ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-288/20 от 14.10.2020 Ставропольского краевого суда (Ставропольский край)

Дело № 3а–288/2020

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

город Ставрополь 14 октября 2020 года

Ставропольский краевой суд в составе председательствующего судьи Задорневой Н.П., при секретаре судебного заседания Пика А.И.,

с участием представителя административного истца – Акционерного Общества «Ставропольские городские электрические сети» - Ч.Е.НА., представитель административного ответчика - Региональной тарифной комиссии Ставропольского края – ФИО1, прокурор отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе прокуратуры Ставропольского края – Ледовской Н.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Акционерного Общества «Ставропольские городские электрические сети» к Региональной тарифной комиссии Ставропольского края о признании недействующим в части постановления Региональной тарифной комиссии Ставропольского края от 24 декабря 2019 года № … «Об установлении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по распределительным сетям Ставропольского края на 2020 год и о признании утратившим силу постановления Региональной тарифной комиссии Ставропольского края от 26 декабря 2018 года № …»,

установил :

Постановлением Региональной тарифной комиссии Ставропольского края от 24 декабря 2019 года № … «Об установлении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по распределительным сетям Ставропольского края на 2020 год и о признании утратившим силу постановления Региональной тарифной комиссии Ставропольского края от 26 декабря 2018 года № …» установлены с 01 января по 31 декабря 2020 года единые (котловые) тарифы на услуги по передаче электрической энергии по распределительным сетям Ставропольского края с календарной разбивкой согласно приложениям 1 и 2 к настоящему постановлению.

Акционерное Общество «Ставропольские городские электрические сети» (далее АО «Горэлектросеть», Общество) обратилось в Ставропольский краевой суд с административным исковым заявлением к Региональной тарифной комиссии Ставропольского края (далее РТК СК), впоследствии уточненным, о признании постановления РТК СК от 24 декабря 2019 года № … «Об установлении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по распределительным сетям Ставропольского края на 2020 год и о признании утратившим силу постановления Региональной тарифной комиссии Ставропольского края от 26 декабря 2018 года № …» в части утверждения необходимой валовой выручки без учета оплаты потерь электросетевой организации – АО «Ставропольские городские электрические сети», указанной в таблице 1 к приложению № 1 к постановлению в подпункте 2 графы 3 на 2020 год по статье операционных (подконтрольных) расходов - «расходы на оплату труда» и неподконтрольных расходов – «арендная плата» недействующим с даты принятия постановления.

В обоснование заявленных требований административный истец указал, что указанное постановление в оспариваемой части противоречит Федеральному закону от 26 марта 2003 года № 35-ФЗ «Об электроэнергетике», Правилам государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике и Основам ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 года № 1178 «О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике». При формировании тарифов на услуги при передаче электрической энергии по сетям АО «Горэлектросеть» на 2020 год при установлении размера необходимой валовой выручки (далее НВВ) необоснованно занижены экономически обоснованные расходы на оплату труда. поскольку расходы на оплату труда, включаемые в НВВ, приняты регулятором на фактическую численность 368 человек, несмотря на то, что в материалах, представленных в РТК СК к 1 мая 2019 года расчет фонда оплаты труда выполнен на нормативную численность – 456 человек, определенную в соответствии с «Рекомендациями по нормированию труда работников энергетического хозяйства, часть 3. Нормативы численности работников коммунальных электроэнергетических предприятий», утвержденных приказом Госстроя Российской Федерации от 3 апреля 2000 года № 68. При этом РТК СК необоснованно не учтено увеличение в 2019 году обслуживаемых АО «Горэлектросеть» объектов электросетевого хозяйства. Необоснованно исключены из состава неподконтрольных расходов затраты на аренду в размере 17 млн. руб. ввиду отсутствия обоснований и информации о размере величины амортизационных отчислений и налога на имущество.

В судебном заседании представитель административного истца – АО «Горэлектросеть» - ФИО2 требования административного иска поддержала в полном объеме. Дополнительно пояснила, что истец начал свою деятельность в качестве сетевой организации в 1 января 2017 года. До этого времени все электросетевое имущество АО «Ставропольские городские электрические сети» находилось в аренде у ПАО «МРСК Северного Кавказа» филиал «Ставропольэнерго», которое учитывало затраты на его содержание в тарифе всего филиала. Филиал «Ставропольэнерго» эксплуатировал электросетевое хозяйство административного истца посредством создания отделения в составе всего филиала «Ставропольэнерго», действовавшего на территории Ставропольского края. В отношении филиала ПАО «МРСК Северного Кавказа» - «Ставропольэнерго» постановлением РТК СК от 31 мая 2012 года № … были установлены долгосрочные параметры регулирования (с учетом метода доходности инвестиционного капитала RAB) на период регулирования 2012-2022 годы. Административный истец не является правопреемником филиала «Ставропольэнерго» и никогда не был в его составе. Административным ответчиком 26 декабря 2016 года было принято решение о внесении изменений в приложение № 2 и № 3 к постановлению РТК СК от 31 мая 2012 года № …, в соответствии с которым расходы на содержание объектов, принадлежащих АО «Ставропольские городские электрические сети» на период 2017 - 2019 годы, установлены с учетом ранее установленных параметров для филиала ПАО «МРСК Северного Кавказа» - «Ставропольэнерго» как для структурного подразделения, а не самостоятельного юридического лица. То есть, изначально, в первый период регулирования (2017-2019 г.г.) для административного истца ни разу не производился расчет экономически обоснованных затрат на фонд оплаты труда, а для первого базового периода были применены параметры как для структурного подразделения, что противоречит положениям пункта 12 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 года № 1178 «О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике». Таким образом, расчет численности персонала на последующий период регулирования 2020-2024 годы произведен регулятором исходя из транслируемой с предыдущего периода регулирования среднестатистической фактической численности за 2018 год, даже без учета вакантных должностей, имеющихся у Общества.

В судебном заседании представитель административного ответчика – Региональной тарифной комиссии Ставропольского края - ФИО1 исковые требования не признала, полагала, что РТК СК не допущено нарушений действующего тарифного и гражданского законодательства.

Выслушав лиц, участвующий в деле, исследовав письменные доказательства, заслушав заключение прокурора, полагавшего иск АО «Ставропольские городские электрические сети» подлежащим удовлетворению только в части в части неподконтрольных расходов - «арендная плата», суд приходит к следующему.

Государственное регулирование цен в сфере электроэнергетики осуществляется Федеральным законом от 26 марта 2003 года № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее – Закон об электроэнергетике), постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 года № 1178, которым утверждены Основы ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике (далее – Основы ценообразования) и Правила государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике (далее – Правила регулирования).

На основании пункта 4 статьи 21 Закона об электроэнергетике полномочиями на государственное регулирование и контроль в электроэнергетике наделены органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Органом исполнительной власти в области государственного регулирования цен и тарифов в сфере электроэнергетики на территории Ставропольского края на основании Положения о Региональной тарифной комиссии Ставропольского края, утвержденного постановлением Правительства Ставропольского края от 19 декабря 2011 года № 495-п, является Региональная тарифная комиссия Ставропольского края.

В судебном заседании установлено, что 25 апреля 2019 года АО «Горэлектросеть» обратилось в Региональную тарифную комиссию Ставропольского края с заявлением об установлении предельных уровней тарифов на услуги по передаче электрической энергии на 2020-2024 годы с приложением обосновывающих документов.

На основании приказа РТК СК от 8 мая 2019 года № … в отношении административного истца открыто дело об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии по распределительным электрическим сетям Ставропольского края с присвоением регистрационного номера.

24 декабря 2019 года на заседании Правления РТК СК принято решение об утверждении НВВ АО «Горэлектросеть» (без учета на покупку потерь) в размере 658798,34 тыс. руб.

На основании решения Правления РТК СК 24 декабря 2019 года издано постановление № … «Об установлении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по распределительным сетям Ставропольского края на 2020 год и о признании утратившим силу постановления Региональной тарифной комиссии Ставропольского края от 26 декабря 2018 года № …», которым с 01 января по 31 декабря 2020 года утверждена НВВ без учета оплаты потерь, учтенная при утверждении (расчете) единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии в Ставропольском крае с календарной разбивкой согласно приложениям 1 и 2 к настоящему постановлению.

Данное постановление является нормативным правовым актом, принятым уполномоченным органом в установленной форме и порядке, официально опубликовано 25 декабря 2019 года на официальном интернет-портале правовой информации Ставропольского края, номер опубликования : ….

Как следует из протокола заседания Правления РТК СК от 24 декабря 2019 года для расчета тарифов РТК СК применен метод долгосрочной индексации необходимой валовой выручки.

Приказом ФСТ России от 17 февраля 2012 года № 98-э утверждены Методические указания по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации НВВ. 2020 год является первым базовым годом долгосрочного регулирования.

Пунктом 12 данного приказа установлено, что при расчете базового уровня подконтрольных расходов, связанных с передачей электрической энергии, в базовом году долгосрочного периода регулирования учитываются следующие статьи затрат : 3) оплата труда, определяемая на основе пункта 26 Основ ценообразования.

Согласно пункту 26 Основ ценообразования при определении расходов на оплату труда, включаемых в НВВ, регулирующие органы определяют размер фонда оплаты труда с учетом отраслевых тарифных соглашений, заключенных соответствующими организациями, и фактического объема фонда оплаты труда и фактической численности работников в последнем расчетном периоде регулирования, а также с учетом прогнозного индекса потребительских цен.

Из материалов дела следует, что по статье «расходы на оплату труда» Обществом предложены к включению в НВВ расходы в размере 199402,15 тыс. руб., при заявленной численности работников в количестве 14098,34 единиц. Регулятором утверждены такие расходы на 2020 года в размере 140438,55 тыс.руб.

АО «Горэлектросеть» исходило в своих расчетах из тарифной ставки рабочего первого разряда в размере 10746 руб., определенной на основании Отраслевого тарифного соглашения по предприятиям жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края на 2017-2019 годы; тарифного коэффициента соответствующей ступени по оплате труда 1,47; процента текущего премирования 65%, нормативной численности работников. Величина среднемесячной заработной платы на одного работника определена в размере – 36440,45 руб.

Согласно пункту 2.6 данного Отраслевого соглашения расходы работодателя на оплату труда для включения в тарифы формируются с учетом пункта 2.7 Отраслевого соглашения. В пункте 2.7 установлено, что расходы, направляемые на оплату труда, рассчитываются исходя из нормативной численности работников с учетом нормативной численности на вновь возводимых объектах.

Согласно протоколу № … заседания правления РТК СК от 24 декабря 2019 года регулирующий орган определил размер фонда оплаты труда в соответствии с Отраслевым тарифным соглашением по предприятиям жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края на 2017-2019 годы. Численность персонала Общества на 2020 год по указанной статье расходов определена в количестве 368 человек, рассчитанном исходя из фактической численности персонала по итогам 2018 года – 358 штатных единиц, увеличенная на индекс изменения условных единиц эксплуатируемого электросетевого оборудования (358х1,0283).

При этом, такой расчет численности персонала не предусмотрен тарифным законодательством, а вышеуказанное Отраслевое тарифное соглашение применено регулятором только в части минимальной месячной тарифной ставки рабочего первого разряда. Расчетная среднемесячная заработная плата с учетом принятого тарифного межразрядного коэффициента составила 31802,21 руб.

Таким образом, при определении расходов на оплату труда, включаемых в НВВ на 1-й базовый период регулирования, РТК СК при определении численности персонала не учтено требование Отраслевого тарифного соглашения, несмотря на то, что обязательность его применения для расчета расходов на оплату труда установлена вышеприведенным пунктом 26 Основ ценообразования.

Расчет затрат по фонду оплаты труда на 2020 года тарифным органом произведен исходя из фактической численности работников в 2018 году. Однако, на момент определения расходов на оплату труда Общество обосновало необходимость увеличения в 2020 году штатной численности персонала по регулируемому виду деятельности в связи с увеличением в 2019 году количества условных единиц электросетевого оборудования, эксплуатируемого Обществом, с 13711,00 до 14098,34 условных единиц или на 2,83%, что свидетельствует о том, что расчет тарифного органа в соответствующей части является неправильным.

АО «Горэлектросеть» в обоснование увеличения численности персонала предоставлены в регулирующий орган : формы статистической отчетности П-4 «Сведения о численности и заработной плате работников» за 2018 год; расчет нормативной численности в соответствии с приказом Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 3 апреля 2000 года № 68 «Об утверждении Рекомендаций по нормированию труда работников энергетического хозяйства. Часть 3. Нормативы численности работников коммунальных электроэнергетических предприятий»; данные за 2019 год об объеме подстанций, трансформаторных подстанций, комплексных трансформаторных подстанций и распределительных пунктов; объемы воздушных линий электропередач и кабельных линий электропередач в условных единицах в зависимости от протяженности, напряжений, конструктивного использования и материала опор; расчеты объемных показателей.

Необходимой валовой выручкой признается экономически обоснованный объем финансовых средств необходимых организации для осуществления регулируемой деятельности в течение расчетного периода регулирования (пункт 2 Основ ценообразования).

Согласно пункту 17 Основ ценообразования в необходимую валовую выручку включаются планируемые на расчетный период регулирования расходы, уменьшающие налоговую базу на прибыль организаций (расходы, связанные с производством и реализацией продукции (услуг), и внереализованные расходы) и расходы, не учитываемые при определении налоговой базы налога на прибыли (относимые на прибыль после налогообложения).

По смыслу указанных норм, пункт 26 Основ ценообразования не ограничивает возможность учета расходов на оплату труда, включаемых в НВВ, только данными о фактическом объеме фонда оплаты труда и фактической численности работников в последнем расчетном периоде регулирования.

При таких обстоятельствах тарифный орган необоснованно не включил заявленные Обществом расходы на оплату труда, обусловленные увеличением численности персонала.

Разрешая требования истца в части неподконтрольных расходов – «арендная плата» суд приходит к следующему.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 26 марта 2003 года № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» законодательство Российской Федерации об электроэнергетике основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из Гражданского кодекса Российской Федерации, настоящего Федерального закона и иных регулирующих отношения в сфере электроэнергетики федеральных законов, а также указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, принимаемых в соответствии с указанными федеральными законами.

По смыслу абзаца 15 пункта 2 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике необходимая валовая выручка - это экономически обоснованный объем финансовых средств, необходимых организации для осуществления регулируемой деятельности в течение расчетного периода регулирования.

В соответствии с пунктом 17 Основ ценообразования в необходимую валовую выручку включаются планируемые на расчетный период регулирования расходы, уменьшающие налоговую базу налога на прибыль организаций (расходы, связанные с производством и реализацией продукции (услуг), и внереализационные расходы), и расходы, не учитываемые при определении налоговой базы налога на прибыль (относимые на прибыль после налогообложения).

В соответствии с абзацем 5 пункта 28 Основ ценообразования в состав прочих расходов, которые учитываются при определении необходимой валовой выручки, включаются, в том числе расходы на аренду помещений, аренду транспорта и на аренду объектов электроэнергетики, иных объектов производственного назначения, в том числе машин и механизмов, которые участвуют в процессе снабжения электрической энергией потребителей, рассчитываемые исходя из величины амортизации, налога на имущество и других установленных законодательством Российской Федерации обязательных платежей, связанных с владением имуществом, переданным в аренду.

Пунктом 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2019 года № 1892 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам государственного регулирования цен (тарифов)» внесены изменения в п.п. 5 статьи 28 Основ ценообразования. Так, расходы на аренду помещений, аренду транспорта и аренду земельных участков определяются регулирующим органом в соответствии с пунктом 29 Основ ценообразования, а расходы на аренду объектов электроэнергетики, иных объектов производственного назначения, в том числе машин и механизмов, которые участвуют в процессе снабжения электрической энергией потребителей, - исходя из величины амортизации, налога на имущество и других установленных законодательством Российской Федерации обязательных платежей, связанных с владением имуществом, переданным в аренду. Указанные изменения вступили в силу 30 декабря 2019 года.

АО «Горэлектросеть» для установления тарифа на 2020 год в РТК СК был предоставлен договор аренды нежилого помещения от 22 ноября 2016 года № … в редакции дополнительного соглашения о пролонгации договора на срок с 4 октября 2019 по 4 сентября 2020 г.г., заключенный с ООО «Центр управления активами» (арендодатель), по которому АО «Горэлектросеть» (арендатор) переданы во временное владение и пользование нежилые помещения по улице Суворова, д. 2 города Ставрополя, а также договор аренды нежилых помещений от 1 июля 2010 года, заключенный с ИП … В.Б.

По мнению АО «Горэлектросеть» ограничения, касающиеся включения в НВВ только прямых расходов арендодателя в виде амортизационных отчислений, налогов и других обязательных платежей, касаются исключительно арендованных объектов производственного значения, в том числе, машин и механизмов, участвующих в процессе электроснабжения и на которые начисляется амортизация. На иные арендованные объекты недвижимого имущества данные ограничения не распространяются. Для таких объектов стоимость арендной платы должна быть не выше рыночной стоимости аналогичных услуг.

Решением Правления РТК СК при установлении НВВ из состава неподконтрольных расходов исключены затраты на аренду непроизводственного имущества в размере 17 млн. руб., в связи с отсутствием обоснований и информации о размере величины амортизационных отчислений и налога на имущество.

Расходы на аренду имущества в тарифах на передачу электрической энергии на 2020 год определены РТК СК в соответствии с подпунктом 5 пункта 28 Основ ценообразования, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации РТ 29 декабря 2011 года № 1178, в редакции, действовавшей на момент принятия решения, со ссылкой на то, что изменения, внесенные в это постановление постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2019 года № 1892 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам государственного регулирования цен (тарифов)», вступили в силу со дня его официального опубликования - с 30 декабря 2019 года, и обратной силы не имеют.

Данный вывод, по мнению суда, нельзя признать обоснованным.

Согласно ст. 4 Гражданского кодекса Российской Федерации акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом.

Вместе с тем, оспариваемое постановление РТК СК № … от 24 декабря 2019 года распространяет свое действие с 1 января 2020 года, ведь именно с этой даты начали действовать установленные тарифы.

Из представленных в материалы дела доказательств следует, что АО «Горэлектросеть» 27 января 2020 года обращалось в РТК СК с заявлением о разъяснении возможности включения в НВВ на 2020 год суммы арендной платы за помещение по улице Суворова, 2 в связи с изменениями, внесенными в подпункт 5 пункта 28 Основ ценообразования постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2019 года № 1892, на которое получен отрицательный ответ.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что оспариваемый нормативный правовой акт в части не включение в НВВ Общества на 2020 год суммы арендной платы за указанное недвижимое имущество на момент его утверждения соответствовал положениям действующего в то время нормативного правового акта, имеющего большую юридическую силу, а после принятия указанного постановления Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2019 года № 1892 вступил в противоречие с данным постановлением, что свидетельствует о его несоответствии нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, а потому, подлежит признанию недействующим в указанной части.

В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.

При указанных обстоятельствах административное исковое заявление АО «Горэлектросеть» подлежит удовлетворению, а постановление РТК СК от 24 декабря 2019 года № … «Об установлении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по распределительным сетям Ставропольского края на 2020 год и о признании утратившим силу постановления Региональной тарифной комиссии Ставропольского края от 26 декабря 2018 года № …» - признанию недействующим, как противоречащее нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

Решая вопрос о моменте, с которого оспариваемое постановление подлежит признанию недействующим, суд учитывает, что признание оспариваемого Постановления не действующим с момента вступления в силу решения суда не достигнет цели восстановления нарушенных прав и законных интересов административного истца, предусмотренных статьей 3 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, поэтому указанное Постановление подлежит признанию не действующим в оспариваемой части со дня его принятия.

Руководствуясь статьями 175 - 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

Административные исковые требования Акционерного Общества «Ставропольские городские электрические сети» к Региональной тарифной комиссии Ставропольского края – удовлетворить.

Признать недействующим с даты принятия постановление Региональной тарифной комиссии Ставропольского края от 24 декабря 2019 года № … «Об установлении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по распределительным сетям Ставропольского края на 2020 год и о признании утратившим силу постановления Региональной тарифной комиссии Ставропольского края от 26 декабря 2018 года № …» в части утверждения необходимой валовой выручки без учета оплаты потерь электросетевой организации – АО «Ставропольские городские электрические сети» в размере 658798,34 тыс. руб. (таблица 1 приложения 1 подпункт 2 графа 3) на 2020 год по статье операционных (подконтрольных) расходов – «расходы на оплату труда» и неподконтрольных расходов – «арендная плата».

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, путем подачи апелляционной жалобы через Ставропольский краевой суд.

В окончательной форме решение суда изготовлено 27 октября 2020 года.

Председательствующий судья Задорнева Н.П.