ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-287/2021 от 07.06.2021 Ленинградского областного суда (Ленинградская область)

Дело № 3а-287/2021

УИД 47OS0000-01-2021-000130-94

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Санкт-Петербург 07 июня 2021 года

Ленинградский областной суд в составе:

председательствующего судьи Павловой О.Н.,

при секретаре Кузнецове А.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению закрытого акционерного общества «ИКС 5 Недвижимость» (далее также – ЗАО «ИКС 5 Недвижимость») к Правительству Ленинградской области, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ленинградской области, филиалу федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Ленинградской области об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере рыночной стоимости,

установил:

ЗАО «ИКС 5 Недвижимость» обратилось в Ленинградский областной суд с административным исковым заявлением, в котором просит установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, в размере <данные изъяты> руб. по состоянию на 17.07.2020. В обоснование требований административного иска указано, что административный истец является собственником указанного земельного участка. В соответствии с выпиской из ЕГРН кадастровая стоимость спорного земельного участка составляет <данные изъяты> руб. Согласно отчету об оценке итоговая величина рыночной стоимости объекта оценки по состоянию на 17.07.2020 составляет <данные изъяты> руб. Завышенный размер кадастровой стоимости объекта недвижимости по отношении к его реальной рыночной стоимости влечет за собой увеличение в несколько раз налоговой базы по земельному налогу для ЗАО «ИКС 5 Недвижимость», в связи с чем нарушаются права административного истца как налогоплательщика.

Представитель административного истца ФИО1 в судебное заседание явилась, административные исковые требования поддержала в полном объеме.

Представитель административного ответчика Правительства Ленинградской области ФИО2 в судебное заседание явилась, вопрос о возможности удовлетворения исковых требований об установлении кадастровой стоимости в размере рыночной оставила на усмотрение суда; дополнительно сослалась на замечания относительно представленного отчета об оценке.

Представители административных ответчиков Управления Росреестра по Ленинградской области, филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Ленинградской области в судебное заседание не явились, о слушании дела извещены надлежащим образом. Заявлений о рассмотрении дела в свое отсутствие или отложении слушания дела, а также сведений об уважительности причин неявки или доказательств в опровержение заявленных исковых требований от административных ответчиков в суд не поступало.

Определив рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, выслушав объяснения присутствующих представителей административного истца и административного ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ст. 65 Земельного кодекса РФ использование земли в Российской Федерации является платным. Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.

Как указано в ст. 66 Земельного кодекса РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. При этом в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.

Согласно ст.1 Федерального закона от 03.07.2016 № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие при проведении государственной кадастровой оценки на территории Российской Федерации.

В ст.24 Федерального закона от 03.07.2016 № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» указано, что государственная кадастровая оценка, проведение которой начато до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, и оспаривание результатов такой государственной кадастровой оценки проводятся в соответствии с Федеральным законом от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее также - Закон об оценочной деятельности)

В соответствии со ст. 24.18 Закона об оценочной деятельности результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости. Одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

Исходя из положений ст.24.19 Закона об оценочной деятельности, при осуществлении государственного кадастрового учета ранее не учтенных объектов недвижимости, включения в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости или внесения в государственный кадастр недвижимости соответствующих сведений при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости, орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, осуществляет определение кадастровой стоимости объектов недвижимости в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности. Датой определения кадастровой стоимости объекта недвижимости в случаях, предусмотренных настоящей статьей, является дата внесения сведений о нем в государственный кадастр недвижимости, повлекшего за собой необходимость определения кадастровой стоимости в соответствии с настоящей статьей.

Как указано в ст.24.20 Закона об оценочной деятельности, в случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном статьей 24.18 настоящего Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания. Сведения об изменении кадастровой стоимости на основании решения комиссии или суда, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости в соответствии с пунктом 11 части 2 статьи 7 Федерального закона от 24.07.2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости».

Судом установлено, что административный истец является собственником земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, площадью 159 500 +/- 140 кв.м, категория земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, вид разрешенного использования: размещение объектов производства пищевых продуктов, включая напитки и табак; размещение складов не выше IV-V классов опасности; размещение объектов делового и финансового назначения (офисов, представительств и т.п.); размещение предприятий общественного питания; размещение объектов инженерно-технического обеспечения; размещение предприятий автосервиса; размещения стоянок автотранспорта.

Согласно выписке из ЕГРН кадастровая стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером составляет <данные изъяты> руб. Дата, по состоянию на которую определена кадастровая стоимость (дата определения кадастровой стоимости) – 17.07.2020. Дата утверждения кадастровой стоимости в ЕГРН сведения отсутствуют.

Кадастровая стоимость спорного земельного участка не соответствует рыночной стоимости, что подтверждается отчетом об оценке от 23.12.2020 ООО «Джи Би Эй», составленным оценщиком ФИО4, являющейся членом Ассоциации «Русское общество оценщиков».

В представленном административным истцом отчете об оценке указано, что по состоянию на 17.07.2020 рыночная стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером составляет <данные изъяты> руб.

Оценивая представленный административным истцом отчет об оценке, суд приходит к выводу о том, что отчет соответствует требованиям статей 1, 11, 20 Закона об оценочной деятельности, не вызывает сомнений в достоверности, подготовлен лицами, отвечающим требованиям законодательства об оценочной деятельности, и признается допустимым доказательством. Отчет содержит подробное описание исследования, основан на Федеральных стандартах оценки «Общие понятия оценки, подходы и требования к проведению оценки (ФСО № 1)», утвержден Приказом Минэкономразвития РФ от 20.05.2015 №297), «Цель оценки и виды стоимости (ФСО № 2»), утвержден приказом Минэкономразвития РФ от 20.05.2015 № 298), «Требования к отчету об оценке (ФСО № 3)», утвержден приказом Минэкономразвития РФ от 20.05.2015 №299), «Оценка недвижимости (ФСО №7)», утвержден приказом Минэкономразвития РФ от 25.09.2014 № 611).

В отчете проведен анализ рынка и диапазон значений ценообразующих факторов, дано описание объекту оценки, изложены принятые допущения и ограничительные условия. В отчёте указаны используемые стандарты оценки, цели и задачи проведения оценки, иные необходимые сведения, которые могут быть признаны достаточными, выводы отчёта мотивированы, изложены ясно, не допускают неоднозначного их толкования и не содержат противоречий.

Учитывая, что доказательств, опровергающих приведенную величину рыночной стоимости объекта недвижимости, и сведений о его рыночной стоимости в ином размере административными ответчиками не представлено, суд находит требования административного истца об установлении в отношении объекта недвижимости кадастровой стоимости, равной его рыночной стоимости, обоснованными и подлежащими удовлетворению.

В соответствии с Федеральным законом от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» сведения об изменении кадастровой стоимости на основании решения комиссии или суда, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, подлежат внесению в Единый государственный реестр недвижимости.

Согласно ст. 13 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» внесение сведений в Единый государственный реестр недвижимости осуществляется органом регистрации прав.

Ввиду того, что сведения о дате подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости и применяются для целей налогообложения и иных установленных законодательством целей, в резолютивной части решения указывается дата подачи соответствующего заявления.

Датой подачи заявления юридическим лицом считается дата обращения в Комиссию, если имело место обращение этого лица в Комиссию (абз.5 ст. 24.20 Федерального закона № 135-ФЗ).

Как видно из материалов дела, административный истец обратился в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, поэтому датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости названного объекта следует считать дату обращения – 28.12.2020.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 248, 249 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд

решил:

административное исковое заявление закрытого акционерного общества «ИКС 5 Недвижимость» – удовлетворить.

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, площадью 159 500 +/- 140 кв.м, категория земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, виды разрешенного использования: размещение объектов производства пищевых продуктов, включая напитки и табак; размещение складов не выше IV-V классов опасности; размещение объектов делового и финансового назначения (офисов, представительств и т.п.); размещение предприятий общественного питания; размещение объектов инженерно-технического обеспечения; размещение предприятий автосервиса; размещение стоянок автотранспорта, в размере его рыночной стоимости равном <данные изъяты> рублей по состоянию на 17 июля 2020 года.

Датой подачи заявления закрытым акционерным обществом «ИКС 5 Недвижимость» о пересмотре кадастровой стоимости названного земельного участка считать 28 декабря 2020 года.

Решение может быть обжаловано во Второй апелляционный суд общей юрисдикции в течение одного месяца со дня его изготовления в окончательной форме.

Судья О.Н. Павлова

В окончательной форме решение изготовлено 18 июня 2021 года