ВОЛОГОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
от 23 июня 2020 г. № 3а-286/2020
г.Вологда
Вологодский областной суд в составе:
председательствующего судьи Соколовой М.В.,
с участием прокурора прокуратуры Вологодской области Мининой Н.В.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Опрячиной Я.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «Фабрика обуви» об оспаривании в части нормативных правовых актов,
установил:
приказом Департамента имущественных отношений Вологодской области от 20 ноября 2018 года № 67-н определён Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2019 год.
21 ноября 2018 года указанный приказ размещён на Официальном интернет-портале правовой информации Вологодской области (http://www.pravo.gov.ru), 24 ноября 2018 года опубликован в газете «Красный Север», выпуск № 132.
Приказом Департамента имущественных отношений Вологодской области от 15 ноября 2019 года № 87-н определён Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год.
23 ноября 2019 года указанный приказ размещён на Официальном интернет-портале правовой информации Вологодской области (http://www.pravo.gov35.ru), 23 ноября 2019 года опубликован в газете «Красный Север», выпуск № 132.
Административный истец ООО «Фабрика обуви» обратился в суд с административным исковым заявлением об оспаривании в части приказов Департамента имущественных отношений Вологодской области от 20 ноября 2018 года № 67-н, от 15 ноября 2019 года № 87-н.
В обоснование исковых требований Общество указало, что являлось собственником объекта недвижимости - нежилого помещения, кадастровый номер №..., назначение - нежилое помещение, площадью 1164,4 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, в помещении находился торговый центр «Золотое кольцо».
Впоследствии произведен раздел указанного объекта недвижимости, образованы нежилые помещения с кадастровыми номерами №..., №..., №..., №..., №..., №....
Нежилое помещение с кадастровым номером №... продано, собственниками объекта на праве общей долевой собственности являются ФИО1(доля в праве ...), ФИО2(доля в праве ...).
Собственником нежилых помещений с кадастровыми номерами №..., №..., №..., №... является ООО «Фабрика обуви».
Нежилое помещение с кадастровым номером №... принадлежит на праве общей долевой собственности ООО «Фабрика обуви» (доля в праве ...), Жуку Д.В.(доля в праве ...), Воронову Т.В.(доля в праве ....
Объект недвижимости с кадастровым номером №... был включен в Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2019 года под № №....
Вновь образованные объекты недвижимости с кадастровыми номерами №..., №..., №..., №..., №... включены в Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год соответственно под №№ №..., №..., №..., №..., №....
По мнению административного истца, принадлежащие ему объекты недвижимости не обладают признаками объекта налогообложения, в отношении которого налоговая база определяется как кадастровая стоимость в соответствии со статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, следовательно, включение названных объектов в Перечни нарушает права административного истца, так как незаконно возлагает обязанность по уплате налога на имущество в большем размере.
Административный истец просил суд признать не действующим со дня принятия пункт №... Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2019 год, утверждённого приказом Департамента имущественных отношений Вологодской области от 20 ноября 2018 года № 67-н; пункты №..., №..., №..., №..., №... Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год, утверждённого приказом Департамента имущественных отношений Вологодской области от 15 ноября 2019 года № 87-н.
Представитель административного истца ООО «Фабрика обуви» по доверенности ФИО3 в судебном заседании исковые требования поддержала.
Представитель административного ответчика Департамента имущественных отношений Вологодской области по доверенности ФИО4 исковые требования не признала. Полагала, что спорные объекты недвижимости правомерно включены в оспариваемые Перечни. Поддержала доводы, изложенные в отзыве на административное исковое заявление и дополнении к нему.
Представители заинтересованных лиц Межрайонной ИФНС России № 12 по Вологодской области, мэрии города Череповца, Комитета по управлению имуществом города Череповца Вологодской области, ФИО1, ФИО2 в судебное заседание не явились, извещены о дате, времени и месте судебного разбирательства по делу надлежащим образом, представили ходатайства о рассмотрении дела в их отсутствие.
Суд, заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора прокуратуры Вологодской области Мининой Н.В., полагавшей исковые требования не подлежащими удовлетворению, приходит к следующим выводам.
Установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (статьи 72 и 76 Конституции Российской Федерации).
Каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги, которые должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными (статья 3 Налогового кодекса Российской Федерации).
Пункт 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации устанавливает обязанность уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определить на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 названной статьи.
Постановлением Правительства Вологодской области от 07 декабря 2015 года № 1046 «О некоторых вопросах, связанных с особенностями определения налоговой базы в отношении отдельных объектов недвижимого имущества» установлено, что Департамент имущественных отношений Вологодской области является уполномоченным органом субъекта Российской Федерации - Вологодской области на определение вида фактического использования объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как кадастровая стоимость; определение перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как кадастровая стоимость, и направление перечня в электронной форме в налоговый орган; размещение перечня на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
Статьей 60 Устава Вологодской области предусмотрено, что систему исполнительных органов государственной власти Вологодской области образуют Правительство области и органы исполнительной государственной власти области.
В соответствии со статьёй 1.4. Положения о Департаменте имущественных отношений Вологодской области (утверждено постановлением Правительства Вологодской области от 24 июля 2012 года № 874) Департамент является органом исполнительной государственной власти области в сфере управления и распоряжения имуществом, находящемся в собственности Вологодской области, и земельных отношений.
Согласно статье 3 Закона Вологодской области от 05 июля 2012 года № 2806-ОЗ «О нормативных правовых актах Вологодской области» органы исполнительной государственной власти области издают нормативные правовые акты в форме приказа.
Статьей 5 закона Вологодской области от 2 мая 2011 года № 2506-ОЗ «О порядке обнародования (официального опубликования) и вступления в силу нормативных правовых актов области» (в редакции от 16 декабря 2013 года) предусмотрено, что официальным опубликованием нормативного правового акта области является первая публикация его полного текста в областной газете «Красный Север» или первое размещение (опубликование) его полного текста на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru), «Официальном интернет-портале правовой информации Вологодской области» (www.pravo.gov35.ru).
Как усматривается из материалов дела, приказом Департамента имущественных отношений Вологодской области от 20 ноября 2018 года № 67-н определён Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2019 год.
21 ноября 2018 года указанный приказ размещён на Официальном интернет-портале правовой информации Вологодской области (http://www.pravo.gov.ru), 24 ноября 2018 года, 27 ноября 2018 года опубликован в газете «Красный Север», выпуски № 132, № 133.
Приказом Департамента имущественных отношений Вологодской области от 15 ноября 2019 года № 87-н определён Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год.
23 ноября 2019 года указанный приказ размещён на Официальном интернет-портале правовой информации Вологодской области (http://www.pravo.gov35.ru), 23 ноября 2019 года опубликован в газете «Красный Север», выпуск № 132.
Учитывая вышеизложенное, суд пришел к выводу о том, что оспариваемые приказы приняты уполномоченным органом в пределах его компетенции. Соблюдены форма, в которой Департамент имущественных отношений Вологодской области вправе принимать нормативные правовые акты и порядок их опубликования.
Административно-деловыми центрами и торговыми центрами (комплексами) признаются отдельно стоящие нежилые здания (строение, сооружение), помещения в которых принадлежат одному или нескольким собственникам и которые отвечают хотя бы одному из условий, содержащихся в пунктах 3 и 4 статьи 378.2 НК РФ.
Такими условиями является:
- расположение здания (строения, сооружения) на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания (подпункты 1 названных пунктов соответственно);
- здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания (подпункты 2 названных пунктов соответственно).
Статьёй 1(1) Закона Вологодской области от 26 ноября 2015 года № 3786-ОЗ «О внесении изменений в закон области «О налоге на имущество организаций» и об отмене закона области «О внесении изменений в закон области «О налоге на имущество организаций» закон Вологодской области от 21 ноября 2003 года № 968-ОЗ «О налоге на имущество организаций» на основании статьи 372, пункта 2 статьи 375 и статьи 378.2 НК РФ установлены особенности определения налоговой базы по налогу на имущество организаций в отношении отдельных объектов недвижимого имущества.
Так, к объектам недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, отнесены, в частности, административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них; нежилые помещения, назначение которых в соответствии с кадастровыми паспортами объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания; объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не осуществляющих деятельности в Российской Федерации через постоянные представительства; жилые дома и жилые помещения, не учитываемые на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учёта.
Как усматривается из материалов дела, ООО «Фабрика обуви» принадлежал на праве собственности объект недвижимости - нежилое помещение, кадастровый номер №..., назначение - нежилое помещение, площадью 1164,4 кв.м, расположенный по адресу: <адрес>.
Объект недвижимости с кадастровым номером №... располагался на земельном участке площадью 3245 кв.м, категория земель: земли населённых пунктов, кадастровый номер №....
Собственниками земельного участка с кадастровым номером №... на праве общей долевой собственности являются ООО «Фабрика обуви» (доля в праве ...), ФИО1(доля в праве ...), ФИО2 (доля в праве ...).
Вид разрешённого использования земельного участка с кадастровым номером №... менялся, так 03 апреля 2018 года в ЕГРН внесены изменённые сведения о виде разрешенного использования - «рынки; магазины; объекты торговли (торговые центры, торгово-развлекательные центры (комплексы); спорт».
25 декабря 2018 года в ЕГРН внесены изменённые сведения о виде разрешённого использования - «магазины; бытовое обслуживание; культурное развитие; выставочно-ярмарочная деятельность».В соответствии с документами технического учета - экспликации к поэтажному плану здания (строения) по состоянию на 31 октября 2018 года объект недвижимости с кадастровым номером №... включал в себя помещения следующего назначения: помещение 1Н - магазин, площадь ... кв.м; помещение 2Н аптека; помещение 3Н - магазин, площадь ... кв.м; помещение 4Н - магазин, площадь ... кв.м; помещение 5Н - магазин, площадь ... кв.м; помещение 6Н - магазин, площадь ... кв.м; помещение 7Н - нежилое помещение.
07 февраля 2019 года ООО «Фабрика обуви» заключило договор на выполнение кадастровых работ с БУ ВО «Бюро кадастровой оценки и технической инвентаризации» Череповецкий филиал в связи с образованием помещений, расположенных по адресу: Вологодская область, <адрес>, в результате раздела помещения с кадастровым номером №....
21 февраля 2019 года подготовлен технический план помещения, согласно экспликации к поэтажному плану здания (строения) в результате раздела помещения с кадастровым номером №... образованы 7 помещений: 1Н - магазин; 2Н - аптека; 3Н- нежилое помещение; 4Н- нежилое помещение; 5Н- нежилое помещение; 6Н- нежилое помещение; 7Н- нежилое помещение.
Вновь образованные нежилые помещения с кадастровыми номерами №..., №..., №..., №..., №... также располагаются на земельном участке с кадастровым номером №....
18 апреля 2019 года в ЕГРН внесены измененные сведения о виде разрешённого использования земельного участка с кадастровым номером №... - «магазины; культурное развитие; выставочно-ярмарочная деятельность».
Пунктом 9 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации определено, что вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений определяется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, устанавливаемым с учётом положений пунктов 3, 4 и 5 поименованной статьи высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Постановлением Правительства Вологодской области от 07 декабря 2015 года № 1046 утверждён Порядок определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость (далее - Порядок).
Согласно пункту 2 Порядка вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений определяется Департаментом имущественных отношений области (далее - уполномоченный орган) ежегодно с учетом положений: пунктов 3, 4, 4.1, 5 статьи 378.2 части второй Налогового кодекса Российской Федерации; законов области, устанавливающих особенности определения налоговой базы отдельных категорий объектов недвижимого имущества исходя из их кадастровой стоимости.
Определение вида фактического использования объектов осуществляется уполномоченным органом на основании: информации о назначении объектов; информации о видах разрешенного использования земельных участков, на которых располагаются объекты; результатов осмотра объектов (пункт 3 Порядка).
В соответствии с пунктом 4 Порядка осмотр объектов проводится комиссиями, создаваемыми уполномоченным органом в течение 30 календарных дней с даты принятия решения уполномоченным органом о необходимости осмотра объектов. При осмотре проводятся выезд членов комиссии и визуальный осмотр по местонахождению объектов.
Результаты мероприятий по определению вида фактического использования объектов, отраженные в справке об осмотре, могут быть обжалованы в уполномоченный орган собственником объекта в течение 45 календарных дней со дня получения копии справки об осмотре. Собственник объекта вправе представлять документы, фото- и (или) видеоматериалы, содержащие доказательства об ином виде фактического использования объекта, отличном от вида фактического использования, определенного в результате проведения мероприятий.
Как усматривается из материалов дела, 09 января 2019 года ООО «Фабрика обуви» направило в Департамент имущественных отношений Вологодской области заявление об исключении принадлежащего ему на праве собственности объекта недвижимости - жилого помещения с кадастровым номером №... из Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2019 год.
31 января 2019 года Департаментом имущественных отношений Вологодской области издано распоряжение № 218-р о проведении осмотра объекта недвижимого имущества с кадастровым номером №..., расположенного по адресу: <адрес>, утвержден состав комиссии, установлены сроки проведения осмотра - с 01 по 22 февраля 2019 года (л.д.39-41).
14 февраля 2019 года членами Комиссии совместно с представителем ООО «Фабрика обуви» произведён осмотр объекта недвижимости с кадастровым номером №..., расположенного по адресу: <адрес>, для определения вида его фактического использования, о чём составлена справка (л.д.42).
Согласно справке об осмотре объекта недвижимости, составленной по состоянию на 14 февраля 2019 года, фактически используется под торговые площади - 95,36 %, в соответствии с экспликацией к кадастровому паспорту нежилого помещения, общей площадью ... кв.м к торговым помещениям относятся помещение № 1Н (магазин) площадью ... кв.м, помещение № 2Н (аптека) площадью ... кв.м, помещение № 3Н (магазин) площадью ... кв.м, помещение № 4Н (магазин) площадью ... кв., помещение № 5Н (магазин) площадью ... кв.м, помещение № 6Н (магазин) площадью 41,4 кв.м.
26 февраля 2019 года Общество направило в адрес Департамента письмо, выразив свое несогласие со справкой об осмотре объекта недвижимости с кадастровым номером №..., расположенного по адресу: <адрес>, указав, что выводы сделаны не на основании осмотра, а на основании внутренней технической документации.
21 марта 2019 года на заседании Межведомственной комиссии по рассмотрению вопросов, касающихся определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения принято решение не исключать объект недвижимости с кадастровым номером №... из Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2019 год, о чем направлено в адрес административного истца уведомление № №....
11 апреля 2019 года после раздела объекта недвижимости с кадастровым номером №... ООО «Фабрика обуви» направило в Департамент имущественных отношений Вологодской области заявление об исключении объектов недвижимости с кадастровыми номерами №..., №..., №..., №..., №..., №... из Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год.
21 мая 2019 года Департаментом имущественных отношений Вологодской области издано распоряжение № 1189-р о проведении осмотра указанных объектов недвижимости, расположенных по адресу: <...>, утвержден состав комиссии, установлены сроки проведения осмотра - с 22 мая по 20 июня 2019 года.
22 мая 2019 года членами Комиссии совместно с представителем ООО «Фабрика обуви» произведён осмотр указанных объектов недвижимости для определения вида их фактического использования, о чём составлена справка.
Согласно справке об осмотре объектов недвижимости, составленной по состоянию на 22 мая 2019 года фактически используется под торговые площади - 7,7 %, в помещении площадью 65,8 кв.м располагается выставочный зал «Гранитная лавка», в помещении площадью 24,7 кв.м располагается аптека, остальные помещения не используются, находятся в неудовлетворительном состоянии.
27 июня 2019 года на заседании Межведомственной комиссии по рассмотрению вопросов, касающихся определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения принято решение не исключать объект недвижимости с кадастровым номером №... из Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2019 год; включить объекты недвижимости с кадастровыми номерами №..., №..., №..., №..., №..., №... в Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год, о чем направлено в адрес административного истца уведомление № 34-6857/19.
В соответствии со справками об осмотре объектов недвижимости с кадастровыми номерами №..., №..., №..., №..., №..., составленными по состоянию на 25 февраля 2020 года, установлено, что нежилые помещения с кадастровыми номерами №..., №..., №..., №... - фактически не используются; нежилое помещение с кадастровым номером №... фактически используется под выставочный зал памятников (41,4 кв.м) (салон природного и искусственного камня «Гранитная лавка»). Остальную часть (24,4кв.м) занимает коридор, тепловой пункт (бойлерная).
Основанием для включения объекта недвижимости - нежилого помещения с кадастровым номером №... в Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2019 год, являлось то, что в соответствии с технической документацией - экспликацией к поэтажному плану здания (строения) общая площадь помещений, относящихся к торговым помещениям составляла 1110,4 кв.м, наименование помещений - магазин, следовательно нежилое помещение было предназначено для использования в целях размещения торговых объектов, вид разрешенного использования земельного участка, на котором располагалось нежилое помещение до 25 декабря 2018 года - «рынки; магазины; объекты торговли (торговые центры, торгово-развлекательные центры (комплексы); спорт»; с 25 декабря 2018 года - «магазины; бытовое обслуживание; культурное развитие; выставочно-ярмарочная деятельность».
Основанием для включения объектов недвижимости - нежилых помещений с кадастровыми номерами №..., №..., №..., №..., №... в Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год являлось то, что вид разрешенного использования земельного участка, на котором располагались указанные нежилые помещения - «магазины; культурное развитие; выставочно-ярмарочная деятельность».
Поскольку один из видов разрешенного использования земельного участка «Магазины» в полной мере соответствует виду разрешенного использования 4.4 «Магазины» Классификатора видов разрешенного использования земельных участков, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 01 сентября 2014 года № 540, предусматривающему размещение объектов капитального строительства, предназначенных для продажи товаров, торговая площадь которых составляет до 5000 кв.м, суд пришел к выводу о законности включения указанных объектов недвижимости в Перечни объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, по виду разрешенного использования земельного участка, то есть по критерию, предусмотренному подпунктом 1 пункта 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Доводы административного истца о том, что нежилые помещения не используются в целях, предусмотренных статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, правового значения не имеют, поскольку нежилые помещения включены в Перечни по предназначению и наименованию (документация технического учета, предусматривающая размещение торгового объекта) и по виду разрешенного использования земельного участка, на котором они расположены, а не по фактическому использованию.
В соответствии со статьёй 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
При таких обстоятельствах по делу оснований для удовлетворения требований административного искового заявления ООО «Фабрика обуви» не имеется.
Руководствуясь статьями 175, 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
требования административного искового заявления общества с ограниченной ответственностью «Фабрика обуви» о признании не действующим со дня принятия пункта № №... Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2019 год, утверждённого приказом Департамента имущественных отношений Вологодской области от 20 ноября 2018 года № 67-н; пунктов №№ №..., №..., №..., №..., №... Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год, утверждённого приказом Департамента имущественных отношений Вологодской области от 15 ноября 2019 года № 87-н - оставить без удовлетворения.
Решение суда может быть обжаловано во Второй апелляционный суд общей юрисдикции через Вологодский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья М.В. Соколова
Мотивированное решение изготовлено 03 июля 2020 года.