ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-289/20 от 16.12.2020 Ставропольского краевого суда (Ставропольский край)

дело № 3а-289/2020

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

город Ставрополь 16 декабря 2020 года

Ставропольский краевой суд в составе председательствующего судьи Задорневой Н.П., при секретаре судебного заседания Стасенко О. В.,

с участием представителя административного истца акционерного общества «Домостроитель» – ФИО1, представителя заинтересованного лица – Государственного бюджетного учреждения Ставропольского края «Ставкрайимущество» - ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению акционерного общества «Домостроитель» к министерству имущественных отношений Ставропольского края, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю об установлении кадастровой стоимости земельных участков в размере их рыночной стоимости,

установил :

Акционерное общество «Домостроитель» (далее – АО «Домостроитель», Общество) обратилось в Ставропольский краевой суд с административным исковым заявлением к министерству имущественных отношений Ставропольского края, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю об установлении по состоянию на 01 января 2019 года кадастровой стоимости:

- земельного участка из земель населенных пунктов под производственную базу, с кадастровым номером …:1, общей площадью 75 201 кв. м., расположенного по адресу: Ставропольский край, район …, равной его рыночной стоимости в размере – 13 205 000 рублей, определенной на основании отчета № … от 13 апреля 2020 года;

- земельного участка из земель населенных пунктов под производственную базу, с кадастровым номером …:59, общей площадью 44 540 кв. м., расположенного по адресу: Ставропольский край, район …, равной его рыночной стоимости в размере – 9 153 000 рублей, определенной на основании отчета № … от 13 апреля 2020 года;

- земельного участка из земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, недропользование (добыча недр открытым (карьеры) способом), кадастровый номер …:18, общей площадью 142 007 кв. м., расположенного по адресу: Ставропольский край, … район, территория муниципального образования горда …, …, равной его рыночной стоимости в размере – 9 756 000 рублей, определенной на основании отчета № … от 08 апреля 2020 года;

- земельного участка из земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, недропользование (добыча недр открытым (карьеры, отвалы) и закрытым (шахты, скважины и т.п.) способами, кадастровый номер …:10, общей площадью 14 812 кв. м., расположенного по адресу: Ставропольский край, … район, территория муниципального образования горда …, равной его рыночной стоимости в размере – 1 597 000 рублей, определенной на основании отчета № … от 08 апреля 2020 года.

В обоснование заявленных требований административный истец указал, что вышеуказанные земельные участки с кадастровыми номерами …:59, …:18, …:10 принадлежат Обществу на праве аренды на основании договоров аренды от 23 ноября 2011 года № …, от 22 августа 2016 года № …, от 25 ноября 2016 года № …, что подтверждается выписками из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от 03 июня 2020 года № …, № …, № ….

Также Обществу на праве собственности принадлежит вышеуказанный земельный участок с кадастровым номером …:1, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от 03 июня 2020 года № ….

Приказом министерства имущественных отношений Ставропольского края от 25 ноября 2019 года № 1175 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости на территории Ставропольского края» утверждены результаты кадастровой стоимости объектов недвижимости на территории Ставропольского края, оценка которых производилась по состоянию на 01 января 2019 года.

Согласно выпискам из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости от 03 июня 2020 года № …, от 04 июня 2020 года № …, № …, № … кадастровая стоимость спорных земельных участков по состоянию на 01 января 2019 года определена : с кадастровым номером …:1 в размере – 28 319 192, 58 рублей, с кадастровым номером …:59 в размере – 15 878 064, 60 рублей, с кадастровым номером …:18 в размере – 17 875 841, 16 рублей, с кадастровым номером …:10 в размере – 1 864 534, 56 рублей.

Считая установленную кадастровую стоимость спорных земельных участков значительно превышающей их рыночную стоимость, нарушающей права и законные интересы, административный истец обратился к независимому оценщику – ООО «Центр Экспертизы и Оценки «ТРАЙКО» для определения рыночной стоимости заявленных в иске земельных участков.

Согласно отчетам об оценке № … от 13 апреля 2020 года, № … от 08 апреля 2020 года, выполненным ООО «Центр Экспертизы и Оценки «ТРАЙКО», рыночная стоимость спорных земельных участков по состоянию на 01 января 2019 года определена : с кадастровым номером …:1 в размере – 13 205 000 рублей, с кадастровым номером …:59 в размере – 9 153 000 рублей, с кадастровым номером …:18 в размере – 9 756 000 рублей, с кадастровым номером …:10 в размере – 1 597 000 рублей.

Административный истец полагает, что оспариваемая кадастровая стоимость земельных участков значительно превышает их рыночную стоимость, что нарушает права и законные интересы АО «Домостроитель», как собственника и как арендатора, поскольку влечет увеличение размера налоговых платежей и арендной платы за использование земельных участков, исчисляемой из их кадастровой стоимости.

В предварительном судебном заседании 13 июля 2020 года к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено Государственное бюджетное учреждение Ставропольского края «Ставкрайимущество».

В судебном заседании представитель административного истца акционерного общества «Домостроитель» – ФИО1 поддержал заявленные требования с учетом их уточнения, просил суд установить кадастровую стоимость спорных земельных участков : с кадастровым номером …:1 в размере – 19 330 000 рублей, с кадастровым номером …:59 в размере – 12 043 000 рублей, с кадастровым номером …:18 в размере – 4 541 000 рублей, с кадастровым номером …:10 в размере – 725 000 рублей, в соответствии с заключением проведенной по делу судебной оценочной экспертизы.

В судебном заседании представитель заинтересованного лица - ГБУ Ставропольского края «Ставкрайимущество» - ФИО2 поддержала доводы, приведенные в письменных возражениях на административный иск, возражала в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на отсутствие к этому правовых оснований, на правильность установленной в результате массовой государственной кадастровой оценки кадастровой стоимости спорных земельных участков и на несогласие с выводами проведенной по делу судебной оценочной экспертизы.

Представители административных ответчиков – министерства имущественных отношений Ставропольского края, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю, заинтересованных лиц – ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Ставропольскому краю, администрации Ипатовского городского округа Ставропольского края в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом о времени и месте его проведения, ходатайств об отложении слушания дела не заявляли.

От заинтересованного лица – администрации Ипатовского городского округа Ставропольского края поступило ходатайство о проведении судебного заседания дела в отсутствие представителя администрации.

В письменных возражениях на административное исковое заявление Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю просило рассмотреть настоящее дело в соответствии с действующим законодательством, в отсутствие представителя Управления и указало, что в Едином государственном реестре недвижимости внесены сведения об объектах недвижимости : земельном участке с кадастровым номером …:1, с разрешенным видом использования – под производственную базу, категорией земель : земли населенных пунктов, площадью 75201 кв. м., кадастровой стоимостью 28 319 192, 58 рублей; земельном участке с кадастровым номером …:59, с разрешенным видом использования – под производственную базу, категорией земель : земли населенных пунктов, площадью 44540 кв. м., кадастровой стоимостью 15 848 064, 60 рублей; земельном участке с кадастровым номером …:18, с разрешенным видом использования – недропользование (добыча недр открытым (карьеры) способом), категорией земель : земли населенных пунктов, площадью 142007 кв. м., кадастровой стоимостью 17 875 841, 16 рублей: земельном участке с кадастровым номером …:10, с разрешенным видом использования – недропользование добыча недр открытым (карьеры, отвалы) и закрытым (шахты, скважины и т.п.) способами, категорией земель : земли населенных пунктов, площадью 14 812 кв. м., кадастровой стоимостью 1 864 534, 56 рублей. Сведения о кадастровой стоимости указанных объектов внесены в Единый государственный реестр недвижимости 22 января 2020 года в соответствии с результатами государственной кадастровой оценки, утвержденными приказом Министерства имущественных отношений Ставропольского края от 25 ноября 2019 года № 1175 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости на территории Ставропольского края» (том 1 л. д. 182-185).

При таких обстоятельствах суд, с учетом мнения лиц, участвующих в деле, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие надлежащим образом извещенных и не явившихся в судебное заседание лиц в порядке части 4 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Заслушав объяснения представителей административного истца, заинтересованного лица, допросив эксперта … М. Ш., проводившую по настоящему административному делу судебную оценочную экспертизу, исследовав письменные доказательства по данному административному делу, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований и установлении кадастровой стоимости земельных участков в размере, равном их рыночной стоимости согласно выводам судебной оценочной экспертизы по следующим основаниям.

Использование земли в Российской Федерации является платным и одной из форм платы за использование земли является земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата (пункт 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации).

Общие положения об аренде регламентированы § 1 главы 34 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Согласно статье 606 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.

В аренду могут быть переданы земельные участки и другие обособленные природные объекты, предприятия и другие имущественные комплексы, здания, сооружения, оборудование, транспортные средства и другие вещи, которые не теряют своих натуральных свойств в процессе их использования (непотребляемые вещи) – часть 1 статьи 607 Гражданского кодекса Российской Федерации.

В силу части 1 статьи 614 Гражданского кодекса Российской Федерации порядок, условия и сроки внесения арендной платы определяются договором аренды. В случае, когда договором они не определены, считается, что установлены порядок, условия и сроки, обычно применяемые при аренде аналогичного имущества при сравнимых обстоятельствах.

Объекты налогообложения для российских организаций определены в статье 374 Налогового кодекса Российской Федерации. В соответствии с положениями статьи 375 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения. Налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года налогового периода в соответствии со статьей 378.2 настоящего Кодекса.

В силу статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.

Объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), на территории которого введен налог (часть 1 статьи 389 Налогового кодекса Российской Федерации).

В соответствии с положениями статьи 389 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения.

Согласно статье 391 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащая применению с 1 января года, являющегося налоговым периодом, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.

Согласно пункту 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных названным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.

Как предусмотрено пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации, для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 указанной статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).

В соответствии с пунктом 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации в случае определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.

Федеральным законом от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» регламентированы правовые основы регулирования деятельности в отношении объектов оценки, принадлежащих Российской Федерации, субъектам Российской Федерации или муниципальным образованиям, физическим и юридическим лицам.

Для определения кадастровой стоимости отдельных объектов недвижимости на основании решения исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или в случаях, установленных законодательством субъекта Российской Федерации, по решению органа местного самоуправления проводится государственная кадастровая оценка, результаты которой вносятся в государственный кадастр недвижимости (статья 24.12 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации»).

В силу положений части 1 статьи 245 Кодека административного судопроизводства Российской Федерации, части 1 статьи 22 Федерального закона от 03 июля 2016 года № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами и физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в комиссии в случае ее создания в субъекте Российской Федерации или в суде. Для обращения в суд предварительное обращение в комиссию не является обязательным.

Результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в комиссии или в суде на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости, определенной на дату, по состоянию на которую определена его кадастровая стоимость (пункт 2 части 1 статьи 248 Кодека административного судопроизводства Российской Федерации, часть 7 статьи 22 Федерального закона от 03 июля 2016 года № 237-ФЗ).

В соответствии с частью 3 статьи 24 Федерального закона от 03 июля 2016 года № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» решение о дате перехода к проведению государственной кадастровой оценки в соответствии с данным Федеральным законом принимается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

Постановлением Правительства Ставропольского края от 27 июня 2018 года № 253-п «О дате перехода к проведению государственной кадастровой оценки в Ставропольском крае в соответствии с Федеральным законом «О государственной кадастровой оценке» датой такого перехода установлено 01 июля 2018 года.

Приказом Министерства имущественных отношений Ставропольского края от 15 августа 2018 года № 570 государственное бюджетное учреждение Ставропольского края «Ставкрайимущество» наделено полномочиями, связанными с определением кадастровой стоимости объектов недвижимости на территории Ставропольского края.

На основании приказа Министерства имущественных отношений Ставропольского края от 03 октября 2018 года № 690 «О проведении государственной кадастровой оценки объектов недвижимости на территории Ставропольского края» в 2019 году проведена государственная кадастровая оценка следующих видов объектов недвижимости на территории Ставропольского края : всех видов объектов недвижимости (за исключением земельных участков), земельных участков из категории земель населенных пунктов, земельных участков из категории земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения.

Пользуясь предоставленным статьей 22 Федерального закона от 03 июля 2016 года № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» правом на оспаривание результатов определения кадастровой стоимости земельных участков, административный истец 18 июня 2020 года обратился с настоящим административным исковым заявлением в суд.

Положениями статьи 24.18 Федерального Закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» предусмотрена возможность оспаривания правообладателем или иными заинтересованными лицами результатов кадастровой оценки соответствующего земельного участка. Результаты определения кадастровой стоимости земельного участка могут быть оспорены в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости путем подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости. Основанием для подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости могут быть недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости, а также установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.

В силу статьи 3 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства.

По смыслу приведенных положений законодательства, кадастровая стоимость, по своей природе, является рыночной стоимостью. Однако особенности ее определения при проведении государственной кадастровой оценки с помощью метода массовой оценки не обеспечивают ее точное соответствие реальной рыночной стоимости.

В связи с этим, пунктом 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.

Пунктом 1 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности.

Пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации, как в прежней, так и в действующей редакции допускает не только определение кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном нормативно-правовыми актами, но и установление рыночной стоимости земельного участка, а также возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, исходя из его рыночной стоимости.

Таким образом, законодательство не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости, причем сами по себе достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта о ее утверждении предметом оспаривания в этом случае не являются. Права заявителя, нарушенные несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости спорного земельного участка его рыночной стоимости, могут быть защищены лишь посредством внесения изменений в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости спорного земельного участка.

Из материалов данного административного дела следует, что результаты определения кадастровой стоимости спорных земельных участков затрагивают права и обязанности административного истца, поскольку за находящиеся у АО «Домостроитель» в собственности и в аренде земельные участки земельный налог и арендные платежи, соответственно, рассчитываются исходя из их кадастровой стоимости.

Суд находит, что обращение в суд с настоящим административным исковым заявлением в полной мере согласуется с вышеприведенными положениями статьи 24.18 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации».

Как следует из материалов административного дела и подтверждается надлежащими письменными доказательствами, административному истцу АО «Домостроитель» на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером …:1, площадью 75 201 кв. м., категория земель : земли населенных пунктов, вид разрешенного использования : под производственную базу, расположенный по адресу: установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Ориентир здание. Почтовый адрес ориентира : край Ставропольский, район …, г. …, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от 03 июня 2020 года № …, о чем в Едином государственном реестре недвижимости сделана соответствующая запись регистрации № … от 01 ноября 2018 года (том 1 л. д. 20-22).

Также административному истцу АО «Домостроитель» на основании договора аренды земельного участка из земель населенных пунктов, государственная собственность на которые не разграничена, от 23 ноября 2011 года № … и дополнительного соглашения к нему от 25 июня 2018 года на праве аренды сроком с 23 ноября 2011 года по 22 ноября 2060 года принадлежит земельный участок с кадастровым номером …:59, площадью 44 540 кв. м., категория земель : земли населенных пунктов, вид разрешенного использования : под производственную базу, расположенный по адресу: установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Ориентир здание. Почтовый адрес ориентира : край Ставропольский, район …. Право аренды Общества зарегистрировано в установленном законом порядке в Управлении Росреестра по Ставропольскому краю 10 января 2012 года (номер регистрации …), что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от 03 июня 2020 года № … (том 1 л. д.23-25, 32-41, 42-44).

Согласно пункту 1.2 указанного договора аренды на участке расположен гараж, принадлежащий арендатору на праве собственности, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 16 апреля 2008 года сделана запись регистрации № ….

Из приложения к вышеуказанному договору аренды усматривается, что расчет арендной платы за пользование спорным земельным участком с кадастровым номером …:59 осуществляется, исходя из его кадастровой стоимости (том 1 л.д. 40).

Кроме того административному истцу АО «Домостроитель» на основании договора аренды земельного участка из земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, государственная собственность на которые не разграничена, от 22 августа 2016 года № … и дополнительного соглашения к нему от 25 июня 2018 года на праве аренды сроком с 22 августа 2016 года по 08 октября 2034 года принадлежит земельный участок с кадастровым номером …:18, площадью 142 007 кв. м., категория земель : земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, вид разрешенного использования : недропользование (добыча недр открытым (карьеры) способом), расположенный по адресу: Ставропольский край, … район, территория муниципального образования горда …, …. Право аренды Общества зарегистрировано в установленном законом порядке в Управлении Росреестра по Ставропольскому краю 07 сентября 2016 года (номер регистрации …), что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от 03 июня 2020 года № … (том 1 л. д.26-28, 56-60, 61-63, 64-66).

Из содержания пункта 3.5 вышеуказанного договора аренды усматривается, что расчет арендной платы за пользование спорным земельным участком с кадастровым номером …:18 осуществляется, исходя из его кадастровой стоимости.

Также административному истцу АО «Домостроитель» на основании договора аренды земельного участка из земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, государственная собственность на которые не разграничена, от 25 ноября 2016 года № … и дополнительного соглашения к нему от 25 июня 2018 года на праве аренды сроком с 25 ноября 2016 года по 08 октября 2034 года принадлежит земельный участок с кадастровым номером …:10, площадью 14 812 кв. м., категория земель : земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, вид разрешенного использования : недропользование добыча недр открытым (карьеры, отвалы) и закрытым (шахты, скважины и т.п.) способами, расположенного по адресу: Ставропольский край, район …, территория МО г. …. Право аренды Общества зарегистрировано в установленном законом порядке в Управлении Росреестра по Ставропольскому краю 13 декабря 2016 года (номер регистрации …), что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от 03 июня 2020 года № … (том 1 л. д.29-31, 45-50, 51-52, 53-55).

Из приложения к вышеуказанному договору аренды усматривается, что расчет арендной платы за пользование спорным земельным участком с кадастровым номером …:10 осуществляется, исходя из его кадастровой стоимости (том 1 л.д. 50).

Приказом Министерства имущественных отношений Ставропольского края от 25 ноября 2019 года № 1175 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости на территории Ставропольского края» утверждены результаты определения государственной кадастровой оценки в Ставропольском крае по состоянию на 01 января 2019 года.

По результатам государственной кадастровой оценки кадастровая стоимость спорных земельных участков по состоянию на 1 января 2019 года установлена : с кадастровым номером …:1 в размере – 28 319 192, 58 рублей, с кадастровым номером …:59 в размере – 15 878 064, 60 рублей, с кадастровым номером …:18 в размере – 17 875 841, 16 рублей, с кадастровым номером …:10 в размере – 1 864 534, 56 рублей, что подтверждается выписками из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости от 03 июня 2020 года № … и от 04 июня 2020 года № …, № …, № …. Сведения о кадастровой стоимости внесены в Единый государственный реестр недвижимости 22 января 2020 года (том 1 л. д. 16-19).

В силу статьи 70 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при разрешении дел об оспаривании кадастровой оценки по основанию установления в отношении объекта оценки его рыночной стоимости одним из допустимых письменных доказательств является отчет независимого оценщика, а также экспертное заключение на такой отчет.

Согласно положениям статьи 12 вышеуказанного Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» отчет независимого оценщика, составленный по основаниям и в порядке, которые предусмотрены этим законом, признается документом, содержащим сведения доказательственного значения, а итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в таком отчете – достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если законодательством Российской Федерации не определено или в судебном заседании не установлено иное.

Оспаривая установленную кадастровую стоимость спорных земельных участков и полагая ее завышенной, административный истец представил отчеты независимого оценщика – ООО «Центр Экспертизы и Оценки «ТРАЙКО» от 13 апреля 2020 года № … и от 08 апреля 2020 года № …, согласно которым рыночная стоимость заявленных в иске земельных участков определена по состоянию на 1 января 2019 года : с кадастровым номером …:1 в размере – 13 205 000 рублей, с кадастровым номером …:59 в размере – 9 153 000 рублей, с кадастровым номером …:18 в размере – 9 756 000 рублей, с кадастровым номером …:10 в размере – 1 597 000 рублей (том 1 л. <...>).

В соответствии с разъяснениями, приведенными в пунктах 20 и 23 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», исследуя отчет об оценке объекта недвижимости, суд проверяет его на соответствие законодательству об оценочной деятельности, в том числе федеральным стандартам оценки (статья 1, 20 вышеуказанного Закона № 135-ФЗ об оценочной деятельности).

В случае возникновения вопросов, требующих специальных знаний в области оценочной деятельности, суд по ходатайству лица, участвующего в деле, или по своей инициативе назначает экспертизу, определяя круг вопросов, подлежащих разрешению при ее проведении. С учетом того, что результатом оценки является стоимость, определенная в отчете об оценке, экспертиза должна быть направлена на установление рыночной стоимости объекта недвижимости.

В процессе рассмотрения дела, в целях подтверждения достоверности заявленной величины рыночной стоимости спорных земельных участков и установления юридически значимых обстоятельств по делу по ходатайству представителя административного истца АО «Домостроитель» – ФИО1 определением Ставропольского краевого суда от 30 июля 2020 года назначена судебная оценочная экспертиза, производство которой поручено эксперту общества с ограниченной ответственностью «Арбитраж» (том 1 л. д. 222-226).

Согласно заключению судебной оценочной экспертизы № … от 20 октября 2020 года рыночная стоимость спорных земельных участков по состоянию на 01 января 2019 года составила : с кадастровым номером …:1 в размере – 19 330 000 рублей, с кадастровым номером …:59 в размере – 12 043 000 рублей, с кадастровым номером …:18 в размере – 4 541 000 рублей, с кадастровым номером …:10 в размере – 725 000 рублей (том 2 л. д. 19-148).

Допрошенная судом в ходе судебного разбирательства эксперт … М. Ш. выводы, изложенные в заключении экспертизы поддержала, дала пояснения, аналогичные выводам судебной оценочной экспертизы. Правильность суждений эксперта подтверждается установленными в ходе экспертного исследования фактическими обстоятельствами и ничем не опровергнута.

Согласно части 13 статьи 49 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации на основании проведенных исследований и с учетом их результатов эксперт дает заключение в письменной форме и подписывает его. Заключение эксперта должно содержать подробное описание проведенного исследования, сделанные в результате его выводы и ответы на поставленные судом вопросы.

В соответствии с частью 1 и частью 3 статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств. Заключение эксперта оценивается судом в совокупности с другими доказательствами по делу (пункт 8 статьи 82 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

Из материалов дела следует, что заключение оценочной экспертизы № … от 20 октября 2020 года подготовлено лицом, обладающим правом на проведение подобного рода исследования, предупрежденным об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения, содержит все необходимые сведения доказательственного значения, влияющие на определение рыночной стоимости спорных объектов недвижимости, соответствует требованиям законодательства об экспертной и оценочной деятельности, федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативному правовому регулированию оценочной деятельности, стандартов и правил оценочной деятельности, в связи с чем, ставить указанное экспертное заключение под сомнение оснований не имеется.

Из экспертного заключения следует, что идентификация объектов исследования проведена экспертом на основании натурного обследования, о чем составлены фототаблицы, а также на основании материалов, представленных в настоящем административном деле № 3а-289/2020 с использованием данных из альтернативных источников информации : публичная кадастровая карта maps.rosreestr.ru, публичная спутниковая карта www.google.ru/maps, публичные данные Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии РОСРЕЕСТР, rosreestr.ru и др.

В заключении судебной экспертизы подробно описаны объекты исследования, приведены их общие характеристики, анализ местоположения, а именно :

- земельный участок с кадастровым номером …:1, площадью 75 201 кв. м., категория земель : земли населенных пунктов, вид разрешенного использования : под производственную базу, расположенный по адресу: установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Ориентир здание. Почтовый адрес ориентира : край Ставропольский, район …, г. …, используемый по назначению, имеющий коммуникации на участке, производственную окружающую застройку, развитую инфраструктуру;

- земельный участок с кадастровым номером …:59, площадью 44 540 кв. м., категория земель : земли населенных пунктов, вид разрешенного использования : под производственную базу, расположенный по адресу: установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Ориентир здание. Почтовый адрес ориентира : край Ставропольский, район …, г. …, используемый по назначению, имеющий коммуникации на участке, производственную окружающую застройку, развитую инфраструктуру;

- земельный участок с кадастровым номером …:18, площадью 142 007 кв. м., категория земель : земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, вид разрешенного использования : недропользование (добыча недр открытым (карьеры) способом), расположенный по адресу: Ставропольский край, … район, территория муниципального образования горда …, …, используемый под карьер (разработан примерно на 25 %), не имеющий коммуникаций, окружающая застройка представлена землями под карьерами, землями сельскохозяйственного назначения;

- земельный участок с кадастровым номером …:10, площадью 14 812 кв. м., категория земель : земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, вид разрешенного использования : недропользование добыча недр открытым (карьеры, отвалы) и закрытым (шахты, скважины и т.п.) способами, расположенный по адресу: Ставропольский край, район …, территория МО г. …, используемый под карьер (разработан полностью и даже выходит большей частью за фактические границы земельного участка, на месте карьера образовался небольшой водоем), не имеющий коммуникаций, окружающая застройка представлена землями под карьерами, землями сельскохозяйственного назначения.

Экспертом в заключении произведен анализ рынка объектов исследования за 2018 год, анализ ценообразующих факторов и рынка земельных участков Ставропольского края, анализ фактических данных о ценах предложений к продаже земельных участков производственного назначения, расположенных в Ставропольском крае и в Краснодарском крае, факторов, влияющих на спрос, предложение и цены сопоставимых объектов недвижимости, определен сегмент рынка, к которому принадлежат объекты оценки – земли производственного назначения, определена активность рынка – неактивный рынок, описан выбор и применение подходов и методов оценки.

В заключении экспертом подробно произведено описание процесса оценки, произведен расчет рыночной стоимости спорных земельных участков сравнительным подходом, методом сравнения продаж. Данный метод включает в себя сбор данных о рынке продаж и предложений по земельным участкам, сходным с оцениваемыми. В качестве единицы сравнения принят удельный показатель – стоимость в рублях 1 кв.м. общей площади земельного участка.

Объекты-аналоги для расчета выбраны экспертом по принципу сопоставимости, который основан на установлении сходства показателей между объектами исследования и объектами–аналогами.

Так, при определении рыночной стоимости спорных земельных участков с кадастровыми номерами …:1, …:59 из выставленных на продажу на открытом рынке в Ставропольском крае экспертом выбрано 4 наиболее близких к указанным объектам оценки по своим характеристикам. Аналоги, отобранные для расчета рыночной стоимости, имеют наиболее схожие с объектами оценки ценообразующие факторы : все земельные участки индустриального назначения, имеют возможность подключения коммуникаций, аналог № 1 расположен в г. …, на отдалении от крупных автомагистралей, имеет вид разрешенного использования – под производственную базу, находится в собственности, аналог № 2 расположен в пос. … … городского округа, на отдалении от крупных автомагистралей, имеет вид разрешенного использования – для размещения промышленных объектов, находится в собственности, аналог № 3 расположен в с. … … района, в непосредственной близости от крупных автомагистралей, имеет вид разрешенного использования – для строительства производственной базы, находится в краткосрочной аренде, аналог № 4 расположен в с. … района, в непосредственной близости от крупных автомагистралей, имеет вид разрешенного использования – для размещения промышленных объектов, находится в собственности.

При расчете рыночной стоимости спорных объектов оценки с кадастровыми номерами …:1, …:59 экспертом описаны примененные корректировки. Так, из описательной части экспертного исследования и соответствующих таблиц (том 2 л. <...>) следует, что корректировки значений единиц сравнения для объектов-аналогов произведены экспертом на торг, на площадь, на расположение относительно автомагистралей, на передаваемые имущественные права, на месторасположение, так как отобранные объекты-аналоги не совпадают по всем элементам сравнения с объектами оценки. Применение корректировок, как и отказ от применения корректировок, экспертом подробно мотивированы в заключении. Стоимость 1 кв.м. определена экспертом в размере – 257,05 рублей (в отношении земельного участка с кадастровым номером …:1) и в размере 270, 38 рублей (в отношении земельного участка с кадастровым номером …:59).

При определении рыночной стоимости спорных земельных участков с кадастровыми номерами …:18, …:10 из выставленных на продажу на открытом рынке в Ставропольском крае и в Краснодарском крае экспертом выбрано 5 наиболее близких к указанным объектам оценки по своим характеристикам. Аналоги, отобранные для расчета рыночной стоимости, имеют наиболее схожие с объектами оценки ценообразующие факторы : все земельные участки не имеют коммуникаций, расположены на отдалении от крупных автомагистралей, аналоги №№ 1, 2, 3, 4 относятся к земельным участкам индустриального назначения и имеют вид разрешенного использования : под карьер, аналог № 5 имеет категорию : земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения и вид разрешенного использования : под карьер и кирпичный завод, аналог № 1 расположен в пос. … … района Краснодарского края, находится в собственности, аналог № 2 расположен в с. … … района Ставропольского края, находится в краткосрочной аренде, аналог № 3 расположен в с. … … городского округа Ставропольского края, находится в собственности, аналог № 4 расположен в г. … в 500 метрах от федеральной трассы, находится в собственности, аналог № 5 расположен в с. … … района Краснодарского края, находится в собственности.

При расчете рыночной стоимости спорных объектов оценки с кадастровыми номерами …:18, …:10 экспертом описаны примененные корректировки. Так, из описательной части экспертного исследования и соответствующих таблиц (том 2 л. <...>) следует, что корректировки значений единиц сравнения для объектов-аналогов произведены экспертом на торг, на площадь, на передаваемые имущественные права, на месторасположение, так как отобранные объекты-аналоги не совпадают по всем элементам сравнения с объектами оценки. Применение корректировок, как и отказ от применения корректировок, экспертом подробно мотивированы в заключении. Стоимость 1 кв.м. определена экспертом в размере – 31,98 рублей (в отношении земельного участка с кадастровым номером …:18) и в размере 48,92 рублей (в отношении земельного участка с кадастровым номером …:10).

Проанализировав данное экспертное заключение в совокупности с другими представленными по делу доказательствами, суд расценивает его как относимое и допустимое доказательство, подтверждающее достоверность указанной в нем величины рыночной стоимости оцениваемых земельных участков с кадастровыми номерами …:1, …:59, …:18, …:10, с учетом их местоположения, целевого использования.

Поскольку противоречия в выводах эксперта или заинтересованность эксперта в исходе рассматриваемого спора отсутствуют, оснований не доверять заключению судебной оценочной экспертизы у суда не имеется.

Допрошенная в судебном заседании эксперт … М. Ш., проводившая по делу судебную оценочную экспертизу, подтвердила свое заключение, поддержав свои письменные пояснения на возражения заинтересованного лица ГБУ Ставропольского края «Ставкрайимущество» по экспертному заключению № … от 20 октября 2020 года.

На основании установленных обстоятельств, суд приходит к выводу о том, что определенная в экспертном заключении итоговая рыночная стоимость объектов оценки не является произвольной, при оценке исследуемых объектов эксперт придерживался принципов, предусмотренных федеральными стандартами оценки, в заключении приведены все необходимые сведения об использовании источников получения информации, расчеты, проведенные в рамках используемого экспертом подхода, позволяют объективно определить рыночную стоимость объектов оценки по состоянию на 01 января 2019 года, то есть на дату их государственной кадастровой оценки.

Доказательств недостоверности выводов и результатов экспертного заключения не представлено.

У суда отсутствуют основания сомневаться в правильности выводов эксперта, поскольку заключение эксперта мотивировано, выводы предельно ясны, обоснованы исследованными экспертом обстоятельствами и не содержат противоречий. Заключение эксперта отвечает требованиям относимости, допустимости и не вызывает сомнений в достоверности.

Отличие кадастровой стоимости спорных земельных участков от величины их рыночной стоимости, определенной в заключении эксперта, не свидетельствует о недостоверности последней.

Исходя из положений статей 3 и 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Определении от 3 июля 2014 года № 1555-О, установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости, полученной в результате индивидуальной оценки объекта недвижимости с учетом его уникальных характеристик, и внесение ее в качестве кадастровой стоимости направлены, прежде всего, на уточнение результатов массовой оценки и в соответствии с действующим в настоящее время правовым регулированием является законным способом уточнения одной из основных экономических характеристик указанного объекта недвижимости - кадастровой стоимости.

Задачами административного судопроизводства являются защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений в силу положений статьи 3 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

В ходе судебного разбирательства факт завышения кадастровой стоимости в отношении вышеуказанных земельных участков с кадастровыми номерами …:1, …:59, …:18, …:10по сравнению с рыночной, нашел свое подтверждение, равно как и факт нарушения прав административного истца установлением данной кадастровой стоимости, так как земельный налог и арендные платежи, соответственно, исчисляются из кадастровой стоимости этих земельных участков.

Следовательно, при наличии факта нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца, что является одним из условий удовлетворения иска, административные исковые требования АО «Домостроитель» об установлении кадастровой стоимости земельных участков в размере их рыночной на дату их государственной кадастровой оценки, подлежат удовлетворению.

Как указано выше, в соответствии со статьей 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог и арендная плата. Порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земельные участки, находящиеся в частной собственности, устанавливаются договорами аренды земельных участков. Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.

Согласно пункту 3 статьи 66 названного Кодекса в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого участка устанавливается равной его рыночной стоимости.

В силу статьи 3 Федерального закона от 29 июля 1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства.

Статьей 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» предусмотрено, что одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую утверждена его кадастровая стоимость. Результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими и физическими лицами в случае, если затрагивают права и обязанности этих лиц.

В связи с этим, обращение АО «Домостроитель» в суд с заявлением об установлении кадастровой стоимости спорных земельных участков в размере равном их рыночной стоимости по состоянию на дату, на которую установлена их кадастровая стоимость, в полной мере согласуется с вышеуказанными положениями Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», в силу которых федеральный законодатель, вводя для целей налогообложения и исчисления размера арендной платы государственную кадастровую оценку объекта недвижимости, одновременно не исключает установление кадастровой стоимости объекта недвижимости, равной его рыночной стоимости. При этом основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости федеральный законодатель указывает установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

Без установления данных о том, какова же действительная рыночная стоимость заявленных в иске объектов недвижимости, суд не вправе отказать в установлении рыночной стоимости этих объектов.

С учетом изложенного, выводов, содержащихся в заключении судебной оценочной экспертизы № … от 20 октября 2020 года, опровергающих содержащиеся в отчетах № … от 13 апреля 2020 года и № … от 08 апреля 2020 года данные об оценке рыночной стоимости земельных участков с кадастровыми номерами …:1, …:59, …:18, …:10, а также того, что иных доказательств, свидетельствующих о том, что рыночная стоимость спорных объектов недвижимости является иной, чем отражено в заключении судебной оценочной экспертизы, сторонами, заинтересованными лицами по делу суду не представлено, ходатайств о проведении по делу дополнительной либо повторной экспертизы от сторон не поступало, размер рыночной стоимости подлежит установлению в соответствии с заключением судебной оценочной экспертизы, в соответствии с которой рыночная стоимость заявленных в иске земельных участков по состоянию на дату оценки - 1 января 2019 года составила : с кадастровым номером …:1 в размере – 19 330 000 рублей, с кадастровым номером …:59 в размере – 12 043 000 рублей, с кадастровым номером …:18 в размере – 4 541 000 рублей, с кадастровым номером …:10 в размере – 725 000 рублей.

Настоящее решение суда является основанием для внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости спорных земельных участков с кадастровыми номерами …:1, …:59, …:18, …:10.

Руководствуясь статьями 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

административные исковые требования Акционерного общества «Домостроитель» к министерству имущественных отношений Ставропольского края, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю об установлении кадастровой стоимости земельных участков в размере их рыночной стоимости - удовлетворить.

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером …:1, площадью 75 201 кв. м., категория земель : земли населенных пунктов, вид разрешенного использования : под производственную базу, расположенного по адресу: установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Ориентир здание. Почтовый адрес ориентира : край Ставропольский, р-н …, <...> равной его рыночной стоимости в размере – 19 330 000 рублей по состоянию на 01 января 2019 года.

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером …:59, площадью 44 540 кв. м., категория земель : земли населенных пунктов, вид разрешенного использования : под производственную базу, расположенного по адресу: установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Ориентир здание. Почтовый адрес ориентира : край Ставропольский, р-н …, г. …, равной его рыночной стоимости в размере – 12 043 000 рублей по состоянию на 01 января 2019 года.

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером …:18, площадью 142 007 кв. м., категория земель : земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, вид разрешенного использования : недропользование (добыча недр открытым (карьеры) способом), расположенного по адресу: Ставропольский край, … район, территория муниципального образования горда …, …, равной его рыночной стоимости в размере – 4 541 000 рублей по состоянию на 01 января 2019 года.

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером …:10, площадью 14 812 кв. м., категория земель : земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, вид разрешенного использования : недропользование добыча недр открытым (карьеры, отвалы) и закрытым (шахты, скважины и т.п.) способами, расположенного по адресу: Ставропольский край, р-н …, территория МО г. …, равной его рыночной стоимости в размере – 725 000 рублей по состоянию на 01 января 2019 года.

Настоящее решение суда является основанием для внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами …:1, …:59, …:18, …:10.

Административное исковое заявление акционерного общества «Домостроитель» о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости земельных участков поступило в Ставропольский краевой суд – 18 июня 2020 года.

Установленные настоящим решением суда сведения о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером …:1, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, учитываются при определении налоговой базы, начиная с даты начала применения для целей налогообложения кадастровой стоимости, являющейся предметом оспаривания.

Установленная настоящим решением суда кадастровая стоимость земельных участков с кадастровыми номерами …:59, …:18, …:10 применяется с 01 января 2020 года до даты внесения очередных результатов определения кадастровой стоимости в Единый государственный реестр недвижимости.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Ставропольский краевой суд.

Решение в окончательной форме изготовлено 28 декабря 2020 года.

Председательствующий судья Задорнева Н.П.