Дело № 3а-285/2019
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
гор. Брянск 13 мая 2019 года
Брянский областной суд в составе:
председательствующего судьи Фроловой И.М.,
при секретаре Красноженюк Е.С.,
с участием представителя заинтересованного лица Управления имущественных отношений Брянской области Ребеко О.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Лабуз Сергея Ивановича к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Брянской области, Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Брянской области об установлении кадастровой стоимости нежилого помещения равной его рыночной стоимости,
УСТАНОВИЛ:
Лабуз С.И. обратился в суд с административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости нежилого помещения с кадастровым номером <данные изъяты>, общей площадью 81,0 кв.м., назначение: нежилое помещение, расположенного по адресу: <адрес> равной его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2015 г. в размере 1 222 000 руб., указав в решении суда дату его обращения в суд и то, что решение суда является основанием для внесения в единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости нежилого помещения, ссылаясь на завышенную кадастровую стоимость, что влияет на размер налоговых платежей.
По уточненным требованиям просил установить кадастровую стоимость спорного нежилого помещения в размере его рыночной стоимости 1 222 000 руб. по состоянию на 4 апреля 2016 г.
В судебном заседании представитель заинтересованного лица Управления имущественных отношений Брянской области Ребеко О.Е возражала против удовлетворения исковых требований административного истца, просила вынести решение суда по результатам судебной экспертизы.
В судебное заседание административный истец Лабуз С.И., представитель административного истца Стефуришин А.Н., представители административных ответчиков Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Брянской области и Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Брянской области, представитель заинтересованного лица Клинцовской городской администрации Брянской области не явились по неизвестной суду причине, были надлежащим образом извещены о времени и месте судебного заседания, сведений об уважительных причинах неявки не представили, об отложении рассмотрения дела не ходатайствовали.
Суд на основании ст. 150, ч. 4 ст. 247 КАС РФ определил рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Как следует из материалов дела, Лабуз С.И. на праве собственности принадлежит нежилое помещение, назначение: нежилое, с кадастровым номером <данные изъяты>, общей площадью 81 кв.м., расположенное на 1 этаже по адресу: <адрес>
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости (далее ЕГРН) кадастровая стоимость указанного помещения составляет 3 029 323,05 руб., сведения о стоимости в ЕГРН внесены 5 апреля 2016 г., кадастровая стоимость определена актом ФГБУ «ФКП Росреестра» по Брянской области №35-3536437/1 от 5 апреля 2016 г. по состоянию на 4 апреля 2016 г. (постановка на учет ОКС).
В силу ст. 245 КАС РФ, ст. 24.18 Федерального закона от
29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, включая оспаривание решений комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, а также с административным исковым заявлением об оспаривании действий (бездействия) такой комиссии в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.
Согласно ст. 400, п. 1 ст. 401 НК РФ физические лица, обладающие зданиями, строениями, сооружениями, помещениями на праве собственности, признаются плательщицами налога на имущества физических лиц.
По общему правилу, предусмотренному п. 1 ст. 402 НК РФ, налоговая база налога на имущество физических лиц определяется исходя из кадастровой стоимости объекта недвижимости, признаваемым объектом налогообложения.
Суд, учитывая, что Лабуз С.И. является плательщиком налога на имущество физических лиц, приходит к выводу о том, что административный истец вправе оспаривать результаты определения кадастровой стоимости, поскольку результаты определения кадастровой стоимости влияют на размер налоговых платежей.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» для целей указанного Федерального закона под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства, перечисленные в названной статье.
Под кадастровой стоимостью понимается стоимость, установленная в результате проведения государственной кадастровой оценки или в результате рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости либо определенная в случаях, предусмотренных статьей 24.19 настоящего Федерального закона.
Приказом Минэкономразвития РФ от 18 марта 2011 г. № 113 утвержден Порядок определения кадастровой стоимости объектов недвижимости в случае, если в период между датой проведения последней государственной кадастровой оценки и датой проведения очередной государственной кадастровой оценки осуществлен государственный кадастровый учет ранее не учтенных объектов недвижимости и (или) в государственный кадастр недвижимости внесены соответствующие сведения при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости.
Согласно п. 2.1.17. Методических указаний по определению кадастровой стоимости в случае образования новых земельных участков путем разделения существующего земельного участка (преобразуемый земельный участок), утвержденных Приказом Минэкономразвития РФ от 12 августа 2006 г. № 222, в случае образования новых земельных участков путем разделения существующего земельного участка (преобразуемый земельный участок) кадастровая стоимость образуемых земельных участков определяется путем умножения площади указанных земельных участков на удельный показатель кадастровой стоимости преобразуемого земельного участка.
Согласно абз. 4 ст. 24.18 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
В соответствии с ч. 1 ст. 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений.
Обязанность доказать обоснованность размера рыночной стоимости, устанавливаемой в качестве кадастровой, лежит на административном истце.
В силу ст. ст. 70, 246 КАС РФ при разрешении дел об оспаривании результатов кадастровой оценки по основанию установления в отношении объекта оценки его рыночной стоимости одним из допустимых письменных доказательств является отчет оценщика.
Административный истец в обоснование заявленного требования об установлении кадастровой стоимости спорного объекта недвижимости представил отчет об оценке от 19 ноября 2018 г. № 18-663/350-317Н, выполненный оценщиком ООО «Городской центр оценки и консалтинга» ФИО11., согласно которому рыночная стоимость принадлежащего истцу нежилого помещения по состоянию на 4 апреля 2016 г. составляет 1 222 000 руб.
Как разъяснено в п. 22 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30 июня 2015 г. № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», по смыслу части 2 статьи 67 ГПК РФ и части 2 статьи 84 КАС РФ экспертное заключение саморегулируемой организации на отчет об оценке не имеет для суда заранее установленной силы и оценивается наравне с другими доказательствами (абзац 8 статьи 17.1 Закона об оценочной деятельности).
По ходатайству стороны истца определением Брянского областного суда от 14 марта 2019 г. назначена судебная оценочная экспертиза, производство которой поручено экспертам ООО ОК «ВарМи».
Согласно заключению судебного эксперта ООО ОК «ВарМи» ФИО13 от 22 апреля 2019 г. №19-ЭН-6443-04-2140 отчет об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости ООО «Городской центр оценки и консалтинга» № 18-663/350-317Н от 19 ноября 2018 г. имеет ряд несущественных замечаний, которые не влияют на процесс оценки и итоговый результат, что позволяет говорить о соответствии отчета требованиям законодательства об оценочной деятельности и требованиям Федеральных стандартов оценки.
В связи с соответствием указанного отчета об оценке требованиям законодательства об оценочной деятельности и требованиям Федеральных стандартов оценки, рыночная стоимость объекта недвижимости, указанного в отчете, не устанавливалась.
В силу ст. 59 КАС РФ заключение эксперта относится к числу доказательств по делу, на основании которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения административного дела. Указанное доказательство подлежит оценке судом в соответствии со ст. 84 КАС РФ в совокупности с другими доказательствами по делу.
Расчеты стоимости объекта оценки выполнены в соответствии с выбранными методами, последовательность и результаты расчетов достаточно полно изложены в отчете и могут быть воспроизведены пользователем отчета.
Методология определения рыночной стоимости (выбор подходов и методов в рамках подходов) обоснована и соответствует конъюнктуре рынка объекта оценки на дату определения стоимости. Проведен анализ информации по рынку недвижимости в сегменте объекта оценки, изложены выводы о применение сравнительного, затратного и доходного подходов при оценке объектов капитального строительства.
Применение использованных оценочных подходов для определения рыночной стоимости объекта оценки обосновано. Расчет стоимости объекта оценки выполнен в соответствии с изложенной методикой определения стоимости. Достоверность представленных в отчете данных подтверждена ссылками на источники, что тем самым подтверждает рыночную стоимость объектов оценки.
У суда отсутствуют основания сомневаться в правильности выводов о рыночной стоимости спорного объекта недвижимости, определенного в соответствии с отчетом об оценке от 19 ноября 2018 г. № 18-663/350-317Н, выполненным оценщиком ООО «Городской центр оценки и консалтинга» ФИО15
Доказательств того, что рыночная стоимость оцениваемого объекта недвижимости являлась иной, чем отражено в отчете и экспертном заключении, суду не представлено, и таких данных в материалах дела не имеется.
Таким образом, оценив в совокупности собранные по делу доказательства, суд приходит к выводу об удовлетворении административного искового заявления и необходимости установить кадастровую стоимость спорного нежилого помещения равной его рыночной стоимости согласно отчету об оценке от 19 ноября 2018 г. № 18-663/350-317Н, выполненному оценщиком ООО «Городской центр оценки и консалтинга» ФИО17
По смыслу ст.ст. 24.18, 24.20 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» актом, на основании которого сведения о кадастровой стоимости вносятся в ЕГРН в случае ее пересмотра, может служить вступившее в законную силу решение суда.
Следовательно, решение суда является основанием для внесения в ЕГРН соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости спорного объекта недвижимости.
Абзацем 5 статьи 24.20 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» предусмотрено, что в случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном статьей 24.18 настоящего Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в ЕГРН кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
Согласно п. 25 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30 июня 2015 г. № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» резолютивная часть решения суда по делу о пересмотре кадастровой стоимости должна содержать данные о величине установленной судом кадастровой стоимости объекта недвижимости, которая является новой кадастровой стоимостью и подлежит внесению в государственный кадастр недвижимости (ст. 248, ч. 3 ст. 249 КАС РФ). Ввиду того, что сведения о дате подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости и применяются для целей налогообложения и иных установленных законодательством целей, в резолютивной части решения указывается дата подачи соответствующего заявления.
Суд считает необходимым указать в решении дату подачи административным истцом заявления о пересмотре кадастровой стоимости, которой в данном случае является 24 декабря 2018 г. (дата подачи административного искового заявления в суд).
В соответствии с п.1 Приказа Росреестра от 18 октября 2016 г. № П/0515 федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» (далее - ФГБУ «ФКП Росреестра») наделено полномочиями федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственный кадастровый учет, государственную регистрацию прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости.
В Брянской области данные полномочия возложены на филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Брянской области.
Вступивший в законную силу судебный акт об установлении кадастровой стоимости в размере рыночной является основанием для внесения органом кадастрового учета соответствующих сведений в государственный кадастр недвижимости.
Руководствуясь ст. ст. 175-180, 249 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
административное исковое заявление Лабуз Сергея Ивановича к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Брянской области, Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Брянской области об установлении кадастровой стоимости нежилого помещения равной его рыночной стоимости удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость нежилого помещения с кадастровым номером <данные изъяты>, общей площадью 81,0 кв.м., назначение: нежилое помещение, расположенного по адресу: <адрес> равной его рыночной стоимости по состоянию на 4 апреля 2016 г. в размере 1 222 000 руб.
Датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости считать 24 декабря 2018 г.
Вновь установленная кадастровая стоимость подлежит внесению в государственный кадастр недвижимости.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Брянского областного суда в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Председательствующий И.М. Фролова
Мотивированное решение изготовлено 14 мая 2019 г.