ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-286/2022 от 24.05.2022 Московского областного суда (Московская область)

Дело № 3а-286/2022

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Московская область

Московский областной суд в составе:

председательствующего судьи Елизаровой М.Ю.

при секретаре Александровой И.В.,

с участием прокурора Быхановой Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Астафьева А. В., Хубаева О. П., Огнева В. П. о признании нормативного правового акта органа государственной власти субъекта Российской Федерации не действующим в части,

установил:

постановлением Правительства Московской области от 19.11.2019 №843/39 утвержден Паспорт памятника природы областного значения «Долина рек Хрипани и Куниловки в пос. Кратово». Данное постановление содержит сведения о местоположении границ объекта и зоны охраны памятника природного значения.

В соответствии с положениями ч.5 ст.33 Закона Московской области №230/2005-ОЗ «О Правительстве Московской области» постановление опубликовано на официальном Интернет портале Правительства Московской области 20.11.2019, в газете Ежедневные Новости. Подмосковья» №27 от 14.02.2020, в информационном Вестнике Правительства Московской области №5 от 16.03.2020 года.

Административные истцы Астафьев А.В., Хубаев О.П., Огнев В.П., будучи собственниками земельных участков с кадастровыми номерами <данные изъяты> расположенных в <данные изъяты> обратились в Московский областной суд с административным исковым заявлением, в обоснование которого указали, что земельные участки имеют категорию земель населенных пунктов, вид разрешенного использования для индивидуального жилищного строительства. Участок Хубаевым О.П. приобретен по договору купли-продажи от 27.05.2009 года, заключенным с Комитетом по управлению муниципальным имуществом муниципального образования. Ранее участок находился в аренде. Астафьевым А.В. по договору от 07.11.2020 года. Право у Огнева В.П. возникло в 2008 году на основании постановления Главы Администрации Раменского района. На момент приобретения объектов недвижимости ограничений в использовании участков не имелось. В сентябре 2021 года административные истцы обратились в Администрацию городского округа Раменское с уведомлением о планируемом строительстве домов. В свою очередь администрация уведомила административных истцов о несоответствии параметров, указанных в уведомлении предельным параметрам разрешенного строительства по основаниям вхождения земельных участков в зоне особо охраняемой природной территории Долина рек Хрипани и Куниловки в пос. Кратово.

Административные истцы полагают, что земельные участки были включены в состав памятника природы областного значения без законных на то оснований. Так, особо охраняемая территория памятника природы Долина рек Хрипани и Куниловки в пос. Кратово площадью 212 га. образована Постановление Главы Администрации Московской области 07.09.1992 №194.

Однако, в нарушение положений ст. 10 Закона Московской области№96/2003-ОЗ «Об особо охраняемых природных территориях», положений Федерального закона №33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях», работы по установления границ памятника природы на земельных участках в 2019 году не проводились, с органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды не согласовывались, что привело к неправомерному включению участков истцов в границы памятника, и как следствие нарушению прав на использования участков по их назначению для строительства жилых домов.

Административные истцы просят признать недействующим постановление Правительства Московской области от 19.11.2019 №843/39 «Об утверждении Паспорта памятника природы областного значения «Долина рек Хрипани и Куниловки в пос Кратово» в части включения земельных участков с кадастровыми номерами <данные изъяты>, в состав памятника.

В судебном заседании представитель административных истцов заявленные требования поддержал. Указал, что оспариваемым постановлением изменена площадь Памятника, установлены его границы, следовательно, фактически произведена его реорганизация в рамках Государственной программы Московской области «Экология и окружающая среда Подмосковье», в нарушение порядка необходимых согласований. Представитель обращал внимание на то, что границы памятника природы в 1992 году имели лишь описательные границы, графическая часть в архивных документах отсутствует. Также просил учесть, что по участку №19а приказом регионального управления Росприроднадзора по ЦФО от 01.12.2016 года утверждено заключение экспертной комиссии государственной экологической экспертизы о возможности размещения на участке жилого дома. Приказом Управления по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора по Московской области от 13.12.2005 года утверждено аналогичное заключение по участку №19, что также свидетельствует об отсутствии охраняемой территории на участках истцов.

Представитель Правительства Московской области в судебном заседании возражала против заявленных требований, указав, что постановление принято в пределах компетенции, полномочий, органа государственной власти субъекта Российской Федерации. Опубликовано в установленном порядке. Постановлением Правительства Московской области от 19.11.2019 №843/39 «Об утверждении Паспорта памятника природы областного значения «Долина рек Хрипани и Куниловки в пос. Кратово» не организована особо охраняемая природная территория, а акт приведен в соответствие с действующим законодательством Паспорт памятника в части установления его границ в системе координат МСК-50 в результате геодезических работ проведенных в рамках государственного контракта от 12.07.2016 года заключенного в рамках Государственной программы Московской области «Экология и окружающая среда Подмосковья» на 2014-2018 годы.

Представитель Министерства экологии и природопользования Московской области возражал против заявленных требований, также указал, что оспариваемым постановлением памятник природы областного значения не организован, не приводилась и его реорганизация, поскольку работы по государственному контракту были направлены лишь на приведение в соответствие с действующим законодательством Паспорта памятника в части установления его границ в системе координат МСК-50. Границы памятника природы первоначально были описаны и отраженны на картографической схеме постановлением 1992 года. Земельные участки находились в границах памятника, и входят в границы памятника природы определенные оспариваемым постановлением, при этом в указанной части границы не изменились, площадь памятника уменьшилась в допустимой погрешности.

Администрация городского округа Раменское Московской области, ООО «Гринлайф кадастровое бюро» в суд не явились.

Суд, выслушав участвующих в деле лиц, заслушав специалиста, изучив представленные доказательства в их совокупности и взаимосвязи, заслушав заключение прокурора Быхановой Е.В.. полагавшей, что не усматривается оснований для удовлетворения заявленных административными истцами требований, приходит к следующему выводу.

В силу п. 1 ч. 2 ст. 1 КАС РФ суды в порядке, предусмотренном данным кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части.

Согласно ч. 1 ст. 208 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

Как следует из материалов дела и установлено судом, административные истцы Астафьев А.В., Хубаев О.П., Огнев В.П. являются собственниками земельных участков с кадастровыми номерами <данные изъяты>, расположенные в <данные изъяты>. Земельные участки имеют категорию земель населенных пунктов, вид разрешенного использования для индивидуального жилищного строительства.

В сентябре 2021 года административные истцы обратились в Администрацию городского округа Раменское с уведомлением о планируемом строительстве домов. Администрация уведомила административных истцов о несоответствии параметров, указанных в уведомлении предельным параметрам разрешенного строительства по основаниям вхождения земельных участков в зону особо охраняемой памятника природы областного значения «Долина рек Хрипани и Куниловки в пос. Кратово», утвержденного постановлением Правительства Московской области от 19.11.2019 №843/39.

Таким образом, административные истцы являются субъектами правоотношений регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, данный акт к ним был применен, следовательно, вправе обратиться с настоящим административным иском.

В соответствии со статьей 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определяющей обязанности суда при разрешении административных дел об оспаривании нормативных правовых актов, при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд проверяет законность положений нормативного правового акта, которые оспариваются. При проверке законности этих положений суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании нормативного правового акта недействующим, и выясняет обстоятельства, указанные в части 8 названной статьи, в полном объеме (часть 7).

Частью 8 указанной статьи Кодекса предусмотрено, что при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет, нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов; форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты; процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта; правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу; соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

Рассматривая вопрос о соблюдении процедуры принятия оспариваемого нормативного правового акта, и проверяя нормативный правовой акт на предмет соответствия его федеральному законодательству судом, установлены следующие обстоятельства.

В силу пункта "д" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации природопользование, охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности, охрана особо охраняемых природных территорий, памятников истории и культуры находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

В соответствии с частью 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.

Частью 1 статьи 94 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что к землям особо охраняемых территорий относятся земли, которые имеют особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, которые изъяты в соответствии с постановлениями федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации или решениями органов местного самоуправления полностью или частично из хозяйственного использования и оборота и для которых установлен особый правовой режим.

В силу части 2 цитируемой статьи к землям особо охраняемых территорий относятся земли:

1) особо охраняемых природных территорий;

2) природоохранного назначения;

3) рекреационного назначения;

4) историко-культурного назначения;

5) особо ценные земли.

Согласно пункту 2 статьи 95 Земельного кодекса Российской Федерации земли особо охраняемых природных территорий могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации и в муниципальной собственности; в случаях, предусмотренных федеральными законами, допускается включение в земли особо охраняемых природных территорий земельных участков, принадлежащих гражданам и юридическим лицам на праве собственности; земли и земельные участки в границах населенных пунктов, включенных в состав особо охраняемых природных территорий, относятся к землям населенных пунктов; использование включенных в состав особо охраняемых природных территорий земель и земельных участков иных категорий ограничивается с учетом необходимости защиты природных комплексов особо охраняемых природных территорий от неблагоприятных антропогенных воздействий.

Отношения в области организации, охраны и использования особо охраняемых природных территорий в целях сохранения уникальных и типичных природных комплексов и объектов, достопримечательных природных образований, объектов растительного и животного мира, их генетического фонда, изучения естественных процессов в биосфере и контроля за изменением ее состояния, экологического воспитания населения регулируются Федеральным законом от 14 марта 1995 года №33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях".

Природные объекты и комплексы объявляются памятниками природы регионального значения, а территории, занятые ими, - особо охраняемыми природными территориями регионального значения соответствующими органами государственной власти субъектов Российской Федерации (пункт 2 статьи 26 Федерального закона № 33-ФЗ).

Пунктами 2, 5 статьи 26 Федерального закона № 33-ФЗ предусмотрена возможность создания памятников природы регионального значения на основании решения органа исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации утверждают границы и определяют режим особой охраны территорий памятников природы, находящихся в их ведении (пункт 3).

Законодательство допускает в отдельных случаях возможность нахождения в границах особо охраняемых природных территорий земельных участков, принадлежащих гражданам на праве собственности.

В соответствии пунктом 4 статьи 13 Закона Московской области от 02.11.2005 № 230/2005-ОЗ "О Правительстве Московской области" Правительство Московской области создает особо охраняемые природные территории областного значения, осуществляет в установленном законодательством Российской Федерации порядке государственное управление и контроль в области организации, функционирования и охраны таких территорий.

Частью 3 статьи 6 Закона Московской области №96/2003-ОЗ "Об особо охраняемых природных территориях" установлено, что Правительство Московской области утверждает положения (паспорта) особо охраняемых природных территорий областного значения.

Судом установлено, что памятник природы областного значения «Долина рек Хрипани и Куниловки в пос. Кратово» образован постановлением Главы Администрации Московской области от 07.09.1992 года №194 «Об организации государственных памятников природы и заказников в Московской области» с описательными границами без изъятия земель собственников, землевладельцев, землепользователей и арендаторов. Данным постановлением утвержден паспорт памятника природы, в котором границы носят описательный характер, площадь памятника указана 212 га., также приложена графическая схема объекта (л.д.4-10 том 3).

Постановлением Правительства Московской области от 11.02.2009 №106/5 «Об утверждении схемы развития и размещения, особо охраняемых природных территорий в Московской области» памятник природы «Долина рек Хрипани и Куниловки в пос. Кратово» включен в перечень особо охраняемых природных территорий областного значения (пункт 152 раздела 3).

Административные истцы в обоснование требований указали, что при принятии оспариваемого постановления была проведена реорганизации памятника природы, в нарушение процедуры предусмотренной законодательством. Вместе с тем, с указанным доводом суд, согласится не может поскольку.

Статьей 14.1 Закона Московской области от 23 июля 2003 года №96/2003-ОЗ "Об особо охраняемых природных территориях",, предусмотрено, что реорганизацией особо охраняемых природных территорий является изменение их границ, режима, категории, значения (пункт 1); реорганизация особо охраняемых природных территорий областного значения осуществляется на основании утвержденной Правительством Московской области схемы развития и размещения особо охраняемых природных территорий в Московской области, результатов инвентаризации особо охраняемых природных территорий областного значения, а также по предложениям органов государственной власти Московской области, федеральных органов исполнительной власти в области охраны окружающей среды, органов местного самоуправления муниципальных образований Московской области, юридических лиц, граждан и общественных объединений (пункт 2).

В целях реализации приоритетных задач обеспечение конституционных прав граждан на благоприятную окружающую среду за счет стабилизации экологической обстановки в Московской области постановлением Правительства Московской области от 23.08.2013 №652/34 утверждена государственная программа Московской области "Экология и окружающая среда Подмосковья" на 2014-2018 годы". Целями программы является также сохранение и восстановление природной среды, оздоровление нарушенных природных экосистем.

Указанной государственной программой предусмотрены мероприятия по разработке материалов об особо охраняемых природных территориях областного значения для занесения в государственный кадастр недвижимости (пункт 2.1.4 Программы). В целях реализации данных мероприятий между Министерством экологии и природопользования Московской области и ООО «Гринлайф кадастровое бюро» 12.07.2016 года заключен государственный контракт №1455-ЭКО.

В рамках указанного контракта проведены работы и подготовлены материалы о местоположении памятника природы с перечнями координат характерных (поворотных) точек границ в местной системе координат для Московской области (МСК50).

В результате проведенных геодезических работ площадь памятника природы составила 183.12 га.

Как пояснил в судебном заседании допрошенный, в качестве специалиста Щетников О.Т., осуществляющий геодезическую деятельность в рамках реализации государственного контракта и проведения работ, при геодезической съемке границ памятника природы определены его границы с учетом основных объектов топографической основы (водотоки, границы населенных пунктов, лесопокрытые территории, границы лесных кварталов). При проведении работ актуализировалась информация об объектах охраны на территории памятника. В распоряжение находилось описание границ памятника, изложенное в паспорте объекта, схема (графическая часть), также привлекался непосредственно разработчик (проектировщик) которым памятник был описан в паспорте 1992 году, что позволило с достаточной точностью установить географическую привязку границ, и определить точную площадь памятника природы, которая составила 183.12 га.

Анализ изложенного выше позволяет суду прийти к выводу, что постановлением Правительства Московской области от 19.11.2019 №843/39 приведен в соответствие Паспорт памятника природы областного значения «Долина рек Хрипани и Куниловки в пос Кратово» 1992 года в части установления его границ в системе координат МСК-50. Поскольку границы, режимы, категории и значение особо охраняемой природной территории не изменены права, в том числе на благоприятную окружающую среду не нарушены.

Доводы административных истцов о том, что оспариваемым положением изменены границы памятника природы, в связи с его реорганизацией, в нарушение требований процедуры установленной Законом Московской области от 23.07.2003 г. №96/2003-ОЗ не нашли своего подтверждения.

Также не нашли своего подтверждения, что земельные участки были включены в состав памятника природы областного значения, утвержденного оспариваемым постановлением.

Не соглашается суд и с утверждением административных истцов, что законодательством предусмотрено обязательное резервирование земель в целях создание памятника природы.

Согласно выписки из ЕГРН об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости сведения о земельном участке с кадастровым номером <данные изъяты> внесены в реестр 1993 году, об участках с кадастровым номером <данные изъяты> в 2008 году строительство.

Пунктом 1 статьи 27 Федерального закона от 14 марта 1995 г. № 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" установлен запрет осуществления на территориях, на которых находятся памятники природы, и в границах их охранных зон всякой деятельности, влекущей за собой нарушение сохранности памятников природы.

Собственники, владельцы и пользователи земельных участков, на которых находятся памятники природы, принимают на себя обязательства по обеспечению режима особой охраны памятников природы.

Паспортом памятника природы областного значения «Долина рек Хрипани и Куниловки в пос Кратово» (раздел 5) определены виды разрешенного использования земельных участков и территории входящие в памятник природы. Для земельных участков из состава земель населенных пунктов определен вид разрешенного использованиям -для индивидуального жилищного строительства. Для земельных участков из состава земель иных категорий и земель, не прошедших государственный кадастровый учет определен вид разрешенного использования – охрана природных территорий.

Данные виды разрешенного использования соответствуют классификатору видов разрешенного использования земельных участков, утвержденного Приказом Минэкономразвития России №540 от 01.09.2014.

Частью 5 ст. 95 Земельного кодекса РФ установлено, что в целях создания и расширения существующих земель особо охраняемых природных территорий органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе принимать решения о резервировании земель, которые предполагается объявить землями особо охраняемых природных территорий, с последующим изъятием таких земель, в том числе путем выкупа, и об ограничении на них хозяйственной деятельности.

В соответствии с ч. 4 ст. 26 Федерального закона от 14.03.1995 №33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях", объявление природных комплексов и объектов памятниками природы, а территорий, занятых ими территориями памятников природы допускается с изъятием занимаемых ими земельных участков у собственников, владельцев и пользователей этих участков.

В свою очередь в разделе 4 памятника природы указано, что памятник природы создан без изъятия земель собственников.

Доводы административных истцов о том, что при заключении договора купли-продажи спорных участков в ЕГРН отсутствовали какие-либо сведения об ограничениях на объекты, правового значения не имеет, поскольку не оказывает влияния на существование памятника природы и его зон. Целью установления особого режима использования земель является сохранение памятника природы, оптимизация его визуального восприятия и основных видовых точек. Земельные участки входили в границы памятника природы с 1992 года, следовательно, административные истцы, действуя осмотрительно, имели объективную возможность до заключения договора купли-продажи установить наличие ограничений и обременений участков.

В данном случае также по указанным выше основаниям не имеет правового значение и наличие заключения Управления федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Московской области данное в отношении одного из земельных участков в 2005 году.

Таким образом, оспариваемое постановление № 843/39 было принято уполномоченным органом с соблюдением порядка его принятия в соответствии с требованиями действующего законодательства, регулирующего отношения в сфере организации памятников природы и не противоречит нормативным правовым актам Российской Федерации и Московской области. Оснований для удовлетворения требований суд не усмотрел.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 177,178, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд,

РЕШИЛ:

в удовлетворении требований Астафьева А. В., Хубаева О. П., Огнева В. П. о признании не действующим постановления Правительства Московской области от 19.11.2019 №843/39 «Об утверждении Паспорта памятника природы областного значения «Долина рек Хрипани и Куниловки в пос Кратсово» в части включения земельных участков с кадастровыми номерами <данные изъяты>, расположенных в п. Кратово Раменского района Московской области в состав памятника природы областного значения «Долина рек Хрипани и Куниловки в пос Кратово» - оказать

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Первый апелляционный суд общей юрисдикции через Московский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

В окончательной форме решение принято 07.06.2022года.

Судья М.Ю. Елизарова