ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-285/2015 от 27.11.2015 Владимирского областного суда (Владимирская область)

Дело №3а-285/2015 ****

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

27 ноября 2015 года

Владимирский областной суд в составе судьи Кирюшиной О.А.

при секретаре Беляковой С.В.

с участием прокурора Куропаткина А.В.,

представителя административного истца ФИО1 по доверенности ФИО2, представителей административных ответчиков ФИО3 по доверенности ФИО4, территориальной избирательной комиссии Ковровского района Владимирской области в лице председателя ФИО5, представителя заинтересованного лица Избирательной комиссии Владимирской области по доверенности ФИО6,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению ФИО1 о признании незаконным и отмене постановления территориальной избирательной комиссии Ковровского района Владимирской области от 12 ноября 2015 года №275 «О регистрации ФИО3 кандидатом в депутаты Законодательного Собрания Владимирской области шестого созыва по одномандатному избирательному округу №12»,

У С Т А Н О В И Л:

постановлением Избирательной комиссии Владимирской области от 19 сентября 2015 года №193 дополнительные выборы депутата Законодательного Собрания Владимирской области шестого созыва по одномандатному избирательному округу №12 назначены на 20 декабря 2015 года (л.д.184).

Постановлением Избирательной комиссии Владимирской области от 19 сентября 2015 года №194 на территориальную избирательную комиссию Ковровского района возложены полномочия Окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа №12 по дополнительным выборам депутата Законодательного Собрания Владимирской области шестого созыва по одномандатному избирательному округу №12 (л.д.185).

Постановлением Избирательной комиссии Владимирской области от 27 октября 2015 года №257 продлен срок полномочий Территориальных избирательных комиссий Вязниковского, Гороховецкого и Ковровского района, сформированных в 2010 году, до окончания избирательной кампании по вышеуказанным дополнительным выборам (л.д.125-1126).

Постановлением территориальной избирательной комиссии Ковровского района Владимирской области от 12 ноября 2015 года №275 ФИО3, выдвинутый Владимирским региональным отделением политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации», зарегистрирован кандидатом в депутаты Законодательного Собрания Владимирской области шестого созыва по одномандатному избирательному округу №12 (л.д.51).

ФИО1, являясь зарегистрированным кандидатом в депутаты, по тому же избирательному округу (л.д.8), обратился с заявлением о признании незаконным и отмене вышеуказанного постановления, ссылаясь на то, что ФИО3 в нарушение пункта 2 статьи 33 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее по тексту Федеральный закон 67-ФЗ) в заявлении о согласии баллотироваться указал недостоверные сведения о месте жительства, а также не представил документ об использовании в избирательных документах сокращенного наименования избирательного объединения. Имеющееся решение бюро Комитета ВРО ПП КПРФ от 24 октября 2015 года по данному вопросу принято с превышением полномочий. В соответствии с подпунктом «в» пункта 24 статьи 38 Федерального закона №67-ФЗ указанные обстоятельства, по мнению административного истца, являются основанием для отказа в регистрации ФИО3 и отмене обжалуемого постановления.

Административный истец ФИО1, надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился.

Его представитель по доверенности ФИО2 поддержала заявленные требования в полном объеме и дала объяснения, аналогичные обстоятельствам, изложенным в заявлении, уточнив, что не представление документа об использовании в избирательных документах сокращенного наименования избирательного объединения свидетельствует о нарушении процедуры выдвижения кандидата политической партии, предусмотренной пунктом 2 статьи 36 Федерального закона от 11 июля 2001 года №95-ФЗ «О политических партиях» (далее по тексту Федеральный закон №95-ФЗ).

Административный ответчик ФИО3, надлежащим образом извещенный о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, представил письменные возражения, в которых ссылается на необоснованность заявленных требований, поскольку указанный им в заявлении о согласии баллотироваться адрес позволяет однозначно установить его адрес места жительства. Излишнее указание на Ковровский район не препятствует этому исходя из совокупности, содержащихся в заявлении сведений и представленных им документов. Сведения о наименовании избирательного объединения не относятся к документам, необходимым для представления в комиссию при выдвижении или регистрации кандидата. В соответствии с Федеральным законом №ФЗ-95 решение вопроса о сокращенном наименовании избирательного объединения не относится к процедуре выдвижения кандидата. Кроме того, использованное при указании сокращенного наименования избирательного объединения сокращенное наименование политической партии «КПРФ» согласуется с положениями Устава партии, в соответствии с которым именно «КПРФ» является сокращенным наименованием партии. Все представленные им в избирательную комиссию документы были оформлены правильно, извещения от представителей избирательной комиссии о неполноте сведений или отсутствии каких-либо документов он не получал.

Его представитель по доверенности ФИО4 заявление не признала, дала аналогичные объяснения.

Председатели административного ответчика территориальной избирательной комиссии Ковровского района Владимирской области в лице ее председателя ФИО5, заинтересованного лица Избирательной комиссии Владимирской области по доверенности ФИО6, возражали против удовлетворения заявления по тем же основаниям.

Заслушав объяснения представителей административного истца, административных ответчиков и заинтересованного лица, заключение прокурора, полагавшего заявление необоснованным, исследовав и оценив представленные доказательства, суд находит заявление ФИО1 не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно пункту 6 статьи 76 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ решение избирательной комиссии о регистрации кандидата (списка кандидатов), об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) может быть отменено судом, а решение избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) - также избирательной комиссией в порядке, предусмотренном статьей 75 настоящего Федерального закона, по заявлению зарегистрировавшей кандидата (списков кандидатов) избирательной комиссии, кандидата, избирательного объединения, в отношении которых вынесено такое решение, кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, избирательного объединения, список кандидатов которого зарегистрирован по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 настоящего Федерального закона, иных требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом.

В соответствии с подпунктом «в.2» пункта 24 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ отсутствие на день, предшествующий дню заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, в документах, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, каких-либо сведений, предусмотренных пунктами 2 и 3 статьи 33 настоящего Федерального закона, иным законом, является основанием для отказа в регистрации кандидата.

Как следует из пункта 2 статьи 33 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ соответствующая избирательная комиссия считается уведомленной о выдвижении кандидата, а кандидат считается выдвинутым, приобретает права и обязанности кандидата, предусмотренные настоящим Федеральным законом, иным законом, после поступления в нее заявления в письменной форме выдвинутого лица о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу с обязательством в случае его избрания прекратить деятельность, несовместимую со статусом депутата или с замещением иной выборной должности. В заявлении указываются фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, адрес места жительства, серия, номер и дата выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, наименование или код органа, выдавшего паспорт или документ, заменяющий паспорт гражданина, идентификационный номер налогоплательщика (при наличии), гражданство, сведения о профессиональном образовании (при наличии) с указанием организации, осуществляющей образовательную деятельность, года ее окончания и реквизитов документа об образовании и о квалификации, основное место работы или службы, занимаемая должность (в случае отсутствия основного места работы или службы - род занятий). Если кандидат является депутатом и осуществляет свои полномочия на непостоянной основе, в заявлении должны быть указаны сведения об этом и наименование соответствующего представительного органа. Кандидат вправе указать в заявлении свою принадлежность к политической партии либо не более чем к одному иному общественному объединению, зарегистрированному не позднее чем за один год до дня голосования в установленном законом порядке, и свой статус в этой политической партии, этом общественном объединении при условии представления вместе с заявлением документа, подтверждающего указанные сведения и подписанного уполномоченным лицом политической партии, иного общественного объединения либо уполномоченным лицом соответствующего структурного подразделения политической партии, иного общественного объединения.

Согласно подпункту «а» пункта 2.2. вышеуказанной статьи к заявлению о согласии баллотироваться прилагается копия паспорта (отдельных страниц паспорта, определенных Центральной избирательной комиссией Российской Федерации) или документа, заменяющего паспорт гражданина. Законом может быть предусмотрено, что паспорт или документ, заменяющий паспорт гражданин, предъявляется кандидатом при личном представлении документа в избирательную комиссию в соответствии с пунктом 5 настоящей статьи, копия паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, изготавливается в избирательной комиссии в присутствии кандидата и заверяется подписью лица, принявшего заявление и прилагаемые к нему документы.

Анализируя указанные нормы закона, суд приходит к выводу, что полнота сведений о кандидате образуется из совокупности сведений, изложенных в заявлении о согласии баллотироваться и информации, содержащихся в приложенных к заявлению документах, что в свою очередь, позволяет избирательной комиссии идентифицировать личность кандидата.

В соответствии с подпунктом 5 статьи 2 Федерального закона №ФЗ-67 под адресом места жительства понимается адрес, по которому гражданин Российской Федерации зарегистрирован по месту жительства в органах регистрационного учета граждан по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации (наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, улицы, номера дома и квартиры).

Как следует из материалов дела, в представленном ФИО3 в территориальную комиссию заявлении о согласии баллотироваться были указаны следующие сведения о месте его проживания: «Владимирская область, Ковровский район, гор. Ковров, ул. ****, д.****, кв.****» (л.д.52).

Из представленной в комиссию копии паспорта следует, что местом жительства ФИО3 является Владимирская область, гор.Ковров, ул. ****, дом **** кв.**** (л.д.84).

Оценивая указанные документы в совокупности, суд приходит к выводу, что указание в сведениях о месте проживания ФИО3 «Ковровский район», являющегося самостоятельным муниципальным образованием на территории Владимирской области, не препятствует однозначному восприятию сведений об адресе кандидата, поскольку не предполагает любое иное прочтение наименования города, в целом его места жительства. Излишнее указание на Ковровский район нельзя расценивать как отсутствие сведений об адресе места жительства кандидата.

Таким образом, территориальная избирательная комиссия на момент вынесения оспариваемого постановления располагала всеми необходимыми сведениями о месте жительства кандидата, предусмотренными пунктом 2 статьи 33 Федерального закона №67-ФЗ.

Доводы административного истца об умышленном указании кандидатом наименования «Ковровский район» с целью привлечения избирателей, большая часть которых проживает на территории района, основаны на его предположениях и объективного подтверждения в ходе судебного разбирательства не нашли.

Факт указания в заявлении о согласии «Ковровский район» следует расценивать как техническую ошибку, поскольку подстрочный текст места проживания кандидата в утвержденной форме заявления о согласии баллотироваться содержит указание на район.

Кроме того, заявление кандидата о согласии баллотироваться согласно пункту 2 статьи 33 Федерального закона №ФЗ-67 представляется исключительно в соответствующую избирательную комиссию и необходимо для выражения воли кандидата для участия в соответствующей избирательной компании и для установления личности кандидата.

В качестве основания для отмены обжалуемого постановления административным истцом также указывается подпункт «б» пункта а.2 статьи 38 Федерального закона №ФЗ-67, а именно несоблюдение кандидатом, выдвинутым политической партией, требований к выдвижению кандидата, предусмотренных пунктом 2 статьи 36 Федерального закона «О политических партиях».

Согласно пункту 2 статьи 36 Федерального закона «О политических партиях» политическая партия, а в случаях, предусмотренных уставом политической партии, ее региональные отделения и иные структурные подразделения вправе принимать участие в выборах, официальное опубликование решения о назначении (проведении) которых состоялось после представления политической партией в уполномоченные органы документов, подтверждающих государственную регистрацию ее региональных отделений не менее чем в половине субъектов Российской Федерации. Политическая партия, представившая в уполномоченные органы документы, подтверждающие государственную регистрацию ее региональных отделений не менее чем в половине субъектов Российской Федерации, а в случаях, предусмотренных уставом политической партии, и ее региональные отделения, иные структурные подразделения вправе принимать участие в референдумах в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о референдумах.

Как установлено судом, ВЛАДИМИРСКОЕ РЕГИОНАЛЬНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ политической партии «КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» зарегистрировано Управлением Министерства юстиции Российской Федерации 04 декабря 2013 года с присвоением учетного номера ****л.д.77).

Бюро комитета данного регионального отделения на своем заседании 24 октября 2015 года приняло решение о выдвижении ФИО3, являющегося членом политической партии «КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ», кандидатом в депутаты Законодательного Собрания Владимирской области шестого созыва по одномандатному избирательному округу №12 ВЛАДИМИРСКИМ РЕГИОНАЛЬНЫМ ОТДЕЛЕНИЕМ политической партии «КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ». Кроме того, на этом же заседании Бюро было принято решение об использовании в избирательных документах на дополнительных выборах депутата Законодательного Собрания Владимирской области шестого созыва по одномандатному избирательному округу №12 20 декабря 2015 года следующего сокращенного, в том числе краткого наименования ВЛАДИМИРСКОГО РЕГИОНАЛЬНОГО ОТДЕЛЕНИЯ политической партии «КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» - «ВЛАДИМИРСКОЕ РЕГИОНАЛЬНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ политической партии «КПРФ» (л.д. 73-76).

Не оспаривая право ВЛАДИМИРСКОГО РЕГИОНАЛЬНОГО ОТДЕЛЕНИЯ политической партии «КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» на самостоятельное выдвижение кандидатов, а также законность принятого Бюро отделения решения от 24 октября 2015 года по выдвижению ФИО3 кандидатом в депутаты, административный истец полагает решение Бюро в части определения сокращенного наименования избирательного объединения принятым за пределами своих полномочий, определенных статьей 6.11 Устава КПРФ, что по его мнению является нарушением процедуры выдвижения кандидатов.

Вместе с тем, содержащиеся в пункте 2 статьи 36 Федерального закона «О политических партиях» требования к порядку участия политических партий в выборах не предусматривают каких-либо требований, связанных с порядком и необходимостью определения при выдвижении кандидата краткого, сокращенного наименования избирательного объединения для использования в избирательных документах.

Обязанность согласования Отделением с избирательной комиссией его краткого наименования предусмотрена пунктом 10 статьи 30 Избирательного Кодекса Владимирской области, в соответствии с которым установлено, что наименованием избирательного объединения является наименование, указанное в документе о государственной регистрации избирательного объединения, выданном федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций в сфере регистрации общественных отношений. При этом если полное наименование избирательного объединения состоит не более чем из семи слов, в избирательных документах используется полное наименование избирательного объединения, в том числе в качестве краткого наименования. Если полное наименование избирательного объединения состоит более чем из семи слов, а сокращенное наименование – не более чем из семи слов, в избирательных документах используется сокращенное наименование избирательного объединения, в том числе в качестве краткого наименования. Если и полное, и сокращенное наименование избирательного объединения состоят более чем из семи слов, избирательное объединение согласует с избирательной комиссией, осуществляющей регистрацию кандидатов, список кандидатов, его краткое (состоящее не более чем из семи слов) наименование для использования в избирательных документах.

При этом данная норма не содержит каких-либо сроков, не определяет орган, уполномоченный осуществлять определение краткого наименования, не относит решение данного вопроса к процедуре выдвижения кандидатов избирательным объединением.

В соответствии с требованиями пункта 2 статьи 33 Избирательного Кодекса Владимирской области регистрация кандидата осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии документов, указанных в пунктах 2, 2-2 и 3 (при проведении выборов в органы государственной власти области, выборов глав округов также документов, указанных в пункте 3-1) статьи 28 Кодекса, иных предусмотренных Кодексом документов (статьи 30 и 33 Кодекса), представляемых в соответствующую избирательную комиссию для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата. При этом сведения о сокращенном наименовании избирательного объединения также не относятся к документам, необходимым для представления в избирательную комиссию при выдвижении кандидата.

Согласно пункту 6.11 Устава политической партии «КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» к компетенции Бюро Комитета регионального отделения КПРФ отнесено, в том числе извещение избирательных комиссий соответствующего уровня о проведении мероприятий, связанных с выдвижением своих кандидатов (списков кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности в органах государственной власти субъекта Российской Федерации и органах местного самоуправления, представление к назначению и в резерв от имени КПРФ членов избирательных комиссий с право решающего и совещательного голосов, назначение наблюдателей, выдвижение кандидатов (списков кандидатов) и их отзыв, представление в избирательную комиссию сведений в пределах установленных федеральным законодательством требований. Анализируя указанные полномочия Бюро Комитета регионального отделения КПРФ, суд полагает решение Бюро от 24 октября 2015 года в части определения сокращенного наименования избирательного объединения для использования в данной избирательной компании принятым в пределах предоставленных ему Уставом политической партии «КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» полномочий.

В соответствии с вводными положениями Устава политической партии «КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» одним из сокращенных наименований данной политической партии является «КПРФ» (л.д.20). Согласно пункту 3 статьи 6 Федерального закона «О политических партиях» региональные отделения политической партии используют наименование этой политической партии с указанием своей территориальной принадлежности. Именно такое наименование избирательного объединения и было предложено использовать в избирательных документах Бюро комитета ВЛАДИМИРСКОГО РЕГИОНАЛЬНОГО ОТДЕЛЕНИЯ политической партии «КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» в качестве краткого наименования.

В связи с чем, суд приходит к выводу, что довод административного истца в указанной части основан на неправильном толковании норм материального права. При таких обстоятельствах оснований для отмены оспариваемого постановления по подпункту «б» пункта а.2 статьи 38 Федерального закона №ФЗ-67 у суда не имеется.

Правомочность принятия оспариваемого решения по иным основаниям административным истцом не оспаривается.

Как следует из протокола заседания территориальной избирательной комиссии Ковровского района от 12 ноября 2015 года №83, на ее заседании при рассмотрении вопроса о регистрации кандидатом в депутаты Законодательного собрания Владимирской области шестого созыва по одномандатному избирательному округу №12 ФИО3 присутствовало 10 из 11 членов избирательной комиссии с правом решающего голоса, то есть имелся необходимый кворум для принятия такого решения. Все присутствующие члены комиссии проголосовали «за» принятие оспариваемого постановления (л.д.50). Данное обстоятельство не оспаривалось сторонами по делу.

С учетом изложенных выше обстоятельств суд приходит к выводу, что принимая постановление №275 от 12 ноября 2015 года «О регистрации ФИО3 кандидатом в депутаты Законодательного Собрания Владимирской области шестого созыва по одномандатному избирательному округу №12» территориальной избирательной комиссией Ковровского района Владимирской области не были нарушены вышеуказанные требования избирательного законодательства, в связи с чем, данное постановление является законным и не подлежит отмене.

Ссылки административного ответчика ФИО3 о необходимости соблюдения комиссией положений пункта 1.1 статьи 38 Федерального закона №ФЗ-67, которыми предусмотрена обязанность избирательной комиссии по информированию кандидата о недостатках и, соответственно, возможности устранения им неполноты сведений или ненадлежащего оформления избирательных документов либо восполнения отсутствия какого-либо из них, не имеют правового значения при рассмотрении данного дела, поскольку таких нарушений при регистрации кандидата ФИО3 избирательной комиссией допущено не было. В связи с чем, оснований для выполнения вышеуказанных требований закона у избирательной комиссии не имелось.

В соответствии с частью 2 статьи 244 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд отказывает в удовлетворении административного иска о защите избирательных прав и права на участие в референдуме, если установит, что оспариваемые решения, действие (бездействие) являются законными.

С учетом изложенного основания для удовлетворения административного иска ФИО1 отсутствуют.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 244 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л :

заявление ФИО1 о признании незаконным и отмене постановления территориальной избирательной комиссии Ковровского района Владимирской области от 12 ноября 2015 года №275 «О регистрации ФИО3 кандидатом в депутаты Законодательного Собрания Владимирской области шестого созыва по одномандатному избирательному округу №12» - оставить без удовлетворения.

На решение могут быть поданы апелляционные жалоба, представление в Верховный Суд Российской Федерации через Владимирский областной суд в течение пяти дней со дня принятия судом решения.

Судья Владимирского областного суда подпись О.А. Кирюшина

****