Дело № 3а-28/2017.
Мотивированное решение изготовлено 16 ноября 2017 года.
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
15 ноября 2017 года город Псков.
Псковский областной суд в составе:
председательствующего судьи Овчинникова А.Г.,
при секретаре Алексеевой Н.С.,
с участием административного истца Маркевича А.И.
представителя административного ответчика – Администрации Псковской области Васильевой О.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Маркевича Андрея Ивановича к Администрации Псковской области, Управлению Росреестра по Псковской области и ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Псковской области» об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости равной их рыночной стоимости,
УСТАНОВИЛ:
Маркевич А.И. обратился в суд с административным иском к Администрации Псковской области, Управлению Росреестра по Псковской области и ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Псковской области» (далее Кадастровая палата) об установлении кадастровой стоимости двух нежилых зданий в размере их рыночной стоимости.
В обоснование заявленных требований указано, что Маркевич А.И. является собственником двух нежилых помещений с кадастровыми номерами (****) и (****), расположенных по адресу: <****>
Кадастровая стоимость помещения с КН (****) определена по состоянию на 27 апреля 2016 в 28083427,80 рублей, что подтверждается выпиской из ЕГРП о кадастровой стоимости объекта недвижимости от 18.07.2017.
Кадастровая стоимость помещения с КН (****) определена по состоянию на 10 мая 2016 в 36000668,42 рублей, что подтверждается выпиской из ЕГРП о кадастровой стоимости объекта недвижимости от 18.07.2017.
Административный истец считает указанную кадастровую стоимость значительно превышающей рыночную, что ведет к установлению увеличенного налога на имущество, который рассчитываются из кадастровой стоимости объекта.
Согласно отчету об оценке ООО «<данные изъяты>» № (****) от 08.09.2017 года рыночная стоимость нежилого здания с КН (****) по состоянию на 27 апреля 2016 года составляет 2774648 рублей, нежилого здания с КН (****) по состоянию на 10.05. 2016 составляет 6699178 рублей.
Просит суд установить кадастровую стоимость указанных нежилых зданий в размере их рыночной стоимости по состоянию на даты постановки на кадастровый учет.
В судебном заседании административный истец Маркевич А.И. поддержал заявленные требования. Дополнительно пояснил, что нежилые здания сельскохозяйственных ферм он приобрел у бывшего колхоза в 2012 году. Право собственности на указанные здания признано за ним на основании решения Великолукского районного суда от 29.07.2016. Оба помещения поставлены на кадастровый учет в 2016 году. При постановке на кадастровый учет Кадастровая палата на основании Постановления Администрации Псковской области от 25.09.2012 № 509 определила кадастровую стоимость помещений с применением удельного показателя 27946,49 рублей за 1 кв. метр. В итоге получилась стоимость, намного превышающая рыночную стоимость этих объектов, построенных в 1970 году, обветшавших, требующих значительного капитального ремонта, не имеющих коммуникаций и электричества.
Представитель административного ответчика - Администрации Псковской области, В. О.Г. решение по административному иску Маркевича А.И. оставил на усмотрение суда, заявив, что у нее нет возражений в отношении отчета ООО «<данные изъяты>» о рыночной стоимости спорных объектов, примененных методов и способов оценки.
Представители административных ответчиков - Управления Росреестра по Псковской области и Кадастровой палаты, извещенные надлежащим образом о времени, дате, месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, возражений в отношении административного иска не представили.
Представитель заинтересованного лица - Глава сельского поселения «Лычевская волость» Л.Н. Н. Л.В. направила в суд письменное заявление, в котором поддержала административное исковое заявления Маркевича А.И., указав, что кадастровая стоимость принадлежащих ему сельскохозяйственных ферм необоснованно завышена и значительно превышает реальную рыночную стоимость.
Заслушав объяснения административного истца, ответчика, изучив представленные доказательства, суд находит заявление подлежащим удовлетворению.
В соответствии с частью 1 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.
Административный истец в силу требований главы 32 Налогового кодекса Российской Федерации, Закон Псковской области от 06.11.2014 № 1436-ОЗ "Об установлении единой даты начала применения на территории Псковской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц" является плательщиком налога на имущество физических лиц, исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 248 КАС РФ основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Установлено, что Маркевичу А.И. на праве собственности принадлежат здания, назначение: нежилые, с кадастровыми номерами (****) и (****), общей площадью 1004,9 кв.м и 1288,2 кв.м соответственно, расположенные по адресу: <****> что подтверждается выписками из ЕГРП и сделок с ним от 14.09.2016.
Согласно выписок из ЕГРН кадастровая стоимость нежилого здания КН (****) по состоянию на 27.04.2016 составила 28083 427,80 рубля, кадастровая стоимость нежилого здания КН (****) по состоянию на 10.05.2016 - 36000668,42 рубля.
Кадастровая стоимость указанных нежилых зданий установлена Кадастровой палатой как в отношении вновь учтенных объектов, не прошедших кадастровую оценку методом массовой оценки, которая была утверждена Постановлением Администрации Псковской области от 25.09.2012 № 509 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки объектов недвижимости (за исключением земельных участков) на территории Псковской области». Оценка зданий произведена на дату их постановки на кадастровый учет.
В соответствии со статьей 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости. В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
Результаты определения кадастровой стоимости зданий напрямую затрагивают права и обязанности административного истца, так как влияют на размер налога на имущество.
В подтверждение заявления об установлении кадастровой стоимости спорного земельного участка, равной его рыночной стоимости, заявителем представлен отчет об оценке ООО «<данные изъяты>» № (****) от 08.09.2017 года, в соответствии с которым рыночная стоимость нежилого здания с КН (****) по состоянию на 27 апреля 2016 года составляет 2774 648 рублей, нежилого здания с КН (****) по состоянию на 10.05. 2016 составляет 6699178 рублей.
Возражений относительно методов оценки и использованных в отчете сведений, от лиц, участвующих в деле, не поступило.
Исследовав представленный отчет об оценке, суд считает, что он соответствует критериям относимости, допустимости и достоверности, что позволяет принять его как доказательство рыночной стоимости спорных нежилых помещений с кадастровыми номерами (****) и (****). В отчете исследован рынок коммерческой недвижимости нежилых зданий региона, соответствующих по потребительским свойствам объектам оценки. Видно, что кадастровая стоимость является значительно завышеной, произведена без учета фактического состояния зданий и года постройки.
При таких обстоятельствах требование Маркевича А.И. об установлении кадастровой стоимости нежилых зданий в размере их рыночной стоимости подлежит удовлетворению, поскольку представленные доказательства свидетельствуют о значительном несоответствии кадастровой стоимости зданий, определенной уполномоченными органами при кадастровой оценке, его рыночной стоимости.
Суд устанавливает кадастровую стоимость зданий равной их рыночной стоимости: здания с КН (****) в размере 2774 648 рублей по состоянию на 27 апреля 2016 года; здания с КН (****) в размере 6 699 178 рублей по состоянию на 10 мая 2016 года.
В силу статьи 24.20 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» в течение десяти рабочих дней с даты завершения рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке (Управление Росреестра по Псковской области), направляет сведения о кадастровой стоимости в орган кадастрового учета (ФГБУ «ФКП Росреестра»), который осуществляет их внесение в государственный кадастр недвижимости.
Руководствуясь статьями 177, 180, 194 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Заявление Маркевича Андрея Ивановича, поданное 26 сентября 2017 года, удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость нежилого здания, площадью 1004,9 кв.м с кадастровым номером (****), расположенного по адресу: <****>, по состоянию на 27 апреля 2016 года, равной его рыночной стоимости в размере 2774 648 рублей.
Установить кадастровую стоимость нежилого здания, площадью 1288,2 кв.м с кадастровым номером (****), расположенного по адресу: <****>, по состоянию на 10 мая 2016 года, равной его рыночной стоимости в размере 6 699 178 рублей.
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Псковского областного суда в течение одного месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.
Судья Псковского областного суда А.Г. Овчинников.