ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-287/2022 от 04.08.2022 Тульского областного суда (Тульская область)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

04 августа 2022 года город Тула

Тульский областной суд в составе:

председательствующего Семеновой Т.Е.,

с участием прокурора Лазукиной О.Г.,

при секретарях Кузнецовой Н.А., Головиновой О.О.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3а-287/2022 по административному исковому заявлению ООО «Солерс» о признании недействующим в части постановление Комитета Тульской области по тарифам от 23.12.2021 №53/2 «Об утверждении отдельных тарифов (иных показателей) на регулируемые виды деятельности для организаций, оказывающих услуги по передаче электрической энергии на территории Тульской области».

у с т а н о в и л:

ООО «Солерс» осуществляет регулируемую деятельность по передаче и распределению электрической энергии.

23.12.2021 комитетом Тульской области по тарифам (далее также - Комитет) было принято постановление №53/2 «Об утверждении отдельных тарифов (иных показателей) на регулируемые виды деятельности для организаций, оказывающих услуги по передаче электрической энергии на территории Тульской области».

Данным постановлением установлены, в частности, размер необходимой валовой выручки для ООО «Солерс» на 2022 – 2026 годы включительно (пункт 21 приложения №5):

2022 – 11506.45 тыс. руб.,

2023 – 9706.19 тыс. руб.,

2024 – 9925.95 тыс. руб.,

2025 -10152,22 тыс. руб.,

2026 – 10385.21 тыс. руб.,

а также двухставочный и одноставочный тарифы на 1 – е и 2 –е полугодия 2022-2026 годов (пункт 21 столбцы 4, 6, 7, 9 приложения №6):

2022 – ставка на содержание электрических сетей – 117942.19 тыс.руб./МВт мес. (1-е полугодие), 117942.39 тыс.руб./МВт мес (2-е полугодие); одноставочный тариф – 1.11527 тыс. руб./кВт.ч. (1-е полугодие), 1.13286 тыс. руб./кВт.ч. (2-е полугодие);

2023 – ставка на содержание электрических сетей – 99 489.40 тыс.руб./МВт мес. (1-е полугодие), 99 489.40 тыс.руб./МВт мес (2-е полугодие); одноставочный тариф – 1.06487 тыс. руб./кВт.ч. (1-е полугодие), 1.06487 тыс. руб./кВт.ч. (2-е полугодие);

2024 – ставка на содержание электрических сетей – 101 742 тыс.руб./МВт мес. (1-е полугодие), 101 742тыс.руб./МВт мес (2-е полугодие); одноставочный тариф – 1.09972 тыс. руб./кВт.ч. (1-е полугодие), 1.09972 тыс. руб./кВт.ч. (2-е полугодие);

2025 – ставка на содержание электрических сетей – 10 061.30 тыс.руб./МВт мес. (1-е полугодие), 104 061.30 тыс.руб./МВт мес (2-е полугодие); одноставочный тариф – 1.13586 тыс. руб./кВт.ч. (1-е полугодие), 1.13586 тыс. руб./кВт.ч. (2-е полугодие);

ставка на содержание электрических сетей – 106449,47 тыс.руб./МВт мес. (1-е полугодие), 106449,47 тыс.руб./МВт мес (2-е полугодие); одноставочный тариф – 1.17333 тыс. руб./кВт.ч. (1-е полугодие), 1.17333 тыс. руб./кВт.ч. (2-е полугодие).

Документ опубликован в Сборнике правовых актов Тульской области и иной официальной информации http://npatula.ru, 27.12.2021, а также на официальном интернет-портале правовой информации http://pravo.gov.ru, 28.12.2021.

Впоследствии в приказ вносились изменения (последняя редакция от 21.05.2021), в результате которых, в частности, вышеуказанные пункты 21 Приложения №5 и №6 приобрели номер 20.

ООО «Солерс» обратилось в Тульский областной суд с административным исковым заявлением к комитету Тульской области по тарифам (с учетом последующего уточнения заявленных требований) о признании недействующим вышеназванного постановления в части изложенных выше пункта 20 приложения №5 и пункта 20, столбцы 4, 6, 7, 9, приложения №6 в части установления ставки на содержание электрических сетей двухставочного тарифа на 1-е и 2-е полугодия и одноставочного тарифа 1-е и 2-е полугодия на долгосрочный период регулирования. Полагало, что нормативно-правовой акт противоречит требованиям ст. 28 Федерального закона «Об электроэнергетике» от 26.03.2003 №35-ФЗ (далее – Закон об электроэнергетике), Правилам государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике (далее – Правила регулирования цен), Основам ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике (утв. Постановлением Правительства РФ от 29.12.2011 №1178) (далее – Основы ценообразования), Методическим указаниям по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии (утв.приказом ФТС России от 17.02.2012 №98-Э) (далее – Методические указания №98-э).

Административный истец указал, что расходы на техническое облуживание объектов электросетевого хозяйства ООО «Солерс» ни в тарифы, ни в НВВ включены не были, что не позволит Обществу обеспечить надежность и безопасность объектов электросетевого хозяйства и бесперебойную передачу электроэнергии потребителям. Тогда как согласно п.1.6.1 Правил технической эксплуатации электрических станций и сетей РФ (зарег.Минюстом России 20.06.2003, №4799), на каждом электрообъекте должно быть организовано техническое обслуживание объектов сетевого хозяйства.

Кроме того, Комитетом необоснованно занижена численность персонала ООО «Солерс», и взят фонд оплаты труда на 2021 год с учетом ИПЦ, не принято при этом особое мнение ООО «Солерс» об определении численности персонала, исходя из фактической численности за последний период регулирования. Такой порядок установления численности персонала законодательством не предусмотрен.

Также Комитетом необоснованно не учтены расходы на ГСМ и аварийный запас.

В судебном заседании административный истец в лице его представителя по доверенности и ордеру адвоката Кривондеченковой М.Н. заявленные требования поддержала.

Представители административного ответчика - комитета Тульской области по тарифам по доверенностям Волкова А.А. и Панасенков А.А. в суде возражала против удовлетворения административного иска. Согласно позиции административного ответчика, выраженной в ходе производства по делу, оспариваемое административным истцом в части постановление принято Комитетом в пределах его компетенции, с соблюдением установленной процедуры, федеральному законодательству не противоречит.

Заинтересованное лицо – ПАО «Россети Центр и Приволжье» (до 2021 года - ПАО «МРСК Центра и Приволжья») представителя не направило, о дне, времени и месте проведения судебного заседания извещено, заявлений не поступало.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, допросив свидетелей, исследовав письменные доказательства по делу, заслушав заключение прокурора, полагавшей, что заявленные требования не подлежат удовлетворению, суд приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства РФ (КАС РФ) с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

Государственное регулирование цен в электроэнергетике осуществляется в соответствии с Законом об электроэнергетике, Основами ценообразования, Правилами регулирования цен, Методическими указаниями № 98-э, а также Методическими указаниями по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке (утв.Приказом ФСТ от 06.08.2004 № 20-э/2) (далее - Методические указания № 20-э/2).

Согласно Положению о комитете Тульской области по тарифам, утвержденному постановлением правительства Тульской области от 07.10.2011 № 17, комитет Тульской области по тарифам является органом исполнительной власти Тульской области в области государственного регулирования тарифов (цен).

Установленные приведенными выше правовыми нормами полномочия органа исполнительной власти Тульской области в области государственного регулирования тарифов реализованы путем принятия комитетом Тульской области по тарифам постановления №53/2 от 23.12.2021 «Об утверждении отдельных тарифов (иных показателей) на регулируемые виды деятельности для организаций, оказывающих услуги по передаче электрической энергии на территории Тульской области».

Данное постановление является нормативным правовым актом. Оно принято по результатам заседания Правления комитета Тульской области по тарифам от 23.12.2021 присутствующими на заседании членами данного коллегиального органа в соответствии с требованиями пункта 7.1 Положения о комитете Тульской области по тарифам, утвержденного постановлением правительства Тульской области от 07.10.2011 № 17, с соблюдением требований пункта 25, 30, 30(1) Правил регулирования цен.

Поименованное постановление официально опубликовано согласно пункту 2 постановления правительства Тульской области от 17.02.2014 № 61 «Об источниках официального опубликования нормативных правовых актов и иной официальной информации правительства Тульской области и органов исполнительной власти Тульской области».

Таким образом, оспариваемое административным истцом постановление принято компетентным органом в пределах предоставленных ему полномочий, с соблюдением порядка его принятия, правил введения в действие и опубликования, что административным истцом в ходе судебного разбирательства не оспаривалось.

Проверяя нормативный правовой акт на предмет соответствия его федеральному законодательству, суд исходит из следующего.

К основным принципам государственного регулирования и контроля в электроэнергетике относится достижение баланса экономических интересов поставщиков и потребителей электрической энергии (пункт 1 статьи 20 Закона об электроэнергетике), которому корреспондирует принцип обеспечения экономической обоснованности затрат коммерческих организаций на производство, передачу и сбыт электрической энергии (тарифов) (пункт 2 статьи 23 названного Закона).

Как установлено судом, 30.04.2021 ООО «Солерс» обратилось в комитет по тарифам Тульской области с тарифной заявкой об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям ООО «Солерс» на 2022 год долгосрочного периода регулирования 2022-2026, представив пакет документов и материалов для установления тарифов.

26.10.2021 в адрес ООО «Солерс» Комитетом был направлен запрос, в котором предлагалось в срок до 10.11.2021 предоставить дополнительные документы и информацию. 30.11.2021 ООО «Солерс» были представлены в Комитет дополнительные документы.

Пункт 4 статьи 23 Закона об электроэнергетике предусматривает, что государственное регулирование цен (тарифов) в электроэнергетике на срок не менее чем пять лет может осуществляться на основе долгосрочных параметров регулирования деятельности соответствующих организаций.

На основе долгосрочных параметров регулирования и планируемых значений параметров расчета тарифов, определяемых на долгосрочный период регулирования, регулирующие органы рассчитывают НВВ регулируемой организации на каждый год очередного долгосрочного периода регулирования (пункт 38 Основ ценообразования, пункт 8 Методических указаний № 98-э).

При регулировании тарифов на 2022-2026 годы на услугу по передаче электрической энергии, оказываемую ООО «Солерс» применен метод долгосрочной индексации необходимой валовой выручки.

Как усматривается из материалов дела, регулирующий орган на основании заявления Общества об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии рассмотрел представленные им материалы и установил тарифы методом экономически обоснованных затрат, приняв фактические расходы по статье «Вспомогательные материалы» в размере показателей раздельного учета доходов и расходов (форма 1.6 Приложения к приказу Минэнерго РФ от 13.12.2011 №585), а также не приняв заявленный обществом размер по статье «оплата труда», рассчитав его исходя из утвержденного фонда на 2021 год с учетом ИПЦ.

В обоснование расходов по статье «оплата труда» ООО «Солерс» были представлены:

- расчет расходов на оплату на оплату труда за 2020-2022 годы в форме таблиц №П1,16 МУ №20-3/2 (дополнительные материалы к письму от 30.11.2021);

- оборотно-сальдовая ведомость по счету 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» за 2020 год без корреспонденции со счетами себестоимости;

- показатели раздельного учета доходов и расходов – отчетность, содержащая данные раздельного учета доходов и расходов по видам деятельности, по формам согласно приложению №1 к приказу Минэнерго РФ от 13.12.2011 №585 «Об утверждении порядка ведения раздельного учета доходов и расходов субъектами естественных монополий в сфере услуг по передаче электрической энергии и оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике (дополнительные материалы к письму от 11.05.2021).

Согласно абз.18 п.2 Основ ценообразования подконтрольные расходы - расходы, связанные с производством и реализацией продукции (услуг) по регулируемым видам деятельности, за исключением расходов на финансирование капитальных вложений, расходов на амортизацию основных средств и нематериальных активов, расходов на возврат и обслуживание заемных средств, в том числе направленных на финансирование капитальных вложений, расходов, связанных с арендой имущества, используемого для осуществления регулируемой деятельности, лизинговых платежей, расходов на оплату услуг (продукции), оказываемых организациями, осуществляющими регулируемую деятельность, а также налогов и сборов, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, расходов на оплату нормативных потерь в сетях.

Оспариваемые расходы относятся к подконтрольным (пункт 12 главы III Методических указаний № 98-э).

Необходимая валовая выручка представляет собой экономически обоснованный объем финансовых средств, необходимых организации для осуществления регулируемой деятельности в течение расчетного периода регулирования (пункт 2 Основ ценообразования).

Пунктом 16 Основ ценообразования установлено, что определение состава расходов, включаемых в необходимую валовую выручку, и оценка их экономической обоснованности производятся в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами, регулирующими отношения в сфере бухгалтерского учета.

Регулирующий орган определяет НВВ, учитываемую при установлении тарифов, по результатам экспертизы предложений и обосновывающих материалов организаций, осуществляющих регулируемую деятельность (пункты 12, 20, 22, 23 Правил регулирования тарифов). При этом регулирующий орган принимает меры, направленные на исключение из расчетов экономически необоснованных расходов организаций, осуществляющих регулируемую деятельность (пункт 7 Основ ценообразования).

В соответствии с пунктом 26 Основ ценообразования при определении расходов на оплату труда, включаемых в необходимую валовую выручку, регулирующие органы определяют размер фонда оплаты труда с учетом отраслевых тарифных соглашений, заключенных соответствующими организациями, и фактического объема фонда оплаты труда и фактической численности работников в последнем расчетном периоде регулирования, а также с учетом прогнозного индекса потребительских цен.

В соответствии с пунктом 24 Правил регулирования тарифов в случае непредставления организациями, осуществляющими регулируемую деятельность, материалов, предусмотренных данными правилами, регулирующий орган рассматривает вопрос об установлении цен (тарифов) в отношении указанных организаций на основании результатов проверки их хозяйственной деятельности, а также исходя из имеющихся данных за предшествующие периоды регулирования, использованных в том числе для установления действующих цен (тарифов).

Подпунктом 8 пункта 17 Правил регулирования цен установлено что, к заявлениям, направленным в соответствии с пунктами 12, 14 и 16 данных Правил, организации, осуществляющие регулируемую деятельность, прилагают обосновывающие материалы: расчет расходов и НВВ от осуществления регулируемой деятельности с приложением экономического обоснования исходных данных (с указанием применяемых норм и нормативов расчета), разработанного в соответствии с методическими указаниями, утверждаемыми ФАС России.

Судом установлено, что ООО «Солерс» участником Отраслевого тарифного соглашения в электроэнергетике Российской Федерации на 2022 – 2024 годы, утвержденного Общероссийским отраслевым объединением работодателей электроэнергетики «Энергетическая работодательская ассоциация России», Общественной организацией «Всероссийский Электропрофсоюз» 20.04.2022, не является.

Комитет произвел расчет расходов на оплату труда, исходя из утвержденного фонда оплаты труда на 2021 год с учетом ИПЦ (1.043 – 2022 год к 2021 году), поскольку из представленных документов определить величину фактических расходов не представилось возможным.

Как видно из оборотно-сальдовой ведомости по счету 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» за 2020 год, в нем отражены операции по выплате заработной платы 15 работникам без указания должностей.

В таблице показателей раздельного учета доходов и расходов за 2020 год Общество указало общее количество работников по видам деятельности, отнеся всех заявленных работников к регулируемому виду деятельности (12 человек).

Учитывая наличие у ООО «Солерс» прочих видов деятельности, отсутствие штатного расписания, а также иных необходимых документов, подтверждающих расчет фактической заработной платы (оборотно-сальдовые ведомости по счетам 20, 26, 70 с указание заработной платы каждого работника, расчетные листки по заработной плате работников, статистическую отчетность по форме № П-4 «Сведения о численности и заработной плате»), выводы Комитета о непредставлении организацией материалов, предусмотренных данными Правилами, по указанной статье расходов, и возможности применения положений пункта 24 Правил регулирования тарифов, суд находит правильными.

В ходе судебного разбирательства также установлено, что на предыдущий период регулирования расходы на фонд оплаты труда для ООО «Солерс» определялись Комитетом в ходе рассмотрения тарифной заявки об установлении индивидуальных тарифов на услугу по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между филиалом «Тулэнерго» «МРСК Центра и Приволжья» и ООО «Солерс» на долгосрочный период регулирования 2017-2021 годы.

При этом решением Тульского областного суда от 23.06.2017 было отказано в удовлетворении административного иска ООО «Солерс» об оспаривании в части постановления Комитета от 27.12.2016 №51/1 «Об утверждении отдельных тарифов (иных показателей) на регулируемые виды деятельности для организаций, оказывающих услуги по передаче электрической энергии на территории Тульской области». Определением Верховного Суда РФ от 23.11.2017 указанное судебное решение оставлено без изменения.

Решением суда первой инстанции было установлено и подтверждено судом апелляционной инстанции, что Комитет рассчитал затраты на оплату труда на уровне утвержденной на 2016 год численности 8 человек и среднемесячной заработной платы на 1 работника <данные изъяты> При этом фактическая численность работников составила 6 человек. Расчет же нормативной численности на 2016 год был проверен Тульским областным судом при рассмотрении административного дела №3а-289/2016.

Вступившим в законную силу решением Тульского областного суда по указанному делу от 11.11.2016 было признано недействующим в части постановление Комитета от 02.06.2016 №18/1 «Об индивидуальных тарифах на услугу по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между филиалом «Тулэнерго» «МРСК Центра и Приволжья» и сетевой организацией Тульской области на 2016 год». Вместе с тем, судом был проверен и признан правомерным расчет расходов по указанной статье.

Согласно ч. 2 ст. 64 КАС РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу решением суда по ранее рассмотренному им гражданскому или административному делу либо по делу, рассмотренному ранее арбитражным судом, не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении судом другого административного дела, в котором участвуют лица, в отношении которых установлены эти обстоятельства, или лица, относящиеся к категории лиц, в отношении которой установлены эти обстоятельства.

Разногласия в части расходов на оплату труда обусловлены в данном случае несогласием административного истца с принятой Комитетом численностью персонала.

Между тем, использование Комитетом сведений о фактической численности персонала по данным за предшествующий период регулирования не противоречит пункту 26 Основ ценообразования.

Следует отметить, что экспертной комиссией с целью исключения необоснованных (превышающих нормативный уровень) расходов по указанной статье произведен расчет нормативной численности персонала для ООО «Солерс» (п.3.6.1) с учетом приказа Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 03.04.2000 №68 «Об утверждении Рекомендаций по нормированию труда работников энергетического хозяйства. Часть 3. Нормативы численности работников коммунальных электроэнергетических предприятий».

Доводы ООО «Солерс» о том, что Комитетом не учтена заявленная Обществом численность персонала, суд находит несостоятельными, так как они не опровергают экономическую обоснованность расчета органа регулирования, при этом организация не лишена возможности заявить к зачету в последующих периодах регулирования расходы, понесенные в связи с увеличением штатной численности при их экономическом обосновании.

Из документов, представленных Обществом в орган тарифного регулирования (сводный расчет необходимой валовой выручки, калькуляция затрат, связанных с оказанием услуги по передаче электрической энергии), видно, что по статье «Вспомогательные материалы» ООО «Солерс» на 2022 год было заявлено <данные изъяты>. В составе вспомогательных материалов были заявлены расходы на ГСМ – <данные изъяты>., а также расходы на аварийный запас – <данные изъяты>. (упомянуты в форме 1.6 Приложения к приказу Минэнерго РФ от 13.12.2011 №585).

В подтверждение данных расходов Общество представило:

показатели раздельного учета в форме 1.6 Приложения к приказу Минэнерго РФ от 13.12.2011 №585).

оборотно-сальдовую ведомость по счету 10.11 за 2020 год,

оборотно-сальдовую ведомость по счету 10.01 за 2020 год.

Комитетом по тарифам расходы по статье «Вспомогательные материалы» приняты в размере среднегодового значения расходов на материалы за период 2017-2020 годов (<данные изъяты> с учетом ИПЦ (<данные изъяты> году).

Отказывая принять расходы согласно заявке, орган тарифного регулирования сослался на отсутствие данных бухгалтерского учета, позволяющих сделать вывод о величине фактических расходов ООО «Солерс» по указанной статье.

Согласно п. 24 Основ ценообразования, расходы на сырье и материалы, используемые для производственных и хозяйственных нужд, рассчитываются на основании цен, определяемых в соответствии с пунктом 29 настоящего документа.

Действующее законодательство в сфере тарифного регулирования предусматривает последовательный порядок применения информации о ценах, и в случае невозможности использования источников информации, предусмотренных пунктом 29 Основ ценообразования, а также при отсутствии нормативов по отдельным статьям расходов - орган регулирования по правилам пункта 31 Основ ценообразования использует в расчетах экспертные оценки, основанные на отчетных данных, представляемых регулируемой организацией.

Необходимой валовой выручкой признается экономически обоснованный объем финансовых средств, необходимых организации для осуществления регулируемой деятельности в течение расчетного периода регулирования (пункт 2 Основ ценообразования).

Из совокупного анализа приведенных норм в их системном единстве следует, что в расчет устанавливаемых тарифов регулирующим органом подлежат включению обязательные в соответствии с требованиями действующего законодательства для регулируемой организации затраты, необходимые для осуществления регулируемой деятельности, а также иные документально подтвержденные расходы.

В силу пункта 17 Правил государственного регулирования цен обязанность предоставить органу регулирования обосновывающие материалы возложена на организации, осуществляющие регулируемую деятельность. Однако недостаточность и неоднозначность представленных материалов не может являться препятствием для расчета тарифа в экономически обоснованном размере, а также для реализации регулируемой организацией обязательных и необходимых для осуществления регулируемой деятельности мероприятий в очередном году и, соответственно, не освобождает тарифный орган от обязанности определить фактическое значение каждого из таких обязательных расходов от источников по перечню пункта 29 Основ ценообразования либо в соответствии с пунктом 31 Основ ценообразования.

Как установлено из материалов тарифного дела, показаний свидетелей ФИО1 (эксперта ГКУ ТО «Экспертиза») и ФИО2 (готовившей со стороны ООО «Солерс» документы для тарифной заявки), всего вспомогательные расходы были заявлены Обществом в составе ГСМ и аварийного запаса.

Пунктом 7 Правил организации технического обслуживания и ремонта объектов электроэнергетики, утвержденных Приказом Минэнерго России от 25.10.2017 № 1013 (далее - приказ Минэнерго №1013), предусмотрено техническое обслуживание оборудования, зданий и сооружений объектов электроэнергетики, которое состоит в выполнении комплекса технологических операций и организационных действий по поддержанию их работоспособности или исправности при использовании по назначению, ожидании, хранении и транспортировании. Организация технического обслуживания оборудования, зданий и сооружений объектов электроэнергетики должна осуществляться в соответствии с градостроительным законодательством Российской Федерации, законодательством Российской Федерации о промышленной безопасности, о безопасности зданий и сооружений и в соответствии с ремонтной документацией, указанной в пункте 17 настоящих Правил.

Пунктом 17 приказа Минэнерго № 1013 предусмотрено, что ремонтная документация должна включать организационно-распорядительную документацию, к которой относятся документы по планированию, подготовке и выполнению ТОиР, а также учета и отчетности (планы, графики, программы ремонта, ведомости, протоколы, акты, годовые графики ремонта, разрабатываемые собственником и иным законным владельцем объектов электроэнергетики, утверждаемые субъектом электроэнергетики и (или) организацией - исполнителем ремонта и пересматриваемые с учетом опыта эксплуатации (далее - годовые планы-графики).

Из пункта 42 вышеуказанного приказа следует, что состав и объем оборудования, запасных частей и материалов, включаемых в аварийный запас, должен устанавливаться субъектом электроэнергетики самостоятельно в утверждаемом им локальном нормативном акте на основании анализа данных по авариям и повреждаемости оборудования, имевших место в процессе его эксплуатации.

Локальный нормативный акт, утверждающий состав и объем оборудования, запасных частей и материалов, включаемых в аварийный запас, как и организационно-распорядительная документация административным истцом тарифному органу представлены не были.

В судебном заседании свидетель ФИО2 готовившая со стороны ООО «Солерс» документы тарифной заявке, пояснила, что в Комитет в электронном виде предоставлялся расчет аварийного запаса, выполненный на основании нормативов. Данный факт не нашел документального подтверждения.

В материалах тарифного дела какие-либо расчеты аварийного запаса отсутствуют.

Что касается расходов на ГСМ, то, как следует из показаний свидетеля ФИО2 Общество рассчитало эти расходы исходя из фактического потребления.

Вместе с тем, в материалах тарифного дела отсутствуют, как сам расчет фактического расходования ГСМ, так и документы, на основании которых этот расчет мог бы быть произведен или проверен (первичные бухгалтерские документы, договора на приобретение ГСМ, оборотно-сальдовая ведомость по счету 10.11, 10.01 с отражением движения денежных средств, иные): представлена только оборотно-сальдовые ведомости по счету 10.1 и 10.11 за 2020 год, но не в рублевом, а в количественном выражении.

Аналогичным образом, в тарифном деле отсутствуют расчет расходов на техническое обслуживания электросетевого хозяйства и документы, подтверждающие эти расходы (присутствуют только вышеупомянутые оборотно-сальдовые ведомости по счетам 10.01 и 10.11). Более того, из тарифной заявки, калькуляции затрат, связанных с оказанием услуг по передаче электроэнергии, других материалов тарифного дела не усматривается, что расходы на техническое обслуживание объектов электросетевого хозяйства Обществом заявлялись. Как пояснила в суде свидетель ФИО1 эти расходы Обществом не заявлялись. Доказательств обратному со стороны административного истца не представлено.

При таких обстоятельствах выводы Комитета о том, что из представленных документов определить заявленные расходы по указанной статье не представляется возможным, суд находит правомерными.

Вместе с тем, передача (транспортировка) электроэнергии представляет собой непрерывный технологический процесс, объекты электросетевого хозяйства работают (эксплуатируются) круглосуточно (непрерывно).

В соответствии с пунктом 5.7.24 Правил технической эксплуатации электрических станций и сетей Российской Федерации, утвержденных Приказом Минэнерго России от 19.06.2003 № 229, в целях своевременной ликвидации аварийных повреждений на высоковольтных линиях (ВЛ) в организациях, эксплуатирующих электрические сети, должен храниться неснижаемый аварийный запас материалов и деталей согласно установленным нормам.

Аварийный запас представляет собой особый запас материальных ценностей, состоящий из элементов и оборудования ВЛ, предназначенных для обеспечения работ по ликвидации аварий на ВЛ. Аварийный запас в случае его расходования восстанавливается в обязательном порядке и не засчитывается в остатке материала и оборудования при их переписи (пункт 1.6 РД 34.10.393-88).

Из пункта 42 Правил организации технического обслуживания и ремонта объектов электроэнергетики, утвержденных приказом Минэнерго России от 25.10.2017 №1013 (далее - Правила организации технического обслуживания и ремонта), следует, что состав и объем оборудования, запасных частей и материалов, включаемых в аварийный запас, должен устанавливаться субъектом электроэнергетики самостоятельно в утверждаемом им локальном нормативном акте на основании анализа данных по авариям и повреждаемости оборудования, имевших место в процессе его эксплуатации.

Помимо аварийного запаса Правила организации и технического обслуживания содержат такое понятие, как материально-технические ресурсы (МТР) для проведения технического обслуживания и ремонта, объем обеспечения которыми зависит от текущего состояния и состава складских запасов оборудования, запасных частей и материалов для ремонта, номенклатур и объемов оборудования, запасных частей и материалов для выполнения ремонта текущего года (предшествующего планируемому), материалов по действующим договорам поставки, планируемых к поставке организациями - исполнителями ремонта (пункт 39).

По сути, объем материально-технических ресурсов подразумевает в своем составе предусмотренный ранее принятыми нормами «резервный запас», который представляет собой наибольшее допустимое количество оборудования, которое необходимо иметь на предприятии электрических сетей в случаях выхода оборудования из строя или отбраковки его во время ремонтов и испытаний (пункт 1 РД 34.10.171, пункт 1 РД 34.10.176, пункт 3 РД 34.10.381, пункт 1.2 РД 34.10.178-88).

Таким образом, законодателем предусмотрена обязанность создания регулируемой организацией аварийно-страхового запаса, в связи с чем органом регулирования по статье расходов «Вспомогательные материалы» эти расходы, с учетом того, что и в предыдущем периоде регулирования аварийный запас не заявлялся и не учитывался в НВВ, не могли быть исключены.

Невключение в необходимую валовую выручку Общества расходов на создание аварийно - страхового запаса или включение в недостающем размере, обязанность по созданию которого предусмотрена законодательством, повлечет невозможность ее выполнения в течение всего периода долгосрочного регулирования.

При этом при наличии сведений об оборудовании ООО «Солерс» и нормативов, регулирующий орган не был лишен возможности, как истребовать дополнительные документы, так и определить экономически обоснованный объем расходов в ином размере на основании положений пунктов 29 и 31 Основ ценообразования.

Аналогичным образом, нормативно урегулирован и вопрос расходов на техническое обслуживание (имеются Нормативы расхода материалов на ремонт и техническое обслуживание воздушных линий электропередачи 35 - 500 КВ РД 34.10.384, иные), что стороной ответчика в судебном заседании не оспаривалось.

Вместо того, Комитет по тарифам, нарушив установленную пунктом 29 Основ ценообразования последовательность определении фактических значений расходов (цен): использовать установленные на очередной период регулирования цены (тарифы) в случае, если цены (тарифы) на соответствующие товары (услуги) подлежат государственному регулированию; расходы (цены), установленные в договорах, заключенных в результате проведения торгов; рыночные цены, сложившиеся на организованных торговых площадках, в том числе биржах, функционирующих на территории Российской Федерации; рыночные цены, предоставляемые организациями, осуществляющими сбор информации о рыночных ценах, разработку и внедрение специализированных программных средств для исследования рыночных цен, подготовку периодических информационных и аналитических отчетов о рыночных ценах, - принял расходы по статье «Вспомогательные материалы» исходя из среднегодового размера расходов за 2017-2020 годы.

Согласно доводам Комитета, расходы на вспомогательные материалы определены на основании п.31 Основ ценообразования.

Однако, как следует из данного пункта, по отдельным статьям расходов допускается использование в расчетах экспертных оценок, основанных на отчетных данных, представляемых организацией, осуществляющей регулируемую деятельность, только при отсутствии нормативов.

Из пункта 29 Основ ценообразования следует, что при определении фактических расходов Комитет мог руководствоваться только перечисленными источниками цен, а не ценами, указанными организацией. При наличии нормативов с использованием соответствующих цен Комитет по тарифам мог произвести расчет аварийного запаса, расходов на ремонт оборудование.

И, кроме того, ни в экспертном заключении, ни в протоколе не отражен анализ фактически понесенных расходов по указанной статье: расчет потребностей Общества в неснижающемся аварийном запасе или техническом обслуживании, ГСМ.

Комитет не произвел расчет указанных расходов надлежащим образом, а найдя заявленные суммы необоснованными, не исключил из НВВ, а принял их на основании данных ведомостей раздельного учета, представленных организацией, простым арифметическим делением на 4 года и индексированием.

Между тем, как установлено судом из материалов дела, показаний вышеуказанных свидетелей, фактические расходы в ведомостях раздельного учета за 2017-2020 годы Обществом были приведены на основании лишь расчета предполагаемых потребностей организации без подтверждающих и обосновывающих данные расходы документов первичного учета.

Факт расчета этих показателей ООО «Солерс» на основании каких-либо нормативов также доказательственного подтверждения не нашел.

Как следует из показаний свидетеля ФИО1 организация не подтвердила показатели раздельного учета никакими первичными бухгалтерскими документами, соответствующими требованиям законодательства о бухгалтерском учете.

Таким образом, суд приходит к выводу, что по указанной статье расходы были приняты Комитетом без расчета их экономически обоснованного размера, анализа и проверки фактических показателей работы предприятия, что не согласуется с положениями п.24, 29 Основ ценообразования.

Расчет затрат по рассматриваемой статье, произведенный Комитетом, лишен всяких законных оснований.

Изложенное свидетельствует о несоблюдении названных выше принципов тарифного регулирования, что привело к установлению тарифов, не отвечающих требованиям установления их законного, экономически обоснованного размера, следовательно, административный иск подлежит удовлетворению.

Определяя момент, с которого оспариваемый нормативный правовой акт должен быть признан недействующим, суд учитывает положения пункта 1 части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, а также разъяснения, данные в абзаце третьем пункта 28 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.11.2007 № 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части» о том, что если нормативный правовой акт до вынесения решения суда применялся и на основании этого акта были реализованы права граждан и организаций, суд может признать его недействующим полностью или в части со дня вступления решения в законную силу.

Поскольку оспариваемое постановление применялось, суд считает необходимым признать его недействующим в указанной выше части со дня вступления решения в законную силу.

В соответствии с п. 2 ч. 4 ст. 215 КАС РФ сообщение о принятии настоящего решения должно быть опубликовано в том источнике, в котором был опубликован оспоренный нормативный правовой акт.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 215 КАС РФ, суд

р е ш и л:

административный иск удовлетворить.

Признать недействующим с момента вступления настоящего решения в законную силу постановление комитета Тульской области по тарифам от 23.12.2021 №53/2 «Об утверждении отдельных тарифов (иных показателей) на регулируемые виды деятельности для организаций, оказывающих услуги по передаче электрической энергии на территории Тульской области» в части

установления для ООО «Солерс» необходимой валовой выручки на долгосрочный период регулирования 2022 – 2026 годы (пункт 20 приложения №5);

ставки на содержание электрических сетей двухставочного тарифа на 1 и 2 полугодие (столбцы 4 и 7 пункта 20 приложения №6) на долгосрочный период регулирования 2022-2026 годы.

одноставочного тарифа на 1-е и 2-е полугодия (столбцы 6 и 9 пункта 20 приложения №6) на долгосрочный период регулирования 2022-2026 годы.

Обязать комитет Тульской области по тарифам принять новый нормативный правовой акт, заменяющий признанный недействующим в указанной части.

Сообщение о принятии данного решения суда подлежит опубликованию в сетевом издании «Сборник правовых актов Тульской области и иной официальной информации» в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» - http://npatula.ru в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции через Тульский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий: