ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-287/2017 от 21.03.2017 Ростовского областного суда (Ростовская область)

Дело № 3а – 287/2017

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

21 марта 2017 года город Ростов-на-Дону

Ростовский областной суд в составе

председательствующего судьи Чайка Е.А.,

при секретаре Кирилловой М.Г.,

с участием прокурора Стрельцова Е.М.,

представителя МУП «Тепловые сети» г. Новочеркасска Брежневой Г.Г.,

представителей Региональной службы по тарифам Ростовской области Вербицкого Е.А. и Мосиенко И.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Ростовского областного суда административное дело по административному исковому заявлению муниципального унитарного предприятия «Тепловые сети» г. Новочеркасска о признании постановления Региональной службы по тарифам Ростовской области от 13 ноября 2015 года № 64/15 недействующим в части, возложении обязанности принять новый нормативный правовой акт,

УСТАНОВИЛ:

МУП «Тепловые сети» г. Новочеркасска обратилось в Ростовский областной суд с административным исковым заявлением об оспаривании постановления Региональной службы по тарифам Ростовской области от 13 ноября 2015 года № 64/15 «Об установлении тарифов на тепловую энергию, поставляемую муниципальным унитарным предприятием "Тепловые сети" г. Новочеркасска потребителям, другим теплоснабжающим организациям мкр. Октябрьский города Новочеркасска, на 2016 - 2018 годы».

В обоснование своих требований административный истец указал, что 28 апреля 2015 года он обратился в орган регулирования с заявлением об установлении тарифа на тепловую энергию в размере 3 945, 45 руб./Гкал, документально подтвердив экономически обоснованную величину необходимой валовой выручки в размере 99 174, 39 тыс. руб.

Однако оспариваемым постановлением тариф на тепловую энергию установлен в размере 2501, 26 руб./Гкал, величина необходимой валовой выручки - в размере 70 436,33 тыс. руб., что обусловлено разногласиями, возникшими между административным истцом и Региональной службой по тарифам Ростовской области, по следующим статьям: расходы на ремонт основных средств; расходы на покупку тепловой энергии; расходы на холодную воду; выпадающие доходы (списание задолженности).

Административный истец считает, что административным ответчиком установлены экономически необоснованные тарифы, необоснованно снижен размер необходимой валовой выручки, чем нарушены положения Постановления Правительства РФ от 22 октября 2012 года № 1075 «О ценообразовании в сфере теплоснабжения».

Кроме того, оспариваемым постановлением нарушаются права МУП «Тепловые сети» и его законные интересы в сфере предпринимательской деятельности, а также права неопределённого круга лиц - потребителей тепловой энергии, на оплату потреблённой тепловой энергии в соответствии с действующим порядком ценообразования, предусматривающим обязательную оплату услуг по поставке тепловой энергии поставщика.

По этим основаниям административный истец, уточнив свои требования, просил признать недействующим с момента вступления решения суда в законную силу постановление Региональной службы по тарифам Ростовской области от 13 ноября 2015 года № 64/15 в части утверждения для МУП «Тепловые сети» г. Новочеркасска тарифа на тепловую энергию, поставляемую муниципальным унитарным предприятием «Тепловые сети» г. Новочеркасска потребителям, другим теплоснабжающим организациям мкр. Октябрьский города Новочеркасска, в размере 2 501, 26 руб./Гкал на 2016 год и снижения необходимой валовой выручки по следующим статьям затрат: расходы на ремонт основных средств (капитальный ремонт); расходы на покупку тепловой энергии; расходы на холодную воду, выпадающие доходы, а также необоснованного установления необходимой валовой выручки в размере 70 436, 33 тыс. руб.; возложить на Региональную службу по тарифам Ростовской области обязанность принять новый нормативный правовой акт об установлении тарифа на тепловую энергию на 2016 год, заменяющий оспариваемое постановление в недействующей части.

В судебном заседании представитель административного истца Брежнева Г.Г. заявленные требования поддержала и просила их удовлетворить, представила возражения на отзыв по делу.

Представители Региональной службы по тарифам Ростовской области (далее - РСТ) Вербицкий Е.А. и Мосиенко И.С. полагали, что оснований для удовлетворения административного искового заявления не имеется, поскольку оспариваемый нормативный правовой акт соответствует действующему законодательству, просили в иске отказать, представили письменный отзыв по делу.

Выслушав доводы лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства, материалы тарифного дела, заслушав заключение прокурора, полагавшего, что административное исковое заявление удовлетворению не подлежит, суд приходит к следующим выводам.

Часть 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусматривает, что с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применён этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они

полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

Предметом оспаривания по данному делу является постановление Региональной службы по тарифам Ростовской области от 13 ноября 2015 года № 64/15 «Об установлении тарифов на тепловую энергию, поставляемую муниципальным унитарным предприятием «Тепловые сети» г. Новочеркасска потребителям, другим теплоснабжающим организациям мкр. Октябрьский города Новочеркасска, на 2016 – 2018 годы» в части установления для потребителей на период с 1 июля по 31декабря 2016 года одноставочного тарифа в размере 2501, 26 руб./Гкал.

Проверяя порядок принятия оспариваемого в части нормативного правового акта, суд приходит к следующему.

В соответствии со статьёй 27 Областного закона Ростовской области от 29 мая 1996 года № 19-ЗС «Устав Ростовской области» система органов государственной власти в Ростовской области строится в соответствии с основами конституционного строя Российской Федерации и на основе разделения государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную.

Исполнительная власть в Ростовской области осуществляется через систему органов исполнительной власти во главе с Правительством Ростовской области под руководством Губернатора Ростовской области.

Статья 52 указанного Областного закона предусматривает, что в систему органов исполнительной власти Ростовской области входят также и иные органы исполнительной власти (далее - областные органы исполнительной власти), образуемые в соответствии с настоящим Уставом (часть 3).

В силу пункта 8 статьи 60 Устава Ростовской области Правительство Ростовской области в соответствии с федеральными и областными законами, указом Губернатора Ростовской области о структуре областных органов исполнительной власти утверждает положения об областных органах исполнительной власти.

Согласно части 2 статьи 63 Устава Ростовской области областные органы исполнительной власти издают нормативные правовые акты в соответствии с федеральными законами, областными законами, правовыми актами Правительства Ростовской области и (или) положениями об областных органах исполнительной власти.

Региональная служба по тарифам Ростовской области (далее - Служба) является органом исполнительной власти Ростовской области в области государственного регулирования тарифов, входящим в систему органов исполнительной власти Ростовской области (подпункт 1.1.1 пункта 1.1 постановления Правительства Ростовской области от 13 января 2012 года № 20 «Об утверждении Положения о Региональной службе по тарифам Ростовской области»).

Из подпункта 1.3.1. пункта 1.3 указанного Положения следует, что Служба на основании и во исполнение действующего законодательства по вопросам, отнесенным к её компетенции, издает постановления, имеющие нормативный характер, а по оперативным и другим текущим вопросам организации ее деятельности - приказы и распоряжения ненормативного характера.

В силу подпункта 2.1.4 пункта 2.1 Постановления Правительства Ростовской области от 13 января 2012 года № 20 Служба устанавливает (утверждает) тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям, в соответствии с установленными федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в сфере теплоснабжения предельными (минимальным и (или) максимальным) уровнями указанных тарифов, а также тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями другим теплоснабжающим организациям.

Статья 1 Областного закона Ростовской области от 29 декабря 2003 года № 85-ЗС «О порядке опубликования и вступления в силу Устава Ростовской области, Областных законов, постановлений Законодательного Собрания Ростовской области, правовых актов Губернатора Ростовской области и органов исполнительной власти Ростовской области» устанавливает, что Устав Ростовской области, Областные законы и затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина постановления Законодательного Собрания Ростовской области, носящие нормативный характер, нормативные правовые акты Губернатора Ростовской области и органов исполнительной власти Ростовской области подлежат официальному опубликованию (часть 1). Нормативные правовые акты, указанные в части 1 настоящей статьи, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения (часть 2).

Датой издания (принятия) правового акта органа исполнительной власти Ростовской области считается день подписания (утверждения) его руководителем органа исполнительной власти, издавшего (принявшего) правовой акт (часть 3 статьи 2 указанного Областного закона).

Согласно части 1 статьи 4 Областного закона Ростовской области от 29 декабря 2003 года № 85-ЗС официальным опубликованием Устава Ростовской области, областного закона, постановления Законодательного Собрания Ростовской области, правового акта Губернатора Ростовской области, органа исполнительной власти Ростовской области считается первая публикация его полного текста в газете «Наше время» или «Собрании правовых актов Ростовской области» либо его первое размещение (опубликование) на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru) или официальном портале правовой информации Ростовской области (pravo.donland.ru) в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Суд установил, что постановлением РСТ от 13 ноября 2015 года № 64/15 «Об установлении тарифов на тепловую энергию, поставляемую муниципальным унитарным предприятием «Тепловые сети» г. Новочеркасска потребителям, другим теплоснабжающим организациям мкр. Октябрьский города Новочеркасска, на 2016 - 2018 годы» установлены тарифы на тепловую энергию, поставляемую МУП «Тепловые сети» г. Новочеркасска, на долгосрочный период регулирования - 2016 – 2018 гг. В частности, для потребителей, в случае отсутствия дифференциации тарифов по схеме подключения, установлены одноставочные тарифы на первое полугодие 2016 года –2417, 11 руб./Гкал, на второе полугодие 2016 года - 2501, 26 руб./Гкал.

Указанное постановление издано уполномоченным органом, в установленном порядке и опубликовано на официальном портале правовой информации Ростовской области http://pravo.donland.ru 20 ноября 2015 года №6145201511200028.

Оспариваемым постановлением установлены тарифы на тепловую энергию, поставляемую МУП «Тепловые сети» г. Новочеркасска, без указания конкретных потребителей, рассчитанные на неоднократное применение и действующие независимо от того, возникли или прекратились конкретные правоотношения по предоставлению соответствующих услуг.

Таким образом, оспариваемое постановление Региональной службы по тарифам Ростовской области является нормативным правовым актом, издано в пределах полномочий Региональной службы по тарифам Ростовской области, в форме, установленной законодательством Ростовской области, официально опубликовано и является действующим.

Давая оценку оспариваемым правовым нормам, суд приходит к следующим выводам.

Правовые основы экономических отношений, возникающих в связи с производством, передачей, потреблением тепловой энергии, тепловой мощности, теплоносителя с использованием систем теплоснабжения, созданием, функционированием и развитием таких систем, а также определяет полномочия органов государственной власти, органов местного самоуправления по регулированию и контролю в сфере теплоснабжения, права и обязанности потребителей тепловой энергии, теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций установлены Федеральным законом от 27 июля 2010 года № 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон о теплоснабжении, Закон от 27 июля 2010 года № 190-ФЗ).

В целях реализации положений указанного Федерального закона в части регулирования тарифов в сфере теплоснабжения Правительством Российской Федерации 22 октября 2012 года принято Постановление № 1075, которым утверждены, в том числе, Основы ценообразования в сфере теплоснабжения (далее - Основы ценообразования, Основы № 1075) и Правила регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения (далее - Правила регулирования цен, Правила № 1075), а также Федеральной службой по тарифам 13 июня 2013 года изданы приказ N 760-э, которым утверждены Методические указания по расчёту регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения (далее - Методические указания), и приказ от 7 июня 2013 года N 163 «Об утверждении Регламента открытия дел об установлении регулируемых цен (тарифов) и отмене регулирования тарифов в сфере теплоснабжения» (далее – Регламент).

В соответствии с пунктами 5, 6 части 1 статьи 3 Закона от 27 июля 2010 года № 190-ФЗ общими принципами организации отношений в сфере теплоснабжения являются, в том числе, соблюдение баланса экономических интересов теплоснабжающих организаций и интересов потребителей; обеспечение экономически обоснованной доходности текущей деятельности теплоснабжающих организаций и используемого при осуществлении регулируемых видов деятельности в сфере теплоснабжения инвестированного капитала.

В силу части 3 статьи 7 Закона о теплоснабжении органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) устанавливают тарифы, перечень которых приведен в статье 8 названного Закона, к числу которых относятся тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям, в соответствии с установленными федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в сфере теплоснабжения предельными (минимальным и (или) максимальным) уровнями указанных тарифов, а также тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями другим теплоснабжающим организациям.

В соответствии с частью 3 статьи 8 Закона о теплоснабжении подлежащие регулированию цены (тарифы) на товары, услуги в сфере теплоснабжения устанавливаются в отношении каждой организации, осуществляющей регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, и в отношении каждого регулируемого вида деятельности. При этом затраты на обеспечение передачи тепловой энергии, теплоносителя учитываются при установлении тарифов на тепловую энергию (мощность), теплоноситель, реализация которых осуществляется теплоснабжающей организацией потребителям.

В силу частей 1, 2 статьи 9 Закона о теплоснабжении методами регулирования тарифов в сфере теплоснабжения являются: метод экономически обоснованных расходов (затрат); метод индексации установленных тарифов; метод обеспечения доходности инвестированного капитала; метод сравнения аналогов.

Порядок применения методов регулирования тарифов в сфере теплоснабжения устанавливается основами ценообразования в сфере теплоснабжения и правилами регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утверждёнными Правительством Российской Федерации. Решение о выборе метода регулирования тарифов в сфере теплоснабжения принимается органом регулирования с учетом предложения организации, осуществляющей регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения.

Согласно пункту 22 Основ ценообразования тарифы устанавливаются на основании необходимой валовой выручки, определённой для соответствующего регулируемого вида деятельности, и расчетного объёма полезного отпуска соответствующего вида продукции (услуг) на расчётный период регулирования, определённого в соответствии со схемой теплоснабжения, а в случае отсутствия такой схемы теплоснабжения - на основании программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры муниципального образования. При отсутствии схемы теплоснабжения либо программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры муниципального образования или при отсутствии в указанных документах информации об объёмах полезного отпуска тепловой энергии расчетный объём полезного отпуска тепловой энергии определяется органом регулирования в соответствии с методическими указаниями и с учётом фактического полезного отпуска тепловой энергии за последний отчётный год и динамики полезного отпуска тепловой энергии за последние 3 года. Расчёт цен (тарифов) осуществляется органом регулирования в соответствии с методическими указаниями.

Согласно пункту 71 Основ ценообразования при расчёте тарифов с применением метода индексации установленных тарифов необходимая валовая выручка регулируемой организации включает в себя текущие расходы, амортизацию основных средств и нематериальных активов и прибыль регулируемой организации, а также расчётную предпринимательскую прибыль регулируемой организации.

Необходимая валовая выручка определяется как экономически обоснованный объём финансовых средств, необходимый регулируемой организации для осуществления регулируемого вида деятельности в течение расчетного периода регулирования (пункт 2 Основ ценообразования).

По правилам пункта 13 Правил регулирования цен и пункта 3 Регламента регулируемая организация до 1 мая года, предшествующего очередному расчётному периоду регулирования, представляет в орган регулирования предложение об установлении цен (тарифов) и заявление о выборе метода регулирования тарифов.

Согласно пункту 15 Правил и пункту 5 Регламента предложение об установлении цен (тарифов) состоит из заявления регулируемой организации об установлении цен (тарифов) (далее - заявление об установлении цен (тарифов)) и необходимых материалов, указанных в пункте 16 Правил № 1075.

Открытие дела или отказ в рассмотрении предложений об установлении цен (тарифов) и возврате представленных заявителем документов и материалов осуществляется в срок не позднее 10 рабочих дней с момента регистрации заявления об установлении цен (тарифов). Для организации рассмотрения дела об установлении цен (тарифов), открываемого по результатам рассмотрения документов и материалов, указанных в пунктах 5 - 7 Регламента, руководитель органа регулирования назначает уполномоченного по делу из числа работников органа регулирования (пункты 12 и 13 Регламента).

В соответствии с пунктом 20 Правил № 1075 и пунктом 14 Регламента в случае если в ходе анализа представленного регулируемой организацией предложения об установлении цен (тарифов) возникнет необходимость уточнения предложения об установлении цен (тарифов), орган регулирования запрашивает дополнительные сведения, в том числе подтверждающие фактически понесённые регулируемой организацией расходы в предыдущем периоде регулирования. Срок представления таких сведений определяется органом регулирования, но не может быть менее 7 рабочих дней.

Согласно пункту 26 Правил № 1075 выбор метода регулирования тарифов осуществляется органом регулирования в соответствии с Основами ценообразования с учётом предложения регулируемой организации.

В соответствии с пунктом 28 Правил № 1075 и пунктом 15 Регламента орган регулирования проводит экспертизу предложений об установлении цен (тарифов). Экспертное заключение органа регулирования, а также экспертные заключения, представленные по инициативе регулируемых организаций, потребителей и (или) иных заинтересованных организаций, приобщаются к делу об открытии и рассмотрении дела об установлении цен (тарифов).

Согласно пункту 28 Основ ценообразования при определении плановых (расчётных) значений расходов (цен) орган регулирования использует источники информации о ценах (тарифах) и расходах в следующем порядке:

а) установленные на очередной период регулирования цены (тарифы) для соответствующей категории потребителей - если цены (тарифы) на соответствующие товары (услуги) подлежат государственному регулированию;

б) цены, установленные в договорах, заключенных в результате проведения торгов;

в) прогнозные показатели и основные параметры, определённые в прогнозе социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период, одобренном Правительством Российской Федерации (базовый вариант). На период до одобрения Правительством Российской Федерации прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период используются прогнозные показатели и основные параметры, определённые в базовом варианте одобренных Правительством Российской Федерации сценарных условий функционирования экономики Российской Федерации и основных параметров прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период, в том числе:

прогноз индекса потребительских цен (в среднем за год к предыдущему году);цены на природный газ;

предельные темпы роста тарифов и динамика цен (тарифов) на товары (услуги) субъектов естественных монополий и услуги жилищно-коммунального комплекса (в среднем за год к предыдущему году) для соответствующей категории потребителей;

динамика цен (тарифов) на товары (услуги) (в среднем за год к предыдущему году).

В соответствии с пунктом 29 Правил № 1075 и пунктом 16 Регламента экспертное заключение органа регулирования помимо общих мотивированных выводов и рекомендаций должно содержать:

а) анализ экономической обоснованности расходов по статьям затрат и обоснование объёмов полезного отпуска тепловой энергии (мощности);

б) анализ экономической обоснованности величины прибыли, необходимой для эффективного функционирования регулируемых организаций;

в) сравнительный анализ динамики расходов и величины необходимой прибыли по отношению к предыдущему периоду регулирования.

Согласно пункту 15 Основ ценообразования № 1075 долгосрочные тарифы устанавливаются на срок более 1 финансового года с учётом особенностей, предусмотренных Основами ценообразования. Тарифы на тепловую энергию (мощность), тарифы на теплоноситель, поставляемый теплоснабжающими организациями потребителям и другим теплоснабжающим организациям, тарифы на услуги по передаче тепловой энергии и теплоносителя, а также тарифы на горячую воду, поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям и другим теплоснабжающим организациям с использованием открытых систем теплоснабжения (горячего водоснабжения), устанавливаются с календарной разбивкой по полугодиям исходя из непревышения величины указанных тарифов в первом полугодии очередного расчетного годового периода регулирования над величиной соответствующих тарифов во втором полугодии предшествующего годового периода регулирования по состоянию на 31 декабря.

В соответствии с пунктом 30 Правил № 1075, пунктом 19 Регламента решение об установлении цен (тарифов) принимается органом регулирования по итогам заседания правления (коллегии) органа регулирования не позднее 20 декабря года, предшествующего периоду регулирования, на который устанавливаются цены (тарифы), если иное не предусмотрено пунктом 30 Правил № 1075.

Суд установил, что 28 апреля 2015 года МУП «Тепловые сети» г. Новочеркасска обратилось в РСТ с заявлением об открытии дела об установлении тарифа на тепловую энергию, поставляемую МУП «Тепловые сети» потребителям мкр. Октябрьский г. Новочеркасска, на 2016 – 2018 годы с приложением обосновывающих документов.

Рассмотрев представленные документы, РСТ 15 мая 2015 года открыла дело № ... об установлении тарифов тепловую энергию, поставляемую МУП «Тепловые сети» потребителям, другим теплоснабжающим организациям мкр. Октябрьский города Новочеркасска на 2016-2018 годы и выборе метода регулирования. Извещением (исх. РСТ от 15 мая 2015 года № ...) заявитель был уведомлен об открытии дела.

В соответствии с пунктом 28 Правил № 1075 и пунктом 15 Регламента уполномоченным по делу № ... была проведена экспертиза предложения МУП «Тепловые сети» об установлении тарифов на тепловую энергию и подготовлено экспертное заключение.

Согласно протоколу от 13 ноября 2015 года № 64, на заседании правления РСТ принято постановление от 13 ноября 2015 года № 64/15 «Об установлении тарифов на тепловую энергию, поставляемую МУП «Тепловые сети» потребителям, другим теплоснабжающим организациям мкр. Октябрьский города Новочеркасска, на 2016 - 2018 годы», в соответствии с которым одноставочный тариф для потребителей на 1 полугодие 2016 года составил 2417,11 руб./Гкал, на 2 полугодие 2016 года –2501,26 руб./Гкал, на 1 полугодие 2017 года –2501,26 руб./Гкал, на 2 полугодие 2017 года –2606,91 руб./Гкал, на 1 полугодие 2018 года –2606,91 руб./Гкал, на 2 полугодие 2018 года – 2704,53 руб./Гкал.

При расчёте тарифов на тепловую энергию РСТ применён метод индексации установленных тарифов.

Согласно пункту 52 Основ ценообразования орган регулирования ежегодно в течение долгосрочного периода регулирования осуществляет корректировку долгосрочного тарифа, ранее установленного на год, следующий за текущим годом, в соответствии с методическими указаниями с учётом отклонения значений параметров регулирования деятельности регулируемой организации за истекший период регулирования от значений таких параметров, учтённых при расчёте долгосрочных тарифов, за исключением долгосрочных параметров регулирования.

Корректировка долгосрочных тарифов, установленных постановлением РСТ от 13 ноября 2015 года № 64/15 «Об установлении тарифов на тепловую энергию, поставляемую МУП «Тепловые сети» потребителям, другим теплоснабжающим организациям мкр. Октябрьский города Новочеркасска, на 2016 - 2018 годы» на 2017 год не осуществлялась, поскольку МУП «Тепловые сети» прекратило оказывать услуги по поставке тепловой энергии потребителям, другим теплоснабжающим организациям мкр. Октябрьский города Новочеркасска.

Постановлением РСТ от 28 декабря 2016 года № 78/3 «Об установлении тарифов на тепловую энергию, поставляемую АО «ГТЭнерго» потребителям, другим теплоснабжающим организациям мкр. Октябрьский города Новочеркасска, на 2017 год» установлены тарифы на тепловую энергию, поставляемую АО «ГТЭнерго» потребителям, другим теплоснабжающим организациям мкр. Октябрьский города Новочеркасска, на 2017 год.

Административный истец полагает необоснованным исключение и снижение РСТ уровня затрат по трём статьям расходов.

Оценив доводы сторон по существу заявленных требований, суд приходит к следующим выводам.

Из материалов дела следует, что МУП «Тепловые сети» г. Новочеркасска осуществляет пять регулируемых видов деятельности:

- реализация тепловой энергии (теплоноситель – вода) потребителям г. Новочеркасска;

- реализация тепловой энергии (теплоноситель – отборный пар);

- реализация тепловой энергии для потребителей мкр. Октябрьский;

- реализация тепловой энергии, поставляемой от котельных ФГБОУ ВПО ЮРГПУ (НПИ) им. М.И. Платова;

- реализация горячей воды, поставляемой в закрытой системе теплоснабжения.

В связи с этим регулируемая организация должна вести раздельный учёт затрат относительно осуществляемых видов деятельности и представить в РСТ копии форм бухгалтерской и статистической отчетности, подтверждающих ведение раздельного учёта.

По статье «Расходы на ремонт основных средств» МУП «Тепловые сети» было заявлено в тариф на 2016 год 10592,5 тыс. руб.

Согласно пункту 41 Основ ценообразования № 1075 при определении расходов на проведение ремонтных работ используются расчётные цены и обоснованные мероприятия по проведению ремонтных работ на производственных объектах, принадлежащих ей на праве собственности или на ином законном основании.

Для обоснования расходов организацией в РСТ были представлены следующие материалы:

- план капитального ремонта ЦТП «Молодёжная, 68» на 2016 год, утвержденный исполнительным директором, в котором затраты на капитальный ремонт составляют всего 10592,46 тыс. руб., при этом указано, что сметная стоимость работ увеличена на коэффициент 1,3;

- пояснительная записка к плану капитального ремонта ЦТП «Молодёжная,68» на 2016 год;

Всего плановые затраты составили 10592,46 тыс. руб.

Кроме того, МУП «Тепловые сети» были представлены: - дефектные ведомости, содержащие подписи без указания даты составления, фамилии и должности лиц, которые составили и проверили дефектную ведомость;

- сметы на ремонт, содержащие подписи без указания даты составления сметы и должности лиц, ответственных за составление.

По результатам экспертизы РСТ расходы на 2016 год признаны необоснованными в заявленном размере по следующим основаниям: планируемые затраты не подтверждены документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации; не представлены цены, установленные в договорах, заключенных в результате проведения торгов; не представлена конкурсная документация, предусмотренная п.16 Правил регулирования № 1075; не представлены копии договоров на выполнение ремонтных работ подрядным способом на период регулирования (2016 год); не представлены обоснованные мероприятия по проведению ремонтных работ на производственных объектах в соответствии с п. 41 Основ ценообразования № 1075;все виды капитального ремонта планируется выполнить подрядным способом, при наличии на предприятии численности персонала для выполнения капитального ремонта хозспособом.

На основании вышеизложенного расходы по статье «Расходы на ремонт основных средств» определены в размере 0 тыс. руб., принимая во внимание, отсутствие обосновывающих материалов на 2016 год (согласно пояснительной записке работы по капитальному ремонту входят в план закупок на 2016 год, и договоры на выполнение работ будут заключены после проведения закупок по запросу предложений. План закупок и заключённые договоры на 2016 год в материалах тарифного дела отсутствуют), также отсутствуют материалы, подтверждающие величину понесённых расходов по факту 2014 года (21,8 тыс. руб.).

Таким образом, заявленные МУП «Тепловые сети» г. Новочеркасска требования по включению затрат по статье «Расходы на ремонт основных средств» в сумме 10592,5 тыс. руб. признаны РСТ необоснованными.

По статье «Расходы на покупку тепловой энергии» организацией запланировано 78652, 66 руб. (покупная тепловая энергия от МУП «Тепловые сети» (теплоноситель – отборный пар).

Пунктом 38 Основ ценообразования № 1075 определено, что расходы на приобретаемые энергетические ресурсы (электрическую энергию, тепловую энергию) определяются как сумма произведений расчётных объемов приобретаемых энергетических ресурсов, включающих потери при производстве и передаче тепловой энергии, на соответствующие плановые (расчётные) цены.

В материалах дела отсутствует раздельный учёт расходов на электроэнергию и объемов электроэнергии по каждому из пяти регулируемых видов деятельности.

По результатам экспертизы РСТ расходы на 2016 год признаны необоснованными в заявленном размере по следующим основаниям: объем покупной тепловой энергии на 2016 год не обоснован, величина планируемых на 2016 год потерь тепловой энергии рассчитана не в соответствии с приказом Минэнерго России от 30 декабря 2008 года № 323 «Об утверждении порядка определения нормативов удельного расхода топлива при производстве электрической и тепловой энергии» и не утверждена РСТ в установленном порядке; заявленная ТСО цена покупной тепловой энергии 1902,58 руб./Гкал экономически не обоснована.

Экономически обоснованными признаны расходы на покупную тепловую энергию в 2016 году от МУП «Тепловые сети» (теплоноситель – отборный пар) в сумме 61210,29 тыс. руб., определённой исходя из планируемого объёма приобретения тепловой энергии в размере 34,29 тыс. Гкал (на уровне величины полезного отпуска, учтенного в тарифном решении на 2015 год) и прогнозной цены в размере 1785,08 руб./Гкал.

Заявленные МУП «Тепловые сети» г. Новочеркасска требования по включению затрат по статье «Расходы на покупку тепловой энергии» в сумме 78652,66 тыс.руб. признаны необоснованными.

Расходы на холодную воду заявлены в тариф на 2016 год в размере 564, 25 тыс. руб.

Согласно пункту 38 Основ ценообразования № 1075 расходы на холодную воду определяются как сумма произведений расчетных объёмов холодной воды, включающих потери при производстве и передаче тепловой энергии, на соответствующие плановые (расчётные) цены.

Формула расчёта расходов на приобретение холодной воды приведена в пункте 27 Методических указаний.

Для обоснования затрат по данной статье организацией представлены:

- расчёт расходов на приобретение холодной воды и теплоносителя на производство тепловой энергии на 2016 год;

- расчёт стоимости воды и стоков на технологические цели по МУП «Тепловые сети» г. Новочеркасска на 2016 год;

- копия договора на поставку воды и приём сточных вод, заключённый с Муниципальным унитарным предприятием «Горводоканал», от 21 февраля 2005 года №83;

- копии счетов-фактур МУП «Горводоканал» за январь-декабрь 2014 года;

- сводные ведомости планового потребления воды, стоков на 1-4 кварталы 2016 года, в целом за 2016 год;

При этом материалах дела также отсутствует раздельный учёт расходов на холодную воду и объёмов холодной воды по регулируемым видам деятельности.

По результатам экспертизы РСТ расходы на 2016 год признаны необоснованными в заявленном размере по следующим основаниям: отсутствуют расчёты количества воды, необходимой для производства и передачи тепловой энергии на планируемый период, выполненные в соответствии с положениями «Методики определения потребности в топливе, электрической энергии и воде при производстве и передаче тепловой энергии и теплоносителей в системах коммунального теплоснабжения», утверждённой Госстроем России 12 августа 2003года, и подтверждённые технической документацией ТСО; отсутствуют договорные объёмы поставки воды в договоре № 83 от 21 февраля 2005года на поставку воды и приём сточных вод по точкам подключения и в разрезе регулируемых видов деятельности; отсутствуют документы, подтверждающие величину понесённых предприятием затрат по факту 2014 года (1,14 тыс. руб.) по виду деятельности - производство и передача тепловой энергии для потребителей мкр. Октябрьский.

В связи с изложенным заявленные расходы на холодную воду в сумме 564,25 тыс. руб. и объём потребления холодной воды 14,52 тыс. м3 признаны экономически необоснованными.

В административном исковом заявлении также ставится вопрос о необоснованном исключении РСТ выпадающих доходов (списанной задолженности) в размере 774, 85 тыс. руб.

Пунктом 12 Методических указаний определено, что в случае если по итогам расчетного периода регулирования на основании данных статистической и бухгалтерской отчетности подтверждаются выпадающие доходы по регулируемым видам деятельности, связанные с превышением учтенного при установлении тарифов объема полезного отпуска над фактическим, то средства на компенсацию таких выпадающих доходов учитываются органом регулирования при установлении регулируемых цен (тарифов) начиная с периода, следующего за периодом, в котором указанные выпадающие доходы были документально подтверждены на основании годовой бухгалтерской и статистической отчетности.

В случае, если регулируемая организация в течение расчетного периода регулирования понесла экономически обоснованные расходы, не учтенные органом регулирования при установлении для нее регулируемых цен (тарифов), в том числе расходы, связанные с незапланированным органом регулирования при установлении тарифов ростом цен на продукцию, потребляемую в течение расчетного периода регулирования, то такие расходы учитываются при установлении регулируемых цен (тарифов) для такой регулируемой организации начиная с периода, следующего за периодом, в котором указанные расходы были документально подтверждены на основании годовой бухгалтерской и статистической отчетности.

Исследованными судом доказательствами подтверждается, что в предложениях организации об установлении цен (тарифов) на тепловую энергию на 2016-2018 годы, представленных в РСТ, не были заявлены выпадающие доходы и экономически обоснованные расходы, на которые указывает МУП «Тепловые сети» г. Новочеркасска в административном исковом заявлении.

Представители РСТ в судебном заседании пояснили, что заявленные расходы по статье «Выпадающие доходы» являются необоснованными по следующим основаниям: указанные выпадающие доходы в сумме 774,85 тыс. руб. не заявлены на 2016 - 2018 гг. в орган регулирования, не выполнен обоснованный расчёт регулируемого тарифа на тепловую энергию; отсутствует экономическое обоснование и документальное подтверждение данных расходов; в материалах дела отсутствует раздельный учет расходов по пяти регулируемым видам деятельности.

По мнению суда, выводы РСТ являются правомерными, расчёт затрат по вышеуказанным статьям расходов произведён в соответствии с нормативными правовыми актами в сфере государственного регулирования тарифов на тепловую энергию.

Экспертное заключение по своему содержанию отвечает требованиям пункта 29 Правил регулирования тарифов и содержит предусмотренные пунктом 32 этих Правил сведения об основных плановых (расчётных) показателях на расчётный период регулирования, отражённые в протоколе заседания правления РСТ.

В силу пункта 50 Основ по итогам расчетного периода регулирования орган регулирования исключает из необходимой валовой выручки регулируемой организации, используемой при установлении тарифов на следующий период регулирования, произведённые регулируемой организацией в течение расчётного периода за счёт поступлений от регулируемой деятельности необоснованные расходы, выявленные на основании анализа представленных регулируемой организацией бухгалтерской и статистической отчетности (в том числе первичных документов бухгалтерского учета, раскрывающих порядок ведения раздельного учета доходов и расходов по регулируемым и нерегулируемым видам деятельности), а также договоров, актов выполненных работ и платёжных документов, подтверждающих факт понесения расходов по этим договорам.

Орган регулирования отказывает регулируемой организации во включении в цены (тарифы) отдельных расходов, предложенных регулируемой организацией, только в случае экономической необоснованности таких расходов в соответствии с Основами ценообразования и методическими указаниями (пункт 33 Правил регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения).

Как следует из материалов дела, по результатам анализа представленных МУП «Тепловые сети» документов, с учетом подготовленного экспертного заключения, заявленная организацией величина необходимой валовой выручки на 2016 год была скорректирована до 70 436, 33 тыс. руб.

Проанализировав представленные документы, суд приходит к выводу о том, что корректировка необходимой валовой выручки в сторону уменьшения произошла в результате отсутствия экономической обоснованности ряда заявленных расходов.

Доводы представителя административного истца о предоставлении организацией в РСТ всего перечня документов, необходимых для рассмотрения дела о тарифах в сфере теплоснабжения, а также дополнительно запрошенных сведений, опровергаются исследованными судом материалами тарифного дела.

Согласно пункту 16 Правил к заявлению об установлении цен (тарифов) прилагаются следующие документы и материалы: копии бухгалтерской и статистической отчётности за предшествующий расчетный период регулирования и на последнюю отчётную дату, расчёт полезного отпуска тепловой энергии (мощности), теплоносителя с дифференциацией по видам с обоснованием размера расхода тепловой энергии, теплоносителя, горячей воды на передачу (потери) по сетям, в том числе объёма поставки тепловой энергии (мощности), теплоносителя согласно заключённым в соответствии с Законом о теплоснабжении договорам по ценам, определённым соглашением сторон и др.

Таким образом, обязательным условием для учёта органом регулирования при установлении регулируемых цен (тарифов) статей расходов, заявленных организацией, является доказанная заявителем обоснованность и документальное подтверждение таких расходов на основании годовой бухгалтерской и статистической отчетности.

В данном случае документы, обосновывающие доводы административного истца, представлены не в полном объёме и не подтверждают указанные статьи расходов.

Исследованными судом доказательствами подтверждается, что обязательный раздельный учёт в сфере теплоснабжения объёма производства тепловой энергии, теплоносителя, доходов и расходов, связанных с производством, передачей и со сбытом тепловой энергии, теплоносителя МУП «Тепловые сети» г. Новочеркасска не осуществляет.

Из материалов дела также следует, что 24 декабря 2015 года МУП «Тепловые сети» было подано заявление в Федеральную антимонопольную службу России о разногласиях с РСТ при принятии постановления от 13 ноября 2015 года № 64/15 «Об установлении тарифов на тепловую энергию, поставляемую муниципальным унитарным предприятием «Тепловые сети» г. Новочеркасска потребителям, другим теплоснабжающим организациям мкр. Октябрьский города Новочеркасска, на 2016-2018 годы» в части учтённых в расчёте тарифов расходов на капитальный ремонт, покупку тепловой энергии, расходов по холодной воде и выпадающим доходам, которые являются предметом оспаривания по настоящему административному делу,

По результатам рассмотрения в соответствии с Правилами рассмотрения разногласий, возникающих между органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, органами местного самоуправления поселений, городских округов, организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности, и потребителями, утверждёнными постановлением Правительства РФ от 5 ноября 2003 года № 674, приказом от 19 декабря 2016 года № 1797/16 ФАС России в удовлетворении заявленных требований МУП «Тепловые сети» г. Новочеркасска отказала.

При таких обстоятельствах суд полагает, что постановление РСТ от 13 ноября 2015 года № 64/15 «Об установлении тарифов на тепловую энергию, поставляемую муниципальным унитарным предприятием «Тепловые сети» г. Новочеркасска потребителям, другим теплоснабжающим организациям мкр. Октябрьский города Новочеркасска, на 2016-2018 годы» в оспариваемой части не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, не нарушает права и законные интересы истца, оспариваемые заявителем тарифы в настоящее время не применяются, в связи с чем оснований для признания постановления недействующим в указанной части у суда не имеется.

Поскольку в соответствии с частью 4 статьи 216 КАС РФ возложение обязанности принять новый нормативный правовой акт в случае выявления недостаточной правовой урегулированности административных и иных публичных правоотношений, которая может повлечь за собой нарушение прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, является следствием признания нормативного правового акта не действующим полностью или в части, то при отказе в удовлетворении заявленных требований основания для его применения отсутствуют.

При таких обстоятельствах административное исковое заявление удовлетворению не подлежит.

Руководствуясь статьями 175 - 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении административного искового заявления муниципального унитарного предприятия «Тепловые сети» г. Новочеркасска о признании недействующим в части постановления Региональной службы по тарифам Ростовской области от 13 ноября 2015 года № 64/15 «Об установлении тарифов на тепловую энергию, поставляемую муниципальным унитарным предприятием «Тепловые сети» г. Новочеркасска потребителям, другим теплоснабжающим организациям мкр. Октябрьский города Новочеркасска, на 2016 - 2018 годы», возложении обязанности принять новый нормативный правовой акт отказать.

Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации через Ростовский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья Е.А. Чайка

Решение в окончательной форме принято 27 марта 2017 года.