ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-287/20 от 08.02.2021 Орловского областного суда (Орловская область)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

8 февраля 2021 года город Орёл

Орловский областной суд в составе:

председательствующего судьи Георгиновой Н.А.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания ФИО3,

с участием представителя административного истца общества с ограниченной ответственностью «Алина» ФИО4, представителя административного ответчика Правительства Орловской области ФИО6, действующих на основании доверенностей,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Орловского областного суда административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «Алина» к Правительству Орловской области, Бюджетному учреждению Орловской области «Межрегиональное бюро технической инвентаризации», Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Орловской области об установлении кадастровой стоимости земельных участков в размере, равной рыночной стоимости, взыскании судебных расходов,

установил:

общество с ограниченной ответственностью «Алина» (ОГРН , ИНН , далее по тексту - ООО «Алина», Общество) обратилось в Орловский областной суд с административным исковым заявлением к Правительству Орловской области, Бюджетному учреждению Орловской области «Межрегиональное бюро технической инвентаризации» (далее также -БУ ОО «МР БТИ») об установлении кадастровой стоимости земельных участков в размере рыночной стоимости.

В обоснование заявленных требований Общество указало, что является собственником одиннадцати земельных участков, расположенных по адресу: <адрес>

Кадастровая стоимость земельных участков превышает их рыночную стоимость, определенную в отчете об оценке от 23 ноября 2020 года, составленном оценщиком общества с ограниченной ответственностью «Премиум- оценка» ФИО5, тем самым, затронуты права Общества как налогоплательщика земельного налога, исчисляемого исходя из кадастровой стоимости объектов недвижимости.

По изложенным основаниям Общество просило суд установить по состоянию на 1 января 2019 года кадастровую стоимость объектов недвижимости в следующих размерах:

- кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером в размере его рыночной стоимости 1 712 651 руб.,

- кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером в размере его рыночной стоимости 3 048 225 руб.,

- кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером в размере его рыночной стоимости 1 449 019 руб.,

- кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером в размере его рыночной стоимости 1 486 566 руб.,

- кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером в размере его рыночной стоимости 2 374 197 руб.,

- кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером в размере его рыночной стоимости 800 056 руб.,

- кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером в размере его рыночной стоимости 1 133 044 руб.,

- кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером в размере его рыночной стоимости 677 048 руб.,

- кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером в размере его рыночной стоимости 2 103 602 руб.,

- кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером в размере его рыночной стоимости 1 770 330 руб.,

- кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером в размере его рыночной стоимости 2 205 288 руб.

Наряду с этим, Обществом заявлено требование о взыскании с Правительства Орловской области судебных расходов, понесенных в связи с рассмотрением данного административного дела, в размере 64 500 руб., из которых 22 000 руб. - расходы, понесенные на уплату государственной пошлины при обращении в суд, 42 500 руб.- расходы на составление отчета об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости.

Определением Орловского областного суда от 28 декабря 2020 года к участию в данном деле в качестве административного соответчика привлечено Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Орловской области (далее - ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице филиала по Орловской области).

В судебном заседании представитель административного истца ФИО4 поддержала заявленные требования.

Представитель Правительства Орловской области ФИО6 не возражала против удовлетворения заявленных требований об установлении кадастровой стоимости земельных участков в размере, равной их рыночной стоимости, и просила отказать в удовлетворении требования о взыскании судебных расходов, поскольку разница между кадастровой стоимостью и рыночной стоимостью земельных участков, составляющая менее 30 процентов, укладывается в приемлемый с точки зрения существующих стандартов государственной кадастровой оценки диапазон отклонений, и не является свидетельством ошибки, приводящей к нарушению прав административного истца.

Представители административных ответчиков БУ ОО «МР БТИ», ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице филиала по Орловской области, представители заинтересованных лиц на стороне административных ответчиков Управления Росреестра по ФИО1<адрес> и Администрации <адрес> о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, в судебное заседание не явились, об отложении судебного разбирательства не просили.

В соответствии со статьями 150 и 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) судом постановлено рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Заслушав объяснения представителей сторон по делу, исследовав письменные доказательства, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований о пересмотре кадастровой стоимости объектов недвижимости, по следующим основаниям.

Исходя из положений части 1 статьи 245 КАС РФ, частей 1 и 7 статьи 22 Федерального закона от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» (в редакции, действовавшей на момент предъявления административного иска), результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права или обязанности этих лиц, в комиссии в случае ее создания в субъекте Российской Федерации или в суде.

Для обращения в суд предварительное обращение в комиссию не является обязательным. Результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в комиссии или в суде на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости, определенной на дату, по состоянию на которую определена его кадастровая стоимость.

В соответствии с пунктом 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.

В силу пункта 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.

Пунктом 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.

В силу пункта 2 части 1 статьи 248 КАС РФ, основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

Как видно из материалов административного дела, ООО «Алина» является собственником земельных участков из земель населенных пунктов, расположенных по адресу: <адрес> а именно:

- земельного участка с кадастровым номером , общей площадью 1701,4 кв.м., вид разрешенного использования: для эксплуатации и обслуживания складского помещения, для размещения складских помещений,

- земельного участка с кадастровым номером , общей площадью 3028,2 кв.м., вид разрешенного использования: для эксплуатации и обслуживания складского помещения, для размещения складских помещений,

- земельного участка с кадастровым номером , общей площадью 1439,5 кв.м., вид разрешенного использования: для эксплуатации и обслуживания складского помещения, для размещения складских помещений,

- земельного участка с кадастровым номером , общей площадью 1476,8 кв.м., вид разрешенного использования: для эксплуатации и обслуживания складского помещения, для размещения складских помещений,

- земельного участка с кадастровым номером , общей площадью 2358,6 кв.м., вид разрешенного использования: для эксплуатации и обслуживания складского помещения, для размещения складских помещений,

- земельного участка с кадастровым номером , общей площадью 794,8 кв.м., вид разрешенного использования: для эксплуатации и обслуживания складского помещения, для размещения складских помещений,

- земельного участка с кадастровым номером , общей площадью 1125,6 кв.м., вид разрешенного использования: для эксплуатации и обслуживания складского помещения, для размещения складских помещений,

- земельного участка с кадастровым номером , общей площадью 672,6 кв.м., вид разрешенного использования: для эксплуатации и обслуживания складского помещения, для размещения складских помещений,

- земельного участка с кадастровым номером , общей площадью 785,7 кв.м., вид разрешенного использования: эксплуатация и обслуживание магазина и проходной,

- земельного участка с кадастровым номером , общей площадью 1758,7 кв.м., вид разрешенного использования: для эксплуатации и обслуживания складского помещения, для размещения складских помещений,

- земельного участка с кадастровым номером общей площадью 2190,8 кв.м., вид разрешенного использования: для эксплуатации и обслуживания складского помещения, для размещения складских помещений.

Указанные обстоятельства подтверждаются выписками из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объекты недвижимости (л.д.210-242 т.1).

Согласно выпискам из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объектов недвижимости, выданным филиалом ФГБУ «ФКП Росреестра» по Орловской <адрес>, по состоянию на 1 января 2019 года кадастровая стоимость вышеуказанных земельных участков определена следующим образом:

- земельного участка с кадастровым номером в размере 2281951 руб. 71 коп.,

- земельного участка с кадастровым номером в размере 4173980 руб. 03 коп.,

- земельного участка с кадастровым номером в размере 1978779 руб. 89 коп.,

- земельного участка с кадастровым номером в размере 1980196 руб. 82 коп.,

- земельного участка с кадастровым номером в размере 3274751 руб.,

- земельного участка с кадастровым номером в размере 1083447 руб. 52 коп.,

- земельного участка с кадастровым номером в размере 1571787 руб. 84 коп.,

- земельного участка с кадастровым номером в размере 936003 руб. 61 коп.,

- земельного участка с кадастровым номером в размере 2834585 руб. 60 коп.,

- земельного участка с кадастровым номером в размере 2333601 руб. 44 коп.,

- земельного участка с кадастровым номером в размере 2905000 руб. 80 коп. (л.д.12-22 т.1).

В соответствии с частью 1 статьи 62, частью 5 статьи 247 и статьей 248 КАС РФ обязанность доказывания наличия основания для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости законодателем возложена на административного истца, тогда как на административного ответчика возлагается обязанность доказывания своих возражений.

Обращаясь в суд с административным иском, Общество в подтверждение своих доводов представило отчёты об оценке рыночной стоимости земельных участков от 23 ноября 2020 года и , выполненные оценщиком ООО «Премиум-Оценка» ФИО5, являющимся членом саморегулируемой организации оценщиков Ассоциация «Русское общество оценщиков», имеющим квалификационный аттестат в области оценочной деятельности по направлению «оценка недвижимости».

Согласно выводам, содержащимся в указанных отчетах, рыночная стоимость объектов недвижимости определена следующим образом:

- земельного участка с кадастровым номером в размере 1 712 651 руб.,

- земельного участка с кадастровым номером в размере 3 048 225 руб.,

- земельного участка с кадастровым номером в размере 1 449 019 руб.,

- земельного участка с кадастровым номером в размере 1 486 566 руб.,

- земельного участка с кадастровым номером в размере 2 374 197 руб.,- земельного участка с кадастровым номером в размере 800 056 руб.,

- земельного участка с кадастровым номером в размере 1 133 044 руб.,

- земельного участка с кадастровым номером в размере 677 048 руб.,

- земельного участка с кадастровым номером в размере 2 103 602 руб.,

- земельного участка с кадастровым номером в размере 1 770 330 руб.,

- земельного участка с кадастровым номером в размере 2 205 288 руб. (л.д. 23-190 т.1).

Отчёты об определении рыночной стоимости земельных участков выполнены на даты, по состоянию на которые сведения об этих объектах имеются в Едином государственном реестре недвижимости, т.е. на 1 января 2019 года.

При составлении отчетов оценщик применил сравнительный подход, провел анализ рынка предложений по продаже объектов-аналогов земельных участков, проанализировал каждый сравниваемый объект-аналог на основании всех характеристик, произвел необходимые корректировки и привел подробное обоснование поправок и расчет их значений.

В соответствии со статьей 11 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее также - Закон об оценочной деятельности) итоговым документом, составленным по результатам определения стоимости объекта оценки, является отчет об оценке такого объекта, соответствующий требованиям федеральных стандартов оценки, нормативных правовых актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности.

Согласно статье 12 Закона об оценочной деятельности итоговая величина рыночной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены названным Федеральным законом, признается достоверной, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.

Доказательств, которые опровергают рыночную стоимость земельных участков, приведенную в отчетах об оценке от 23 ноября 2020 года, административными ответчиками и заинтересованными лицами не представлено, ходатайства о назначении судебной экспертизы по определению рыночной стоимости земельных участков заявлены не были.

По убеждению суда, отчёты об оценке соответствуют требованиям Закона об оценочной деятельности, федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно - правовому регулированию оценочной деятельности, стандартов и правил оценочной деятельности.

Суд, исследовав отчёты об оценке, сопоставив их содержание с иными имеющимися в деле доказательствами, считает, что указанные выше отчеты отвечают требованиям допустимости и достаточности, не вызывают сомнений в их достоверности.

При таких обстоятельствах, заявленные Обществом административные исковые требования о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости земельных участков, подлежат удовлетворению.

Поскольку Общество обратилось в суд с административным иском об установлении кадастровой стоимости земельных участков в размере рыночной стоимости 24 декабря 2020 года, то указанную дату следует считать датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости объектов недвижимости.

Разрешая заявленные требования о взыскании судебных расходов, суд установил, что разница между кадастровой стоимостью объектов недвижимости, принадлежащих Обществу, и их рыночной стоимостью, не превышает 28 процентов (л.д.29 т.2).

В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 11 июля 2017 года -П, установление кадастровой стоимости равной рыночной, будучи законным способом уточнения одной из основных экономических характеристик объекта недвижимости, в том числе в целях налогообложения, само по себе не опровергает предполагаемую достоверность ранее установленных результатов государственной кадастровой оценки. Как кадастровая стоимость, так и рыночная стоимость, будучи условными, считаются достоверными постольку, поскольку они законно получены либо в процедурах массовой государственной кадастровой оценки, либо в порядке приведения кадастровой стоимости объекта к его рыночной стоимости на основании индивидуальной оценки.

Выявленные Конституционным Судом Российской Федерации особенности кадастровой стоимости объектов недвижимости не дают оснований для вывода о том, что ее установление в размере, равном их рыночной стоимости, свидетельствует во всех случаях об ошибочности, незаконности ранее состоявшейся кадастровой оценки и о нарушении прав лица, которому соответствующий объект недвижимости принадлежит. При решении вопросов о распределении судебных расходов по делам об оспаривании результатов кадастровой стоимости объектов недвижимости необходимо учитывать, что допущенное при установлении кадастровой стоимости ее расхождение с рыночной стоимостью может укладываться в приемлемый с точки зрения существующих стандартов государственной кадастровой оценки диапазон отклонений и, соответственно, не являться свидетельством ошибки, приводящей - вопреки объективному экономическому содержанию отношений, связанных с формированием налоговой базы по земельному и иным имущественным налогам, - к нарушению конституционных прав и свобод граждан, организаций как налогоплательщиков.

Исходя из пункта 20 Порядка создания и работы комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, утвержденного приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 4 мая 2012 года № 263, приемлемым с точки зрения существующих стандартов государственной кадастровой оценки является диапазон отклонения рыночной стоимости объекта недвижимости от его кадастровой стоимости не более чем на тридцать процентов.

Таким образом, обратившись в суд с административным иском о пересмотре кадастровой стоимости по данному делу, административный истец реализовал свое право на приведение кадастровой стоимости объектов недвижимости в соответствие с рыночной стоимостью, с учетом индивидуальных характеристик земельных участков, в целях экономии земельного налога, которая по расчетам Общества за год действия результатов кадастровой оценки составит 98910 руб. 90 коп., за три года действия кадастровой стоимости 296732 руб.70 коп.

При установленных обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что обращение Общества в суд является реализацией его права на пересмотр кадастровой стоимости, установленной в порядке массовой оценки, которая имеет отличие от рыночной стоимости менее 30 процентов, поэтому не находит правовых оснований для взыскания с Правительства Орловской области понесенных Обществом судебных расходов.

Руководствуясь статьями 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,

решил:

административное исковое заявление общества с ограниченной ответственностью «Алина» об установлении кадастровой стоимости земельных участков в размере, равной их рыночной стоимости, удовлетворить.

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером , общей площадью 1701,4 кв.м., расположенного по адресу: <адрес> категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для эксплуатации и обслуживания складского помещения, для размещения складских помещений, в размере его рыночной стоимости 1 712 651 (один миллион семьсот двенадцать тысяч шестьсот пятьдесят один) рубль по состоянию на 1 января 2019 года.

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером , общей площадью 3028,2 кв.м., расположенного по адресу: <адрес> категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для эксплуатации и обслуживания складского помещения, для размещения складских помещений, в размере его рыночной стоимости 3048225 (три миллиона сорок восемь тысяч двести двадцать пять) рублей по состоянию на 1 января 2019 года.

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером общей площадью 1 439,5 кв.м., расположенного по адресу: <адрес> категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для эксплуатации и обслуживания складского помещения, для размещения складских помещений, в размере его рыночной стоимости 1 449 019 (один миллион четыреста сорок девять тысяч девятнадцать) рублей по состоянию на 1 января 2019 года.

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером , общей площадью 1476,8 кв.м., расположенного по адресу: <адрес> категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для эксплуатации и обслуживания складского помещения, для размещения складских помещений, в размере его рыночной стоимости 1 486 566 (один миллион четыреста восемьдесят шесть тысяч пятьсот шестьдесят шесть) рублей по состоянию на 1 января 2019 года.

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером , общей площадью 2358,6 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для эксплуатации и обслуживания складского помещения, для размещения складских помещений, в размере его рыночной стоимости 2 374 197 (два миллиона триста семьдесят четыре тысячи сто девяносто семь) рублей по состоянию на 1 января 2019 года.

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером , общей площадью 794,8 кв.м., расположенного по адресу: <адрес> категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для эксплуатации и обслуживания складского помещения, для размещения складских помещений, в размере его рыночной стоимости 800 056 (восемьсот тысяч пятьдесят шесть) рублей по состоянию на 1 января 2019 года.

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером , общей площадью 1125,6 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для эксплуатации и обслуживания складского помещения, для размещения складских помещений, в размере его рыночной стоимости 1 133 044 (один миллион сто тридцать три тысячи сорок четыре) рубля по состоянию на 1 января 2019 года.

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером общей площадью 672,6 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для эксплуатации и обслуживания складского помещения, для размещения складских помещений, в размере его рыночной стоимости 677 048 (шестьсот семьдесят семь тысяч сорок восемь) рублей по состоянию на 1 января 2019 года.

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером общей площадью 785,7 кв.м., расположенного по адресу: <адрес> категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: эксплуатация и обслуживание магазина и проходной, в размере его рыночной стоимости 2 103 602 (два миллиона сто три тысячи шестьсот два) рубля по состоянию на 1 января 2019 года.

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером общей площадью 1758,7 кв.м., расположенного по адресу: <адрес> категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для эксплуатации и обслуживания складского помещения, для размещения складских помещений, в размере его рыночной стоимости 1 770 330 (один миллион семьсот семьдесят тысяч триста тридцать) рублей по состоянию на 1 января 2019 года.

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером общей площадью 2190,8 кв.м., расположенного по адресу: <адрес> категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для эксплуатации и обслуживания складского помещения, для размещения складских помещений, в размере его рыночной стоимости 2 205 288 (два миллиона двести пять тысяч двести восемьдесят восемь) рублей по состоянию на 1 января 2019 года.

В удовлетворении заявления общества с ограниченной ответственностью «Алина» о взыскании понесенных по делу судебных расходов отказать.

Датой подачи заявления общества с ограниченной ответственностью «Алина» о пересмотре кадастровой стоимости объектов недвижимости считать 24 декабря 2020 года.

Решение может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции через Орловский областной суд в течение одного месяца со дня его составления в окончательной форме.

Мотивированное решение суда составлено 11 февраля 2021 года.

Председательствующий Н.А. Георгинова

1версия для печатиДело № 3а-63/2021 (3а-287/2020;) ~ М-301/2020 (Решение)