44OS0000-01-2020-000205-25
дело № 3а-285/2020
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
10 сентября 2020 года г. Кострома
Костромской областной суд в составе
председательствующего судьи Лукоянова А.Н.,
при секретаре Пономаревой Ю.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Костромской области к Костромской областной общественной организации «Соотечественники Приднестровской Молдавской республики АТО Гагаузии» о ликвидации,
У С Т А Н О В И Л:
Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Костромской области (далее также – Управление) обратилось в суд с названным административным иском, указывая в обоснование, что 07 ноября 2013 года зарегистрирована Костромская областная общественная организация «Соотечественники Приднестровской Молдавской республики АТО Гагаузии» (далее также – организация).
В нарушение абзаца 8 части 1 статьи 29 Федерального закона от 19.05.1995 г. №82-ФЗ «Об общественных объединениях» и Постановления Правительства РФ от 15.04.2006 г. N 212 "О мерах по реализации отдельных положений Федеральных законов, регулирующих деятельность некоммерческих организаций" организация не представила в установленный срок отчет за 2018 год об объёме денежных средств и иного имущества, полученных от иностранных государств, их государственных органов, международных и иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства либо уполномоченных ими лиц и (или) от российских юридических лиц, получающих денежные средства и иное имущество от указанных источников (за исключением открытых акционерных обществ с государственным участием и их дочерних обществ), о целях расходования этих денежных средств и использования иного имущества и об их фактическом расходовании и использовании (далее также – отчет о деятельности).
Ввиду непредставления указанного отчета сотрудником Управления 29 мая 2019 года в отношении организации составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном статьёй 19.7 КоАП РФ. Постановлением мирового судьи судебного участка № 8 Ленинского судебного района г. Костромы от 09.07.2019 г. организация признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 19.7. КоАП РФ.
В связи с неисполнением указанной обязанности Управление вынесло в адрес организации письменное предупреждение от 22.04.2019 г. со сроком исполнения не позднее 03 июня 2019 года.
В установленный срок предупреждение не исполнено, что послужило основанием для составления в отношении организации и её председателя протоколов об административных правонарушениях, предусмотренных частью 1 статьи 19.5 КоАП РФ. Постановлениями мирового судьи судебного участка № 8 Ленинского судебного района г. Костромы от 09.07.2019 г. и от 02.08.2019 г. организация и её председатель признаны виновными в совершении административных правонарушений, предусмотренных частью 1 статьи 19.5. КоАП РФ.
Распоряжением Управления от 15.03.2019 г. № 79-р была назначена плановая документарная проверка деятельности организации за период с 01.01.2016 г. по 01.04.2019 г. Уведомление о проведении проверки было направлено в адрес организации. Однако документы, запрашиваемые Управлением в рамках проведения проверки, организация не представила. В связи с этим сотрудник Управления составил в отношении организации 16 мая 2019 года протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.4.1 КоАП РФ.
Постановлением мирового судьи судебного участка № 8 Ленинского судебного района г. Костромы от 04.07.2019 г. организация признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.4.1 КоАП РФ.
В итоге Управление в период с 15 мая по 11 июня 2019 года провело плановую документарную проверку организации только по материалам учетного дела, поскольку запрашиваемые к проверке документы организация не предоставила. При этом организация не направила письменные пояснения с указанием причин непредставления запрашиваемых материалов.
Таким образом, организация нарушила часть 5 статьи 11 и часть 2 статьи 25 Федерального закона от 26.12.2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".
По результатам указанной проверки Управление установило, что организация в период с 01.01.2016 г. по 14.05.2019 г. при осуществлении уставной деятельности неоднократно допускала нарушения законодательства Российской Федерации и устава организации.
Так, в нарушение абзаца 3 части 1 статьи 29 Федерального закона «Об общественных объединениях» организация в 2016, 2017, 2018 и 2019 годах не публиковала отчет об использовании имущества и не обеспечивала доступность ознакомления с таким отчетом.
В нарушение пунктов 6.7 и 7.1 устава организации не осуществлялось переизбрание председателя и ревизора организации, несмотря на то, что трёхлетний срок полномочий закончился.
В нарушение пункта 1 статьи 54 Гражданского кодекса РФ (далее также – ГК РФ), части 1 статьи 28 Федерального закона «Об общественных объединениях» наименование организации не содержит указание на характер деятельности юридического лица.
В нарушение пункта 2 статьи 65.3 ГК РФ пункт 6.2 устава организации не содержит весь перечень вопросов, рассмотрение которых относится к исключительной компетенции высшего органа организации: определение порядка приема в состав участников корпорации и исключения из числа её участников; принятие решений о создании корпорацией других юридических лиц, об участии корпорации в других юридических лицах, образование других органов корпорации и досрочное прекращение их полномочий.
В нарушение пункта 2 статьи 65.3 ГК РФ в пункте 6.6 устава организации к исключительной компетенции правления организации (коллегиального исполнительного органа) отнесено принятие решения о создании местных отделений организации.
В нарушение абзаца 3 статьи 8 Федерального закона «Об общественных объединениях», пункта 1 статьи 28 Федерального закона от 12.01.1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" в уставе организации не сформирован постоянно действующий руководящий орган организации, не определена его компетенция, не указан срок полномочий, порядок принятия им решений.
В соответствии с частью 2 статьи 29 Федерального закона «Об общественных объединениях» общественные объединения обязаны информировать федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в сфере регистрации некоммерческих организаций или его территориальный орган об изменении сведений, указанных в пункте 1 статьи 5 Федерального закона от 08.08.2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", в течение трёх дней со дня наступления таких изменений.
Пунктом 1 статьи 5 названного закона предусмотрено, что в Едином государственном реестре юридических лиц содержатся, в том числе, сведения об адресе юридического лица в пределах места нахождения юридического лица.
Вместе с тем в нарушение установленных законом предписаний организация своевременно не проинформировала Управление об изменении адреса, указанного в Едином государственном реестре юридических лиц.
Акт проверки от 11.06.2019 г. № 9, письменное предупреждение от 11.06.2019 г. №44/02-2127, повторное письменное предупреждение от 14.08.2019 г. № 44/02-2788 направлены Управлением заказным письмом с уведомлением на адрес организации и по месту жительства председателя организации. В судебном порядке акт проверки и предупреждения организацией не обжаловались.
Выявленные нарушения организация устранила частично, а именно: в Едином государственном реестре юридических лиц изменён адрес (место нахождения) организации, а также представлен отчет о деятельности.
Иные нарушения организацией не устранены, соответствующие документы в Управление не представлены, ходатайства о продлении сроков устранения нарушений в адрес Управления не направлены.
Кроме того, Управлением установлено, что руководителем организации получены денежные средства на мероприятия, проведение которых запланировано, в том числе, за пределами территориальной сферы деятельности организации, а именно: в городе Иваново и в городе Ярославль.
Однако согласно части 4 статьи 14 Федерального закона «Об общественных объединениях» под региональным общественным объединением понимается объединение, деятельность которого в соответствии с его уставными целями осуществляется в пределах территории одного субъекта Российской Федерации.
Указанное свидетельствует о том, что организацией допущены неоднократные и грубые нарушения действующего законодательства Российской Федерации, что в силу части 1 статьи 44 Федерального закона «Об общественных объединениях» является основанием для ликвидации общественного объединения.
Административный истец просит ликвидировать Костромскую областную общественную организацию «Соотечественники Приднестровской Молдавской республики АТО Гагаузии» с исключением данных о ней из Единого государственного реестра юридических лиц.
В судебном заседании представитель административного истца Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Костромской области Смирнова В.А., действующая на основании доверенности, заявленные административные исковые требования поддержала.
Представитель административного ответчика Костромской областной общественной организации «Соотечественники Приднестровской Молдавской республики АТО Гагаузии» и представитель заинтересованного лица Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Кострома, надлежащим образом извещённые о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились.
Выслушав объяснения представителя административного истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Костромской области 30 октября 2013 года приняло решение о государственной регистрации некоммерческой организации Костромская областная общественная организация «Соотечественники Приднестровской Молдавской республики АТО Гагаузии». Запись о некоммерческой организации внесена в Единый государственный реестр юридических лиц 07 ноября 2013 года за основным государственным регистрационным номером 1134400000790 /л.д. 17/.
В соответствии с положениями абзаца 3 части 1 статьи 44 Федерального закона от 19 мая 1995 года № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» (далее также – Закон об общественных объединениях) неоднократные или грубые нарушения общественным объединением Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов или иных нормативных правовых актов либо систематическое осуществление общественным объединением деятельности, противоречащей его уставным целям, является основанием для ликвидации общественного объединения.
В пункте 27 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.12.2016 г. N 64 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел, связанных с приостановлением деятельности или ликвидацией некоммерческих организаций, а также запретом деятельности общественных или религиозных объединений, не являющихся юридическими лицами" разъяснено, что неоднократным нарушением является совершение объединением граждан после вынесения в его адрес предупреждения (представления) об устранении нарушений закона аналогичного или иного нарушения действующего законодательства.
Неустранение ранее выявленного нарушения не образует неоднократности независимо от длительности такого неустранения.
Сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие неоднократности нарушений, могут содержаться в постановлении по делу об административном правонарушении, приговоре или решении суда, принятых в отношении лиц, связанных с деятельностью данного объединения граждан, а также в актах иных органов.
В пункте 26 названного постановления разъяснено, что поскольку закон не устанавливает перечень грубых нарушений, оценка того, является ли допущенное объединением граждан нарушение закона грубым и влекущим ликвидацию либо запрет деятельности объединения граждан, осуществляется судом.
В качестве грубого нарушения объединением граждан Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов или иных нормативных правовых актов могут быть расценены действия, направленные на отрицание фундаментальных демократических принципов, прав или свобод, признанных Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, на пропаганду войны либо на разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти, призывы к дискриминации, вражде или насилию.
Грубым также является нарушение, которое создает реальную угрозу или повлекло причинение вреда жизни, здоровью граждан, окружающей среде, общественному порядку и безопасности, собственности, законным экономическим интересам физических и (или) юридических лиц, общества и государства.
К грубым следует относить нарушения, которые влекут невозможность их устранения законным способом. Например, невозможность принятия решения в порядке, установленном учредительными документами.
В частности, грубым нарушением является несоответствие заявленной территориальной сфере деятельности объединения граждан; использование объединением граждан в своем наименовании наименований органов государственной власти, местного самоуправления; оказание объединением граждан услуг без получения соответствующей лицензии (статья 14 Закона об общественных объединениях, часть 1 статьи 12 Федерального закона от 4 мая 2011 года N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", статьи 9 и 19 Закона о свободе совести).
Из представленных административным истцом документов следует, что Костромская областная общественная организация «Соотечественники Приднестровской Молдавской республики АТО Гагаузии» допустила в ходе осуществления деятельности как неоднократные, так и грубые нарушения действующего законодательства.
В соответствии с абзацем 8 части 1 статьи 29 Закона об общественных объединениях, пунктом 6 статьи 2 Федерального закона от 12.01.1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (далее также – Закон о некоммерческих организациях), Постановлением Правительства РФ от 15.04.2006 г. N 212 "О мерах по реализации отдельных положений Федеральных законов, регулирующих деятельность некоммерческих организаций" (утратило силу 04.06.2020 г.) общественное объединение обязано ежегодно, не позднее 15 апреля года, следующего за отчетным, информировать федеральный орган государственной регистрации об объёме денежных средств и иного имущества, полученных от иностранных государств, их государственных органов, международных и иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства либо уполномоченных ими лиц и (или) от российских юридических лиц, получающих денежные средства и иное имущество от указанных источников (за исключением открытых акционерных обществ с государственным участием и их дочерних обществ), о целях расходования этих денежных средств и использования иного имущества и об их фактическом расходовании и использовании (далее также – отчет о деятельности).
Однако в нарушение данных положений организация такой отчет за 2018 год в Управление не представила.
Ввиду этого 22 апреля 2019 года в адрес организации Управление вынесло предупреждение, предоставив для устранения нарушения срок по 03 июня 2019 года. Предупреждение организацией получено, в судебном порядке не обжаловано, в установленный срок нарушение не устранено /л.д. 31, 32/.
Специалист-эксперт отдела по делам некоммерческих организаций Управления Министерства юстиции РФ по Костромской области 29 мая 2019 года в отношении организации составил протокол об административном правонарушении, предусмотренном статьёй 19.7 КоАП РФ /л.д. 28-29/. Постановлением мирового судьи судебного участка №8 Ленинского судебного района г. Костромы от 09.07.2019 г. организация признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 19.7. КоАП РФ (непредставление или несвоевременное представление в государственный орган сведений (информации), представление которых предусмотрено законом) /л.д. 30/.
Кроме того, ввиду неисполнения организацией предупреждения в установленный срок специалист-эксперт отдела по делам некоммерческих организаций Управления Министерства юстиции РФ по Костромской области 04 июня 2019 года составил протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных частью 1 статьи 19.5 КоАП РФ, в отношении организации и её председателя /л.д. 33-35, 36-38/. Постановлениями мирового судьи судебного участка № 8 Ленинского судебного района г. Костромы от 09.07.2019 г. и от 02.08.2019 г. организация и её председатель признаны виновными в совершении административных правонарушений, предусмотренных частью 1 статьи 19.5. КоАП РФ (невыполнение в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего государственный надзор (контроль), об устранении нарушений законодательства) /л.д. 39-40, 41-42/.
Распоряжением Управления Министерства юстиции РФ по Костромской области от 15.03.2019 г. № 79-р назначена плановая документарная проверка деятельности организации за период с 01.01.2016 г. по 15.05.2019 г. Данным распоряжением на организацию возложена обязанность представить документы для достижения целей и задач проведения проверки в срок не позднее 08 мая 2019 года /л.д. 43-45, 46/. Уведомление о проведении проверки и копия указанного распоряжения направлены в адрес организации 19 марта 2019 года /л.д. 47/.
Запрашиваемые документы в установленный срок организация не представила.
Таким образом, организация нарушила часть 5 статьи 11 Федерального закона от 26.12.2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", которые предусматривают обязанность юридического лица в течение десяти рабочих дней со дня получения мотивированного запроса направить в орган государственного контроля (надзора) указанные в запросе документы.
Ввиду непредставления запрашиваемых документов специалист-эксперт отдела по делам некоммерческих организаций Управления Министерства юстиции РФ по Костромской области 16 мая 2019 года составил в отношении организации протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.4.1 КоАП РФ /л.д. 53-55/. Постановлением мирового судьи судебного участка № 8 Ленинского судебного района г. Костромы от 04.07.2019 г. организация признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.4.1 КоАП РФ (воспрепятствование законной деятельности должностного лица органа государственного контроля (надзора) по проведению проверок или уклонение от таких проверок) /л.д. 56-57/.
По результатам проверки составлен акт проверки от 11.06.2019 г. и в этот же день в адрес организации Управление вынесло предупреждение, предоставив для устранения нарушений, выявленных при проведении проверки, срок по 05 августа 2019 года. Предупреждение в судебном порядке не обжаловано, в установленный срок нарушения не устранены /л.д. 61-63/.
В акте проверки указано о следующих допущенных организацией нарушениях.
В соответствии с частью 2 статьи 29 Закона об общественных объединениях общественное объединение обязано информировать орган, принявший решение о государственной регистрации данного объединения, об изменении сведений, указанных в пункте 1 статьи 5 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", за исключением сведений о полученных лицензиях, в течение трех дней с момента таких изменений.
Согласно пункту 1 статьи 5 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" в едином государственном реестре юридических лиц содержатся, в том числе, сведения об адресе юридического лица в пределах места нахождения юридического лица.
Однако в нарушение данных норм организация не представила сведений об изменении своего адреса.
В соответствии с абзацем 3 части 1 статьи 29 Закона «Об общественных объединениях» общественное объединение обязано ежегодно публиковать отчет об использовании своего имущества или обеспечивать доступность ознакомления с указанным отчетом.
В нарушение данной нормы организация в 2016, 2017, 2018 и 2019 годах не опубликовала отчеты об использовании имущества и не обеспечивала доступность ознакомления с таким отчетом.
Часть 1 статьи 28 Закона «Об общественных объединениях» предусматривает, что официальное наименование общественного объединения должно содержать указание на его организационно-правовую форму, территориальную сферу и характер его деятельности.
В пункте 1 статьи 54 Гражданского кодекса РФ также сказано об обязательности указания в наименовании некоммерческой организации на характер деятельности юридического лица.
Вопреки данным нормативным положениям наименование административного ответчика – Костромская областная общественная организация «Соотечественники Приднестровской Молдавской республики АТО Гагаузии» – не содержит указания на характер деятельности юридического лица.
В пункте 2 статьи 65.3 ГК РФ перечислены исключительные полномочия высшего органа общественного объединения.
В пункте 6.2. устава организации перечислены исключительные полномочия общего собрания членов организации, являющегося высшим руководящим органом организации. Однако данный пункт устава не содержит весь перечень вопросов, относимых в силу пункта 2 статьи 65.3 ГК РФ к исключительным полномочиям высшего органа общественного объединения, что свидетельствует о нарушении организацией пункта 2 статьи 65.3 ГК РФ.
Кроме того, в нарушение данной нормы пункт 6.6. устава организации относит к полномочиям правления организации (коллегиальный исполнительный орган) принятие решений о создании местных отделений организации.
Из представленной административным истцом копии договора № 1/12 от 15.12.2019 г., заключенного между Костромской областной общественной организацией «Соотечественники Приднестровской Молдавской республики АТО Гагаузии» (исполнитель) и О.О.О. (S.R.L.) «CRISTINA VOIAJ» (заказчик), следует, что организация обязалась по условиям данного договора оказать заказчику услуги по организации и проведению концертов ко «Дню культуры Молдовы в России» 10, 11 и 12 января 2020 года в городах Кострома, Иваново и Ярославль.
Таким образом, представленные в дело доказательства свидетельствуют о том, что организацией в ходе осуществления деятельности допущены как неоднократные, так и грубые нарушения действующего законодательства (указанных выше норм федеральных законов), что является основанием для ликвидации общественного объединения.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 264 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Административное исковое заявление Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Костромской области удовлетворить.
Ликвидировать Костромскую областную общественную организацию «Соотечественники Приднестровской Молдавской республики АТО Гагаузии», исключив сведения о ней из Единого государственного реестра юридических лиц (основной государственный регистрационный номер 1134400000790).
Решение может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции через Костромской областной суд в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Председательствующий А.Н. Лукоянов
Мотивированное решение суда составлено 29 сентября 2020 года.