КОПИЯ
Дело № 3а-289/2021
НИЖЕГОРОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г.Нижний Новгород 16 июня 2021 года
Нижегородский областной суд в составе председательствующего судьи Буруновой С.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарями Шлоковым А.А., Шкариной Т.Н.,
с участием:
представителя административного истца открытого акционерного общества «Кстовский карьер» ФИО13,
представителей административного ответчика Правительства Нижегородской области ФИО8, ФИО9,
представителя Министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области ФИО10,
прокурора отдела прокуратуры Нижегородской области ФИО11,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «<данные изъяты>» о признании недействующими в части отдельных положений Методики расчет арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности Нижегородской области и государственной собственности на территории Нижегородской области, утвержденной постановлением Правительства Нижегородской области от 02 июня 2006 года №186,
У С Т А Н О В И Л:
постановлением Правительства Нижегородской области от 02 июня 2006 года №186 утверждена Методика расчета арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности Нижегородской области и государственной собственности на территории Нижегородской области (далее также постановление Правительства Нижегородской области от 02.06.2006 №186, Методика расчета арендной платы за земельные участки).
Постановление Правительства Нижегородской области от 02 июня 2006 года № 186 опубликовано в газете «Нижегородские новости», N 105(3517), 14.06.2006 (приложение к газете - издание «Правовая среда», N 49(722), 14.06.2006).
Постановлениями Правительства Нижегородской области от 09.01.2008 N 1, от 17.12.2010 N 929, от 02.06.2011 N 411, от 08.10.2012 N 710, от 14.10.2015 N 659, от 22.01.2016 N 17, от 25.03.2016 N 160, от 15.06.2017 N 429, от 14.08.2017 N 602, от 28.06.2018 N 469, от 29.11.2018 N 818, от 14.06.2019 N 364, от 25.10.2019 N 784, от 06.07.2020 N 554, от 25.08.2020 N 722, от 30.12.2020 N 1123, от 18.05.2021 N 390, с изм., внесенными постановлением Правительства Нижегородской области от 28.08.2006 N 278 (ред. от 09.01.2008) в постановление Правительства Нижегородской области от 02 июня 2006 № 186 внесены изменения.
Постановления Правительства Нижегородской области о внесении изменений опубликованы в газете «Нижегородская правда» (N 10(3902), 19.01.2008 ("Правовая среда", N 4(887), 19.01.2008), N 235(4607), 24.12.2010 ("Правовая среда", N 140(1262), 24.12.2010), N 111(4723), 23.06.201 ("Правовая среда", N 68(1333), 23.06.2011), N 207(5060), 15.11.2012 ("Правовая среда", N 125(1536), 15.11.2012), N 141(5704), 01.12.2015, N 26(5742), 09.03.2016, N 62(5778), 31.05.2016, N 58(5901), 21.07.2017, N 80(5923), 06.10.2017, N 68(6015), 24.08.2018, N 4(6055), 15.01.2019, N 58(6109), 26.07.2019, N 100(6151), 20.12.2019, N 66(6219), 21.08.2020, N 72(6225), 11.09.2020, N 167(3579), 13.09.2006 ("Правовая среда", N 78-79(751-752), 13.09.2006), официальном интернет-портале правовой информации www.pravo.gov.ru.
Общество с ограниченной ответственностью «<данные изъяты>» (далее также – ООО «<данные изъяты>», административный истец) обратилось в Нижегородский областной суд с административным исковым заявлением о признании недействующими в части отдельных положений Методики расчет арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности Нижегородской области и государственной собственности на территории Нижегородской области, утвержденной постановлением Правительства Нижегородской области от 02 июня 2006 года №86.
В обоснование заявленных требований административный истец ООО «<данные изъяты>» указало следующее: между ООО «<данные изъяты>» и министерством имущественных и земельных отношений Нижегородской области были заключены:
1) договор № А461 от [дата] аренды земельного участка площадью 44530,00 кв.м. с кадастровым номером [номер] расположенного по адресу: [адрес], вид разрешенного использования «для добычи строительных песков для производства стройматериалов»;
2) договор № А462 от [дата] аренды земельного участка площадью 185995,00 кв.м. с кадастровым номером [номер], расположенного по адресу: [адрес], вид разрешенного использования «для добычи песчаного грунта для общестроительных работ».
Участки находятся в неразграниченной государственной собственности. К вышеуказанным договорам аренды земельных участков применены пункты 3.2, 3.3. Методики № 186, что подтверждается дополнительными соглашениями к договорам от 01.08.2008 г., извещениями арендодателя о размере арендной платы на 2020, 2021 годы.
Размер арендной платы по указанным договорам рассчитан на основе кадастровой стоимости земельных участков.
В 2020 году на территории Нижегородской области проведена очередная кадастровая оценка земельных участков. Приказом Министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области от 21.10.2020 №326-13566703/2020 утверждены результаты определения кадастровой стоимости объектов недвижимости (земель сельскохозяйственного назначения, земель населенных пунктов, земель промышленности и иного специального назначения, земель лесного фонда, земель запаса) на территории Нижегородской области по состоянию на 1 января 2020 года. Сведения о новой кадастровой стоимости внесены в ЕГРН. Таким образом, с 2021 года по результатам очередной кадастровой оценки применяется новая кадастровая стоимость участков по договорам: земельного участка с кадастровым номером [номер] – 13 568 335,25 руб., земельного участка с кадастровым номером [номер] – 4 562 989,1 руб.
КУМИ Кстовского муниципального района направило в адрес общества извещения от 19.12.2020 к договорам о размере арендной платы в 2021 году, указав следующий расчет арендной платы: 1) по договору № А461 от 16.02.2007: арендная плата за месяц = 102,47-0,04-4,4151*2,72*44530=182 657,55 руб., арендная плата в год = 182 657,55*12=2 191 890,60 руб.; 2) по договору № А462 от 16.02.2007: арендная плата за месяц = 72,95*0,04*4,4151*2,72*185995=543 143,72 руб., арендная плата в год = 543 143,72*12=6 517 724,64 руб. С 2021 года арендная плата по сравнению с 2020 годом по договору А461 выросла в 115 раз, по договору А462 – в 36 раз.
Предыдущая кадастровая оценка земельных участков на территории Нижегородской области проводилась в 2014 году (семь лет назад) и применялась с 2015 года (шесть лет).
В силу того, что в формуле определения арендной платы (п.3.2 Методики) установлен коэффициент индексации, учитывающий индекс потребительских цен в сфере торговли и услуг населению в Нижегородской области на следующий год, определенного прогнозом социально-экономического развития Нижегородской области, одобренным Правительством Нижегородской области, арендная плата ежегодно индексировалась на повышающий коэффициент.
Поскольку Приказом Министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области от 21.10.2020 № 326-13566703/2020 утверждены кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером [номер] (13 568 335,25 руб.), земельного участка с кадастровым номером [номер] (4 562 989,1 руб.), которая применяется с 01 января 2021 года, и эта стоимость отвечала текущему экономическому моменту в 2020 году, то применение при расчете арендной платы на 2021 год за земельные участки, кадастровая стоимость которых определена на основании результатов указанной кадастровой оценки, коэффициентов инфляции за 2020 год не будет отвечать целям индексации и, соответственно, вышеуказанным Основным принципам определения арендной платы, установленным Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 №582.
Соответственно пункты 3.2, 3.3 Методики [номер] в части применения в формуле, по которой определяется размер арендной платы, коэффициента индексации Ки противоречит акту большей юридической силы в той мере, в которой указанная норма позволяет применять коэффициенты индексации, отражающие уровень инфляции, без учета даты определения и даты начала применения кадастровой стоимости земельного участка, исходя из которой определяется размер арендной платы.
По указанным основаниям с учетом принятого к производству суда административного искового заявления в порядке статьи 46 КАС РФ административный истец просит суд признать недействующими с момента вступления решения суда в законную силу положения пунктов 3.2, 3.3 Методики расчета арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности Нижегородской области и государственной собственности на территории Нижегородской области, утвержденной постановлением Правительства Нижегородской области от 02 июня 2006 года №186 (в редакции постановлений Правительства Нижегородской области от 09.01.2008 №1, от 17.12.2010 №929, от 02.06.2011 №411, от 08.10.2012 №710, от 14.10.2015 №659, от 22.01.2016 №17, от 25.03.2016 №160, от 15.06.2017 №429, от 14.08.2017 №602, от 28.06.2018 №469, от 29.11.2018 №818, от 14.06.2019 №364, от 25.10.2019 №784, от 06.07.2020 №554, от 25.08.2020 №722, с изм., внесенными постановлением Правительства Нижегородской области от 28.08.2006 №278 (ред. от 09.01.2008), в той мере, в которой указанная норма позволяет применять коэффициент индексации на среднегодовой индекс потребительских цен, указанный в пунктах 3.2, 33 Методики, отражающие уровень инфляции, без учета даты определения и даты начала применения кадастровой стоимости земельного участка, исходя из которой определяется размер арендной платы.
Правительством Нижегородской области представлены письменные возражения на административное исковое заявление ООО «<данные изъяты>», согласно которым оспариваемое в части постановление принято Правительством Нижегородской области в пределах предоставленных полномочий с соблюдением порядка его принятия; само по себе изменение размера арендной платы на уровень инфляции не противоречит нормам федерального законодательства, поскольку призвано приводить размер арендной платы в соответствии с текущим уровнем инфляции и системой цен, то есть направлено на сохранение реальной арендной платы на прежнем уровне.
Заинтересованным лицом, Министерством имущественных и земельных отношений Нижегородской области, представлен письменный отзыв на административное исковое заявление ООО «<данные изъяты>», из которого следует, что заявленные требования удовлетворению не подлежат, поскольку оспариваемые пункты 4 и 5 Методики полностью соответствуют положениям пункта 11 Методических рекомендаций по применению основных принципов определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 № 582.
Представитель административного истца в судебном заседании поддержала доводы и требования административного искового заявления с учетом изменения в порядке ст. 46 КАС РФ.
Представитель Правительства Нижегородской области в судебном заседании просила в удовлетворении заявленных требований отказать по основаниям, изложенным в письменных возражениях.
Представитель Министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области в судебном заседании поддержала позицию Правительства Нижегородской области, в удовлетворении заявленных требований просила отказать по основаниям, изложенным в письменном отзыве.
Иные участвующие в деле лица в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом. При указанных обстоятельствах, руководствуясь статьей 150, частью 5 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд считает возможным рассмотреть дело без участия не явившихся лиц.
Заслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, заключение прокурора, полагавшего необходимым удовлетворить административное исковое заявление, обсудив доводы административных исковых заявлений и возражений на них, установив юридически значимые обстоятельства, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее также – КАС РФ) с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
В судебном заседании установлено, что ООО «<данные изъяты>» на основании договоров аренды № А461 от 16.02.2007 года и № А462 от 16.02.2007 года, заключенных с министерством имущественных и земельных отношений Нижегородской области, является арендатором, соответственно: земельного участка с кадастровым номером [номер], площадью 44530,00 кв.м. расположенного по адресу: [адрес], вид разрешенного использования «для добычи строительных песков для производства стройматериалов», и земельного участка с кадастровым номером [номер], площадью 185995,00 кв.м. расположенного по адресу: [адрес] вид разрешенного использования «для добычи песчаного грунта для общестроительных работ». Указанные земельные участки находятся в неразграниченной государственной собственности. Размер арендной платы по указанным договорам рассчитан на основе кадастровой стоимости земельных участков. Из вышеуказанных договоров, дополнительных соглашений к ним и извещений арендодателя о размере арендной платы на 2020, 2021 годы, усматривается, что расчет арендной платы произведен в соответствии п. 3.2, 3.3 Методики, утвержденной постановлением Правительства Нижегородской области от 02 июня 2006 года №186.
Исходя из того, что ООО «<данные изъяты>» является субъектом отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, в отношении него применены его положения, на основании части 1 статьи 208 КАС РФ административный истец вправе обратиться в суд с настоящим административным исковым заявлением, которое подлежит рассмотрению по существу.
Согласно преамбуле постановления Правительства Нижегородской области от 02.06.2006 N 186 «Об утверждении Методики расчета арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности Нижегородской области и государственной собственности на территории Нижегородской области» данное постановление принято для упорядочения взимания арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности Нижегородской области и государственной собственности на территории Нижегородской области до разграничения государственной собственности на землю, и повышения эффективности их использования, до внесения в установленном порядке изменений в правила землепользования и застройки в части приведения установленных градостроительными регламентами видов разрешенного использования земельных участков в соответствие с видами разрешенного использования земельных участков, предусмотренными классификатором видов разрешенного использования земельных участков, утвержденным приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 1 сентября 2014 г. N 540.
В соответствии с пунктами «в», «к» части 1 статьи 72, частями 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации вопросы владения, пользования и распоряжения землей, а также земельное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные акты субъектов Российской Федерации, которые не могут противоречить федеральным законам.
Статьей 1 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что одним из основных принципов земельного законодательства является платность использования земли, согласно которому любое использование земли осуществляется за плату, за исключением случаев, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
В отношении земельных участков, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, установление порядка определения размера арендной платы за земельные участки отнесено к компетенции органа государственной власти субъекта Российской Федерации (пункт 3 статьи 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации).
На территории Нижегородской области в соответствии с пунктом 8 статьи 3 Закона Нижегородской области от 13.12.2005 года №192-З «О регулировании земельных отношений в Нижегородской области» полномочия по установлению указанного порядка отнесены к компетенции Правительства Нижегородской области.
В соответствии со статьей 51 Устава Нижегородской области Правительство Нижегородской области в пределах своей компетенции издает постановления и распоряжения. Акты Правительства, имеющие нормативный характер, издаются в форме постановлений Правительства.
Согласно статье 32 Закона Нижегородской области от 03.10.2007 года №129-З «О Правительстве Нижегородской области» оспариваемый акт, а также акты, вносящие в него изменения, были опубликованы в газете «Нижегородские новости» и размещены на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru).
Проанализировав указанные положения Земельного кодекса Российской Федерации во взаимосвязи с нормами Устава Нижегородской области, Закона Нижегородской области от 10 февраля 2005 г. N 8-З «О нормативных правовых актах Нижегородской области», Закона Нижегородской области от 3 октября 2007 г. N 129-З «О Правительстве Нижегородской области», Регламента Правительства Нижегородской области, утвержденного постановлением Правительства Нижегородской области от 11 декабря 2009 г. N 920, оценив представленные в материалы дела доказательства, суд приходит к выводу о том, что постановление Правительства Нижегородской области от 02 июня 2006 г. №186, а равно нормативные правовые акты о внесении в него изменений приняты как в пределах полномочий субъекта Российской Федерации, так и в соответствии с компетенцией Правительства Нижегородской области, с соблюдением требований законодательства к их форме и виду, процедуре их принятия и правилам введения их в действие.
По данным основаниям постановление Правительства Нижегородской области от 02 июня 2006 года №186 административным истцом не оспаривается.
Проверив оспариваемые положения постановления Правительства Нижегородской области от 02 июня 2006 года №186 на предмет их соответствия нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд приходит к следующему.
Судом установлено, что между ООО «<данные изъяты>» и министерством имущественных и земельных отношений Нижегородской области (далее также – Министерство) заключены:
- договор № А461 от [дата] аренды земельного участка площадью 44530,00 кв.м. с кадастровым номером [номер] расположенного по адресу: [адрес], вид разрешенного использования «для добычи строительных песков для производства стройматериалов»;
- договор № А462 от [дата] аренды земельного участка площадью 185995,00 кв.м. с кадастровым номером [номер] расположенного по адресу: [адрес] вид разрешенного использования «для добычи песчаного грунта для общестроительных работ».
Вышеуказанные земельные участки находятся в государственной собственности.
В соответствии с пунктом 2 части 3 статьи 39.1 Земельного кодекса Российской Федерации, порядок определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и предоставленные в аренду без торгов, устанавливается органом государственной власти субъекта Российской Федерации в отношении земельных участков, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена.
Такой порядок установлен Методикой расчета арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности Нижегородской области и государственной собственности на территории Нижегородской области, утвержденной постановлением Правительства Нижегородской области от 02 июня 2006 года №186.
Пунктом 3.2 Методики расчета арендной платы за земельные участки установлено, что размер арендной платы в случае, указанном в подпункте «б» пункта 3.1 настоящей Методики, рассчитывается по формуле: А = КСЗ x Кви х Кд x Ки х ПК, где: А - годовой размер арендной платы, руб.; КСЗ - кадастровая стоимость земельного участка, руб.; Кви - коэффициент вида разрешенного использования земельных участков; Кд – коэффициент дифференциации по видам деятельности арендаторов внутри одного вида разрешенного использования земельного участка; Ки - коэффициент индексации; ПК – понижающий коэффициент для отдельных случаев, установленных настоящей Методикой.
Значение коэффициента индексации ежегодно устанавливается Правительством Нижегородской области в размере не менее индекса потребительских цен в сфере торговли и услуг населению в Нижегородской области на следующий год, определенного прогнозом социально-экономического развития Нижегородской области, одобренным Правительством Нижегородской области (далее также среднегодовой индекс потребительских цен).
Пунктом 3.3 Методики расчета арендной платы за земельные участки установлено, что размер арендной платы определяется на год и ежегодно индексируется на прогнозируемый среднегодовой индекс потребительских цен, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 3,9, 3,91, 3,92 (в части фиксированного размера арендной платы) и 3.11 настоящей Методики.
Арендная плата подлежит перерасчету: - в случае изменения кадастровой стоимости земельного участка в результате проведения очередной государственной кадастровой оценки земель - по состоянию на 1 января года, следующего за годом, в котором произошло изменение кадастровой стоимости; - в случае исправления технической ошибки в сведениях Единого государственного реестра недвижимости о величине кадастровой стоимости - с даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений, содержавших техническую ошибку; - в случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или суда в порядке, установленном статьей 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», - с 1 января календарного года, в котором подано заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
Согласно пункта 1 статьи 39.7 Земельного кодекса РФ размер арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, определяется в соответствии с основными принципами определения арендной платы, установленными Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 16.07.2009 № 582 (ред. от 07.09.2020) утверждены Основные принципы определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности (далее – Основные принципы).
Согласно Постановлению Правительства РФ от 16.07.2009 № 582 арендная плата при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, определяется исходя из следующих основных принципов:
принцип экономической обоснованности, в соответствии с которым арендная плата устанавливается в размере, соответствующем доходности земельного участка с учетом категории земель, к которой отнесен такой земельный участок, и его разрешенного использования, а также с учетом государственного регулирования тарифов на товары (работы, услуги) организаций, осуществляющих хозяйственную деятельность на таком земельном участке, и субсидий, предоставляемых организациям, осуществляющим деятельность на таком земельном участке;
принцип предсказуемости расчета размера арендной платы, в соответствии с которым в нормативных правовых актах органов государственной власти и органов местного самоуправления определяются порядок расчета платы и случаи, в которых возможен пересмотр размера арендной платы в одностороннем порядке по требованию арендодателя;
принцип предельно допустимой простоты расчета арендной платы, в соответствии с которым предусматривается возможность определения арендной платы на основании кадастровой стоимости.
Соблюдением указанных принципов достигается баланс интересов арендатора и арендодателя земельного участка посредством установления экономически обоснованных ставок арендной платы или иных показателей, применяемых для определения арендной платы.
Кроме того, Министерству экономического развития Российской Федерации постановлено разработать и утвердить до 1 января 2018 г. методические рекомендации по применению утвержденных настоящим постановлением основных принципов определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Приказом Минэкономразвития России от 29.12.2017 № 710 утверждены Методические рекомендации по применению основных принципов определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, утвержденных постановлением Правительства (далее – Методические рекомендации по применению Общих принципов).
Согласно пункту 11 данных Методических рекомендаций при определении в порядке определения размера арендной платы расчета арендной платы на основе кадастровой стоимости земельного участка рекомендуется учитывать, что изменение кадастровой стоимости содержит в себе некоторое опережающее повышение стоимости земельного участка, основанное на предположении о вероятности роста кадастровой стоимости в ближайшем будущем. Вследствие этого рекомендуется исключить случаи применения поправочных коэффициентов, например коэффициента инфляции, в год изменения кадастровой стоимости арендуемого земельного участка.
Согласно пункту 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.
В соответствии со статьей 66 Земельного кодекса Российской Федерации: «Рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности. Для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу), муниципальному образованию в составе города федерального значения. В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной кадастровой оценке».
Порядок разрешения споров об оспаривании кадастровой стоимости регламентирован главой 25 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Федеральным законом от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ и Федеральным законом от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» (далее также – Федеральный закон от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ).
В соответствии с частью 11 статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является: недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости; установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Согласно статье 24.19 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ, при осуществлении государственного кадастрового учета ранее не учтенных объектов недвижимости, включения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости или внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости, орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, осуществляет определение кадастровой стоимости объектов недвижимости в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности; датой определения кадастровой стоимости объекта недвижимости в случаях, предусмотренных настоящей статьей, является дата внесения сведений о нем в Единый государственный реестр недвижимости, повлекшего за собой необходимость определения кадастровой стоимости в соответствии с настоящей статьей
Статьей 24.20 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ установлен порядок внесения результатов определения кадастровой стоимости в Единый государственный реестр недвижимости. Предусмотрено, что кадастровая стоимость объекта недвижимости применяется для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, со дня внесения сведений о ней в Единый государственный реестр недвижимости, за исключением случаев, установленных настоящей статьей. Кадастровая стоимость объекта недвижимости применяется для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, со дня начала применения кадастровой стоимости, изменяемой вследствие: исправления технической ошибки в сведениях Единого государственного реестра недвижимости, послужившего основанием для такого изменения; внесения изменений в акт об утверждении результатов определения кадастровой стоимости, изменяющий кадастровую стоимость объекта недвижимости в сторону уменьшения; установления кадастровой стоимости в результате рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости объекта недвижимости. В случае наличия нескольких применяемых в один момент времени кадастровых стоимостей, определенных на одну дату, применяется наименьшая из таких стоимостей.
В соответствии с ч.2 ст. 6 Федерального закона от 31.07.2020 N 269-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» до 1 января 2023 года устанавливается переходный период применения статей 22 и 22.1 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке».
Постановлением Правительства Нижегородской области от 8 октября 2020 года № 837 в соответствии со ст. 6 Федерального закона от 31 июля 2020 года № 269-ФЗ установлено, что применение на территории Нижегородской области положений статьи 22.1 Федерального закона от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» для целей установления кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости осуществляется с 1 января 2021 года.
Таким образом, с 1 января 2021 года на основании пункта 3 части 2 статьи 6 Федерального закона от 31 июля 2020 года № 269-ФЗ в Нижегородской области применяются положения статьи 22.1 Федерального закона от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ в отношении всех объектов недвижимости, учтенных в Едином государственном реестре недвижимости, и не применяются положения статьи 22 Федерального закона от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ.
Приказом Министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области от 21 октября 2020 года №326-13566703/2020 утверждены результаты определения кадастровой стоимости объектов недвижимости на территории Нижегородской области по состоянию на 1 января 2020 года, которые в соответствии с подпунктом 7 пункта 2 статьи 18 Федерального закона от 3 июля 2016 года №237-ФЗ начинают действовать с 1 января года, следующего за годом вступления в силу акта об утверждении результатов определения кадастровой стоимости, то есть с 1 января 2021 года.
Статьей 22.1 Федерального закона от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ предусмотрен порядок установления кадастровой стоимости в размере рыночной стоимости, согласно которому кадастровая стоимость объекта недвижимости может быть установлена бюджетным учреждением в размере рыночной стоимости соответствующего объекта недвижимости по заявлению юридических и физических лиц, если кадастровая стоимость затрагивает права или обязанности этих лиц; заявление об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости может быть подано в период с даты постановки объекта недвижимости на государственный кадастровый учет до даты снятия его с государственного кадастрового учета; решение бюджетного учреждения в отношении заявления об установлении рыночной стоимости может быть оспорено в суде в порядке административного судопроизводства; одновременно с оспариванием решения бюджетного учреждения в суд может быть также заявлено требование об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости. Заявление об установлении рыночной стоимости может быть подано в течение шести месяцев с даты, по состоянию на которую проведена рыночная оценка объекта недвижимости и которая указана в приложенном к такому заявлению отчете об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости.
Из системного толкования приведенных норм права следует, что кадастровая стоимость земельных участков, определенная по результатам проведения государственной кадастровой оценки земель, может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности. По заявлению заинтересованного лица результаты определения кадастровой стоимости земельного участка могут быть пересмотрены, основанием для чего может являться недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости, а также установление в отношении объекта недвижимости кадастровой стоимости в размере рыночной стоимости по состоянию на определенную дату. Такой датой может являться: дата установления кадастровой стоимости в порядке массовой государственной кадастровой оценки (статья 24.18 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации»); дата осуществления государственного кадастрового учета ранее не учтенных объектов недвижимости, включения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости или внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости (статья 24.19 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации»); дата, по состоянию на которую проведена рыночная оценка объекта недвижимости (статья 22.1 Федерального закона от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ).
В судебном заседании установлено, что Приказом Министерства имущественных и земельных отношений ФИО5[адрес] от [дата][номер] утверждены результаты определения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером земельного участка с кадастровым номером 52:26:0080037:9 в размере 13 568 335,25 руб., земельного участка с кадастровым номером 52:26:0080037:10 – 4 562 989,1 руб.
Решением ГБУ ФИО5[адрес] «Кадастровая оценка» № УРС-52/2021/000410 от [дата] установлена рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером [номер] по состоянию на [дата] в размере 4679000 рублей.
Решением ГБУ ФИО5[адрес] «Кадастровая оценка» № УРС-52/2021/000411 от [дата] установлена рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером [номер] по состоянию на [дата] в размере 1544000 рублей.
При этом [дата] в адрес ООО «<данные изъяты>» Комитетом по управлению муниципальным имуществом Кстовского муниципального района направлены извещения о размере арендной платы за пользование земельными участками по договорам №А461 от [дата] и №А462 от [дата], согласно которым, значение коэффициента индексации (Ки) на 2020 г. установлен в размере 2,62; [дата] в адрес ООО «<данные изъяты>» Комитетом по управлению муниципальным имуществом Кстовского муниципального района направлены извещения о размере арендной платы за пользование земельными участками по договорам №А461 от [дата] и №А462 от [дата], согласно которым, значение коэффициента индексации (Ки) на 2021 г. установлен в размере 2,72.
Из содержания оспариваемых административным истцом положений пунктов 3.2, 3.3 Методики расчета арендной платы за земельные участки следует, что в них приведена формула определения размера арендной платы и непосредственно механизм расчета такой платы.
Суд полагает, что само по себе применение коэффициента индексации (Ки), значение которого ежегодно устанавливается Правительством Нижегородской области в размере не менее индекса потребительских цен в сфере торговли и услуг населению в Нижегородской области на следующий год, определенного прогнозом социально-экономического развития Нижегородской области, одобренным Правительством Нижегородской области (на 2019 год значение коэффициента индексации (Ки) – 1,28 (Постановление Правительства Нижегородской области от 14 ноября 2018 года № 759); на 2020 год значение коэффициента индексации (Ки) – 1,33 (Постановление Правительства Нижегородской области от 11 ноября 2019 года № 832); на 2021 год значение коэффициента индексации (Ки) – 1,38 (Постановление Правительства Нижегородской области от 22 ноября 2020 года № 952), при расчете арендной платы за земельные участки федеральному законодательству не противоречит, поскольку представляет собой объективно необходимый элемент для определения размера арендной платы с учетом принципов экономической обоснованности и предсказуемости расчета размера арендной платы и позволяет скорректировать ее размер исходя из инфляционных процессов и изменения уровня потребительских цен, включая цены на рынке объектов недвижимости.
Вместе с тем, предусмотренный пунктами 3.2, 3.3 Методики, утв. постановлением Правительства Нижегородской области от 02.06.2006 №186, порядок расчета размера платы за земельные участки не учитывает дату определения и дату начала применения кадастровой стоимости земельных участков, исходя из которой определяется размер данной платы.
В соответствии с указанным порядком коэффициент индексации (Ки) подлежит применению в любом случае, вне зависимости от даты определения кадастровой стоимости и даты начала применения результатов определения (пересмотра) кадастровой стоимости для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, в то время как применение этого коэффициента за год, по состоянию на который установлена кадастровая стоимость земельного участка, целям индексации отвечать не будет.
Исходя из изложенного, оспариваемые положения Методики, утв. постановлением Правительства Нижегородской области от 02.06.2006 №186, в той мере, в которой указанные нормы позволяют применять коэффициент индексации (Ки), индексацию без учета даты определения и даты начала применения кадастровой стоимости земельного участка, исходя из которой определяется размер платы за земельные участки, не отвечает основным принципам определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, установленным Постановлением Правительства РФ от 16.07.2009 № 582.
При таких обстоятельствах пункты 3.2 и 3.3 постановления Правительства Нижегородской области 02 июня 2006 года № 186 в части, в той мере, в которой указанные нормы позволяют применять коэффициент индексации (Ки), индексацию без учета даты определения и даты начала применения кадастровой стоимости земельного участка, исходя из которой определяется размер платы за земельные участки, соответствующим приведенным положениям нормативных правовых актов, имеющих большую юридическую силу, не могут быть признаны и подлежат признанию недействующими в указанной части.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается, в том числе, решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.
На основании изложенного административное исковое заявление общества с ограниченной ответственностью «<данные изъяты>» по настоящему административному делу подлежит удовлетворению.
Определяя момент, с которого пункты 3.2, 3.3 Методики расчета арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности Нижегородской области и государственной собственности на территории Нижегородской области, утвержденной Постановлением Правительства Нижегородской области от 02.06.2006 № 186 (в редакции постановлений Правительства Нижегородской области от 09.01.2008 № 1, от 17.12.2010 № 929, от 02.06.2011 № 411, от 08.10.2012 № 710, от 14.10.2015 № 659, от 22.01.2016 № 17, от 25.03.2016 № 160, от 15.06.2017 № 429, от 14.08.2017 № 602, от 28.06.2018 № 818, от 14.06.2019 № 364, от 25.10.2019 № 784, от 06.07.2020 № 554, от 25.08.2020 № 722, от 30.12.2020 N 1123, от 18.05.2021, с изм., внесенными постановлением Правительства Нижегородской области от 28.08.2006 № 278 (ред. от 09.01.2008), должны быть признаны недействующими, суд полагает, что поскольку пункты 3.2, 3.3 Методики № 186 до вынесения решения суда применялись и на их основании реализовывались права арендаторов земельных участков, пункты 3.2, 3.3 Методики № 186 подлежат признанию не действующими с момента вступления решения суда в законную силу (пункт 38 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года №50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами»).
В силу положений пункта 2 части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в резолютивную часть решения подлежит включению указание на то, что сообщение о настоящем решении суда в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу подлежит размещению Правительством Нижегородской области на официальном интернет-портале правовой информации www.pravo.gov.ru и в печатном издании «Нижегородские новости».
В силу положений пункта 2 части 4 статьи 215 КАС РФ в резолютивную часть решения подлежит включению указание на то, что сообщение о настоящем решении суда в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу подлежит размещению Правительством Нижегородской области на официальном интернет-портале правовой информации www.pravo.gov.ru и в печатном издании «Нижегородские новости».
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 215, 216 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Нижегородский областной суд
Р Е Ш И Л :
административное исковое заявление общества с ограниченной ответственностью «<данные изъяты>» по настоящему административному делу удовлетворить.
Признать недействующими с момента вступления решения суда в законную силу положения пунктов 3.2, 3.3 Методики расчета арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности Нижегородской области и государственной собственности на территории Нижегородской области, утвержденной постановлением Правительства Нижегородской области от 02 июня 2006 года №186 (в редакции постановлений Правительства Нижегородской области от 09.01.2008 №1, от 17.12.2010 №929, от 02.06.2011 №411, от 08.10.2012 №710, от 14.10.2015 №659, от 22.01.2016 №17, от 25.03.2016 №160, от 15.06.2017 №429, от 14.08.2017 №602, от 28.06.2018 №469, от 29.11.2018 №818, от 14.06.2019 №364, от 25.10.2019 №784, от 06.07.2020 №554, от 25.08.2020 №722, от 30.12.2020 N 1123, от 18.05.2021, с изм., внесенными постановлением Правительства Нижегородской области от 28.08.2006 №278 (ред. от 09.01.2008), в той мере, в которой указанная норма позволяет применять коэффициент индексации (Ки), индексацию на среднегодовой индекс потребительских цен, указанный в пунктах 3.2, 3.3 Методики, отражающие уровень инфляции, без учета даты определения и даты начала применения кадастровой стоимости земельного участка, исходя из которой определяется размер арендной платы.
Сообщение о решении суда в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу подлежит размещению Правительством Нижегородской области на официальном интернет-портале правовой информации www.pravo.gov.ru и в печатном издании «Нижегородские новости».
Решение может быть обжаловано в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме через Нижегородский областной суд.
П.П. Судья областного суда Бурунова С.В.: подпись
В окончательной форме решение принято 28 июня 2021 года.
Судья областного суда Бурунова С.В.: подпись
КОПИЯ ВЕРНА.
Судья областного суда С.В. Бурунова