Дело ***а-284/2019
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГ город Барнаул
Алтайский краевой суд в составе:
председательствующего судьи Гончаровой Ю.В.,
при секретаре Сигаревой Е.Е.,
с участием представителяадминистративных <данные изъяты>
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению <данные изъяты> к Правительству Алтайского края, Управлению федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Алтайскому краю, ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Алтайскому краю об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости,
у с т а н о в и л:
административные <данные изъяты> обратились в Алтайский краевой суд с административным исковым заявлением к Правительству Алтайского края, Управлению федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Алтайскому краюоб установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером ***, расположенного по адресу: <адрес>, площадью <данные изъяты>., в равном его рыночной стоимости.
Требования мотивированы тем, что кадастровая стоимость принадлежащего административным истцам на праве общей долевой собственности земельного участка значительно превышает его рыночную стоимость, что подтверждается отчетом об оценке. Данное обстоятельство нарушает права административных истцов, так как кадастровая стоимость влияет на размер подлежащего уплате земельного налога, в связи с этим истцы просят установить кадастровую стоимость земельного участка равной его рыночной стоимости.
В процессе рассмотрения административного дела ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Алтайскому краю на основании ст.ст.41,47 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации исключено из числа заинтересованных лиц, привлечено к участию в дел в качестве административного ответчика.
В судебном заседании представитель административных истцов <данные изъяты> настаивала на удовлетворении заявленных административных требований.
Административные <данные изъяты> представители административных ответчиков Правительства Алтайского края, Управление федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Алтайскому краю,ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Алтайскому краю, заинтересованного лица Администрации <адрес> судебное заседание не явились, извещены надлежаще.
До судебного заседания от ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Алтайскому краю, Администрации <адрес> представлены отзывы на иск.
В соответствии со ст.ст.150, 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.
Выслушав пояснения представителей сторон, изучив материалы дела, оценив представленные доказательства в совокупности, суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения административного искового заявления.
В соответствии с п.п.1,5 ст.65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
Пунктом 1 ст.391 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено определение налоговой базы в отношении земельного участка как его кадастровой стоимости по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
В силу абз.4 п.4 ст.378.2 Налогового кодекса Российской Федерации в случае изменения кадастровой стоимости объекта налогообложения на основании установления его рыночной стоимости по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решению суда сведения о кадастровой стоимости, установленной решением указанной комиссии или решением суда, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, учитываются при определении налоговой базы начиная с даты начала применения для целей налогообложения кадастровой стоимости, являющейся предметом оспаривания.
Согласно п.2 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
Статьей 24.18 Федерального закона от ДД.ММ.ГГ*** «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» предусмотрено, что Результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности (за исключением случаев, установленных настоящей статьей), в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.
Судом установлено, что <данные изъяты> на праве общей долевой собственности принадлежит земельный участокс кадастровым номером *** расположенного по адресу: <адрес>, площадью <данные изъяты>., участок отнесен к землям населенных пунктов, вид разрешенного использования –для эксплуатации зданий торгово-складской базы,что подтверждается выписками из Единого государственного реестра недвижимости, договорами купли-продажи, соглашениями об определении долей, судебными актами (л.д.14-38).
Таким образом, установление в отношении объекта недвижимости кадастровой стоимости в размере его рыночной стоимости имеет правовое значение для административных истцов.
Согласно Выписке из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости от ДД.ММ.ГГ сведениям филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии» по Алтайскому краю кадастровая стоимость,содержащаяся в государственном кадастре недвижимости, определена по состоянию на ДД.ММ.ГГ и <данные изъяты>. (л.д.17,95-100).
В соответствии с п.п.1,3 ст.66 Земельного кодекса Российской Федерации рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности.
В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Исходя из положений ст.24.18 Закона об оценочной деятельности, основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является, в том числе, установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Из материалов административного дела следует, что <данные изъяты>ДД.ММ.ГГ обратились в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Алтайскому краю, решением комиссии от ДД.ММ.ГГ*** заявление об изменении кадастровой стоимости отклонено (л.д.39,40).
В подтверждение рыночной стоимости земельного участкаадминистративным истцом представлен отчет об оценке ***, составленный ДД.ММ.ГГ<данные изъяты>, согласно которому рыночная стоимость вышеуказанногообъекта недвижимости по состоянию на ДД.ММ.ГГ<данные изъяты>. (л.д.41-88).
В связи с возникшими у Администрации <адрес>, а также комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Алтайскому краю сомнениями в достоверности представленного административным истцом отчета по настоящему делу была назначена и проведена судебная экспертиза.
Согласно заключению судебной экспертизы от ДД.ММ.ГГ***, составленным экспертом <данные изъяты> отвечающим требованиям ст.4 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», рыночная стоимость по состоянию на ДД.ММ.ГГ земельного участка с кадастровым номером ***, расположенного по адресу: <адрес>, составляет <данные изъяты>. (л.д.119-188).
В силу ст.62, ч.8 ст.82 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации заключение эксперта относится к числу доказательств по делу, которое подлежит оценке судом в соответствии со ст.84 названного Кодекса в совокупности с другими доказательствами по делу.
Исследовав заключение судебной оценочной экспертизы, суд приходит к выводу о том, что экспертом приведена информация по всем ценообразующим факторам, использовавшимся при определении стоимости земельного участка; содержащиеся в заключении экспертизы сведения дают представление о местоположении объектов – аналогов и иных их характеристиках, учтенных при расчете итоговой величины рыночной стоимости указанного объекта недвижимости; в заключении приведен анализ всех необходимых факторов, оказывающих влияние на стоимость объекта оценки. Заключение эксперта получено в предусмотренном законом порядке, соответствует требованиям Федерального закона «О государственной судебно-экспертной деятельности в российской Федерации», Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, стандартов и правил оценочной деятельности, проведено компетентным специалистом в области оценки, предупрежденным об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения, в связи с чем суд находит указанную в заключениях эксперта величину рыночной стоимости земельных участков достоверной.
Кроме того суд принимает во внимание, что административными ответчиками и заинтересованным лицом возражений относительно содержащихся в заключениях судебной экспертизы выводов не заявлено, доказательства иной рыночной стоимости земельных участков суду не представлены.
Учитывая, что установление кадастровой стоимости земельного участка равной рыночной имеет для административных истцов, являющихся в силу ст.388 Налогового кодекса Российской Федерации плательщиками земельного налога, правовое значение, суд удовлетворяет требования <данные изъяты>
В связи с тем, что заявление о пересмотре кадастровой стоимости подано административным истцом 25.19.2018, срок, предусмотренный ч.3 ст.245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, не пропущен.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административное исковое заявление <данные изъяты> об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером ***, расположенного по адресу: <адрес>, площадью <данные изъяты>., по состоянию на ДД.ММ.ГГ, в равном его рыночной стоимости размере – <данные изъяты>.
Дата обращения с заявлением об изменении кадастровой стоимости земельного участка – ДД.ММ.ГГ.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в апелляционную инстанцию Алтайского краевого суда в течение одного месяца со дня принятия решения в мотивированном виде.
Судья Ю.В.Гончарова
Мотивированное решение принято ДД.ММ.ГГ.