ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-289/2021 от 26.02.2021 Верховного Суда Республики Татарстан (Республика Татарстан)

дело № 3а-289/2021

16ОS0000-01-2020-000670-09

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

город Казань 26 февраля 2021 года

Верховный Суд Республики Татарстан в составе председательствующего - судьи Верховного Суда Республики Татарстан Каминского Э.С.,

при секретаре – помощнике судьи Гребневе П.Г.,

с участием прокурора прокуратуры Республики Татарстан Карпова К.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «Торгово-производственное предприятие «Деликат» к Кабинету Министров Республики Татарстан, Министерству строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан, Исполнительному комитету Камско-Устьинского муниципального района Республики Татарстан, Совету муниципального образования «Поселок городского типа Камское Устье» Камско-Устьинского муниципального района Республики Татарстан о признании не действующими в части Генерального плана муниципального образования «Поселок городского типа Камское Устье» Камско-Устьинского муниципального района, утвержденного решением Совета муниципального образования «Поселок городского типа Камское Устье» Камско-Устьинского муниципального района от 5 февраля 2013 года № 78, Правил землепользования и застройки муниципального образования «Поселок городского типа Камское Устье» Камско-Устьинского муниципального района, утвержденных решением Совета муниципального образования «Поселок городского типа Камское Устье» Камско-Устьинского муниципального района от 18 декабря 2013 года № 93,

УСТАНОВИЛ:

решением Совета муниципального образования «Поселок городского типа Камское Устье» Камско-Устьинского муниципального района Республики Татарстан от 5 февраля 2013 года № 78 утвержден Генеральный план муниципального образования «Поселок городского типа Камское Устье».

Решением Совета муниципального образования «Поселок городского типа Камское Устье» от 18 декабря 2013 года № 93 утверждены Правила землепользования и застройки муниципального образования «Поселок городского типа Камское Устье».

Общество с ограниченной ответственностью «Торгово-производственное предприятие «Деликат» (далее – ООО «ТПП «Деликат») обратилось в Верховный Суд Республики Татарстан с административным исковым заявлением о признании не действующими Генерального плана муниципального образования «Поселок городского типа Камское Устье», утвержденного решением Совета муниципального образования «Поселок городского типа Камское Устье» от 5 февраля 2013 года № 78, Правил землепользования и застройки муниципального образования «Поселок городского типа Камское Устье», утвержденных решением Совета муниципального образования «Поселок городского типа Камское Устье» от 18 декабря 2013 года № 93, в части отображения на картах указанных нормативных правовых актов санитарно-защитной зоны сибиреязвенного скотомогильника на территории земельного участка с кадастровым номером 16:22:160110:5, принадлежащего административному истцу.

В обоснование требований ссылается на несоответствие оспариваемого нормативного правового акта нормам земельного, градостроительного законодательства. Оспариваемый нормативный акт, по мнению административного истца, нарушает его права и законные интересы, так как делает невозможным определение границ и налагает ограничения при использовании земельного участка.

В судебном заседании представители административного истца Сиразаев Н.М., Мякишев В.Н. административное исковое заявление поддержали.

Представитель Совета муниципального образования «Поселок городского типа Камское Устье», Исполнительного комитета Камско-Устьинского муниципального района Идрисова Л.И. административный иск признала.

Представитель Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан Мухамадиева Ф.М. административный иск не признала.

Кабинет Министров Республики Татарстан, извещенный надлежащим образом о времени и месте рассмотрения административного дела, в судебное заседание представителя не направил. На основании части 5 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с учетом положений частей 8 и 9 статьи 96 названного Кодекса суд находит возможным рассмотрение дела в его отсутствие.

Выслушав представителей административного истца, административных ответчиков, изучив доказательства, имеющиеся в материалах дела, заслушав заключение прокурора, полагавшего административное исковое заявление подлежащим удовлетворению, оценив нормативные правовые акты на их соответствие федеральным законам и другим нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд приходит к следующему.

В соответствии со статьей 132 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления самостоятельно решают вопросы местного значения.

Федеральный закон от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», как указано в преамбуле к данному нормативному акту, в соответствии с Конституцией Российской Федерации устанавливает общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, определяет государственные гарантии его осуществления.

Статьей 2 Закона Республики Татарстан от 31 января 2005 года № 26-ЗРТ «Об установлении границ территорий и статусе муниципального образования «Камско-Устьинский муниципальный район» и муниципальных образований в его составе» муниципальное образование «Поселок городского типа Камское Устье» наделено статусом городского поселения.

Пунктом 20 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ к вопросам местного значения городского поселения отнесено утверждение генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки.

Аналогичная по своему содержанию норма закреплена в пункте 20 части 1 статьи 15 Закона Республики Татарстан от 28 июля 2004 года № 45-ЗРТ «О местном самоуправлении в Республике Татарстан.

Градостроительный кодекс Российской Федерации в пунктах 1, 3 части 1 статьи 8 предусматривает в числе полномочий органов местного самоуправления в области градостроительной деятельности подготовку и утверждение документов территориального планирования поселений, утверждение правил землепользования и застройки поселений.

Генеральный план и правила землепользования и застройки поселения утверждаются представительным органом местного самоуправления поселения (часть 1 статьи 24, часть 1 статьи 32 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Согласно статье 7 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ по вопросам местного значения органами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты (часть 1).

Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации (часть 4).

В соответствии с положениями статьи 34 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ, статьи 21 Закона Республики Татарстан от 28 июля 2004 года № 45-ЗРТ в структуру органов местного самоуправления входит представительный орган муниципального образования, которым в муниципальном образовании «Поселок городского типа Камское Устье» является Совет городского поселения.

На основании статьи 35 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ, статьи 23 Закона Республики Татарстан от 28 июля 2004 года № 45-ЗРТ Совет муниципального образования «Поселок городского типа Камское Устье» был вправе принять нормативные правовые акты об утверждении Генерального плана и правил землепользования и застройки поселения.

Таким образом, оспариваемые нормативные акты приняты Советом муниципального образования «Поселок городского типа Камское Устье» в пределах, предоставленных ему вышеупомянутыми правовыми актами полномочий.

Подпунктами «в», «г» пункта 2 части 8 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено, что при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет, соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта, правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования и вступления их в силу.

В пунктах 29, 30 постановления от 25 декабря 2018 года № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами» Пленумом Верховного Суда Российской Федерации разъяснено, что при проверке соблюдения порядка принятия оспариваемого нормативного правового акта суд выясняет, соблюдены ли существенные положения нормативного правового акта, регулирующие процедуру принятия актов данного вида.

Выясняя вопрос о соблюдении правил введения в действие оспариваемого нормативного правового акта, необходимо проверять, соблюден ли порядок его опубликования и вступления в силу.

При этом обязанность доказывания этих обстоятельств возлагается на орган, принявший оспариваемый нормативный правовой акт (часть 9 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

В ходе рассмотрения дела судом истребованы у Совета муниципального образования «Поселок городского типа Камское Устье» заверенные копии оспариваемого нормативного правового акта, а также доказательства соблюдения процедуры его принятия, в том числе порядка проведения публичных слушаний, согласования федеральным органом исполнительной власти, опубликования (обнародования).

Однако полные копии оспариваемых нормативных актов (текстовый и картографический материалы), доказательства соблюдения процедуры их принятия, в том числе порядка проведения публичных слушаний, согласования федеральным органом исполнительной власти, опубликования (обнародования) представлены не были.

Более того, представитель административного ответчика в судебном заседании сообщил об отсутствии в Совете муниципального образования «Поселок городского типа Камское Устье» других документов, кроме представленных в ходе рассмотрения настоящего административного дела.

При таких обстоятельствах в отсутствие доказательств соблюдения порядка принятия оспариваемых нормативных правовых актов, порядка их опубликования суд приходит к выводу о нарушении существенных положений Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ, Закона Республики Татарстан от 28 июля 2004 года № 45-ЗРТ, Градостроительного кодекса Российской Федерации, регулирующих процедуру принятия документов градостроительного планирования, градостроительного зонирования, что свидетельствует об отсутствии у Генерального плана муниципального образования «Поселок городского типа Камское Устье», утвержденного решением Совета муниципального образования «Поселок городского типа Камское Устье» от 5 февраля 2013 года № 78, Правил землепользования и застройки муниципального образования «Поселок городского типа Камское Устье», утвержденных решением Совета муниципального образования «Поселок городского типа Камское Устье» от 18 декабря 2013 года № 93, юридической силы.

В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.

Пленум Верховного Суда Российской Федерации в пункте 40 постановления от 25 декабря 2018 года № 50 указал, что акты, не прошедшие государственную регистрацию (если такая регистрация является обязательной), не опубликованные в предусмотренном порядке, а равно имеющие иные нарушения порядка принятия и введения в действие, свидетельствующие об отсутствии у них юридической силы, не влекут правовых последствий и не могут регулировать соответствующие правоотношения независимо от выявления указанных нарушений в судебном порядке. Установив такие нарушения, суд принимает решение о признании оспариваемого акта не действующим полностью (в том числе и при оспаривании в суд его отдельных положений), как не имеющего юридической силы с момента его принятия, вывод о чем должен содержаться в резолютивной части судебного акта.

Следовательно, оспариваемые нормативные правовые акты подлежат признанию не действующими полностью с момента их принятия.

Принимая во внимание, что Кабинет Министров Республики Татарстан, Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан, Исполнительный комитет Камско-Устьинского муниципального района не являются органами, принявшими оспариваемые нормативные правовые акты, в удовлетворении административного искового заявления к данным административным ответчикам должно быть отказано.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175 – 178, 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

административное исковое заявление общества с ограниченной ответственностью «Торгово-производственное предприятие «Деликат» удовлетворить.

Признать недействующими со дня принятия

Генеральный план муниципального образования «Поселок городского типа Камское Устье» Камско-Устьинского муниципального района, утвержденный решением Совета муниципального образования «Поселок городского типа Камское Устье» Камско-Устьинского муниципального района от 5 февраля 2013 года № 78,

Правила землепользования и застройки муниципального образования «Поселок городского типа Камское Устье» Камско-Устьинского муниципального района, утвержденные решением Совета муниципального образования «Поселок городского типа Камское Устье» Камско-Устьинского муниципального района от 18 декабря 2013 года № 93.

Настоящее решение суда или сообщение о его принятии в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу подлежат опубликованию на официальном портале муниципальных образований Республики Татарстан http://kamskoye-ustye.tatarstan.ru.

В удовлетворении административного искового заявления общества с ограниченной ответственностью «Торгово-производственное предприятие «Деликат» к Кабинету Министров Республики Татарстан, Министерству строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан, Исполнительному комитету Камско-Устьинского муниципального района Республики Татарстан о признании не действующими в части Генерального плана муниципального образования «Поселок городского типа Камское Устье» Камско-Устьинского муниципального района, утвержденного решением Совета муниципального образования «Поселок городского типа Камское Устье» Камско-Устьинского муниципального района от 5 февраля 2013 года № 78, Правил землепользования и застройки муниципального образования «Поселок городского типа Камское Устье» Камско-Устьинского муниципального района, утвержденных решением Совета муниципального образования «Поселок городского типа Камское Устье» Камско-Устьинского муниципального района от 18 декабря 2013 года № 93, отказать.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия его судом в окончательной форме через Верховный Суд Республики Татарстан в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции.

Судья Э.С. Каминский

Справка: решение принято судом в окончательной форме 3 марта 2021 года.

Судья Э.С. Каминский