ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-288/2017 от 21.03.2017 Ростовского областного суда (Ростовская область)

Дело № 3а – 288/2017

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

21 марта 2017 года город Ростов-на-Дону

Ростовский областной суд в составе

председательствующего судьи Чайка Е.А.,

при секретаре Найденовой З.В.,

с участием прокурора Стрельцова Е.М.,

представителя МУП «Тепловые сети» г. Новочеркасска Брежневой Г.Г.,

представителей Региональной службы по тарифам Ростовской области Вербицкого Е.А. и Мосиенко И.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Ростовского областного суда административное дело по административному исковому заявлению муниципального унитарного предприятия «Тепловые сети» г. Новочеркасска о признании постановления Региональной службы по тарифам Ростовской области от 13 ноября 2015 года N 64/16 недействующим в части, возложении обязанности принять новый нормативный правовой акт,

УСТАНОВИЛ:

МУП «Тепловые сети» г. Новочеркасска обратилось в Ростовский областной суд с административным исковым заявлением об оспаривании постановления Региональной службы по тарифам Ростовской области от 13 ноября 2015 года № 64/16 «Об установлении тарифов на тепловую энергию, поставляемую муниципальным унитарным предприятием «Тепловые сети» г. Новочеркасска потребителям, другим теплоснабжающим организациям города Новочеркасска, на 2016 - 2018 годы».

В обоснование своих требований административный истец указал, что 28 апреля 2015 года он обратился в орган регулирования с заявлением об установлении тарифа на тепловую энергию в размере 2 313, 46 руб./Гкал, документально подтвердив экономически обоснованную величину необходимой валовой выручки в размере 507 086, 51 тыс. руб.

Однако оспариваемым постановлением тариф на тепловую энергию установлен в размере 1871,49 руб./Гкал, величина необходимой валовой выручки - в размере 420 095, 37 тыс. руб., что обусловлено разногласиями, возникшими между административным истцом и Региональной службой по тарифам Ростовской области, по следующим статьям: расходы на оплату труда; отчисления на социальные нужды; расходы на ремонт основных средств; расходы на топливо (газ); расходы на электрическую энергию; расходы на холодную воду; расходы на приобретение сырья, материалов (в части материалов на текущий ремонт, ГСМ); выпадающие доходы (списанная задолженность).

Административный истец считает, что административным ответчиком установлены экономически необоснованные тарифы, необоснованно снижен размер необходимой валовой выручки, чем нарушены положения Постановления Правительства РФ от 22 октября 2012 года № 1075 «О ценообразовании в сфере теплоснабжения».

Кроме того, оспариваемым постановлением нарушаются права МУП «Тепловые сети» и его законные интересы в сфере предпринимательской деятельности, а также права неопределённого круга лиц - потребителей тепловой энергии, на оплату потреблённой тепловой энергии в соответствии с действующим порядком ценообразования, предусматривающим обязательную оплату услуг по поставке тепловой энергии поставщика.

По этим основаниям, после неоднократного уточнения своих требований, административный истец просил признать недействующим с момента вступления решения суда в законную силу постановление Региональной службы по тарифам Ростовской области от 13 ноября 2015 года № 64/16 в части утверждения для МУП «Тепловые сети» г. Новочеркасска тарифа на тепловую энергию, поставляемую муниципальным унитарным предприятием «Тепловые сети» г. Новочеркасска потребителям, другим теплоснабжающим организациям города Новочеркасска, в размере 1871, 49 руб./Гкал на 2016 год и снижения необходимой валовой выручки по следующим статьям затрат: расходы на оплату труда, отчисления на социальные нужды, расходы на ремонт основных средств (капремонт), расходы на топливо (газ), расходы на электрическую энергию, расходы на холодную воду, расходы на приобретение сырья, материалов (в части материалов на текущий ремонт, ГСМ), а также необоснованного установления необходимой валовой выручки в размере 420 095, 37 тыс. руб.; возложить на Региональную службу по тарифам Ростовской области обязанность принять новый нормативный правовой акт об установлении тарифа на тепловую энергию на 2016 год, заменяющий оспариваемое постановление в недействующей части.

В судебном заседании представитель административного истца Брежнева Г.Г. заявленные требования поддержала и просила их удовлетворить, представила возражения на отзыв по делу.

Представители Региональной службы по тарифам Ростовской области (далее - РСТ) Вербицкий Е.А. и Мосиенко И.С. полагали, что оснований для удовлетворения административного искового заявления не имеется, поскольку оспариваемый нормативный правовой акт соответствует действующему законодательству, просили в иске отказать, представили письменный отзыв по делу.

Выслушав доводы лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства, материалы тарифного дела, заслушав заключение прокурора, полагавшего, что административное исковое заявление удовлетворению не подлежит, суд приходит к следующим выводам.

Часть 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусматривает, что с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применён этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

Предметом оспаривания по данному делу является постановление Региональной службы по тарифам Ростовской области от 13 ноября 2015 года № 64/16 «Об установлении тарифов на тепловую энергию, поставляемую муниципальным унитарным предприятием «Тепловые сети» г. Новочеркасска потребителям, другим теплоснабжающим организациям города Новочеркасска, на 2016 – 2018 годы» в части установления для потребителей на период с 1 января по 30 июня 2016 года одноставочного тарифа в размере 1871, 49 руб./Гкал.

Проверяя порядок принятия оспариваемого в части нормативного правового акта, суд приходит к следующему.

В соответствии со статьёй 27 Областного закона Ростовской области от 29 мая 1996 года № 19-ЗС «Устав Ростовской области» система органов государственной власти в Ростовской области строится в соответствии с основами конституционного строя Российской Федерации и на основе разделения государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную.

Исполнительная власть в Ростовской области осуществляется через систему органов исполнительной власти во главе с Правительством Ростовской области под руководством Губернатора Ростовской области.

Статья 52 указанного Областного закона предусматривает, что в систему органов исполнительной власти Ростовской области входят также и иные органы исполнительной власти (далее - областные органы исполнительной власти), образуемые в соответствии с настоящим Уставом (часть 3).

В силу пункта 8 статьи 60 Устава Ростовской области Правительство Ростовской области в соответствии с федеральными и областными законами, указом Губернатора Ростовской области о структуре областных органов исполнительной власти утверждает положения об областных органах исполнительной власти.

Согласно части 2 статьи 63 Устава Ростовской области областные органы исполнительной власти издают нормативные правовые акты в соответствии с федеральными законами, областными законами, правовыми актами Правительства Ростовской области и (или) положениями об областных органах исполнительной власти.

Региональная служба по тарифам Ростовской области (далее - Служба) является органом исполнительной власти Ростовской области в области государственного регулирования тарифов, входящим в систему органов исполнительной власти Ростовской области (подпункт 1.1.1 пункта 1.1 постановления Правительства Ростовской области от 13 января 2012 года № 20 «Об утверждении Положения о Региональной службе по тарифам Ростовской области»).

Из подпункта 1.3.1. пункта 1.3 указанного Положения следует, что Служба на основании и во исполнение действующего законодательства по вопросам, отнесенным к её компетенции, издает постановления, имеющие нормативный характер, а по оперативным и другим текущим вопросам организации ее деятельности - приказы и распоряжения ненормативного характера.

В силу подпункта 2.1.4 пункта 2.1 Постановления Правительства Ростовской области от 13 января 2012 года № 20 Служба устанавливает (утверждает) тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям, в соответствии с установленными федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в сфере теплоснабжения предельными (минимальным и (или) максимальным) уровнями указанных тарифов, а также тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями другим теплоснабжающим организациям.

Статья 1 Областного закона Ростовской области от 29 декабря 2003 года № 85-ЗС «О порядке опубликования и вступления в силу Устава Ростовской области, Областных законов, постановлений Законодательного Собрания Ростовской области, правовых актов Губернатора Ростовской области и органов исполнительной власти Ростовской области» устанавливает, что Устав Ростовской области, Областные законы и затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина постановления Законодательного Собрания Ростовской области, носящие нормативный характер, нормативные правовые акты Губернатора Ростовской области и органов исполнительной власти Ростовской области подлежат официальному опубликованию (часть 1). Нормативные правовые акты, указанные в части 1 настоящей статьи, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения (часть 2).

Датой издания (принятия) правового акта органа исполнительной власти Ростовской области считается день подписания (утверждения) его руководителем органа исполнительной власти, издавшего (принявшего) правовой акт (часть 3 статьи 2 указанного Областного закона).

Согласно части 1 статьи 4 Областного закона Ростовской области от 29 декабря 2003 года № 85-ЗС официальным опубликованием Устава Ростовской области, областного закона, постановления Законодательного Собрания Ростовской области, правового акта Губернатора Ростовской области, органа исполнительной власти Ростовской области считается первая публикация его полного текста в газете «Наше время» или «Собрании правовых актов Ростовской области» либо его первое размещение (опубликование) на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru) или официальном портале правовой информации Ростовской области (pravo.donland.ru) в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Суд установил, что постановлением РСТ от 13 ноября 2015 года № 64/16 «Об установлении тарифов на тепловую энергию, поставляемую муниципальным унитарным предприятием «Тепловые сети» г. Новочеркасска потребителям, другим теплоснабжающим организациям города Новочеркасска, на 2016 - 2018 годы» установлены тарифы на тепловую энергию, поставляемую МУП «Тепловые сети» г. Новочеркасска, на долгосрочный период регулирования - 2016 – 2018 гг. В частности, для потребителей, в случае отсутствия дифференциации тарифов по схеме подключения, установлены одноставочные тарифы на первое полугодие 2016 года - 1871,49 руб./Гкал, на второе полугодие 2016 года - 1935, 53 руб./Гкал.

Указанное постановление издано уполномоченным органом, в установленном порядке и опубликовано на официальном портале правовой информации Ростовской области http://pravo.donland.ru 20 ноября 2015 года № 6145201511200029.

Оспариваемым постановлением установлены тарифы на тепловую энергию, поставляемую МУП «Тепловые сети» г. Новочеркасска, без указания конкретных потребителей, рассчитанные на неоднократное применение и действующие независимо от того, возникли или прекратились конкретные правоотношения по предоставлению соответствующих услуг.

Постановлением РСТ Ростовской области от 19 декабря 2016 года № 73/105 «О корректировке долгосрочных тарифов на тепловую энергию, поставляемую муниципальным унитарным предприятием «Тепловые сети» г. Новочеркасска потребителям, другим теплоснабжающим организациям города Новочеркасска, на 2017 год» внесены изменения в приложение № 1 к постановлению Региональной службы по тарифам Ростовской области от 13 ноября 2015 года № 64/16 в части изложения значений тарифов на тепловую энергию на 2017 год.

Постановление РСТ Ростовской области от 19 декабря 2016 года № 73/105 опубликовано на официальном портале правовой информации Ростовской области http://pravo.donland.ru 22 декабря 2016 года № 6145201612220054.

Таким образом, оспариваемое постановление Региональной службы по тарифам Ростовской области является нормативным правовым актом, издано в пределах полномочий Региональной службы по тарифам Ростовской области, в форме, установленной законодательством Ростовской области, официально опубликовано и является действующим.

Давая оценку оспариваемым правовым нормам, суд приходит к следующим выводам.

Правовые основы экономических отношений, возникающих в связи с производством, передачей, потреблением тепловой энергии, тепловой мощности, теплоносителя с использованием систем теплоснабжения, созданием, функционированием и развитием таких систем, а также определяет полномочия органов государственной власти, органов местного самоуправления по регулированию и контролю в сфере теплоснабжения, права и обязанности потребителей тепловой энергии, теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций установлены Федеральным законом от 27 июля 2010 года № 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон о теплоснабжении, Закон от 27 июля 2010 года № 190-ФЗ).

В целях реализации положений указанного Федерального закона в части регулирования тарифов в сфере теплоснабжения Правительством Российской Федерации 22 октября 2012 года принято Постановление № 1075, которым утверждены, в том числе, Основы ценообразования в сфере теплоснабжения (далее - Основы ценообразования, Основы № 1075) и Правила регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения (далее - Правила регулирования цен, Правила № 1075), а также Федеральной службой по тарифам 13 июня 2013 года изданы приказ N 760-э, которым утверждены Методические указания по расчёту регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения (далее - Методические указания), и приказ от 7 июня 2013 года N 163 «Об утверждении Регламента открытия дел об установлении регулируемых цен (тарифов) и отмене регулирования тарифов в сфере теплоснабжения» (далее – Регламент).

В соответствии с пунктами 5, 6 части 1 статьи 3 Закона от 27 июля 2010 года № 190-ФЗ общими принципами организации отношений в сфере теплоснабжения являются, в том числе, соблюдение баланса экономических интересов теплоснабжающих организаций и интересов потребителей; обеспечение экономически обоснованной доходности текущей деятельности теплоснабжающих организаций и используемого при осуществлении регулируемых видов деятельности в сфере теплоснабжения инвестированного капитала.

В силу части 3 статьи 7 Закона о теплоснабжении органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) устанавливают тарифы, перечень которых приведен в статье 8 названного Закона, к числу которых относятся тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям, в соответствии с установленными федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в сфере теплоснабжения предельными (минимальным и (или) максимальным) уровнями указанных тарифов, а также тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями другим теплоснабжающим организациям.

В соответствии с частью 3 статьи 8 Закона о теплоснабжении подлежащие регулированию цены (тарифы) на товары, услуги в сфере теплоснабжения устанавливаются в отношении каждой организации, осуществляющей регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, и в отношении каждого регулируемого вида деятельности. При этом затраты на обеспечение передачи тепловой энергии, теплоносителя учитываются при установлении тарифов на тепловую энергию (мощность), теплоноситель, реализация которых осуществляется теплоснабжающей организацией потребителям.

В силу частей 1, 2 статьи 9 Закона о теплоснабжении методами регулирования тарифов в сфере теплоснабжения являются: метод экономически обоснованных расходов (затрат); метод индексации установленных тарифов; метод обеспечения доходности инвестированного капитала; метод сравнения аналогов.

Порядок применения методов регулирования тарифов в сфере теплоснабжения устанавливается основами ценообразования в сфере теплоснабжения и правилами регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации. Решение о выборе метода регулирования тарифов в сфере теплоснабжения принимается органом регулирования с учетом предложения организации, осуществляющей регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения.

Согласно пункту 22 Основ ценообразования тарифы устанавливаются на основании необходимой валовой выручки, определённой для соответствующего регулируемого вида деятельности, и расчетного объёма полезного отпуска соответствующего вида продукции (услуг) на расчётный период регулирования, определённого в соответствии со схемой теплоснабжения, а в случае отсутствия такой схемы теплоснабжения - на основании программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры муниципального образования. При отсутствии схемы теплоснабжения либо программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры муниципального образования или при отсутствии в указанных документах информации об объёмах полезного отпуска тепловой энергии расчетный объём полезного отпуска тепловой энергии определяется органом регулирования в соответствии с методическими указаниями и с учетом фактического полезного отпуска тепловой энергии за последний отчётный год и динамики полезного отпуска тепловой энергии за последние 3 года. Расчёт цен (тарифов) осуществляется органом регулирования в соответствии с методическими указаниями.

Согласно пункту 71 Основ ценообразования при расчёте тарифов с применением метода индексации установленных тарифов необходимая валовая выручка регулируемой организации включает в себя текущие расходы, амортизацию основных средств и нематериальных активов и прибыль регулируемой организации, а также расчётную предпринимательскую прибыль регулируемой организации.

Необходимая валовая выручка определяется как экономически обоснованный объем финансовых средств, необходимый регулируемой организации для осуществления регулируемого вида деятельности в течение расчетного периода регулирования (пункт 2 Основ ценообразования).

По правилам пункта 13 Правил регулирования цен и пункта 3 Регламента регулируемая организация до 1 мая года, предшествующего очередному расчётному периоду регулирования, представляет в орган регулирования предложение об установлении цен (тарифов) и заявление о выборе метода регулирования тарифов.

Согласно пункту 15 Правил и пункту 5 Регламента предложение об установлении цен (тарифов) состоит из заявления регулируемой организации об установлении цен (тарифов) (далее - заявление об установлении цен (тарифов)) и необходимых материалов, указанных в пункте 16 Правил № 1075.

Открытие дела или отказ в рассмотрении предложений об установлении цен (тарифов) и возврате представленных заявителем документов и материалов осуществляется в срок не позднее 10 рабочих дней с момента регистрации заявления об установлении цен (тарифов). Для организации рассмотрения дела об установлении цен (тарифов), открываемого по результатам рассмотрения документов и материалов, указанных в пунктах 5 - 7 Регламента, руководитель органа регулирования назначает уполномоченного по делу из числа работников органа регулирования (пункты 12 и 13 Регламента).

В соответствии с пунктом 20 Правил № 1075 и пунктом 14 Регламента в случае если в ходе анализа представленного регулируемой организацией предложения об установлении цен (тарифов) возникнет необходимость уточнения предложения об установлении цен (тарифов), орган регулирования запрашивает дополнительные сведения, в том числе подтверждающие фактически понесённые регулируемой организацией расходы в предыдущем периоде регулирования. Срок представления таких сведений определяется органом регулирования, но не может быть менее 7 рабочих дней.

Согласно пункту 26 Правил № 1075 выбор метода регулирования тарифов осуществляется органом регулирования в соответствии с Основами ценообразования с учётом предложения регулируемой организации.

В соответствии с пунктом 28 Правил № 1075 и пунктом 15 Регламента орган регулирования проводит экспертизу предложений об установлении цен (тарифов). Экспертное заключение органа регулирования, а также экспертные заключения, представленные по инициативе регулируемых организаций, потребителей и (или) иных заинтересованных организаций, приобщаются к делу об открытии и рассмотрении дела об установлении цен (тарифов).

Согласно пункту 28 Основ ценообразования при определении плановых (расчётных) значений расходов (цен) орган регулирования использует источники информации о ценах (тарифах) и расходах в следующем порядке:

а) установленные на очередной период регулирования цены (тарифы) для соответствующей категории потребителей - если цены (тарифы) на соответствующие товары (услуги) подлежат государственному регулированию;

б) цены, установленные в договорах, заключенных в результате проведения торгов;

в) прогнозные показатели и основные параметры, определённые в прогнозе социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период, одобренном Правительством Российской Федерации (базовый вариант). На период до одобрения Правительством Российской Федерации прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период используются прогнозные показатели и основные параметры, определённые в базовом варианте одобренных Правительством Российской Федерации сценарных условий функционирования экономики Российской Федерации и основных параметров прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период, в том числе:

прогноз индекса потребительских цен (в среднем за год к предыдущему году);

цены на природный газ;

предельные темпы роста тарифов и динамика цен (тарифов) на товары (услуги) субъектов естественных монополий и услуги жилищно-коммунального комплекса (в среднем за год к предыдущему году) для соответствующей категории потребителей;

динамика цен (тарифов) на товары (услуги) (в среднем за год к предыдущему году).

В соответствии с пунктом 29 Правил № 1075 и пунктом 16 Регламента экспертное заключение органа регулирования помимо общих мотивированных выводов и рекомендаций должно содержать:

а) анализ экономической обоснованности расходов по статьям затрат и обоснование объёмов полезного отпуска тепловой энергии (мощности);

б) анализ экономической обоснованности величины прибыли, необходимой для эффективного функционирования регулируемых организаций;

в) сравнительный анализ динамики расходов и величины необходимой прибыли по отношению к предыдущему периоду регулирования.

Согласно пункту 15 Основ ценообразования № 1075 долгосрочные тарифы устанавливаются на срок более 1 финансового года с учётом особенностей, предусмотренных Основами ценообразования. Тарифы на тепловую энергию (мощность), тарифы на теплоноситель, поставляемый теплоснабжающими организациями потребителям и другим теплоснабжающим организациям, тарифы на услуги по передаче тепловой энергии и теплоносителя, а также тарифы на горячую воду, поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям и другим теплоснабжающим организациям с использованием открытых систем теплоснабжения (горячего водоснабжения), устанавливаются с календарной разбивкой по полугодиям исходя из непревышения величины указанных тарифов в первом полугодии очередного расчетного годового периода регулирования над величиной соответствующих тарифов во втором полугодии предшествующего годового периода регулирования по состоянию на 31 декабря.

В соответствии с пунктом 30 Правил № 1075, пунктом 19 Регламента решение об установлении цен (тарифов) принимается органом регулирования по итогам заседания правления (коллегии) органа регулирования не позднее 20 декабря года, предшествующего периоду регулирования, на который устанавливаются цены (тарифы), если иное не предусмотрено пунктом 30 Правил № 1075.

Суд установил, что 28 апреля 2015 года МУП «Тепловые сети» г. Новочеркасска обратилось в РСТ с заявлением об открытии дела об установлении тарифа на тепловую энергию, поставляемую МУП «Тепловые сети» потребителям г. Новочеркасска, на 2016 – 2018 годы с приложением обосновывающих документов.

Рассмотрев представленные документы, РСТ 15 мая 2015 года открыла дело № АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН об установлении тарифов на тепловую энергию, поставляемую МУП «Тепловые сети» потребителям, другим теплоснабжающим организациям города Новочеркасска на 2016-2018 годы, и выборе метода регулирования. Извещением (исх. РСТ от 15 мая 2015 года № АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН) заявитель был уведомлен об открытии дела.

В соответствии с пунктом 28 Правил № 1075 и пунктом 15 Регламента уполномоченным по делу № АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН была проведена экспертиза предложения МУП «Тепловые сети» об установлении тарифов на тепловую энергию и подготовлено экспертное заключение.

Согласно протоколу от 13 ноября 2015 года № 64, на заседании правления РСТ принято постановление от 13 ноября 2015 года № 64/16 «Об установлении тарифов на тепловую энергию, поставляемую МУП «Тепловые сети» потребителям, другим теплоснабжающим организациям города Новочеркасска, на 2016 - 2018 годы», в соответствии с которым одноставочный тариф для потребителей на 1 полугодие 2016 года составил 1871,49 руб./Гкал, на 2 полугодие 2016 года - 1935,53 руб./Гкал, на 1 полугодие 2017 года - 1935,53 руб./Гкал, на 2 полугодие 2017 года - 2018,44 руб./Гкал, на 1 полугодие 2018 года - 2018,44 руб./Гкал, на 2 полугодие 2018 года – 2105, 23 руб./Гкал.

При расчёте тарифов на тепловую энергию РСТ применён метод индексации установленных тарифов.

Согласно пункту 52 Основ ценообразования орган регулирования ежегодно в течение долгосрочного периода регулирования осуществляет корректировку долгосрочного тарифа, ранее установленного на год, следующий за текущим годом, в соответствии с методическими указаниями с учётом отклонения значений параметров регулирования деятельности регулируемой организации за истекший период регулирования от значений таких параметров, учтённых при расчёте долгосрочных тарифов, за исключением долгосрочных параметров регулирования.

Постановлением РСТ от 19 декабря 2016 года № 73/105 «О корректировке долгосрочных тарифов на тепловую энергию, поставляемую муниципальным унитарным предприятием «Тепловые сети» г. Новочеркасска потребителям, другим теплоснабжающим организациям города Новочеркасска, на 2017 год» установлены тарифы на тепловую энергию, поставляемую муниципальным унитарным предприятием «Тепловые сети» г. Новочеркасска потребителям, другим теплоснабжающим организациям города Новочеркасска, на 2017 год.

При этом тарифы на тепловую энергию, установленные постановлением РСТ от 13 ноября 2015 года № 64/16 на 2016 год, остались неизменными.

Административный истец полагает необоснованным исключение и снижение РСТ уровня затрат по семи статьям расходов.

Оценив доводы сторон по существу заявленных требований, суд приходит к следующим выводам.

Из материалов дела следует, что МУП «Тепловые сети» г. Новочеркасска осуществляет пять регулируемых видов деятельности:

- реализация тепловой энергии (теплоноситель – вода) потребителям г. Новочеркасска;

- реализация тепловой энергии (теплоноситель – отборный пар);

- реализация тепловой энергии для потребителей мкр. Октябрьский;

- реализация тепловой энергии, поставляемой от котельных ФГБОУ ВПО ЮРГПУ (НПИ) им. М.И. Платова;

- реализация горячей воды, поставляемой в закрытой системе теплоснабжения.

В связи с этим регулируемая организация должна вести раздельный учёт затрат относительно осуществляемых видов деятельности и представить в РСТ копии форм бухгалтерской и статистической отчетности, подтверждающие ведение раздельного учёта.

При обращении в РСТ за установлением тарифа регулируемой организацией по статье «Оплата труда» на 2016 год запланированы расходы в сумме 135 413, 17 тыс. руб., включено РСТ в тариф 102 960,92 тыс. руб.

Как следует из пункта 42 Основ ценообразования № 1075, при определении расходов на оплату труда, включаемых в необходимую валовую выручку, регулирующие органы определяют в соответствии с методическими указаниями размер фонда оплаты труда согласно отраслевым тарифным соглашениям, коллективным договорам, заключенным соответствующими организациями, и фактическому объему фонда оплаты труда за последний расчётный период регулирования, а также с учётом прогнозного индекса потребительских цен.

Анализ представленных для обоснования документов показал, что планируемая численность персонала, отнесённая на вид деятельности «Тепловая энергия», - 652 чел. - является экономически необоснованной по следующим основаниям:

- штатное расписание МУП «Тепловые сети» на 1 января 2016 года не утверждено органом местного самоуправления, осуществляющим функции и полномочия учредителя, определяющим условия и порядок деятельности муниципального предприятия и заключающим трудовой договор с руководителем и утверждающим показатели экономической эффективности деятельности предприятия;

- штатное расписание составлено не в разрезе регулируемых видов деятельности и не содержит раздельного учёта по пяти регулируемым видам деятельности;

- представленный расчёт нормативной численности не обоснован документальным подтверждением исходных данных, принятых для расчёта, не содержит раздельного учёта по регулируемым видам деятельности;

- при расчёте нормативной численности руководителей, специалистов и служащих не применён метод интерполяции, в результате чего численность общего руководства завышена;

- в нормативную численность необоснованно включён персонал по расчету и учёту платежей населения;

- необоснованно, без ссылки на норматив, включена численность персонала по организации техобслуживания и текущего ремонта подвижного состава автомобильного транспорта;

- планируемое количество водителей автотранспорта не обосновано нормативной потребностью в автотранспорте, не подтверждён факт использования автомашин в течение года.

Фактическая численность персонала за 2014 год по всем регулируемым видам деятельности составила 593,58 чел., из них на тепловую энергию, поставляемую потребителям г. Новочеркасска (теплоноситель – вода), численность не выделена.

В отчётных данных о расходах на оплату труда отражены показатели (в том числе численности работников) в целом по предприятию 593,58 чел., без раздельного учёта по видам регулируемой деятельности.

Таким образом, заявленная МУП «Тепловые сети» г. Новочеркасска на 2016 год численность персонала (652 чел.) рассчитана без учета фактической численности за 2014 год, которая всего по предприятию составляет 593,58 чел. В связи с этим численность персонала, необходимая для расчёта расходов на оплату труда в 2016 году по тепловой энергии (теплоноситель - горячая вода), определена РСТ исходя из фактической численности персонала всего по предприятию, подтверждённой отчетностью за 2014 год (593,58 чел.), без учёта численности работников по тепловой энергии (теплоноситель – отборный пар) 56,66 чел., численности работников по производству и передаче тепловой энергии для потребителей мкр. Октябрьский 11,2 чел., численности работников по тепловой энергии, поставляемой от котельных ФГБОУ ВПО ЮРГПУ (НПИ) им. М.И. Платова - 1 чел.

Расчётная численность персонала на 2015 год составила 524,73 чел., что соответствует фактической численности персонала по тепловой энергии за 2014 год. На основании вышеизложенного численность персонала, необходимая для расчёта расходов на оплату труда в 2016 г. по тепловой энергии, определена на уровне 524,73 чел., в том числе круглогодичный персонал 483 чел., сезонный персонал 83,46 чел.

По результатам экспертизы РСТ планируемые МУП «Тепловые сети» г. Новочеркасска на 2016 год расходы на оплату труда признаны необоснованными по следующим основаниям: штатное расписание не утверждено органом местного самоуправления, осуществляющим функции и полномочия учредителя, составлено не в разрезе регулируемых видов деятельности и не содержит раздельного учёта.

МУП «Тепловые сети» г. Новочеркасска представлены документы, которые на 2016 год не действуют: коллективный договор, заключённый 15 апреля 2011 года на 3 года, изменения на 2013 год в коллективный договор: положение о текущем премировании рабочих, положение о премировании руководителей, специалистов и служащих, положение о доплатах и надбавках работникам, о порядке выплаты ежемесячного вознаграждения за выслугу лет, о порядке и условиях выплаты вознаграждения по итогам работы за год.

При определении расходов на оплату труда на 2016 год РСТ учтена месячная тарифная ставка рабочего 1-го разряда на уровне, принятом в ОТС, 4225 руб. Учитывая отсутствие коллективного договора на 2016 год, коэффициент особенностей работ включён в расчет тарифа в размере, предусмотренном ОТС - 1,4.

Расчёты планируемых на 2016 год расходов на оплату труда определены РСТ с учётом фактического объема фонда оплаты труда за последний расчётный период регулирования, что предусмотрено п. 42 Основ ценообразования № 1075, и фактической численности персонала в 2014 году.

Предложенные МУП «Тепловые сети» г. Новочеркасска размеры выплат, связанные с режимом работы и условиями труда (9,72 %), текущего премирования (39,45 %), вознаграждения за выслугу лет (4,7012 %) признаны

не обоснованными документами бухгалтерского учета и отчётностью за 2014 год.

В расчёте расходов на оплату труда на 2016 год РСТ учтён размер выплат, связанных с режимом работы и условиями труда - 9,27 %, средний процент премирования (выплат стимулирующего характера) принят на уровне, рекомендуемом ОТС, - не более 30 % от общего фонда заработной платы.

При расчете расходов на оплату труда не учтена выплата вознаграждения за выслугу лет в связи с отсутствием фактических данных и коллективного договора.

Фактический объём фонда оплаты труда в последнем расчётном периоде регулирования (2014 год) по данным МУП «Тепловые сети» составил 104 470 тыс. руб. в целом по предприятию, без выделения по регулируемым видам деятельности.

С учётом прогнозного индекса потребительских цен на 2015 год (1,067) и на 2016 год (1,074) и фактических расходов 2014 года (104 470 тыс. руб.), планируемые затраты на оплату труда в целом по предприятию без выделения по регулируемым видам деятельности на 2016 год должны составить - 119 718,23 тыс. руб., что ниже заявленной на разногласия МУП «Тепловые сети» г. Новочеркасска по отдельному виду деятельности - производство и передача тепловой энергии (теплоноситель – вода) потребителям г. Новочеркасска суммы - 121 419,3 тыс. руб.

По статье «Отчисления на социальные нужды» (страховые взносы) регулируемой организацией было заявлено расходов 40623,95 тыс. руб. РСТ признала экономически обоснованными расходы в сумме 30 888,27 тыс. руб., определённые исходя из экономически обоснованных расходов по статье «Оплата труда» в сумме 102960,92 тыс. руб. и норматива отчислений, заявленного организацией, 30,0 %.

Соответственно, заявленные МУП «Тепловые сети» г. Новочеркасска требования по включению затрат по статье «Отчисления на социальные нужды» в сумме 36425,79 тыс. руб. признаны необоснованными.

По статье «Расходы на ремонт основных средств» организацией заявлено для включения в тариф на 2016 год 20583, 59 тыс. руб.

Согласно пункту 41 Основ ценообразования № 1075 при определении расходов на проведение ремонтных работ используются расчётные цены и обоснованные мероприятия по проведению ремонтных работ на производственных объектах, принадлежащих ей на праве собственности или на ином законном основании.

Расходы по указанной статье в заявленном размере признаны необоснованными по следующим основаниям: планируемые затраты не подтверждены документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации; не представлены цены, установленные в договорах, заключённых в результате проведения торгов; не представлена конкурсная документация, предусмотренная пунктом 16 Правил регулирования № 1075; не представлены копии договоров на выполнение ремонтных работ подрядным способом на период регулирования (2016 год); не представлены обоснованные мероприятия по проведению ремонтных работ на производственных объектах в соответствии с пунктом 41 Основ ценообразования № 1075; все виды капитального ремонта планируется выполнить подрядным способом, при наличии на предприятии численности персонала для выполнения капитального ремонта хозспособом.

По результатам экспертизы РСТ признаны экономически обоснованными расходы по статье «Расходы на ремонт основных средств» на 2016 год в размере 11491, 2 тыс. руб., расходы в сумме 19134,45 тыс. руб. -необоснованными.

При расчёте тарифа на топливо (газ) МУП «Тепловые сети» г. Новочеркасска были запланированы расходы в сумме 226 881, 74 руб., признаны экономически обоснованными расходы по статье «Расходы на топливо» в размере 200 594, 89 руб.

Согласно пункту 34 Основ ценообразования № 1075, расходы на топливо определяются как сумма произведений следующих величин: удельного расхода топлива на производство 1 Гкал тепловой энергии, плановой цены на топливо, с учетом затрат на его доставку и хранение, расчетного объема отпуска тепловой энергии, поставляемой с коллекторов источников тепловой энергии.

При этом РСТ были учтены следующие показатели: вид используемого топлива, отпуск тепловой энергии с коллекторов, норматив удельного расхода топлива, расход условного топлива, переводной коэффициент, расход натурального топлива, средняя цена натурального топлива, стоимость топлива.

Расчётный объем отпуска тепловой энергии, поставляемой с коллекторов источников тепловой энергии, определён по результатам экспертизы исходя из полезного отпуска тепловой энергии, определённого исходя из факта 3-х лет.

Норматив удельного расхода топлива (168,3 кг.у.т./Гкал) снижен на 1% от величины, заявленной МУП «Тепловые сети» г. Новочеркасска (170 кг.у.т./Гкал), в соответствии с протоколом заседания Общественного совета при РСТ от 11.06.2015 № 6.

Плановые цены на газ в 2016 г. определены в соответствии с положениями пунктов 28 и 37 Основ ценообразования № 1075.

Снижение расходов на 2016 год по отношению к утверждённым в тарифе 2015 года составило 95,11 % и обусловлено снижением собственной выработки тепловой энергии в связи со снижением объёма реализации тепловой энергии на 91,74 %.

Расходы на электрическую энергию заявлены организацией в размере 40 923, 86 тыс. руб.

Пунктом 38 Основ ценообразования определено, что расходы на приобретаемые энергетические ресурсы (электрическую энергию, тепловую энергию) определяются как сумма произведений расчётных объёмов приобретаемых энергетических ресурсов, включающих потери при производстве и передаче тепловой энергии, на соответствующие плановые (расчётные) цены.

Анализ представленных документов показал, что фактические расходы на электроэнергию и её объем документально не подтверждены. Согласно статистической форме отчетности № 1-ТЕП за 2014 год фактический расход электроэнергии по норме составил 10587,7 тыс. кВт.ч. Расход электроэнергии, отнесённый на вид деятельности – производство и передача тепловой энергии (теплоноситель – вода) потребителям г. Новочеркасска не выделен. Не представлены акты выполненных работ за 2014 год на поставку электроэнергии с выделением точек поставки в котельных (вид деятельности – производство и передача тепловой энергии (теплоноситель – вода) потребителям г. Новочеркасска) для обоснования фактических расходов, что предусмотрено пунктами 29 и 31 Основ ценообразования № 1075 и т.д.

При расчёте тарифа на тепловую энергию на 2016 год учтён объём электроэнергии, определённый на уровне плановых объемов 2014 и 2015 годов в количестве 7 996,44 тыс. кВтч, что в расчёте на единицу полезного отпуска тепловой энергии составляет 36,11 тыс.кВтч/тыс.Гкал.

По результатам экспертизы РСТ признаны экономически обоснованными расходы по статье «Расходы на электрическую энергию» на 2016 год в сумме 38 772,79 тыс. руб.

По статье «Расходы на холодную воду» в 2016 году МУП «Тепловые сети» г. Новочеркасска запланированы расходы в сумме 1495,79 тыс. руб.

При этом в материалах тарифного дела отсутствует раздельный учёт расходов на холодную воду и объёмов холодной воды по пяти регулируемым видам деятельности.

Согласно пункту 38 Основ ценообразования № 1075 расходы на холодную воду определяются как сумма произведений расчётных объёмов холодной воды, включающих потери при производстве и передаче тепловой энергии, на соответствующие плановые (расчётные) цены.

Формула расчёта расходов на приобретение холодной воды приведена в пункте 27 Методических указаний.

Расходы на 2016 год признаны необоснованными в заявленном размере по следующим основаниям: отсутствуют расчёты количества воды, необходимой для производства и передачи тепловой энергии на планируемый период, выполненные в соответствии с положениями «Методики определения потребности в топливе, электрической энергии и воде при производстве и передаче тепловой энергии и теплоносителей в системах коммунального теплоснабжения», утверждённой Госстроем России 12 августа 2003 года; отсутствуют договорные объёмы поставки воды; отсутствуют отнесённые на вид деятельности - производство и передача тепловой энергии (теплоноситель – вода) потребителям г. Новочеркасска расходы на воду; завышены прогнозные цены на воду.

По результатам экспертизы объём холодной воды на 2016 год включён в расчёт расходов на холодную воду в количестве 39, 88 тыс. м3, что соответствует фактическому расходу воды по норме в 2014 году и плану 2015 года; признаны экономически обоснованными расходы на холодную воду в сумме 1 260,55 тыс. руб.

По статье «Расходы на приобретение сырья и материалов» в тариф на 2016 год организацией было заявлено 22896, 85 тыс. руб.

Согласно пункту 40 Основ ценообразования № 1075 расходы на приобретение сырья и материалов, используемых для производственных и хозяйственных нужд, определяются как сумма по каждому виду сырья и материалов произведений плановых цен и экономически обоснованных объемов потребления сырья и материалов.

Расходы в заявленном размере признаны необоснованными по следующим основаниям: не представлены экономически обоснованные объёмы потребления сырья и материалов; планируемые затраты не подтверждены документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации; не представлены цены, установленные в договорах, заключённых в результате проведения торгов; не представлена конкурсная документация, предусмотренная п. 16 Правил регулирования № 1075; не представлены копии договоров на приобретение материалов на период регулирования (2016 год), в материалах дела отсутствуют фактические данные за 2014 год в разрезе видов сырья и материалов.

В результате РСТ признаны экономически обоснованными расходы по статье «Расходы на приобретение сырья и материалов» на 2016 год в сумме 430,63 тыс. руб. (в т.ч. стоки - 191,6 тыс. руб.; материалы для текущего ремонта, ХВО и на содержание зданий - 239,03 тыс. руб.).

Соответственно, заявленные МУП «Тепловые сети» г. Новочеркасска требования по включению затрат по указанной статье в сумме 8363,14 тыс. руб. признаны РСТ необоснованными.

По мнению суда, выводы РСТ являются правомерными, т.к. расчёт затрат по вышеуказанным статьям расходов произведён в соответствии с нормативными правовыми актами в сфере государственного регулирования тарифов на тепловую энергию.

Экспертное заключение по своему содержанию отвечает требованиям пункта 29 Правил регулирования тарифов и содержит предусмотренные пунктом 32 этих Правил сведения об основных плановых (расчётных) показателях на расчётный период регулирования, отражённые в протоколе заседания правления РСТ.

В силу пункта 50 Основ по итогам расчетного периода регулирования орган регулирования исключает из необходимой валовой выручки регулируемой организации, используемой при установлении тарифов на следующий период регулирования, произведённые регулируемой организацией в течение расчётного периода за счёт поступлений от регулируемой деятельности необоснованные расходы, выявленные на основании анализа представленных регулируемой организацией бухгалтерской и статистической отчетности (в том числе первичных документов бухгалтерского учета, раскрывающих порядок ведения раздельного учета доходов и расходов по регулируемым и нерегулируемым видам деятельности), а также договоров, актов выполненных работ и платёжных документов, подтверждающих факт понесения расходов по этим договорам.

Орган регулирования отказывает регулируемой организации во включении в цены (тарифы) отдельных расходов, предложенных регулируемой организацией, только в случае экономической необоснованности таких расходов в соответствии с Основами ценообразования и методическими указаниями (пункт 33 Правил регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения).

Как следует из материалов дела, по результатам анализа представленных МУП «Тепловые сети» г. Новочеркасска документов, с учетом подготовленного экспертного заключения, заявленная организацией величина необходимой валовой выручки на 2016 год была скорректирована до 420 095, 37 тыс. руб.

Проанализировав представленные документы, суд приходит к выводу о том, что корректировка необходимой валовой выручки в сторону уменьшения произошла в результате отсутствия экономической обоснованности ряда заявленных расходов.

Доводы представителя административного истца о предоставлении организацией в РСТ всего перечня документов, необходимых для рассмотрения дела о тарифах в сфере теплоснабжения, а также дополнительно запрошенных сведений, опровергаются исследованными судом материалами тарифного дела.

Согласно пункту 16 Правил к заявлению об установлении цен (тарифов) прилагаются следующие документы и материалы: копии бухгалтерской и статистической отчётности за предшествующий расчетный период регулирования и на последнюю отчётную дату, расчёт полезного отпуска тепловой энергии (мощности), теплоносителя с дифференциацией по видам с обоснованием размера расхода тепловой энергии, теплоносителя, горячей воды на передачу (потери) по сетям, в том числе объёма поставки тепловой энергии (мощности), теплоносителя согласно заключённым в соответствии с Законом о теплоснабжении договорам по ценам, определённым соглашением сторон и др.

Таким образом, обязательным условием для учёта органом регулирования при установлении регулируемых цен (тарифов) статей расходов, заявленных организацией, является доказанная заявителем обоснованность и документальное подтверждение таких расходов на основании годовой бухгалтерской и статистической отчетности.

В данном случае документы, обосновывающие доводы административного истца, представлены не в полном объёме и не подтверждают указанные статьи расходов.

Исследованными судом доказательствами подтверждается, что обязательный раздельный учёт в сфере теплоснабжения объема производства тепловой энергии, теплоносителя, доходов и расходов, связанных с производством, передачей и со сбытом тепловой энергии, теплоносителя МУП «Тепловые сети» г. Новочеркасска не осуществляет.

Ссылки на то, что административным ответчиком при оценке представленных документов не был учтён факт применения к МУП процедуры конкурсного производства в рамках дела о банкротстве, что исключает возможность разработки производственной программы в системе теплоснабжения и утверждение штатного расписания органом местного самоуправления, осуществляющим функции и полномочия учредителя, определяющим условия и порядок деятельности муниципального предприятия, не могут быть приняты судом во внимание, поскольку применение к организации конкурсного производства само по себе не является основанием для изменения требований к предоставляемым ею документам.

Из материалов дела также следует, что 24 декабря 2015 года МУП «Тепловые сети» было подано заявление в Федеральную антимонопольную службу России о разногласиях с РСТ при принятии постановления от 13 ноября 2015 года № 64/16 в части учтённых в расчёте тарифов расходов на заработную плату, отчислений на социальные нужды, ремонт основных средств, расходов на холодную воду, электрическую энергию, на приобретение сырья и материалов, которые являются предметом оспаривания по настоящему административному делу, и выпадающим доходам.

По результатам рассмотрения в соответствии с Правилами рассмотрения разногласий, возникающих между органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, органами местного самоуправления поселений, городских округов, организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности, и потребителями, утверждёнными постановлением Правительства РФ от 5 ноября 2003 года № 674, приказом от 19 декабря 2016 года № 1798/16 ФАС России в удовлетворении заявленных требований МУП «Тепловые сети» г. Новочеркасска отказала.

При таких обстоятельствах суд полагает, что постановление РСТ от 13 ноября 2015 года № 64/16 «Об установлении тарифов на тепловую энергию, поставляемую муниципальным унитарным предприятием «Тепловые сети» г. Новочеркасска потребителям, другим теплоснабжающим организациям города Новочеркасска, на 2016-2018 годы» в оспариваемой части не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, не нарушает права и законные интересы истца, оспариваемые заявителем тарифы в настоящее время не применяются, в связи с чем оснований для признания постановления недействующим в указанной части у суда не имеется.

Поскольку в соответствии с частью 4 статьи 216 КАС РФ возложение обязанности принять новый нормативный правовой акт в случае выявления недостаточной правовой урегулированности административных и иных публичных правоотношений, которая может повлечь за собой нарушение прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, является следствием признания нормативного правового акта не действующим полностью или в части, то при отказе в удовлетворении заявленных требований основания для его применения отсутствуют.

При таких обстоятельствах административное исковое заявление удовлетворению не подлежит.

Руководствуясь статьями 175 - 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении административного искового заявления муниципального унитарного предприятия «Тепловые сети» г. Новочеркасска о признании недействующим в части постановления Региональной службы по тарифам Ростовской области от 13 ноября 2015 года № 64/16, возложении обязанности принять новый нормативный правовой акт отказать.

Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации через Ростовский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья Е.А. Чайка

Решение в окончательной форме принято 27 марта 2017 года.