ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-286/2017 от 30.03.2017 Тульского областного суда (Тульская область)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

30 марта 2017 года город Тула

Тульский областной суд в составе:

председательствующего Щербаковой Н.В.,

с участием прокурора Тульской областной прокуратуры Алисина М.М.,

при секретаре Щепотине П.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3а-286/2017 по административному исковому заявлению Открытого акционерного общества «Центральная пригородная пассажирская компания» к комитету Тульской области по тарифам об оспаривании постановления комитета Тульской области по тарифам от 21.05.2015 г. № 17/3 «Об утверждении тарифа на перевозку пассажиров железнодорожным транспортом в пригородном сообщении»,

у с т а н о в и л:

21.05.2015 года комитетом Тульской области по тарифам было принято постановление № 17/3 «Об утверждении тарифа на перевозку пассажиров железнодорожным транспортом в пригородном сообщении».

Данным постановлением утвержден тариф одной зоны на проезд пассажиров в железнодорожном транспорте пригородного сообщения в размере <данные изъяты>.

ОАО «Центральная ППК» обратилось в Тульский областной суд с административным исковым заявлением к комитету Тульской области по тарифам о признании незаконными действий, понуждении осуществить перерасчет величины экономически обоснованных затрат, об оспаривании постановления комитета Тульской области по тарифам от 21.05.2015 г. № 17/3 «Об утверждении тарифа на перевозку пассажиров железнодорожным транспортом в пригородном сообщении».

Полагает, что действия комитета Тульской области по тарифам по определению экономически обоснованной себестоимости тарифа на перевозку пассажиров в железнодорожном транспорте пригородного сообщения на территории Тульской области в размере <данные изъяты>, отраженной в протоколе заседания правления комитета Тульской области по тарифам от ДД.ММ.ГГГГ, не соответствуют требованиям действующего законодательства, предусматривающего использование инструмента государственного ценового регулирования на основе принципа установления тарифов, сборов, платы с учетом себестоимости и уровня рентабельности, обеспечивающих безубыточность деятельности субъектов регулирования.

По мнению административного истца, оспариваемое им тарифное регулирование не обеспечивает экономически обоснованную доходность предприятия и приводит к имущественным потерям и убыткам общества, поскольку комитет Тульской области по тарифам при расчете и установлении экономически обоснованных затрат не в полном объеме учел заявленные расходы компании по аренде подвижного состава в сумме <данные изъяты> рублей, обоснованные собственные расходы компании в сумме <данные изъяты> рублей, не применил индекс инфляции на 2015 года к уровню 2014 года в размере <данные изъяты>, необоснованно завысил прогнозируемые доходы от пригородных перевозок.

Полагает, что установленный с ДД.ММ.ГГГГ тариф на перевозку пассажиров железнодорожным транспортом в пригородном сообщении является экономически необоснованными, заниженными, а оспариваемый нормативный правовой акт в части установления тарифа одной зоны на проезд пассажиров в железнодорожном транспорте пригородного сообщения в размере <данные изъяты> не соответствует требованиям федеральных законов и иных нормативных правовых актов, имеющих большую юридическую силу, включая положения статьи 252 Налогового кодекса Российской Федерации, пунктов 13, 15 Положения о государственном регулировании и контроле тарифов, сборов и платы в отношении работ (услуг) субъектов естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.08.2009 года № 643, пунктов 3, 10 Методики расчета экономически обоснованных затрат, учитываемых при формировании цен (тарифов) на услуги субъектов естественных монополий в сфере перевозок пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении в субъектах Российской Федерации, утвержденной приказом Федеральной Службы по тарифам РФ от 28.09.2010 года № 235-т/1.

Просил:

- признать действия комитета Тульской области по тарифам по определению экономического обоснованного уровня тарифа на 2015 года на услугу по перевозке пассажиров железнодорожным транспортом в пригородном сообщении, оказываемую ОАО «Центральная ППК» на территории Тульской области в размере <данные изъяты>; исключению из состава экономически обоснованных затрат ОАО «Центральная ППК» на 2015 года расходов на аренду подвижного состава в сумме <данные изъяты> рублей, собственных расходов в сумме <данные изъяты> рублей, незаконными как несоответствующие федеральному законодательству;

- признать несоответствующим федеральному законодательству п.1 постановления комитета Тульской области по тарифам от 21.05.2015 г. № 17/3 «Об утверждении тарифа на перевозку пассажиров железнодорожным транспортом в пригородном сообщении» и недействующим со дня его принятия;

- обязать комитет Тульской области по тарифам произвести перерасчет величины экономически обоснованных затрат ОАО «Центральная ППК» на 2015 года с учетом требований заявителя и установить экономически обоснованных уровень тарифа для ОАО «Центральная ППК» на 2015 год.

Определением судьи Тульского областного суда от 10.02.2017 года административное исковое заявление ОАО «Центральная ППК» к комитету Тульской области по тарифам принято к производству Тульского областного суда в части требования об оспаривании постановления комитета Тульской области по тарифам от 21.05.2015 г. № 17/3 «Об утверждении тарифа на перевозку пассажиров железнодорожным транспортом в пригородном сообщении».

В судебном заседании представитель административного истца по доверенности ФИО1 заявленные ОАО «Центральная ППК» требования поддержал в полном объеме по тем же основаниям и просил их удовлетворить.

Представители комитета Тульской области по тарифам - председатель комитета ФИО2, действующий по доверенности ФИО3 в судебном заседании с заявленными требованиями не согласились, считая их необоснованными, указав, что оспариваемое административным истцом в части постановление принято комитетом Тульской области по тарифам в пределах его компетенции, с соблюдением установленной процедуры, федеральному законодательству не противоречит и права административного истца не нарушает, в связи с чем в удовлетворении исковых требований просили отказать. Также пояснили, что по результатам проведенного анализа заявки административного истца был установлен тариф в размере <данные изъяты>, в том числе с учетом платежеспособности населения. Данный вопрос обсуждался на заседании правительства Тульской области с участием официального представителя ОАО «Центральная ППК», который не возражал против установления тарифа для пассажиров в размере <данные изъяты>. Протокол от ДД.ММ.ГГГГ не является неотъемлемой частью оспариваемого нормативного правового акта, а приведенные в нем расчеты являются служебными расчетами «внутреннего» пользования, прав и обязанностей для административного истца не порождают. Право регионального регулятора установить экономически обоснованный тариф появилось с внесением изменений в Федеральный закон от 10 января 2003 г. N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" и могло быть реализовано с ДД.ММ.ГГГГ. Экономически обоснованный тариф комитетом не устанавливался. На территории центрального федерального округа тариф Тульской области на перевозку пассажиров железнодорожным транспортом в пригородном сообщении является одним из самых высоких ( 3 место), выше <данные изъяты> тариф в центральном федеральном округе не устанавливался. Комитет Тульской области по тарифам не имеет полномочий по определению и установлению суммы возмещения из регионального бюджета в виде дотаций и субсидий. Оспариваемый нормативный правовой акт устанавливает только тариф на перевозку пассажиров железнодорожным транспортом в пригородном сообщении, который влияет на размер дохода ОАО «Центральная пригородная пассажирская компания», прав компании не нарушает.

Выслушав объяснения участников процесса, допросив свидетеля - начальника отдела регулирования коммунального комплекса и потребительского рынка комитета Тульской области по тарифам В., исследовав письменные доказательства по делу, заслушав заключение прокурора Алисина М.М., полагавшего заявленные требования, не подлежащими удовлетворению, суд приходит к следующему.

Согласно положениям подпунктов 12 и 55 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов организации транспортного обслуживания населения автомобильным, железнодорожным, водным, воздушным транспортом (пригородное и межмуниципальное сообщение), установления подлежащих государственному регулированию цен (тарифов) на товары (услуги) в соответствии с законодательством Российской Федерации и осуществления контроля за их применением.

Правовые, организационные и экономические условия функционирования железнодорожного транспорта общего пользования, основы взаимодействия организаций железнодорожного транспорта и выполняющих работы (услуги) на железнодорожном транспорте индивидуальных предпринимателей с органами власти и организациями других видов транспорта, а также основы государственного регулирования в области железнодорожного транспорта общего пользования установлены Федеральным законом от 10 января 2003 г. N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" (далее - Закон о железнодорожном транспорте).

В соответствии со статьей 4 Закона о железнодорожном транспорте в целях обеспечения баланса интересов государства, пользователей услугами железнодорожного транспорта и организаций железнодорожного транспорта общего пользования в области железнодорожного транспорта общего пользования осуществляется государственное регулирование. Государственное регулирование в области железнодорожного транспорта осуществляется в том числе в соответствии с законодательством Российской Федерации о естественных монополиях и антимонопольным законодательством.

Согласно пункту 3 статьи 5 Федерального закона от 17 августа 1995 г. N 147-ФЗ "О естественных монополиях" органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов осуществляют государственное регулирование в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Частью 3 статьи 6 указанного Закона предусмотрено, что перечень товаров (работ, услуг) субъектов естественных монополий, цены (тарифы) на которые регулируются государством, и порядок государственного регулирования цен (тарифов) на эти товары (работы, услуги), включающий основы ценообразования и правила государственного регулирования, утверждаются Правительством Российской Федерации.

Во исполнение указанного Федерального закона, постановлением Правительства Российской Федерации от 10 декабря 2008 года N 950 утверждено Положение об участии органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов в осуществлении государственного регулирования и контроля деятельности субъектов естественных монополий, согласно которому государственное регулирование деятельности субъектов естественных монополий осуществляется посредством установления цен (тарифов) и (или) их предельных уровней на услуги субъектов естественных монополий и контроля за применением указанных цен (тарифов).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 2009 г. N 643 "О государственном регулировании тарифов сборов и платы в отношении работ (услуг) субъектов естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок" утверждено Положение о государственном регулировании тарифов, сборов и платы в отношении работ (услуг) субъектов естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок (далее - Положение о государственном регулировании тарифов), согласно пунктам 3, 6 которого государственное регулирование тарифов, сборов и платы осуществляют органы регулирования, а именно Федеральная служба по тарифам и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 8 Положения о государственном регулировании тарифов органы регулирования в пределах их компетенции устанавливают правила применения тарифов, сборов и платы, порядок опубликования и введения в действие установленных тарифов, сборов и платы и правил их применения, а также внесенных в них изменений, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации.

Согласно Положению о комитете Тульской области по тарифам, утвержденному постановлением правительства Тульской области от 07.10.2011 г. N 17, комитет Тульской области по тарифам является органом исполнительной власти Тульской области в области государственного регулирования тарифов (цен) (п.1). К одной из его основных функций относится осуществление государственного регулирования деятельности субъектов естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок пассажиров в пригородном сообщении (пп.42 п.3).

Согласно пункту 2 постановления правительства Тульской области от 17.02.2014 года № 61 «Об источниках официального опубликования нормативных правовых актов и иной официальной информации правительства Тульской области и органов исполнительной власти Тульской области» официальным опубликованием нормативных правовых актов и иной официальной информации правительства Тульской области и органов исполнительной власти Тульской области является публикация их полных текстов в газете "Тульские известия" и (или) размещение (опубликование) в сетевом издании "Сборник правовых актов Тульской области и иной официальной информации" в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" - http://npatula.ru, сетевом издании "Официальный интернет-портал правовой информации" - www.pravo.gov.ru.

Установленные приведенными выше правовыми нормами полномочия органа исполнительной власти Тульской области в области государственного регулирования тарифов реализованы путем принятия комитетом Тульской области по тарифам постановления от 21.05.2015 года 17/3 «Об утверждении тарифа на перевозку пассажиров железнодорожным транспортом в пригородном сообщении».

Так, п.1 указанного постановления, утвержден тариф одной зоны на проезд пассажиров в железнодорожном транспорте пригородного сообщения в размере <данные изъяты>

Постановление вступило в силу с 01 июня 2015 года.

Судом установлено, что названное постановление было принято по результатам заседания Правления комитета Тульской области по тарифам от ДД.ММ.ГГГГ большинством голосов членов данного коллегиального органа, присутствовавших на заседании, в соответствии с требованиями пунктов 7, 7.1 Положения о комитете Тульской области по тарифам, утвержденного постановлением правительства Тульской области от 07.10.2011 г. N 17.

21.05.2015 года постановление комитета Тульской области по тарифам от 21.05.2015 года № 17/3 официально опубликовано в сетевом издании "Сборник правовых актов Тульской области и иной официальной информации" в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" - http://npatula.ru и вступило в силу.

Изложенное свидетельствует о том, что указанное постановление, оспариваемое административным истцом в части, принято компетентным органом в пределах предоставленных ему полномочий, с соблюдением порядка его принятия, правил введения в действие и опубликования, установленных вышеупомянутыми нормами права.

Правомочность органа, принявшего вышеупомянутое постановление, а также соблюдение установленной законом процедуры его принятия, правил введения в действие и опубликования заявителем в ходе судебного разбирательства не оспаривались.

Обществом были приведены доводы относительно экономической необоснованности тарифа, установленного оспариваемым актом в связи с неправильным определением расходов Общества.

Указанный довод Общества судом признается несостоятельным по следующим основаниям.

Указом Президента Российской Федерации от 28 февраля 1995 года N 221 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов), Правительству Российской Федерации предписано определять с учетом норм, установленных законодательными актами Российской Федерации, и утверждать перечни производственно-технического назначения, товаров народного потребления и услуг, цена (тарифы) на которые на внутреннем рынке Российской Федерации подлежат государственному регулированию Правительством Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Тем же Указом предусмотрено, что регулируемые государством цены (тарифы) применяются на внутреннем рынке Российской Федерации всеми предприятиями и организациями независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, если иное не установлено актами законодательства Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 марта 1995 года N 239 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)", во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 28 февраля 1995 года N 221, утвержден перечень услуг транспортных, снабженческо-сбытовых и торговых организаций, по которым органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации предоставляется право вводить государственное регулирование тарифов и надбавок, в частности, по перевозкам пассажиров и багажа железнодорожным транспортом в пригородном сообщении по согласованию с Министерством путей сообщения Российской Федерации (железными дорогами) и при условии возмещения убытков, возникающих вследствие регулирования тарифов, за счет соответствующих бюджетов субъектов Российской Федерации.

В соответствии со статьей 8 Федерального закона Российской Федерации от 10.01.2003 г. № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» ( в редакции Федерального закона от 31.12.2014 N 503-ФЗ) тарифы, сборы и плата, связанные с выполнением в местах общего пользования работ (услуг), относящихся к сфере естественных монополий устанавливаются в соответствии с Федеральным законом "О естественных монополиях" и иными нормативно-правовыми актами Российской Федерации.

Указанные тарифы, сборы и плата устанавливаются на основе себестоимости и уровня рентабельности, обеспечивающего безубыточность деятельности организаций железнодорожного транспорта и индивидуальных предпринимателей на железнодорожном транспорте.

Потери в доходах владельца инфраструктуры, перевозчика, возникшие в результате установления льгот и преимуществ по тарифам, сборам и плате на железнодорожном транспорте общего пользования на основании федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов субъектов Российской Федерации, возмещаются в полном объеме за счет средств бюджетов соответствующих уровней бюджетной системы Российской Федерации.

Порядок возмещения указанных потерь за счет средств федерального бюджета определяется Правительством Российской Федерации, за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации - соответствующими органами государственной власти субъектов Российской Федерации (пункт 3 статьи 8 указанного Федерального закона).

Федеральный закон от 17 августа 1995 года N 147-ФЗ «О естественных монополиях» определяет правовые основы федеральной политики в отношении естественных монополий в Российской Федерации и направлен на достижение баланса интересов потребителей и субъектов естественных монополий, обеспечивающего доступность реализуемого ими товара для потребителей и эффективное функционирование субъектов естественных монополий (статья 1 Федерального закона N 147-ФЗ).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 2009 года N 643 "О государственном регулировании и контроле тарифов, сборов и платы в отношении работ (услуг) субъектов естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок" было утверждено Положение о государственном регулировании и контроле тарифов, сборов и платы в отношении работ (услуг) субъектов естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок, перечень работ (услуг) субъектов естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок, тарифы, сборы и плата в отношении которых регулируются государством.

Положением установлены цели, основные принципы и методы государственного регулирования тарифов, сборов и платы в отношении работ (услуг) субъектов естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок, а также основы ценообразования в отношении работ (услуг), выполняемых (оказываемых) субъектами естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок, правила государственного регулирования тарифов, сборов и платы, а также контроля за их определением (установлением) и применением (подпункт а пункта 1 Положения).

Данным Положением определено, что тариф - это ценовая ставка за работы (услуги), выполняемые (оказываемые) субъектами регулирования (пункт 3 Положения).

Пункт 13 данного Положения указывает на то, что основным методом государственного регулирования тарифов, сборов и платы является метод экономически обоснованных затрат.

Для определения величины подлежащих установлению тарифов, сборов и платы производится расчет необходимой валовой выручки, при этом учитываются:

а) расходы, связанные с выполнением работ (оказанием услуг) субъектами регулирования, в том числе: расходы по обычным видам деятельности (за исключением начисленной амортизации);

расходы, связанные с оплатой услуг, оказываемых кредитными организациями, включая уплату процентов за предоставление в пользование средств (кредитов, займов), а также расходы, связанные с продажей иностранной валюты;

расходы, связанные с участием в совместной деятельности;

б) отчисления на амортизацию основных средств, определяемые с использованием данных бухгалтерского учета субъекта регулирования;

в) нормативная прибыль, определяемая исходя из стоимости основных средств и иных активов, необходимых для выполнения соответствующих работ (оказания услуг) субъектами регулирования, по данным бухгалтерского учета и нормы прибыли (рентабельности) на капитал с учетом инвестиций, требуемых для развития железнодорожного транспорта. Норма прибыли (рентабельности) на капитал определяется органом регулирования для каждого субъекта регулирования в соответствии с методикой расчета размера экономически обоснованных затрат и нормативной прибыли, учитываемых при формировании тарифов, сборов и платы, утверждаемой Федеральной службой по тарифам в установленном порядке;

г) налоги и иные обязательные платежи и сборы, уплачиваемые в соответствии с налоговым законодательством Российской Федерации;

д) субсидии, а также иные меры государственной поддержки, предоставляемые за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований (пункт 14 Положения).

Органы регулирования при определении экономически обоснованных затрат вправе не учитывать (исключать из расчетной базы) необоснованные расходы субъекта регулирования, вызванные нерациональным использованием производственных ресурсов и финансированием за счет поступлений от оказания услуг, тарифы на которые подлежат государственному регулированию, иной деятельности, не относящейся к этим услугам (пункт 15 Положения).

Федеральная служба по тарифам утверждает методические указания (методики) по вопросам государственного регулирования тарифов, сборов и платы, подлежащие применению органами регулирования и субъектами регулирования (пункт 19 Положения).

Порядок рассмотрения вопросов по установлению (изменению) тарифов, сборов и платы, а также перечень документов, представляемых для их установления (изменения), утверждаются Федеральной службой по тарифам (пункт 20 Положения).

Приказом Федеральной службы по тарифам от 28 сентября 2010 года N 235-т/1 утверждена Методика расчета экономически обоснованных затрат, учитываемых при формировании цен (тарифов) на услуги субъектов естественных монополий в сфере перевозок пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении в субъектах Российской Федерации согласно приложению к настоящему приказу.

Методика предназначена для использования органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов и организациями, осуществляющими деятельность в сфере железнодорожных перевозок пассажиров в пригородном сообщении и являющихся субъектами естественных монополий, при расчете экономически обоснованных затрат, учитываемых при формировании тарифов на услуги субъектов естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок пассажиров в пригородном сообщении в субъектах Российской Федерации (раздел 1 пункт 2).

Как следует из материалов тарифного дела по заявлению ОАО «ЦППК» о пересмотре тарифа на перевозку пассажиров железнодорожным транспортом, показаний допрошенного в качестве свидетеля начальника отдела регулирования коммунального комплекса и потребительского рынка комитета Тульской области по тарифам В., при определении тарифа за услуги по перевозке пассажиров железнодорожным транспортом в пригородном сообщении на территории Тульской области были применены Положение о государственном регулировании и контроле тарифов, сборов и платы в отношении работ (услуг) субъектов естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок, Методика расчета экономически обоснованных затрат, учитываемых при формировании цен (тарифов) на услуги субъектов естественных монополий в сфере перевозок пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении в субъектах Российской Федерации.

Согласно экспертному заключению начальника отдела регулирования коммунального комплекса и потребительского рынка комитета Тульской области по тарифам В. была осуществлена фактическая и плановая калькуляция тарифа на услуги по перевозке пассажиров в железнодорожном транспорте пригородного сообщения. При этом были приняты во внимание результаты экономической деятельности общества за 2014 год, а также сведения компании о планируемом объеме перевозок в 2015 году, содержащиеся в письме филиала ОАО «РЖД» от ДД.ММ.ГГГГ « О стоимости услуг аренды подвижного состава на 2015 г.», из которого следовало, что объем пассажирских перевозок на 2015 г. не увеличивается.

Согласно экспертному заключению, экспертом был скорректирован расчет затрат Общества:

по статье «собственные затраты компании» - расходы по заработной плате общепроизводственного персонала, материалы, прочие расходы ( аренда имущества, уборка служебных помещений, коммунальные услуги и пр.) включены с учетом фактических затрат общества за 2014 г. и индекса – дефлятора Минэкономразвития в размере 115, 8%, амортизация включена по факту 2014 г., исключены лизинговые платежи на приобретение подвижного состава в связи с отсутствием договора лизинга, а также расходы в связи с его обслуживанием. Снижение по статье - <данные изъяты>.;

«эксплуатация подвижного состава», «ремонт подвижного состава» - расходы на эксплуатацию и ремонт подвижного состава включены с учетом фактических затрат 2014 года, увеличенных на индекс – дефлятор Минэкономразвития. Снижение по статьям соответственно <данные изъяты>.

Как следует из показаний допрошенной в судебном заседании в качестве свидетеля начальника отдела урегулирования коммунального комплекса и потребительского ранка комитета Тульской области по тарифам В., расчет затрат Общества по статье «собственные затраты компании» был осуществлен пропорционально вагонокилометрам, при этом согласно письму ОАО «РЖД» от ДД.ММ.ГГГГ объем перевозок за 2015 г. был сохранен на уровне 2014 г., поэтому данные расходы включены с учетом фактических затрат общества за 2014 г. и индекса – дефлятора Минэкономразвития в размере 115, 8%.

При расчете расходов компании на фонд оплаты труда, экспертом было проанализировано штатное расписание общества, из которого следовало, что штат не изменился, в виду отсутствия роста перевозок в 2015 г. по отношению к 2014 г., была рассчитана плановая заработная плата на 2015 г., исходя из заработной платы 2014 г. с применением индекса – дефлятора Минэкономразвития 15,8.

На основании изложенного, с учетом согласования вопроса о пересмотре тарифа на заседании правительства Тульской области, мнения представителя ОАО «ЦППК», в целях снижения нагрузки на бюджет Тульской области по выплате межтарифной разницы рекомендовано утвердить для населения тариф за услуги по перевозке пассажиров и багажа железнодорожным транспортом в пригородном сообщении на территории Тульской области в размере <данные изъяты>, с учетом экономически обоснованной себестоимости <данные изъяты>.

Суд, оценив представленные по делу доказательства в соответствии с требованиями статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, приходит к выводу о том, что комитетом Тульской области по тарифам при определении тарифа за услуги по перевозке пассажиров железнодорожным транспортом в пригородном сообщении на территории Тульской области был применен метод экономически обоснованных затрат.

В свою очередь, заявителем не было представлено суду каких-либо доказательств, свидетельствующих о том, что комитетом Тульской области по тарифам при расчете тарифа не корректно была применена Методика расчета экономически обоснованных затрат.

Статьей 1 Федерального закона от 10 января 2003 года N 17-ФЗ Российской Федерации "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" определены основы функционирования железнодорожного транспорта в Российской Федерации.

В частности, железнодорожный транспорт в Российской Федерации признан своевременно и качественно обеспечивать потребности физических лиц, юридических лиц и государства в перевозках железнодорожным транспортом.

Функционирование железнодорожного транспорта осуществляется исходя из следующих принципов: устойчивость работы железнодорожного транспорта; доступность, безопасность и качество оказываемых услуг; развитие конкуренции и становление развитого рынка услуг железнодорожного транспорта; согласованность функционирования единой транспортной системы Российской Федерации.

Исходя из основных понятий, которые определены в указанном Федеральном законе, пользователем услугами железнодорожного транспорта является пассажир, перевозчиком - юридическое лицо, принявшее на себя по договору перевозки железнодорожным транспортом общего пользования обязанность доставить пассажира из пункта отправления в пункт назначения (статья 2 Федерального закона N 17-ФЗ).

Государственное регулирование в области железнодорожного транспорта общего пользования осуществляется в целях: обеспечения баланса интересов государства, пользователей услугами железнодорожного транспорта и организаций железнодорожного транспорта общего пользования; обеспечения целостного, эффективного, безопасного и качественного функционирования железнодорожного транспорта общего пользования, а также его комплексного развития (статья 4 Федерального закона N 17-ФЗ).

Федеральный закон от 17 августа 1995 года N 147-ФЗ "О естественных монополиях" определяет правовые основы федеральной политики в отношении естественных монополий в Российской Федерации и направлен на достижение баланса интересов потребителей и субъектов естественных монополий, обеспечивающего доступность реализуемого ими товара для потребителей и эффективное функционирование субъектов естественных монополий (статья 1 Федерального закона N 147-ФЗ).

В статье 7 названного Федерального закона указано, что в целях проведения эффективной государственной политики в сферах деятельности субъектов естественных монополий органы регулирования естественных монополий осуществляют государственный контроль (надзор) за действиями, которые совершаются с участием или в отношении субъектов естественных монополий и которые могут иметь своим результатом ущемление интересов потребителей товара, в отношении которого применяется регулирование в соответствии с настоящим Федеральным законом либо сдерживание экономически оправданного перехода соответствующего товарного рынка из состояния естественной монополии в состояние конкурентного рынка.

В Положении о государственном регулировании и контроле тарифов, сборов и платы в отношении работ (услуг) субъектов естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 2009 года N 643, указано о том, что одной из основных целей государственного регулирования и установления тарифов в отношении субъектов естественных монополий является обеспечение баланса интересов государства, пользователей услугами железнодорожного транспорта и организаций железнодорожного транспорта общего пользования.

Государственное регулирование тарифов, сборов и платы осуществляется, в том числе, в целях обеспечения недискриминационного доступа к услугам железнодорожного транспорта (пункты 1, 4 подпункты "б", "ж").

Анализ содержания пунктов 1, 3 - 7, 9 названного Положения в их системном единстве свидетельствует о возможности установления тарифов как в виде абсолютных величин, так и в виде индексов к действующему уровню тарифов.

Из содержания положений Федеральных законов "О естественных монополиях", "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации", а также постановлений Правительства Российской Федерации от 7 марта 1995 года N 239, от 10 декабря 2008 года N 950, от 5 августа 2009 года N 643 следует вывод о том, что, устанавливая тариф, комитет Тульской области по тарифам действовал в пределах предоставленных полномочий.

Правилами государственного регулирования отношений между субъектом естественной монополии и потребителями услуг (пассажирами) признано обеспечить как доступность таких услуг для потребителей, нуждающихся в них, так и гарантировать защиту права собственности и права на осуществление предпринимательской деятельности участников данных правоотношений.

Возможные ограничения прав владения, пользования и распоряжения имуществом должны быть адекватными, пропорциональными, соразмерными и необходимыми для защиты основных конституционных ценностей, в том числе прав и законных интересов других лиц, а государственное вмешательство должно обеспечивать частное и публичное начало в сфере экономической деятельности.

Установление тарифа на перевозку пассажиров железнодорожным транспортом в пригородном сообщении в 2015 году в <данные изъяты> рубля за 1 тарифную зону и выше, как указывает заявитель, по мнению суда, не будет обеспечивать доступность железнодорожного транспорта пригородного сообщения жителям Тульской области, которые имеют различный уровень достатка и дохода, а также не будет являться гарантией государства в доступности услуг железнодорожного транспорта пригородного сообщения для социально незащищенных слоев населения, поскольку размер тарифа, предложенный Обществом, будет превышать тариф предыдущего года более чем на 100%.

Вместе с тем, Прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации на 2013 год и плановый период 2014 - 2015 годов установлено, что изменение тарифов на пассажирские перевозки предусматривает рост на 10% ежегодно.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что оспариваемый заявителем тариф является экономически обоснованным, установленным с соблюдением процедуры принятия и введения в действие, с учетом баланса экономических интересов субъекта естественной монополии и потребителей данных услуг.

По мнению суда, не является основанием для признания постановления комитета Тульской области по тарифам от 21.05.2015 года № 17/3 недействующим довод административного истца о том, что установлением тарифа в размере <данные изъяты> за одну тарифную зону не обеспечена безубыточная деятельность Общества, поскольку в истец в обоснование указанных доводов соответствующих доказательств не представил. Доказательств того, что оспариваемое постановление комитета Тульской области по тарифам нарушает права и законные интересы административного истца в сфере предпринимательской и экономической деятельности также не представлено.

При этом суд принимает во внимание тот факт, что экономически обоснованный уровень тарифов на 2015 год и последующие года в соответствии с положениями п.2.1 Федерального закона от 10.01.2003 г. № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации», в редакции Федерального закона от 13.07.2015 г. № 247-ФЗ « О внесении изменений в статью 8 Федерального закона от 10.01.2003 г. № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации», на территории Тульской области не устанавливался, в виду отсутствия соответствующего обращения административного истца.

С учетом изложенного суд приходит к выводу об отсутствии нарушений прав и законных интересов административного истца в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности при установлении тарифов на перевозку пассажиров железнодорожным транспортом в пригородном сообщении.

Противоречий оспариваемого административным истцом в части постановления комитета Тульской области по тарифам от 21.05.2015 года № 17/3 какому-либо нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, повлекших нарушение прав и законных интересов административного истца, в процессе судебного разбирательства не установлено.

В соответствии с п.2 части 2 статьи 215 КАС РФ суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт соответствует иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.

С учетом изложенного, поскольку региональный нормативный правовой акт издан органом исполнительной власти Тульской области в области государственного регулирования тарифов (цен) в пределах нормотворческой компетенции, в оспариваемой части соответствует федеральному законодательству, имеющему большую юридическую силу, права административного истца не нарушает, правовых оснований для удовлетворения заявленных требований не имеется.

Руководствуясь статьями 175-180, 215 КАС РФ, суд

решил:

административное исковое заявление Открытого акционерного общества «Центральная пригородная пассажирская компания» к комитету Тульской области по тарифам об оспаривании в части постановления комитета Тульской области по тарифам от 21.05.2015 г. № 17/3 «Об утверждении тарифа на перевозку пассажиров железнодорожным транспортом в пригородном сообщении» - оставить без удовлетворения.

Сообщение о принятии данного решения суда подлежит опубликованию в газете «Тульские известия» или сетевом издании «Сборник правовых актов Тульской области и иной официальной информации» в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» - http://npatula.ru в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу или по истечении установленного срока в ближайшем номере указанного издания.

Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации через Тульский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Решение принято в окончательной форме ДД.ММ.ГГГГ.

Председательствующий