Дело ***а-288/2020
УИД 22OS0***-12
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ДД.ММ.ГГ г. Барнаул
Алтайский краевой суд в составе
председательствующего судьи Запаровой Я.Е.
при секретаре Хорохординой Д.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению <данные изъяты> к Управлению имущественных отношений Алтайского края, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Алтайскому краю об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объекта недвижимости,
УСТАНОВИЛ:
<данные изъяты> являются собственниками нежилого помещения с кадастровым номером ***, расположенного по адресу: <адрес> на праве общей долевой собственности.
Кадастровая стоимость нежилого помещения на ДД.ММ.ГГ определена в размере <данные изъяты>. на основании Приказа Управления имущественных отношений Алтайского края от ДД.ММ.ГГ*** «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости на территории Алтайского края».
ДД.ММ.ГГ<данные изъяты> обратился в суд с административным иском к Правительству Алтайского края, Управлению Росреестра по Алтайскому краю об установлении кадастровой стоимости указанного объекта недвижимости на ДД.ММ.ГГ в равной рыночной стоимости размере согласно отчету об оценке.
В качестве административного соответчика по административному делу привлечено Управление имущественных отношений Алтайского края, в качестве заинтересованных лиц – ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице филиала по Алтайскому краю, администрация <адрес>, <данные изъяты>
Правительство Алтайского края с согласия стороны административного истца исключено из числа лиц, участвующих в административном деле.
В судебном заседании представитель административного истца <данные изъяты> административные исковые требования поддержала.
Административный истец, представители административных ответчиков Управления имущественных отношений Алтайского края, Управления Росреестра по Алтайскому краю, заинтересованных лиц ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице филиала по Алтайскому краю, администрации <адрес>, <данные изъяты> не явились, извещены о времени и месте его проведения надлежащим образом, ходатайств об отложении судебного заседания не представили, в связи с чем административное дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со статьями 150,247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Управление имущественных отношений Алтайского края в возражениях ссылались на отсутствие у административного истца права оспаривать кадастровую стоимость объекта недвижимости. В дополнениях после предоставления уточненного отчета об оценке ссылаются на некорректный расчет рыночной стоимости объекта недвижимости исходя из произведения количества машино-мест и стоимости 1 машино-места, полагают верным определение стоимости 1 кв.м исходя из стоимости аналогов и произведение стоимости 1 кв.м и площади объекта недвижимости для определения его рыночной стоимости.
ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице филиала по Алтайскому краю в письменном отзыве оставляют разрешение требований на усмотрение суда, подтверждая размер оспариваемой кадастровой стоимости и дату, по состоянию на которую она установлена.
Выслушав сторону административного истца, исследовав материалы дела, допросив оценщика, оценив представленные доказательства в совокупности, суд приходит к следующим выводам.
Как следует из положений пункта 2 статьи 11 и статьи 400 Налогового кодекса Российской Федерации физические лица (включая индивидуальных предпринимателей) являются плательщиками налога на имущество физических лиц в отношении принадлежащего им на праве собственности имущества.
Объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования имущество, включая здание (статья 401 Налогового кодекса Российской Федерации).
Исходя из пунктов 1,2 статьи 403 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.
Налоговая база в отношении объектов налогообложения, за исключением объектов, указанных в пункте 3 настоящей статьи, определяется исходя из их инвентаризационной стоимости в случае, если субъектом Российской Федерации не принято решение, предусмотренное абзацем третьим пункта 1 настоящей статьи.
Законом Алтайского края от ДД.ММ.ГГ***-ЗС «Об установлении единой даты начала применения на территории Алтайского края порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения» такой датой установлено ДД.ММ.ГГ.
В соответствии с частью 7 статьи 22 Федерального закона от ДД.ММ.ГГ №237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в комиссии или в суде на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости, определенной на дату, по состоянию на которую определена его кадастровая стоимость.
В случае изменения кадастровой стоимости объекта налогообложения на основании установления его рыночной стоимости по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решению суда сведения о кадастровой стоимости, установленной решением указанной комиссии или решением суда, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, учитываются при определении налоговой базы начиная с даты начала применения для целей налогообложения кадастровой стоимости, являющейся предметом оспаривания (пункт 2 статьи 403 Налогового кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от ДД.ММ.ГГ №334-ФЗ).
Являясь плательщиком налога на имущество физических лиц, <данные изъяты> вправе оспорить кадастровую стоимость объекта недвижимости, которая (стоимость) применяется в качестве налоговой базы, а доводы первоначальных возражений Управления имущественных отношений Алтайского края об обратном не могут быть признаны обоснованными.
В подтверждение отличия рыночной стоимости объекта недвижимости административным истцом представлен отчет об оценке оценщика <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГ***, в соответствии с которым рыночная стоимость объекта недвижимости на ДД.ММ.ГГ составляет <данные изъяты>.
Как следует из отчета об оценке, объектом оценки являлось встроенное нежилое помещение общей площадью <данные изъяты>, являющееся парковкой, расположенное в цокольном этаже многоквартирного дома.
Для определения рыночной стоимости объекта недвижимости оценщиком избран сравнительный (метод сравнения продаж), обоснован выбор подхода. В качестве аналогов оценщиком избраны предложения о продаже машино-мест в центральной части города, расположенные на парковках многоквартирных домов. При выборе аналогов оценщиком произведены корректировки по основным ценообразующим факторам, размеры корректировок не являются значительными.
Определив рыночную стоимость 1 машино-места, оценщик рассчитал рыночную стоимость всего объекта недвижимости как произведение стоимости 1 машино-места и количества парковочных мест объекта оценки.
Управление имущественных отношений Алтайского края в письменных возражениях полагает расчет рыночной стоимости всего объекта недвижимости некорректным без определения стоимости 1 кв.м, с чем суд не согласен по следующим основаниям.
Парковочные места располагаются в помещении, имеющее помимо самих парковочных мест, также места общего пользования (проезды, выезда, технические помещения и т.п.), предназначенные для обслуживания парковочных мест, которые (места общего пользования) не могут быть объектом отдельных сделок, но доля в которых включена в стоимость парковочного места и следует его судьбе (статьи 289,290 Гражданского кодекса Российской Федерации, подлежащие применению по аналогии к нежилым зданиям). То есть рыночная стоимость 1 машино-места включает в себя как стоимость самого парковочного места, так и стоимость доли в общем имуществе пропорционально площади парковочного места.
При таких обстоятельствах определение стоимости 1 кв.м исходя из сопоставления аналогов и умножение стоимости 1 кв.м на всю площадь объекта приведет к необоснованному увеличению стоимости объекта оценки.
Примененная оценщиком методика определения рыночной стоимости помещения парковки, состоящего из парковочных мест и мест общего пользования, является верной.
Аналогичные объяснения об ошибочности позиции административного ответчика дал допрошенный судом в качестве свидетеля оценщик <данные изъяты> подписавший отчет об оценке в качестве директора Общества.
Документы, подтверждающие образование оценщика, страхование его ответственности и членство в некоммерческой организации оценщиков и экспертов, сдачу квалификационного экзамена по направлению оценочной деятельности «Оценка недвижимости» приложены к заключению.
На основании изложенного суд находит представленный административным истцом отчет об оценке достоверным и достаточным доказательством рыночной стоимости объектов недвижимости, а административные исковые требования – подлежащими удовлетворению.
В соответствии с разъяснениями пункта 25 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГ*** суд указывает дату подачи административным истцом заявления об изменении кадастровой стоимости, которой является дата обращения в суд с настоящим иском, - ДД.ММ.ГГ.
Руководствуясь статьями 175 - 180 и 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
РЕШИЛ:
административное исковое заявление <данные изъяты> удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость нежилого помещения, кадастровый ***, расположенного по адресу: <адрес>, по состоянию на ДД.ММ.ГГ в равном его рыночной стоимости размере <данные изъяты>.
Датой обращения с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости считать ДД.ММ.ГГ.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Судебную коллегию по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции через Алтайский краевой суд в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Я.Е. Запарова
Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГ