Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
9 февраля 2024 года г. Самара
Самарский областной суд в составе:
председательствующего судьи Родиной Т.А.
при помощнике Булацкой В.П.
с участием прокурора Колчиной Е.Е.
с участием представителя административного истца по доверенности Токмачевой М.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании
административное дело № 3а-339/2024 по административному исковому заявлению ПАО «Россети Волга» в лице филиала «Самарские распределительные сети» о признании недействующим нормативного правового акта в части,
У с т а н о в и л :
ПАО «Россети Волга» в лице филиала «Самарские распределительные сети» обратилось в Самарский областной суд с административным исковым заявлением, в котором просило признать недействующим Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения на 2022 год, утвержденный приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 22 октября 2021 года № 2233, в части включения в него под пунктом № нежилого помещения с кадастровым номером №, также просило взыскать в его пользу государственную пошлину в размере 4500 руб.
Требования обоснованы тем, что указанное помещение не отвечает критериям статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации для включения его в Перечень, поскольку является столярной мастерской. В ноябре 2022 году прекращено право собственности административного истца на данное помещение. Помещение является частью здания с кадастровым номером № с наименованием « столярная мастерская, пристрой к столярной мастерской». По заявлению административного истца Министерство имущественных отношений Самарской области осмотрело здание и приняло решение об определении вида фактического использования без учета особенностей, установленных ст.378.2 НК РФ. Спорный объект не сдается в аренду, используется самим административным истцом, помещение расположено на территории, где действует пропускной режим, посторонним лицам вход на территорию ограничен. Включение нежилого помещения в Перечень влечет увеличение налогооблагаемой базы по налогу на имущество юридического лица и нарушает его права и законные интересы.
В судебном заседании представитель административного истца по доверенности Токмачева М.Н. поддержала заявленные требования в соответствии с доводами, изложенными в административном исковом заявлении.
Министерство имущественных отношений Самарской области не направило в суд своего представителя, о времени и месте рассмотрения дела извещено надлежащим образом.
Относительно заявленных требований Министерство имущественных отношений Самарской области представило письменные возражения, сославшись на то, что объект недвижимости включен в Перечень исходя из его наименования - «столярная мастерская», позволяющего отнести его к объектам бытового обслуживания.
Заслушав представителя административного истца, исследовав материалы дела, выслушав заключение прокурора, полагавшего, что требования административного истца подлежат удовлетворению, суд приходит к выводу о том, что заявленные требования следует удовлетворить.
В соответствии с требованиями статей 72 и 76 Конституции Российской Федерации, подпункта 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных /представительных/ и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» от 6 октября 1999 № 184-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения отнесено, в том числе, решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов.
Налог на имущество организаций является региональным налогом, устанавливается и вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации, и с момента введение в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации (статьи 14, 372 НК РФ).
Пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, направляет перечень в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации, размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
В соответствии с Постановлением Правительства Самарской области Министерство имущественных отношений Самарской области от 25 ноября 2014 года № 719 уполномочено органом исполнительной власти Самарской области на утверждение перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
В рамках переданных полномочий Министерством имущественных отношений Самарской области приказом от 22 октября 2021 года № 2233 утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения на 2022 год.
В указанный Перечень включено нежилое здание с кадастровым номером № (пункт №).
Приказ министерства от 22 октября 202й года № 2233 официально опубликован на сайте Правительства Самарской области http://www.pravo.samregion.ru, 22.10.2021, на
официальном интернет-портале правовой информации http://pravo.gov.ru, 22.10.2021.
В соответствии с подпунктами 1, 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:
1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;
2) нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
В соответствии с пунктами 3, 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации в целях настоящей статьи административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки);
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
В целях настоящей статьи торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Из материалов дела следует, что в собственности ПАО «Россети Волга» находится нежилое помещение с кадастровым номером № площадью 59,5 кв. м, расположенное по адресу: <адрес>
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости нежилое помещение имеет назначение – нежилое, наименование – столярная мастерская.
Нежилое помещение расположено в нежилом здании с кадастровым номером № площадью 91 кв. м, также принадлежащем на праве собственности административному истцу.
Согласно выписки из ЕГРН назначение этого здания- нежилое, наименование-столярная мастерская, пристрой к столярной мастерской.
Указанное здание ранее было включено в Перечень на 2022 год, но приказом Министерства имущественных отношений Самарской области № 2012 от 13.09.2023 года исключено из Перечня на 2022 год ( пункт №).
Нежилое здание расположено на земельном участке с кадастровым номером №, принадлежащем РФ, с видом разрешенного использования: под базу ВЭС.
Согласно полученного по запросу суда технического паспорта на объект, расположенный по адресу: г. Самара, ул. Ближняя, 4, выполненного по состоянию на 15.05.2003 года Самарским центром технической инвентаризации, в нежилом помещении на площади 59,5 кв.м расположены основные помещения.
Аналогичные сведения содержатся в техническом паспорте, предоставленном административным истцом.
Осмотр нежилого помещения на дату утверждения Перечня на 2022 год административным ответчиком не производился.
Из пояснений представителя административного истца следует, что нежилое помещение в аренду не сдается, используется самим административным истцом для собственных нужд, расположено на охраняемой территории, куда свободный доступ неопределенного круга лиц отсутствует.
Доводы административного ответчика о том, что название «столярная мастерская» относится к объектам бытового обслуживания, являются несостоятельными.
Столярная мастерская не поименована в Общероссийском классификаторе видов экономической деятельности ОК-029-2014 (КДЕС Ред.2), утвержденном приказом Росстандарта от 31.01.2014 года № 14-ст, и в силу этого, а также того, что в данном помещении не оказываются услуги неопределенному кругу лиц, нежилое помещение не является объектом бытового обслуживания.
Принимая во внимание представленные доказательства, суд приходит к выводу о том, что требования административного истца о признании недействующим Перечня на 2022 год в части включения в него под пунктом № нежилого помещения с кадастровым номером №, подлежат удовлетворению.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установив, что оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части не соответствует нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, суд признает этот нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
С учетом ограниченного срока применения оспариваемых норм (2022 год), суд полагает, что восстановлению прав и законных интересов административного истца будет способствовать признание оспариваемой нормы недействующей со дня принятия.
В связи с тем, что решение принято в пользу административного истца, в его пользу подлежит взысканию государственная пошлина в размере 4500 руб. с министерства имущественных отношений Самарской области.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 208 - 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р е ш и л :
Требования ПАО «Россети Волга» в лице филиала «Самарские распределительные сети» удовлетворить.
Признать недействующим со дня принятия Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения на 2022 год, утвержденный приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 22 октября 2021 года № 2233, в части включения в него под пунктом № нежилого помещения с кадастровым номером №
Взыскать с Министерства имущественных отношений Самарской области в пользу ПАО «Россети Волга» в лице филиала «Самарские распределительные сети» государственную пошлину в размере 4500 руб.
Решение может быть обжаловано в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции в течение одного месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.
Судья: Т.А.Родина
Мотивированное решение изготовлено 13 февраля 2024 года.