ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-289/2021 от 15.12.2021 Верховного Суда Республики Дагестан (Республика Дагестан)

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

по делу № 3а-289/2021

15 декабря 2021 г. г. Махачкала

Верховный Суд Республики Дагестан в составе:

судьи Верховного Суда Республики Дагестан Омарова Д.М.,

с участием представителя административного истца – прокурора Ибрагимовой А.М.,

представителя административного ответчика – Правительства Республики Дагестан по доверенности Джалилова Н.Г.,

представителя заинтересованного лица – Министерства труда и социального развития Республики Дагестан по доверенности Гаджиэменова Р.Б.,

при секретаре судебного заседания Магомаевой С.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению первого заместителя прокурора Республики Дагестан об оспаривании в части нормативного правового акта,

установил:

Правительством Республики Дагестан 4 мая 2020 г. принято Постановление Правительства Республики Дагестан № 86 «Об утверждении Порядка и условий назначения ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно, требования к признанию семьи, имеющей детей, нуждающейся в предоставлении ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно и перечня документов (сведений), необходимых для назначения ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно», которое официально опубликовано в изданиях «Дагестанская правда» и на официальном интернет-портале правовой информации Республики Дагестан www.pravo.e-dag.ru.

В силу статьи 62 Закона Республики Дагестан от 16.04.1997 N 8 (ред. от 06.05.2016) "О нормативных правовых актах Республики Дагестан" законы и другие нормативные правовые акты вступают в силу после их официального опубликования, если законодательством Российской Федерации не установлен иной порядок вступления их в силу.

Указанный Порядок утверждён в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2020 г. № 384 «Об утверждении основных требований к порядку назначения и осуществления ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно, примерного перечня документов (сведений), необходимых для назначения указанной ежемесячной выплаты, и типовой формы заявления о ее назначении» и Указом Главы Республики Дагестан от 8 апреля 2020 г. № 29 «О ежемесячной денежной выплате на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно».

Первый заместитель прокурора Республики Дагестан Ляпин Р.К. обратился в Верховный Суд Республики Дагестан с административным исковым заявлением к Правительству Республики Дагестан о признании недействующим со дня вступления решения суда в законную силу Порядка и условий назначения ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно, утвержденного постановлением Правительства Республики Дагестан от 4 мая 2020 г. № 86, в части наличия в нём требований к порядку назначения и осуществления ежемесячной денежной выплаты, не регламентированных Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2020 г. № 384 «Об утверждении основных требований к порядку назначения и осуществления ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно, примерного перечня документов (сведений), необходимых для назначения указанной ежемесячной выплаты, и типовой форм заявления о её назначении».

В обоснование заявленных требований указано, что вышеприведенные нормы противоречат п. 17(3) Постановления Правительства РФ от 31 марта 2020 г. № 384 (в редакции от 31 марта 2021 г. № 489) «Об утверждении основных требований к порядку назначения и осуществления ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно, примерного перечня документов (сведений), необходимых для назначения указанной ежемесячной выплаты, и типовой формы заявления о её назначении», которым определён перечень условий, при которых уполномоченным органом принимается решение о прекращении ежемесячной выплаты.

Определением Верховного Суда Республики Дагестан от 24 ноября 2021 г. в качестве заинтересованного лица к участию в деле привлечено Министерство труда и социального развития Республики Дагестан.

В судебном заседании представитель административного истца – прокурор Ибрагимова А.М. заявленные административные исковые требования поддержала по доводам, изложенным в административном исковом заявлении.

В судебном заседании представитель административного ответчика Правительства Республики Дагестан по доверенности Джалилов Н.Г. и представитель заинтересованного лица Министерства труда и социального развития Республики Дагестан по доверенности Гаджиэменов Р.Б. заявленные прокурором требования не признали и просили отказать в их удовлетворении.

Исследовав материалы административного дела, заслушав объяснения представителей сторон, участвующих в деле, суд приходит к следующему выводу.

Согласно части 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.

Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (ч. 5 ст. 76 Конституции Российской Федерации).

В силу части 3 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части в суд может обратиться прокурор в пределах своей компетенции, полагающий, что принятый нормативный правовой акт не соответствует иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, нарушает его компетенцию или права, свободы и законные интересы граждан.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты; материнство и детство, семья находятся под защитой государства; каждому гарантируется социальное обеспечение, в том числе для воспитания детей (часть 2 статьи 7, часть 1 статьи 38, часть 1 статьи 39).

Приведенным положениям Конституции Российской Федерации корреспондируют предписания Конвенции о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 года), которая, опираясь на принцип приоритета интересов и благосостояния детей во всех сферах жизни, обязывает подписавшие ее государства принимать все законодательные и административные меры к тому, чтобы обеспечить детям необходимые для их благополучия защиту и заботу (преамбула, пункт 2 статьи 3).

Указом Президента Российской Федерации от 9 октября 2007 года N 1351 утверждена Концепция демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года, в соответствии с которой целью демографической политики государства на данном этапе является стабилизация численности населения, одной из задач, способствующих достижению данной цели, является повышение уровня рождаемости (увеличение суммарного показателя рождаемости в 1,5 раза) за счет рождения в семьях второго ребенка и последующих детей, решение которой включает в себя усиление государственной поддержки семей, имеющих детей.

В целях реализации демографической политики Российской Федерации Указом Президента Российской Федерации от 20 марта 2020 г. № 199 рекомендовано высшим должностным лицам (руководителям высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации обеспечить до 1 июля 2020 г. установление требований, в соответствии с которыми семьи, имеющие детей, признаются нуждающимися в поддержке в целях предоставления им ежемесячной выплаты и обеспечить получение необходимых для назначения ежемесячной выплаты документов (сведений), в том числе в электронном виде, от органов, предоставляющих государственные услуги, органов, предоставляющих муниципальные услуги, иных государственных органов, органов местного самоуправления и подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций;

Этим же Указом установлена обязанность Правительства Российской Федерации и органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации предусматривать начиная с 2020 года обеспечить ежегодное выделение бюджетных ассигнований соответственно из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации на финансирование расходов, связанных с реализацией настоящего Указа.

Указ Главы Республики Дагестан от 08.04.2020 г. № 29 "О ежемесячной денежной выплате на ребенка в возрасте от трех до семи лет включительно" (далее – Указ № 29) регулирует установление с 1 января 2020 г. нуждающимся в социальной поддержке семьям, имеющим детей, проживающим на территории Республики Дагестан, ежемесячную денежную выплату на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно.

Согласно п.п. 1 и 4 Указа № 29 ежемесячная выплата назначается на детей, проживающих на территории Республики Дагестан в соответствии с федеральным законодательством и законодательством Республики Дагестан.

По общему правилу назначения социальных гарантий, предоставления мер социальной поддержки или их прекращение носит заявительный характер, если иное не предусмотрено законодательством.

Порядок предоставления мер социальной поддержки семьям, имеющим детей, проживающим на территории Республики Дагестан в виде ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от трех до семи лет устанавливается Правительством Республики Дагестан.

Осуществление ежемесячной выплаты осуществляется специально уполномоченным органом исполнительной власти Республики Дагестан по осуществлению функций по выработке и реализации государственной политики в сфере демографии, труда, уровня жизни и доходов, оплаты труда, пенсионного обеспечения, социальной защиты и социального обслуживания населения.

Пунктом 4 Указа № 29 предусмотрен порядок обращения граждан за назначением ежемесячной выплаты через многофункциональные центры предоставления государственных и муниципальных услуг или с использованием единого портала государственных и муниципальных услуг, в том числе без истребования от граждан документов, находящихся в распоряжении органов и организаций.

Во исполнение Указа Главы Республики Дагестан № 29 Правительством Республики Дагестан принято постановление от 04.05.2020 г. № 86 «Об утверждении Порядка и условий назначения ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно, требований к признанию семьи, имеющей детей, нуждающейся в предоставлении ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно, и перечня документов (сведений), необходимых для назначения ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно».

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 20.03.2020 г. №199 ежемесячная денежная выплата на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно предоставляется в порядке и на условиях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 31.03.2020 г. № 384 утверждены основные требования к порядку назначения и осуществления ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно, примерный перечень документов (сведений) необходимых для ее назначения.

Пунктом 21 Порядка и условий назначения ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно, утвержденных постановлением Правительства РД от 4 мая 2020 г. № 86, предусмотрены случаи прекращения ежемесячной выплаты: при достижении ребенком возраста 8 лет, переезда получателя ежемесячной выплаты на постоянное место жительства за пределы Республики Дагестан, выявление факта превышения размера среднедушевого дохода семьи над величиной прожиточного минимума на душу населения и отказе от получения ежемесячной выплаты.

В соответствии с подпунктом «а» пункта 3 Указа Президента Российской Федерации от 20.03.2020 г. № 199 ежемесячная выплата предоставляется в случае, если размер среднедушевого дохода семьи не превышает величину прожиточного минимума на душу населения, установленную в субъекте Российской Федерации.

Согласно пункту 5 основных требований к порядку назначения и осуществления ежемесячной денежной выплаты на ребёнка в возрасте от 3 до 7 лет включительно, утверждённых Постановлением Правительства РФ от 31.03.2020 г. № 384, ежемесячная денежная выплата осуществляется до достижения ребёнка возраста 8 лет.

Защита семьи, материнства, отцовства и детства, социальная защита, включая социальное обеспечение, отнесены к вопросам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (пункт "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации).

Таким образом, из содержания оспариваемых прокурором положений постановления Правительства РД от 4 мая 2020 г. № 86 во взаимосвязи с Указом Президента Российской Федерации от 20.03.2020 г. №199 и постановления Правительства РФ от 31.03.2020 г. № 384 следует, что предусмотренные законом порядок и условия назначения ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно могут быть скорректированы и регламентированы законодательством субъектов Российской Федерации.

Следовательно, требования прокурора о признании недействующим постановление Правительства Республики Дагестан от 04.05.2020 г. № 86, в той части, в котором оно позволяет в случае необходимости дополнять Порядок своими изменениями, не могут быть признаны обоснованными, поскольку оспариваемые положения не являются противоречащими требованиям федерального законодательства.

Из материалов дела следует, что первым заместителем прокурора Республики Дагестан 27 июля 2021 г. за № 7/3-31-2021 был направлен протест административному ответчику по настоящему делу с требованием привести постановление Правительства Республики Дагестан от 4 мая 2020 г. № 86 «Об утверждении Порядка и условий назначения ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно, требований к признанию семьи, имеющей детей, нуждающейся в предоставлении ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно, и перечня документов (сведений), необходимых для назначения ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно» в соответствие с требованиями федерального законодательства (л.д. 47-48).

В ответном письме заместитель Председателя Правительства Республики Дагестан Казиев М.Н. от 19 августа 2021 г. № 11/4-17/181 сообщает прокурору, что вышеприведенный протест рассмотрен и признан необоснованным, в связи с тем, что положения постановления Правительства Республики Дагестан от 4 мая 2020 г. № 86 не противоречат требованиям действующего законодательства.

Согласно пункту 2 статьи 85 Бюджетного кодекса РФ расходные обязательства субъекта Российской Федерации, указанные в абзацах втором - пятом пункта 1данной статьи, устанавливаются органами государственной власти субъекта Российской Федерации самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита бюджета субъекта Российской Федерации.

Абзацем 2 пункта 1 вышеуказанной статьи Бюджетного кодекса РФ установлено, что расходные обязательства субъекта Российской Федерации возникают в результате принятия законов и (или) иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации, а также заключения субъектом Российской Федерации (от имени субъекта Российской Федерации) договоров (соглашений) при осуществлении органами государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий по предметам совместного ведения, указанных в пунктах 2 и 5 статьи 26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».

Согласно статье 31 Бюджетного кодекса РФ принцип самостоятельности бюджетов в частности означает, право и обязанность органов государственной власти и органов местного самоуправления самостоятельно осуществлять бюджетный процесс, за исключением случаев, предусмотренных данным Кодексом.

В этой связи, следует признать обоснованными доводы представителя Правительства Республики Дагестан Джалилова Н.Г. о том, что Республика Дагестан, как субъект Российской Федерации осуществляет собственное правовое регулирование по вопросам организации порядка и условий назначения ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно, требований к признанию семьи, имеющей детей, нуждающейся в предоставлении ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно.

С учетом изложенного у суда отсутствуют основания для вывода о том, что осуществление уполномоченным органом исполнительной власти Республики Дагестан действий по прекращению ежемесячной выплаты для получателя в случае его переезда на постоянное место жительства за пределы Республики Дагестан, и по иным приведённым основаниям, будет являться выходом за пределы полномочий, предоставленных федеральным законодательством.

В соответствии с частью 7 статьи 213 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд проверяет законность положений нормативного правового акта, которые оспариваются. При проверке законности этих положений суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании нормативного правового акта недействующим, и выясняет обстоятельства, указанные в части 8 настоящей статьи, в полном объеме.

Одним из таких обстоятельств, согласно пункту 3 части 8 статьи 213 КАС РФ является соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 215 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.

В связи с изложенным, оценив оспариваемые прокурором нормы постановления Правительства Республики Дагестан от 4 мая 2020 г. № 86 «Об утверждении Порядка и условий назначения ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно, требований к признанию семьи, имеющей детей, нуждающейся в предоставлении ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно, и перечня документов (сведений), необходимых для назначения ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно» суд приходит к выводу об их обоснованности и законности, так как они не являются противоречащими действующему законодательству.

Таким образом, вышеприведённые выводы суда свидетельствуют о соответствии оспариваемой части нормативного правового акта нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Верховный Суд Республики Дагестан,

решил:

в удовлетворении административного искового заявления первого заместителя прокурора Республики Дагестан о признании недействующим со дня вступления решения суда в законную силу Порядка и условий назначения ежемесячной денежной выплаты на ребёнка в возрасте от 3 до 7 лет включительно, утвержденного постановлением Правительства Республики Дагестан от 4 мая 2020 г. № 86, в части наличия в нём требований к порядку назначения и осуществления ежемесячной денежной выплаты, не регламентированных Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2020 г. № 384 «Об утверждении основных требований к порядку назначения и осуществления ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно, примерного перечня документов (сведений), необходимых для назначения указанной ежемесячной выплаты, и типовой форм заявления о её назначении» - отказать.

Сообщение о принятии настоящего решения подлежит опубликованию в газете «Дагестанская Правда» и на официальном интернет-портале правовой информации Республики Дагестан www.pravo.e-dag.ru, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

На решение могут быть поданы апелляционные жалобы, представление прокурора в Третий апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, через Верховный Суд Республики Дагестан.

Мотивированное решение составлено 10 января 2022 года.

Судья Верховного Суда

Республики Дагестан Д.М. Омаров