2609 у административного ответчика не имелось, поскольку органы местного самоуправления не наделены полномочиями по определению норматива температуры горячей воды, поставляемой потребителям.

Вместе с тем, Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354, в целях определения качества поставляемой услуги по горячему водоснабжению по температуре отсылает к законодательству о техническом регулировании, в частности к Санитарным нормам и правилам, при этом допуская отклонение от установленных в данных актах параметрах на 5 град.С в ночные часы и на 3 град.С в дневное время (пункт 5 приложения № 1 к указанным Правилам).

В пункте 84 СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», утвержденных постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 №3, установлено, что температура горячей воды в местах водоразбора централизованной системы горячего водоснабжения должна быть не ниже плюс 60 град.C и не выше плюс 75 град.C.

Таким образом, в соответствии с вышеприведенным законодательством показатель в 60 град.С является минимальным значением температуры горячей воды в точке водоразбора потребителей, максимальным значением является 75 град.С. При этом, допускается отклонение данных параметров до 5 град.С и до 3 град.С. Обоснования применения для расчета показателя в 60 град.С административный ответчик суду не представил.

Таким образом, определение Департаментом величины объема тепловой энергии на подогрев воды с условием доведения поставляемой горячей воды потребителям до 60 град.С в точке водоразбора не обосновано законодательством о ценообразовании в сфере водоснабжения и порядке утверждения производственных программ.

Установленные по делу обстоятельства свидетельствуют о том, что определение величины объема тепловой энергии на подогрев воды на 2021 год в производственной программе ООО «АДС» в размере 35042 Гкал произведено произвольно, что не соответствует принципам тарифного регулирования об экономической обоснованности и обеспечения достаточности средств для финансирования мероприятий по надежному функционированию и развитию систем водоснабжения регулируемой организации, и законодательству, имеющему большую юридическую силу, противоречит.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о признании недействующим приказа Департамента жилищно-коммунального хозяйства, энергетики и регулирования тарифов Ярославской области от 18.12.2019 № 357-г/вс «Об установлении тарифов на горячую воду, поставляемую потребителям обществом с ограниченной ответственностью «АДС» (городской округ город Ярославль), на 2020-2024 годы» в редакции приказа Департамента жилищно-коммунального хозяйства, энергетики и регулирования тарифов Ярославской области от 31.03.2022 №27-ви «О внесении изменения в приказ департамента жилищно-коммунального хозяйства, энергетики и регулирования тарифов Ярославской области от 18.12.2019 №357-г/вс» в части определения объема тепловой энергии на подогрев воды на 2021 год в размере 35042* Гкал (пункт 2 и примечание к нему (*) в разделе III «Планируемый объем подачи воды» приложения 3 Производственная программа общества с ограниченной ответственностью «АДС» (городской округ Ярославль) в сфере горячего водоснабжения на 2020-2024 годы».

Принимая во внимание разъяснения, содержащиеся в пункте 38 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25.12.2018 № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами», и, учитывая, что оспариваемый в настоящем административном деле нормативный акт неоднократно применялся, он подлежит признанию недействующим в соответствующей части с момента вступления решения суда в законную силу.

В соответствии с пунктом 2 части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в резолютивной части решения суда по административному делу об оспаривании нормативного правового акта должны содержаться указание на опубликование решения суда или сообщения о его принятии в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, уполномоченной организации или должностного лица, в котором были опубликованы или должны были быть опубликованы оспоренный нормативный правовой акт или его отдельные положения.

С учетом положений статьи 13 Закона Ярославской области «О правовых актах Ярославской области», учитывая, что в приказе Департамента от 20.12.2021 № 379-ви, которым внесены последние изменения в оспариваемый приказ, не указано на его опубликование в издании «Документ – Регион», настоящее решение подлежит опубликованию на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru).

Суд считает, что требования административного истца о возложении на административного ответчика обязанности принять заменяющий нормативный акт, подлежат удовлетворению.

В соответствии с частью 4 статьи 216 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в случае, если в связи с признанием судом нормативного правового акта не действующим полностью или в части выявлена недостаточная правовая урегулированность административных и иных публичных правоотношений, которая может повлечь за собой нарушение прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, суд вправе возложить на орган государственной власти, орган местного самоуправления, иной орган, уполномоченную организацию или должностное лицо, принявшие оспариваемый нормативный правовой акт, обязанность принять новый нормативный правовой акт, заменяющий нормативный правовой акт, признанный не действующим полностью или в части.

В пункте 37 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25.12.2018 № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами» разъяснено, что следует иметь в виду, что, поскольку при рассмотрении дел об оспаривании нормативных правовых актов полномочия судов ограничены проверкой законности соответствующих актов, данная правовая норма подлежит применению лишь в случаях, когда в нормативном правовом акте, имеющем большую юридическую силу, предусмотрена обязанность соответствующего органа, организации или лица принять нормативный правовой акт или соответствующие положения нормативного правового акта.

В настоящем административном деле имеются обстоятельства, при которых суд вправе возложить на административного ответчика обязанность принять заменяющий нормативный акт.

В соответствии со статьями 5 и 41 Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении» производственные программы организаций, оказывающих услуги в сфере водоснабжения, подлежат утверждению органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Отсутствие утвержденной производственной программы создаст недостаточную правовую урегулированность правоотношений административного истца по определению его финансовых потребностей для поставки коммунального ресурса (горячей воды), а также правоотношений административного истца и неопределенного круга лиц – потребителей услуги по горячему водоснабжению по порядку определения размера платы за данные услуги.

С учетом изложенного, суд возлагает на Департамент регулирования тарифов Ярославской области обязанность принять заменяющий нормативный акт в течение одного месяца со дня вступления настоящего решения суда в законную силу.

Руководствуясь статьями 175-181, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

Административное исковое заявление Общества с ограниченной ответственностью «АДС» удовлетворить.

Признать недействующим приказ Департамента жилищно-коммунального хозяйства, энергетики и регулирования тарифов Ярославской области от 18.12.2019 года № 357-г/вс «Об установлении тарифов на горячую воду, поставляемую потребителям обществом с ограниченной ответственностью «АДС» (городской округ город Ярославль), на 2020-2024 годы» в редакции приказа Департамента жилищно-коммунального хозяйства, энергетики и регулирования тарифов Ярославской области от 31.03.2022 года №27-ви «О внесении изменения в приказ департамента жилищно-коммунального хозяйства, энергетики и регулирования тарифов Ярославской области от 18.12.2019 года №357-г/вс» в части определения объема тепловой энергии на подогрев воды на 2021 год в размере 35042* Гкал (пункт 2 и примечание к нему (*) в разделе III «Планируемый объем подачи воды» приложения 3 Производственная программа общества с ограниченной ответственностью «АДС» (городской округ Ярославль) в сфере горячего водоснабжения на 2020-2024 годы» с момента вступления решения суда в законную силу.

Возложить на Департамент регулирования тарифов Ярославской области обязанность принять заменяющий нормативный правовой акт в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Опубликовать на официальном интернет-портале правовой информации (www.pravo.gov.ru) сообщение о принятии настоящего решения судом в течение одного месяца со дня его вступления в законную силу.

На решение может быть подана апелляционная жалоба, а прокурором может быть принесено апелляционное представление в Первый апелляционный суд общей юрисдикции через Ярославский областной суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья О.И.Бисерова

Решение в окончательной форме изготовлено 09 августа 2022 года