ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-289/20 от 29.12.2020 Астраханского областного суда (Астраханская область)

№ 3а-289/2020

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

29 декабря 2020 г. Астраханский областной суд в составе

председательствующего судьи Лавровой С.Е.

при секретаре Курмангалиевой В.Н

с участием прокурора Наумовой К.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Поповой Клавдии Владимировны, Ярковой Елены Викторовны, индивидуального предпринимателя Ильязова Эльдара Растямовича, ООО «Союз Потребителей» к министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Астраханской области об оспаривании постановления от 30 мая 2017 г. № 16 "Об утверждении нормативов потребления холодной воды, горячей воды и электрической энергии в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме на территории Астраханской области",

У С Т А Н О В И Л:

Постановлением министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Астраханской области Астраханской области от 30 мая 2017 г. № 16 "Об утверждении нормативов потребления холодной воды, горячей воды и электрической энергии в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме на территории Астраханской области" утверждены и введены в действие с 1 июня 2017 г. нормативы потребления холодной воды, горячей воды и электрической энергии в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме на территории Астраханской области.

Нормативный правовой акт опубликован в издании "Сборник законов и нормативных правовых актов Астраханской области" от 8 июня 2017 г. № 22.

Административные истцы обратились в Астраханский областной суд с административным исковым заявлением о признании недействующим вышеуказанного постановления с момента его принятия в части отсутствия в нем дифференцированного норматива горячего водоснабжения на содержание общего имущества для основной в регионе категории многоквартирных домов, в которых конструктивно отсутствуют водоразборные устройства горячего водоснабжения.

В обоснование заявленных требований указали, что многоквартирные дома, в которых проживают Попова К. В. и Яркова Е. В., многоквартирные дома, находящиеся в управлении ИП Ильязова Э. Р. и ООО «Союз Потребителей», не оснащены водоразборными устройствами горячей воды в местах общего пользования, для их категории домов в целях содержания общего имущества должны быть установлены иные нормативы потребления горячей воды, их отсутствие влечет за собой необоснованные расходы.

По мнению административных истцов, оспариваемый нормативный правовой акт противоречит пунктам 4.1, 10, 29 Постановления Правительства РФ № 306 от 30 мая 2006 г.

Административные истцы полагают, что нормативный правовой акт нарушает их права, как субъектов правоотношений, поскольку позволяет ресурсоснабжающей организации взыскивать плату за несуществующую услугу.

В ходе рассмотрения административного дела административные истцы изменили свои требования и просили признать постановление министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Астраханской области Астраханской области от 30 мая 2017 г. № 16 "Об утверждении нормативов потребления холодной воды, горячей воды и электрической энергии в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме на территории Астраханской области" в части отсутствия в приложении № 1 "Нормативы потребления холодной воды, горячей воды в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме на территории Астраханской области" дифференцированного норматива горячего водоснабжения на содержание общего имущества для категории многоквартирных домов, в которых конструктивно отсутствуют водоразборные устройства несоответствующим Правилам установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденным Постановлением Правительства РФ № 306 от 23 мая 2006 г. (в редакции Постановления Правительства РФ № 1498 от 26 декабря 2016 г.) подпункту «а» пункта 4.1; абзацу 2-му пункта 10; абзацу 2-му пункта 11; абзацу 1-му пункта 29, а также абзацу 3 пункта 2 Постановления Правительства РФ от 26 декабря 2016 г. № 1498 (в редакции от 29 июня 2020 г.) «О вопросах предоставления коммунальных услуг и содержания общего имущества в многоквартирном доме», статье 4 абз.1 и статье 37. абз. 1 Закона РФ от 7 февраля 1992 г. № 2300-1 "О защите прав потребителей". Обязать министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Астраханской области привести постановление от 30 мая 2017 г. №16 в приложении № 1 "Нормативы потребления холодной воды, горячей воды в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме на территории Астраханской области" в соответствие с требованиями действующего законодательства.

В судебном заседании представитель административных истцов Амбурцева И.В., представитель административных истцов Поповой К. В. и Ярковой Е. В. Егорова И.В. заявленные требования поддержали в полном объеме, просили их удовлетворить.

Представители административного ответчика министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Астраханской области Кайдалова Ю.В. и Соколова О.Ю. возражали против удовлетворения административного иска.

Выслушав объяснения административных истцов, представителя административных истцов Поповой К. В., Ярковой Е. В., индивидуального предпринимателя Ильязова Э. Р., ООО «Союз Потребителей» по доверенности Амбурцевой И.В., представителя административных истцов Поповой К. В. и Ярковой Е. В. по доверенности Егоровой И.В., представителей административного ответчика министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Астраханской области Кайдаловой Ю.В. и Соколовой О.В., проверив оспариваемый нормативный правовой акт на соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, заслушав заключение прокурора Астраханской областной прокуратуры Наумовой К.В., полагавшей необходимым в удовлетворении заявленного требования отказать, Астраханский областной суд не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.

Согласно пункту "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации жилищное законодательство отнесено к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).

В соответствии с пунктом 16 статьи 12 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее также - ЖК РФ) к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области жилищных отношений относится установление структуры платы за жилое помещение и коммунальные услуги, порядка расчета и внесения такой платы.

Частями 9.2 и 9.3 статьи 156 ЖК РФ предусмотрено, что размер расходов граждан и организаций в составе платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, определяется исходя из норматива потребления соответствующего вида коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, который утверждается органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. № 306 утверждены Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг (далее – Правила № 306), пунктом 3 которых определено, что нормативы потребления коммунальных услуг утверждаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (далее - уполномоченные органы).

Таким уполномоченным органом государственной власти в Астраханской области является министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Астраханской области.

Из Положения о министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства Астраханской области (далее – министерство), утверждённого постановлением Правительства Астраханской области от 31 октября 2016 года № 381-П, следует, что министерство является исполнительным органом государственной власти Астраханской области, обеспечивающим проведение единой государственной политики, нормативное правовое регулирование и координацию деятельности, в том числе, в сфере жилищно-коммунального хозяйства и энергетики; устанавливает нормативы потребления коммунальных услуг и нормативы потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (пункт 2.1.14); самостоятельно принимает нормативные правовые акты по вопросам в установленной сфере деятельности министерства и подведомственных министерству служб, за исключением вопросов, правовое регулирование которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, Уставом Астраханской области, законами Астраханской области, правовыми актами Губернатора Астраханской области и Правительства Астраханской области осуществляется исключительно федеральными конституционными законами, федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, Уставом Астраханской области, законами Астраханской области, правовыми актами Губернатора Астраханской области и Правительства Астраханской области.

Принимая во внимание предоставленные министерству полномочия, а также исходя из анализа положений Закона Астраханской области от 10 апреля 2012 г. № 18/2012-ОЗ "О нормотворческой деятельности, нормативных правовых актах и иных правовых актах органов государственной власти Астраханской области", части 1 статьи 30, части 2 статьи 36 Устава Астраханской области, суд приходит к выводу, что оспариваемое постановление является нормативным правовым актом органа государственной власти Астраханской области, которым установлены правовые нормы общеобязательного постоянного характера, рассчитанные на многократное применение, при его принятии министерство действовало в пределах своей компетенции и предоставленных ему полномочий, форма и вид акта соответствуют требованиям законодательства, процедура его принятия и правила введения в действие не нарушены.

В ходе рассмотрения административного дела установлено, что административные истцы Попова К. В. и Яркова Е. В. проживают в многоквартирных домах, ИП Ильязов Э. Р. и ООО «Союз Потребителей» осуществляют управление многоквартирными домами на территории г. Астрахани, не оснащенными в местах общего пользования водоразборными устройствами, производящими расчеты с ресурсоснабжающими организациями в соответствии с оспариваемым постановлением.

Таким образом, административные истцы, являясь субъектами правоотношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, в силу положений части 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, вправе обратиться в суд с настоящим административным исковым заявлением.

Проверяя соответствие оспариваемого постановления федеральному законодательству и иным нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд приходит к следующему.

Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. № 306 (в редакции от 29 сентября 2017 г.), определяют порядок установления нормативов потребления коммунальных услуг (холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление) и требования к их формированию.

Так, нормативы потребления устанавливаются для коммунальных услуг по отоплению, холодному и горячему водоснабжению, водоотведению, электроснабжению и газоснабжению (пункты 1, 10).

Нормативы потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме устанавливаются с применением расчетного метода (пункт 19).

При определении нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме учитываются следующие конструктивные и технические параметры многоквартирного дома: в отношении холодной и горячей воды - этажность, износ внутридомовых инженерных систем, вид системы теплоснабжения (открытая, закрытая), вид системы горячего водоснабжения, оснащенность в местах общего пользования водоразборными устройствами и санитарно-техническим оборудованием (подпункт «а» пункта 4.1 Правил№ 306).

В соответствии с пунктами 10, 11 Правил № 306 нормативы потребления устанавливаются в отношении коммунальных ресурсов, потребляемых в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, - по каждому виду потребляемых коммунальных ресурсов (за исключением тепловой энергии), которые определяются степенью благоустройства многоквартирного дома, а также наличием ресурсопотребляющего оборудования и устройств, включенных в состав общего имущества. Нормативы потребления коммунальных услуг в жилых помещениях и нормативы потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме устанавливаются едиными для многоквартирных домов и жилых домов, имеющих аналогичные конструктивные и технические параметры, степень благоустройства, а также расположенных в аналогичных климатических условиях. При различиях в конструктивных и технических параметрах, степени благоустройства, а также климатических условиях, в которых расположены многоквартирные дома или жилые дома, указанные нормативы потребления коммунальных услуг дифференцируются в соответствии с категориями многоквартирных домов и жилых домов, предусмотренными приложением № 2 к Правилам № 306.

Как следует из содержания Формы для установления нормативов потребления холодной (горячей) воды в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме (таблица 2 приложения № 2 к Правилам № 306), при определении указанных нормативов также учитываются следующие конструктивные и технические параметры жилых помещений, их категории, дифференцированные: по этажности многоквартирных домов (от 1 до 5, от 6 до 9, от 10 до 16, более 16); по степени благоустройства многоквартирных домов: с централизованным холодным и горячим водоснабжением, водоотведением; с централизованным холодным водоснабжением, водонагревателями, водоотведением; без водонагревателей с централизованным холодным водоснабжением и водоотведением, оборудованные раковинами, мойками и унитазами; с централизованным холодным водоснабжением без централизованного водоотведения.

Нормативы потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме по каждому виду коммунальных ресурсов включают нормативные технологические потери коммунальных ресурсов (технически неизбежные и обоснованные потери холодной и горячей воды, электрической энергии во внутридомовых инженерных коммуникациях и оборудовании многоквартирного дома), а также объем коммунальных ресурсов, потребляемых при выполнении минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ и при использовании входящего в состав общего имущества оборудования, предназначенного для обеспечения благоприятных и безопасных условий проживания граждан (пункт 29 Правил № 306).

Определение нормативов потребления коммунальных услуг в жилых помещениях, нормативов потребления коммунальных ресурсов (горячей воды на общедомовые нужды (куб. м в месяц на 1 кв. м общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме) в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме с применением расчетного метода осуществляется в соответствии с разделом 6 Правил № 306 по специальной формуле, предусмотренной разделом II приложения № 1 к Правилам.

При расчете по формуле 26 учитывается общая площадь помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, определяемая как суммарная площадь следующих помещений, не являющихся частями квартир многоквартирного дома и предназначенных для обслуживания более одного помещения в многоквартирном доме (согласно сведениям, указанным в паспорте многоквартирного дома): площади межквартирных лестничных площадок, лестниц, коридоров, тамбуров, холлов, вестибюлей, колясочных, помещений охраны (консьержа) в этом многоквартирном доме, не принадлежащих отдельным собственникам.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. № 354 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, пунктом 4 которых установлено, что потребителю могут быть предоставлены коммунальные услуги, в том числе, горячее водоснабжение, то есть снабжение горячей водой, подаваемой по централизованным сетям горячего водоснабжения и внутридомовым инженерным системам в жилой дом (домовладение), в жилые и нежилые помещения в многоквартирном доме, а также в случаях, установленных настоящими Правилами, - в помещения, входящие в состав общего имущества в многоквартирном доме. При отсутствии централизованного горячего водоснабжения снабжение горячей водой потребителей в многоквартирном доме осуществляется исполнителем путем производства и предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению с использованием внутридомовых инженерных систем, включающих оборудование, входящее в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме (при наличии такого оборудования) (подпункт «б»).

В состав общего имущества согласно Правилам содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 г. № 491, включаются внутридомовые инженерные системы холодного и горячего водоснабжения, состоящие из стояков, ответвлений от стояков до первого отключающего устройства, расположенного на ответвлениях от стояков, указанных отключающих устройств, коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, первых запорно-регулировочных кранов на отводах внутриквартирной разводки от стояков, а также механического, электрического, санитарно-технического и иного оборудования, расположенного на этих сетях.

Водоразборные устройства являются элементами системы внутреннего водопровода и канализации, их наличие в квартирах и зданиях предусмотрено СП 54.13330.2011 "Здания жилые многоквартирные", СНиП 3.05.01-85 "Внутренние санитарно-технические системы", раздел "Внутреннее холодное и горячее водоснабжение". Вопросы определения перечня водоразборных устройств, видов и объема водопотребления на одну процедуру урегулированы действующим законодательством в полном объеме.

Установлено, что оспариваемое постановление от 30 мая 2017 г. № 16 принято министерством по своей инициативе.

Из приложения № 1 к вышеуказанному постановлению (в редакции постановления от 28 июня 2018 г. № 32) следует, что уполномоченным органом Астраханской области многоквартирные дома разбиты на четыре категории. В качестве критерия использовано наличие/отсутствие централизованного водоотведения, наличие/отсутствие централизованного холодного водоснабжения, наличие/отсутствие централизованного горячего водоснабжения, наличие/отсутствие водонагревателей, наличие/отсутствие оборудования раковинами, мойками, унитазами. Дифференциация норматива произведена также в зависимости от этажности многоквартирных жилых домов (от 1 до 5, от 6 до 9, от 10 до 16, более 16).

Из письменных возражений административного ответчика следует, что норматив потребления горячей воды на общедомовые нужды определен пунктом 27 Правил № 306, согласно которому норматив определяется исходя из расхода горячей воды на общедомовые нужды в размере 0,09 куб.м в месяц на одного человека (постоянная величина); численности жителей, проживающих в многоквартирном доме; общей площади помещений, входящих в состав общего имущества многоквартирного дома. Конструктивные и технические параметры, степень благоустройства многоквартирных домов в данном случае не влияют на норматив потребления коммунального ресурса.

Таким образом установлено, что в оспариваемом приложении норматив потребления холодной и горячей воды в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме на территории Астраханской области утвержден по форме для установления нормативов потребления холодной (горячей) воды в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме согласно таблице 2 приложения № 2 к Правилам № 306.

Примененные для установления нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме категории не являются произвольными, позволяют определить количественный показатель объема потребления коммунального ресурса и не нарушают права административных истцов и иных лиц.

Абзацем вторым пункта 11 Правил № 306 закреплено право уполномоченного органа субъекта Российской Федерации определять иные категории жилых помещений, имеющих конструктивные и технические параметры, отличные от тех, которые перечислены в приложении № 2 к Правилам № 306.

В ходе рассмотрения административного дела представители административных истцов не отрицали, что многоквартирные дома, в которых проживают административные истцы, и находящиеся в управлении ИП Ильязова Э. Р. и ООО «Союз Потребителей» многоквартирные дома оснащены централизованными системами холодного, горячего водоснабжения и водоотведения. Именно эти технические параметры, влияющие на размер нормативов, учтены при установлении нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме.

Доводы административных истцов о целесообразности установления иных нормативов для домов, в которых проживают граждане и для домов, находящихся в управлении ИП Ильязова Э. Р. и ООО «Союз Потребителей», не могут являться основанием для признания оспариваемого нормативного правового акта недействующим.

Допустимых доказательств того, что в местах общего пользования отсутствуют водоразборные устройства горячей воды, их устройство конструктивно невозможно, и что их отсутствие влияет на размер расходов по оплате коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, не представлено. Тогда как, в силу положений статей 62 и 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, обязанность подтвердить данные обстоятельства возложена именно на административного истца.

В ходе рассмотрения настоящего административного дела не установлено обращений заинтересованных лиц к уполномоченному органу с заявлением о наличии в Астраханской области иных категорий жилых помещений, имеющих конструктивные и технические параметры, отличные от тех, которые перечислены в приложении № 2 к Правилам № 306.

Таким образом, оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит Постановлению Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. № 306, регулирующему спорные правоотношения и нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

Вопреки доводам административных истцов, другого нормативного правового акта, имеющего большую юридическую силу, определяющего порядок установления нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме и требования к их формированию, не имеется.

Суд не может согласиться с доводами административных истцов, что оспариваемый нормативный правовой акт противоречит положениям Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 г. № 2300-1 "О защите прав потребителей", поскольку они имеют различные предметы правового регулирования.

Иные доводы административных истцов основаны на неправильном толковании норм материального права и фактически сводятся к изменению нормативного правового акта в оспариваемой части, то есть дополнению путем включения в нормативы потребления холодной воды, горячей воды и электрической энергии в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме на территории Астраханской области дополнительной категории многоквартирных домов (в которых конструктивно отсутствуют водоразборные устройства горячего водоснабжения в местах общего пользования), что является недопустимым.

Исходя из конституционного принципа разделения властей вопросы о принятии нормативных правовых актов, внесения в них изменений и дополнений относятся к исключительной компетенции соответствующих органов государственной власти и суд не вправе возлагать на них обязанность по осуществлению нормативно-правового регулирования.

Как разъяснил Верховный Суд Российской Федерации в подпункте "а" пункта 28 постановления Пленума от 25 декабря 2018 г. № 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами", суды не вправе обсуждать вопрос о целесообразности принятия органом или должностным лицом оспариваемого акта, поскольку это относится к исключительной компетенции органов государственной власти Российской Федерации, ее субъектов, органов местного самоуправления и их должностных лиц.

Таким образом, постановление министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Астраханской области от 30 мая 2017 г. № 16 "Об утверждении нормативов потребления холодной воды, горячей воды и электрической энергии в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме на территории Астраханской области" в оспариваемой части не нарушает и не ограничивает прав административных истцов в указанных ими аспектах, соответствует нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, что по результатам рассмотрения административного искового заявления влечет принятие решения об отказе в удовлетворении заявленного требования согласно пункту 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Руководствуясь статьями 175 - 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

р е ш и л :

административное исковое заявление Поповой Клавдии Владимировны, Ярковой Елены Викторовны, индивидуального предпринимателя Ильязова Эльдара Растямовича, ООО «Союз Потребителей» к министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Астраханской области об оспаривании постановления от 30 мая 2017 г. № 16 "Об утверждении нормативов потребления холодной воды, горячей воды и электрической энергии в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме на территории Астраханской области" оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Третий апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца со дня его вынесения в окончательной форме через Астраханский областной суд.

В окончательной форме решение вынесено 11 января 2021 г.