ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-284/2018 от 21.05.2018 Владимирского областного суда (Владимирская область)

Дело №3а-284/2018

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

город Владимир 21 мая 2018 года

Владимирский областной суд в составе:

председательствующего судьи Емельяновой О.И.

при секретаре Мамедове Т.С. с участием прокурора отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессах прокуратуры Владимирской области Денисова А.А.,

представителей административного истца муниципального унитарного предприятия города Коврова «Жилищно-эксплуатационный трест» по доверенности Андреевой М.А., конкурсного управляющего Гусева Б.Е., административного ответчика департамента цен и тарифов администрации Владимирской области по доверенности Меньшова М.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению муниципального унитарного предприятия города Коврова «Жилищно-эксплуатационный трест» о признании недействующими постановлений департамента цен и тарифов администрации Владимирской области от 30 ноября 2015 года № 49/206 «О тарифах на тепловую энергию» в редакции постановления от 15.09.2017 № 38/1; от 20 декабря 2016 года № 47/10 «Об утверждении производственной программы и установлении тарифов на горячую воду» в редакции постановления от 15.09.2017 № 38/2,

УСТАНОВИЛ:

30 ноября 2015 года департаментом цен и тарифов администрации Владимирской области (далее – департамент, регулирующий орган) принято постановление № 49/206 «О тарифах на тепловую энергию» (далее - постановление от 30 ноября 2015 года №49/206), которым утверждены единые долгосрочные тарифы на тепловую энергию для потребителей муниципального унитарного предприятия города Коврова «Жилищно-эксплуатационный трест» (далее - МУП г. Коврова «ЖЭТ») на период 2016-2018 г.г., с календарной разбивкой согласно приложениям №№ 1 и 2. Приложением № 1 установлены тарифы на тепловую энергию на коллекторах источника тепловой энергии. Приложением № 2 установлены тарифы на тепловую энергию, поставляемую потребителям, в частности, на период с 01 июля 2017 года по 31 декабря 2017 года установлен тариф в размере 2508,71 руб. за Гкал (л.д.60-63 т.1).

Нормативный правовой акт официально опубликован в сетевом электронном издании http://www.vedom.ru 22 декабря 2015 года, начало его действия с 01 января 2016 года (л.д.253 т.1).

В последующем в постановление департамента от 30 ноября 2015 года №49/206 неоднократно вносились изменения.

Постановлением департамента от 20 декабря 2016 года № 47/9 внесены изменения в части увеличения тарифа на тепловую энергию, который согласно приложению № 2 на период с 01 июля 2017 года по 31 декабря 2017 года составил 2 575,07 руб. за Гкал. (л.д.12 т.1).

15 сентября 2017 года департаментом принято постановление № 38/1 «О внесении изменений в постановление департамента цен и тарифов администрации Владимирской области от 30.11.2015 № 49/206», состоящее из констатирующей части (преамбулы), постановляющей части, содержащей в свою очередь три пункта, а также трёх приложений, которым осуществлена дифференциация ранее установленных долгосрочных тарифов на тепловую энергию от источников тепловой энергии.

Пункт 1 постановляющей части названного нормативного правого акта предусматривает внесение следующих изменений в постановление департамента от 30 ноября 2015 года №49/206 «О тарифах на тепловую энергию»:

1.1. В пункте 1 слова "приложениям N 1 и 2" заменить словами "приложениям N 1 - 4".

1.2. В пункте 3 слова "приложению N 3" заменить словами "приложению N 5".

1.3. Приложение N 2 к постановлению изложить в следующей редакции согласно приложению N 1.

1.4. Дополнить постановление приложениями N 3 и 4 в следующей редакции согласно приложениям N 2 и 3.

1.5. Приложение N 3 к постановлению считать соответственно приложением N 5.

В пункте 2 постановляющей части предусматривается, что указанные в пункте 1 настоящего постановления изменения действуют с 01 января 2017 года.

В пункте 3 постановляющей части указано, что настоящее постановление подлежит официальному опубликованию в средствах массовой информации.

Приложение № 1 устанавливает тарифы на тепловую энергию, поставляемую потребителям по СЦТ от котельной по ул.Ковровская, д.17.

Приложение № 2 устанавливает тарифы на тепловую энергию, поставляемую потребителям по СЦТ от котельной по ул.Набережная, д.8.

Приложение № 3 устанавливает тарифы на тепловую энергию, поставляемую потребителям по СЦТ от котельной по ул. Володарского, д.100 (л.д.28-29 т.1).

Нормативный правовой акт официально опубликован в сетевом электронном издании http://www.vedom.ru 18.09.2017 (л.д. 250 т.1).

Также постановлением департамента от 20 декабря 2016 года № 47/10 «Об утверждении производственной программы и установлении тарифов на горячую воду» (далее – постановление от 20 декабря 2016 года № 47/10) установлены единые тарифы в сфере горячего водоснабжения для потребителей МУП г. Коврова «ЖЭТ» с календарной разбивкой с 01 января 2017 года по 30 июня 2017 года, с 01 июля 2017 года по 31 декабря 2017 года, согласно приложению № 3 тариф на горячее водоснабжение на период с 01 июля 2017 года по 31 декабря 2017 года составил 2 575,07 руб. за Гкал. (л.д.13 т.1).

Нормативный правовой акт официально опубликован в сетевом электронном издании http://www.vedom.ru 30.12.2016, начало его действия с 01 января 2017 года (л.д.252 т.1).

15 сентября 2017 года департаментом принято постановление № 38/2 «О внесении дополнений в постановление департамента цен и тарифов администрации Владимирской области от 20.12.2016 № 47/10», состоящее из констатирующей части (преамбулы), постановляющей части, содержащей три пункта, которым осуществлена дифференциация ранее установленных долгосрочных тарифов на горячую воду от источников тепловой энергии.

Пункт 1 постановляющей части названного нормативного правого акта предусматривает внесение следующих дополнений в постановление департамента от 20 декабря 2016 года № 47/10 «Об утверждении производственной программы и установлении тарифов на горячую воду»:

1.1. Заголовок приложения N 1 после слов "на 2017 год" дополнить словами "(по СЦТ от котельной по ул. Ковровской, д. 17, по СЦТ от котельной по ул. Набережной, д. 8, по СЦТ от котельной по ул. Володарского, д. 100)".

1.2. Заголовки приложений N 2 и N 3 после слов "горячего водоснабжения" дополнить словами "(по СЦТ от котельной по ул. Ковровской, д. 17, по СЦТ от котельной по ул. Набережной, д. 8, по СЦТ от котельной по ул. Володарского, д. 100)".

В пункте 2 постановляющей части предусматривается, что указанные в пункте 1 настоящего постановления изменения действуют с 01 января 2017 года.

В пункте 3 постановляющей части указано, что настоящее постановление подлежит официальному опубликованию в средствах массовой информации (л.д.30 т.1).

Нормативный правовой акт официально опубликован в сетевом электронном издании http://www.vedom.ru 18 сентября 2017 года (л.д. 251 т.1).

МУП г. Коврова «ЖЭТ» обратилось во Владимирский областной суд с административным исковым заявлением о признании недействующими постановлений департамента цен и тарифов администрации Владимирской области от 30 ноября 2015 года № 49/206 «О тарифах на тепловую энергию» в редакции постановления от 15.09.2017 № 38/1 «О внесении изменений в постановление департамента цен и тарифов администрации Владимирской области от 30.11.2015 № 49/206»; от 20 декабря 2016 года № 47/10 «Об утверждении производственной программы и установлении тарифов на горячую воду» в редакции постановления от 15.09.2017 № 38/2 «О внесении дополнений в постановление департамента цен и тарифов администрации Владимирской области от 20.12.2016 № 47/10».

В обоснование требований указало, для МУП г. Коврова «ЖЭТ» как единой теплоснабжающей организации постановлениями департамента от 30 ноября 2015 года № 49/206 (в редакции постановления от 20.12.2016 №47/9), от 20 декабря 2016 года № 47/10 утверждены тарифы на тепловую энергию и горячую воду на долгосрочный период в размере 2 575,07 руб. без их дифференциации по системам теплоснабжения от трех котельных предприятия.

Решением Совета народных депутатов г. Коврова от 03.08.2017, распоряжением администрации г. Коврова от 03.08.2017 № 147р с 15 августа 2017 года МУП г. Коврова «ЖЭТ» на праве хозяйственного ведения переданы объекты Министерства обороны Российской Федерации, расположенные на территории Ковров-8, находящиеся в неудовлетворительном состоянии и требующие больших затрат для бесперебойного теплоснабжения населения зоны Ковров-8.

Тарифы, действующие для потребителей микрорайона Ковров-8 на дату передачи объектов в размере 1 526,63 руб. за Гкал. и 1320,44 руб. за Гкал., не обеспечивали проведение необходимых работ на теплосетевом хозяйстве в целях приведения его в нормативное состояние.

Оспариваемыми постановлениями департамента от 15.09.2017 № № 38/1, 38/2 внесены изменения и дополнения в постановления департамента от 30.11.2015 № 49/206, от 20.12.2016 № 47/10 в части дифференциации тарифов МУП г. Коврова «ЖЭТ» с 01.01.2017 по системам теплоснабжения от трёх котельных предприятия.

Для потребителей микрорайона Ковров-8 тарифы были установлены лишь постановлениями департамента от 14.11.2017 №№ 50/1, 50/2 (с учетом постановления от 30.11.2017 № 53/40) в размере 1747,13 руб. за Гкал. с 20 декабря 2017 года.

Полагает, что оспариваемые постановления департамента противоречат пункту 24 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, пункту 37 Правил регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 22.10.2012 № 1075, пунктам 109, 122 Методических указаний по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных приказом Федеральной службы по тарифам от 13.06.2013 № 760-э, в связи с тем, что устанавливают дифференциацию тарифов от источников тепловой энергии в пределах одной системы теплоснабжения. Действие оспариваемых нормативных актов департамент распространил с 01.01.2017, придав им тем самым обратную силу. Кроме того, изменения в постановление от 20 декабря 2016 года № 47/10 внесены с нарушением порядка, предусмотренного п. 34 Правил регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.05.2013 № 406.

Нарушение прав административный истец усматривает в том, что постановления департамента в оспариваемой редакции не позволили применять с 15 августа 2017 года долгосрочный тариф на тепловую энергию и горячее водоснабжение в размере 2 575,07 руб. за Гкал для потребителей г.Ковров-8. В период с 15.08.2017 по 20.12.2017 предприятие не имело утвержденного тарифа для потребителей г.Ковров-8, что лишает предприятие возможности взыскания дебиторской задолженности с потребителей г.Ковров-8 и ведет к увеличению кредиторской задолженности МУП г. Коврова «ЖЭТ», которая за период с 15.08.2017 по 11.12.2017 увеличилась на 11 567 387 руб. и составила 31 147 700 руб., что в результате может привести к срыву отопительного сезона 2017-2018 г.г.

В судебном заседании представитель административного истца по доверенности Андреева М.А. требования уточнила, просила признать нормативные правовые акты в оспариваемой редакции недействующими с 15 августа 2017 года. Представитель Андреева М.А., а также конкурсный управляющий Гусев Б.Е. требования поддержали по изложенным в административном иске основаниям, пояснили, что все котельные, как ранее принадлежащие предприятию на праве хозяйственного ведения, так и переданные вновь (№№ 183 и № 296 г.Ковров-8) расположены в пределах одной системы теплоснабжения. МУП г. Коврова «ЖЭТ» как единая теплоснабжающая организация в департамент с заявлением об установлении отдельного тарифа на тепловую энергию, отпускаемую от котельных предприятия для отопления и горячего водоснабжения, не обращалось, в связи с чем, правовых оснований для внесения изменений в действующие постановления с дифференциацией долгосрочных и экономически обоснованных тарифов по источникам теплоснабжения не имелось. Пояснили, что при отсутствии надлежащим образом установленного тарифа для потребителей г.Ковров-8 с 15.09.2017 применялся уровень платежей в размере 2 575,05 руб. за Гкал., установленный решением Совета народных депутатов г. Коврова от 18.09.2017 № 203. Однако после установления департаментом тарифа для потребителей г.Ковров-8 в размере 1747,13 руб. предприятием был произведен перерасчет. В случае удовлетворения заявленных требований сохранится базовая редакция постановлений департамента от 30.11.2015 № 49/206, от 20.12.2016 № 47/10, устанавливающая единые тарифы в размере 2575,07 руб. за Гкал., что позволит взыскать с потребителей г.Ковров-8 дебиторскую задолженность, снизив тем самым уровень задолженности предприятия, находящегося в стадии конкурсного производства. По указанным основаниям возражали против прекращения производства по делу в связи с неприменением с 01.01.2018 постановлений в оспариваемой редакции.

Представитель департамента по доверенности Меньшов М.А. требования не признал, в представленных письменных отзывах (л.д.81-85, 145-148, 211-213, 238-239 т.1) и пояснениях в судебном заседании указал, что оспариваемые постановления приняты в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2010 №190-ФЗ «О теплоснабжении», постановлением Правительства РФ от 22.10.2012 № 1075 «О ценообразовании в сфере теплоснабжения», постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 №406 "О государственном регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения" в пределах предоставленных департаменту полномочий, с соблюдением порядка их принятия, прав и законных интересов административного истца не нарушают.

В обоснование правомерности дифференциации тарифов на тепловую энергию по источникам теплоснабжения, пояснил, что системы теплоснабжения от котельной по ул. Ковровская, д.17, от котельной по ул. Набережная, д.8, от котельной по ул. Володарского, д.100 являются самостоятельными системами теплоснабжения, не связанными друг с другом. Данные системы теплоснабжения не связаны с централизованной системой теплоснабжения г.Ковров-8. Полагал, что дифференциацией тарифов права административного истца не нарушены, поскольку МУП г. Коврова «ЖЭТ» применило к населению г.Ковров-8 ранее установленные тарифы на тепловую энергию и горячую воду. Пояснил, что экономически обоснованным с учетом экономики зоны г. Ковров-8 является тариф 1747,13 руб. за Гкал., установленный с 20.12.2017, который в полной мере компенсирует расходы и предприятием не оспаривается. Применение для потребителей г. Ковров-8 тарифа на тепловую энергию в размере 2575,07 руб. за Гкал. привело бы к получению предприятием завышенной выручки, а также к необоснованному завышению платежей граждан за коммунальный ресурс тепловую энергию и увеличению утвержденного предельного (максимального) индекса изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги по муниципальному образованию г. Ковров с 01 июля 2017 года с 7,3% до 74,2%, что недопустимо. Указал, что с 01.01.2018 постановления департамента от 20.12.2016 № 47/10 от 15.09.2017 № 38/1 от 15.09.2017 № 38/2 признаны утратившими силу постановлением департамента от 26.04.2018 № 14/9, что, по мнению представителя, влечет прекращение производства по делу.

Заинтересованное лицо администрация г. Коврова, извещенное о времени и месте судебного разбирательства, представителя в судебное заседание не направило (л.д.186 т.1). Представитель Терентьева К.С. в пояснениях в судебном заседании 13.04.2018, а также в представленных письменных отзывах (л.д.141, 187-189, 221 т.1), полагала требования подлежащими удовлетворению, указав, что все источники тепловой энергии МУП г. Коврова «ЖЭТ» расположены в пределах одной системы теплоснабжения, принадлежат одной регулируемой организации, предприятие в департамент в целях дифференциации тарифов по источникам теплоснабжения не обращалось. Указала, что довод представителя департамента об увеличение предельного (максимального) индекса изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги до 74,2% в случае сохранения тарифа на тепловую энергию в размере 2 575,07 руб. за Гкал. необоснован, поскольку величина предельного (максимального) индекса для муниципального образования г. Ковров в размере 7,3% рассчитана без учета потребления тепловой энергии жителей г. Ковров-8, методика расчета изменения индексов при передаче объектов теплоснабжения, принадлежащих Министерству обороны РФ, муниципальным образованиям, на законодательном уровне не определена.

Заинтересованное лицо Совет народных депутатов г. Коврова участие представителя в судебном заседании не обеспечил, о слушании дела извещен надлежащим образом (л.д.186 т.1). В судебном заседании 13.04.2018 представитель Ванюшина Е.В. возражала против удовлетворения иска, указав, что дифференциация ранее установленных тарифов по источникам теплоснабжения права административного истца не нарушает. Пояснила, что по результатам рассмотрения Советом народных депутатов г. Коврова вопроса об установлении для всех потребителей МУП г.Ковров «ЖЭТ» тарифа на тепловую энергию в размере 2575,07 руб. было принято решение от 30.08.2017 № 175 о согласовании предельного (максимального) индекса изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги на период с 16 августа по 31 декабря 2017 года в размере 74,2%. Данный акт отменен решением Совета народных депутатов г. Коврова от 13.11.2017 № 255. (л.д.165,178 т.1).

Заслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, заключение прокурора, полагавшего необходимым отказать в удовлетворении заявленных требований, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.

Тарифное регулирование в сфере теплоснабжения осуществляется на основе Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон о теплоснабжении); Основ ценообразования в сфере теплоснабжения (далее - Основы ценообразования № 1075), Правил регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения (далее - Правила регулирования цен № 1075), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 № 1075; Методических указаний по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных приказом Федеральной службы по тарифам России от 13.06.2013 № 760-э (далее - Методические указания № 760-э).

Согласно подпункту "а" пункта 18 статьи 2 Закона о теплоснабжении реализация тепловой энергии (мощности), теплоносителя, за исключением установленных названным федеральным законом случаев, при которых допускается установление цены реализации по соглашению сторон договора, относится к регулируемому виду деятельности в сфере теплоснабжения, при осуществлении которой расчеты за товары, услуги в сфере теплоснабжения осуществляются по ценам (тарифам), подлежащим в соответствии с названным федеральным законом государственному регулированию.

Полномочиями на установление тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям, наделены органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения (пункт 1 части 2 статьи 5, пункт 1 части 3 статьи 7 и пункт 4 части 1 статьи 8 Закона о теплоснабжении).

Отношения в сфере горячего водоснабжения регулируются Федеральным законом от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее - Закон о водоснабжении и водоотведении).

В целях реализации положений вышеуказанного Закона в части регулирования деятельности и тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения Правительством Российской Федерации 13 мая 2013 года принято постановление №406, которым утверждены, в том числе Правила регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения (далее - Правила регулирования тарифов в сфере водоснабжения).

Согласно пунктам 1,3 части 1 статьи 5 Закона о водоснабжении и водоотведении к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере водоснабжения и водоотведения относятся установление тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, а также утверждение производственных программ и контроль за выполнением производственных программ, в том числе за достижением в результате реализации мероприятий производственных программ плановых значений показателей надежности, качества, энергетической эффективности.

Статья 31 названного Федерального закона, определяя правовые, экономические и организационные отношения в области водоснабжения и водоотведения в Российской Федерации, предусматривает государственное регулирование органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации тарифов на услуги, в том числе в сфере горячего водоснабжения с использованием закрытых систем горячего водоснабжения.

Постановлением Губернатора Владимирской области от 27 декабря 2005 года № 766 утверждено Положение о департаменте цен и тарифов администрации Владимирской области (далее - Положение), из которого следует, что названный департамент является органом исполнительной власти Владимирской области, проводящим государственную политику в сфере государственного регулирования цен (тарифов) в пределах полномочий, возложенных на администрацию области, и осуществляющим исполнительно-распорядительные функции в данной сфере деятельности на всей территории области (пункт 1.1).

Согласно пункту 2.1.1 Положения в полномочия департамента входит, в том числе, установление тарифов на тепловую энергию (мощность) поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям, в соответствии с установленными федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в сфере теплоснабжения предельными (минимальным и (или) максимальным) уровнями указанных тарифов, а также на услуги в сфере холодного водоснабжения и водоотведения, на горячую воду в закрытой системе горячего водоснабжения (л.д.107 т.1).

Таким образом, как доподлинно установлено судом, оспариваемые постановления департамента от 30 ноября 2015 года № 49/206 «О тарифах на тепловую энергию» в редакции постановления от 15.09.2017 № 38/1, от 20 декабря 2016 года № 47/10 «Об утверждении производственной программы и установлении тарифов на горячую воду» в редакции постановления от 15.09.2017 № 38/2 приняты компетентным государственным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации - департаментом цен и тарифов администрации Владимирской области, в пределах предоставленных полномочий.

Оспариваемые нормативные правовые акты приняты на заседании правления департамента 15 сентября 2017 года, в правомочном составе, с соблюдением процедуры их принятия, предусмотренной в том числе, как вышеперечисленными нормативными правовыми актами, так и приказами директора департамента от 12 октября 2015 года №181 и от 07 июня 2017 года № 126 (л.д.240, 246-248 т.1), при наличии кворума, решения приняты по итогам голосования единогласно и оформлены в виде постановлений департамента, в ходе заседания правления велся соответствующий протокол, подписанный уполномоченными лицами - председательствующим и секретарем (л.д. 98-103 т.1 ).

Данные обстоятельства лицами, участвующими в деле, в том числе административным истцом, в лице его представителей, не оспаривались.

Как установлено судом и следует из материалов дела, МУП г. Коврова «ЖЭТ» имеет статус единой теплоснабжающей организации (постановление администрации г. Коврова от 14.04.2017 № 896 «Об организации теплоснабжения муниципального образования г. Ковров»).

До августа 2017 года МУП г. Коврова «ЖЭТ» эксплуатировало объекты теплоснабжения: котельные № 1 по ул. Ковровская, д. 17, № 2 по ул. Набережная, д.8, № 3 по ул. Володарского, д.100, тепловые сети и сети горячего водоснабжения.

Постановлениями департамента от 30 ноября 2015 года № 49/206 (в редакции постановления от 20 декабря 2016 года № 47/9), от 20 декабря 2016 года № 47/10 для потребителей МУП г. Коврова «ЖЭТ» установлены тарифы на тепловую энергию и горячее водоснабжение на долгосрочный период. Тарифы рассчитывались в условиях эксплуатации трёх котельных (ул.Ковровская, д.17, ул.Набережная, д.8, ул.Володарского, д.100) на едином уровне без дифференциации по источникам тепловой энергии, в частности, на период с 01 июля 2017 по 31 декабря 2017 года тарифы установлены в размере 2 575,07 руб. за Гкал.

В зоне г.Ковров-8 единой теплоснабжающей организацией было АО «****», тарифы на тепловую энергию для потребителей с 01.07.2017 были установлены в размере 1526,63 руб. за Гкал. (котельная инв.№296) и в размере 1320,44 руб. за Гкал. (котельная инв. №183).

На основании решения Совета народных депутатов г. Коврова от 03.08.2017 № 170 «О распоряжении недвижимым муниципальным имуществом», распоряжения администрации г. Коврова от 03.08.2017 № 147р осуществлено закрепление на праве хозяйственного ведения котельных (инв.№№183,296), ЦТП, тепловых сетей и сетей горячего водоснабжения, расположенных в г. Ковров-8 (ранее имущество Министерства обороны Российской Федерации), за МУП г. Коврова «ЖЭТ» (л.д. 14,15 т.1).

Оспариваемыми постановлениями департамента от 15 сентября 2017 года № 38/1, 38/2 внесены изменения и дополнения в постановления департамента от 30 ноября 2015 года № 49/206, от 20 декабря 2016 года № 47/10 в части дифференциации тарифов на тепловую энергию и горячую воду МУП г. Коврова «ЖЭТ» с 01.01.2017 по трём системам теплоснабжения: от котельной по ул. Ковровская, д.17, от котельной по ул.Набережная, д.8, от котельной по ул. Володарского, д.100. Изменения вступили в силу с 01.01.2017.

При этом размер ранее установленных тарифов для вышеуказанных котельных МУП г.Коврова «ЖЭТ» с учетом календарной разбивки сохранён на прежнем уровне, в частности, на период с 01 июля 2017 года по 31 декабря 2017 года составил 2575,07 руб. за Гкал.

Департамент письмом от 19.09.2017 за № 3806-06-08 уведомил МУП г. Коврова «ЖЭТ» об отсутствии правовых оснований применения ранее установленного тарифа на горячую воду для потребителей г. Ковров-8 (л.д.32).

Решением Совета народных депутатов г.Коврова от 18.09.2017 № 203 для МУП г. Коврова «ЖЭТ» с 15 августа 2017 года до установления тарифа для потребителей г. Ковров-8 уровень платежей за тепловую энергию на территории г. Ковров-8 установлен в размере 2 575,07 руб. за Гкал (л.д.27 т.1).

В дальнейшем постановлением департамента от 14.11.2017 № 50/1 «О тарифах на тепловую энергию» установлены тарифы на тепловую энергию, поставляемую потребителям г. Ковров-8 по системам теплоснабжения (с 01.12.2017 по 31.12.2017 в размере 1747,13 руб. за Гкал, с 01.01.2018 по 30.06.2018 в размере 1747,13 руб. за Гкал., с 01.07.2018 по 31.12.2018 в размере 1829,80 руб. за Гкал. (л.д.33-34 т.1).

Постановлением департамента от 14.11.2017 № 50/2 «Об утверждении производственной программы и установлении тарифов на горячую воду» установлен тариф на горячую воду, поставляемую потребителям г.Ковров-8, с 01.12.2017 по 31.12.2017 в размере 1747,13 руб. за Гкал. (л.д.192-195).

Постановлением департамента от 30.11.2017 № 53/40 внесены изменения в постановления от 14.11.2017 №№ 50/1 и 50/2 в части изменения срока начала действия тарифа на тепловую энергию и горячую воду для потребителей г.Ковров-8 с 01 декабря 2017 года на 20 декабря 2017 года (л.д.35 т.1).

Постановлением департамента от 14.12.2017 № 57/19 «Об утверждении производственной программы и установлении тарифов на горячую воду» МУП г. Коврова «ЖЭТ» для потребителей г. Ковров-8 установлен тариф на горячую воду с 01.01.2018 по 30.06.2018 в размере 1747,13 руб. за Гкал., с 01.07.2018 по 31.12.2018 в размере 1829,80 руб. за Гкал. (л.д.206-210 т.1)

Постановления департамента от 20.12.2016 № 47/10, от 15.09.2017 № 38/1 от 15.09.2017 № 38/2 признаны утратившими силу постановлением департамента от 26.04.2018 № 14/9 «О признании утратившими силу отдельных постановлений департамента цен и тарифов администрации области», опубликованным в сетевом электронном издании http://www.vedom.ru, 28.04.2018.

Несмотря на то, что вышеуказанные нормативные правовые акты утратили силу с 01.01.2018, суд учитывает, что истец является субъектом отношений, регулируемых оспариваемыми актами, признает заслуживающими внимания доводы истца, что без дифференциации тарифов оспариваемыми нормативными актами МУП г. Коврова «ЖЭТ» вправе взыскать с потребителей г.Ковров-8 дебиторскую задолженность за период с 15.08.2017 по 20.12.2017 исходя из единого тарифа в размере 2575,07 руб. за Гкал.

При таком положении суд полагает, что оспариваемые нормативные правовые акты подлежат судебной проверке на соответствие их положениям нормативных правовых актов, имеющих большую юридическую силу, не усматривая оснований для прекращения производства по делу по основаниям п.1 ч.2 ст. 214 КАС РФ.

При этом суд также учитывает, что постановление департамента от 30.11.2015 № 49/206 в настоящее время действует в редакции от 14.12.2017 № 57/17, в соответствии с которой тарифы дифференцированы по источникам тепловой энергии по трем котельным предприятия (л.д.86-89 т.1).

Проверяя доводы административного истца о противоречии оспариваемых нормативных правовых актов пункту 24 Основ ценообразования № 1075, пунктам 119, 112 Методических указаний № 760-э, суд исходит из следующего.

В соответствии с п.14 ст. 2 Закона о теплоснабжении система теплоснабжения - совокупность источников тепловой энергии и теплопотребляющих установок, технологически соединенных тепловыми сетями.

Пунктом 24 Основ ценообразования № 1075 в сфере теплоснабжения предусмотрено, что в случае если источники тепловой энергии расположены в пределах одной системы теплоснабжения и принадлежат одной регулируемой организации на праве собственности или на ином законном основании, по предложению такой регулируемой организации тарифы на тепловую энергию (мощность) устанавливаются без дифференциации по каждому источнику тепловой энергии.

В соответствии пунктом 109 Методических указаний № 760-э тарифы на тепловую энергию (мощность) могут дифференцироваться: по системам теплоснабжения, источникам тепловой энергии, которыми владеет на праве собственности или на ином законном основании регулируемая организация (за исключением случая, предусмотренного пунктом 112 настоящих Методических указаний); видам теплоносителя (вода, пар); параметрам теплоносителя.

Нормой пункта 112 приведенных Методических указаний предусмотрено, что для всех источников тепловой энергии, расположенных в пределах одной системы теплоснабжения и принадлежащих одной регулируемой организации на праве собственности или на ином законном основании, тарифы на тепловую энергию (мощность), отпускаемую от источника (источников) тепловой энергии, на основании решения органа регулирования определяются на едином уровне без дифференциации по источникам тепловой энергии по предложению регулируемой организации.

В силу взаимосвязанных положений вышеприведенных правовых норм регулирующий орган обязан установить тарифы на тепловую энергию на едином уровне при одновременном соблюдении следующих условий: законное владение регулируемой организацией имуществом и единство системы теплоснабжения.

МУП г.Коврова «ЖЭТ», имея статус единой теплоснабжающей организации, действительно, владеет объектами теплоснабжения на территории г. Коврова.

Между тем, как следует из постановления администрации г. Коврова от 14.04.2017 № 896 на территории г. Коврова до 01.01.2018 действовало 8 единых теплоснабжающих организаций, с 01.01.2018 действует 7 единых теплоснабжающих организаций (ООО «****», ОАО «****», ООО «****» и т.д.), которыми осуществляется эксплуатация 60 котельных города (л.д.259 т.1).

Из системного толкования норм пунктов 2,4,6 Правил организации теплоснабжения в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 08.08.2012 № 808, следует, что в одной зоне, границы, которой соответствуют границам системы теплоснабжения, может быть только одна единая теплоснабжающая организация.

В соответствии с постановлением администрации г. Коврова от 14.04.2017 № 896 до передачи имущества Министерства обороны Российской Федерации в муниципальную собственность и владение МУП г. Коврова «ЖЭТ» единой теплоснабжающей организацией в зоне Ковров-8 было АО «****» (л.д.256-257 т.1).

Согласно внесенным постановлением администрации г. Коврова от 15.09.2017 № 2501 в схему теплоснабжения г. Коврова изменениям МУП г. Коврова «ЖЭТ» стало единой теплоснабжающей организацией в двух зонах: в зоне г.Ковров-8 (пункт 2.3 постановления администрации г. Коврова от 14.04.2017 № 896 в редакции постановления от 15.09.2017 № 2501) и зоне систем теплоснабжения от трёх ранее эксплуатируемых предприятием котельных (пункт 3.8 постановления администрации г. Коврова от 14.04.2017 № 896 в редакции постановления от 15.09.2017 № 2501) (л.д.259-261 т.1).

Обособленность территории г. Ковров-8 от иных систем теплоснабжения, находящихся в эксплуатации МУП г. Коврова «ЖЭТ» подтверждается постановлением администрации г. Коврова от 26.09.2017 № 2619 (пункты 2.2.7 и 2.3.2 приложения к постановлению) (л.д.262-266 т.1).

Из изложенного следует, что зона г.Ковров-8 является обособленной зоной от зоны деятельности МУП г. Коврова «ЖЭТ», расположенной в границах систем теплоснабжения, находящихся в иной части города.

Представленное МУП г. Коврова «ЖЭТ» свидетельство о регистрации производственно опасных объектов не подтверждает, что все объекты теплоснабжения, эксплуатируемые МУП г.Коврова «ЖЭТ», составляют единую систему теплоснабжения (л.д.123 т.1).

Иных документов, свидетельствующих о том, что закрепленные за МУП г. Коврова «ЖЭТ» все 5 котельных составляют единую систему централизованного теплоснабжения, то есть, соединены единой тепловой сетью, ни регулируемой организацией, ни органами местного самоуправления не представлено и в материалах дела не имеется.

Поскольку законодательно предусмотренная совокупность условий для установления единого тарифа на тепловую энергию отсутствует, суд считает, что осуществленная оспариваемыми нормативными правовыми актами дифференциация тарифов на тепловую энергию не противоречит пункту 24 Основ ценообразования № 1075 и пунктам 109,112 Методических указаний № 760-э.

При этом суд признаёт заслуживающими внимания доводы представителя департамента, что применение установленных с 01.07.2017 тарифов МУП г. Коврова «ЖЭТ» для потребителей г.Ковров-8 привело бы к увеличению стоимости услуг отопления и горячего водоснабжения и значительному превышению утвержденного постановлением администрации Владимирской области от 30.04.2014 № 441 предельного (максимального) индекса изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги, который в муниципальном образовании г. Ковров с 01.07.2017 установлен в размере 7,3%.

Из имеющихся в материалах дела письменных доказательств, а именно, письма департамента от 10.11.2017 № ДЦТ-4529-07-05, решения Совета народных депутатов г. Коврова от 30.08.2017 № 175, а также объяснений представителя Совета народных депутатов г. Коврова Ванюшиной Е.В. следует, что распространение ранее установленных для МУП г. Коврова «ЖЭТ» тарифов на потребителей г.Ковров-8 повлекло бы увеличение платы за коммунальные услуги на 74,2% (л.д.172,178, 183-184 т.1).

Доводы представителя администрации г. Коврова, изложенные в письменном отзыве от 17.05.2018, что величина предельного (максимального) индекса изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в муниципальном образовании г. Ковров в размере 7,3% рассчитана без учета потребителей территории Ковров-8, суд находит несостоятельными, поскольку вышеприведенным постановлением администрации Владимирской области от 30.04.2014 № 441 установлен предельный (максимальный) индекс с 01.07.2017 в размере 7,3% для муниципального образования г. Ковров, который распространяется на всех жителей, пользующихся коммунальными услугами, включая территорию Ковров-8.

Доводы административного истца о придании постановлению департамента от 15 сентября 2017 года №№ 38/1 обратной силы, что не согласуется с положениями пункта 37 Правил регулирования цен № 1075, суд находит основанными на ошибочном толковании норм материального права.

Постановлением департамента от 15.09.2017 № 38/1 тарифные ставки на тепловую энергию не устанавливаются, не вводятся в действие и не изменяются. Изменения, внесенные данным постановлением, касаются исключительно уточнения наименований приложений к базовому постановлению департамента в части уточнения действия приведенного нормативного правового акта. С учетом изложенного пункт 37 Правил регулирования цен № 1075 на спорные правоотношения не распространяется.

По изложенным основаниям суд полагает, что применению не подлежит пункт 34 Правил регулирования тарифов в сфере водоснабжения, которым предусмотрено, что при изменении тарифов в течение срока их действия по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации, орган регулирования тарифов запрашивает у регулируемых организаций документы и материалы, указанные в пункте 16 настоящих Правил. Срок представления запрашиваемых документов и материалов указывается органом регулирования тарифов в запросе и не может быть менее 5 рабочих дней со дня поступления запроса в регулируемую организацию.

Учитывая, что постановлением департамента от 15.09.2017 № 38/2 тарифные ставки на горячее водоснабжение не определялись, тарифное дело не открывалось, фактически имело место техническое изменение нормативного правового акта, суд считает, что департаментом нарушений порядка принятия постановления от 15.09.2017 № 38/2 не допущено.

Давая оценку доводам МУП г.Коврова «ЖЭТ» о нарушении нормативными правовыми актами в оспариваемой редакции имущественных интересов предприятия, суд исходит из того, что осуществленная департаментом дифференциация тарифов на тепловую энергию и горячую воду не повлекла изменения тарифных ставок. Из сопоставления базовой редакции постановлений департамента от 30.11.2015 № 49/206, от 20.12.2016 № 47/10, а также редакции постановлений от 15.09.2017 №№ 38/1, 38/2 с очевидностью следует, что числовые значения тарифов на тепловую энергию и горячую воду с учетом календарной разбивки остались на прежнем уровне. Так, для каждой из котельных по ул. Ковровская, д. 17, ул. Набережная, д.8, ул. Володарского, д.100 тарифы на тепловую энергию и горячее водоснабжение на период с 01 июля 2017 года по 31 декабря 2017 года сохранены в размере 2575,07 руб. за Гкал.

МУП г. Коврова «ЖЭТ» фактически производило начисление платы потребителям г. Ковров-8 за поставленную тепловую энергию за период с 15.09.2017 по 31.12.2017 на основании решения Совета народных депутатов г. Коврова от 18.09.2017 № 203, в связи с чем, доводы административного истца о нарушении прав теплоснабжающей организации отсутствием утвержденного тарифа не нашли подтверждения в ходе рассмотрения дела.

При этом суд принимает во внимание, что для потребителей территории Ковров-8 постановлениями департамента от 14.11.2017 №№ 50/1, 50/2 (в редакции постановления от 30.11.2017 № 53/40) тарифы на тепловую энергию и горячую воду с 20.12.2017 года установлены в размере 1747,13 руб. за Гкал. В таком же размере тарифы для потребителей территории Ковров-8 установлены с 01.01.2018.

Экономическая обоснованность тарифов на тепловую энергию и горячую воду в размере 1747,13 руб. за Гкал. МУП г.Коврова «ЖЭТ» не оспаривается, доказательств обратного в материалах дела не имеется.

При таком положении довод административного истца, что рост кредиторской задолженности предприятия обусловлен принятием департаментом оспариваемых нормативных правовых актов, суд находит несостоятельным.

В ходе судебного разбирательства конкурсный управляющий МУП г. Коврова «ЖЭТ» Гусев Е.Б. ссылался на противоречие оспариваемых постановлений департамента нормам Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)», однако в чем выражается указанное противоречие, не указал, конкретные правовые нормы не привел.

При указанных обстоятельствах суд полагает, что оспариваемые постановление департамента от 30 ноября 2015 года № 49/206 в редакции постановления от 15.09.2017 № 38/1 и постановление от 20 декабря 2016 года № 47/10 в редакции постановления от 15.09.2017 № 38/2 не противоречат вышеуказанным нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, и не нарушают прав, свобод и законных интересов МУП г. Коврова «ЖЭТ».

В силу пункта 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

в удовлетворении административного искового заявления муниципального унитарного предприятия города Коврова «Жилищно-эксплуатационный трест» о признании недействующими постановлений департамента цен и тарифов администрации Владимирской области от 30 ноября 2015 года № 49/206 «О тарифах на тепловую энергию» в редакции постановления от 15.09.2017 № 38/1 «О внесении изменений в постановление департамента цен и тарифов администрации Владимирской области от 30.11.2015 № 49/206»; от 20 декабря 2016 года № 47/10 «Об утверждении производственной программы и установлении тарифов на горячую воду» в редакции постановления от 15.09.2017 № 38/2 «О внесении дополнений в постановление департамента цен и тарифов администрации Владимирской области от 20.12.2016 № 47/10» - отказать.

На решение могут быть поданы апелляционные жалоба, представление в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации через Владимирский областной суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Председательствующий судья

Владимирского областного суда О.И.Емельянова

Мотивированное решение изготовлено 25 мая 2018 года