ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-28/18 от 14.03.2019 Севастопольского городского суда (город Севастополь)

Дело № 3а-3/2019

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

14 марта 2019 года город Севастополь

Севастопольский городской суд в составе:

судьи Артамоновой Т.А.,

при секретаре Михайловой В.Г.,

с участием представителей административного истца – Э.А., Т.В.,

представителя административного ответчика – Д.В.,

представителей заинтересованных лиц – А.Н., Е.В., Т.Е., А.Г.,

прокурора Ведмидь А.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Общества с ограниченной ответственностью «ЛА ЛОБА» о признании нормативного правового акта не действующим в части,

установил:

09 ноября 2015 года Правительством Севастополя издано постановление № 1030-ПП «О размещении нестационарных торговых объектов на территории города Севастополя и внесении изменений в постановления Правительства Севастополя от 31 марта 2015 года № 246-ПП и от 29 мая 2015 года № 459-ПП», которым, помимо прочего, утверждена Схема размещения нестационарных торговых объектов на территории города Севастополя (далее - Схема) с приложениями текстовой и графической части на период до 01 января 2019 года, и в котором в редакции постановления Правительства Севастополя от 13.04.2018г. № 231-ПП в Схеме содержится место для размещения нестационарного торгового объекта под порядковым номером приложение № 6), карта Л16, номер места на карте (приложение № 7), адрес: город Севастополь, <адрес>.

Впоследствии в названное постановление были внесены изменения. В частности, 17 мая 2018 года Правительством Севастополя издано постановление № 290-ПП «О внесении изменений в постановление Правительства Севастополя от 09 ноября 2015 года № 1030-ПП «О размещении нестационарных торговых объектов на территории города Севастополя и внесении изменений в постановление Правительства Севастополя от 31 марта 2015 года № 246-ПП и от 29 мая 2015 года № 459-ПП» (далее – постановление № 290-ПП от 17.05.2018г.).

Данным нормативным правовым актом постановлено внести в постановление Правительства Севастополя от 09.11.2015г. № 1030-ПП «О размещении нестационарных торговых объектов на территории города Севастополя и внесении изменений в постановления Правительства Севастополя от 31.03.2015г. № 246-ПП и от 29.05.2015г. № 459-ПП» изменения, в частности:

1.2. В приложении № 6 к постановлению:

1) исключить строку ;

1.3. В приложении № 7 к постановлению:

2) карту Л 16 изложить в новой редакции согласно приложению № 3 (не приводится) к настоящему постановлению.

Указанное постановление опубликовано 17.05.2018г. на официальном сайте Правительства Севастополя в сети Интернет (https://sevastopol.gov.ru/docs/253/42097/).

Таким образом, порядок обнародования оспариваемого в части нормативного правового акта соблюден.

Общество с ограниченной ответственностью «ЛА ЛОБА» (далее - ООО «ЛА ЛОБА», Общество) обратилось в Севастопольский городской суд с административным исковым заявлением, в котором просит признать недействующим постановление Правительства Севастополя от 17 мая 2018 года № 290-ПП «О внесении изменений в постановление Правительства Севастополя от 09 ноября 2015 года № 1030-ПП «О размещении нестационарных торговых объектов на территории города Севастополя и внесении изменений в постановление Правительства Севастополя от 31 марта 2015 года № 246-ПП и от 29 мая 2015 года № 459-ПП» в части исключения из Схемы места под , на котором располагалась открытая площадка кафе-бара «<данные изъяты>» по наб. <адрес>.

В обоснование иска Общество указывает на нарушение данным постановлением, исключившим указанное место размещения нестационарного торгового объекта (НТО) из Схемы, его законных прав и интересов, а именно, права на заключение договора на размещение нестационарного торгового объекта без проведения торгов в месте размещения, определенном Схемой, в данном случае - на набережной Корнилова, 3 в городе Севастополе, поскольку ранее данное место Общество занимало летней площадкой при кафе-баре <данные изъяты>» на основании договоров на размещение НТО от 18.04.2016г. и от 30.09.2016г. Также в силу пункта 9.2 Положения об организации и проведении конкурса на право заключения договора на размещение НТО Общество имеет право на заключение договора на размещение НТО в месте, определенном Схемой, без проведения конкурса, так как данная летняя площадка находится при стационарном торговом объекте хозяйствующего субъекта. Кроме того, Общество заключило 27.07.2016г. с Правительством Севастополя договор № 174 об условиях деятельности в свободной экономической зоне на территории города федерального значения Севастополя, согласно которому результатом деятельности участника в соответствии с инвестиционной декларацией будет являться реконструкция и модернизация существующих объектов общественного питания.

Исключение вышеназванного объекта из Схемы, по мнению административного истца, противоречит части 6 статьи 10 Федерального закона от 28 декабря 2009 года № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации», согласно которой внесение в схему размещения нестационарных торговых объектов изменений не может служить основанием для пересмотра мест размещения нестационарных торговых объектов, строительство, реконструкция или эксплуатация которых были начаты до утверждения указанной схемы, а также влечет невозможность осуществления Обществом предпринимательской деятельности.

Определениями суда от 05.11.2018г., от 05.12.2018г., от 24.01.2019г. к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Главное управление потребительского рынка и лицензирования Севастополя (далее – Главное управление, Севастопольторг), Департамент городского хозяйства города Севастополя, Управление охраны объектов культурного наследия города Севастополя (далее - Севнаследие).

В судебном заседании представители административного истца административный иск поддержали по изложенным в нем основаниям с учетом дополнений от 18.01.2018г., а также ссылались на нарушение процедуры принятия оспариваемого нормативного правового акта в связи с не проведением оценки регулирующего воздействия его проекта.

Представитель административного ответчика – Правительства Севастополя по доверенности Д.В. исковые требования не признал, просил в их удовлетворении отказать по основаниям, изложенным в письменных возражениях.

Представители заинтересованного лица Севастпольторга - А.Н., Е.В. с иском не согласились в полном объеме по доводам, изложенным в письменных возражениях.

Представитель заинтересованного лица Департамента городского хозяйства города Севастополя - Т.Е. против удовлетворения иска возражала ввиду его безосновательности.

Представитель заинтересованного лица Севнаследия - А.Г. против удовлетворения иска возражал по основаниям, изложенным в письменных пояснениях от 14.03.2019г., пояснив, что набережная Корнилова в городе Севастополе объектом культурного наследия не является. В защитных зонах иных расположенных рядом объектов культурного наследия регионального значения (здание гостиницы «Севастополь» и др.) запрещается строительство объектов капитального строительства и их реконструкция. Охранные зоны данных объектов пока не установлены. Однако согласно Приказу Минкультуры России от 11.01.2016г. № 2 подлежат охране объемно-пространственная структура – композиция набережной Корнилова, панорамное раскрытие с мола (ансамбль набережной).

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, эксперта, заключение прокурора, полагавшего необходимым оставить исковые требования без удовлетворения, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В силу части 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.

Согласно подпункту 69 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (далее – Федеральный закон от 06.10.1999г. № 184-ФЗ) к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из 3 федерального бюджета), относится решение вопросов реализации государственной политики в области торговой деятельности на территории субъекта Российской Федерации, проведения информационно- аналитического наблюдения за состоянием рынка определенного товара и осуществлением торговой деятельности на территории субъекта Российской Федерации, разработки и реализации мероприятий, содействующих развитию торговой деятельности на территории субъекта Российской Федерации, и осуществления иных полномочий, предусмотренных Федеральным законом «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации».

В соответствии с частями 1,3 и 5 статьи 10 Федерального закона от 28 декабря 2009 года № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон от 28.12.2009г. №381-ФЗ) размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.

Схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Схема размещения нестационарных торговых объектов и вносимые в нее изменения подлежат опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, а также размещению на официальных сайтах органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации и органа местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Пунктами 1 и 2 части 1 статьи 6 Федерального закона от 28.12.2009г. №381-ФЗ закреплено, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования торговой деятельности реализуют государственную политику в области торговой деятельности на территории субъекта Российской Федерации, а также разрабатывают и принимают законы субъектов Российской Федерации, иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования торговой деятельности. Органы местного самоуправления в области регулирования торговой деятельности создают условия для обеспечения жителей муниципального образования услугами торговли. Данное полномочие осуществляется органами местного самоуправления внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя в случае, если создание таких условий определено как вопрос местного значения законами этих субъектов Российской Федерации.

Законом города Севастополя от 30 декабря 2014 года № 102-ЗС «О местном самоуправлении в городе Севастополе» органы местного самоуправления внутригородских муниципальных образований города Севастополя полномочием по разработке и утверждению схемы размещения нестационарных торговых объектов не наделены.

Согласно части 2 статьи 31 и части 1 статьи 35 Устава города Севастополя Правительство Севастополя является постоянно действующим высшим исполнительным органом государственной власти города Севастополя, который на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов, актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, настоящего Устава, законов города Севастополя и правовых актов губернатора издает постановления Правительства Севастополя.

Пунктом 16 части 1 статьи 25 Закона города Севастополя от 30 апреля 2014 года № 5-ЗС «О Правительстве Севастополя» предусмотрено, что Правительство Севастополя устанавливает правила организации торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения города Севастополя, правила работы и порядок размещения рынков, объектов мелкорозничной сети и иных торговых объектов на территории города Севастополя, организует и координирует региональный государственный контроль (надзор) за соблюдением данных правил.

Таким образом, Правительство Севастополя наделено собственными полномочиями в области регулирования торговой деятельности, в том числе по установлению требований к организации такой деятельности, разработке, утверждению Схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории города Севастополя, а также по внесению в данную Схему изменений.

Следовательно, исходя из вышеперечисленных положений федерального и регионального законодательства, оспариваемое административным истцом постановление № 290-ПП от 17.05.2018г. принято Правительством Севастополя в пределах полномочий и компетенции, с соблюдением порядка введения в действие.

В соответствии с нормами части 1 статьи 208, пунктов 5 и 6 части 2 статьи 209 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации для признания нормативного правового акта необходимо наличие условий: нарушение прав субъекта регулируемых отношений и несоответствие оспариваемого нормативного правового акта имеющему большую юридическую силу акту.

Кроме того, при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет соблюдение процедуры принятия оспариваемого нормативного правового акта (пункт в) части 8 статьи 213).

В ходе рассмотрения дела названная совокупность условий, влекущая отмену нормативного правового акта в оспариваемой части, не установлена.

Как усматривается из материалов дела и пояснений представителей административного истца, Малому частному предприятию «<данные изъяты>» предоставлялся во временное долгосрочное пользование земельный участок общей площадью 0, 0155 га на набережной Корнилова, состоящий из: земельного участка площадью 0,0094 га для размещения торгового павильона и земельного участка площадью 0,0061 га для размещения и обслуживания сезонной летней площадки на период с 15 мая по 15 сентября без устройства ограждения, на основании распоряжения СГГА -р от 14.07.1998г. и договора о праве пользования землей на условиях аренды от 12.08.1998г. с дополнительным соглашением от 27.12.2001г. сроком действия до 01.08.2008г.

Согласно схематическому плану участка домовладения от 26.03.1999г. из материалов инвентаризации, а также технической документации по землеустройству МЧП «<данные изъяты>» 2009 года, изготовленной для заключения договора аренды земли, на данном участке расположены здание кафе-бара, и две сезонные летние площадки (рядом с баром и рядом с морем в районе причала).

03.06.2015г. Т.В. купила у ООО «<данные изъяты>» нежилое помещение кафе-бара «<данные изъяты>» с летней площадкой (рядом с кафе) общей площадью 93,6 кв.м. по адресу: г. Севастополь, <адрес>

Земельный участок под указанным зданием находится у ИП Т.В. в аренде сроком на 48 лет и 11 месяцев согласно договору с Департаментом по имущественным и земельным отношениям города Севастополя от 17.04.2018г.

В свою очередь, ООО «ЛА ЛОБА» являлось арендатором нежилого помещения кафе-бара «<данные изъяты>» с летней площадкой общей площадью 93,6 кв.м. по адресу: г. Севастополь, <адрес> в период с 01.07.2015г. по 31.01.2016г. на основании договора аренды от 01.07.2015г., в период с 01.02.2016г. по 31.12.2016г. на основании договора аренды от 01.06.2016г., в период с 01.02.2017г. по 31.12.2017г. на основании договора аренды от 01.02.2017г., заключенных с собственником здания Т.В. (свидетельство о государственной регистрации права от 11.06.2015г. ).

Место под (порядковый ) включено в Схему размещения нестационарных торговых объектов на территории города Севастополя постановлением Правительства Севастополя от 09.11.2015г. № 1030-ПП.

18.04.2016г. с ООО «ЛА ЛОБА» заключен договор на размещение на данном месте НТО - открытой площадки на набережной <адрес> площадью 200 кв.м. на период с 18.04.2016г. по 30.10.2016г.

30.09.2016г. с ООО «ЛА ЛОБА» заключен договор на размещение указанного НТО на период с 01.04.2017г. по 31.10.2017г.

04.04.2018г. Обществом подано заявление о заключении договора на размещение НТО – открытой площадки на набережной <адрес>, площадью 200 кв.м. на следующий сезон.

03.05.2018г. Севастопольторг уведомил ООО «ЛА ЛОБА» о продлении срока рассмотрения данного заявления на 30 дней.

23.05.2018г. Севастопольторгом отказано Обществу в заключении договора на размещение открытой площадки на набережной <адрес> площадью 200 кв.м, поскольку место исключено из Схемы Постановлением Правительства Севастополя от 17.05.2018г. № 290-ПП.

При проверке законности заявленных административным ответчиком и заинтересованным лицом Севастопольторгом (разработчиком оспариваемого постановления) оснований исключения названного места размещения НТО, расположенного по набережной <адрес> в городе Севастополе, из Схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории города Севастополя (графической и текстовой частей), суд исходит из следующего.

Пунктами 1 и 3 статьи 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что размещение нестационарных торговых объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании Схемы размещения нестационарных торговых объектов в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2009 года № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации».

Согласно частям 1,3,6 статьи 10 Федерального закона от 28.12.2009 г. № 381-ФЗ размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со Схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.

Схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Утверждение Схемы размещения нестационарных торговых объектов, а, равно как и внесение в нее изменений, не может служить основанием для пересмотра мест размещения нестационарных торговых объектов, строительство, реконструкция или эксплуатация которых были начаты до утверждения указанной схемы.

Из приведенных правовых норм следует вывод о том, что вопросы порядка и условий размещения нестационарных торговых объектов на землях, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в части, не урегулированной федеральными законами, регулируются законодательством субъектов Российской Федерации.

Во исполнение полномочий, предусмотренных частью 3 статьи 10 Федерального закона от 28.12.2009 г. № 381-ФЗ, Постановлением Правительства Севастополя от 09.11.2015 г. № 1030-ПП (в редакции Постановлений от 20.04.2017г. № 329-ПП, от 31.08.2017г. № 629-ПП, от 22.03.2018г. № 176-ПП, от 26.04.2018г. № 260-ПП) утвержден Порядок размещения нестационарных торговых объектов на территории города Севастополя (далее - Порядок), в котором, помимо прочего, содержится раздел 3 «Формирование схемы».

Согласно подпункту 4 пункта 1.2 указанного Порядка, под Схемой размещения нестационарных торговых объектов понимается Схема, определяющая места размещения нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в собственности города Севастополя.

Нестационарный торговый объект (НТО) - торговый объект, не относящийся к недвижимому имуществу согласно нормам гражданского законодательства, представляющий собой временное сооружение или временную конструкцию (в том числе передвижное сооружение, автотранспортное средство или транспортное средство), расположенный на землях или земельных участках (части земельного участка), в здании, строении или сооружении, вне зависимости от наличия или отсутствия подключения (технологического присоединения) к сетям инженерно-технического обеспечения, и используемый для осуществления торговой деятельности (оказания услуг населению), в том числе с автоматизированной продажей без участия продавца (подпункт 4 пункта 1.2 Порядка).

В качестве одного из видов НТО названный Порядок выделяет открытую площадку - специально оборудованное временное сооружение, расположенное в непосредственной близости (до 15 метров) от стационарного предприятия общественного питания либо от НТО в сфере общественного питания и представляющее собой площадку для оказания услуг общественного питания и (или) отдыха потребителей, на которой запрещено размещение дополнительного торгового оборудования (подпункт 11 пункта 1.3 Порядка).

В соответствии с подпунктом 1 пункта 1.6 Порядка торговая деятельность (оказание услуг населению) осуществляется в нестационарном торговом объекте, размещенном на земельном участке, находящемся в собственности города Севастополя, на основании договора на размещение нестационарного торгового объекта, который заключается в соответствии с настоящим Порядком.

Исходя из пункта 3.3 этого же Порядка, в Схему размещения нестационарных торговых объектов могут включаться места как уже занятые нестационарными торговыми объектами, так и свободные, планируемые к размещению на них данных объектов. Схема должна содержать адресные ориентиры места размещения объектов, площадь места размещения объектов, количество размещенных объектов, тип объектов, специализацию объектов, период функционирования объектов.

Соответственно, вышеперечисленные правовые нормы города Севастополя признают в качестве НТО открытую площадку, расположенную в непосредственной близости от стационарного предприятия общественного питания, на их основании места размещения таких НТО включены в Схему и с субъектами предпринимательской деятельности заключаются договоры на размещение таких НТО, в том числе, с административным истцом.

При этом, следует отметить, что Схема размещения нестационарных торговых объектов не содержит информации о конкретных нестационарных торговых объектах или субъектах хозяйственной деятельности и поэтому не закрепляет права субъектов хозяйственной деятельности на места, указанные в этой Схеме.

В силу положений пунктов 2.1, 2.2 названного Порядка размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в собственности города Севастополя, осуществляется в соответствии со Схемой, должно соответствовать действующим Правилам благоустройства территории города Севастополя, градостроительным, строительным, архитектурным, противопожарным, санитарным, экологическим и иным нормам, правилам и нормативам, а также требованиям федерального законодательства и законодательства города Севастополя в сфере охраны объектов культурного наследия и обеспечивать свободное движение пешеходов и доступ потребителей к торговым объектам, в том числе обеспечение безбарьерной среды жизнедеятельности для инвалидов и иных маломобильных групп населения, беспрепятственный подъезд спецтранспорта при чрезвычайных ситуациях.

Пунктом 3.4 Порядка (в редакции, действовавшей на дату заседания Комиссии 14.02.2018г.) было определено, что проект Схемы (проект изменений Схемы) формируется по результатам рассмотрения на заседании Комиссии по разработке Схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории города Севастополя (далее - Комиссия) подаваемых в Главное управление потребительского рынка и лицензирования Севастополя предложений, в том числе, предложений органов государственной власти города Севастополя относительно размещения нестационарных торговых объектов на земельных участках, находящихся в собственности города Севастополя, за исключением земельных участков, указанных в подпунктах 2 и 3 настоящего пункта.

При этом, согласно пункту 3.10 Порядка, предложение, подаваемое в соответствии с пунктом 3.4 настоящего Порядка, об исключении места размещения нестационарных торговых объектов из Схемы оформляется заявителем по форме, утвержденной Главным управлением потребительского рынка и лицензирования Севастополя, и должно содержать информацию, позволяющую определить место размещения НТО (номер места размещения НТО в Схеме, адресные ориентиры места размещения НТО, специализация и тип НТО), и обоснование необходимости исключения места размещения НТО из Схемы.

Как пояснил в судебном заседании представитель Севастопольторга А.Н., предложение об исключении названного места из Схемы было инициировано Севастопольторгом, представитель которого озвучил его на заседании Комиссии по разработке схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории города Севастополя, что отражено в Протоколе от 14.02.2018г.

Согласно Положению о Комиссии по разработке схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории города Севастополя (Приложение № 1 к постановлению Правительства Севастополя от 17.11.2016г. № 1097-ПП), названная Комиссия, являющаяся постоянно действующим коллегиальным органом, созданным Правительством Севастополя в целях рассмотрения вопросов о размещении и функционировании нестационарных торговых объектов на территории города Севастополя, для выполнения возложенных на нее задач рассматривает предложения по формированию схемы и изменению утвержденной схемы, рассматривает проекты схемы (изменений схемы) и принимает решения об их одобрении (согласовании) либо необходимости их доработки (пункты 1.1, 2.2, 2.3 Положения).

При принятии решения Комиссия обязана учитывать, в том числе, необходимость соблюдения прав и законных интересов хозяйствующих субъектов (пункт 2.4).

Как указывалось ранее, в силу положений пункта 3.4 Порядка проект Схемы (проект изменений Схемы) формируется по результатам рассмотрения на заседании Комиссии по разработке Схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории города Севастополя подаваемых в Главное управление потребительского рынка и лицензирования Севастополя предложений.

В ходе разбирательства установлено, что заседание Комиссии по внесению изменений в Схему (графическая и текстовая часть), принятых оспариваемым постановлением Правительства Севастополя от 17.05.2018г. № 290-ПП, проведено 14.02.2018г. При этом, согласно протоколу заседания Комиссии № 65 (пункт 1.4) исполняющий обязанности начальника организации нестационарной торговли, услуг Управления потребительского рынка О.И. сообщил, что Главное управление считает нецелесообразным наличие в Схеме места размещения НТО , предусмотренного картой Л 16, по причине нарушения требований пункта 22.2 Правил благоустройства территории города Севастополя.

Согласно названному пункту Правил благоустройства, утвержденных постановлением Правительства Севастополя № 844-ПП от 03.11.2017г., размещение некапитальных нестационарных сооружений не должно мешать пешеходному движению, нарушать условия инсоляции территории, рядом с которой они расположены, ухудшать визуальное восприятие среды и благоустройство территории и застройки.

В свою очередь, запрет на размещение НТО с нарушением действующих Правил благоустройства территории города Севастополя, градостроительных, строительных, архитектурных, противопожарных, санитарных, экологических и иных норм, правил и нормативов прямо предусмотрен в подпункте 2 пункта 2.4 Порядка размещения НТО в редакции постановления Правительства Севастополя № 06-ПП от 15.01.2018г., действовавшей на дату указанного заседания Комиссии, как и в редакции постановления -ПП от 26.04.2018г., действовавшей на дату принятия оспариваемого нормативного правового акта.

Отклоняя доводы административного истца о неопределенности формулировки основания исключения места из Схемы и его недоказанности, суд исходит из следующего.

В соответствии с пунктом 25 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления городского округа отнесены вопросы: утверждения правил благоустройства территорий городского округа, осуществления контроля за их соблюдением, организация благоустройства территории городского округа.

В связи с подписанием Федерального закона от 29 декабря 2017 года № 463-ФЗ в абзаце двадцать первом части 1 статьи 2 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» приведено определение правил благоустройства территории муниципального образования, под которым понимается муниципальный правовой акт, устанавливающий на основе законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации требования к благоустройству и элементам благоустройства территории муниципального образования, перечень мероприятий по благоустройству территории муниципального образования, порядок и периодичность их проведения.

Также Федеральным законом от 29 декабря 2017 года № 463-ФЗ внесены изменения в Градостроительный кодекс Российской Федерации, согласно которым градостроительная деятельность - деятельность по развитию территорий, осуществляемая, среди прочего, в виде благоустройства территорий. Под благоустройством территорий понимается деятельность по реализации комплекса мероприятий, установленного правилами благоустройства территории муниципального образования, направленная на обеспечение и повышение комфортности условий проживания граждан, по поддержанию и улучшению санитарного и эстетического состояния территории муниципального образования, по содержанию территорий населенных пунктов и расположенных на таких территориях объектов, в том числе территорий общего пользования, земельных участков, зданий, строений, сооружений, прилегающих территорий. Элементами благоустройства являются декоративные, технические, планировочные, конструктивные устройства, элементы озеленения, различные виды оборудования и оформления, в том числе фасадов зданий, строений, сооружений, малые архитектурные формы, некапитальные нестационарные строения и сооружения, информационные щиты и указатели, применяемые как составные части благоустройства территории (пункты 1, 36 и 38 статьи 1).

Из приведенных выше норм следует, что благоустройство территорий относится к градостроительной деятельности по реализации комплекса мероприятий, установленного правилами благоустройства территории муниципального образования. Благоустройство территорий организовывается в соответствии с правилами благоустройства территории муниципального образования, устанавливающими требования к нему и его элементам, а также перечень мероприятий, порядок и периодичность их проведения.

Целью благоустройства территорий является обеспечение и повышение комфортности условий проживания граждан, поддержание и улучшение санитарного и эстетического состояния территории муниципального образования, содержание территорий населенных пунктов и расположенных на таких территориях объектов. Для этого в правилах благоустройства территории муниципального образования устанавливается комплекс мероприятий по благоустройству территории муниципального образования.

Следовательно, содержащийся в пункте 22.2 Правил благоустройства города Севастополя перечень требований к размещению НТО не противоречит положениям федерального законодательства, и их несоблюдение в силу пункта 2.2 Порядка размещения нестационарных торговых объектов на территории города Севастополя может являться основанием для исключения места размещения НТО из Схемы.

Ссылки представителей административного истца на выводы исследования от 30.11-02.11.2018г., изготовленного экспертом ФБУ Севастопольская ЛСЭ Минюста России Н.С. и поддержавшей его при опросе в судебном заседании, согласно которым перечисленных выше нарушений при размещении летней площадки ООО «ЛА ЛОБА» площадью 200 кв.м. на набережной <адрес> не имеется, не могут быть приняты во внимание в качестве доказательств незаконности оспариваемого постановления, поскольку, как указывалось выше, Схема размещения нестационарных торговых объектов не содержит информации о конкретных нестационарных торговых объектах или субъектах хозяйственной деятельности.

Кроме того, следует учесть и тот факт, что в пункте 22.2 Правил благоустройства, послужившем основанием для исключения спорного места из Схемы, имеется указание и на недопустимость размещения НТО, ухудшающих визуальное восприятие среды населенного пункта.

Как пояснил в судебном заседании представитель Севнаследия применительно к спорному месту размещения НТО и усматривается из Приказа Министерства культуры Российской Федерации от 11 января 2016 года № 2 «О включении города Севастополь в перечень исторических поселений федерального значения, утверждении границ территории исторического поселения федерального значения город Севастополь», предметом охраны исторического поселения федерального значения город Севастополь являются, помимо прочего, в части планировочной структуры, включая ее элементы - трассировка, размеры, исторические линии застройки улично-дорожной сети, в том числе, набережная Корнилова; в части объемно-пространственной структуры - береговая линия застройки парадного фасада города, ярусное построение композиции города, обращенной в сторону морских бухт; в части композиционно-видовых связей (панорамы), соотношения природного и созданного человеком окружения – панорамное раскрытие с Приморского бульвара – Константиновский и Михайловский бастионы, Артиллерийская бухта, трасса паромов и катеров на Северную сторону, панорамное раскрытие с мола – место соединения Северной и Южной бухт, ансамбль набережной и Приморского бульвара, памятник «Матросу и солдату», Северная сторона (Приложение № 2).

Следовательно, необходимость обеспечения визуального восприятия среды населенного пункта, в данном случае – набережной Корнилова и бухт, одновременно являющихся и предметом охраны исторического поселения, напрямую влияет на законность размещения в данном месте НТО.

Доводы административного истца со ссылкой на договор от 27.07.2016г. между ООО «ЛА ЛОБА» (участником свободной экономической зоны) и Правительством Севастополя об условиях деятельности в свободной экономической зоне на территории города федерального значения Севастополя и Инвестиционную декларацию о том, что в связи с исключением места из Схемы размещения НТО ООО «ЛА ЛОБА» лишается возможности осуществления предпринимательской деятельности, подлежат отклонению как неподтвержденные соответствующими доказательствами.

Приказом Минпромторга России от 25 декабря 2014 года № 2733 «Об утверждении Стратегии развития торговли в Российской Федерации на 2015 - 2016 годы и период до 2020 года» предусмотрено, что при отсутствии системных нарушений правил торговли и желании хозяйствующего субъекта продолжать торговую деятельность по истечении сроков разрешенного размещения нестационарного торгового объекта необходимо обеспечивать продление договоров (иных разрешительных документов) без проведения конкурентных процедур. При градостроительной необходимости освобождения места размещения нестационарного торгового объекта следует обеспечивать предоставление хозяйствующему субъекту альтернативных равноценных компенсационных мест, реализуя принцип «меняется место - сохраняется бизнес» (п. 3.2.2).

Кроме того, согласно правовой позиции, выраженной в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 29 января 2015 года № 225-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы Администрации города Иркутска на нарушение конституционных прав и свобод положением части 6 статьи 10 Федерального закона «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации», осуществление местной администрацией отнесенных уставом муниципального образования к ее ведению полномочий по решению вопросов местного значения должно обеспечивать реализацию интересов местного сообщества при решении вопросов местного значения, развитие муниципального образования, в том числе расширение сферы услуг, и не может носить произвольный характер. Положение части 6 статьи 10 Федерального закона «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации», предусматривающее, что утверждение (изменение) схемы размещения нестационарных торговых объектов не может служить основанием для пересмотра мест размещения торговых объектов, строительство, реконструкция или эксплуатация которых начаты до утверждения указанной схемы, направлено на обеспечение условий для предоставления населению торговых услуг, стабильности прав хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность, возможности долгосрочного планирования ими своего бизнеса, на недопущение передела рынка, сокращения или прекращения торгового бизнеса, ухудшения положения субъектов предпринимательской деятельности при изменении органами публичной власти схемы размещения нестационарных торговых объектов, сокращения сферы торговых услуг. При этом реализация законоположения должна основываться на вытекающем из Конституции Российской Федерации требовании согласованного осуществления конституционных ценностей, включая ценности, связанные с гарантированием свободы экономической деятельности и поддержкой конкуренции (статья 8, часть 1), с одной стороны, и признанием и гарантированием самостоятельности местного самоуправления в пределах его полномочий (статья 12) - с другой. Органы местного самоуправления не лишены возможности, действуя в пределах своих полномочий, решать вопросы размещения торговых объектов, принимая во внимание их нестационарный характер, в целях создания условий для наилучшего удовлетворения потребностей населения в получении необходимых товаров, работ и услуг по месту жительства и без ущерба для стабильного ведения предпринимательства, с тем, чтобы при изменении места ведения бизнеса сам бизнес сохранялся.

Аналогичная позиция высказана Конституционным Судом Российской Федерации в Определении от 06 декабря 2018 года №3111-О.

Однако в данном конкретном случае суд исходит из того, что ООО «ЛА ЛОБА» (основной вид деятельности согласно выписке из ЕГРЮЛ – деятельность ресторанов и услуги по доставке продуктов питания) на основании договора от 22.12.2016г. является до настоящего времени арендатором бара <данные изъяты>» на набережной <адрес>, осуществляет в нем предпринимательскую деятельность, а открытая площадка при нем на причале, исходя из положений подпункта 11 пункта 1.3 Порядка размещения НТО, самостоятельным торговым объектом не является. Доказательств обратного, в том числе невозможности существования бизнеса в результате принятия оспариваемого постановления, административным истцом не представлено.

При таких обстоятельствах суд полагает, что оспариваемая Обществом норма сама по себе не препятствует осуществлению ему торговой деятельности в качестве хозяйствующего субъекта, исключение места из Схемы размещения НТО осуществлено в рамках реализации полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов размещения нестационарных торговых объектов, с соблюдением баланса интересов бизнеса и общественных интересов, обеспечения условий и комфортности проживания граждан в городе Севастополе, сохранения исторического облика города.

Рассматривая доводы административного истца о нарушении процедуры принятия оспариваемого в части постановления в связи с отсутствием оценки регулирующего воздействия его, суд исходит из следующего.

В соответствии с пунктом 1 статьи 26.3.3 Федерального закона от 06.10.1999г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» проекты нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, устанавливающие новые или изменяющие ранее предусмотренные нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации обязанности для субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности, а также устанавливающие, изменяющие или отменяющие ранее установленную ответственность за нарушение нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, затрагивающих вопросы осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности, подлежат оценке регулирующего воздействия, проводимой уполномоченными органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Как предусмотрено пунктами 1.1, 2 и 3 этой же статьи 26.3.3, оценка регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации проводится в целях выявления положений, вводящих избыточные обязанности, запреты и ограничения для субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности или способствующих их введению, а также положений, способствующих возникновению необоснованных расходов субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности и бюджетов субъектов Российской Федерации.

Нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, затрагивающие вопросы осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности, в целях выявления положений, необоснованно затрудняющих осуществление предпринимательской и инвестиционной деятельности, подлежат экспертизе, проводимой в порядке, установленном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Согласно статье 13 Закона города Севастополя от 29.09.2015г.№ 185-ЗС «О правовых актах города Севастополя» оценка регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов, затрагивающих вопросы осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности, проводится осуществляющими их подготовку государственными органами города Севастополя (должностными лицами), иными лицами, имеющими в соответствии с Уставом города Севастополя и законодательством города Севастополя право вносить в государственные органы города Севастополя проекты нормативных правовых актов, в целях, указанных в абзаце втором части 1 статьи 26.3-3 Федерального закона от 06.10.1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», и в порядке, определенном Правительством Севастополя.

Принятие (издание) нормативного правового акта, затрагивающего вопросы осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности, не допускается без заключения уполномоченного органа об оценке регулирующего воздействия проекта такого нормативного правового акта.

Постановлением Правительства Севастополя от 03.04.2015г. № 269-ПП утверждено Положение о проведении оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов города Севастополя.

В соответствии с пунктами 2,3,6 названного Положения оценка регулирующего воздействия проектов актов проводится осуществляющими их подготовку государственными органами города Севастополя (должностными лицами), иными лицами, имеющими в соответствии с Уставом города Севастополя и законодательством города Севастополя право вносить в государственные органы города Севастополя проекты нормативных правовых актов (разработчик).

Уполномоченным органом в сфере оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов является уполномоченный Правительством Севастополя исполнительный орган государственной власти города Севастополя. Уполномоченный орган осуществляет экспертизу проведенной разработчиком оценки регулирующего воздействия проектов актов.

Оценка регулирующего воздействия проектов актов проводится разработчиком после принятия решения о подготовке проекта акта.

Из существа названных правовых норм следует, что в отношении нормативного правового акта, принимаемого на территории города Севастополя, затрагивающего вопросы осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности, необходимо проведение процедуры оценки регулирующего воздействия.

Такая оценка регулирующего воздействия оспариваемого постановления Правительства Севастополя № 290-ПП от 17.05.2018 г. не проводилась. Вместе с тем, исходя из целей, для достижения которых применяется процедура оценки регулирующего воздействия проекта нормативного правового акта (выявление положений, вводящих избыточные обязанности, запреты и ограничения для субъектов предпринимательской деятельности или способствующих их введению, а также положений, способствующих возникновению необоснованных расходов субъектов предпринимательской деятельности), учитывая, что в ходе судебного разбирательства судом не установлено нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца оспариваемым в части нормативным правовым актом, полагаю, что не проведение такой оценки само по себе не может быть расценено как нарушение, влекущее безусловное признание его недействующим, при том, что постановление Правительства Севастополя от 09.11.2015г. № 1030-ПП и 13 последующих постановлений о внесении в него изменений прошли процедуру оценки регулирующего воздействия.

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что оспариваемый в части нормативный акт не нарушает прав и законных интересов административного истца, принят Правительством Севастополя в пределах полномочий и в соответствии с его компетенцией, опубликован в установленном порядке и не противоречит нормативным актам, имеющим большую юридическую силу, в связи с чем оснований для удовлетворения административного искового заявления ООО «ЛА ЛОБА» не усматривается.

Руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

В удовлетворении административного иска Общества с ограниченной ответственностью «ЛА ЛОБА» о признании не действующим постановления Правительства Севастополя от 17 мая 2018 года № 290-ПП «О внесении изменений в постановление Правительства Севастополя от 09 ноября 2015 года № 1030-ПП «О размещении нестационарных торговых объектов на территории города Севастополя и внесении изменений в постановление Правительства Севастополя от 31 марта 2015 года № 246-ПП и от 29 мая 2015 года № 459-ПП» в части исключения из Схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории города Севастополя места размещения нестационарного торгового объекта под порядковым номером (приложение № 6), номер места на карте Л16 – (приложение № 7), по адресу: город Севастополь, набережная <адрес> - отказать.

На решение может быть подана апелляционная жалоба, а прокурором - принесено апелляционное представление в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме путем подачи жалобы или представления через Севастопольский городской суд.

Судья Т.А. Артамонова

Мотивированное решение изготовлено 18 марта 2019 года.