ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-283/2022 от 30.05.2022 Тульского областного суда (Тульская область)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

30 мая 2022 года город Тула

Тульский областной суд в составе:

председательствующего Мельничук О.В.,

при секретаре Звонове А.А.,

с участием прокурора Федянина И.Д.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3а-283/2022 по административному исковому заявлению ООО «Тульский опткоопторг» к министерству имущественных и земельных отношений Тульской области о признании частично недействующим Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2022 год.

у с т а н о в и л:

30 ноября 2021 года министерством имущественных и земельных отношений Тульской области издано распоряжение № 2795 «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2022 год».

Данное распоряжение подписано заместителем министра имущественных и земельных отношений Тульской области, опубликовано 30.11.2021 на официальном сайте министерства имущественных и земельных отношений Тульской области в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», и согласно его пункту 4 вступило в силу со дня подписания.

Пунктом 1 распоряжения определен перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2022 год (далее – Перечень на 2022 год) согласно приложению.

В названный Перечень в качестве объекта недвижимого имущества, в отношении которого налоговая база определяется как его кадастровая стоимость, под номером включено нежилое здание с кадастровым номером .

ООО «Тульский опткоопторг», являясь собственником нежилого здания с указанным выше кадастровым номером, обратилось в суд с административным иском о признании недействующим данного Перечня в части включения в него вышеуказанного объекта недвижимого имущества, ссылаясь на то, что спорное здание включено в приведенный Перечень незаконно, фактически не используется для размещения офисов, объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания, в связи с чем отсутствуют основания для включения его в Перечень исходя из положений статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации. Земельный участок, на котором расположено здание, также не предусматривает размещение на нем офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.

В судебном заседании представитель административного истца ООО «Тульский опткоопторг» по доверенности Костиков А.И. заявленные требования поддержал по изложенным в административном иске основаниям.

Административный ответчик министерство имущественных и земельных отношений Тульской области в суд представителя не направил, о дне, времени и месте рассмотрения дела извещен, представлены письменные возражения по существу заявленных требований.

Заинтересованное лицо администрация г.Тулы в суд представителя также не направило, о дне, времени и месте рассмотрения дела извещено, имеется заявление с просьбой о проведении судебного заседания в его отсутствие, указало, что поддерживает позицию административного ответчика.

Выслушав объяснения представителя административного истца, исследовав письменные материалы дела, заслушав заключение прокурора Федянина И.Д., суд приходит к следующему.

Исходя из положений статей 72 и 76 Конституции Российской Федерации, подпункта 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения отнесено, в том числе, решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов.

Налог на имущество организаций является региональным налогом, устанавливается и вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации и с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации (статьи 14, 372 названного кодекса).

Законом Тульской области от 24.11.2003 №414-ЗТО (с последующими изменениями и дополнениями) на территории Тульской области установлен и введен налог на имущество организаций. В соответствии со статьей 1-1 данного Закона, введенной в действие Законом Тульской области от 29.05.2014 №2121-ЗТО, налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества, в отношении, в частности, такого недвижимого имущества, как административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них.

Согласно подпункту 1 пункта 1 и пункту 3 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения: административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них.

В целях настоящей статьи административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:

1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;

2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом: здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки); фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).

В силу пункта 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:

1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;

2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом: здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания; фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

Судом установлено, что оспариваемое распоряжение министерства имущественных и земельных отношений Тульской области опубликовано в соответствии с подп. 3 п. 7 ст. 378.2 НК РФ, постановлением правительства Тульской области от 17.02.2014 № 61 «Об источниках официального опубликования нормативных правовых актов и иной официальной информации правительства Тульской области и органов исполнительной власти Тульской области».

Оно издано уполномоченным органом в пределах его компетенции, согласно Положению о министерстве имущественных и земельных отношений Тульской области, утвержденному Постановлением правительства Тульской области № 452 от 13.10.2016 (пп. 4 п.8), с соблюдением требований, предъявляемых к форме издаваемых им нормативных правовых актов, порядка принятия, правил введения в действие и опубликования, что стороной административного истца в процессе судебного разбирательства не оспаривалось.

Проверяя распоряжение в оспариваемой части на предмет соответствия нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд приходит к следующему.

Исходя из частей 1 и 2 статьи 62 Кодекса административного судопроизводство Российской Федерации, министерство имущественных и земельных отношений Тульской области обязано доказать законность включения объектов в оспариваемые Перечни объектов недвижимого имущества.

Как следует из материалов дела, объект недвижимости с кадастровым номером , расположен по адресу: <адрес>, по данным ЕГРН имеет наименование «офисно-складское здание», площадь <данные изъяты> кв.м, представляет собой двухэтажное здание, <данные изъяты> года постройки, и с <данные изъяты> года находится в собственности административного истца.

Постановлением правительства Тульской области от 05.11.2014 №559 утвержден Порядок установления вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, согласно которому вид фактического использования перечисленных объектов определяется министерством имущественных и земельных отношений Тульской области на основании соответствующей информации, представленной органами местного самоуправления Тульской области, при утверждении перечня объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества в соответствии со статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.

Согласно сообщению Управления экономического развития администрации г.Тулы от 12.04.2022 акт обследования указанного объекта недвижимости на момент проведения мониторинга не составлялся.

В материалы дела не представлено доказательств тому, что фактический осмотр здания предшествовал принятию оспариваемого нормативно-правового акта.

Таким образом, по смыслу приведенных предписаний федерального и регионального законодательства, применительно к рассматриваемому случаю в Перечень подлежало бы включению здание, которое отвечает одному из критериев:

назначение земельного участка (один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания либо размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения);

или соответствующее назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации).

По данным ЕГРН здание расположено в пределах двух земельных участков:

<данные изъяты>;

<данные изъяты>.

Помимо спорного объекта, в пределах земельных участков значатся расположенными объекты: («торговая база», также принадлежит административному истцу), (нежилое здание – склад, принадлежит административному истцу), (нежилое здание – проходная контора, принадлежит административному истцу), (нежилое здание – гараж, принадлежит <данные изъяты>).

Указанные виды разрешенного использования земельных участков не предусматривают безусловно размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения, объектов торговли.

По сведениям из государственной информационной системы обеспечения градостроительной деятельности (Раздел 5 «Градостроительное зонирование») от 06.05.2022 №5016-5.01, объект расположен в зоне П-2 - Зона производственных объектов, регламент которой не исключает размещения, как торговых объектов, так и складов.

Кроме того, само по себе наименование «торговая база» не свидетельствует об отнесении объекта недвижимого имущества к объектам торговли.

Понятие «торгового объекта» приведено в статье 2 Федерального закона от 28.12.2009 №381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» и пункте 14 Национального стандарта Российской Федерации ГОСТ Р 51303-2013 «Торговля. Термины и определения», утвержденного приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 28.08.2013 №582-ст.

Так, торговый объект - это здание или часть здания, строение или часть строения, сооружение или часть сооружения, специально оснащенные оборудованием, предназначенным и используемым для выкладки, демонстрации товаров, обслуживания покупателей и проведения денежных расчетов с покупателями при продаже товаров.

Следовательно, в данном случае необходимо было определить, относится ли «торговая база» к объектам материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок или же к объектам торговли.

К объектам материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок относятся базы, склады, прочие объекты складского назначения различного профиля, камеры хранения, предприятия материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок. К объектам же торговли относятся магазины, торговые комплексы, торгово-развлекательные центры, ярмарки, рынки открытые и закрытые, выставки товаров, художественные салоны, магазины оптовой и мелкооптовой торговли.

Понятие «торговая база» в законодательстве отсутствует.

В то же время толковый словарь Ожегова С.И. дает понятие «база» - это учреждение, предприятие, центральный пункт по снабжению или обслуживанию, склад, место хранения товаров, материалов, продуктов.

Из Большого энциклопедического словаря усматривается, что «база» - это организация, занимающаяся снабжением или обслуживанием, склад.

Понятие «торговая база» не соответствует понятию «торгового объекта», данному в пункте 4 статьи 2 Федерального закона «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации».

Таким образом, из данных определений можно сделать вывод о том, что понятие «торговая база» используется для обозначения складских помещений, предназначенных для хранения продовольствия, а также других товаров, предназначенных для снабжения.

Кроме того, законодатель не предусмотрел такого критерия для внесения здания в Перечень, как его наименование.

Следовательно, для того чтобы признать нежилое здание с наименованием «торговая база» торговым объектом, его площадь должна включать в себя помещения, предназначенные для выкладки, демонстрации товаров, обслуживания покупателей и проведения денежных расчетов с покупателями при продаже товаров, а также прохода покупателей.

Согласно сведениям, содержащимся в представленном суду техническом паспорте на объект, площадью <данные изъяты> кв.м, расположенный по адресу: <адрес> (по состоянию на 11.10.2006 года), объект именуется «офисно-складское строение», назначение указано: объект производственного назначения, имеется в своем составе следующие помещения: Лит. Е 1 этаж: коридор, умывальная, туалет, лестничная клетка, склад, подсобная, котельная; Лит. Е 2 этаж: лестничная клетка, подсобная, кабинет, офис (38,1 кв.м), котельная, бильярдная, приемная (22,7 кв.м), комната переговоров (19 кв.м), склад, душ, туалет, умывальная, коридор.

По сообщению ГУ ТО «Областное БТИ» от 15.04.2022, дата последней инвентаризации объекта 11.10.2006, а, следовательно, на момент формирования Перечня анализируемый технический паспорт являлся актуальным.

Термин «кабинет» равным по значению с термином «офис» не является. По данным технического паспорта, в составе здания имеется одно помещение с наименованием именно «офис», однако его площадь не составляет более 20% от общей площади помещений объекта. Наличие комнаты переговоров и приемной, в том числе, и с суммированием площадей этих помещений, также не является определяющим, поскольку не дает 20 % общей площади объекта (19 кв.м + 22,7 кв.м + 38,1 кв.м = 79,8 кв.м, при 20% от 1610 кв.м = 322 кв.м).

Довод возражений административного ответчика о том, что спорный объект недвижимости имеет наименование «офисно-складское здание», в связи с чем использование здания в качестве офисного в соответствии с документами технического учета возможно, несостоятелен.

Данные Единого государственного реестра недвижимости, а также документы технического учета (инвентаризации) не свидетельствуют о назначении, разрешенном использовании или наименовании помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади здания под размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).

Наименование здания – «офисно-складское здание», внесенное в Единый государственный реестр недвижимости, само по себе не указывает на назначение конкретных помещений, расположенных в здании, а также на их площадь, а потому не может являться достаточным основанием для включения объекта в Перечень.

В связи с изложенным, по мнению суда, включение объекта с кадастровым номером в оспариваемый Перечень на основании подп. 1, 2 п.3 ст. 378.2 НК РФ без установления иных критериев было бы преждевременным, и для решения вопроса об отнесении объекта налогообложения с таким наименованием, назначением помещений и назначением земельного участка, к административно-деловому центру требовалось установление вида фактического использования.

Как указано выше, обследование объекта на предмет установления фактического использования помещений в период формирования Перечня в установленном порядке не проводилось и не актировалось.

Таким образом, ни вид разрешенного использования земельного участка, на котором расположено здание, ни наименование объекта недвижимости, ни назначение помещений в нем, не позволяют однозначно отнести объект с кадастровым номером к объектам недвижимого имущества, предусмотренным пунктом 3 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, и включение объекта в Перечень без установления его фактического использования являлось преждевременным.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 215 КАС РФ, суд

р е ш и л:

административное исковое заявление ООО «Тульский опткоопторг» удовлетворить.

Признать недействующим с момента принятия пункт перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2022 год, утвержденного распоряжением министерства имущественных и земельных отношений Тульской области от 30.11.2021 № 2795 «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2022 год».

Сообщение о принятии данного решения суда подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления его в законную силу в газете «Тульские известия» или размещению в сетевом издании «Сборник правовых актов Тульской области и иной официальной информации» в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» - http://npatula.ru, либо в сетевом издании «Официальный интернет-портал правовой информации» - www.pravo.gov.ru, либо на портале правительства Тульской области в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (http://tularegion.ru).

Решение может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции через Тульский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий