ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-28/17 от 05.10.2017 Верховного Суда Чувашской Республики (Чувашская Республика)

Дело № 3а-28/2017

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

5 октября 2017 года г. Чебоксары

Верховный Суд Чувашской Республики в составе председательствующего судьи Уряднова С.Н.,

с участием прокурора отдела Прокуратуры Чувашской Республики Ивановой И.Г.,

при секретаре судебного заседания Львовой Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Верховного Суда Чувашской Республики административное дело по административным исковым заявлениям Елисеева А.Г., общества с ограниченной ответственностью «Прогресс», индивидуального предпринимателя Васильевой Е.А., индивидуального предпринимателя Карпова Д.В., индивидуального предпринимателя Григорьевой А.П., индивидуального предпринимателя Хасандиновой Х.М., индивидуального предпринимателя Архипова Н.Н. и индивидуального предпринимателя Семенова А.Н. к Чебоксарскому городскому Собранию депутатов Чувашской Республики об оспаривании нормативного правового акта,

установил:

16 июня 2017 года Елисеев А.Г. обратился в суд с административным исковых заявлением к Чебоксарскому городскому Собранию депутатов Чувашской Республики о признании недействующим решения Чебоксарского городского Собрания депутатов от 25 апреля 2017 года № 732 «О внесении изменений в Схему размещения нестационарных торговых объектов на территории города Чебоксары, утвержденную решением Чебоксарского городского Собрания депутатов от 21 ноября 2013 года № 1205» в части исключения пунктом 1.1. решения из Схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории города Чебоксары, утвержденной решением Чебоксарского городского Собрания депутатов от 21 ноября 2013 года № 1205, строк ..., ..., мотивируя исковые требования тем, что пунктом 1.1. оспариваемого им решения из Схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории города Чебоксары (далее также Схема) исключен ряд нестационарных торговых объектов, в том числе исключены принадлежащие ему остановочно-торговые павильоны под номерами ..., ..., расположенные в г. Чебоксары по <адрес>.

Указанное решение нарушило его права и законные интересы как собственника объектов нестационарной торговли, оно затрагивает вопросы осуществления предпринимательской деятельности в городе Чебоксары Чувашской Республики, в частности, исключает возможность осуществления такой деятельности на исключенных из Схемы местах.

Решение Чебоксарского городского Собрания депутатов от 25 апреля 2017 года № 732 не прошло процедуры оценки регулирующего воздействия, проводимой в соответствии с частью 3 статьи 46 Федерального закона от 6 октября 2004 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органами местного самоуправления Чебоксарского городского округа.

Согласно пункту 6 статьи 10 Федерального закона от 28 декабря 2009 года № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» утверждение схемы размещения нестационарных торговых объектов, а равно как и внесение в нее изменений не может служить основанием для пересмотра мест размещения нестационарных торговых объектов, строительство, реконструкция или эксплуатация которых были начаты до утверждения указанной схемы.

Он начал эксплуатировать указанные им остановочно-торговые павильоны до 21 ноября 2013 года в связи с чем произвольное исключение его остановочно-торговых павильонов из Схемы размещения торговых павильонов было осуществлено с нарушение федерального законодательства.

В соответствии с Методическими рекомендациями по совершенствованию правового регулирования нестационарной и развозной торговли на уровне субъектов Российской Федерации, утвержденными письмом Минпромторга России от 23 марта 2015 года № ЕВ-5999/08, внесение изменений в схему размещения в части исключения мест размещения объектов не может повлечь за собой прекращение прав на размещение до предоставления компенсационного места и легальных оснований размещения на нем.

В настоящее время администрация города Чебоксары уклоняется от заключения договора с ним, либо выдачи разрешения на право размещение нестационарного торгового объекта и предпринимает меры по сносу принадлежащих ему торговых павильонов без предоставления компенсационного места.

В силу статьи 15 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» оспариваемое решение сводится к ограничению, устранению конкуренции.

Кроме того, в письме Минэкономразвития РФ от 24 марта 2015 года № 6786-ПК/Д23и указывается, что киоски должны размещаться на основании специальных договоров о размещении нестационарного торгового объекта, порядок и основания заключения которых должны быть предусмотрены законом субъекта РФ.

Подобного закона в Чувашской Республике до настоящего времени не принято.

Таким образом, оспариваемое решение не соответствует вышеприведенным требованиям федерального законодательства, принято с существенным нарушением процедуры его принятия, нарушает права субъектов предпринимательской деятельности в сфере розничной торговли и оказанию бытовых услуг и собственников торговых павильонов.

19 июня 2017 года Верховным Судом Чувашской Республики административное исковое заявление Елисеева А.Г. принято к своему производству с возбуждением административного дела № 3а-28/2017.

28 июня 2017 года в суд обратилось общество с ограниченной ответственностью «Прогресс» (далее – ООО «Прогресс») с административным исковым заявлением к Чебоксарскому городскому Собранию депутатов Чувашской Республики о признании недействительным решения Чебоксарского городского Собрания депутатов от 25 апреля 2017 года № 732 «О внесении изменений в Схему размещения нестационарных торговых объектов на территории города Чебоксары, утвержденную решением Чебоксарского городского Собрания депутатов от 21 ноября 2013 года № 1205» в части исключения пунктом 1.1. указанного решения из Схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории города Чебоксары строки ..., предусматривавшей размещение остановочного торгового павильона в районе остановки общественного транспорта «...» (нечетная сторона), строки ..., предусматривавшей размещение остановочно-торгового павильона в районе остановки общественного транспорта «...» (со стороны магазина «...»), мотивируя исковые требования тем, что администрация города Чебоксары Чувашской Республики обратилась в Арбитражный Суд Чувашской Республики с иском к ним о понуждении освободить земельные участки с кадастровыми номерами и путем сноса временных комплексов остановочного и торгового павильонов, принадлежащих обществу и расположенных по вышеуказанным адресам.

Принятое Чебоксарским городским Собранием депутатов решение от 25 апреля 2017 года №732 «О внесении изменений в Схему размещения нестационарных торговых объектов на территории города Чебоксары, утверждённую решением Чебоксарского городского Собрания депутатов от 21 ноября 2013 года № 1205», принято без какого-либо обоснования и учета интересов населения и предпринимателей, осуществляющих свою деятельность в нестационарных торговых объектах, с нарушением статьи 10 Федерального закона от 28 декабря 2009 года №381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» и правовой позиции Конституционного суда РФ, изложенной в Определении от 29.01.2015 N 225-О, поскольку действующее законодательство запрещает произвольное изменение муниципальным органом схемы размещения нестационарных торговых объектов и исключение из нее уже имеющихся нестационарных торговых объектов без учета потребностей населения в получении необходимых товаров, работ и услуг по месту жительства и без ущерба для стабильного ведения предпринимательства.

В настоящее время в администрации города Чебоксары отсутствуют какие-либо заявки на размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках с кадастровыми номерами и по адресу: <адрес> за исключением заявок ООО «Прогресс». Соответственно, ООО «Прогресс» имеет право на заключение договора на размещение нестационарных торговых объектов на указанных земельных участках в преимущественном порядке без проведения торгов.

Кроме того, по сегодняшний день ООО «Прогресс» продолжает пользоваться земельными участками с кадастровыми номерами и в соответствии с их назначением, своевременно производит арендные платежи за пользование ими, проводит мероприятия по благоустройству земельного участка и прилегающей территории. Соответственно, договора аренды земельного участка от 26 августа 2013 года и в соответствие со ст.621 ГК РФ считаются возобновленными на неопределенный срок.

Несмотря на неоднократные обращения ООО «Прогресс», администрацией города Чебоксары до настоящего времени не решен вопрос с заключением договоров на размещение нестационарных торговых объектов по вышеуказанным адресам, что нарушает права ООО «Прогресс».

Кроме того, исключение из Схемы размещения нестационарных торговых объектов мест, где в настоящее время размещены павильоны, принадлежащие ООО «Прогресс», нарушает права административного истца, поскольку приводит к невозможности размещения нестационарных торговых объектов по указанным адресам в дальнейшем.

29 июня 2017 года Верховным Судом Чувашской Республики административное исковое заявление ООО «Прогресс» принято к своему производству с возбуждением административного дела № 3а-29/2017.

Определением Верховного Суда Чувашской Республики от 13 июля 2017 года административное дело № 3а-29/2017 по административному исковому заявлению ООО «Прогресс» к Чебоксарскому городскому Собранию депутатов Чувашской Республики об оспаривании нормативного правового акта объединено в одно производство для совместного рассмотрения и разрешения с административным делом № 3а-28/2017 по административному исковому заявлению Елисеева А.Г. к Чебоксарскому городскому Собранию депутатов Чувашской Республики об оспаривании нормативного правового акта.

14 июля 2017 года Верховным Судом Чувашской Республики принято к своему производству с возбуждением административного дела № 3а-34/2017 административное исковое заявление индивидуального предпринимателя Васильевой Е.А. (далее - ИП Васильева Е.А.) к Чебоксарскому городскому Собранию депутатов Чувашской Республики о признании незаконным (недействительным) решения Чебоксарского городского Собрания депутатов от 25 апреля 2017 года № 732 «О внесении изменений в Схему размещения нестационарных торговых объектов на территории города Чебоксары, утвержденную решением Чебоксарского городского Собрания депутатов от 21 ноября 2013 года № 1205» в части исключения пунктом 1.1. решения из Схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории города Чебоксары, утвержденной решением Чебоксарского городского Собрания депутатов от 21 ноября 2013 года № 1205, срок ... и ....

13 июля 2017 года Верховным Судом Чувашской Республики принято к своему производству с возбуждением административного дела № 3а-35/2017 административное исковое заявление индивидуального предпринимателя Карпова Д.В. (далее – ИП Карпов Д.В.) к Чебоксарскому городскому Собранию депутатов Чувашской Республики о признании недействующим решения Чебоксарского городского Собрания депутатов № 732 от 25 апреля 2017 года «О внесении изменений в Схему размещения нестационарных торговых объектов на территории города Чебоксары, утвержденную решением Чебоксарского городского Собрания депутатов от 21 ноября 2013 года № 1205» в части исключения пунктом 1.1. решения из Схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории города Чебоксары, утвержденной решением Чебоксарского городского Собрания депутатов от 21 ноября 2013 года № 1205, строки ....

13 июля 2017 года Верховным Судом Чувашской Республики принято к своему производству с возбуждением административного дела № 3а-36/2017 административное исковое заявление индивидуального предпринимателя Григорьевой А.П. (далее – ИП Григорьева А.П.) к Чебоксарскому городскому Собранию депутатов Чувашской Республики о признании недействующим решения Чебоксарского городского Собрания депутатов № 732 от 25 апреля 2017 года «О внесении изменений в Схему размещения нестационарных торговых объектов на территории города Чебоксары, утвержденную решением Чебоксарского городского Собрания депутатов от 21 ноября 2013 года № 1205» в части исключения пунктом 1.1. решения из Схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории города Чебоксары, утвержденной решением Чебоксарского городского Собрания депутатов от 21 ноября 2013 года № 1205, строки ....

13 июля 2017 года Верховным Судом Чувашской Республики принято к своему производству с возбуждением административного дела № 3а-37/2017 административное исковое заявление индивидуального предпринимателя Хасандиновой Х.М. (далее – ИП Хасандинова Х.М.) к Чебоксарскому городскому Собранию депутатов Чувашской Республики о признании недействующим решения Чебоксарского городского Собрания депутатов № 732 от 25 апреля 2017 года «О внесении изменений в Схему размещения нестационарных торговых объектов на территории города Чебоксары, утвержденную решением Чебоксарского городского Собрания депутатов от 21 ноября 2013 года № 1205» в части исключения пунктом 1.1. решения из Схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории города Чебоксары, утвержденной решением Чебоксарского городского Собрания депутатов от 21 ноября 2013 года № 1205, строк ... - ....

В обоснование своих исковых требований ИП Васильевой Е.А., ИП Карповым Д.В., ИП Григорьевой А.П., ИП Хасандиновой Х.М. привели те же доводы, что и административные истцы Елисеев А.Г. и ООО «Прогпресс».

Определением Верховного Суда Чувашской Республики от 27 июля 2017 года административные дела № 3а-34/2017 по административному исковому заявлению ИП Васильевой Е.А. к Чебоксарскому городскому Собранию депутатов Чувашской Республики об оспаривании нормативного правового акта, № 3а-35/2017 по административному исковому заявлению ИП Карпова Д.В. к Чебоксарскому городскому Собранию депутатов Чувашской Республики об оспаривании нормативного правового акта, № 3а-36/2017 по административному исковому заявлению ИП Григорьевой А.П. к Чебоксарскому городскому Собранию депутатов Чувашской Республики об оспаривании нормативного правового акта, № 3а-37/2017 по административному исковому заявлению ИП Хасандиновой Х.М. к Чебоксарскому городскому Собранию депутатов Чувашской Республики об оспаривании нормативного правового акта объединены в одно производство для совместного рассмотрения и разрешения с административным делом № 3а-28/2017 по административным исковым заявлениям Елисеева А.Г. и ООО «Прогресс» к Чебоксарскому городскому Собранию депутатов Чувашской Республики об оспаривании нормативного правового акта.

14 июля 2017 года Верховным Судом Чувашской Республики принято к своему производству с возбуждением административного дела № 3а-32/2017 административное исковое заявление индивидуального предпринимателя Архипова Н.Н. (далее - ИП Архипов Н.Н.) к Чебоксарскому городскому Собранию депутатов Чувашской Республики о признании недействующим решения Чебоксарского городского Собрания депутатов № 732 от 25 апреля 2017 года «О внесении изменений в Схему размещения нестационарных торговых объектов на территории города Чебоксары, утвержденную решением Чебоксарского городского Собрания депутатов от 21 ноября 2013 года № 1205» в части исключения пунктом 1.1. решения из Схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории города Чебоксары, утвержденной решением Чебоксарского городского Собрания депутатов от 21 ноября 2013 года № 1205, строк ...-..., ..., ..., ..., ....

В этот же день 14 июля 2017 года Верховным Судом Чувашской Республики принято к своему производству с возбуждением административного дела № 3а-33/2017 административное исковое заявление индивидуального предпринимателя Семенова А.Н. (далее - ИП Семенов А.Н.) к Чебоксарскому городскому Собранию депутатов Чувашской Республики о признании недействительным решения Чебоксарского городского Собрания депутатов от 25 апреля 2017 года № 732 «О внесении изменений в Схему размещения нестационарных торговых объектов на территории города Чебоксары, утвержденную решением Чебоксарского городского Собрания депутатов от 21 ноября 2013 года № 1205» в части исключения пунктом 1.1. решения из Схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории города Чебоксары, утвержденной решением Чебоксарского городского Собрания депутатов от 21 ноября 2013 года № 1205, строки ....

В обоснование своих исковых требований ИП Архипов Н.Н. и ИП Семенов А.Н. привели те же доводы, что и другие административные истцы.

Определением Верховного Суда Чувашской Республики от 3 августа 2017 года административное дело № 3а-33/2017 по административному исковому заявлению ИП Семенова А.Н. к Чебоксарскому городскому Собранию депутатов Чувашской Республики об оспаривании нормативного правового акта объединено в одно производство для совместного рассмотрения и разрешения с административным делом № 3а-32/2017 по административному исковому заявлению ИП Архипова Н.Н. к Чебоксарскому городскому Собранию депутатов Чувашской Республики об оспаривании нормативного правового акта, с присвоением административному делу № 3а-32/2017.

Определением Верховного Суда Чувашской Республики от 14 сентября 2017 года административное дело № 3а-32/2017 по административным исковым заявлениям ИП Архипова Н.Н. и ИП Семенова А.Н. к Чебоксарскому городскому Собранию депутатов Чувашской Республики об оспаривании нормативного правового акта объединено в одно производство для совместного рассмотрения и разрешения с административным делом № 3а-28/2017 по административным исковым заявлениям Елисеева А.Г., ООО «Прогресс», ИП Васильевой Е.А., ИП Карпова Д.В., ИП Григорьевой А.П., ИП Хасандиновой Х.М. к Чебоксарскому городскому Собранию депутатов Чувашской Республики об оспаривании нормативного правового акта, с присвоением административному делу № 3а-28/2017.

В судебное заседание административный истец Елисеев А.Г., извещенный о времени и месте рассмотрения дела не явился, обеспечил участия представителя Ширыпкина В.Н., поддержавшего исковые требования своего доверителя.

Представитель административного истца ООО «Прогресс» Яковлев Ю.А. в судебном заседании исковые требования общества поддержал.

Административный истец ИП Васильева Е.А. и её представитель Владимиров А.А. свои исковые требования в суде поддержали.

В судебном заседании административный истец ИП Архипов Н.Н. свои исковые требования поддержал.

Административные истцы ИП Карпов Д.В., ИП Григорьева А.П., ИП Хасандинова Х.М., ИП Семенов А.Н. в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, обеспечили участие в суде своего представителя Данилова В.В., представлявшего также интересы административного истца ИП Архипова Н.Н., который исковые требования своих доверителей поддержал.

Представитель административного ответчика Чебоксарского городского Собрания депутатов Чувашской Республики Макарова Н.А. исковые требования не признала в связи с их необоснованностью.

Представитель заинтересованного лица администрации города Чебоксары Чувашской Республики Николаев Д.О. полагал, что исковые требования не подлежат удовлетворению.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, заключение прокурора Ивановой И.Г., полагавшей необходимым оставить исковые требования без удовлетворения, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со статьей 13 Гражданского кодекса РФ нормативные акты, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны недействительными.

Согласно части 8 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление;

2) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов;

б) форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты;

в) процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта;

г) правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу;

3) соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

В силу части 7 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд проверяет законность положений нормативного правового акта, которые оспариваются. При проверке законности этих положений суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании нормативного правового акта недействующим, и выясняет обстоятельства, указанные в части 8 настоящей статьи, в полном объеме.

Основы государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации определяются Федеральным законом от 28 декабря 2009 года № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» (далее также Федеральный закон от 28 декабря 2009 года № 381-ФЗ).

Согласно части 2 статьи 6 указанного Федерального закона к полномочиям органов местного самоуправления в области регулирования торговой деятельности относится создание условий для обеспечения жителей муниципального образования услугами торговли. С этой целью, в соответствии с частью 3 статьи 3 Федерального закона от 28 декабря 2009 года № 381-ФЗ, органы местного самоуправления вправе издавать муниципальные правовые акты в случаях и в пределах, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации.

Частью 3 статьи 17 Федерального закона от 28 декабря 2009 года № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» установлено, что органы местного самоуправления в целях обеспечения жителей муниципального образования услугами торговли: предусматривают строительство, размещение торговых объектов в документах территориального планирования, правилах землепользования и застройки; разрабатывают и утверждают схемы размещения нестационарных торговых объектов с учетом нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов; принимают меры экономического стимулирования по поддержке строительства, размещению объектов социально ориентированной торговой инфраструктуры и обеспечению доступности для хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность, имущества, находящегося в муниципальной собственности; проводят анализ финансовых, экономических, социальных и иных показателей состояния торговли на территориях муниципальных образований и анализ эффективности применения мер по развитию торговой деятельности на этих территориях.

В соответствии с частями 1 и 3 статьи 10 этого же Федерального закона размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов. Схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

При этом согласно пункту 6 статьи 2 Федерального закона от 28 декабря 2009 года № 381-ФЗ под нестационарным торговым объектом поднимается торговый объект, представляющий собой временное сооружение или временную конструкцию, не связанные прочно с земельным участком вне зависимости от наличия или отсутствия подключения (технологического присоединения) к сетям инженерно-технического обеспечения, в том числе передвижное сооружение.

Пунктом 1 статьи 39.36 Земельного кодекса РФ также установлено, что размещение нестационарных торговых объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании схемы размещения нестационарных торговых объектов в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2009 года N 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации».

Пунктом 2 статьи 5 Закона Чувашской Республики от 13 июля 2010 года N 39 «О государственном регулировании торговой деятельности в Чувашской Республике и о внесении изменений в статью 1 Закона Чувашской Республики «О розничных рынках» предусмотрено, что схемы размещения нестационарных торговых объектов разрабатываются и утверждаются органами местного самоуправления в Чувашской Республике, определенными в соответствии с уставами муниципальных образований, с учетом нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов, в порядке, установленном уполномоченным органом.

Схема размещения нестационарных торговых объектов и вносимые в нее изменения подлежат опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, а также размещению на официальных сайтах уполномоченного органа и органа местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Как предусмотрено Порядком разработки и утверждения органами местного самоуправления в Чувашской Республике схемы размещения нестационарных торговых объектов, утвержденным приказом Министерства экономического развития, промышленности и торговли Чувашской Республики от 16 ноября 2010 года N 184, схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органами местного самоуправления городских округов и муниципальных районов по городским, сельским поселениям, входящим в их составы, (далее - муниципальное образование), определенными в соответствии с уставами муниципальных образований, на неопределенный срок с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов, формирования торговой инфраструктуры с учетом видов и типов торговых объектов, форм и способов торговли и повышения доступности товаров для населения в соответствии с градостроительным, земельным, санитарно-эпидемиологическим, экологическим законодательством и другими установленными федеральными законами требованиями (пункт 2).

Разработанная Схема утверждается правовым актом уполномоченного органа местного самоуправления (пункт 7).

В Схему могут быть внесены изменения в порядке, установленном для ее разработки и утверждения (пункт 8).

Утвержденная Схема и вносимые в нее изменения подлежат официальному опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, а также размещению на официальном сайте Министерства экономического развития, промышленности и торговли Чувашской Республики на Портале органов власти Чувашской Республики и официальном сайте органа местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (пункт 9).

Подпунктом 15 пункта 1 статьи 7 Устава муниципального образования города Чебоксары – столицы Чувашской Республики, принятого решением Чебоксарского городского Собрания депутатов от 30 ноября 2005 года № 20, предусмотрено, что к вопросам местного значения, относится создание условий для обеспечения жителей города Чебоксары услугами связи, общественного питания, торговли и бытового обслуживания.

Согласно статье 30 Устава представительным органом муниципального образования города Чебоксары, обладающим правом представлять интересы населения, принимать от его имени решения, действующие на территории города Чебоксары, является Чебоксарское городское Собрание депутатов.

Статьей 32 Устава установлено, что заседание Чебоксарского городского Собрания депутатов считается правомочным, если на нем присутствуют не менее 2/3 от общего числа депутатов.

В силу статьи 33 Устава по вопросам своей компетенции Чебоксарское городское Собрание депутатов принимает правовые акты в форме решений.

В соответствии с пунктом 21 статьи 50 Устава разработка схемы размещения нестационарных торговых объектов отнесена к полномочиям администрации города Чебоксары как исполнительно-распорядительного органа местного самоуправления.

Решением Чебоксарского городского Собрания депутатов от 21 ноября 2013 года №1205 утверждена разработанная администрацией города Чебоксары Схема размещения нестационарных торговых объектов на территории города Чебоксары.

Указанная Схема, а также решение Чебоксарского городского Собрания депутатов от 21 ноября 2013 года № 1205 официально опубликованы в издании «Вестник органов местного самоуправления города Чебоксары», 29.11.2013, N 22.

Решением Чебоксарского городского Собрания депутатов от 25 апреля 2017 года № 732 «О внесении изменения в Схему размещения нестационарных торговых объектов на территории города Чебоксары, утвержденную решением Чебоксарского городского Собрания депутатов от 21 ноября 2013 года № 1205» внесены изменения в Схему размещения нестационарных торговых объектов на территории города Чебоксары.

Так, пунктом 1.1. указанного решения исключено ряд строк из Схемы, в том числе:

строка ..., предусматривавшая размещение остановочно-торгового павильона в районе остановки общественного транспорта «...» по <адрес> (четная сторона), ..., предусматривавшая размещение остановочно-торгового павильона в районе остановки общественного транспорта «...» по <адрес> (четная сторона). На указанных земельных участках размещены нестационарные торговые объекты, принадлежащие административному истцу Елисееву А.Г.;

строка ..., предусматривавшая размещение остановочного торгового павильона в районе остановки общественного транспорта «...» (четная сторона), строка ..., предусматривавшая размещение остановочно-торгового павильона в районе остановки общественного транспорта «...» (со стороны магазина «...»). На указанных земельных участках размещены нестационарные торговые объекты, принадлежащие административному истцу ООО «Прогресс»;

срока ..., предусматривавшая размещение остановочного торгового павильона в районе остановки общественного транспорта «...» по <адрес> (четная сторона), строка ..., предусматривавшая размещение остановочного торгового павильона в районе остановки общественного транспорта «...» по <адрес> (четная сторона). На указанных земельных участках размещены нестационарные торговые объекты, принадлежащие административному истцу ИП Васильевой Е.А.;

строка ..., предусматривавшая размещение остановочного торгового павильона в районе остановки общественного транспорта «...» по <адрес> (нечетная сторона). На указанном земельном участке размещен нестационарный торговый объект принадлежащий административному истцу ИП Карпову Д.В.;

строка ..., предусматривавшая размещение остановочного торгового павильона в районе остановки общественного транспорта «...» по <адрес>. На указанном земельном участке размещен нестационарный торговый объект, принадлежащий административному истцу ИП Григорьевой А.П.;

строки ... - ..., ... - ..., предусматривавшие размещение киосков в районе д. по <адрес>, строка ..., предусматривавшая размещение павильона в районе д. по <адрес>. На указанных земельных участках размещены нестационарные торговые объекты, принадлежащие административному истцу ИП Хасандиновой Х.М.;

строки ..., ..., предусматривавшие размещение морозильных ларей в районе ..., строка ..., предусматривавшая размещение морозильного ларя на территории, прилегающей к ..., строки ..., ..., ..., предусматривавшие размещение морозильных ларей на территории, прилегающей к .... На указанных земельных участках в 2016 году размещались нестационарные торговые объекты, принадлежащие административному истцу ИП Архипову Н.Н.;

строка ..., предусматривавшая размещение павильона в районе д. по <адрес>. На указанном земельном участке размещен нестационарный торговый объект, принадлежащий административному истцу ИП Семенову А.Н.

Пунктом 1.4. этого же решения в Схему включено ряд новых строк, предусматривающих размещение нестационарных объектов на территории муниципального образования.

Как видно из имеющегося в материалах дела протокола от 25 апреля 2017 года № 19 на заседании Чебоксарского городского Собрания депутатов присутствовало 39 депутатов из 43 депутатов, то есть кворум для проведения собрания имелся.

Решение Чебоксарского городского Собрания депутатов от 25 апреля 2017 года № 732 официально опубликовано на официальном сайте города Чебоксары в информационно-телекоммуникационной сети Интернет http://gcheb.cap.ru/, 23.06.2017, а также в издании «Вестник органов местного самоуправления города Чебоксары», 26.06.2017, N 13.

Таким образом, Схема размещения нестационарных торговых объектов на территории города Чебоксары разработана и утверждена правомочным органом в пределах предоставленных полномочий, опубликована в установленном порядке.

Доводы административных истцов о нарушении административным ответчиком процедуры оценки проведения регулирующего воздействия проекта муниципального правового акта, суд находит несостоятельными.

Согласно части 3 статьи 46 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» проекты муниципальных нормативных правовых актов городских округов (городских округов с внутригородским делением), являющихся административными центрами субъектов Российской Федерации, а также иных городских округов и муниципальных районов, включенных в соответствующий перечень законом субъекта Российской Федерации согласно положениям части 6 настоящей статьи, устанавливающие новые или изменяющие ранее предусмотренные муниципальными нормативными правовыми актами обязанности для субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности, подлежат оценке регулирующего воздействия, проводимой органами местного самоуправления городских округов (городских округов с внутригородским делением), являющихся административными центрами субъектов Российской Федерации, а также иных городских округов и муниципальных районов, включенных в соответствующий перечень законом субъекта Российской Федерации согласно положениям части 6 настоящей статьи, в порядке, установленном муниципальными нормативными правовыми актами в соответствии с законом субъекта Российской Федерации, за исключением: 1) проектов нормативных правовых актов представительных органов муниципальных образований, устанавливающих, изменяющих, приостанавливающих, отменяющих местные налоги и сборы; 2) проектов нормативных правовых актов представительных органов муниципальных образований, регулирующих бюджетные правоотношения.

Решение Чебоксарского городского Собрания депутатов от 25 апреля 2017 года № 732 «О внесении изменения в Схему размещения нестационарных торговых объектов на территории города Чебоксары, утвержденную решением Чебоксарского городского Собрания депутатов от 21 ноября 2013 года № 1205» не устанавливает какие-либо новые и не изменяет ранее предусмотренные муниципальными нормативными правовыми актами обязанности для субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности, в связи с чем суд считает, что проведение процедуры оценки регулирующего воздействия проекта оспариваемого нормативного акта не требовалось.

Кроме того, Законом Чувашской Республики от 27.10.2016 № 67 «О перечне муниципальных районов и городских округов Чувашской Республики, в которых проведение оценки регулирующего воздействия проектов муниципальных нормативных правовых актов и экспертизы муниципальных нормативных правовых актов является обязательным, и о критериях включения их в указанный перечень», город Чебоксары в перечень муниципальных районов и городских округов Чувашской Республики, в которых проведение оценки регулирующего воздействия проектов муниципальных нормативных правовых актов и экспертизы муниципальных нормативных правовых актов является обязательным, не включен.

Каждым из административных истцов оспаривается пункт 1.1. решения Чебоксарского городского Собрания депутатов от 25 апреля 2017 года № 732 «О внесении изменения в Схему размещения нестационарных торговых объектов на территории города Чебоксары, утвержденную решением Чебоксарского городского Собрания депутатов от 21 ноября 2013 года № 1205» в части исключения из Схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории города Чебоксары строк, предусматривающих размещение остановочно-торговых павильонов (киосков, павильонов, морозильных ларей), основывая свои требования на нарушении административным ответчиком положений части 6 статьи 10 Федерального закона от 28декабря2009года №381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации».

Действительно, в силу части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», части 6 статьи 10 Федерального закона № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» федеральный законодатель, возлагая на органы местного самоуправления полномочия по созданию условий для обеспечения жителей услугами связи, общественного питания, торговли и бытового обслуживания и наделяя в связи с этим органы местного самоуправления полномочиями по утверждению Схемы размещения нестационарных торговых объектов, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, одновременно устанавливает следующее правило, а именно: утверждение схемы размещения нестационарных торговых объектов, а равно как и внесение в нее изменений, не может служить основанием для пересмотра мест размещения нестационарных торговых объектов, строительство, реконструкция или эксплуатация которых были начаты до утверждения указанной схемы.

Между тем, судом на основании пояснений участников процесса, а также представленных ими письменных доказательств, установлено, что все нестационарные торговые объекты, принадлежащие административным истцам Елисееву А.Г., ООО «Прогресс», ИП Васильевой Е.А. и ИП Карпову Д.В., представляют из себя остановочные торговые павильоны, размещенные на посадочных площадках автобусных остановок на автомобильных дорогах.

Так, по проекту «Проектирование временного остановочного и торгового павильонов в районе остановки общественного транспорта «...» (четная сторона)» 64.12/2013 остановочно-торговый павильон (строка ... Схемы) подлежал размещению непосредственно на посадочной полосе, на расстоянии 2 м от кромки остановочной площадки. (т.5 л.д.1-65).

По проекту «Проектирование временного остановочного и торгового павильонов в районе остановки общественного транспорта «...» по <адрес> (со стороны кафе «...»)» 61.11/2013 остановочно-торговый павильон (строка ... Схемы) подлежал размещению непосредственно на посадочной полосе, на расстоянии 2 м от кромки остановочной площадки (т.5 л.д.66-136).

По проекту «Проектирование временного остановочного и торгового павильонов в районе остановки общественного транспорта «...» (со стороны магазина «...»)» 47.10/2013 остановочно-торговый павильон (строка ... Схемы) подлежал размещению непосредственно на посадочной полосе, на расстоянии 3 м от кромки остановочной площадки (т.4 л.д. 1-75).

По проекту «Проектирование временного остановочного и торгового павильонов в районе остановки общественного транспорта «...» (нечетная сторона) 45.10/2013 остановочно-торговый павильон (строка ... Схемы) подлежал размещению непосредственно на посадочной полосе, на расстоянии 1,5 м от кромки остановочной площадки (т.5 л.д. 137-209).

По проекту «Проектирование временного остановочного и торгового павильонов в районе остановки общественного транспорта «...» (четная сторона) по <адрес>» 52.10/2013 остановочно-торговый павильон (строка ... Схемы) подлежал размещению непосредственно на посадочной полосе, на расстоянии 1,5 м от кромки остановочной площадки (т.6 л.д. 1-70).

По проекту «Проект комплекса остановочных и торговых павильонов для временного размещения объектов торговли по <адрес> остановка «...» (четная сторона) в г. Чебоксары ЧР» остановочно-торговый павильон (строка ... Схемы) подлежал размещению непосредственно на посадочной полосе, на расстоянии 1,5 м от кромки остановочной площадки (т.6 л.д. 71-88).

По проекту «Проектирование комплекса остановочного и торгового павильона на остановке общественного транспорта «...» (со стороны ...) города Чебоксары» остановочно-торговый павильон (строка ... Схемы) подлежал размещению непосредственно на посадочной полосе, на расстоянии 1,5 м от кромки остановочной площадки.

Административный истец ИП Васильева Е.А., её представитель Владимиров А.А., представители административных истцов Елисеева А.Г. - Ширыпкин В.Н., ООО «Прогресс» - Яковлев Ю.А., ИП Карпова Д.В. – Данилов В.В. заявили, что все указанные остановочные торговые павильоны установлены в соответствии с разработанными и утвержденными проектами.

Однако согласно ОСТ 218.1.002-2003 Стандарт отрасли «Автобусные остановки на автомобильных дорогах. Общие технические требования», утвержденных распоряжением Минтранса России от 23 мая 2003 г. № ИС-460-р, введенных в действие 1 июня 2003 года, торговые киоски допускается размещать за пределами посадочных площадок и площадок ожидания (пункт 3.16.1).

При этом, в соответствии с пунктами 3.3.1 и 3.3.2 ОСТ, посадочная площадка предназначена для высадки и посадки пассажиров в автобус. Ширину посадочной площадки принимают не менее 3 м, а длину - не менее длины остановочной площадки.

Согласно пункту 3.4 ОСТ площадку ожидания размещают за посадочной площадкой. Размеры площадки ожидания должны обеспечивать размещение на ней автопавильона и нахождение на ней пассажиров, пользующихся остановкой в час пик, из расчета 2 чел./кв. м.

Ближайшая грань автопавильона должна быть расположена не ближе 3 м от кромки остановочной площадки (пункт 3.10.6.).

Согласно пункту 3.10.7 ОСТ не допускается размещение в помещении (на площади) автопавильона торговых киосков.

Отделом Государственной инспекции безопасности дорожного движения УМВД Российской Федерации по г. Чебоксары в целях обеспечения безопасности дорожного движения в адрес администрации города Чебоксары Чувашской Республики вносились предписания № 41 от 24 марта 2014 года и № 5 от 21 января 2015 года с требованием устранить недостатки в содержании дороги, дорожных сооружений и технических средств организации дорожного движения, выразившиеся в размещении автопавильонов, совмещенных с объектами обслуживания населения в нарушение требований ОСТ 218.1.002-2003 (т.2 л.д. 154-156, 150-153).

При таких обстоятельствах первоначальное включение в Схему размещения нестационарных торговых объектов на территории города Чебоксары строк ..., ..., ..., ..., ..., ..., ..., предусматривавших размещение нестационарных торговых объектов в виде остановочных торговых павильонов по адресным ориентирам этих объектов, исключенных оспариваемым решением, противоречило требованиям вышеуказанного ОСТ 218.1.002-2003 и соответственно пункту 2 Порядка разработки и утверждения органами местного самоуправления в Чувашской Республике схемы размещения нестационарных торговых объектов, утвержденного приказом Министерства экономического развития, промышленности и торговли Чувашской Республики от 16 ноября 2010 года № 184.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, приведенной в определении от 29 января 2015 года № 225-О положение части 6 статьи 10 Федерального закона «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации», утверждение (изменение) схемы размещения нестационарных торговых объектов не может служить основанием для пересмотра мест размещения торговых объектов, строительство, реконструкция или эксплуатация которых начаты до утверждения указанной схемы, направлено на обеспечение условий для предоставления населению торговых услуг, стабильности прав хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность, возможности долгосрочного планирования ими своего бизнеса, на недопущение передела рынка, сокращения или прекращения торгового бизнеса, ухудшения положения субъектов предпринимательской деятельности при изменении органами публичной власти схемы размещения нестационарных торговых объектов, сокращения сферы торговых услуг. При этом реализация законоположения должна основываться на вытекающем из Конституции Российской Федерации требовании согласованного осуществления конституционных ценностей, включая ценности, связанные с гарантированием свободы экономической деятельности и поддержкой конкуренции (статья 8, часть 1), с одной стороны, и признанием и гарантированием самостоятельности местного самоуправления в пределах его полномочий (статья 12) - с другой. В соответствии с этим оспариваемое законоположение не может рассматриваться как исключающее необходимость достижения в каждом конкретном случае при утверждении (изменении) схемы размещения нестационарных торговых объектов баланса интересов местного сообщества в целом и соответствующих хозяйствующих субъектов с учетом особенностей конкретного муниципального образования, а потому органы местного самоуправления не лишены возможности, действуя в пределах своих полномочий, решать вопросы размещения торговых объектов, принимая во внимание их нестационарный характер, в целях создания условий для наилучшего удовлетворения потребностей населения в получении необходимых товаров, работ и услуг по месту жительства и без ущерба для стабильного ведения предпринимательства, с тем чтобы при изменении места ведения бизнеса сам бизнес сохранялся.

Из представленных заинтересованным лицом администрацией города Чебоксары Чувашской Республики заключений эксперта от 7 апреля 2017 года и , изготовленных экспертом общества с ограниченной ответственностью «Союз экспертиз» ФИО1 по заказу администраций Московского и Калининского районов города Чебоксары Чувашской Республики следует, что нестационарные торговые объекты: остановочно-торговый павильон в районе остановки общественного транспорта «...» по <адрес> (четная сторона) (строка ...); остановочно-торговый павильон в районе остановки общественного транспорта «...» по <адрес> (четная сторона) (строка ...); остановочно-торговый павильон в районе остановки общественного транспорта «...» (четная сторона) (строка ...); остановочно-торговый павильон в районе остановки общественного транспорта «...» (со стороны магазина «...») (строка ...); остановочно-торговый павильон в районе остановки общественного транспорта «...» по <адрес> (строка ...); киоски в районе д. по <адрес> (строки ... - ..., ... - ...); павильон в районе д. по <адрес> (строка ...); павильон в районе д. по <адрес> (строка ...); морозильный ларь на территории, прилегающей к ... (строка ...); морозильные лари на территории, прилегающей к ... (строки ..., ..., ...); остановочно-торговый павильон в районе остановки общественного транспорта «...» по <адрес> (четная сторона) (срока ...); остановочно-торговый павильон в районе остановки общественного транспорта «...» по <адрес> (четная сторона) (строка ...); остановочно-торговый павильон в районе остановки общественного транспорта «...» по <адрес> (нечетная сторона) (строка ...), рекомендуются к исключению из схемы размещения нестационарных торговых объектов.

Заказчиком экспертизы перед экспертом была поставлена задача провести анализ потребности населения Чувашской Республики в нестационарных торговых объектах на территории Московского и Калининского районов г. Чебоксары по состоянию на 01 апреля 2017 года.

Для выводов эксперта были использованы два основных признака (фактора), влияющих на принятие решения: достаточный уровень обеспечения торговыми объектами на территории г. Чебоксары с учетом местоположения в отдельном административном районе; не достаточно высокая проходимость/недостаточный спрос населения с учетом местоположения в отдельном административном районе (т.3 л.д. 1-182, т.7 л.д. 65-223).

Представленное суду представителем административного истца ИП Васильевой Е.А. Владимировым А.А., заключение специалиста от 5 сентября 2017 года , выполненное специалистом автономной некоммерческой организации «Лаборатория экономических экспертиз» ФИО2, согласно которому заключение эксперта от 7 апреля 2017 года , изготовленное ООО «Союз экспертиз», не соответствует требованиям, предъявляемым теорией и практикой экспертизы, а также требованиям полноты, последовательности и грамотности по отношению к подобного рода исследованиям, не служит доказательством недостоверности выводов эксперта ООО «Союз экспертиз».

В соответствии с положениями статьи 17.1 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» под экспертизой отчета понимаются действия эксперта или экспертов саморегулируемой организации оценщиков в целях проверки отчета, подписанного оценщиком или оценщиками, являющимися членами данной саморегулируемой организации, в соответствии с видом экспертизы, в том числе проверки на: соответствие требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе требованиям настоящего Федерального закона, федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, и (или) стандартов и правил оценочной деятельности; подтверждение стоимости объекта оценки, определенной оценщиком в отчете.

Экспертиза отчета не является контролем, осуществляемым в соответствии со статьей 24.3 настоящего Федерального закона.

Результатом экспертизы отчета является положительное или отрицательное экспертное заключение, подготовленное экспертом или экспертами саморегулируемой организации оценщиков.

Виды экспертизы, порядок ее проведения, требования к экспертному заключению и порядку его утверждения устанавливаются федеральным стандартом оценки.

Эксперт ФИО1, подготовивший заключение эксперта от 7 апреля 2017 года является членом Общероссийской общественной организации «Российское общество оценщиков», а ФИО2 – членом Союза финансово-экономических судебных экспертов.

Приказом Минэкономразвития РФ от 04.07.2011 № 328 «Об утверждении федерального стандарта оценки «Виды экспертизы, порядок ее проведения, требования к экспертному заключению и порядку его утверждения (ФСО № 5)» предусмотрено, что экспертиза отчета подлежит утверждению руководителем экспертного совета саморегулируемой организации оценщиков либо иным уполномоченным лицом, заверено руководителем исполнительного органа саморегулируемой организации оценщиков или иным уполномоченным лицом и утверждено в порядке, установленном саморегулируемой организацией оценщиков в соответствии с требованиями настоящего Федерального стандарта оценки.

Заключение специалиста от 5 сентября 2017 года в установленном положением саморегулируемой организацией оценщиков порядке не утверждено и не заверено уполномоченным лицом.

В силу изложенного указанное заключение специалиста является недопустимым доказательством в соответствии со статьей 61 Кодекса административного судопроизводства в РФ.

Таким образом, учитывая, что оспариваемым решением Чебоксарского городского Собрания депутатов от 25 апреля 2017 года № 732, из Схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории города Чебоксары не только исключены строки, предусматривавшие размещение нестационарных торговых объектов, при том, что размещение части из них (остановочных торговых павильонов по адресным ориентирам) изначально противоречило Порядку разработки и утверждения органами местного самоуправления в Чувашской Республике схемы размещения нестационарных торговых объектов, утвержденного приказом Министерства экономического развития, промышленности и торговли Чувашской Республики от 16 ноября 2010 года № 184, но и включены новые строки, предусматривающие размещение таких объектов, в целях создания условий для наилучшего удовлетворения потребностей населения в получении необходимых товаров, работ и услуг по месту жительства, а также то, что торговые объекты истцов носят нестационарный характер, что допускает их перемещение на новые места, суд считает, что оспариваемый нормативный правовой акт направлен на соблюдение баланса интересов местного сообщества в целом и соответствующих хозяйствующих субъектов, а потому исходя из правовой позиции Конституционного Суда РФ не влечет его недействительность только исходя лишь из того факта, что нестационарные торговые объекты истцами были размещены до принятия оспариваемого ими нормативного правового акта.

Кроме того, суд считает возможным отметить, что в соответствии с пунктом 1 статьи 407 Гражданского кодекса РФ обязательство прекращается полностью или частично по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, другими законами, иными правовыми актами или договором.

Согласно пункту 1 статьи 610 Гражданского кодекса РФ договор аренды заключается на срок, определенный договором.

Пунктом 2 статьи 621 Гражданского кодекса РФ предусмотрено, что если арендатор продолжает пользоваться имуществом после истечения срока договора при отсутствии возражений со стороны арендодателя, договор считается возобновленным на тех же условиях на неопределенный срок (статья 610).

В силу пункта 2 статьи 610 Гражданского кодекса РФ в случае заключения договора аренды на неопределенный срок каждая из сторон вправе в любое время отказаться от договора, предупредив об этом другую сторону за один месяц, а при аренде недвижимого имущества за три месяца. Законом или договором может быть установлен иной срок для предупреждения о прекращении договора аренды, заключенного на неопределенный срок.

Пунктами 1 и 2 статьи 450.1 Гражданского кодекса РФ установлено, что предоставленное названным Кодексом, другими законами, иными правовыми актами или договором право на односторонний отказ от договора (исполнения договора) (статья 310) может быть осуществлено управомоченной стороной путем уведомления другой стороны об отказе от договора (исполнения договора). Договор прекращается с момента получения данного уведомления, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами, иными правовыми актами или договором.

В случае одностороннего отказа от договора (исполнения договора) полностью или частично, если такой отказ допускается, договор считается расторгнутым или измененным.

Как следует из договора аренды от 26 августа 2013 года с учетом дополнительного соглашения, заключенного между администрацией города Чебоксары (арендодатель) и Елисеевым А.Г. (арендатор), арендатору была предоставлена во временное владение и пользование часть земельного участка под , общей площадью ... кв.м., от земельного участка с кадастровым номером для размещения объектов торговли (для установки временного остановочного и торгового павильонов), расположенного в г. Чебоксары в районе остановки общественного транспорта «...» (четная сторона), на срок до 23 августа 2016 года (т.1 л.д. 41-43).

По договору аренды от 26 августа 2013 года, заключенному между администрацией города Чебоксары (арендодатель) и Елисеевым А.Г. (арендатор), арендатору предоставлена во временное владение и пользование часть земельного участка под , общей площадью ... кв.м., от земельного участка с кадастровым номером , для размещения объектов торговли (комплекс остановочного и торгового павильонов), расположенного в г. Чебоксары по <адрес> в районе остановки общественного транспорта «...» (со стороны кафе «Лама»), на срок до 23 августа 2016 года (т.1 л.д. 44, 45).

По договору аренды земельного участка от 26 августа 2013 года, заключенному между администрацией города Чебоксары (арендодатель) и ООО «Прогресс» (арендатор), арендатору была предоставлена во временное владение и пользование часть земельного участка под , общей площадью ... кв.м., от земельного участка с кадастровым номером , для размещения объектов торговли (для установки временного остановочного и торгового павильонов), расположенного в г. Чебоксары в районе остановки общественного транспорта «...» (со стороны магазина «...»), на срок до 23 августа 2016 года (т.1 л.д. 81, 82).

По договору аренды земельного участка от 26 августа 2013 года, заключенному между администрацией города Чебоксары (арендодатель) и ООО «Прогресс» (арендатор), арендатору была предоставлена во временное владение и пользование часть земельного участка под , общей площадью ... кв.м., от земельного участка с кадастровым номером , расположенного в г. Чебоксары в районе остановки общественного транспорта «...» (нечетная сторона) на срок до 23 августа 2016 года (т.1 л.д.83, 84).

По договору аренды земельного участка от 26 августа 2013 года, заключенному между администрацией города Чебоксары (арендодатель) и ИП Васильевой Е.А. (арендатор), арендатору была предоставлена во временное владение и пользование часть земельного участка под , общей площадью ... кв.м, от земельного участка с кадастровым номером для размещения объектов торговли (для установки временного комплекса остановочного и торгового павильонов), расположенного в г. Чебоксары в районе остановки общественного транспорта «...» (четная сторона) на срок до 23 августа 2016 года (т. 6 л.д. 104-107).

По договору аренды земельного участка от 9 сентября 2013 года, заключенному между администрацией города Чебоксары (арендодатель) и ИП Васильевой Е.А. (арендатор), арендатору была предоставлена во временное владение и пользование часть земельного участка под , общей площадью ... кв.м., от земельного участка с кадастровым номером для размещения объектов торговли (для установки временного остановочного и торгового павильонов), расположенного в г. Чебоксары в районе остановки общественного транспорта «...» (четная сторона) по <адрес>, на срок до 6 сентября 2016 года (т.6 л.д. 98, 101).

По договору аренды земельного участка от 9 сентября 2013 года, заключенному между администрацией города Чебоксары (арендодатель) и Карповым Д.В. (арендатор), арендатору была предоставлена во временное владение и пользование часть земельного участка под , общей площадью ... кв.м., от земельного участка с кадастровым номером для размещения объектов торговли (для установки временного комплекса остановочного и торгового павильонов), расположенного в г. Чебоксары в районе остановки общественного транспорта «...» (со стороны больницы) по <адрес>, на срок до 6 сентября 2016 года (т.8 л.д. 115-117).

По договору аренды земельного участка от 30 июля 2012 года, заключенному между администрацией города Чебоксары (арендодатель) и ИП Григорьевой А.П. (арендатор), арендатору был предоставлен во временное владение и пользование земельный участок с кадастровым номером , общей площадью ... кв.м., для эксплуатации торгового киоска в комплексе торговых киосков и павильонов, расположенный в г. Чебоксары в районе остановки общественного транспорта «...» на срок до 1 апреля 2013 года (т.7 л.д. 11-12).

По договору аренды земельного участка от 14 августа 2012 года, заключенному между администрацией города Чебоксары (арендодатель) и ИП Хасандиновой Х.М. (арендатор), арендатору предоставлен во временное владение и пользование земельный участок с кадастровым номером , общей площадью ... кв.м. для эксплуатации торгового киоска в комплексе торговых киосков и павильонов для реализации продовольственных товаров, расположенный в г. Чебоксары по <адрес> в районе остановки общественного транспорта «...», на срок до 1 апреля 2013 года (т.7 л.д. 38-41).

По договору аренды земельного участка от 19 июня 2013 года, заключенному между администрацией города Чебоксары (арендодатель) и ИП Хасандиновой Х.М. (арендатор), арендатору предоставлен во временное владение и пользование земельный участок с кадастровым номером , общей площадью ... кв.м., для эксплуатации торгового киоска в комплексе торговых киосков и павильонов для реализации продовольственных товаров, расположенный в г. Чебоксары по <адрес> в районе остановки общественного транспорта «...» на срок до 1 октября 2013 года (т.7 л.д. 42-44).

По договору аренды земельного участка от 3 апреля 2013 года, заключенному между администрацией города Чебоксары (арендодатель) и ООО «Терем» (арендатор), арендатору был предоставлен во временное владение и пользование земельный участок с кадастровым номером , общей площадью ... кв.м. для эксплуатации торгового павильона, расположенный в г. Чебоксары по <адрес> в районе жилого дома , на срок по 13 сентября 2013 года (т.8 л.д. 57-58).

25 сентября 2013 года между администрацией города Чебоксары (арендодатель) и ООО «Терем» (арендатор) заключено дополнительное соглашение к договору аренды земельного участка о внесении изменений в договор аренды земельного участка в части указания срока аренды земельного участка с «по 13 сентября 2013 года» на «по 13 марта 2014 года» (т.8 л.д. 60).

13 января 2014 года между ООО «Терем» (первоначальный должник/арендатор) и ИП Семеновым А.Н. (новый должник/новый арендатор) заключен договор передачи прав и обязанностей должника/арендатора по договору аренды земельного участка , согласно которому арендатор передал новому арендатору права и обязанности, предусмотренные договором аренды земельного участка от 3 апреля 2013 года , находящегося в муниципальной собственности г.Чебоксары, а новый арендатор принимает переданные ему права и обязанности в отношении земельного участка с кадастровым номером , общей площадью ... кв.м., расположенного в г. Чебоксары по <адрес> в районе жилого дома (т.8 л.д. 61, 62).

Пунктами 9.1, 9.2 всех вышеуказанных договоров аренды земельного участка было предусмотрено, что уведомление арендодателя об отказе от пролонгации договора, отправленное до истечения срока аренды, является безусловным, и арендатор обязан освободить земельный участок и сдать его по акту приема-передачи арендатору в недельный срок после истечения срока аренды.

Договор с истекшим сроком аренды считается заключенным на неопределенный срок, действующим со всеми его условиями. При этом для прекращения его действия (расторжения) достаточно уведомления арендодателя или арендатора сторонам по договору. Арендатор обязан возвратить земельный участок арендодателю в месячный срок со дня получения (или отправления им) указанного уведомления.

Письмом от 5 июля 2016 года администрация города Чебоксары известила арендатора Елисеева А.Г. об отказе от пролонгации заключенных с ним договоров аренды и о необходимости в течение 30 дней с момента истечения срока действия договоров аренды, т.е. до 23 сентября 2016 года освободить земельные участки и сдать их по акту приема-передачи с проведением демонтажа объектов торговли (т.2 л.д. 162, 163).

Письмами от 5 июля 2016 года и администрация города Чебоксары известила арендатора ООО «Прогресс» об отказе от пролонгации заключенных с обществом договоров аренды и о необходимости в течение 30 дней с момента истечения срока действия договоров аренды, т.е. до 23 сентября 2016 года освободить земельные участки и сдать их по акту приема-передачи с проведением демонтажа объектов торговли (т.2 л.д. 164-167).

Письмом от 5 июля 2016 года администрация города Чебоксары известила арендатора ИП Васильеву Е.А. об отказе от пролонгации заключенных с ней договоров аренды и о необходимости в течение 30 дней с момента истечения срока действия договоров аренды, т.е. до 23 сентября 2016 года и 6 октября 2016 года соответственно освободить земельные участки и сдать их по акту приема-передачи с проведением демонтажа объектов торговли (т.8 л.д. 122).

Письмом от 4 июля 2016 года администрация города Чебоксары известила арендатора Карпова Д.В. об отказе от пролонгации заключенного с ним договора аренды и о необходимости в течение 30 дней с момента истечения срока действия договоров аренды, т.е. до 6 октября 2016 года освободить земельный участок и сдать его по акту приема-передачи с проведением демонтажа объекта торговли (т.8. л.д. 121).

Письмом от 20 февраля 2017 года администрация города Чебоксары известила ИП Григорьеву А.П. о том, что арендодатель отказывается от договора аренды земельного участка и просит освободить земельный участок в течение 30 дней со дня получения настоящего уведомления и сдать арендодателю по акту приема-передачи с проведением демонтажа объекта торговли (т.8 л.д. 118).

Письмами от 2 ноября 2016 года и от 20 февраля 2017 года администрация города Чебоксары известила ИП Хасандинову Х.М. о том, что арендодатель отказывается от заключенных с ней договоров аренды земельных участков и просит освободить их в течение 30 дней со дня получения настоящего уведомления и сдать арендодателю по акту приема-передачи с проведением демонтажа объекта торговли (т.8 л.д. 120, 119).

Письмом от 28 февраля 2017 года администрация города Чебоксары известила ИП Семенова А.Н. о том, что арендодатель отказывается от договора аренды земельного участка и просит освободить его в течение 30 дней со дня получения настоящего уведомления и сдать арендодателю по акту приема-передачи с проведением демонтажа объекта торговли (т.8 л.д. 120, 119).

Факт получения вышеуказанных писем администрации города Чебоксары административными истцами не оспаривается.

Административный истец ИП Архипов Н.Н. имел право пользования земельными участками под нестационарными торговыми объектами (морозильными ларями) по адресам строк Схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории города Чебоксары ..., ..., ..., ..., ..., ..., по договорам на право размещения нестационарного торгового объекта, заключенным между администрацией города Чебоксары и ИП Архиповым Н.Н. 9 мая 2016 года на период с 9 мая 2016 года по 15 сентября 2016 года.

При таких обстоятельствах административные истцы Елисеев А.Г., ООО «Прогресс», ИП Васильева Е.А., ИП Карпов Д.В., ИП Григорьева А.П., ИП Хасандинова Х.М., ИП Архипов Н.Н. и ИП Семенов А.Н. на момент принятия 25 апреля 2017 года оспариваемого ими решения Чебоксарского городского Собрания депутатов Чувашской Республики № 732 утратили законное право пользования земельными участками под нестационарными торговыми объектами, исключенными из Схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории города Чебоксары в связи с прекращением обязательств по договорам.

Доводы административных истцов о том, что арендные отношения между ними и администрацией города Чебоксары сохранились, поскольку последняя по истечении срока действия договоров аренды продолжала выставлять требования об оплате арендных платежей и эти требования истцами исполнялись, суд находит несостоятельными, поскольку указанное не свидетельствует о сохранении между сторонами договорных отношений.

Административные истцы были извещены администрацией города Чебоксары об отказе от пролонгации договоров аренды земельных участков (об одностороннем отказе от договоров аренды), что в силу пунктов 9.1, 9.2 договоров и статьи 309 Гражданского кодекса РФ повлекло прекращение между ними договорных отношений.

Учитывая, что в соответствии с подпунктом 7 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса РФ любое использование земли осуществляется за плату, за исключением случаев, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (платность использования земли), выставление администрацией города Чебоксары требований об уплате платежей за фактическое пользование земельными участками после прекращения договорных отношений и исполнение этих требований, суд расценивает как взыскание сумм неосновательного обогащения.

При планировании своего бизнеса административные истцы Елисеев А.Г., ООО «Прогресс», ИП Васильева Е.А., ИП Карпов Д.В., ИП Григорьева А.П., ИП Хасандинова Х.М., и ИП Семенов А.Н., заключая договора аренды земельных участков, а ИП Архипов Н.Н. договора на право размещения нестационарного торгового объекта по адресным ориентирам строк Схемы на определенный срок, с возможностью одностороннего отказа любой стороны договора от его исполнения в случае его пролонгации, не могли не осознавать то, что размещение ими нестационарных торговых объектов носит временный, а не постоянный характер.

В связи с тем, что административные истцы Елисеев А.Г., ООО «Прогресс», ИП Васильева Е.А., ИП Карпов Д.В., ИП Григорьева А.П., ИП Хасандинова Х.М. и ИП Семенов А.Н. после расторжения договоров аренды занимают земельные участки под нестационарными торговыми объектами без законных на то оснований, а ИП Архипов Н.Н. земельные участки для этих целей не занимает, исключение строк, предусматривавших размещение нестационарных торговых объектов из Схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории города Чебоксары не может расцениваться как нарушение права истцов на предпринимательскую деятельность.

Судебное постановление, принятое по заявленным требованиям, как и фактическое размещение нестационарных торговых объектов административных истцов по адресным ориентирам строк Схемы не повлечет возникновения у истцов права на размещение нестационарного торгового объекта, поскольку утвержденным постановлением главы администрации города Чебоксары от 25 апреля 2017 года № 1013 Порядком организации и проведения аукциона на право размещения нестационарных торговых объектов на территории города Чебоксары отбор хозяйствующих субъектов для организации деятельности в соответствии со Схемой размещения нестационарных торговых объектов осуществляется исключительно лишь путем проведения открытого аукциона.

Из письма Председателя Кабинета Министров Чувашской Республики – Министра экономического развития, промышленности и торговли Чувашской Республики (Минэкономразвития Чувашии) от 29 мая 2017 года в адрес ИП Архипова Н.Н. следует, что действующая Схема размещения нестационарных торговых объектов после внесения в неё изменений, предусматривает более 100 свободных мест для размещения сезонных нестационарных торговых объектов, которые подлежат выставлению на аукцион в соответствии с постановлением администрации города Чебоксары от 25 апреля 2017 года №1013 «Об утверждении Порядка организации и проведения аукциона на право размещения нестационарных торговых объектов на территории города Чебоксары».

Указанное позволяет сделать вывод, что само по себе изменение Схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории города Чебоксары не может повлечь прекращение административными истцами торгового бизнеса, поскольку у истцов имеется возможность участвовать в аукционах на право размещения нестационарных торговых объектов по иным адресным ориентирам.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что исключение строк ..., ..., ..., ..., ..., ..., ..., ..., ..., ..., ..., ..., ..., ..., ..., ..., ..., ..., ..., ..., ..., ..., ..., ..., ... из Схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории города Чебоксары не нарушает права, свободы и законные интересы административных истцов.

Ссылка истцов в исковых заявлениях на нарушение административным ответчиком Методических рекомендаций по совершенствованию правового регулирования нестационарной и развозной торговли на уровне субъектов Российской Федерации, утвержденные письмом Минпромторга России от 23 марта 2015 года №ЕВ-5999/08, которыми предусмотрено, что внесение изменений в Схему размещения в части исключения мест размещения объектов не может повлечь за собой прекращение прав на размещение до предоставления компенсационного места и легальных оснований размещения на нем, не может повлечь отмены оспариваемого решения, ввиду отсутствия у административных истцов прав на размещение нестационарных торговых объектов к моменту принятия указанного муниципального правового акта.

Противоречий оспариваемой нормы части 1 статьи 15 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» судом также не установлено.

Учитывая изложенное, руководствуясь статьями 175, 176, 180, 215 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд

решил:

В удовлетворении административных исковых заявлений Елисеева А.Г., общества с ограниченной ответственностью «Прогресс», индивидуального предпринимателя Васильевой Е.А., индивидуального предпринимателя Карпова Д.В., индивидуального предпринимателя Григорьевой А.П., индивидуального предпринимателя Хасандиновой Х.М., индивидуального предпринимателя Архипова Н.Н. и индивидуального предпринимателя Семенова А.Н. к Чебоксарскому городскому Собранию депутатов Чувашской Республики о признании недействующим решения Чебоксарского городского Собрания депутатов от 25 апреля 2017 года № 732 «О внесении изменений в Схему размещения нестационарных торговых объектов на территории города Чебоксары, утвержденную решением Чебоксарского городского Собрания депутатов от 21 ноября 2013 года № 1205» в части исключения из Схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории города Чебоксары, утвержденной решением Чебоксарского городского Собрания депутатов от 21 ноября 2013 года № 1205, строк ..., ..., ..., ..., ..., ..., ..., ..., ..., ..., ..., ..., ..., ..., ..., ..., ..., ..., ..., ..., ..., ..., ..., ..., ..., отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации через Верховный Суд Чувашской Республики в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Верховного Суда

Чувашской Республики С.Н. Уряднов

Мотивированное решение изготовлено 10 октября 2017 года.