ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-284/2022 от 09.06.2022 Ставропольского краевого суда (Ставропольский край)

Дело № 3а–284/2022

УИД 26OS0000-04-2022-000125-15

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

09 июня 2022 года город Ставрополь

Ставропольский краевой суд в составе:

председательствующего судьи Ситьковой О.Н.,

при секретаре судебного заседания ФИО3

с участием представителей: административных истцов ФИО1, ФИО2 - ФИО4, административных ответчикови заинтересованного лица Министерства имущественных отношенийФИО5, прокурора отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе прокуратурыФИО6

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1, ФИО2 коб оспаривании нормативного правового акта в части,

установил:

Постановлениемот ДД.ММ.ГГГГ-п «О внесении изменений в Порядок определения размера арендной платы за использование земельных участков, находящихся в государственной собственности, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, и предоставленных в аренду без торгов, утвержденный Постановлениемот ДД.ММ.ГГГГ-п» (далее Постановленияот ДД.ММ.ГГГГ-п) утверждены Изменения, которые вносятся в Порядок определения размера арендной платы за использование земельных участков, находящихся в государственной собственности, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, и предоставленных в аренду без торгов (далее Изменения, утвержденные Постановлениемот ДД.ММ.ГГГГ-п).

В подпункте 6 пункта 3 данных Изменений, утвержденных Постановлением Правительства Ставропольского края от 21 октября 2019 года № 454-п, установлено, что при предоставлении земельного участка в аренду без проведения торгов в случаях, указанных в настоящем пункте, арендная плата определяется на основании кадастровой стоимости земельного участка и рассчитывается в размере 3% в отношении земельного участка, предоставленного в случаях, не указанных в подпунктах «1» - «5» настоящего пункта.

Пунктом 3 Постановления Правительства Ставропольского края от 21 октября 2019 года № 454-п предусмотрено, что настоящее постановление вступает в силу на следующий день после дня его официального опубликования, но не ранее вступления в силу Закона Ставропольского края «О внесении изменений в Закон Ставропольского края «О бюджете Ставропольского края на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годов», предусматривающего компенсацию части потерь доходов местного бюджета в связи со снижением в 2019 году ставки арендной платы за земельные участки, предоставленные для размещения солнечных электростанций и обслуживающих их сооружений и объектов, и распространяется на правоотношения, возникшие с 01 января 2019 года.

Административные истцы Багандова С.Р., Туркин Д.Е. обратились в Ставропольский краевой суд с административным иском о признании недействующими пункта 3 Постановленияот ДД.ММ.ГГГГ-п; подпункта 6 пункта 3 Изменений, утвержденных Постановлениемот ДД.ММ.ГГГГ-п, со дня их принятия, как противоречащего принципу экономической обоснованности, в соответствии с которым арендная плата устанавливается в размере, соответствующем доходности земельного участка с учетом категории земель, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации». Также в обоснование заявленных требований административными истцами указано, что подпункт 6 пункта 3 Изменений издан в той же самой редакции, что и подпункта 5 пункта 3 Порядка, утвержденного Постановлениемот ДД.ММ.ГГГГ-п, который ранее признан недействующим на основании решениявого суда от ДД.ММ.ГГГГ по административному делу а-212/2019, вступившего в законную силу ДД.ММ.ГГГГ, что является подтверждением преодоления незаконного нормативного правового акта и, соответственно, злоупотреблением правом.

В письменных возражениях представитель административного ответчикаФИО7 просит отказать в удовлетворении требований, указав, что оспариваемый нормативный правовой акт (далее Постановление -п) не противоречит ни одному из принципов определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ, принят в пределах компетенции субъекта Российской Федерации по предмету совместного ведения с Российской Федерацией и в рамках полномочий исполнительного органа. Проекты Постановлений №-п и 454-п прошли оценку регулирующего воздействия и получили положительное заключение от, по результатам изучения проектов прокуратуразамечаний и предложений не выразила. Размер арендной платы 3% идентичен размеру арендной платы за аналогичные участки, указанные в подп.5 Порядка, утвержденного Постановлением -п в первоначальной редакции, согласно выводов заключения института, представившего финансово-экономическое обоснование, проект Постановления -п соответствует требованиям ст.39.7 ЗК РФ, Постановлению Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ и сложившейся судебной практике. Само по себе несогласие истцов с установленным размером арендной платы не является основанием для отмены нормативного правового акта.

Административные истцы ФИО1, ФИО2 (заявили о рассмотрении дела в их отсутствие), представители заинтересованных лиц администрации , КУМИ , администрации Георгиевского городского округа, извещенные надлежащим образом о дате, времени и месте судебного заседания, в суд не явились, доказательств уважительности причин неявки не представили, об отложение судебного заседания не просили, что в силу положений статьи 150, части 5 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.

В судебном заседании представитель административных истцов ФИО4 поддержала доводы, изложенные в административном иске, просила признать недействующим со дня принятия подпункт 6 пункта 3 Изменений, утвержденных Постановлениемот ДД.ММ.ГГГГ-п.

От требований о признании недействующим со дня принятия пункта 3 Постановленияот ДД.ММ.ГГГГ-п в части распространения данного постановления на правоотношения, возникшие с ДД.ММ.ГГГГ, представитель ФИО4 отказалась. Определением от ДД.ММ.ГГГГ данный отказ принят судом, производство по административному делу в указанной части прекращено.

Представитель административных ответчиков и заинтересованного лица ФИО7 заявленные в административном иске требования не признала, считала их необоснованными и не подлежащими удовлетворению.

Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства по делу, заключение прокурора ФИО6, полагавшего административные исковые требования подлежащими удовлетворению, суд приходит к следующему.

Из материалов административного дела следует, что административный истец ФИО1 на основании договора аренды от ДД.ММ.ГГГГ на срок - 3 года с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и договора аренды от ДД.ММ.ГГГГ на срок – 49 лет с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ является арендатором земельного участка с кадастровым номером 26:12:030405:6, площадью 2186 кв.м, категория земель: «земли населенных пунктов», вид разрешенного использования: «под объектами незавершенного строительства (литер «А» - производственное)», расположенного по адресу:.

Также административный истец ФИО1 на основании договора аренды от ДД.ММ.ГГГГ сроком на 49 лет с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ является арендатором земельного участка с кадастровым номером 26:12:030405:14, площадью 7896 кв.м, категория земель: «земли населенных пунктов», вид разрешенного использования: «под нежилыми здания (литер «Б» - производственно-складское, «В» - незавершенный строительством объект – спортивный комплекс, «Г» - производственное, «Д», «Е», «З» - складское)», расположенного по адресу:, в квартале 503.

Административный истец ФИО2 на основании договора аренды от ДД.ММ.ГГГГ.2019-6 сроком на 3 года с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ является арендатором земельного участка с кадастровым номером 26:26:010105:45, площадью 20790 кв.м, категория земель: «земли населенных пунктов», разрешенное использование «производственная деятельность», расположенного по адресу:.

Постановлениемот ДД.ММ.ГГГГ-п утвержден Порядок определения размера арендной платы за использование земельных участков, находящихся в государственной собственности, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, и предоставленных в аренду без торгов.

В подпункте 5 пункта 3 данного Порядка, утвержденного Постановлениемот ДД.ММ.ГГГГ-п, установлено, что при предоставлении земельного участка в аренду без проведения торгов в случаях, указанных в настоящем пункте, арендная плата определяется на основании кадастровой стоимости земельного участка и рассчитывается в размере 3% в отношении земельного участка, предоставленного в случаях, не указанных в подпунктах «1» - «4» настоящего пункта.

Постановлениемот ДД.ММ.ГГГГ-п утверждены Изменения, которые вносятся в Порядок, утвержденный Постановлениемот ДД.ММ.ГГГГ-п.

В соответствии с пунктом 1 Изменений, утвержденных Постановлениемот ДД.ММ.ГГГГ-п, пункт 3 Порядка, утвержденного Постановлениемот ДД.ММ.ГГГГ-п, изложен в новой редакции. Подпунктом 6 пункта 3 данных Изменений, утвержденных Постановлениемот ДД.ММ.ГГГГ-п, установлено, что при предоставлении земельного участка в аренду без проведения торгов в случаях, указанных в настоящем пункте, арендная плата определяется на основании кадастровой стоимости земельного участка и рассчитывается в размере 3% в отношении земельного участка, предоставленного в случаях, не указанных в подпунктах «1» - «5» настоящего пункта.

В соответствии с частью 3 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта недействующим полностью либо в части в суд может обратиться лицо, в отношении которого применен этот акт, а также лицо, которое является субъектом правоотношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

Поскольку арендная плата определяется на основании кадастровой стоимости земельного участка и рассчитывается в размере 3%, то являясь арендаторами земельных участков, арендная плата за которые исчисляется исходя из ставки арендной платы, утвержденной постановлениемплата -п, вправе обжаловать данное постановление, затрагивающие их законные права арендаторов.

В соответствии с частью 7 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд проверяет законность положений нормативного правового акта, которые оспариваются. При проверке законности этих положений суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании нормативного правового акта недействующим, и выясняет обстоятельства, указанные в части 8 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, в полном объеме.

Проверяя оспариваемый нормативный правовой акт в части судом установлено следующее.

Оспариваемое в части постановление подписано, опубликовано в установленном порядке на официальном интернет-портале правовой информации- www.stavregion.ru ДД.ММ.ГГГГ и вступило в силу на следующий день после дня его официального опубликования, но не ранее вступления в силу«О внесении изменений в«О бюджетена 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годов», предусматривающего компенсацию части потерь доходов местного бюджета в связи со снижением в 2019 году ставки арендной платы за земельные участки, предоставленные для размещения солнечных электростанций и обслуживающих их сооружений и объектов, и распространяется на правоотношения, возникшие с ДД.ММ.ГГГГ.

Проверяя процедуру принятия оспариваемого нормативного акта и полномочия органа, его принявшего, суд не находит нарушений действующего законодательства.

Постановлениеот ДД.ММ.ГГГГ-п принято в пределах компетенции, в соответствии с требованиями законовот ДД.ММ.ГГГГ-кз «Устав (основной закон)», от ДД.ММ.ГГГГ-кз «О системе органов государственной власти», от ДД.ММ.ГГГГ-кз «О», подписанов соответствии с Постановленияот ДД.ММ.ГГГГ-п «О регламенте», и по данным основаниям не оспаривается административными истцами.

Проверяя соответствие оспариваемого административным истцом нормативного правового акта федеральному законодательству и иным нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд приходит к следующему.

Статьей 65 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог и арендная плата.

В соответствии со статьей 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации порядок определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и предоставленные в аренду без торгов, устанавливается органом государственной власти субъекта Российской Федерации в отношении земельных участков, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена.

Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации» (с последующими изменениями и дополнениями) установлены и являются общеобязательными при использовании всех земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в случаях, когда в соответствии с законом размер платы подлежит установлению соответствующими компетентными органами, следующие основные принципы:

- принцип экономической обоснованности, в соответствии с которым арендная плата устанавливается в размере, соответствующем доходности земельного участка с учетом категории земель, к которой отнесен такой земельный участок, и его разрешенного использования, а также с учетом государственного регулирования тарифов на товары (работы, услуги) организаций, осуществляющих хозяйственную деятельность на таком земельном участке, и субсидий, предоставляемых организациям, осуществляющим деятельность на таком земельном участке (в ред. Постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 697);

- принцип предсказуемости расчета размера арендной платы, в соответствии с которым в нормативных правовых актах органов государственной власти и органов местного самоуправления определяются порядок расчета арендной платы и случаи, в которых возможен пересмотр размера арендной платы в одностороннем порядке по требованию арендодателя;

- принцип предельно допустимой простоты расчета арендной платы, в соответствии с которым предусматривается возможность определения арендной платы на основании кадастровой стоимости;

- принцип недопущения ухудшения экономического состояния землепользователей и землевладельцев при переоформлении ими прав на земельные участки, в соответствии с которым размер арендной платы, устанавливаемый в связи с переоформлением прав на земельные участки, не должен превышать более чем в 2 раза размер земельного налога в отношении таких земельных участков;

- принцип учета необходимости поддержки социально значимых видов деятельности посредством установления размера арендной платы в пределах, не превышающих размер земельного налога, а также защиты интересов лиц, освобожденных от уплаты земельного налога;

- принцип запрета необоснованных предпочтений, в соответствии с которым порядок расчета размера арендной платы за земельные участки, принадлежащие соответствующему публично-правовому образованию и отнесенные к одной категории земель, используемые или предназначенные для одних и тех же видов деятельности и предоставляемые по одним и тем же основаниям, не должен различаться;

- принцип учета наличия предусмотренных законодательством Российской Федерации ограничений права на приобретение в собственность земельного участка, занимаемого зданием, сооружением, собственником этого здания, сооружения, в соответствии с которым размер арендной платы не должен превышать размер земельного налога, установленный в отношении предназначенных для использования в сходных целях и занимаемых зданиями, сооружениями земельных участков, для которых указанные ограничения права на приобретение в собственность отсутствуют.

Одним из принципов определения арендной платы при аренде земельных участков, является принцип экономической обоснованности установления ставки арендной платы, который, по мнению административных истцов, в данном случае не соблюден административным ответчиком.

Указанный принцип экономической обоснованности предусматривает, что арендная плата устанавливается в размере, соответствующем доходности земельного участка, с учетом категории земель, к которой отнесен такой земельный участок, и его разрешенного использования, а также с учетом государственного регулирования тарифов на товары (работы, услуги) организаций, осуществляющих хозяйственную деятельность на таком земельном участке, и субсидий, предоставляемых организациям, осуществляющим деятельность на таком земельном участке.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, сформулированной в определении от ДД.ММ.ГГГГ-О, при отсутствии единых правил орган местного самоуправления обязан осуществлять дифференциацию ставок земельного налога не произвольно, а в соответствии с экономической оценкой территории и генеральным планом города, то есть основываясь на анализе и оценке экономических, природных и иных факторов, влияющих, в том числе, на уровень доходности земельного участка по местоположению и зонам различной градостроительной ценности территории. Не вмешиваясь в сферу нормотворческих полномочий муниципальных образований, суды должны выявлять, проводились ли при его принятии, помимо оценки местоположения и градостроительной ценности тех или иных участков земли, анализ и оценка экономических факторов, влияющих на уровень их доходности, т.е. осуществлялось ли экономическое обоснование дифференциации ставки земельного налога на основе многофакторного анализа оценочных характеристик земельных участков. Данная позиция применяется и к вопросам установления размера арендной платы за землю, находящуюся в муниципальной, государственной собственности или в отношении которой государственная собственность не разграничена, в том числе к отдельным элементам формулы расчета размера такой арендной платы.

Соблюдение принципа экономической обоснованности компетентным государственным или муниципальным органом должно быть доказано путем представления соответствующих расчетов (показывающих доходность земельных участков), а также документов, содержащих многофакторный анализ оценочных характеристик земельных участков, и документов, непосредственно подтверждающих проведение расчета величины базовой ставки.

Приказом Министерства имущественных отношенийот ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении результатов определения государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в» утверждены очередные результаты определения государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов впо состоянию на ДД.ММ.ГГГГ.

Кадастровая стоимость, определенная и утвержденная по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, применялась в 2019 году.

В силу части 1 статьи от ДД.ММ.ГГГГ-кз «О некоторых вопросах регулирования земельных отношений», если иное не установлено Земельным кодексом Российской Федерации или другими федеральными законами, частью 2 настоящей статьи, порядок определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности, а также за земельные участки, собственность на которые не разграничена, предоставленные в аренду без торгов, устанавливается.

В целях реализации вышеназванных полномочий по вопросам регулирования земельных отношенийДД.ММ.ГГГГ принято постановление -п «Об утверждении Порядка определения размера арендной платы за использование земельных участков, находящихся в государственной собственности, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, и предоставленных в аренду без торгов», которым утвержден новый Порядок определения размера арендной платы за использование земельных участков, находящихся в государственной собственности, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, и предоставленных в аренду без торгов.

Порядок, утвержденный ПостановлениемДД.ММ.ГГГГ принято постановление -п, определяет расчет размера арендной платы за использование земельного участка одним из следующих способов:

1) на основании кадастровой стоимости земельного участка;

2) на основании рыночной стоимости права аренды земельного участка, определяемой в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности

Пунктом 3 Порядка, утвержденного ПостановлениемДД.ММ.ГГГГ принято постановление -п, установлено, что при предоставлении земельного участка в аренду без проведения торгов в случаях, указанных в настоящем пункте, арендная плата определяется на основании кадастровой стоимости земельного участка и рассчитывается в следующих размерах:

0,01 процента в отношении:

- земельного участка, предоставленного физическому или юридическому лицу, имеющему право на освобождение от уплаты земельного налога в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах;

- земельного участка, предоставленного физическому лицу, имеющему право на уменьшение налоговой базы при уплате земельного налога в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, в случае, если налоговая база в результате уменьшения на не облагаемую налогом сумму принимается равной нулю;

- земельного участка, предоставленного физическому лицу, имеющему право на уменьшение налоговой базы при уплате земельного налога в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, в случае если размер налогового вычета меньше размера налоговой базы (при этом ставка 0,01 процента устанавливается в отношении арендной платы, равной размеру такого вычета);

- земельного участка, изъятого из оборота, если земельный участок в случаях, установленных федеральными законами, может быть передан в аренду;

- земельного участка, загрязненного опасными отходами, радиоактивными веществами, подвергшегося загрязнению, заражению и деградации, за исключением случаев консервации земель с изъятием их из оборота;

- земельного участка, предоставленного юридическим лицам в соответствии с решением, принимаемым в соответствии с пунктами 1 и 2 части 1 статьи "О некоторых вопросах регулирования земельных отношений";

0,60 процента в отношении:

- земельного участка, предоставленного гражданину для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства, садоводства и огородничества, сенокошения или выпаса сельскохозяйственных животных;

- земельного участка, предоставленного крестьянскому (фермерскому) хозяйству для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности;

- земельного участка, предназначенного для ведения сельскохозяйственного производства;

1,50 процента в отношении земельного участка, предназначенного для гаражного строительства (в том числе индивидуального гаражного строительства), не связанного с осуществлением предпринимательской деятельности;

2,00 процента в отношении земельного участка, предоставленного недропользователю для проведения работ, связанных с пользованием недрами;

3,00 процента в отношении земельного участка, предоставленного в случаях, не указанных в подпунктах "1" - "4" настоящего пункта. Данный подпункт 5 оспаривается административным истцом.

Постановлениемот ДД.ММ.ГГГГ-п утверждены Изменения, которые вносятся в Порядок, утвержденный Постановлениемот ДД.ММ.ГГГГ-п.

На основании пункта 1 Изменений, которые вносятся в Порядок, утвержденный Постановлениемот ДД.ММ.ГГГГ-п, пункт 3 изложен в следующей редакции:

«3. При предоставлении земельного участка в аренду без проведения торгов в случаях, указанных в настоящем пункте, арендная плата определяется на основании кадастровой стоимости земельного участка и рассчитывается в размере:

0,01 процента в отношении:

земельного участка, предоставленного физическому или юридическому лицу, имеющему право на освобождение от уплаты земельного налога в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах;

земельного участка, предоставленного физическому лицу, имеющему право на уменьшение налоговой базы при уплате земельного налога в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, в случае, если налоговая база в результате уменьшения на не облагаемую налогом сумму принимается равной нулю;

земельного участка, предоставленного физическому лицу, имеющему право на уменьшение налоговой базы при уплате земельного налога в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, в случае, если размер налогового вычета меньше размера налоговой базы (при этом ставка 0,01 процента устанавливается в отношении арендной платы, равной размеру такого вычета);

земельного участка, изъятого из оборота, если земельный участок в случаях, установленных федеральными законами, может быть передан в аренду;

земельного участка, загрязненного опасными отходами, радиоактивными веществами, подвергшегося загрязнению, заражению и деградации, за исключением случаев консервации земель с изъятием их из оборота;

земельного участка, предоставленного юридическим лицам в соответствии с решением, принимаемым в соответствии с пунктами 1 и 2 части 1 статьи "О некоторых вопросах регулирования земельных отношений";

2) 0,30 процента в отношении земельного участка, предоставленного для размещения солнечных электростанций и обслуживающих их сооружений и объектов;

3) 0,60 процента в отношении:

земельного участка, предоставленного гражданину для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства, садоводства и огородничества, сенокошения или выпаса сельскохозяйственных животных;

земельного участка, предоставленного крестьянскому (фермерскому) хозяйству для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности;

земельного участка, предназначенного для ведения сельскохозяйственного производства;

4) 1,50 процента в отношении земельного участка, предназначенного для гаражного строительства (в том числе индивидуального гаражного строительства), не связанного с осуществлением предпринимательской деятельности;

5) 2,00 процента в отношении земельного участка, предоставленного недропользователю для проведения работ, связанных с пользованием недрами;

6) 3,00 процента в отношении земельного участка, предоставленного в случаях, не указанных в «1» - «5» настоящего пункта.».

Как следует из приведенной выше нормы закона, пункт 3 Изменений, утвержденных Постановлениемот ДД.ММ.ГГГГ-п, содержит те же нормы, что пункт 3 Порядка, утвержденного Постановлениемот ДД.ММ.ГГГГ-п, за исключением подпункта 2 пункта 3: «2) 0,30 процента в отношении земельного участка, предоставленного для размещения солнечных электростанций и обслуживающих их сооружений и объектов».

Таким образом, пункт 3 Изменений, утвержденных Постановлениемот ДД.ММ.ГГГГ-п, не содержит непосредственно изменений в пункт 3 Порядка, утвержденного Постановлениемот ДД.ММ.ГГГГ-п, в новой редакции пункта 3 Изменений, утвержденных Постановлениемот ДД.ММ.ГГГГ-п, содержится лишь одно дополнение в пункт 3 Порядка, утвержденного Постановлениемот ДД.ММ.ГГГГ-п, в виде подпункта 2 пункта, в связи с которым нижеследующие подпункты претерпели перенумерацию: второй на третий, третий на четвертый, четвертый на пятый, пятый на шестой.

В частности, подпункт 5 пункта 3 Порядка, утвержденного Постановлениемот ДД.ММ.ГГГГ-п, стал подпунктом 6 пункта 3 Изменений, утвержденных Постановлениемот ДД.ММ.ГГГГ-, обе приведенные нормы являются одинаковыми и предусматривают, что при предоставлении земельного участка в аренду без проведения торгов в случаях, указанных в настоящем пункте, арендная плата определяется на основании кадастровой стоимости земельного участка и рассчитывается в размере 3,00 процентов в отношении земельного участка, предоставленного в случаях, не указанных в «1» - «5» («1» - «4») настоящего пункта.

вого суда от ДД.ММ.ГГГГ по делу а–212/2019, оставленным без изменения Верховным Судом Российской Федерации и вступившим в законную силу ДД.ММ.ГГГГ, подпункт 5 пункта 3 Порядка, утвержденного постановлениемот ДД.ММ.ГГГГ-п, признан недействующим со дня вступления настоящего решения в законную силу.

Следовательно, подпункт 6 пункта 3 Изменений, утвержденных Постановлениемот ДД.ММ.ГГГГ-п, принятый в той же редакции, что и признанный недействующим на основании решениявого суда от ДД.ММ.ГГГГ по делу а–212/2019 подпункт 5 пункта 3 Порядка, утвержденного Постановлениемот ДД.ММ.ГГГГ-п, является частью нормативного акта, повторно принятого в целях преодоления решения суда о признании нормативного правового акта недействующим в части, содержащего правовое регулирование, тождественное по смыслу ранее признанному недействующим.

Установленная ставка арендной платы в размере 3% от кадастровой стоимости, являясь одним из показателей расчета арендной платы, подразумевает необходимость экономического обоснования его размера и, соответственно, должна отвечать принципу экономической обоснованности.

вого суда от ДД.ММ.ГГГГ по делу а–212/2019 установлено, что ставка арендной платы в размере 3% не отвечает принципу экономической обоснованности.

При рассмотрении настоящего административного дела судом исследованы материалы административного дела а–212/2019, в которых содержится то же самое письмо (заключение) Невинномысского государственного гуманитарно-технического института от ДД.ММ.ГГГГ, что и представлено при рассмотрении настоящего административного дела.

Данному заключению как не содержащему экономического обоснования арендных ставок судом дана правовая оценка при рассмотрении административного дела а–212/2019.

Согласно пункту 2 статьи 64 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом по ранее рассмотренному гражданскому или административному делу либо по делу, рассмотренному ранее арбитражным судом, не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении судом другого административного дела, в котором участвуют лица, в отношении которых установлены эти обстоятельства, или лица, относящиеся к категории лиц, в отношении которой установлены эти обстоятельства.

В связи с этим в соответствии с пунктом 2 статьи 64 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении настоящего административного дела эти обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию как обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом по ранее рассмотренному административному делу а–212/2019.

Кроме того, содержащееся в материалах административного дела а–212/2019 письмо (заключение) Невинномысского государственного гуманитарно-технического института от ДД.ММ.ГГГГ подтверждает лишь тот факт, что оно применялось при принятии Постановленияот ДД.ММ.ГГГГ-п, а не Постановленияот ДД.ММ.ГГГГ-п.

Также административным ответчиком представлены два заключения от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ об оценке регулирующего воздействия проекта нормативного правового акта, которыми не подтверждается, что они относятся именно к принятому Постановлениюот ДД.ММ.ГГГГ-п, а также не относятся к предмету спора как доказательства экономической обоснованности арендных ставок, в них не содержится указанного экономического обоснования, в связи с этим судом данные доказательства признаются неотносимыми.

Иных доказательств экономической обоснованности арендных ставок административным ответчиком суду не представлено.

Установленные обстоятельства свидетельствуют о том, что при подготовке оспариваемого постановления административным ответчиком не учитывались данные об оценке доходности указанных в иске земельных участков; о прибыли, полученной арендаторами от осуществления разрешенной деятельности на таких участках; о доле арендных платежей в совокупных затратах арендатора, связанных с использованием участка; влияние увеличенного размера арендной платы на рентабельность деятельности по его эксплуатации и фактическую возможность арендатора уплачивать арендную плату с учетом ее увеличения.

Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ установлен принцип экономической обоснованности, согласно которому при определении арендной платы должно быть установлено соответствие ее размера доходности земельного участка.

Соблюдение принципа экономической обоснованности компетентным государственным или муниципальным органом должно быть доказано путем представления соответствующих расчетов (показывающих доходность земельных участков), а также документов, содержащих многофакторный анализ оценочных характеристик земельных участков, и документов, непосредственно подтверждающих проведение расчета величины базовой ставки.

Административным ответчиком не представлено доказательств соблюдения принципа экономической обоснованности при установлении размера ставки арендной платы для земельных участков, предназначенных для производственной деятельности и размещения складских объектов.

Произвольное установление размера ставки арендной платы нарушает права административных истцов, не отвечает принципу экономической обоснованности, который означает, что арендная плата устанавливается в размере, соответствующем доходности земельного участка, с учетом категории земель, к которой отнесен такой земельный участок и его разрешенное использование, а также с учетом государственного регулирования тарифов на товары (работы, услуги) организаций, осуществляющих хозяйственную деятельность на таком земельном участке, и субсидии, предоставляемые организациям, осуществляющим деятельность на таком земельном участке. Оспариваемое постановление фактически уравняло в доходности земельные участки с разным видом разрешенного использования, в том числе для размещения торговых объектов, административно-деловых центров, гостиниц, объектов банковской деятельности и т.п. с объектами производственной деятельности и складами, при том, что эти объекты имеют разную доходность, в особенности несоразмерную в зависимости от площади земельных участков.

Поскольку судом установлено, что обжалуемый в части нормативный правовой акт высшего исполнительного органа государственной власти в крае -от ДД.ММ.ГГГГ-п противоречит нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу - постановлению Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации», заявленные требований в административном иске подлежат удовлетворению.

Согласно пункту 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается в том числе, решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.

Поскольку подпункт 5 пункта 3 Порядка, утвержденного Постановлениемот ДД.ММ.ГГГГ-п, в той же редакции, что и подпункт 6 пункта 3 Изменений, утвержденных Постановлениемот ДД.ММ.ГГГГ-п, признан недействующим на основании решениявого суда от ДД.ММ.ГГГГ по делу а–212/2019 со дня вступления в законную силу данного судебного акта, то есть с ДД.ММ.ГГГГ; ДД.ММ.ГГГГ принято новое Постановление-п по ставкам арендной платы, то оспариваемый в части нормативный правовой акт следует признать недействующим со дня его принятия.

В соответствии с частью от ДД.ММ.ГГГГ-кз «О порядке официального опубликования и вступления в силу правовых актов» официальное опубликованием правового актасчитается опубликование его полного текста в газете «Ставропольская правда» с пометкой «Официальное опубликование», и (или) на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru), и (или) «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.stavregion.ru).

Первоначально оспариваемый нормативный акт опубликован в установленном порядке на сайте www.stavregion.ru ДД.ММ.ГГГГ.

Исходя из изложенного, суд приходит к выводу о возложении наобязанности опубликовать сообщение о принятии настоящего судебного решения на официальном сайте в течение одного месяца со дня вступления решения в законную силу.

Руководствуясь статьями 175-180, 213, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

Административное исковое заявление ФИО1, ФИО2 коб оспаривании нормативного правового акта в части - удовлетворить.

Признать недействующим подпункт 6 пункта 3 Изменений, которые вносятся пунктом 1 в Порядок определения размера арендной платы за использование земельных участков, находящихся в государственной собственности, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, и предоставленных в аренду без торгов, утвержденных Постановлениемот ДД.ММ.ГГГГ-п «О внесении изменений в Порядок определения размера арендной штаты за использование земельных участков, находящихся в государственной собственности, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, и предоставленных в аренду без торгов, утвержденный Постановлениемот ДД.ММ.ГГГГ-п», со дня принятия Постановленияот ДД.ММ.ГГГГ-п.

опубликовать сообщение о принятии настоящего решения суда на официальном интернет - портале правовой информациив течение 1 месяца со дня его вступления в законную силу.

Решение суда может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции в течение одного месяца со дня изготовления решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы черезвой суд.

Дата изготовления мотивированного решения суда ДД.ММ.ГГГГ.

Судья Ситькова О.Н.