Дело № 3а-284/2019
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
город Ярославль 31 октября 2019 года
Ярославский областной суд в составе:
председательствующего судьи Щегольковой Е.Ю.,
при секретаре Амелиной Я.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Матросова Ильи Александровича об оспаривании результатов государственной кадастровой оценки,
установил:
Матросов И.А. обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просит:
установить кадастровую стоимость объекта недвижимости: наименование: нежилое помещение, назначение – нежилое помещение, площадью 11 064, 5 кв.метров, с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенного по адресу: <адрес> - 67, 134 – 182, в размере рыночной стоимости 7 699 000 рублей;
установить кадастровую стоимость объекта недвижимости: наименование: нежилое помещение, назначение – нежилое помещение, площадью 10 323 кв.метра, с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенного по адресу: <адрес>, в размере рыночной стоимости 7 303 000 рублей;
установить кадастровую стоимость объекта недвижимости: наименование: нежилое помещение, назначение – нежилое помещение, площадью 3 092, 5 кв.метра, с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенного по адресу: <адрес>, в размере рыночной стоимости 2 554 000 рублей;
установить кадастровую стоимость объекта недвижимости: наименование: нежилое помещение, назначение – нежилое помещение, площадью 144, 3 кв.метра, с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенного по адресу: <адрес>, в размере рыночной стоимости 2 372 000 рублей;
установить кадастровую стоимость объекта недвижимости: наименование: нежилое помещение, назначение – нежилое помещение, площадью 198, 9 кв.метра, с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенного по адресу: <адрес> в размере рыночной стоимости 2 094 000 рублей;
установить кадастровую стоимость объекта недвижимости: наименование: нежилое помещение, назначение – нежилое помещение, площадью 343, 7 кв.метра, с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенного по адресу: <адрес>, в размере рыночной стоимости 1 132 000 рублей.
Заявление обосновано тем, что Матросов И.А. является собственником указанных объектов недвижимости и плательщиком налога на имущество физических лиц. Административным истцом проведена оценка рыночной стоимости объектов недвижимости. Согласно отчету, выполненному ООО «Ярэксперт» (далее – Отчет), рыночная стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером <данные изъяты> составляет 7 699 000 рублей;
рыночная стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером <данные изъяты> - 7 303 000 рублей;
рыночная стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером <данные изъяты> - 2 554 000 рублей;
рыночная стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером <данные изъяты> - 2 372 000 рублей;
рыночная стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером <данные изъяты> - 2 094 000 рублей;
рыночная стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером <данные изъяты> - 1 132 000 рублей.
Кадастровая стоимость указанных объектов недвижимости, установленная на основании результатов государственной кадастровой оценки объектов недвижимости, утвержденных постановлением Правительства Ярославской области от 11 декабря 2012 года № 1404-п, по состоянию на 25 июня 2019 года составляет:
для объекта недвижимости с кадастровым номером <данные изъяты> – 274 326 131, 72 рубля;
для объекта недвижимости с кадастровым номером <данные изъяты> – 255 941 855, 28 рубля;
для объекта недвижимости с кадастровым номером <данные изъяты> – 76 673 465, 80 рубля;
для объекта недвижимости с кадастровым номером <данные изъяты> – 3 577 681, 85 рубля;
для объекта недвижимости с кадастровым номером <данные изъяты> – 4 931 399, 30 рубля;
для объекта недвижимости с кадастровым номером <данные изъяты> – 8 518 998, 50 рубля.
В связи с этим, пользуясь правом, предоставленным статьей 24.18 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», административный истец просят установить кадастровую стоимость объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости.
В судебном заседании представитель административного истца на основании доверенности Коротков Н.А. административный иск поддержал.
Представитель заинтересованного лица Департамента имущественных и земельных отношений Ярославской области по доверенности Николаева Т.Б. в удовлетворении административного иска возражала в связи с недостоверностью представленного административным истцом Отчета в подтверждение требований административного иска.
Административные ответчики ФГБУ Федеральная кадастровая палата Росреестра, Управление Росреестра по Ярославской области, заинтересованное лицо администрация городского поселения Гаврилов- Ям представили суду отзыв на административный иск, в котором оставили разрешение дела на усмотрение суда.
Административный ответчик Правительство Ярославской области своих представителей в судебное заседание не направило, правовой позиции в письменном виде по административному исковому заявлению Матросова И.А. не представило суду.
Заслушав лиц, участвующих в деле, допросив в качестве свидетеля оценщика Григорьеву Л.А., исследовав письменные материалы дела, суд полагает, что административное исковое заявление Матросова И.А. подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 24.18 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии.
Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является:
недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости;
установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Аналогичные положения содержатся в статьях 245, 246, 248 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Суд принимает во внимание, что в соответствии с частями 6 и 7 статьи 24 Федерального закона «О государственной кадастровой оценке» положения настоящего Федерального закона не применяются к государственной кадастровой оценке и оспариванию результатов государственной кадастровой оценки, проведение которой начато до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
Государственная кадастровая оценка, проведение которой начато до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, и оспаривание результатов такой государственной кадастровой оценки проводятся в соответствии с Федеральным законом от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации".
Поскольку оспариваемая в настоящем деле кадастровая стоимость объектов недвижимости установлена до дня вступления в силу указанного Федерального закона, в настоящем административном деле суд применяет положения Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации».
В соответствии со статьями 399 – 403 Налогового кодекса Российской Федерации налог на имущество физических лиц устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
Налогоплательщиками налога признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса.
Объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя), помимо прочего имущества, также иные здание, строение, сооружение, помещение.
Налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.
Налоговая база определяется в отношении каждого объекта налогообложения как его кадастровая стоимость, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащая применению с 1 января года, являющегося налоговым периодом, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.
Законом Ярославской области от 18 ноября 2014 N 74-з в качестве единой даты начала применения на территории Ярославской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения установлено 1 января 2015 года.
Решением муниципального Совета городского поселения Гаврилов-Ям от 25.11.2014 года N 9 на территории городского поселения Гаврилов - Ям введен налог на имущество физических лиц с 1 января 2015 года, установлены ставки налога, исходя из кадастровой стоимости объектов недвижимости.
Судом установлено, что Матросов И.А. является собственником следующих объектов недвижимости:
- объект недвижимости: наименование: нежилое помещение, назначение – нежилое помещение, площадью 11 064, 5 кв.метров, с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенного по адресу: <адрес>
- объект недвижимости: наименование: нежилое помещение, назначение – нежилое помещение, площадью 10 323 кв.метра, с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенного по адресу: <адрес>;
- объект недвижимости: наименование: нежилое помещение, назначение – нежилое помещение, площадью 3 092, 5 кв.метра, с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенного по адресу: <адрес>;
- объект недвижимости: наименование: нежилое помещение, назначение – нежилое помещение, площадью 144, 3 кв.метра, с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенного по адресу: <адрес>;
- объект недвижимости: наименование: нежилое помещение, назначение – нежилое помещение, площадью 198, 9 кв.метра, с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенного по адресу: <адрес>;
- объект недвижимости: наименование: нежилое помещение, назначение – нежилое помещение, площадью 343, 7 кв.метра, с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенного по адресу: <адрес>.
Исходя из вышеприведенных положений налогового законодательства, законодательства Ярославской области и муниципального образования городское поселение Гаврилов – Ям Ярославской области, а также принимая во внимание, что Матросов Н.А. является собственником расположенных на территории городского поселения Гаврилов - Ям нежилых помещений, суд приходит к выводу о том, что он является плательщиками налога на имущество физических лиц, размер данного налога определяется на оснований сведений о кадастровой стоимости данных объектов недвижимости, следовательно права и законные интересы Матросова Н.А. затрагиваются установленной в отношении указанных объектов кадастровой стоимостью.
При таких обстоятельствах, Матросов Н.А. имеет право оспаривать результаты определения кадастровой стоимости вышеперечисленных объекта недвижимости.
В соответствии с вышеприведенными положениями части 1 статьи 248 КАС РФ, части 11 статьи 24.18 Федерального закона № 135-ФЗ от 29.07.1998 года «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость, является основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости.
Судом установлено, что объекты недвижимости административного истца не вошли в Перечень объектов, подлежащих оценке на 12 июля 2012 года – дату проведения государственной кадастровой оценки объектов недвижимости (за исключением земельных участков), расположенных на территории Ярославской области, результаты которой утверждены постановлением Правительства Ярославской области от 11 декабря 2012 года № 1404-п.
Согласно выпискам из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости датой определения кадастровой стоимости указанных объектов недвижимости является 25 июня 2019 года.
Согласно положениям части 1 и части 2 статьи 24.19 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» кадастровая стоимость объектов недвижимости административного истца определялась на 25 июня 2019 года на основании удельных показателей кадастровой стоимости, утвержденных постановлением Правительства Ярославской области от 11 декабря 2012 года № 1404-п.
Таким образом, кадастровая стоимость для объекта недвижимости с кадастровым номером <данные изъяты> составила 274 326 131, 72 рубля;
для объекта недвижимости с кадастровым номером <данные изъяты> – 255 941 855, 28 рубля;
для объекта недвижимости с кадастровым номером <данные изъяты> – 76 673 465, 80 рубля;
для объекта недвижимости с кадастровым номером <данные изъяты> – 3 577 681, 85 рубля;
для объекта недвижимости с кадастровым номером <данные изъяты> – 4 931 399, 30 рубля;
для объекта недвижимости с кадастровым номером <данные изъяты> – 8 518 998, 50 рубля.
Административным истцом представлен Отчет ООО «Ярэксперт» оценки рыночной стоимости объектов недвижимости.
Согласно Отчету рыночная стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером <данные изъяты> составляет 7 699 000 рублей;
рыночная стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером <данные изъяты> - 7 303 000 рублей;
рыночная стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером <данные изъяты> - 2 554 000 рублей;
рыночная стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером <данные изъяты> - 2 372 000 рублей;
рыночная стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером <данные изъяты> - 2 094 000 рублей;
рыночная стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером <данные изъяты> - 1 132 000 рублей.
Департаментом имущественных и земельных отношений Ярославской области в судебном заседании заявлено о несоответствии Отчета законодательству об оценочной деятельности.
Проанализировав Отчет, дополнительные пояснения оценщика Григорьевой Л.А., заключение судебной экспертизы суд не находит оснований согласиться с обоснованностью заявленных заинтересованным лицом возражений.
Из Отчета об оценке рыночной стоимости объектов недвижимости следует, что рыночная стоимость объектов с кадастровыми номерами <данные изъяты> определялась оценщиком сравнительным подходом, объекта недвижимости с кадастровым номером <данные изъяты> – сравнительным и доходным подходами, рыночная стоимость объектов недвижимости с кадастровыми номерами 76<данные изъяты> - затратным подходом.
Все действия, совершенные оценщиком в процессе оценки, нашли свое отражение в Отчете, их обоснованность сомнений не вызывает.
В рамках оценки объектов сравнительным подходом до выбора объектов, использованных в качестве аналогов для расчета, оценщиком проведен анализ рынка и определены все предложения о сделках с объектами недвижимости на дату оценки, относящиеся к одному сегменту рынка с объектами оценки.
Для сопоставления с каждым из объектов оценки оценщиком использованы сведения о трех объектах – аналогах, цены которых скорректированы на торг, на местоположение относительно областного центра, на тип объекта, на физическое состояние здание (потребность в ремонте), на наличие отопления, на площадь.
В возражениях на Отчет Департамент приводит сведения о продаже нежилого помещения – базы (склада), расположенного в городе Гаврилов – Ям Ярославской области, которые имелись на дату оценки, но не были использованы оценщиком в расчетах. В связи с этим, Департамент указывает на нарушение оценщиком подпункта «в» пункта 22 Федерального стандарта оценки "Оценка недвижимости (ФСО N 7)", утвержденного приказом Минэкономразвития России от 25.09.2014 года N 611, как необоснованный отказ от использования всего доступного объема информации для производства расчетов.
Суд не может согласиться с обоснованностью возражений Департамента.
Приводя данные возражения, Департамент не приводит доказательств того, что использованных оценщиком объектов – аналогов было недостаточно для определения величины рыночной стоимости объектов недвижимости.
Кроме того, указанный объект использован оценщиком как аналог при расчете рыночной стоимости сравнительным подходом в отношении объекта недвижимости с кадастровым номером <данные изъяты>. При этом оценщиком были использованы сведения о продаже данного объекта более близкие по времени к дате оценки с иной ценой предложения данного объекта.
Как указывалось выше, цены использованных оценщиком объектов в качестве аналогов корректировались, помимо прочего, на местоположение относительно областного центра.
Для расчета данной корректировки оценщиком использован Справочник оценщика недвижимости. Производственно – складская недвижимость и сходные типы объектов, выпущенного в 2018 году под редакцией Лейфера Л.А.
Данным справочником предлагается деление населенных пунктов области на пять групп, в том числе областной центр, населенные пункты в ближайшей окрестности областного центра, райцентры и поселки городского типа с развитой промышленностью, райцентры и поселки городского типа сельскохозяйственных районов, прочие населенные пункты.
При введении корректировки оценщик отнесла место расположения объектов административных истцов к райцентру сельскохозяйственных районов.
Департамент, возражая против такого вывода, указывает на то, что у оценщика имелись основания для отнесения места нахождения объектов административного истца к райцентрам с развитой промышленностью, приводя в подтверждение своего довода тот факт, что распоряжением Правительства Российской Федерации город Гаврилов – Ям включен в перечень моногородов Российской Федерации, что свидетельствует о наличии на его территории градообразующего промышленного предприятия.
Вместе с тем, указанные возражения Департамента не нашли своего подтверждения при рассмотрении дела.
Так, оценщиком в судебное заседание представленная информация о том, что на дату оценки число работников ОАО ГМЗ «Агат», которое признано градообразующим предприятием при включении города Гаврилов – Ям в перечень моногородов, составляло менее 10 % от количества жителей данного города.
В отношении ОАО Гаврилов – Ямский льнокомбинат, также признанного градообразующим предприятием, 2 октября 2013 года открыто конкурсное производство.
Оценщик представила сведения о значительном числе иных промышленных предприятий, ранее осуществлявших деятельность на территории города Гаврилов – Ям Ярославской области, которые на дату оценки ее прекратили.
При таких обстоятельствах, доводы Департамента о наличии на территории города Ярославля существенного количества промышленных предприятий, предопределяющих его экономическую направленность, являются безосновательными.
В связи с этим, учитывая также, что оценщиком в судебном заседании приведены сведения о более пятнадцати расположенных в Гаврилов – Ямском районе сельскохозяйственных предприятиях, являющихся действующими, вывод оценщика об отнесении города Гаврилов – Ям к райцентру сельскохозяйственного района, суд признает обоснованным. Следовательно, корректировки цен объектов – аналогов в указанной части определены оценщиком верно.
В возражениях на Отчет Департамент приводит также доводы о том, что оценщик необоснованно не корректировал цены объектов – аналогов на наличие в составе цены предложений данных объектов недвижимости также стоимости земельного участка под ними.
Исследование Отчета показало, что в качестве аналогов для расчета стоимости объектов оценки, являющихся помещениями, оценщик отобрала отдельно стоящие здания.
В связи с этим, к ценам объектов – аналогов ею была введена корректировка на «тип объекта» - помещения или отдельно стоящие здания.
Таким образом, как пояснила оценщик в судебном заседании, устранялось различие в данных объектах, связанное с тем, что при продаже отдельно стоящих объектов в их цену закладывается стоимость земельного участка под ним, тогда как цены помещения такого составляющего не имеют.
Указанные пояснения суд находит обоснованными. Департаментом, иными лицами, участвующими в деле, они не опровергнуты.
В связи с этим, суд находит действия оценщика и в указанной части верными.
Анализ Отчета в полном объеме дает суду основания полагать, что оценка рыночной стоимости объектов недвижимости административного истца выполнена оценщиком в соответствии с требованиями законодательства об оценочной деятельности, полученные по результатам оценки величины рыночной стоимости данных объектов являются достоверными.
Данный вывод суда подтверждается и заключением проведенной по делу судебной экспертизы. Согласно заключению эксперта Александровой О.О. Отчет об оценке рыночной стоимости объектов капитального строительства, расположенных по адресу: <адрес>, соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе требованиям Федерального закона, федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного органа, осуществляющего функции по правовому регулированию оценочной деятельности, и стандартов и правил оценочной деятельности саморегулируемой организации оценщиков, членом которой является оценщик Григорьева Л.А. Рыночная стоимость объектов капитального строительства, расположенных по адресу: <адрес> определенная в Отчете, является достоверной.
В связи с этим, суд приходит к выводу о том, что рыночная стоимость объектов недвижимости административного истца подлежит установлению в размере, определенном Отчетом.
При таких обстоятельствах, учитывая, что административный истец обладает правом заявления требований о пересмотре кадастровой стоимости объектов недвижимости в связи с установлением их рыночной стоимости на дату определения кадастровой стоимости, а также принимая во внимание, что размер рыночной стоимости объектов недвижимости подтвержден достаточными и допустимыми доказательствами, суд полагает, что административное исковое заявление Матросова И.А. подлежит удовлетворению.
Датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости объектов недвижимости в данном деле является дата обращения Матросова И.А. с настоящим административным иском в суд, а именно – 7 августа 2019 года.
Руководствуясь статьями 175 - 180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
Административное исковое заявление Матросова Ильи Александровича удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость объекта недвижимости: наименование: нежилое помещение, назначение – нежилое помещение, площадью 11 064, 5 кв.метров, с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенного по адресу: <адрес>, помещения 1 - 67, 134 – 182, в размере рыночной стоимости 7 699 000 (семь миллионов шестьсот девяносто девять тысяч) рублей.
Внести изменения в сведения Единого государственного реестра недвижимости, установив кадастровую стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером <данные изъяты> в размере 7 699 000 (семь миллионов шестьсот девяносто девять тысяч) рублей.
Установить кадастровую стоимость объекта недвижимости: наименование: нежилое помещение, назначение – нежилое помещение, площадью 10 323 кв.метра, с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенного по адресу: <адрес>, в размере рыночной стоимости 7 303 000 (семь миллионов триста три тысячи) рублей.
Внести изменения в сведения Единого государственного реестра недвижимости, установив кадастровую стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером <данные изъяты> в размере 7 303 000 (семь миллионов триста три тысячи) рублей.
Установить кадастровую стоимость объекта недвижимости: наименование: нежилое помещение, назначение – нежилое помещение, площадью 3 092, 5 кв.метра, с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенного по адресу: <адрес>, в размере рыночной стоимости 2 554 000 (два миллиона пятьсот пятьдесят четыре тысячи) рублей.
Внести изменения в сведения Единого государственного реестра недвижимости, установив кадастровую стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером <данные изъяты> в размере 2 554 000 (два миллиона пятьсот пятьдесят четыре тысячи) рублей.
Установить кадастровую стоимость объекта недвижимости: наименование: нежилое помещение, назначение – нежилое помещение, площадью 144, 3 кв.метра, с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенного по адресу: <адрес>, в размере рыночной стоимости 2 372 000 (два миллиона триста семьдесят две тысячи) рублей.
Внести изменения в сведения Единого государственного реестра недвижимости, установив кадастровую стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером <данные изъяты> в размере 2 372 000 (два миллиона триста семьдесят две тысячи) рублей.
Установить кадастровую стоимость объекта недвижимости: наименование: нежилое помещение, назначение – нежилое помещение, площадью 198, 9 кв.метра, с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенного по адресу: <адрес>, в размере рыночной стоимости 2 094 000 (два миллиона девяносто четыре тысячи) рублей.
Внести изменения в сведения Единого государственного реестра недвижимости, установив кадастровую стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером <данные изъяты> в размере 2 094 000 (два миллиона девяносто четыре тысячи) рублей.
Установить кадастровую стоимость объекта недвижимости: наименование: нежилое помещение, назначение – нежилое помещение, площадью 343, 7 кв.метра, с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенного по адресу: <адрес>, в размере рыночной стоимости 1 132 000 (один миллион сто тридцать две тысячи) рублей.
Внести изменения в сведения Единого государственного реестра недвижимости, установив кадастровую стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером <данные изъяты> в размере 1 132 000 (один миллион сто тридцать две тысячи) рублей.
Дата подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости – 7 августа 2019 года.
Решение может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции через Ярославский областной суд в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья Е.Ю. Щеголькова
Решение в окончательной форме изготовлено 13 ноября 2019 года