Дело № 3а-285/2019
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Санкт-Петербург 08 ноября 2019 г.
Ленинградский областной суд в составе:
председательствующего судьи Ночевника С.Г.,
при секретаре Потеминой А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Ленинградской области, в защиту интересов неопределенного круга лиц, о признании недействующими приказы комитета по тарифам и ценовой политике Ленинградской области от 12 апреля 2019 года № 78-пп «Об утверждении производственных программ в сфере холодного водоснабжения (питьевая вода) и водоотведение акционерного общества «Ленинградские областные коммунальные системы» (филиал «Новогорелово» АО «ЛОКС») на 2019 год», № 78-п «Об установлении тарифов на питьевую воду и водоотведение акционерного общества «Ленинградские областные коммунальные системы» (филиал «Новогорелово» АО «ЛОКС») на 2019 год», № 78-пн «Об установлении тарифов на услуги в сфере холодного водоснабжения (питьевая вода) и водоотведение акционерного общества «Ленинградские областные коммунальные системы» (филиал «Новогорелово» АО «ЛОКС») на 2019 год»,
установил:
12.04.2019 комитетом по тарифам и ценовой политике Ленинградской области (далее – ЛенРТК) приняты приказы:
№ 78-пп «Об утверждении производственных программ в сфере холодного водоснабжения (питьевая вода) и водоотведение акционерного общества «Ленинградские областные коммунальные системы» (филиал «Новогорелово» АО «ЛОКС») на 2019 год» (далее – приказ № 78-пп);
№ 78-п «Об установлении тарифов на питьевую воду и водоотведение акционерного общества «Ленинградские областные коммунальные системы» (филиал «Новогорелово» АО «ЛОКС») на 2019 год» (далее – приказ № 78-п);
№ 78-пн «Об установлении тарифов на услуги в сфере холодного водоснабжения (питьевая вода) и водоотведение акционерного общества «Ленинградские областные коммунальные системы» (филиал «Новогорелово» АО «ЛОКС») на 2019 год» (далее – приказ № 78-пн).
Приказом № 78-пп утверждены основные показатели производственных программ филиала «Новогорелово» АО «ЛОКС» в сфере холодного водоснабжения (питьевая вода) и водоотведение для потребителей п.Новогорелово МО «Виллозское городское поселение» Ломоносовского муниципального района Ленинградской области.
Приказом № 78-п утвержден тариф на питьевую воду филиала «Новогорелово» АО «ЛОКС» для потребителей п.Новогорелово МО «Виллозское городское поселение» Ломоносовского муниципального района Ленинградской области в размере 59,37 руб./куб.м (без учета НДС) и тариф на водоотведение филиала «Новогорелово» АО «ЛОКС» для потребителей п.Новогорелово МО «Виллозское городское поселение» Ломоносовского муниципального района Ленинградской области в размере 63,49 руб./куб.м. (без учета НДС).
Приказом № 78-пн утвержден тариф на питьевую воду филиала «Новогорелово» АО «ЛОКС» для населения п.Новогорелово МО «Виллозское городское поселение» Ломоносовского муниципального района Ленинградской области в размере 59,37 руб./куб.м (без учета НДС), 71,24 руб./куб.м (с учетом НДС) и тариф на водоотведение филиала «Новогорелово» АО «ЛОКС» для населения п.Новогорелово МО «Виллозское городское поселение» Ломоносовского муниципального района Ленинградской области в размере 63,49 руб./куб.м. (без учета НДС), 76,19 руб./куб.м. (с учетом НДС).
Приказы ЛенРТК №№ 78-пп, 78-п и 78-пн размещены 12.04.2019 на официальном интернет-портале администрации Ленинградской области http://www.lenobl.ru.
Прокурор Ленинградской области обратился в суд с административным исковым заявлением о признании недействующими приказы ЛенРТК №№ 78-пп, 78-п и 78-пн указав, что действующим законодательством не предусмотрено установление тарифов на питьевую воду и водоотведение для ресурсоснабжающих организаций в сфере водоснабжения и водоотведения. Филиал «Новогорелово» АО «ЛОКС» не является гарантирующей организацией, не осуществляет забор (подъем) воды и (или) водоподготовку, а также очистку сточных вод на территории пос.Новогорелово МО «Виллозское городское поселение» Ломоносовского муниципального района Ленинградской области. Следовательно, ЛенРТК превышена нормотворческая компетенция в сфере отношений, связанных с тарифной деятельностью, что свидетельствует о наличии коррупциогенного фактора. Оспариваемыми приказами ЛенРТК для филиала «Новогорелово» АО «ЛОКС» делается исключение из общих правил. Принятие ЛенРТК оспариваемых приказов привело к увеличению тарифов на питьевую воду и водоотведение для потребителей, что нарушает права неопределенного круга лиц на получение услуг по водоснабжению и водоотведению по экономически обоснованным тарифам, в том числе, установленным для гарантирующей организации.
В письменных возражениях административным ответчиком ЛенРТК указано, что жилая зона п.Новогорелово схемой водоснабжения и водоотведения МО «Виллозское городское поселение» не предусмотрена. Поселок Новогорелово следует расценивать как отдельную технологическую зону водоснабжения (водоотведения), то есть часть водопроводной сети, принадлежащей организации, осуществляющей холодное водоснабжение и водоотведение. Следовательно, на территории МО «Виллозское городское поселение» возможна деятельность нескольких гарантирующих организаций. Водоснабжение п.Новогорелово осуществляется АО «ЛОКС» посредством подключения к сетям ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга». У АО «ЛОКС» заключены договора водоснабжения и водоотведения с потребителями и с ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга». В технологической зоне водоснабжения и водоотведения п.Новогорелово гарантирующей организацией на территории МО «Виллозское городское поселение» МУП УЖКХ МО ФИО1 водоснабжение и водоотведение не осуществляется. Возможное нарушение требований пунктов 5 и 6 Основ ценообразования, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.05.2013 № 406, не свидетельствует о том, что оспариваемые приказы привели к увеличению тарифа, поскольку прокурором не проведен анализ экономической обоснованности тарифа. При прекращении регулирования деятельности АО «ЛОКС», водоснабжение п.Новогорелово может быть временно прекращено. Оспариваемые тарифы установлены для АО «ЛОКС» в связи с осуществлением деятельности по водоснабжению и водоотведению на территории МО «Виллозское городское поселение» и во исполнение принципа приоритетности обеспечения населения питьевой водой, водоотведением.
В письменном отзыве заинтересованным лицом МУП «УЖКХ МО ФИО1» указано, что заявленные прокурором требования подлежат удовлетворению. Постановлением администрации Виллозского городского поселения от 29.12.2017 № 722 в зону деятельности гарантирующей организации МУП «УЖКХ МО ФИО1» включен п.Новогорелово, а также территория Виллозского городского поселения вне черты населенных пунктов. ЛенРТК, будучи уведомленным об указанном, оспариваемыми приказами утвердил производственную программу и тарифы для филиала АО «ЛОКС», не наделенного статусом гарантирующей организации на территории Виллозского городского поселения и не осуществляющего забор (подъем) воды, водоподготовку, очистку сточных вод, обращение с осадком сточных вод в пределах централизованной системы водоснабжения. Приказами ЛенРТК от 20.12.2018 №№ 636-пн и 524-п установлены тарифы на питьевую воду, водоотведение для гарантирующей организации – МУП «УЖКХ МО ФИО1» для потребителей (в том числе населения) МО «Виллозское городское поселение» Ломоносовского муниципального района Ленинградской области. Указанные тарифы подлежат применению для населения и потребителей всех населенных пунктов Виллозского городского поселения, включая п.Новогорелово.
В письменном отзыве заинтересованным лицом администрацией МО «Виллозское городское поселение» указано, что заявленные прокурором требования подлежат удовлетворению. Постановлением администрации Виллозского городского поселения от 29.12.2017 № 722 определена единственная гарантирующая организация - МУП «УЖКХ МО ФИО1». АО «ЛОКС» статусом гарантирующей организации не наделялось. С заявлением о назначении гарантирующей организацией АО «ЛОКС» обратилось в администрацию только 01.07.2019. Комплекс водопроводных и канализационных сетей п.Новогорелово не является отдельной централизованной системой водоснабжения и водоотведения. На территории п.Новогорелово водоподготовка не осуществляется. АО «ЛОКС» покупает подготовленную воду питьевого качества у ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга». Очистные сооружения на территории п.Новогорелово отсутствуют. АО «ЛОКС» передает сточные воды на очистку в ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга». Следовательно, отдельными централизованными системами водоснабжения и водоотведения водопроводные и канализационные сети п.Новогорелово признаны быть не могут, а являются лишь технологической зоной централизованной системы. Тарифы гарантирующей организации почти в два раза меньше оспариваемых тарифов для филиала «Новогорелово» АО «ЛОКС» и подлежат применению для потребителей всех населенных пунктов Виллозского городского поселения, включая п.Новогорелово.
В письменных возражениях на административное исковое заявление заинтересованным лицом АО «ЛОКС» указано, что требования прокурора не подлежат удовлетворению. Прокурором не подтверждены сведения о нарушении прав неопределенного круга лиц и не доказано, что принятие оспариваемых приказов привело к увеличению тарифов на питьевую воду и водоотведение. Прокурором не учтено, что у МУП «УЖКХ МО ФИО2» отсутствует техническая возможность для осуществления водоснабжения и водоотведения на территории п.Новогорелово. МУП «УЖКХ МО ФИО1» не осуществляет забор (подъем) воды и (или) водоподготовку, а также очистку сточных вод на территории п.Новогорелово. Действующей схемой водоснабжения и водоотведения Виллозского сельского поселения определен способ обеспечения потребителей п.Новогорелово от сетей централизованной системы водоснабжения, принадлежащей АО «ЛОКС», и подтверждается отсутствие на территории п.Новогорелово централизованной системы водоснабжения и водоотведения МО «Виллозское городское поселение». Администрация МО «Виллозское сельское поселение» 05.08.2015 сообщило, что АО «ЛОКС» может являться ресурсоснабжающей организацией на территории п.Новогорелово. В нарушение требований действующего законодательства, вопреки существующей схеме водоснабжения, орган местного самоуправления необоснованно расширил зону деятельности гарантирующей организации на всю без исключению территорию МО «Виллозское сельское поселение», несмотря на то, что на территории п.Новогорелово централизованная система водоснабжения и водоотведения отсутствует. Гарантирующая организация, до установления ЛенРТК оспариваемых тарифов, не осуществляла и не стремилась осуществлять деятельность по водоснабжению и водоотведению на территории п.Ноговорелово. Для МУП «УЖКХ МО ФИО1» не установлен тариф на водоснабжение, водоотведение для п.Новогорелово, поскольку у МУП «УЖКХ МО ФИО1» на территории п.Новогорелово не имеется абонентов, отсутствуют инженерные сети для подачи и отведению ресурса, не заключен договор с ресурсоснабжающей организацией. В тарифной заявке МУП «УЖКХ МО ФИО1» не учтены объемы ресурса для п.Новогорелово. Только АО «ЛОКС» может быть наделено статусом гарантирующей организации. При этом, АО «ЛОКС» не может быть признано транзитной организацией для п.Новогорелово, поскольку МУП «УЖКХ МО ФИО1» не имеет на территории п.Новоговорелово на законном основании имущество, необходимое для осуществления регулируемой деятельности.
В письменных возражениях на административное исковое заявление заинтересованным лицом ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга» указано, что позиция прокурора является недостаточно подтвержденной и обоснованной. Факт законности назначения гарантирующей организацией МУП «УЖКХ МО ФИО1» вызывает сомнения, поскольку указанная организация не владеет какими-либо сетями водоснабжения и/или водоотведения в границах п.Новогорелово и не имеет договорных отношений с абонентами, расположенными на указанной территории. Неясно, обладает ли МУП «УЖКХ МО ФИО1» фактической и юридической возможностью обеспечить лиц в границах п.Новогорелово холодным водоснабжением и/или услугами водоотведения. Административным истцом не представлено сведений о нарушении прав неопределенного круга лиц.
Присутствующий в судебном заседании прокурор прокуратуры Ленинградской области Шиханова А.С. настаивала на удовлетворении заявленных требований по доводам, изложенным в административном исковом заявлении.
Представитель административного ответчика ФИО3 в судебном заседании просила в удовлетворении административного искового заявления отказать по основаниям, изложенным в письменных возражениях.
Представители заинтересованных лиц администрации МО «ФИО1» ФИО4 и МУП «УЖКХ МО ФИО1» ФИО5 полагали заявленные прокурором требования подлежащими удовлетворению.
Представители заинтересованных лиц АО «ЛОКС» ФИО6 и ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга» ФИО7 сообщили в судебном заседании о несогласии с заявленными прокурором требованиями и просили отказать в удовлетворении административного искового заявления.
Выслушав объяснения представителей административного истца, административного ответчика и заинтересованных лиц, исследовав и оценив представленные доказательства, суд приходит к следующему.
Исходя из положений ст.21 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» предметом надзора является соблюдение Конституции Российской Федерации и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, представительными (законодательными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
При этом, прокурор или его заместитель в случае установления факта нарушения закона указанным органом опротестовывает противоречащие закону правовые акты, обращается в суд с требованием о признании таких актов недействительными (ст.22 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1).
Судом установлено, что приказом ЛенРТК от 20.12.2018 № 636-пн «Об установлении тарифов на услуги в сфере холодного водоснабжения (питьевая вода) и водоотведения муниципального унитарного предприятия «Управление жилищно-коммунальным хозяйством муниципального образования Виллозское сельское поселение», оказываемые населению, на 2019 год» установлен тариф на холодное водоснабжение (питьевая вода) для населения муниципального образования «Виллозское городское поселение» Ломоносовского муниципального района Ленинградской области (далее - МО «Виллозское ГП») на первое полугодие 2019 года в размере 31,55 руб./куб.м. без НДС (37,86 руб./куб.м с НДС) и на второе полугодие 2019 года в размере 32,18 руб./куб.м. без НДС (38,62 руб./куб.м с НДС). Тариф на водоотведение для МО «Виллозское ГП» на первое полугодие 2019 года установлен в размере 26,19 руб./куб.м без НДС (31,43 руб./куб.м. с НДС), на второе полугодие 2019 года в размере 26,71 руб./куб.м без НДС (32,05 руб./куб.м с НДС) (т.1 л.д.34).
Согласно областному закону Ленинградской области от 15.06.2010 N 32-оз «Об административно-территориальном устройстве Ленинградской области и порядке его изменения» в состав МО «Виллозское ГП» входит поселок Новогорелово.
Из ответа Межотраслевого совета потребителей по вопросам деятельности субъектов естественных монополий при Губернаторе Ленинградской области от 19.07.2019 следует, что по итогу сравнительного анализа с тарифами на услуги водоснабжения и водоотведения, установленными для населения на территории г.Санкт-Петербург и Ломоносовского муниципального района на 1 полугодие 2019 года выявлено значительное превышение тарифов АО «ЛОКС» (филиал «Новогорелово») относительно вышеуказанных тарифов (т.1 л.д.115).
31.07.2019 прокурором Ленинградской области принесен протест на приказ ЛенРТК от 12.04.2019 № 78-п (т.1 л.д.130).
22.08.2019 ЛенРТК уведомило прокурора Ленинградской области о том, что протест не может быть признан обоснованным и не подлежит формальному исполнению (т.1 л.д.133).
Следовательно, установив существенное различие между размером тарифа на водоснабжение и водоотведение для потребителей и населения на территории п.Новогорелово и на иной территории МО «Виллозское ГП», принимая во внимание многочисленные обращения жителей п.Новогорелово о необоснованно завышенном тарифе на водоснабжение и водоотведение и усмотрев противоречие между оспариваемыми приказами и нормативными правовыми актами имеющими большую юридическую силу, прокурор Ленинградской области вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о признании недействующими приказы ЛенРТК от 12.04.2019 №№ 78-п, 78-пн и 78-пп.
С доводами административного ответчика и заинтересованных лиц о том, что административным истцом не доказан факт нарушения прав неопределенного круга лиц, суд не соглашается, поскольку из материалов дела следует, что оспариваемыми приказами ЛенРТК тариф на водоснабжение и водоотведение установлен в размере, значительно превышающим размер тарифа установленного приказом ЛенРТК от 20.12.2018 № 636-пн.
При этом, в связи с принятием оспариваемых приказов, изменения в приказ ЛенРТК от 20.12.2018 № 636-пн внесены не были.
Согласно положениям ст.26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и ст.5 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее - Закон о водоснабжении и водоотведении), к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере водоснабжения и водоотведения отнесено установление тарифов на водоснабжение и водоотведение, а также утверждение производственных программ.
В Ленинградской области органом исполнительной власти субъекта в области государственного регулирования тарифов является комитет по тарифам и ценовой политике Ленинградской области, положение о котором утверждено постановлением Правительства Ленинградской области от 28.08.2013 № 274 (далее – Положение о ЛенРТК).
Согласно п.2.3 Положения о ЛенРТК к полномочиям ЛенРТК в сфере водоснабжения и водоотведения отнесено установление тарифов на питьевую воду (питьевое водоснабжение) и водоотведение, а также утверждение проектов производственных программ организаций, осуществляющих холодное водоснабжение и (или) водоотведение с использованием централизованных систем.
Следовательно, оспариваемые нормативные правовые акты приняты административным ответчиком в пределах предоставленной ему законом компетенции.
Государственное регулирование тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения осуществляется в соответствии с Законом о водоснабжении и водоотведении, Основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения и Правилами регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения (далее – Основы ценообразования, Правила регулирования), которые утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 13 мая 2013 г. № 406 "О государственном регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения".
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 № 406 приказом ФСТ России от 16.07.2014 N 1154-э утвержден Регламент установления регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, согласно которого установление тарифов производится путем открытия и рассмотрения дел об установлении тарифов. Открытие и рассмотрение дел об установлении тарифов органами исполнительной власти субъектов РФ в области государственного регулирования тарифов осуществляется по предложению регулируемой организации. Предложение об установлении тарифов состоит из заявления регулируемой организации об установлении тарифов, в том числе по отдельным регулируемым видам деятельности и необходимых обосновывающих материалов, указанных в пункте 17 Правил регулирования. Орган регулирования тарифов проводит экспертизу предложений об установлении тарифов в части обоснованности расходов, учтенных при расчете тарифов, корректности определения параметров расчета тарифов и отражает ее результаты в своем экспертном заключении. Решение об установлении тарифов принимается органом регулирования тарифов по итогам заседания правления (коллегии) органа регулирования тарифов. Орган регулирования тарифов обеспечивает размещение решения об установлении тарифов с приложением протокола в течение 7 рабочих дней со дня принятия решения об установлении тарифов на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Аналогичные положения предусмотрены и в Порядке деятельности правления комитета по тарифам и ценовой политике Ленинградской области, утвержденном приказом комитета по тарифам и ценовой политике Ленинградской области от 09.10.2017 № 122-п (далее - Порядок деятельности ЛенРТК).
В п.4 Порядка деятельности ЛенРТК указано, что решения, принятые правлением по вопросу установления тарифов на питьевую воду и водоотведение, оформляются в виде приказов ЛенРТК.
Судом установлено, что 11.02.2019 в ЛенРТК поступило заявление АО «ЛОКС» о рассмотрении предложения об установлении тарифов на услуги водоснабжения (питьевая вода) и услуги водоотведения, оказываемые филиалом «Новогорелово» АО «ЛОКС» на 2019 год, методом экономически обоснованных расходов. В заявлении указано, что филиал «Новогорелово» АО «ЛОКС» с 01.03.2019 будет осуществлять эксплуатацию магистральных сетей водопровода, сетей напорной канализации, канализационной насосной станции, хозяйственно-бытовой канализации в п.Новогорелово (т.1 л.д.51).
20.03.2019 ЛенРТК уведомил АО «ЛОКС» об открытии дела № 75-В об установлении тарифов в сфере холодного водоснабжения (питьевая вода) и № 70-К об установлении тарифов в сфере водоотведения, оказываемые филиалом «Новогорелово» АО «ЛОКС» в 2019 году (т.2 л.д.30).
Предложение АО «ЛОКС» было проанализировано ЛенРТК и результаты анализа отражены в экспертном заключении (т.1 л.д.57).
12.04.2019 правлением ЛенРТК рассмотрен вопрос об установлении тарифов на питьевую воду и водоотведение АО «ЛОКС» (филиал «Новогорелово») и принято решение об утверждении производственных программ и тарифа на питьевую воду и водоотведение (т.1 л.д.72).
Таким образом, административным ответчиком соблюдена процедура принятия оспариваемых нормативных правовых актов.
Согласно ст.7 областного закона Ленинградской области от 11.12.2007 N 174-оз «О правовых актах Ленинградской области» датой принятия правового акта отраслевого, территориального, иного органа исполнительной власти Ленинградской области считается день подписания правового акта руководителем соответствующего органа исполнительной власти Ленинградской области.
Как указано в ч.4 ст.7 областного закона Ленинградской области от 11.12.2007 N 174-оз «О правовых актах Ленинградской области» правовые акты отраслевых, территориальных и иных органов исполнительной власти Ленинградской области по вопросам защиты прав и свобод человека и гражданина вступают в силу по истечении 10 дней с даты их официального опубликования, если более поздний срок в них не предусмотрен. Иные правовые акты отраслевых, территориальных и иных органов исполнительной власти Ленинградской области вступают в силу со дня их подписания руководителем отраслевого, территориального или иного органа исполнительной власти Ленинградской области, если в них не указано иное.
Согласно ст.8 областного закона Ленинградской области от 11.12.2007 N 174-оз «О правовых актах Ленинградской области» правовой акт Ленинградской области считается официально опубликованным, если он был опубликован в полном объеме в любом из официальных периодических печатных изданий Ленинградской области либо размещен (опубликован) в полном объеме на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) или на официальном интернет-портале Администрации Ленинградской области в сети "Интернет" (www.lenobl.ru).
Согласно п.17 Правил регулирования, утвержденная производственная программа подлежит опубликованию в порядке, предусмотренном для официального опубликования актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
Как указано в п.24 Правил регулирования, орган регулирования обеспечивает размещение решения об установлении тарифов с приложением протокола заседания правления (коллегии) органа регулирования в течение 7 рабочих дней со дня принятия решения об установлении тарифов на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", в случае отсутствия такого сайта - на официальном сайте, определяемом высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации, а также осуществляет публикацию решения в источнике официального опубликования нормативных правовых актов органов государственной власти субъекта Российской Федерации.
Оспариваемые приказы ЛенРТК размещены 12.04.2019 на официальном интернет-портале администрации Ленинградской области http://www.lenobl.ru, а 19.04.2019 на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru, что свидетельствует о соблюдение административным ответчиком установленного порядка официального опубликования приказов №№ 78-п, 78-пп и 78-пн.
Проверяя соответствие содержания приказов № 78-п и № 78-пн нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, необходимо исходить из того, что система, принципы и методы регулирования органом исполнительной власти субъектов Российской Федерации тарифов на товары (работы, услуги) организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности в сфере водоснабжения и водоотведения, тарифы которых подлежат государственному регулированию в соответствии с Федеральным законом "О водоснабжении и водоотведении", определены Основами ценообразования.
В п.5 Основ ценообразования указано, что после определения органами местного самоуправления поселений и городских округов гарантирующей организации в сфере холодного водоснабжения орган регулирования тарифов начиная с очередного периода регулирования устанавливает:
а) для гарантирующей организации - тарифы на питьевую воду (питьевое водоснабжение);
б) для иных регулируемых организаций - тарифы на транспортировку холодной воды, тарифы на подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе холодного водоснабжения, а также тарифы на питьевую воду и (или) на техническую воду в случае, если регулируемая организация осуществляет забор (подъем) воды и (или) водоподготовку.
Согласно п.6 Основ ценообразования, после определения органами местного самоуправления поселений и (или) городских округов гарантирующей организации в сфере водоотведения, орган регулирования тарифов начиная с очередного периода регулирования устанавливает:
а) для гарантирующей организации - тарифы на водоотведение;
б) для иных регулируемых организаций - тарифы на транспортировку сточных вод, тарифы на подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе водоотведения, а также тарифы на водоотведение в случае, если регулируемая организация осуществляет очистку сточных вод и (или) обращение с осадком сточных вод.
Исходя из положений п.2 Основ ценообразования термин "гарантирующая организация" применяется в значение, предусмотренном Федеральным законом "О водоснабжении и водоотведении".
Гарантирующая организация – это организация, осуществляющая холодное водоснабжение и (или) водоотведение, определенная решением органа местного самоуправления (за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом), которая обязана заключить договор холодного водоснабжения, договор водоотведения, единый договор холодного водоснабжения и водоотведения с любым обратившимся к ней лицом, чьи объекты подключены (технологически присоединены) к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения (ст.2 Закона о водоснабжении и водоотведении).
Судом установлено, что постановлением администрации МО «Виллозское ГП» от 20.12.2017 № 722 зоной деятельности гарантирующей организации МУП «УЖКХ МО ФИО1» определены следующие населенные пункты: <адрес>, а также вся территория Виллозского городского поселения вне черты указанных населенных пунктов (т.1 л.д.32).
Следовательно, АО «ЛОКС» (филиал «Новогорелово») не определена администрацией МО «Виллозское ГП» как гарантирующая организация.
То обстоятельство, что 05.08.2015 местная администрация МО «Виллозское сельское поселение» уведомило АО «ЛОКС», что согласно утвержденной решением Совета депутатов МО Виллозское сельское поселение № 26 от 10.11.2014 «Схеме водоснабжения и водоотведения МО «Виллозское сельское поселение» на период с 2014 по 2028 год» АО «ЛОКС» может являться ресурсоснабжающей организацией на территории земельных участков в границах п.Новогорелово (т.3 л.д.79), не свидетельствует о наделении организации статусом гарантирующей организации.
Только, 01.07.2019 в администрацию МО «Виллозское ГП» поступило заявление АО «ЛОКС» о необходимости внесения изменений в муниципальные правовые акты МО «Виллозское городское поселение» в части определения АО «ЛОКС» (филиал «Новогорелово») гарантирующей организацией в сфере холодного водоснабжения и водоотведения п.Новогорелово (т.1 л.д..163).
08.05.2018 ЛенРТК получило уведомление МУП УЖКХ МО ФИО1 о том, что в зону деятельности гарантирующей организации МУП УЖКХ МО ФИО1 включен п.Новогорелово (т.1 л.д.28).
03.09.2018 в ЛенРТК поступило заявление Врио главы администрации Виллозского городского поселения о проверке законности осуществления АО «ЛОКС» деятельности по водоснабжению и водоотведению многоквартирных жилых домов на территории п.Новогорелово, поскольку на территории Виллозского городского поселения единственной гарантирующей организацией в сфере водоснабжения и водоотведения определено МУП «УЖКХ МО ФИО1» (т.3 л.д.165).
Следовательно, на момент принятия оспариваемых нормативных правовых актов ЛенРТК было достоверно известно, что АО «ЛОКС» (филиал «Новогорелово») не определено в качестве гарантирующей организации, в том числе, и для пос.Новогорелово.
Указанное обстоятельство подтверждается и экспертным заключением ЛенРТК, в котором указано, что АО «ЛОКС» не наделено статусом гарантирующей организации на территории МО «Виллозское городсоке посление».
Доводы административного ответчика и заинтересованных лиц о незаконности определения МУП «УЖКХ МО ФИО1» в качестве гарантирующей организации для пос.Новогорелово судом расцениваются как не имеющие отношения к предмету настоящего спора, поскольку при принятии оспариваемых приказов ЛенРТК следовало руководствоваться действующими и не признанными в установленном законом порядке правовыми актами органа местного самоуправления об определении гарантирующей организации.
При этом, суд принимает во внимание, что с момента принятия администрацией МО «Виллозское ГП» постановления от 20.12.2017 № 722 и до принятия оспариваемых приказов, ни ЛенРТК, ни АО «ЛОКС» в установленном законом порядке не оспорили данное постановление. Полномочиями на самостоятельное определение гарантирующей организации для централизованной системы водоснабжения ЛенРТК не наделено.
Таким образом, у АО «ЛОКС» (филиал «Новогорелово») и ЛенРТК отсутствовали законные основания для установления тарифа на питьевую воду и водоотведения в соответствии с подпунктами «а» пунктов 5 и 6 Основ ценообразования.
Законных оснований для установления для АО «ЛОКС» (филиал «Новогорелово») тарифа на питьевую воду и водоотведения в соответствии с подпунктами «б» пунктов 5 и 6 Основ ценообразования судом не установлено.
Как следует из материалов дела, 14.02.2018 ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга» заключило с АО «ЛОКС» договор № холодного водоснабжения. По договору организация водопроводно-канализационного хозяйства, осуществляющая холодное водоснабжение, обязуется подавать абоненту через присоединенную водопроводную сеть из централизованных систем холодного водоснабжения холодную питьевую воду (т.1 л.д.150).
14.02.2018 ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга» заключило с АО «ЛОКС» договор № водоотведения. По договору организация водопроводно-канализационного хозяйства, осуществляющая водоотведение, обязуется осуществлять прием сточных вод абонента в централизованную систему водоотведения и обеспечивать их транспортировку, очистку и сброс в водный объект (т.1 л.д.166).
В экспертном заключение отражено, что ЛенРТК не принимает расходы АО «ЛОКС» на сырье и материалы - реагенты (гипохлорид натрия) в размере 37,63 тыс.руб. по водоснабжению и 36,18 тыс.руб. по водоотведению, поскольку АО «ЛОКС» по договору № холодного водоснабжения покупает воду питьевого качества, а по договору № водоотведения передает объем сточных вод на очистку ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга» (т.1 л.д.60,68).
На заседание правления ЛенРТК 12.04.2019 принято решение об утверждении основных натуральных показателей по представленным АО «ЛОКС» производственным программам.
В производственной программе по водоснабжению (питьевая вода) указано, что предприятие получает со стороны 527,25 тыс. куб.м. воды и указанный объем воды подает в водопроводную сеть (т.1 л.д.72).
В производственной программе по водоотведению указано, что предприятие принимаем сточные воды в объеме 417,87 тыс. куб.м. и на очистку другим организациям передает 417,87 тыс. куб.м. сточных вод (т.1 л.д.73).
Из письма ЛенРТК от 09.07.2019 следует, что высокий уровень тарифов связан с тем, что АО «ЛОКС» покупает воду у ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга» и сбрасывает на очистку сточные воды по тарифам для «прочих потребителей» (т.1 л.д.111).
Следовательно, АО «ЛОКС» (филиал «Новогорелово») не является регулируемой организацией осуществляющей забор (подъем) воды и (или) водоподготовку, либо осуществляющей очистку сточных вод и (или) обращение с осадком сточных вод.
Доводы административного ответчика и заинтересованных лиц о необходимости учета фактически сложившейся схемы водоснабжения и водоотведения на территории п.Новогорелово, не свидетельствуют о наличии законных оснований для несоблюдения ЛенРТК при принятии оспариваемых нормативных правовых актов предписаний пунктов 5 и 6 Основ ценообразования.
Судом установлено, что 19.06.2019 ЛенРТК обратилось к заместителю руководителя ФАС России с заявлением, в котором указало, что в Ленинградской области существует технологическая взаимосвязь ряда ресурсоснабжающих организаций с ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга», согласно которой ресурсоснабжающие организации весь объем питьевой воды, необходимый для обеспечения потребителей Ленинградской области, приобретают у вышеуказанного поставщика. Указанные ресурсоснабжающие организации, не являясь гарантирующими организациями, предоставляют в орган регулирования договор на покупку питьевой воды у ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга» и договоры о реализации товаров (работ, услуг) потребителям, являющихся результатом осуществления регулируемой деятельности (договоры холодного водоснабжения). С учетом изложенного, ЛенРТК просил разъяснить имеет ли право регулирующий орган устанавливать для таких ресурсоснабжающих организаций тариф на питьевую воду (питьевой водоснабжение) (т.1 л.д.120).
30.07.2019 заместитель руководителя ФАС России сообщил ЛенРТК, что действующим законодательством не предусмотрено установление тарифа на питьевую воду для ресурсоснабжающих организаций в сфере водоснабжения, не являющихся гарантирующими организациями, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 5 Основ ценообразования (т.1 л.д.198).
Согласно ст.41 Закона о водоснабжении и водоотведении производственная программа разрабатывается организацией, осуществляющей горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, на срок действия регулируемых тарифов.
Поскольку у ЛенРТК отсутствовали основания для утверждения тарифа для филиала «Новогорелово» АО «ЛОКС» на питьевую воду и водоотведение, то суд приходит к выводу об отсутствии у ЛенРТК законных оснований для принятия приказа № 78-пп.
Согласно п.1 ч.2 ст.215 Кодекса административного судопроизводства РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается в том числе решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.
Принимая во внимание, что содержание приказов №№ 78-п, 78-пп и 78-пн не соответствует пунктам 5 и 6 Основ ценообразования и ст.41 Закона о водоснабжении и водоотведении, суд приходит к выводу о наличии предусмотренных ст.215 КАС РФ оснований для признания оспариваемых приказов недействующими.
Определяя момент, с которого оспариваемые нормативные правовые акты должны быть признаны недействующими, суд, руководствуясь ст.215 КАС РФ и разъяснениями Пленума Верховного Суда Российской Федерации, содержащимися в п.38 Постановления от 25.12.2018 N 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами», приходит к выводу о признании недействующими приказов ЛенРТК от 12.04.2019 №№ 78-п, 78-пп и 78-пн со дня вступления решения в законную силу, поскольку нормативные правовые акты ранее применялись, и на их основании реализовывались права граждан и организаций.
Руководствуясь ст.ст.175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административное исковое заявление прокурора Ленинградской области удовлетворить.
Признать недействующим с даты вступления решения суда в законную силу приказ комитета по тарифам и ценовой политике Ленинградской области от 12 апреля 2019 года № 78-пп «Об утверждении производственных программ в сфере холодного водоснабжения (питьевая вода) и водоотведение акционерного общества «Ленинградские областные коммунальные системы» (филиал «Новогорелово» АО «ЛОКС») на 2019 год».
Признать недействующим с даты вступления решения суда в законную силу приказ комитета по тарифам и ценовой политике Ленинградской области от 12 апреля 2019 года № 78-п «Об установлении тарифов на питьевую воду и водоотведение акционерного общества «Ленинградские областные коммунальные системы» (филиал «Новогорелово» АО «ЛОКС») на 2019 год».
Признать недействующим с даты вступления решения суда в законную силу приказ комитета по тарифам и ценовой политике Ленинградской области от 12 апреля 2019 года № 78-пн «Об установлении тарифов на услуги в сфере холодного водоснабжения (питьевая вода) и водоотведение акционерного общества «Ленинградские областные коммунальные системы» (филиал «Новогорелово» АО «ЛОКС») на 2019 год».
Сообщение о принятом решении суда подлежит опубликованию в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании, в котором подлежал опубликованию оспоренный нормативный правовой акт.
Решение может быть обжаловано путем подачи апелляционной жалобы в течение месяца после вынесения судом решения в окончательной форме.
Судья С.Г. Ночевник
Решение в окончательной форме изготовлено 18 ноября 2019 года.