ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-288/2022 от 19.04.2022 Московского областного суда (Московская область)

Дело № 3а-288/2022

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Московская область

Московский областной суд в составе:

председательствующего судьи Елизаровой М.Ю.

при секретаре Александровой И.В.,

с участием прокурора Быхановой Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ООО «Фрязино-М» о признании нормативных правовых актов органа государственной власти субъекта Российской Федерации недействующим,

установил:

распоряжением Министерства имущественных отношений Московской области №15ВР-1947 от 28 ноября 2020 года утвержден перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2020 год (далее - Перечень на 2020 год).

распоряжением Министерства имущественных отношений Московской области №15ВР-1607 от 26 ноября 2020 года утвержден перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2021 год (далее - Перечень на 2021 год).

Распоряжением Министерства имущественных отношений Московской области №15ВР-2199 от 29 ноября 2020 года утвержден перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2022 год (далее - Перечень на 2022 год).

Распоряжения опубликованы в официальном печатном издании – газете «Ежедневные Новости. Подмосковье», а также на официальном сайте Министерства имущественных отношений Московской области в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

В перечни объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется, как кадастровая стоимость на 2020 год под пунктом 140 приложения включено нежилое помещение с кадастровым номером <данные изъяты>. Данное помещение также включено в Перечень на 2021 год -пункт 4052 и в Перечне на 2022 год объект указан в пункте 4250.

Административный истец обратился в суд с административным исковым заявлением о признании не действующими указанных выше распоряжений в части включения, принадлежащего ему на праве собственности помещения, расположенного по адресу: <данные изъяты>

В обоснование заявленных требований, в административном исковом заявлении указано, что спорное помещение не обладает предусмотренными статьей 378.2 Налогового кодекса РФ (далее – НК РФ) признаками объекта, так как помещение фактически не используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания.

В ходе рассмотрения дела представитель административного истца заявленные требования поддержал и указал, что спорное помещение фактически на протяжении длительного времени используется под размещение гостиницы. Организация общественного питания для населения, а также оказание услуг по организации общественного питания как самостоятельная отрасль административным истцом в помещении не осуществляется.

Представитель Министерства имущественных отношений Московской области в судебном заседании возражал относительно заявленных требований. В отзыве указал, что помещение было включено в Перечни исходя по технической документации, исходя из которой, в объекте имеются помещения такие как банкетные залы, пекарня, магазин, мойки, холодильники, кухня в совокупности, составляющие более 20 % от общей площади и относящиеся к объектам общественного питания и торговли. Таким образом, условия включения объекта в Перечни соблюдены.

Суд, выслушав явившихся сторон, исследовав и оценив собранные по делу доказательства в их совокупности и взаимосвязи, заслушав заключение прокурора Московской областной прокуратуры Быхановой Е.В. полагавшей, что имеются основании для удовлетворения требований административного истца, приходит к следующему выводу.

Согласно части 1 статьи 208 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

Как установлено судом, и следует из материалов дела, административный истец с 2020 года является собственником нежилого помещения с кадастровым номером <данные изъяты>, площадью 2133.8 кв. метров состоящего из первого этажа и подвала, расположенного по адресу: <данные изъяты>

Административный истец как собственник объекта недвижимости несет обязанность по уплате налога на имущество юридических лиц лиц.

Согласно пункту "и" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. При этом данные законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам (части 2, 5 статьи 76 Конституции РФ).

Подпунктом 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (здесь и далее по тексту законы и иные нормативные акты приведены в их редакции, действующей на дату принятия оспариваемого в части нормативного правового акта) к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемого данными органами за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, отнесено решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов.

Согласно предписаниям статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги, которые должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными.

В силу пункта 1 статьи 373 Налогового кодекса Российской Федерации все юридические лица, имеющие имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 374 НК РФ, являются плательщиками налога на имущество организаций.

В преамбуле Закона Московской области от 21 ноября 2003 года N150/2003-ОЗ "О налоге не имущество организаций Московской области" указано на то, что настоящим Законом в соответствии с федеральным законодательством о налогах и сборах устанавливается и вводится в действие налог на имущество организаций (далее - налог), определяются ставки налога, особенности определения налоговой базы в отношении отдельных объектов недвижимого имущества и порядок уплаты налога на территории Московской области.

Пунктом 1 статьи 1.1 Закона Московской области в соответствии с которым изданы оспариваемые распоряжения, налоговая база как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке, определяется в отношении ряда видов имущества, общей площадью от 1000 кв. метров и помещений в них, включенных в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, формирование и размещение которого осуществляется в соответствии со статьей 378.2 НК РФ.

Согласно подпункту 1 пункта 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.

В соответствии с пунктом 1 Положения о Министерстве имущественных отношений Московской области, утвержденного Постановлением Правительства Московской области от 29.10.2007 N 842/27 Министерство имущественных отношений Московской области (далее - министерство) является центральным исполнительным органом государственной власти Московской области специальной компетенции, осуществляющим исполнительно-распорядительную деятельность на территории Московской области в сфере имущественно-земельных отношений, проводящим государственную политику, осуществляющим межотраслевое управление и координацию деятельности в указанной сфере иных центральных и территориальных исполнительных органов государственной власти Московской области, государственных органов Московской области и государственных учреждений Московской области, образованных для реализации отдельных функций государственного управления Московской области (далее Положение).

В силу пункта 13.5.1 Положения, в Московской области уполномоченным органом, определяющим перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, является Министерство имущественных отношений Московской области.

Анализ названных норм свидетельствует о том, что оспариваемые нормативные правовые акты приняты компетентным органом с соблюдением требований к их форме, порядку принятия и к введению их в действие.

Распоряжения Министерства имущественных отношений Московской области от 28.11.2019 № 15ВР-1947, от 26.11.2020 № 15ВР-1607, от 29.11.2021 №15ВР*2199 опубликованы на официальном портале Правительства Московской области – http://www.mosreg.ru, на официальном сайте Министерства имущественных отношений Московской области, а также в официальном печатном издании – газете Ежедневные новости. «Подмосковье».

Таким образом, порядок принятия и опубликования нормативных правовых актов соблюден. Данное обстоятельство административным истцом не оспаривается.

Вместе с тем, по мнению суда, включение спорного объекта недвижимости в Перечни объектов на 2022, 2021 и 2022 годы произведено без соблюдения требований действующего законодательства, а именно.

Из позиции административного ответчика по заявленным требованиям следует, что объект недвижимости был включен в перечни объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость исходя из того, что объект с кадастровым номером 50:44:0020204:596, площадью 2133.8 кв.м. имеет площадь более 1000 кв.м.; в соответствии с документами технического учета имеет помещения с назначением «банкетные залы, кухни, мойки, холодильники, пекарни, магазины», что составляет более 20% от общей площади помещения.

Обязанность доказывать соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, возлагается на орган, принявший оспариваемый нормативный правовой акт (часть 9 статьи 213 КАС РФ).

В соответствии с подпунктами 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база по налогу на имущество организаций определяется в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения: административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них; нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.

Согласно пункту 4 указанной статьи торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:

1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;

2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

При этом здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания; фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

Как следует из материалов дела, из выписки из ЕГРН, помещение имеет назначение «нежилое помещение» и расположено в пределах здания с кадастровым номером 50:44:0020204:106. Указанное здание является многоквартирным жилым домом. Земельный участок под объектом не сформирован.

Согласно документом технического учета, технического паспорта от 02.08.2018 года помещение имеет назначение и наименование «нежилое». Согласно экспликации к поэтажному плану объекта недвижимости в нем расположены помещения с наименованием «банкетный зал», площадью 60,9, 80,9, 121,5, 162,2, 76,8, 21,8 и 51,3 кв. метров (в сумме 575,4 кв. метров), и «магазин», площадью 155,7, 6,1 и 4.8 кв. метров, что в сумме составляет 166,6 кв. метров – всего 742 кв. метров (что составляет 32% от общей площади). При включении объектов в перечень административным ответчиком учтены помещения с наименованием «кухня», «мойка», «холодильник», «пекарня».

По данным технического паспорта от 24..09.2019 года составленного кадастровым инженером в указанном помещении большую часть составляют помещения с наименование «номерной фон», «подсобные помещения», «конференц-залы гостиницы», помещения с наименованием «кухня» имеют площадь 43.4, 14.0 кв. метров, «холодильник» 39.5, 16.1 кв. метров, «мойка» 8.2 кв. метров, что составляет 121.2 кв. метров от общей площади объекта.

При этом в ходе рассмотрении административного дела установлено, что фактически все помещение используется для размещения гостиницы. Указанные обстоятельства подтверждаются данными статистического учета по состоянию на 2019,2020 и 2021 года согласно сведениям, представленным о деятельности коллективного средства размещения по адресу: <данные изъяты> размещается гостиница, круглогодичного функционирования без категории звездности с номерным фондом 19 номеров.

По данным Администрации городского округа Фрязино Московской области по адресу: <данные изъяты> осуществляет свою деятельность отель «Мёд» и оказывает услуги по временному размещению прибывающих в город граждан с 2009 года.

Согласно Межгосударственному стандарту ГОСТ 31985-2013 «Услуги общественного питания. Термины и определения» (далее – ГОСТ 31985-2013) общественное питание (индустрия питания) – это самостоятельная отрасль экономики, состоящая из предприятий различных форм собственности и организационно-управленческой структуры, организующая питание населения, а также производство и реализацию готовой продукции и полуфабрикатов как на предприятии общественного питания, так и вне его, с возможностью оказания широкого перечня услуг по организации досуга и других дополнительных услуг. При этом под предприятием общественного питания (предприятие питания) понимается объект хозяйственной деятельности, предназначенный для изготовления продукции общественного питания, создания условий для потребления и реализации продукции общественного питания и покупных товаров (в том числе пищевых продуктов промышленного изготовления) как на месте изготовления, так и вне его по заказам, а также для оказания разнообразных дополнительных услуг, в том числе по организации досуга потребителей.

В соответствии с п. 41 ГОСТ 31985-2013 услуга общественного питания (индустрии питания): Результат деятельности предприятий общественного питания (юридических лиц или индивидуальных предпринимателей) по удовлетворению потребностей потребителя в продукции общественного питания, в создании условий для реализации и потребления продукции общественного питания и покупных товаров, в проведении досуга и в других дополнительных услугах.

Из п. 42 ГОСТ 31985-2013 следует, что исполнителем услуги общественного питания является предприятие общественного питания (юридическое лицо или индивидуальный предприниматель), оказывающее услуги общественного питания.

Согласно пункту 3.1 Национального стандарта Российской Федерации ГОСТ 30389-2013 "Услуги общественного питания. Предприятия общественного питания. Классификация и общие требования" под предприятием как объектом общественного питания подразумевается имущественный комплекс, используемый юридическим лицом для оказания услуг общественного питания, а также для оказания разнообразных дополнительных услуг. В этом же стандарте приведены определения кафе, бара, предприятия быстрого обслуживания, столовой.

Начиная с 1 января 2019 года гостиницей считается средство размещения, в котором предоставляются гостиничные услуги и которое относится к одному из видов гостиниц, предусмотренных положением о классификации гостиниц, утвержденным Правительством Российской Федерации (ст. 1 Федерального закона от 24.11.1996 N 132-ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации").

Согласно положения о классификации гостиниц утвержденного как постановлением Правительства РФ от 16.02.2019 N 158.так и постановлением Правительства РФ от 18.11.2020 N 1860 гостиница без категории звезд не обязана предоставлять услуги по питанию и обслуживанию в номерах.

В свою очередь в материалах дела отсутствуют доказательства размещения в вышеназванном объекте помещений для оказания услуг общественного питания в качестве самостоятельного вида предпринимательской деятельности. Напротив установлено, что использование помещения связано непосредственно с осуществлением обществом гостиничного обслуживания. Получателями услуг питания является ограниченный круг лиц, проживающих в гостинице.

Наименование помещений «банкетный зал» однозначно не свидетельствует об использовании объекта недвижимости для оказания услуг общественного питания. Обследование помещения в целях установления его фактического использования на момент включения в Перечни административным ответчиком не проводилось.

Следовательно, суд приходит к выводу, что в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, а также в соответствии с документами технического учета (инвентаризации) объекта недвижимости спорное помещение в Перечень на 2020,2021 и 2022 года включению не подлежало.

Учитывая положения пункта 1,2 части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства РФ и пункта 38 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года №50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами», суд полагает, что оспариваемая норма в части подлежит признанию недействующей со дня ее принятия и возложить на Министерство имущественных отношений Московской области обязанность опубликовать сообщение о принятом судом решении в официальном печатном издании органов государственной власти Московской области в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

В соответствии с частью 1 статьи 103 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением административного дела.

В силу пунктов 1, 2.1 статьи 111 КАС РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных статьей 107 и частью 3 статьи 109 названного кодекса.

Как следует из материалов дела, стороной административного истца понесены расходы на оплату государственной пошлины в размере 4500.00 рублей, которая в соответствии с положениями выше приведенными подлежит взысканию с Министерства имущественных отношений Московской области.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 177,178, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд,

РЕШИЛ:

Требования общества с ограниченной ответственностью «Фрязино М» -удовлетворить.

Признать недействующим пункт 140 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, утвержденного распоряжением Министерства имущественных отношений Московской области от 28 ноября 2019 год №15ВР-1947 с момента принятия;

Признать недействующим пункт 4052 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, утвержденного распоряжением Министерства имущественных отношений Московской области от 26 ноября 2020 год №15ВР-1607 с момента принятия;

Признать недействующим пункт 4250 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, утвержденного распоряжением Министерства имущественных отношений Московской области от 29 ноября 2021 год №15ВР-2199 с момента принятия;

Обязать Министерство имущественных отношений Московской области опубликовать сообщение о принятом решении суда в официальном печатном издании органов государственной власти Московской области в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Взыскать с Министерства имущественных отношений Московской области в пользу общества с ограниченной ответственностью «Фрязино-М» судебные расходы, понесенные на оплату государственной пошлины в размере 4500.00 рублей

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Первый апелляционный суд общей юрисдикции через Московский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

В окончательной форме решение принято 26.04.2022г.

Судья М.Ю. Елизарова